Научная статья на тему 'Конкурентый анализ деятельности и инновационных технологий торговой сети "Пятерочка"'

Конкурентый анализ деятельности и инновационных технологий торговой сети "Пятерочка" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3509
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РОЗНИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Татьяна Викторовна, Семенова Мария Дмитриевна, Монахова Юлия Дмитриевна

Данная статья посвящена оценке и анализу конкурентоспособности магазина «Пятёрочка». В результате сравнения ведущих розничных продуктовых сетей, были выявлены факторы, способствующие эффективному экономическому развитию предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентый анализ деятельности и инновационных технологий торговой сети "Пятерочка"»

УДК 339.1

КОНКУРЕНТЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

«ПЯТЕРОЧКА» Кириллова Татьяна Викторовна, к.э.н., доцент Семенова Мария Дмитриевна, студент Монахова Юлия Дмитриевна, студент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Данная статья посвящена оценке и анализу конкурентоспособности магазина «Пятёрочка». В результате сравнения ведущих розничных продуктовых сетей, были выявлены факторы, способствующие эффективному экономическому развитию предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, торговля, показатели эффективности деятельности, розница.

Конкурентоспособность предприятия определяется перспективами использования конкурентных преимуществ, как признаков, которых нет у других участников рынка. Исследованию ключевых преимуществ субъектов рынка посвящён конкурентный анализ, который позволяет апробировать успешный опыт наиболее развитых организаций в исследуемом сегменте рынка. Сложность анализа заключается в выявлении из всего комплекса факторов, воздействующих на деятельность предприятий, приоритетных характеристик, воздействие которых оказывает определяющее влияние на экономическое развитие. Обращение авторов к данной проблеме, с позиции торговой сети X5 RetailGroup, определяет актуальность темы исследований [1-10].

На сегодняшний день X5 RetailGroup является одной из ведущих сетей в российской розничной торговле. Это произошло в 2006 году, после того, как «Пятерочка» объединилась с сетью магазинов «Перекресток».

Сравним ключевые показатели эффективности деятельности X5 RetailGroup. Стоит отметить, что в сетевой розничной торговли ключевыми показателями эффективности являются: выручка; сопоставимые продажи (LFL); посещаемость; средний чек; валовая маржа; рост торговых площадей.

Для наиболее эффективного анализа разобьем X5 RetailGroup по его составляющим. Это также следует сделать для сопоставимости данных и наиболее успешного проведения анализа.

В табл. 1 представлены сравниваемые показатели брендов X5 RetailGroup, ПАО «Магнит», ПАО «Дикси групп». Для сопоставимости данных были взяты данные следующих брендов: Пятерочка, Магнит формата дискаунтер, Дикси. Указанные выше организации основываются на дифференциации бизнеса. Из табл. 1 видно, что наиболее успешным явля-

ется Магнит. Хоть и сопоставимые продажи приблизительно одинаковые, все-таки Пятерочка отстает от своих конкурентов.

Таблица 1 - Анализ ведущих продуктовых ритейлеров

Ключевые показатели эффективности Пятерочка Магнит Дикси

Год 2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016

Прирост выручки, % 8,1 9,6 25,1 26,6 23,8 28,2 37,2 42,2 26,9

Сопоставимые продажи (ЬБЪ), % 10,2 4,2 13,3 5,25 3,7 13,85 3 3,9 13,5

Прирост посещаемости, % 11,7 7,2 13,4 20,2 17,7 17 12 14 15

Средний чек, руб. 234,8 240 265 195,5 205 225 253 272 323

Валовая маржа, % 23,6 24,4 24,5 26,53 28,51 28,88 27,7 30,7 30,5

Прирост торговых площадей, % 19,6 18,7 24 20,7 16,9 15,6 62 24 21

Прирост выручки у компаний в 2016 году примерно одинаковый и находится на достаточно высоком уровне, что говорит о высокой эффективности работы дискаунтеров всех представленных компаний. Однако темпы роста как у Магнита, так и у Дикси выше темпов роста выручки Пятерочки, что в перспективе может негативно сказаться на доле компании в общем обороте розничной торговле. Для наглядности представим данные показатели в виде лепестковой диаграммы (рис. 1).

