ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 6
С.В. Андроников1,
профессор Университета имени Джорджа Мейсона (США),
В.А. Малугин2,
доцент кафедры математических методов анализа экономики экономического
ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова,
М.Е. Ульянова3,
начальник отдела проектов, ассистент кафедры маркетинга экономического
ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова
ИННОВАЦИОННЫЙ АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЙ
ПРОЕКТ ОБУЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИКЕ И МЕНЕДЖМЕНТУ
В представленной статье авторами рассматривается совместный инновационный проект Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Университета имени Джорджа Мейсона (США) по интеграции обучения студентов экономике и менеджменту.
Ключевые слова: высшее образование, международное сотрудничество, инновации, бакалавриат, совместная образовательная программа.
Authors describe and analyze the mutual innovative praject of educational integration in the field of Economics and Management initiated by Lomonosov Moscow State University and George Mason University (USA).
Key words: higher education, international cooperation, innovation, bachelor, mutual educational program.
В России продолжается переход на новую систему образования, которая касается и высшей школы. С одной стороны, школьники, пришедшие в высшие учебные заведения с результатами ЕГЭ, обладают другим менталитетом, в значительной степени иными знаниями, чем это было 10 лет назад. С другой стороны, вхождение России в рынок, развитие конкурентной борьбы требуют от выпускника вуза, чтобы он удовлетворял новым потребностям времени. Задача состоит в том, чтобы дать студенту фундаментальное общее образование и в то же время наделить его такими знаниями и навыками в выбранной им будущей сфере деятельности, которые необходимы рыночной экономике и которые позволят студенту свободно разбираться в глобальной системе мировой экономики. Какие курсы должен прослушать студент, насколько глубоко
1 Андроников Сергей Валерьевич, тел.: + 7 (495) 939-29-13; e-mail: [email protected]
2 Малугин Виталий Александрович, тел.: + 7 (495) 939-30-01; e-mail: [email protected]
3 Ульянова Мария Евгеньевна, тел.: + 7 (495) 939-57-55; e-mail: [email protected]
тот или иной курс должен быть освоен? Эти вопросы стоят на повестке дня перед методическими комиссиями вузов. Вице-президент РАН академик А.Д. Некипелов указывает: «Наша задача — обеспечить выпускникам фундаментальное экономическое образование, привить им навыки исследовательской деятельности и профессионального общения с зарубежными коллегами. Сегодня все это немыслимо без глубокой математической подготовки, свободного владения английским языком». Для Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (далее МГУ) подобная задача особенно важна.
Университеты МГУ и СПбГУ не только де-факто, но и юридически возглавляют образовательный процесс, являясь ядром создающихся в стране научно-образовательных центров, и признаются национальным достоянием нашей страны.
Каково должно быть содержание нового образования? Какие новые организационные формы должен принять образовательный процесс? Основной упор в сфере высшего образования делается, очевидно, на переход к новым учебным программам. Во главу угла ставятся компетенции выпускника.
Новым образовательным подходом к обучению студентов, который отличается новизной как по содержанию программ обучения, так и по форме их организации, является инновационный проект МГУ и Университета Джорджа Мейсона по интеграции обучения студентов экономике и менеджменту, предложенный одним из авторов этой статьи С.В. Андрониковым. Будучи выпускником МГУ, занимаясь преподавательской деятельностью в американских университетах, автор одновременно являлся одним из руководителей университетской администрации. По результатам изучения особенностей американского образования ему удалось разработать инновационную образовательную программу по обучению российских студентов, объединив учебные академические подходы МГУ и Университета Джорджа Мейсона. Каждый из университетов имеет свои достижения в организации учебного процесса, в методике преподавания, в предметной направленности и глубине уровня преподавания предметов. Если построить учебный процесс так, что будет собрано все лучшее, что могут дать университеты студенту, то по окончании учебы выпускник будет владеть новейшими общекультурными, профессиональными, организационно-управленческими и педагогическими компетенциями, получит два диплома — ведущих вузов России и Америки, в совершенстве будет владеть английским языком, станет настоящим «гражданином мира». Интегрируя образовательные подходы, теоретические знания и практические навыки двух ведущих мировых держав, выпускники
подобной программы станут высококонкурентоспособными и востребованными на мировом рынке труда.
Подобная инновационная программа создана на уровне бакалавриата и направлена на интеграцию обучения студентов экономике и менеджменту. Она была поддержана руководством факультетов экономики и менеджмента Университета Джорджа Мейсона и руководством экономического факультета МГУ, а также профессорско-преподавательским составом. В результате сопоставления преподаваемых курсов, тестов, академических нагрузок, американских, российских и европейских образовательных кредитов были составлены уникальные учебные планы, гарантирующие полное детальное соответствие полученного образования американскому диплому бакалавра наук и бакалавриатскому диплому МГУ.
