Научная статья на тему 'Перспективы использования зарубежного опыта в организации розничной торговли продуктовыми товарами'

Перспективы использования зарубежного опыта в организации розничной торговли продуктовыми товарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ТОРГОВЫЙ ФОРМАТ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования зарубежного опыта в организации розничной торговли продуктовыми товарами»

Medvedev Yulia Yurievna, candidate of Economics, associate Professor Don state technical University (Rostov-on-don)

APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE DEFINITION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TRADE (METHODOLOGICAL ASPECT)

Abstract: in the article modern approaches to definition of essence of innovative development is represented by a hierarchical decomposition of the elements of the model of innovative development of retail proposed infrastructure retail market Key words: trade, innovative development, infrastructure, innovation

УДК.339.1

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

В ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТОВЫМИ

ТОВАРАМИ Мирзоева Дарья Дмитриевна, магистрант (e-mail: Mirzoeva-dasha95@mail.ru) Красюк Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор (e-mail: iri-krasjuk@yandex.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.

Санкт-Петербург, Россия

Проведен анализ современного состояния и перспектив развития ведущих российских и зарубежных сетевых компаний. Исследованы основные направления эффективного развития торговых компаний, рассмотрено положительное влияние присоединения России к ВТО. Сделан вывод о перспективах развития розничной торговли, целесообразности использования зарубежного опыта.

Ключевые слова: розничная торговля, торговые сети, торговый формат, потребитель, онлайн-торговля.

Всемирная торговая организация осуществляет контроль за 97% мировой торговли. Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) оказало позитивное влияние на развитие торговли. Рассмотрим положительные стороны присоединения России к ВТО [3]:

1. Россия - равноправный участник в мировой торговле;

2. Уменьшение барьеров между странами-участницами при взаимодействии на мировом уровне;

3. Снижение кредитных ставок для граждан и предпринимателей как малого, так и среднего бизнеса;

4. Активное внедрение зарубежных компаний на российском рынке;

5. Снижение пошлин;

6. Увеличение иностранных инвестиций.

Вступление России в ВТО создало условия для прихода на российский рынок зарубежных торговых сетей. В Российской Федерации активно ве-

дут свою торговую деятельность такие зарубежные сети как АШАН и Metro Group. Проанализируем темпы роста ведущих российских и зарубежных торговых сетей за период 2012 - 2016 гг.

На основании данных, представленных в таблице 1 можно сделать вывод о том, что лидерами по объему выручки в РФ являются отечественные компании, несмотря на активное внедрение зарубежных сетей. Так темпы роста товарооборота «Магнит» и X5 Retail Group за анализируемый период составили 133% и 128%. [2].

Таблица 1 - Динамика товарооборота российских и зарубежных торговых _сетей, лидирующих на рынке России за период 2012 - 2016 гг._

№ п/ п Наименование торговой сети Товарооборот, млн. руб.

2012 2013 2014 2015 2016 Отклонение к 2015/2016

+/- %

Российские торговые сети

1. «Магнит» АО «Тандер» 448661, 1 579694, 9 763527, 3 877039, 6 1169331, 3 292291, 7 133, 0

2. X5 Retai lGroup 453731, 0 534560, 0 633873, 0 808818, 0 1040429, 0 231611, 0 128, 0

Зарубежные торговые сети

3. АШАН 232602, 5 267725, 4 313628, 8 344198, 2 414628,8 70430,6 120, 0

4. Metro Group 106347, 5 144927, 8 189536, 3 225000, 0 249540,0 24540,0 110, 9

В настоящее время актуализируется проблема, связанная с сокращением спроса и увеличением предложения. Введение санкций оказало негативное воздействие на инвестиционный климат торговли и покупательскую способность населения [4].

Рассмотрим ТОП-7 российских продуктовых ритейлеров.