Рисунок 1 - Бенчмаркинг магазинов формата дискаунтер (2016 год)

Прирост посещаемости в 2016 году находится также на высоком уровне, однако среди анализируемых дискаунтеров данный показатель самый низ-

кий у Пятерочки. Стоит отметить, что самое большое число магазинов данного формата у Магнита, что дает возможность привлекать больше потенциальных клиентов, однако данный показатель за анализируемый период снижается, а у Дикси - увеличивается. В одном регионе присутствия магазины Дикси расположены в непосредственной близости с магазинами Магнита, таким образом, Дикси «переманивает» клиентов Магнита, за счет более привлекательных акций и качества обслуживания. Также, Магнит в основном имеет стратегию входа на периферийные рынки, что позволяет забирать неосвоенные доли покупателей. А в Москве располагается большое количество магазинов Дикси, в большей степени, чем Магнит, однако, стоит отметить, что и Дикси нацелен на расширение географии присутствия за счет захвата неосвоенных периферийных рынков.

Самый маленький средний чек у Магнита, самый большой - у Дикси. Большой средний чек у Дикси связан с наличием у данного магазина большого числа акций, по которым покупатели могут приобрести дорогостоящую продукцию по низкой цене. Рассмотрев данный показатель в динамике, можно утверждать, что средний чек имеет тенденцию к росту, как и вследствие инфляции, так и роста объема каждой покупки.

Валовая маржа - это промежуточный показатель прибыли, позволяющий дать количественную оценку результату деятельности предприятия -если он покрывает постоянные затраты и дает дополнительную прибыль -значит, бизнес работает эффективно. Также по валовой марже можно определить торговую надбавку, следовательно, и о преимуществе в издержках, т.к. организации себе могут позволить определенную торговую надбавку, которая бы покрывала все оставшиеся издержки, при этом получала бы приемлемую прибыль. Самая маленькая валовая маржа - у Пятерочки, самая высокая - у Дикси. Данный показатель имеет тенденцию к росту.

Для понимания факторов, влияющих на данные показатели, рассмотрим стратегические ориентиры компаний [11-16]. Главным отличием стратегий развития компаний заключается в том, что Дикси и Магнит нацелены на расширение географии присутствия собственных магазинов, а для Х5 RetailGroup приоритетом является развитие сети, главным образом, в Москве и ключевых российских регионах.

Х5 RetailGroup нацелен на инновационные технологии, во многом с позиции приоритетного развития таких форматов, как гипермаркет и диска-унтер. В основном за счет того, что показатель LFL у данных форматов наиболее высокий.

Сеть Магнит развивается преимущественно в регионах. Большое внимание уделяется собственной логистике: от инвестиций в распределительные центры и автопарк до осуществления операций по прямому импорту. Компания активно привлекает акционерный капитал на фондовом рынке с тем, чтобы поддерживать уровень долга на приемлемом для себя уровне. Успешное развитие «Магнита» эксперты объясняют кадровой политикой (у них есть система мотивации; сеть, в отличие от конкурентов, не использу-

ет заемный труд, количество линейного персонала на квадратный метр у них меньше); работой с собственными торговыми марками (получает максимальную выручку от их продажи среди конкурентов); грамотно построенной логистикой (самый большой среди конкурентов автопарк).

На основании проведенного анализа был сформирован перечень рекомендаций [17-23], внедрение которых позволило бы повысить эффективность работы всей сети X5 RetailGroup в целом.

1. Увеличение доли рынка:

- органический и неорганический рост. Осуществление органического роста за счет открытия новых магазинов. Осуществление неорганического роста за счет сделок по слияниям и поглощениям;

- приоритетное развитие в таких экономических районах, как СевероЗападный экономический район, Центральный экономический район и Центрально-Черноземный экономический район;

- расширение географии присутствия, путем открытия новых магазинов на незанятых территориях конкурентами, либо на территориях, где слабо развиты сети конкурентов;

- поглощение наиболее эффективных франчайзинговых магазинов в регионах.

2. Мультиформатная стратегия развития:

- создание мультиформатных филиалов в регионах присутствия;

- приоритетное развитие форматов «гипермаркет» и «дискаунтер»;

- возобновление деятельности проекта Е5.

3. Операционная эффективность:

- оптимизация ассортимента товаров в соответствии с запросами потребителей;

- интеграция приобретаемых сетей в существующие форматы группы;

- подготовка достаточного кадрового резерва для новых объектов;

- привлечение высокопрофессиональных специалистов из ведущих международных сетей. Повышение уровня качества рабочей силы путем отказа от услуг аутсорсинговых компаний и привлечение собственных трудовых ресурсов с образованием не ниже полного общего для основного персонала, работающего в торговом зале. Так же для повышения эффективности работы персонала необходимо увеличить заработную плату как минимум до уровня заработной платы основных конкурентов.