Сегодня потребность в специалистах, имеющих высшее зарубежное и высшее российское образование, как никогда велика. Зная языки, обладая знаниями как западной, так и российской экономики, выпускники программы будут способствовать интеграции России в мировое экономическое пространство. Именно они, имея дипломы выпускника МГУ и одновременно выпускника Университета Джорджа Мейсона, смогут более успешно решать задачи продвижения российских товаров на мировой рынок, внедрять достижения зарубежной мысли и технологии в российский экономический процесс и обеспечивать участие российской экономики и бизнеса в процессах глобализации мировой экономики.
Относительно образовательного процесса необходимо отметить следующее: в последние годы российской и мировой тенденцией в образовании стало то, что многие выпускники вузов, закончив обучение в своей стране, направлялись за рубеж для продолжения образования. Некоторые сразу после окончания школы ехали поступать в западноевропейский или американский высшие учебные заведения.
Одним из обязательных условий поступления в западный вуз является профессиональное знание английского языка, подтвержденное тестом TOEFL. Однако опыт профессорско-преподавательской работы с подобными студентами в Америке показал, что иностранные студенты, получившие необходимые баллы по TOEFL и зачисленные в западные университеты, начинают понимать и полностью усваивать программу обучения предмета на английском языке только через несколько месяцев. Также первые полгода или даже год обучения у иностранных студентов проходит очень тяжело и болезненно в культурном и социальном плане.
Исходя из этого и стремясь к плавной интеграции образовательных подходов двух различных школ, МГУ и Университетом Джорджа Мейсона было предложено следующее: поступив на эко-
номический факультет Московского государственного университета, абитуриент получает возможность сразу же стать студентом американского Университета Джорджа Мейсона (далее — американский университет). Первокурсник, закончив первый семестр на экономическом факультет МГУ, продолжает обучение в американском университете, где в течение последующих трех семестров преподаватели МГУ читают базовые университетские дисциплины в основном на русском языке, давая на английском основные термины и ключевые слова. Так как в московском университете сильны математические традиции, математические и другие сложные в освоении дисциплины также преподают профессора МГУ. Параллельно проводятся занятия по углубленному изучению английского языка американскими преподавателями. Прослушав в первой половине дня курс преподавателя МГУ, студент программы во второй половине дня осваивает английский язык с преподавателями американского университета. При этом студент почти постоянно пребывает в англоязычной лингвистической среде и активно осваивает английский язык на занятиях и в быту.
Через два года, когда начинается специализация, российские студенты сдают TOEFL и уже слушают курсы у американских профессоров Университета Джорджа Мейсона из обязательного перечня и списка по выбору. Кроме того, студенты проходят практику в американских фирмах, приобретая таким образом практические навыки решения экономических проблем и вопросов, связанных с ведением бизнеса и менеджмента в западных компаниях.
В течение учебного года студенты пишут курсовые работы, а по окончании американского периода обучения — выпускную квалификационную работу. В конце восьмого семестра студенты приезжают на экономический факультет МГУ, где и проходит защита выпускной квалификационной работы. Следует сказать, что ни один из университетов в предлагаемой программе не декларирует открытие филиала в стенах другого. Рассматривается возможность организации учебы также встречного потока студентов, поступивших в Университет Джорджа Мейсона и желающих слушать лекции у российских профессоров в России
Реализация программы началась в сентябре 2009 г. Группа студентов, поступивших в московский университет и пожелавших принять участие в этом проекте, после окончания первого семестра в МГУ продолжила образование в стенах американского университета под руководством российских педагогов.
Что на данный момент является несомненным достоинством проекта?
1. Студенты последовательно изучают один предмет за другим по модульному принципу, параллельно углубляя свои знания под
руководством американских преподавателей по английскому языку. Общение на бытовом уровне с американскими соседями по общежитию, в библиотеке, столовой и т.д. ускоряет процесс освоения языка.
2. При параллельном изучении предметов часто возникала проблема, связанная с невозможностью воспользоваться материалом другого предмета. Например, при изучении микроэкономики уже в первом семестре надо уметь дифференцировать и интегрировать, а этот материал в курсе математического анализа изучается в течение всего года. Частично данная проблема решалась посредством пропедевтики, но, как показал опыт, результаты были незначительны. При последовательной подаче материала студенты изучают и сдают экзамен сначала по математическому анализу, после чего приступают к освоению микроэкономики, которая должна даваться в полном объеме без скидок на неумение, например, найти интеграл.
3. Преподаватель, занимающийся со студентами в малой группе каждый день по четыре часа, сосредоточен именно на этой группе, учитывает индивидуальные особенности студентов, вникает в мелочи, строя свои лекции и семинары максимально эффективно для каждого — вплоть до индивидуальной программы занятий.
Из нескольких преподавателей по одному предмету администрацией проекта может быть приглашен тот, кто лучше справится со своей задачей подачи сложного материала на понятном языке, т.е. имеющий педагогические склонности.