Таблица 2 - Ведущие российские ритейлеры продовольственных товаров

№ п/п Наименование торговой сети Рыночная доля, % Отклонение к 2015/2016

2015 2016 +/- %

1. «Магнит» АО «Тандер» 6,9 7,4 0,5 107,3

2. X5 RetailGroup 6,2 8,0 1,8 129,0

3. АШАН 2,5 2,9 0,4 116,0

4. Дикси 2,1 2,4 0,3 114,3

5. Лента 1,8 2,2 0,4 122,2

6. Metro Group 1,5 1,6 0,1 106,6

7. ОКЕЙ 1,2 1,2 0 100,0

На основании аналитических данных табл.2 следует сделать вывод о том, что лидерами рынка исследуемых компаний ассоциации розничной

торговли являются две крупные российские сети [2]: «Магнит» - доля рынка составила 7% и X5 RetailGroup - доля рынка составила 8,0%. Зарубежные компании АШАН и Metro Group укрепляют свои позиции на рынке российской торговли и занимают 3 и 6 место, соответственно, в рейтинге ТОП-7. В общем, оборот розничной торговли ТОП-7 продовольственных сетей России, по данным InfoLine [3], увеличился с 3,3 до 3,9 трлн. руб. Данные сети занимают более 27% всего рынка. По прогнозу на 2020 год доля рынка продовольственных ритейлеров возрастет до 40%, а оборот составит - 5,8 трлн. руб. Проанализируем динамику количества магазинов крупнейших российских и зарубежных продуктовых сетевых компаний на рынке России за период 2012 - 2016 гг.

Таблица 3 - Динамика российских и иностранных торговых предприятий в

России за 2012 - 2016 гг.

№ п/п Наименование торговой сети Количество магазинов

2012 2013 2014 2015 2016 Отклонение к 2015/2016

+/- %

Российские торговые сети

1. «Магнит» АО «Тандер» 6884 8093 9711 12089 14059 1970 116,3

2. X5 RetailGroup 3802 4544 5483 7020 7936 916 113,0

Зарубежные торговые сети

3. АШАН 174 220 234 267 301 34 112,7

4. Metro Group 63 70 78 82 87 5 106,1

Исследование показателей динамики, приведенных в таблице 3, свидетельствует о положительной динамике развития, «Магнит»» и X5 RetailGroup в 2016 г. по сравнению с 2012 г. увеличили количество магазинов в два раза. АШАН и Metro Group за период 2012 - 2016 гг. увеличили число магазинов на 127 и 24, соответственно. Иностранные сети, с каждым годом расширяют торговую площадь и стабильно занимают нишу на рынке торговли в РФ [5].

Появление новых форматов объединяет применение таких приемов организации сбыта и торговли, как самообслуживание потребителей, наличие смешанного ассортимента, объединение в сети [4]. Тем не менее, каждые торговые предприятия, которые работают в рамках, владеют рядом определенных особенностей. В основном, компании, специализирующиеся на формате гипермаркета, соответствуют западным стандартам. Но политика дискаунтеров, супермаркетов, магазинов «у дома» имеют свои особенности и отличаются от зарубежных сетей таким принципом, как ценовая политика, т.к. не соответствует стандартам форматов.

Рассмотрим основные форматы исследуемых российских и иностранных продовольственных сетей, лидирующих на рынки розничной торговли России.

По данным таблицы 4 видно, что у исследуемых торговых сетей преобладают несколько форматов магазина. Следовательно, для крупных игроков рынка характерна мультиформатная модель развития. АШАН, единственная продовольственная сеть, которая специализируется на формате ги-пермаркета [5].

В России все большую популярность приобретает такой формат магазина, как «дрогери» [6]. Такой формат магазина открыла и активно продвигает компания Магнит («Магнит Косметик»). По словам аналитиков, данный формат «дрогери» в настоящее время хорошо развивается и у него большие перспективы на будущее.

