Научная статья на тему 'Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования'

Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4064
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В.Г., Подмастерьева А.К.

Создание условий для развития конкуренции на рынке финансовых услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. В статье рассмотрены основные проблемы, стоящие перед финансовым рынком, дано определение финансового рынка с позиции системного подхода, сформулирована генеральная функция (миссия) финансового рынка в экономике страны. По результатам анализа существующих методик определения уровня монополизма предложен комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках. В статье предложены рекомендации по совершенствованию государственного регулирования конкуренции на финансовых рынках, а также и информационного обеспечения и статистики рынка финансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садков В.Г., Подмастерьева А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования»

Финансовый рынок

конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования

В.Г. САДКОВ, доктор экономических наук, профессор, директор Института бизнеса и права Орловского государственного технического университета

А. К. ПОДМАСТЕРЬЕВА, Орловский государственный технический университет

В России в течение многих десятилетий отсутствовал как сам финансовый рынок, так и его инфраструктура. Известно, что в рыночной экономике роль финансового рынка крайне высока. Создание условий для развития конкуренции на рынке финансовых услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг.

Для существования конкурентной среды, с одной стороны, нужно, чтобы хозяйствующие субъекты были свободны в средствах и методах экономического состязания. С другой стороны, конкуренция возможна лишь при условии, что государство обеспечивает защиту прав и интересов участников этих состязаний. Таким образом, конкуренция представляет собой объективно необходимый активизирующий деловую активность и регулирующий атрибут рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, и является антиподом монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию [4, с. 353].

Решение практических вопросов развития механизма финансовой конкуренции невозможно без разработки научно обоснованной концепции разумного сочетания государственного участия в регулировании рынка финансовых услуг и механизмов саморегуляции отношений на финансовом рынке. Вопросы совершенствования государственного регулирования конкурентной рыночной среды на финансовых рынках (как федеральных, так

и региональных) являются крайне актуальными в современных условиях, и без решения соответствующих проблем невозможно дальнейшее гармоничное существование и развитие финансовых рынков России и экономики страны в целом.

Следует отметить, что недостаточная разработанность указанных проблем, фрагментарный характер исследований, не затрагивающих многих важных теоретических и практических аспектов формирования и регулирования конкурентной среды на рынке финансовых услуг, делают данное направление одним из актуальных и перспективных объектов научных разработок.

Прежде чем рассмотреть вопросы конкуренции на финансовых рынках, необходимо четко понимать, что же собой представляют финансовые рынки, каковы их структура и функции. В настоящее время существует целый ряд проблем, связанных с определением понятия «финансовый рынок». Первая из них связана с тем, что нет единого трактования термина «финансовый рынок». В литературе приводится широкий круг попыток дать определение финансового рынка. Так, например, Г. Б. Поляк под финансовым рынком понимает «рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Цель финансового рынка заключается в обеспечении эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах» [7, с. 321].

М. В. Романовский и Г. Н. Белоглазова приводят следующее определение финансового рынка:

«Финансовый рынок — это рынок, на котором осуществляется рыночное перераспределение свободных денежных капиталов и сбережений между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами. В качестве последних выступают деньги в наличной форме и в виде остатков на банковских счетах, а также ценные бумаги, золото и драгоценные металлы» [8, с. 286].

Существует еще одна проблема в определении категории «финансовый рынок»: достаточно часто вместо понятия «финансовый рынок» используют понятие «рынок ссудных капиталов» как наиболее общее, которое дает определенность в противопоставлении товарным рынкам и рынкам рабочей силы. Финансовые рынки при этом отождествляют с фондовыми рынками, что является не совсем корректным, так как, по сути, они несут разную смысловую нагрузку. «Финансовый рынок» — наиболее широкое понятие.

В утратившем силу Федеральном законе от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» давалось определение рынка финансовых услуг, под которым понималась «сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям» [1, ст. 3]. Но даже это узкое, малоинформативное понятие было исключено из нового Федерального закона «О защите конкуренции», подписанного Президентом РФ 26 июля 2006 г. Таким образом, в российском законодательстве отсутствует определение такого понятия, как «финансовый рынок», хотя многие законодательные акты используют это понятие.

