Научная статья на тему 'Инновационные способы развития сетевых торговых предприятий'

Инновационные способы развития сетевых торговых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / СЕТЕВЫЕ ТОРГОВЫЕ СТРУКТУРЫ / ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Татьяна Викторовна

Проведен анализ процессов концентрации торгового капитала в РФ. Исследованы тенденции изменения доли розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли субъектов РФ, тенденции развития торговых центров и динамика изменения структуры площадей торговых центров в РФ. Определено перепрофилирование торгового центра как способа продления его жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные способы развития сетевых торговых предприятий»

Abstract.This article analyzes the legal status of Russian trading enterprises in offshore zones, with a special emphasis on the role played by the British Virgin Islands in the structuring of offshore operations. Conclusions are drawn on the need to encourage Russian trading firms to withdraw capital from offshore.

Keywords: Russian Federation, British Virgin Islands, offshore, property rights, shareholder agreements.

УДК 339.1

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Кириллова Татьяна Викторовна, к.э.н., доцент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Проведен анализ процессов концентрации торгового капитала в РФ. Исследованы тенденции изменения доли розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли субъектов РФ, тенденции развития торговых центров и динамика изменения структуры площадей торговых центров в РФ. Определено перепрофилирование торгового центра как способа продления его жизненного цикла.

Ключевые слова: инновации, розничные торговые сети, сетевые торговые структуры, торговый центр.

Основными показателями концентрации капитала и организационных структур в сфере товарного обращения являются распространение сетевой торговли, а также увеличение традиционных размеров предприятий отрасли, например, до размеров торгового центра [1-4].

Тенденции увеличения объемов сетевой торговли в Российской Федерации подтверждаются данными таблицы 1.

Таблица 1 - Доля розничных торговых сетей в формировании оборота роз_ничной торговли субъектов Российской Федерации [6]_

Субъект РФ Доля розничных торговых сетей в общем обороте,

в действующих ценах, в %

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЦФО 17,5 20,7 20,8 21,2 23,2 23,8 26,3

г. Москва 14,6 19,6 18,7 19,1 20,4 20,4 21,8

С-ЗФО 29,5 32,2 34,0 37,6 36,9 39,1 41,5

г. Санкт-Петербург 45,2 48,8 51,1 53,7 49,3 52,1 52,8

ЮФО 15,6 15,7 17,9 20,0 20,9 22,1 23,8

С-КФО 4,0 5,0 5,8 6,3 6,2 5,8 5,8

ПФО 12,3 14,8 16,8 18,8 20,5 22,3 23,4

УФО 9,4 12,1 13,6 17,7 19,2 21,3 24,8

СФО 13,0 14,7 14,9 20,7 22,4 23,2 25,7

ДФО 7,2 7,7 7,6 9,0 9,8 10,8 11,5

КФО - - - - - 4,2 20,2

Сетевая торговля характеризуется высокой долей продовольственных операторов. На рынке FMCG концентрация торгового капитала выражается впроисходящих процессах консолидации, слияниях и поглощениях [2]. Структура рынка продовольственных торговых сетей находится в постоянной динамике. Мелкие торговые сети поглощаются более крупными. С меньшей частотой на рынке FMCGпроявляются объединения и слияния торговых операторов. В таблице 2 представлены десять ведущих сетей на рынке FMCG в 2015 году.

Таблица 2 - ТОП-IQ лидеров на рынке FMCG в 2015 году [7]

Торговая сеть Доля рынка, % Оборот, млрд. руб. Число магазинов, ед.

Магнит 7,0 950,6 12434

X5 Retail Group 6,2 808,8 7936

Ашан Ритейл Россия 2,5 410,0 272

Дикси 2,1 272,0 2758

Лента 1,9 253 189

Metro Cash&Carry 1,6 230 88

О'Кей 1,2 162 157

ИНТЕРТОРГ 0,6 74 451

Глобус 0,5 71 11

Монетка 0,5 70 821

На рынке непродовольственных операторов процессы концентрации торгового капитала чаще всего происходят с использованием инструментов франчайзинга. Продажа франшизы распространена практически среди всех fashion-ритейлеров. Однако ситуация на рынке non-food товаров достаточно сложная. Современные тенденции развития торговли непродовольственными товарами обусловлены в первую очередь снижением покупательной способности населения, отразившимся на сокращении числа торговых операторов, и во вторую очередь, качественными изменениями действующих торговых центров, выражающимися в оптимизации бизнес-процессов.