Таблица 4 - Основные форматы магазинов крупных розничных сетей

№ п/п Наименование торговой сети Формат магазина

магазин "у дома" дискаунтер магазин-склад супермаркет гипермаркет

Российские торговые сети

1. «Магнит» + + +

2. X5 RetailGroup + + +

Зарубежные торговые сети

3. АШАН +

4. Metro Group + +

В крупных организациях существуют дополнительные услуги, которые способствуют завоеванию доверия и расположения клиентов [7]. Компании вводят дисконтные карты, предназначенные для постоянных клиентов, в каждом таком магазине можно проконсультироваться по какому-либо товару или услуге. А также, сети проводят дегустацию продуктов, способствующую в дальнейшем покупке. В настоящее время распространенной услугой является установление игровой зоны для детей. Многие компании проводят еуеп11-мероприятия, например, день рождение магазина [6].

Важную роль в продвижении торговых сетей играет онлайн-торговля. С помощью онлайн-торговли можно сравнить цены, визуально просмотреть товар, сделать заявку и приобрести товар. Благодаря этому активно развиваются технологии, стимулирующие совершение импульсивных покупок в интернете [4].

Онлайн-торговля и кризис нанесли серьезный удар по традиционным форматам, которые активно росли все последнее десятилетие - стрит-ритейлу и моллам. Многие были вынуждены уйти с рынка, а в США даже наблюдалось массовое закрытие торговых центров. Однако это не значит, что эти форматы в следующем десятилетии исчезнут. Наоборот, под давлением они будут стремиться выжить и разрабатывать сильные стратегии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Эффективность любых торговых организаций зависит от эффективности работы других участников каналов товародвижения, что определяется,

в том числе и степенью соответствия друг другу их основных характеристик.

2.Категория «формат торговых предприятий» позволяет определять те характеристики, которые являются существенными, и при использовании которых с высокой степенью вероятности повысится итоговая эффективность функционирования конкретного торгового предприятия.

3. У федеральных сетей сохраняется значительный потенциал роста при выходе в новые регионы, где пока невысокий уровень насыщенности магазинами федеральных конкурентов, усиление конкуренции приведет к дальнейшему использованию зарубежного опыта торговли.

Список литературы

1. Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) официальный сайт: [Электронный ресурс]: http://www.acort.ru/ (дата обращения 13.09.2017).

2. Информационного агентства РБК официальный сайт: [Электронный ресурс]: www.rbc.ru(дата обращения 13.09.2017).

3. Информационно-справочное издание рынка пищевой промышленности официальный сайт: [Электронный ресурс]: http://www.foodnewsweek.ru (дата обращения 16.09.2017).

4. Красюк И.А., Кхалаф К.З., Худик Д.Д. Инновации в сетевой торговле как инструмент формирования конкурентных преимуществ//В журнале «Практический маркетинг». 2017. № 2-1 (240). С 54-60.

5. Красюк И. А., Кхалаф К.З., Худик Д.Д. Влияние инновационного маркетинга на организацию и формат торговли// В журнале «Практический маркетинг». 2017. № 5 (243). С. 15-20.

6. Худик Д.Д. Влияние инноваций на трансформацию элементов комплекса торгового маркетинга//В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научной и учебно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 272-279.

7. Худик Д.Д. Современное состояние рынка хлопчатобумажных тканей детского ассортимента г.Санкт-Петербурга: перспективы, инновации и развитие. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 104-109.

MirzoevaDariaDmitrievna, masterstudent (e-mail: Mirzoeva-dasha95@mail.ru) St. PetersburgPolytechnicUniversityofPeterthe Great, Saint-Petersburg, Russia

Krasyuk Irina Anatolievna, Doctor of Economics, Professor (e-mail: iri-krasjuk@yandex.ru)

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, Saint-Petersburg, Russia

PROSPECTS OF USE OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE ORGANIZATION OF RETAIL TRADE IN FOOD GOODS

Abstract. The analysis of the current state and prospects of development of leading Russian and foreign grid companies. The basic directions of effective development of trading companies, is considered a positive impact of Russia's accession to the WTO. The conclusion about prospects of development of retail trade, the feasibility of using foreign experience Key words: retail, retailers, vending format, the consumer online trade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.