В этой связи можно ввести следующее определение финансового рынка: финансовый рынок с позиции системного подхода — это система организации перепродаж денежных и иных оцениваемых в денежном исчислении средств между субъектами экономических отношений (содержащая в своей структуре подсистемы денежного рынка, рынка капиталов, страхового рынка, валютного рынка) в интересах каждого из них. При этом общество и государство должны создавать условия для доминирования при функционировании и развитии финансового рынка интересов граждан.

Таким образом, генеральная функция (миссия, смысл существования) финансового рынка в экономике страны состоит не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но, прежде всего, в выявлении приоритетных направлений

этого перераспределения и, далее, в «переливах» финансовых потоков в этих направлениях.

Следует отметить, что финансовый рынок выполняет ряд функций, с одной стороны, присущих любому рынку (коммерческую, ценовую, регулирующую, информационную), а с другой стороны, специфических функций финансового рынка:

а) аккумуляция, мобилизация свободных денежных средств;

б) распределение свободных финансовых ресурсов;

в) перераспределительная функция финансового рынка;

г) формирование процентных ставок.

Структура финансового рынка многогранна.

Ее можно классифицировать по ряду признаков. Классификация структуры финансового рынка представлена в табл. 1. Однако ни одна из предлагаемых классификаций не является полной.

Таблица 1

Классификация структуры финансового рынка по ряду признаков

№ п/п Признак классификации Структура

1 В зависимости от • денежный рынок;

целей перераспре- • рынок капиталов.

деления

2 По признаку мо- • рынки займов;

билизации средств • рынки кредитов; рынки ценных бумаг; рынки дериативов; рынки лизинговых услуг; страховые рынки; рынки факторинговых услуг; рынки доверительных операций, в части своего денежного компонента.

3 По месту нахож- • внутренние рынки;

дения источников • мировые рынки.

средств финансо-

вых рынков

4 По уровню раз- • развитые;

вития • развивающиеся.

5 В зависимости от • валютные рынки;

вида финансовых • кредитные рынки;

инструментов • рынки ценных бумаг;

купли-продажи • рынки золота.

Таким образом, можно сделать вывод, что все сегменты финансового рынка тесно взаимосвязаны между собой, их границы пересекаются, одни финансовые инструменты могут конвертироваться в другие. Необходимо использовать, следовательно, многомерную структуризацию финансового рынка.

Неотъемлемым сегментом финансового рынка является страховой рынок. Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сферой экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, на основе спроса и предложения на нее. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности.

Анализируя финансовый рынок России, можно сделать вывод, что позитивная динамика российского фондового рынка в последние годы основана на нефтяных и газовых акциях. В 2005 г. ФСФР России предоставила 525 лицензий участникам финансового рынка. Наибольшее число лицензий было выдано ФСФР России за 2005 г. профессиональным участникам рынка ценных бумаг (448 лицензий), в особенности на осуществление деятельности дилера (132 лицензии) и на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами (116 лицензий). В 2005 г. ФСФР России было выдано 8 разрешений на допуск к размещению и/или обращению эмиссионных ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а количество государственных регистраций выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг составило 827, государственных регистраций отчетов об итогах выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг — 766 [10].

В 2005 г. ФСФР России было возбуждено 395 дел об административных правонарушениях в области финансовых рынков. В результате принимаемых мер в 2005 г. с юридических лиц, совершивших административные правонарушения на рынке ценных бумаг в 2005 г., взыскано 2 585 000 руб.

Замедление темпов роста российского страхового рынка в 2005 и 2006 гг. вызвано четырехкратным сокращением премий по страхованию жизни. Рост совокупной страховой премии сохранился благодаря увеличению страховых премий по другим видам страхования, в частности по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) темп роста премий составил 45 % в 2005 г. и 41 % в 2006 г., по страхованию ответственности — 33 % в 2005 г. и 4,7 % в 2006 г., по остальным видам — 21 % в 2005 г. [11]. Общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за 2006 г. составила соответственно 610,6 и 352,8 млрд руб., или 123,2 и 126,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. (табл. 2).