Продолжавшееся несколько лет подряд падение операционных показателей торговых центров по прогнозам экспертов в недалеком будущем должно прекратиться, и предполагается дальнейшее развитиеfashion-ритейлеров. Такие оптимистические прогнозы связаны с выходом на российский рынок новых непродовольственных торговых сетей. Так в Санкт-Петербурге открылись магазины SWANK, ERES, JilSanderNavy, Veta, Elis, Obag, FashionHouse, Longines, Valentino, Brusnika, а также вернулись торговые сети Terranova и KIABI. Некоторые торговые сети значительно расширили свое присутствие на российском рынке: Incity, GloriaJeans, Befree, Familia, Baon, Elis, «Снежная Королева», 1001 Dress, KARI, RalfRinger. Причем большая часть торговых операторовв fashion-сегменте, увеличивших масштабы деятельности, представляют собой российские бренды. Среди международных брендов, укрепивших свои позиции, следует отме-

тить европейские бренды Tom Tailor, Mango, Weekend Max Mara, японский бренд UNIQLO, австралийский Quiksilver и турецкий Koton.

В настоящее время происходит перепрофилирование действующих торговых центров для привлечения новой целевой аудитории.Реконцепция и реновация торговых центров часто осуществляется без закрытия объектов на период проведения работ. В ближайшее время будут происходить процессы обновления торговых центров, утративших свою актуальность, а также торговых центров, расположенных в районах города с интенсивной жилищной застройкой и развитием инфраструктуры.

Примерами перепрофилирования торговых центров в Санкт-Петербурге являются переформатирование ТЦ «Капитолий» в дисконт-центр, частичная реновация ТРК «Южный Полюс», реконцепция торгового центра Prisma на Выборгском шоссе в ТЦ «Китай город», разместивший ярмарку китайских товаров; реконструкция ТЦ «Невский» и ТРК «Балканский».

Исследование, проведенное международной консалтинговой компанией Knight Frank, показало изменение состава арендаторов торговых центров за десять лет (таблица 3). Так доля торговых площадей, занимаемых супер- и гипермаркетами в торговых центрах, сократилась в четыре раза с 39,5% до 8,3%. В свою очередь в два раза возросла доля торговых операторов, предлагающих одежду, обувь, детские товары, в том числе доля площадей, занимаемая сегментом досуга и развлечений [5-9].

Таблица 3 - Динамика изменения структуры площадей торговых центров в _Российской Федерации (Составлена автором по данным [4])_

Профиль арендатора Структура площадей торгового центра (в % от GLA) Изменение, +/-

