Калинушкин В. С.
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ в РОССИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Розничная торговая сеть - совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей. Принятие решений в розничной торговой сети осуществляется централизованно. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются. На сегодняшний день функционирует множество российских сетевых торговых организаций, такие как «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Патэрсон», а также иностранных, например, MetroCash&Carry, Auchan, Marktkauf, Spar, Billa.
Развитие розничных сетей на сегодняшний день испытывает стремительно усиливающееся давление со стороны конкурентного окружения, и это, безусловно, сказывается на их финансовых показателях. Кроме того, вследствие политических и экономических потрясений в 2015 году в России впервые за 15 лет произошло квартальное снижение реальных доходов населения, что вызвало сжатие потребительского спроса, а это в свою очередь привело к упадку оборотов розничной торговли в России.
Россияне оказались вынуждены менять свои потребительские привычки и перешли к режиму экономии. Это сразу же почувствовал на себе сектор розничной торговли. Доход среднестатистической семьи в 2015 году по сравнению с 2014-м снизился на 5-7%. Переход россиян к режиму экономии уже повлек за собой снижение объемов производства. Так, по данным мониторинга Минэкономразвития за январь-октябрь 2015 года, объемы выпуска одежды в России уменьшились в годовом исчислении на 22,6%, обуви — на 16,3%. Продажи непродовольственных товаров, на которых теряющие свои доходы люди экономят в первую очередь, сократились сразу на 12,5%. Мотивация потребителей сильно изменилась. В условиях кризиса пользователи «боятся» больших покупок и отдают предпочтение дискаунтерам.
Тем не менее, падение рынка происходит неравномерно, некоторые его сегменты чувствуют себя достаточно неплохо, и даже на фоне снижения спроса есть игроки, которые по-прежнему уверенно растут. в первую очередь, это относится к сегменту продовольственного ритейла. к примеру, о положительных итогах года отчитались такие крупнейшие розничные продуктовые сети, как «Магнит» (по итогам года сеть нарастила чистую прибыль на 23% до 59 млрд. рублей), «Дикси» (выручка увеличилась на 18% до 273 млрд. рублей), X5 RetailGroup (выручка
ISSN 2312-9778
возросла на 27% до 804 млрд. рублей). В отличие от малого бизнеса, крупные компании смогли гораздо легче перенести экономические трудности и падение курса рубля, они быстро переключились на новых поставщиков и по-прежнему поддерживают широкий ассортимент продукции.
На данный момент в розничной сфере торговли наблюдаются следующие тенденции:
1) Устранение несоответствий спроса и предложения.
Несоответствие предложения потребностям людей может проявляться в чем угодно: в ассортименте, в уровне сервиса, в планировке и отделке магазина. Только определив, где проходит «разрыв» между потребностями людей и предложения, торговая сеть может переломить ситуацию.
2) Контроль затрат.
Успешные предприятия розничной торговли эффективны в интеграции своих поставщиков, производителей, складов, помещений и транспортных посредников в единую цепь, с целью минимизации общесистемных затрат, удовлетворяя уровни обслуживания, необходимые для своих клиентов. Они ищут и используют инновационные технологии по всей цепочке поставок, чтобы снизить затраты и обеспечить ценность для своих клиентов.
3) Консолидация в отрасли розничной торговли.
Многочисленные розничные торговые сети сталкиваются с неминуемыми проблемами, так как они не в состоянии обеспечить более высокий уровень прибыли по сравнению с их более проницательными конкурентами. Как следствие, наблюдается значительная консолидация крупных розничных торговых сетей.
4) Развитие онлайн-сервисов.
многие компании рассчитывают показать положительную динамику, делая ставку на разные онлайн-сервисы, включающие онлайн-кредитование, прогрессивные способы доставки и оплаты. Так, за первые девять месяцев 2015 года выручка интернет-магазина «М.Видео» увеличилась на 36% до 13,4 млрд. рублей, что составляет около 7,5% оборота всей сети.
Таким образом, несмотря на усложнение условий предпринимательской деятельности, розничные торговые сети, действующие в России, продемонстрировали на протяжении последних лет жизнеспособность, умение адаптироваться к меняющимся условиям и повышать эффективность бизнес-процессов. можно говорить о том, что менеджмент наиболее эффективных их представителей обеспечивает устойчивое функционирование и развитие торговых предприятий, несмотря на высокую степень неопределенности предпринимательской среды и ухудшение макроэкономической ситуации вследствие снижения объемов платежеспособного спроса. Этому способствуют современные тенденции, наблюдающиеся на рынке розничной торговли, включающие устранение несоответствий спроса и предложения, контроль затрат, процессы консолидации и внедрение прогрессивных технологий, включающих развитие онлайн-сервисов.
литература
1. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2015 года. Электронный ресурс. Режим доступа: сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Электронный ресурс. Режим доступа: сайт министерства экономического развития Российской Федерации.
3. Розничная торговля. Прогнозы на 2016 год. Электронный ресурс. Режим доступа: сайт Агентства экономической информации «Пройм»
4. Яковлева-Чернышева А.Ю. Особенности процесса управления устойчивым развитием предпринимательских структур // Транспортное дело России. - 2014. - №6. - С. 110-112.
5. Яковлева-Чернышева А.Ю. Некоторые подходы к исследованию факторов устойчивого развития предпринимательских структур // Управление и экономика в XXI веке. - 2013. - №2. - С. 3-10.
6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование методологических подходов к управлению социально-экономической системой предпринимательства// Транспортное дело России. - 2012. - №2. - С. 19-21.
7. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование концептуальных подходов к исследованию предпринимательства как социально-экономической системы/ Т.П. Левченко, А.Ю. Яковлева-Чернышева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №5. - С. 2.
8. Годовые отчеты ГК «Диски», «Магнит», «X5 Retail Group» за 2015 год.
Гайдамака И.И., Белова H.H., Мельник Е.А.
проблемы создания государственно-частного партнерства в инновационном развитии рекреационного сектора региона кмв
Различные формы долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях во всем мире и в нашей стране стали теми инструментами, которые позволяют решать общественно значимые задачи, соблюдая баланс интересов частного и государственного партнеров. Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс, организуемый для реализации масштабных и локальных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. Развитие многообразных национальных и международных проектов ГЧП во всех регионах