Лидирующие позиции по величине собранных страховых премий (взносов) и произведенных страховых выплат за год принадлежат Центральному федеральному округу (47,37 и 40,17 % за 2006 г.). За ним следуют еще три федеральных округа: Приволжский федеральный округ (13,52 и 14,90 % за 2006 г.), Северо-Западный федеральный округ (10,78 и 11,55 % за 2006 г.) и Сибирский федеральный округ (9,6 и 11,45 % за 2006 г.).

Таблица 2

Ключевые показатели российского рынка страховых услуг

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Страховые премии, (млрд руб.) 276,6 300,4 432,5 471,6 495,5 610,6

Страховые выплаты, (млрд руб.) 171,8 231,6 284,5 291,7 278,4 352,8

Коэффициент выплат, (%) 62,1 77,1 65,8 61,9 56,2 57,8

Центральный федеральный округ, лидирующий по размеру собранной страховой премии по всем видам страхования, характеризуется высокой долей страхования имущества и финансовых рисков (47 % в 2005 г.), ОМС (17 % в 2005 г.) и личного страхования (13 % в 2005 г.). Все остальные виды добровольного и обязательного страхования занимают в 2005 г. менее 10 % рынка данного федерального округа. В региональном разрезе в структуре страховой премии (взносов) ЦФО (кроме ОМС) около 74,3 % собранных страховых премий приходится на Москву, это составляет 190 059 150 тыс. руб. в 2006 г.

Несколько слов о рынке кредитов. На 01.01.2005 суммарные активы банков ЦФО составили 6 080 млрд руб. (85,2 % от суммарных активов всех российских банков). При этом 80 % активов банков Центрального федерального округа сосредоточено в 42 банках округа.

Во всех проанализированных регионах Центрального федерального округа рынки депозитов остаются высококонцентрированными. Уровень концентрации капитала на рынках кредитов Центрального федерального округа немного ниже, чем на региональных рынках депозитов в округе. Вместе с тем все проанализированные рынки кредитов округа в 2004 г. остались высококонцентрированными [9].

По мере развития финансового рынка наметилась тенденция его регионализации. Деятельность региональных финансовых рынков должна заклю-

чаться в создании условий для устойчивого социально-экономического роста регионов на основе формирования благоприятного инвестиционного климата.

Анализируя тенденции функционирования и развития финансовых рынков, следует отметить тенденции возникновения монополизма во всех его сегментах.

Главной задачей регулирования антимонопольной деятельности служит недопущение монополизации рынков фирмами и поддержание на них здоровой конкуренции. В международном опыте принято выделять ряд основных методов антимонопольного регулирования:

а) административное (законодательное) регулирование;

б) регулирование доступа на рынок и контроль за рыночной концентрацией;

в) методы нормативно ориентирующего воздействия;

г) антимонопольный контроль.

Кроме того, большое значение имеют конкретные формы (механизмы) борьбы с монополизацией рынков:

1) контроль за слияниями;

2) пресечение доминирующего положения;

3) недопущение ограничения конкуренции;

4) противодействие сговору;

5) разделение монополиста на несколько частей;

6) защита конкуренции на конкурсных торгах и др.

Проводя аналогию с эволюционной теорией Ч. Дарвина, с определенной степенью условности конкуренцию можно рассматривать как форму цивилизованной борьбы хозяйствующих субъектов за экономическое существование и за выживание на соответствующих рынках, где лидирующие позиции занимают наиболее конкурентоспособные участники этой борьбы.

В России осуществление государственной политики по антимонопольному регулированию возложено на органы центральной исполнительной власти. Это Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно со следующими федеральными органами: Федеральной службой по финансовым рынкам России, Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой страхового надзора, а также другими федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, большое значение здесь имеет деятельность саморегулируемых организаций.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения на финансовых рынках.