2007 2017

Одежда, обувь 21,4 37,2 +15,8

Зона развлечений 7,9 14,1 +6,2

Продукты 39,5 8,3 -31,2

Мебель, интерьер, товары для дома 1,4 8,2 +6,8

Общественное питание 7,1 6,2 +6,8

Товары и одежда для спорта 3,6 6,1 +2,5

Товары и одежда для детей 2,7 5,7 +3,0

Техника и электроника 2,5 3,8 +1,3

Иное 0,2 3,4 +3,2

Парфюмерия и косметика 1,9 1,4 -0,5

Фитнес-центр 0,0 1,1 +1,1

Белье 0,6 1,1 +0,5

Хобби и зоотовары 0,3 0,9 +0,6

Услуги 2,3 0,9 -1,4

Аксессуары, кожгалантерея, подарки 4,3 0,6 -3,7

Ювелирные изделия, часы 0,8 0,5 -0,3

Аптека, оптика 0,8 0,5 -0,3

Книги, СБ 2,5 0,3 -2,2

В 2007 г. супермаркеты или гипермаркеты были якорными арендаторами торговых комплексов, под продовольственные товары отводилось почти 40% всех площадей торгового комплекса. Причинами такого сокращения площадей является переориентация потребителей на «магазины у дома», получившие в последнее время широкое распространение. В 2017 году в структуре площадей торгового центра операторы сегмента развлечений, магазины детских товаров, одежды и обуви нарастили свою долю почти в 2 раза. Доля развлекательного сегмента возросла за счет открытия кулинарных школ, скалодромов и веревочных парков, танцевальных студий, выставочных пространств и других проектов, выполняющих функцию социализации, позволяющих разнообразить досуг жителей и повышающих привлекательность торгового центра. Также значительно выросла в торговых центрах доля £аБЫоп-ритейлеров, которые ориентируются на потребителей, не жалеющих деньги на покупки. Торговые центры, в которых открываются брендовые магазины, отличаются единой архитектурной концепцией и дизайнерским оформлением, поскольку их главной задачей является максимально яркая презентация концепции представленных брендов модной одежды, обуви и аксессуаров. [10-13]

Таким образом, перепрофилирование торгового центра за счет рекон-цепции, реновацииили переформатирования, или изменение структуры его арендаторов являются современными способами продления жизненного цикла торгового центра.

Список литературы

1. Дудакова И. А. Изучение рынка как фактор развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 11. С. 51-59.

2. Кириллова Т.В. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 3137.

3. Кириллова Т.В. Тенденции развития торговых предприятий синтетического формата в Санкт-Петербурге // Инновационная наука. 2016. №10-1. С. 60-63.

4. За 10 лет доля супермаркетов и гипермаркетов в ТЦ сократилась в 4 раза [Электронный ресурс] - https://shopandmall.ru/analytics/ (дата обращения 01.04.2017)

5. СПб. Рынок коммерческой недвижимости подводит итоги 2016 года [Электронный ресурс] https://www.retail.ru/news/140273/ (дата обращения 01.04.2017)

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики -http://www.gks.ru (Дата обращения 01.03.2017г.)

7. Десять крупнейших сетей FMCG в России [Электронный ресурс] http://www.malls.ru/ rus/news/10-krupneyshikh-setey-fmcg-v-rossii.shtml (дата обращения 01.04.2017)

8. Федько В.П., Дудакова И. А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

9. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.

10. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Модель привлечения инвестиций на региональном уровне //Международный технико-экономический журнал. 2016. № 1. С. 22-26.

11. Дудакова И. А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.

12. Головкина С.И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.

13. Кольган М.В. Активизация маркетинговых инноваций, как результат кризисных процессов // Актуальные проблемы совершенствования экономико-правовых и социально-политических сфер общества в современной России: материалы межвузовской научно-практической конференции (2 ноября 2009 г., г.Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д: Издательство: Ростовский юридический институт Северо-Кавказской академии государственной службы, 2009. - 136 с. С. 60-65.

Kirillova Tatyana Viktorovna

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences [email protected]

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia

INNOVATIVE WAYS OF DEVELOPMENT OF NETWORK TRADE ENTERPRISES

Annotation: The analysis of the processes of concentration of trading capital in the Russian Federation. Researched trends in the share of retail trade networks in formation of retail trade turnover of constituent entities of the Russian Federation, the development trend of shopping centers and the dynamics of changes in the structure of shopping centers in the Russian Federation. Identified redevelopment of the shopping center as a way to extend its life cycle.

Key words: innovation, retail network, network structure of trade, trade center.

УДК 339.3

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ Красюк Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор

(e-mail: [email protected]) Бахарев Владимир Васильевич, к.э.н., доцент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Медведева Юлия Юрьевна, к.э.н., доцент

Донкой государственный технический университет, г.Ростов-на-Дону

(e-mail: [email protected])

Исследуется значимость применения инструментария инновационного развития розничной торговли с целью роста её конкурентоспособности. Рассматриваются инновационные решения, обеспечивающие торговым предприятиям возможность формирования конкурентной отстройки.

Ключевые слова: инновации, розничная торговля, самообслуживание, электронная коммерция, маркетинговые инновации.

Оборот розничной торговли в РФ, несмотря на экономические сложности, демонстрирует положительную динамику (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.