Преподаватели, сменяя друг друга, могут заранее согласовывать курсы, акцентируя внимание на определенных темах.
4. Находясь в американском университете, преподаватели МГУ имеют возможность встречаться с американскими коллегами по своей исследовательской области, обсуждать научные идеи, работать в библиотеке, обмениваться результатами научных исследований и совместно участвовать в международных грантах, научных проектах и т.д. Также российские профессора могут давать открытые уроки, семинары, принимать участие в коллоквиумах, делать научные презентации и доклады для профессорско-преподавательского и студенческого сообщества американского университета.
С чем связаны возможные трудности проекта?
1. Каждый день занятий эквивалентен почти трем лекциям или семинарам при семестровой подаче материала. Пропуск одного или нескольких занятий студентом по болезни приводит к тому, что догнать группу становится проблематично. Как выход из ситуации предлагается возможность видеозаписи лекций на цифровые носители для изучения студентом пропущенного материала на компьютере.
2. Пересдачи при модульной схеме обучения затруднены и автоматически переносятся на лето. В силу этого возможно рассматривать вариант предоставления студентам недельных каникул, которые они могут использовать при необходимости и для пересдачи.
3. При отмене преподавателем по уважительным причинам своих занятий невозможно быстро найти замену (оформление выездных документов требует обычно около двух недель). Как альтернативный вариант можно рассматривать создание резервного списка преподавателей, предварительно оформленных на выезд.
4. Развитие этой перспективной инновационной программы сдерживается высокой ценой обучения и проживания студента в Америке. Стоимость образования для семей из США, чьи дети учатся в Университете Джорджа Мейсона, является приемлемой, обеспечивается кредитом по низкой процентной ставке. Однако стоимость очень высока для семей из России и стран СНГ, чьи доходы в среднем значительно ниже. Выход для семей с небольшими доходами может быть в поддержке подобной системы образования российскими государственными структурами, в привлечении спонсорской помощи фирм, которые заинтересованы в таких выпускниках, а также в выдаче финансового кредита на период обучения.
Кроме того, частично оплата может производиться самим студентом, если он пожелает устроиться на временную почасовую работу в американском университете, например помощником по ряду университетских программ, секретарем, референтом, компьютерным аналитиком, переводчиком и т.д.
Суммируя инновационную значимость программы, следует отметить наиболее значимые ее моменты.
Совместная работа академических комиссий экономического факультета МГУ и американского университета по сопоставлению их учебных курсов и программ, методик образования и академических требований позволила создать уникальную международную образовательную программу, по которой студенты, обучаясь на русском и английском языках, получают полновесное образование. Оно соответствует всем академическим и сертификационным требованиям двух ведущих вузов России и Америки — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Университета имени Джорджа Мейсона.
Студенты экономического факультета МГУ имеют возможность получить высшее образование в двух лучших университетах мира, параллельно совершенствуясь в английском языке и познавая культуру и традиции страны—носителя языка.
Получив дипломы МГУ и Университета Джорджа Мейсона, студенты становятся уникальными двуязычными специалистами,
имеющими лучшее академическое образование в своих областях и на личном опыте изучившими экономические, политические, социально-культурные особенности двух ведущих мировых держав.
Также одним из достоинств проекта является то, что ведущий профессорско-преподавательский состав экономического факультета МГУ наряду с возможностью преподавания в США будет вовлечен в научно-исследовательскую и учебно-методическую работу с американскими коллегами. Цель такой работы — создание базы для совместных международных программ, для научных исследований.
Эта общая работа позволит организовать постоянный, оперативно действующий мозговой академический центр по решению насущных мировых экономических проблем, в котором будут задействованы ученые двух ведущих мировых держав. Появится возможность в реальном времени и на конкретных примерах исследовать, моделировать, проверять и контролировать возможные пути решения различных экономических, финансовых, социальных проблем США и России.
Студенты МГУ, став участниками такой международной программы, смогут проводить двусторонние исследования по решению глобальных экономических проблем, непосредственно взаимодействуя с профессорами экономического факультета МГУ и Университета Джорджа Мейсона.
Отметим также, что хотя представленный российско-американский проект образования бакалавров только набирает обороты, он уже показал существенное повышение успеваемости, посещаемости и заинтересованности в обучении среди студентов программы и вызвал большой интерес среди остального студенческого и профессорско-преподавательского сообщества МГУ.
Таким образом, представленная программа открывает уникальную возможность для углубленного двустороннего академического сотрудничества между студентами и ведущими научными сотрудниками России и Америки. Ее основная цель — создание нового уровня образовательных международных программ, направленных на реальное партнерство и международное взаимодействие. Предлагаемая инновационная программа позволяет реально «перезагрузить» отношения между Россией и Америкой и создать взаимопонимание как в научных, так и в образовательных вопросах для совместного решения насущных мировых экономических проблем.