В настоящее время единственным Федеральным законом, регулирующим финансовые рынки в Российской Федерации, является Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подписанный Президентом РФ 26 июля 2006 г. Данный закон заменил действовавший Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка» и Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Однако данный закон не является совершенным: в нем отсутствует целый ряд базовых определений, приводятся ссылки на нормативно-правовые акты, основанные на утратившем силу Федеральном законе № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». В законе «О защите конкуренции» в меньшей степени уделено внимание рынкам финансовых услуг, конкуренции на рынке финансовых услуг и антимонопольной деятельности на финансовых рынках, чем в утратившем силу законе.

Среди признаков ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг в соответствии с российским законодательством можно выделить:

• сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на финансовом рынке;

• рост цен финансовых услуг, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий на рынке финансовых услуг;

• отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на финансовом рынке;

• определение общих условий обращения товара (финансовой услуги) на рынке финансовых услуг соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица, либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на финансовом рынке;

• иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, домохозяйств в

одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления услуги на рынке

финансовых услуг.

Одним из признаков ограничения конкуренции на финансовом рынке является как необоснованно высокая цена финансовых услуг, так и необоснованно низкая цена финансовых услуг — это такая цена финансовой услуги (или финансовых услуг), которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличающаяся от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию [2]. Конкурентная же цена финансовой услуги — это цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции.

Доминирующее положение финансовой организации — это объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям [1]. Доминирующее положение финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется приказом Федеральной антимонопольной службы РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» в порядке, утверждаемом ФАС Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Проанализировав действующие приказы ФАС России, устанавливающие порядок определения доминирующего положения отдельных финансовых организаций на соответствующих рынках финансовых услуг, и обобщив предлагаемые в них методики, можно сделать вывод, что для определения доминирующего положения финансовой организации на соответствующем рынке финансовых услуг, согласно методике ФАС России, в общем случае необходимо рассчитать и сопоставить долю финансовой организации (совокупную долю финансовых организаций, принадлежащих к одной группе лиц) с критериями доминирования финансовых организаций на соответствующих рынках финансовых услуг.

Доля финансовой организации в суммарном обороте финансовых услуг, предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка

финансовых услуг, в общем случае рассчитывается по формуле (1):

Ц -100, (1)

1 п ' у '

IV

.=1

где D¡ — доля финансовой организации и/или ее филиалов в суммарном обороте финансовых услуг, предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг;

V — оборот финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией и/или ее филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг;

п

¿V — суммарный оборот финансовых услуг,

I=1

предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг;

п — количество финансовых организаций, предоставляющих финансовых услуги в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг.

При этом сумма всех долей должна составлять 100 % (¿Ц = 100%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I=1

Согласно методике ФАС России, положение финансовой организации в общем случае признается доминирующим, если ее доля за отчетный период превышает на соответствующем федеральном рынке финансовых услуг 10 % или на региональном — 25 % (на рынке банковских услуг — 20 %). Однако ни в одном нормативно-правовом акте не приводится обоснования данных критериев доминирования финансовых организаций на соответствующих рынках финансовых услуг.

Возможна ситуация, когда доля отдельных финансовых организаций может не превышать 10 % на соответствующем региональном рынке финансовых услуг, но при этом на данном рынке будут необоснованно расти цены на соответствующие финансовые услуги без объективных на то причин (недобросовестный сговор и т. д.). Следовательно, не рассматривается критерий доминирования группы финансовых организаций, доли которых не превышают соответствующих пределов, но их совместными действиями ограничивается конкуренция на соответствующих финансовых рынках путем установления необоснованно высоких (низких) цен

на осуществляемые ими финансовые услуги.

Таким образом, применяемая Федеральной антимонопольной службой России методика определения доминирующего положения финансовой организации на соответствующем рынке финансовых услуг не является эффективной. Критерии доминирования финансовых организаций на соответствующих рынках финансовых услуг не обоснованы и, таким образом, следует сделать вывод о необходимости разработки эффективных критериев выявления монополизма на финансовых рынках.

