Научная статья на тему 'Конкурс профессионального мастерства как элемент повышения педагогических компетенций преподавателей образовательных организаций МВД России'

Конкурс профессионального мастерства как элемент повышения педагогических компетенций преподавателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный рост / конкурс профессионального мастерства / физическая подготовка / система оценки профессионализма / уровень профессионализма преподавателей / professional growth / professional skills competition / physical training / professional assessment system / professionalism of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Григорьевич Ященко, Дмитрий Геннадьевич Морев

Рассматривается процесс профессионального роста преподавателей по физической подготовке, требования и критерии оценки уровня их профессиональных и практических умений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Григорьевич Ященко, Дмитрий Геннадьевич Морев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEST OF PROFESSIONAL SKILLS AS AN ELEMENT OF THE IMPROVEMENT OF PROFESSOR PEDAGOGICAL COMPETENCES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF THE RUSSIAN FEDERATION

The process of professional growth of teachers in physical training, requirements and criteria for assessing the level of their professional and practical skills is considered

Текст научной работы на тему «Конкурс профессионального мастерства как элемент повышения педагогических компетенций преподавателей образовательных организаций МВД России»

7. Селиверстов С.А. Самбо: (Спортивный, боевой и специальный разделы): учеб.-метод. и нагляд. пособие / С.А. Селиверстов. М.: Межрегион. ассоц. соц. защиты ветеранов спецподразделений правоох-ран. органов и спецслужб «Витязь», 1997. 509 с.

8. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 592 с.

9. Физическая подготовка: Учебное пособие / B.C. Кшевин, В.В. Мороз, В.П. Усенко, В.П. Бирю-

ков, В.А. Серебрянников. М.: ИНЦГУК МВД России, 2003. 288 с.

10. Физическая сила и ее виды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://body-zone.ru/ dюtюnary/byid/fizюheskaya_sila_i_ee_vidy. Дата обращения 11 сентября 2017 г.

11. Чехранов Ю.В. Приемы борьбы как спортивный компонент физической подготовки курсантов вузов МВД России: учебно-методическое пособие / Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 70 с.

УДК 378 ББК 74

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Юрий Григорьевич Ященко,

доцент кафедры ОФ и ТСП Брянского филиала ВИПК МВД России;

Дмитрий Анатольевич Платонов,

заместитель начальника кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Дмитрий Геннадьевич Морев,

доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя УНК СП Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается процесс профессионального роста преподавателей по физической подготовке, требования и критерии оценки уровня их профессиональных и практических умений.

Ключевые слова: профессиональный рост, конкурс профессионального мастерства, физическая подготовка, система оценки профессионализма, уровень профессионализма преподавателей.

CONTEST OF PROFESSIONAL SKILLS AS AN ELEMENT OF THE IMPROVEMENT OF PROFESSOR PEDAGOGICAL COMPETENCES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF THE RUSSIAN FEDERATION

Yuriy G. Yashchenko,

Associate Professor of the Department of firearms, physical and special-tactics qualification of Bryansk Branch of Federal State Educational institution of additional professional education All-Russian Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the

Russian Federation; Dmitriy A. Platonov,

Deputy Chief of the Department of Physical education of the research and education complex of special qualification of the V.Ya. Kikot Moscow

University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

Dmitriy G. Morev,

Associate Professor of the Department of Physical education of the research and education complex of special qualification of the V.Ya. Kikot

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract. The process of professional growth of teachers in physical training, requirements and criteria for assessing the level of their professional and practical skills is considered.

Keywords: professional growth, professional skills competition, physical training, professional assessment system, professionalism of teachers.

Проблема состояния служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД обостряется в последнее время. В системе профессионального обучения МВД России присутствуют дисциплины, сугубо прикладного характера в задачу которых, входит не только дать знания, но и выработать практические навыки выполнения технических действий. К ним относится «Физическая подготовка», почти все занятия по данному предмету практические, да и преподавание физической подготовки довольно специфично. Для успешного обучения преподаватели по физической подготовке должны обладать целым рядом качеств не только коммуникативных, позволяющих доступно объяснить материал, но и физических, необходимых для качественной демонстрации технических действий. Поэтому к преподавателям предъявляются высокие требования по уровню их физической подготовленности, умениям и навыкам выполнения и качественной демонстрации боевых приемов борьбы.

Кроме этого, в методических разработках и видео обучающих материалах различных авторов часто просматривается не однозначное понимание технических действий, описанных в «Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (НОФП). Это связано с тем, что в настоящее время, преподаватели кафедр ФП и инструкторы БиФП, образно говоря «варятся в собственном котле», у них нет возможности, в полной мере, обменяться практическим опытом с лучшими специалистами других образовательных учреждений. Проводимые научные конференции, в немалой степени способствуют обмену опытом между преподавателями, но, к сожалению, это в большей степени «теоретический контакт».

Профессиональному росту преподавателей могло бы способствовать создание условий для демонстрации профессиональных умений и навыков лучших преподавателей образовательных учреждений МВД России, в условиях соревнований, проводимых в рамках конкурса профессионального мастерства, на которых можно оценить уровень владения профессиональными умениями преподавателей и обменяться практическим опытом.