4. Рентабельность:

а) рост сопоставимых продаж, превосходящий конкурентов за счет инвестирования в цены, рекламу, ристайлинг и оптимизации ассортимента;

б) поддержание рентабельности на высоком уровне за счет:

- оптимизации дистрибуционной и логистической деятельности;

- увеличения доли собственных торговых марок в ассортименте магазинов;

- развития категории высоко маржинальных продуктов в ассортименте магазинов (свежие продукты, полуфабрикаты, салаты);

- контроля над операционными расходами.

Таким образом, перспективы развития торговой сети «Пятерочка», как и всей группы Х5 RetailGroup, достаточно благоприятны. Однако для достижения высоких экономических результатов, необходимо повышение эффективности работы по целому ряду представленных направлений.

Список литературы

1. Федько В.П., Дудакова И. А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли//Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

2. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мерчан-дайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621-627.

3. Кхалаф К.З., Дудаков Г.С. Организационно-экономические аспекты потребления продуктов здорового образа жизни // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 859-863.

4. Крымов С.М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.

5. Крымов С. М. Социоэколого-экономические факторы развития нефтегазового комплекса Томской области: монография. Томск: издательство ТГПУ, 2003. 282 с.

6. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Стратегические альянсы как инструмент развития предприятий промышленности и сферы услуг // В сборнике «Развитие сферы обслуживания на инновационной основе: методология, теория, практика»; III Международная научно-практическая конференция материалы и доклады; под общ. ред. Е.В. Сибирской. Орел, 2014. С. 50-58.

7. Кольган М.В., Крымов С.М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.

8. Крымов С.М. Формирование организационной структуры предприятия на основе учета реляционных взаимодействий //Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №6 (36). С. 88-92.

9. Дудакова И. А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.

10. Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013.133.

11. Дудаков Г.С. Использование почтоматов в дистанционной торговле // В сборнике «Инновационные научные исследования: теория и практика»; VI международная научно-практическая конференция. 2017. С. 124-127.

12. Крымов С.М., Мартынова Н.В., Магомедов М.Г. Совершенствование организации мерчандайзинга в системе маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2013. 130 с.

13. Крымов С. М. Стратегии управления производственными предприятиями: эволюция, тенденции, перспективы (информационная модель) //В сборнике «Глобализация экономики и российские производственные предприятия»; 13-я Международная научно-практическая конференция. Ч.1. Новочеркасск, 2015. С. 10-14.

14. Месхи Б.Ч., Крымов С.М. Модели развития предприятия как процесса взаимодействия производства и природной среды //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т.10. №6 (49). С. 926-936.

15. Крымов С.М. Развитие маркетинговых процессов в деятельности организаций: информационная модель // Предпринимательство. 2010. № 4. С. 114-117.

16. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Модернизация предприятий на основе реализации стратегических изменений //Экономика и предпринимательство. 2014. №5-1 (46-1). С. 356-360.

17. Жуков С.В., Крымов С.М. Производственные процессы научно-консультационных услуг вуза и системы сервисной поддержки коммерциализации //Вестник ДГТУ. 2012. Т. 12. № 2-1 (63). С. 91-96.

18. Кольган М.В., Крымов С.М. Управление изменениями организационных структур на основе учета принципа версионности в информационных системах производственных предприятий //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (592). С. 480-485.

19. Крымов С. М. Тенденции развития организационных структур современных предприятий // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия «Социально-экономические науки». 2014. № 5. С. 51-57.

20. Городнова Н. В., Крымов С. М. Приоритетные направления управления рынком жилой недвижимости: социальный аспект //Интеграл. 2010. №3. С.100-101.

21. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2016. 122 с.

22. Красюк И. А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.

23. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 76-83.

Kirillova Tatiana Viktorovna, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences

(e-mail: kirillova_tan@rambler.ru).

Semenova Mania, student (e-mail: marids_77@mail.ru)

Monahova Julia, student (e-mail: y-monahova@list.ru )

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg

KONKURENTY ANALYSIS ACTIVITIES AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES

OF THE TRADE NETWORK «PYATEROCHKA»

Abstract. This article is devoted to the estimation and the analysis of competitiveness of the shop «Pyaterochka». As a result of comparison of the leading retail grocery chains, the factors promoting the effective economic development of the enterprise were revealed. Key words. Competitiveness, trade, performance indicators, retail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.