Рассмотренный ранее показатель доминирования финансовой организации на соответствующем рынке финансовых услуг, согласно международной практике, представляет собой показатель размера фирмы (организации) относительно размера рынка.

В отечественной практике антимонопольной деятельности применяется также и расчет рыночной концентрации (степени преобладания на рынке одной или нескольких крупных организаций), которая определяется с помощью коэффициента концентрации (CR) и индекса Херфиндаля-Хир-шмана (НН1). Уровень концентрации влияет на поведение фирм (организаций) на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы (организации) зависят друг от друга.

Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке, и рассчитывается по формуле (2) [3, с. 65]:

сВк = 1Ц,

I=1

(2)

Индекс Херфиндаля-Хиршмана — это показатель интенсивности конкуренции, который определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке, рассчитываемый по формуле (3) [3, С. 66]:

нн1=£ Ц,

(3)

где С^к — индекс концентрации;

D¡ — рыночная доля г'-й фирмы (организации);

к — число фирм (организаций), для которых высчитывается этот показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей к-крупнейших фирм (организаций) на рынке. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм (организаций), которые не попали в выборку к, а также об относительной величине фирм (организаций) из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм (организаций), но разрыв между фирмами может быть разным. Индекс концентрации не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — между фирмами-аутсайдерами. Следовательно, индекс концентрации также не является эффективным критерием выявления монополизма на финансовых рынках.

где НН1 — индекс Херфиндаля-Хиршмана;

D¡ — доля г'-й организации в общем объеме реализации продукции (услуг) заданного ассортимента (либо в долях единицы, либо в процентах);

п — число организаций, для которых высчиты-вается индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Основное преимущество данного индекса — способность чутко реагировать на перераспределение долей между организациями, действующими на рынке. Для индекса Херфиндаля-Хиршмана суммы квадратов долей рассчитывают только для первых 50 наиболее крупных организаций.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма). Так, если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Например, чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Если значения индекса Херфиндаля-Хиршмана превышают 0,18 — 0,20, то имеет место низкая интенсивность конкуренции и высокая концентрация рынка, что требует вмешательства государства для нормализации ситуации [5, с. 66]. Чем меньше НН1, тем меньше концентрация, тем, при прочих равных условиях, сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть отдельных организаций.

Так как ни индекс концентрации (CRk), ни индекс Херфиндаля-Хиршмана (НН1) не являются абсолютно эффективными критериями выявления монополизма на финансовых рынках, то можно предложить более строгий критерий — комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках КМ. Данный показатель предлагается рассчитывать как произведение индекса Херфиндаля-Хиршмана (НН1) и интегрального индекса изменения цен на финансовые услуги (ИИЦ) (формула 4):

КМ = НН1 х ИИЦ, (4)

где КМ — комплексный критерий выявления монополизма на финансовом рынке;

ИИЦ — интегральный индекс изменения цен;

НН1 — индекс Херфиндаля-Хиршмана.

=1

Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой показатель интенсивности конкуренции, который рассчитывается по формуле (3), приведенной выше, как сумма квадратов долей финансовых организаций и/или их филиалов в суммарном обороте финансовых услуг, предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг. Для удобства при определении комплексного критерия выявления монополизма на финансовых рынках индекс НН1 должен принимать значения в пределах [0;1].

В связи с тем, что в формуле (4) комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках прямо пропорционален индексу НН1, значение комплексного критерия выявления монополизма на финансовых рынках КМ будет снижаться с увеличением числа финансовых организаций и увеличиваться с усилением неравенства между финансовыми организациями при любом их количестве.

В то же время довольно часто имеют место ситуации, когда при отсутствии явного монополизма цены постоянно растут (и не только за счет объективно обусловленной инфляции). В том числе может иметь место негласное межкорпоративное соглашение. Такое изменение цен позволяет учесть интегральный индекс изменения цен, рассчитываемый по формуле (5):

т

ИИЦ = 1(Д1ц, • dj) (5)

,=1

где ИИЦ — интегральный индекс изменения цен;

dJ — доля.-й финансовой услуги в общем обороте финансовых услуг, предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг;

^ = 1;

Д1ц — изменение индекса цен на j-ю финансовую услугу;

т — количество финансовых услуг, предоставляемых финансовыми организациями в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг.