Конкурсы профессионального мастерства имеют свою историю. Профессиональные педагогические конкурсы зародились в России в 20-е годы прошлого столетия. Еще в 1923 году газетой «Правда» совместно с Наркомпросом был организован Всероссийский конкурс на лучшего учителя [2]. В настоящее время Министерство внутренних дел ежегодно проводит конкурсы на лучшего по профессии среди различных категорий сотрудников ОВД Российской Федерации, в том числе преподавателей образовательных организаций [1].

Концептуальная идея проведения конкурса на звание «Лучший преподаватель образовательной организации МВД России» заключается в сопоставлении количества баллов, набранных профессорско-преподавательским составом по выполнению должностных обязанностей, определенных квалификационным списком работ учебно-педагогической деятельности преподавателя, за определенный промежуток времени.

Как известно учебно-педагогическая деятельность преподавателей является многогранной, охватывает учебную, учебно-методическкую, научную, воспитательную виды работ, а также общественную активность и уровень достигнутой квалификации. Поэтому, вполне обоснована рейтинговая оценка профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России предложенная Ю.П. Груненковым, Ю.Н. Демидовым и С.А. Яков-цовым [6]. Они предлагают определять комплексный рейтинг на основе 6 показателей:

• достигнутой квалификации;

• учебной активности;

• учебно-методической активности;

• научной активности;

• воспитательной работы со слушателями;

• общественной активности;

Вместе с тем, педагогическая деятельность преподавателей физической подготовки имеет некоторую специфику, связанную с необходимостью образцового показа изучаемого технического действия. Поэтому критериев оценки рейтинга достигнутой квалификации на наш взгляд недостаточно.

Вопрос оценки профессионального мастерства преподавателей физической подготовки неодно-

266

Вестник экономической безопасности

№ 4/2017

кратно поднимался в научных исследованиях. Еще в 1994 г. Клименко С.В. предложил систему оценки профессионализма преподавателей физической подготовки в системе МВД России [4]. Однако формы проведения такой оценки до сих пор в системе образовательных ор не создано.

В 90-х годах прошлого века среди сотрудников МВД России начали проводиться соревнования по «Самозащите без оружия», условия проведения которых были предложены Кустовым А.Н. [5], они состояли из двух этапов — демонстрация техники выполнения приемов самозащиты и борьбы самбо, позже к ним добавился бокс. Демонстрация техники выполнения боевых приемов борьбы в этих соревнованиях была сильно регламентирована, нужно было выполнять именно те приемы и комбинации из них, которые были указанны в билете.

В настоящее время проводится демонстрация техники выполнения боевых приемов борьбы как первый этап в рамках соревнований по борьбе самбо и по дзюдо. В проведении первого этапа указанных соревнований стало меньше условностей, предлагается только вид нападения, а способ защиты остается за выбором спортсмена, что, безусловно, способствует повышению зрелищности и значимости «Самозащиты без оружия» для сотрудников ОВД.

Несмотря на позитивные изменения в этой спортивной дисциплине, хотелось бы отметить, что первоначальная концепция проведения соревнований по «Самозащите без оружия», на наш взгляд, прекрасно вписывается в область профессиональной деятельности преподавателей физической подготовки системы МВД России. Действительно, если сотруднику ОВД в практической деятельности, при задержании правонарушителя достаточно провести одно из технических действий и по большому счету ему можно уметь выполнять небольшое количество боевых приемов борьбы, то преподаватель в совершенстве должен владеть всем арсеналом приемов для качественного обучения курсантов, слушателей и сотрудников МВД России.

В этой связи, на наш взгляд, назрела необходимость возобновления соревнований по «Самозащите без оружия» в жестко регламентированной форме в рамках конкурса на выявление лучшего по профессии преподавателя физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России. ДГСК МВД России имеет все возможности для проведе-

ния подобного конкурса. В программу проведения такого конкурса вместе с демонстрацией техники выполнения боевых приемов борьбы, на наш взгляд, необходимо включить выполнение таких упражнений как челночный бег 10х10 м., подтягивание на перекладине, а также проверку качества знаний по теории и методике физической подготовки.

Без сомнения, можно утверждать, что проведение подобного конкурса по выявлению лучшего преподавателя физической подготовки способно повысить уровень профессионализма преподавателей участвующих в них и при подготовке к этим соревнованиям оживить атмосферу на кафедрах ФП образовательных учреждений. Повысить значение такого конкурса могла бы соответствующая оценка победителя со стороны руководства ДКО МВД России.

Учитывая значимость физической подготовки для практической деятельности сотрудников органов внутренних дел организация подобного конкурса могла бы способствовать профессиональному росту преподавателей физической подготовки системы подготовки кадров МВД России и как следствие повышения уровня физической подготовки сотрудников.

Литература

1. Приказ МВД РФ от 21.10.2005 № 850 «Об утверждении положения о конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии».

2. Газета «Правда» № 65 от 24 апреля 1923 года.

3. Белогурова Я.Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. 2016. № 15.1. С. 49—52.

4. Клименко С.В. Формирование профессионального мастерства преподавателей физической подготовки учебных заведений МВД России. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1994. 249 с.

5. Кустов А.Н. Прикладная подготовка самбистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. 26 с.

6. Груненков Ю.П., Демидов Ю.Н., Яков-цов С.А. Мониторинг деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций дополнительного профессионального образования МВД России на звание «Лучший преподаватель». Методические рекомендации. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.