В данной формуле Д1ц. может принимать и положительные, и отрицательные значения.

При расчете комплексного критерия выявления монополизма на финансовых рынках КМ важно определить не только количественные значения изменений индекса цен на .-ю финансовую услугу, но и направления этих изменений, чтобы оценить, как меняются цены на финансовые услуги в соот-

ветствии с удельными весами этих видов услуг во всей совокупности финансовых услуг на рынке, рассчитываемых по формуле (6).

V

^ , (6)

IV

,=1

где dJ—доля .-й финансовой услуги в общем обороте финансовых услуг, предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг (Ее. = 1);

V. — оборот .-й финансовой услуги, предоставленной всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг;

т

I V — суммарный оборот всех финансовых услуг,

,=1

предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг;

т — количество финансовых услуг, предоставляемых финансовыми организациями в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг.

Доляй финансовой услуги в общем обороте финансовых услуг, предоставленных всеми финансовыми организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг, определяется в долях единицы, в сумме доли т-услуг должны составлять единицу. Рассчитав ^ для т-услуг, можно оценить структуру финансового рынка по видам финансовых услуг.

Ы •, ±р% • ,

ДЦ = 1ц)'6 - 1ц)'6 =

-, (7)

I р5, • 4, I РЬ • *01

где Д1ц — изменение индекса цен на .-ю финансовую услугу;

1ц116, 1ц,16 — индекс цен на .-ую финансовую услугу в отчетном периоде в сравнении с сопоставимым периодом и в периоде, предшествующем отчетному, в сравнении с сопоставимым периодом;

р51, p),■, р°л — цена .-й финансовой услуги, предоставленной г-й финансовой организацией в сопоставимом периоде, в отчетном периоде и в периоде, предшествующем отчетному;

, • — объем .-й финансовой услуги, предоставленной г-й финансовой организацией в отчетном периоде и в периоде, предшествующем отчетному;

=1

=1

=1

п — количество финансовых организаций, предоставляющих финансовые услуги в установленных границах соответствующего рынка финансовых услуг.

В формуле (7) величины р1( и р°,- — это цены.-й финансовой услуги, предоставленной ¡-й финансовой организацией в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно, выраженные в ценах сопоставимого периода (с учетом инфляции). То есть они представляют собой цены, скорректированные на величину инфляции.

Тогда величина Д/ц, рассчитываемая, как разница Щ16 и Щ16 , покажет, вызвано ли изменение цен на ,-ю финансовую услугу только инфляцией или другими, не зависящими от инфляции, факторами. Это связано с тем, что Д/ц — это величина, на которую изменится индекс цен на .-ю финансовую услугу в отчетном периоде в сравнении с предшествующим ему периодом по причинам, не связанным с инфляцией.

Если Д/ц = 0, то изменение цен на .-ю финансовую услугу связано только с инфляционными процессами и не может быть причиной ограничения конкуренции. Если же Д1ц > 0, то существуют не только инфляционные причины изменения цен, а, следовательно, это изменение может быть вызвано установлением необоснованно высоких (низких) цен, согласованными действиями группы лиц, таким образом, есть угроза ограничения конкуренции.

Комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках характеризует уровень монополизации рынка финансовых услуг в зависимости от числа финансовых организаций, осуществляющих деятельность в границах соответствующего рынка финансовых услуг, от степени неравенства между ними, а также с учетом роста цен на соответствующие финансовые услуги, скорректированные на уровень инфляции.

Так как изменение цен на рынке финансовых услуг может представлять собой не только рост цен, но и их снижение, то возможны случаи, когда суммарное значение снижения цен на рынке финансовых услуг будет больше суммарного значения роста цен на соответствующем рынке, тогда ИИЦ может принимать отрицательные значения. В настоящее время вероятность такой ситуации, конечно, мала.

Монополизация финансового рынка возрастает со снижением уровня конкуренции на рынке, при этом с ростом монополизации увеличивается индекс НШ и возрастает ИИЦ. Так как ИИЦ и

индекс НН/изменяются в одном направлении, то, следовательно, и комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках будет изменяться в том же направлении. Для определения границ данного критерия необходимо рассмотреть предельные значения, которые может принимать функция КМ:

— если НН/ = 0 (т. е. имеет место ситуация совершенной конкуренции), то КМ=0 при любом значении ИИЦ;

— если НН/ = 1, (т. е. имеет место ситуация полной монополизации рынка), то КМ=ИИЦ при любом значении ИИЦ;

— если НН/ будет изменяться в границах (0;ИИЦ), то КМ будет принимать значения, равные произведению индекса Херфиндаля-Хиршмана и интегрального индекса изменения цен (НН/-ИИЦ), больше нуля, но меньше величины ИИЦ.

Таким образом, комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках КМ находится в границах [0;ИИЦ].

Комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках КМ более точно отражает монополизацию рынков финансовых услуг, так как характеризует рынок во времени не только по интенсивности конкуренции на рынке (НН/), что выражается в изменении степени неравенства между финансовыми организациями, но и по ценовой политике финансовых организаций, действующих на соответствующих рынках финансовых услуг. То есть КМ будет тем больше НН/, чем больше будет величина интегрального индекса изменения цен на соответствующие финансовые услуги в границах соответствующих рынков финансовых услуг.

В существующей на сегодняшний день практике возможны случаи, когда при относительно небольшой величине индекса НН/ данный рынок считается низкоконцентрированным и исключается из дальнейшего анализа, при этом не учитывается динамика цен на данном рынке. При расчете комплексного критерия выявления монополизма на финансовых рынках КМ рынок, для которого характерна относительно небольшая величина индекса НН/, исследуется также и на динамику цен. Поэтому в случае, если для финансового рынка будут характерны относительно низкий уровень НН/ и относительно высокий уровень ИИЦ, то критерий КМ отразит реальный, более точный, уровень монополизации рынка.

Комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках КМ следует рас-

считывать не только ежегодно, но и поквартально. Следует отметить, что отношение величины комплексного критерия выявления монополизма на финансовых рынках КМ в отчетном периоде к величине данного критерия в периоде, предшествующем отчетному, показывает, имеет ли место ухудшение ситуации на рынке в части создания конкурентной рыночной среды или же наоборот.

Проведенный анализ статистической информации по рынку страховых услуг в регионе (на примере Орловской области), показывает, что информации, необходимой для расчета предложенного комплексного критерия выявления монополизма на рынке страховых услуг КМстр при действующей системе статистики, недостаточно. Поэтому и рассчитать критерий выявления монополизма на рынке страховых услуг КМстр и проследить его динамику во времени пока не представляется возможным. Это же относится и к рынкам кредитов. Следовательно, возникает необходимость модернизации информационного обеспечения, мониторинга и статистики рынка финансовых услуг.

Проведенный анализ показывает, что лишь решив фундаментальные проблемы финансового рынка России в целом, можно добиться решения частных проблем отдельно взятых рынков финансовых услуг. В связи с этим предлагаются следующие меры совершенствования государственного регулирования конкуренции на финансовых рынках:

1. Разработать нормативно-правовой документ, объединивший бы в себе весь понятийный аппарат, раскрывающий сущность и структуру финансового рынка, а также государственные меры по защите конкуренции на рынке финансовых услуг (например, Закон «О финансовых рынках в РФ и защите конкуренции на них»).

Законодатели, предпринимая попытку унифицировать законодательство, регулирующее конкуренцию на российских рынках, допустили серьезный недочет. Новый закон «О защите конкуренции» действительно в некоторой степени унифицирует подход к регулированию конкуренции, как на товарных рынках, так и на рынках финансовых услуг. Но в результате объединения двух федеральных законов в один было уделено максимум внимания товарным рынкам, а конкуренция на рынке финансовых услуг в новом федеральном законе затрагивается лишь в общих фразах, не конкретизируясь, ссылаясь на правовые документы, утратившие силу. В новом законе отсутствует большое количество положений, отражающих не

только защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, но и сущность финансовых рынков, и др.

Следует отметить, что, на наш взгляд, объединение двух законодательных актов в один было нецелесообразно, так как унификация двух категорий рынков (финансового и товарного), функционирующих по различным законам, в одном законодательном акте невозможна. Поэтому целесообразно разграничить государственное регулирование конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг по отдельным законодательным актам.

2. Разработать и утвердить эффективные критерии выявления монополизма на финансовых рынках России. Одним из них как раз и предлагается комплексный критерий выявления монополизма на финансовых рынках.

3. Принять соответствующие меры в части совершенствования структуры органов государственной власти, отвечающих за регулирование, контроль и надзор за финансовыми рынками. В данном случае предлагается несколько вариантов разрешения данной проблемы. В соответствии с одним из них предлагается в рамках ФАС России организовать структурное подразделение — Комитет по антимонопольному регулированию на финансовых рынках России, подотчетный и подконтрольный ФАС России и имеющий свои представительства во всех субъектах Российской Федерации. Данный Комитет призван способствовать повышению конкуренции, недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности на рынках финансовых услуг России. В функции данного Комитета должны входить не только анализ и мониторинг финансовых рынков России, но и разработка эффективных методик и критериев выявления монополизма на данных рынках.

4. Разрешение проблем, стоящих перед финансовым рынком, и внедрение предложенных мер по совершенствованию государственного регулирования конкуренции на финансовых рынках невозможно без совершенствования информационного обеспечения и статистики рынка финансовых услуг (см. рисунок).

Таким образом, необходимо создание отделов мониторинга и статистики рынка финансовых услуг при территориальных органах Федеральной службы государственной статистики в регионах. Цель данного отдела — обеспечение всех потенциальных пользователей наиболее полной и достоверной информацией о состоянии финансового рынка и содействие антимонопольным органам в

выявлении доминирования и ограничения конкуренции на финансовых рынках региона. Данный отдел должен регулярно обеспечивать необходимой информацией территориальные органы Комитета по антимонопольному регулированию на финансовых рынках России. Предлагается создание информационного сайта по финансовым рынкам России в целях повышения эффективности контроля за концентрацией на финансовых рынках, а также для повышения прозрачности и привлекательности федеральных и региональных рынков финансовых услуг. Данный сайт должен представлять собой наиболее полную информационную базу по финансовым рынкам России. Здесь должны быть рассмотрены в различных разрезах ежеквартальные и годовые обзоры финансовых рынков (как федеральных, так и региональных), представленные как результаты деятельности отделов мониторинга и статистики рынка финансовых услуг при территориальных органах Федеральной службы государственной статистики, в том числе совместно с результатами деятельности территориальных органов Комитета по антимонопольному регулированию на финансовых рынках России.

Таким образом, представленные положения могут стать основой для модернизации развития и функционирования такого обязательного института рыночной экономики, как «финансовый рынок».

Литература

1. Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Справочно-правовая система «Гарант».

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Справочно-пра-вовая система «Гарант».

3. Авдашева С. Б. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов. / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. / Под ред. А. Г. Цыганова. — М.: Логос, 1999. - 368 с.

4. Авдашева С., ШаститкоА. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 101 - 116.

Отдел мониторинга и статистики рынка финансовых услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики

Взаимодействие отдела мониторинга и статистики рынка финансовых услуг и Комитета по антимонопольному регулированию на финансовых

рынках России

5. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с.

6. Полянцева Е. И. Управление развитием региональной рыночной инфраструктуры на основе повышения эффективности регионального финансового рынка / Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук - Орел: ОРАГС, 2005. - 220 с.

7. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -607 с.

8. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. -М.: Высшее образование, 2006. - 575 с.

9. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы // Internet resource: http: //www. fas. gov. ru.

10. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам // Internet resource: http:// www. fcsm. ru.

11. Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора // Internet resource: http://www. fssn. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.