Научная статья на тему 'Конкурентная реактивность рынка и показатели рыночной концентрации товаров - возможные направления механизма формирования окончательной цены'

Конкурентная реактивность рынка и показатели рыночной концентрации товаров - возможные направления механизма формирования окончательной цены Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКТИВНОСТЬ / МОНОПОЛИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / ЦЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Д. Р.

Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар должна работать достаточно надежно и безотказно. Вероятно, в обеспечении адекватной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка и состоит основная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на конкретном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентная реактивность рынка и показатели рыночной концентрации товаров - возможные направления механизма формирования окончательной цены»

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 18, 2010.

-\-

ББК 65.422

Д.Р.Бабаева

КОНКУРЕНТНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ РЫНКА И ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОВАРОВ - ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ.

Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар должна работать достаточно надежно и безотказно. Вероятно, в обеспечении адекватной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка и состоит основная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на конкретном рынке.

Ключевые слова: Реактивность, монополия, конкуренция, концентрация, механизм, цена.

Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар, ее адаптивность к сигналам спроса при наличии независимых агентов рынка можно сравнить с надежностью работы любой системы, состоящей из отдельных элементов (предприятий, фирм, хозяйствующих субъектов).

Учет изменения спроса связан с изменениями в современной мировой экономике, при этом в процессе развития- рыночных отношений адаптироваться к новым условиям внешнеторговые организации заставляет рынок, спрос и конкуренция.

В современных условиях рыночных отношений - вероятность реакции на изменение спроса каждого отдельного предприятия пока еще достаточно низкая и находится примерно на уровне 0,1. В связи с этим важно иметь более высокую вероятность реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом.

Известный математик и кибернетик Джон фон Нейман доказал, что из «ненадежных» элементов можно создать вполне надежную систему для ее гарантированной работы необходимо параллельно включать элементы в достаточно большом количестве.

В экономической системе реакция на изменение спроса не может ставиться в зависимость от поведения одного или немногих предприятий. Она должнаработать достаточно надежно и безотказно. Вероятно, в обеспечении адекватной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка и состоит основная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на конкретном рынке.

Если допустить, что все хозяйствующие субъекты рынка являются полностью самостоятельными, то вероятность реакции экономической системы в целом на изменение спроса на ранее (Рс), состоящей из к предприятий, можно определить по следующей формуле:

Рс = 1-п1 X п2 X ... X пк, (1) или

Рс = 1 - [(1 - Р1) X (1 - Р2) X ... X (1 - Рк)] , (2)

где п1 = 1 - Р1, п1 = 1 - Р2 ... пк = 1 - Рк - вероятности противоположных событий; Р1, Р2, Рк- индивидуальные вероятности реакции предприятий 1,2, ... , к на изменение спроса на рынке.

Используя приведенные формулы, можно провести несложные математические расчеты и получить оценочные вероятности реакции экономической системы, состоящей из независимых предприятий, на изменение спроса при различных типах рынков (табл. 1).

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 18, 2010.

-\-

Для простоты расчетов условно примем, что вероятность реакции каждого предприятия

одинакова и равна 0,1. Таблица 1.

Примерная оценочная вероятность реакции экономической системы на изменение спроса при различных типах (моделях) рынков.

Типы (модели) рынков Число предприятий Формулы расчета оценки реактивности экономической системы на изменение спроса с учетом количества предприятий Вероятность реакции системы на изменение спроса

Чистая монополия 1 Рс1 = 1 - (1 - 0,1) = 1 - 0,9 0,1

Олигополистическая конкуренция 2 3 5 7 10 Рс2 = 1 - (1- 0,1)2 = 1 -0,9; = 1- 0,81 Рс3;= 1- (1 - 0,1)3 = 1- 0,9 = 1 - 0,729 Рс5 = 1-(1-0,1)5 = 1-0,95 = 1 -0,59 Рс7 = 1 - (1 - 0,1)7 = 1 - 0,97 = 1 - 0,48 Рс10 = 1 - (1- О,1)10 = 1- 0,910 = 1 - 0,35 0,19 0,27 0,41 0,52 0,65

Монополистическая конкуренция 20 25 30 Рс20 = 1 - (1 - 0,1)20 = 1 - 0,920 = 1 - 0,12 Рс25 = 1 - (1 - 0,1)25 = 1 - 0,925 = 1 - 0,07 Рс30 = 1 - (1- 0,1)30 = 1- 0,930 = 1- 0,04 0,88 0,93 0,96

Свободная конкуренция 40 Рс40 = 1 - (1- 0,1)40 =1 - 0,940 = 1 - 0,02 0,98

Анализ проведенного расчета (см. табл.1) показывает, что при рынке чистой монополии с одним предприятием вероятность реакции системы на изменение спроса равна всего 0,1. В условиях олигополистической конкуренции она находится в интервале 0,19-0,52, когда на рынке действуют соответственно 2 и 7 предприятий. И только при 10 предприятиях уровень вероятности реакции системы на изменение спроса достигает 0,65, т.е. приближается к уровню, соответствующему практической уверенности предприятий на данном рынке.

Естественно, что каждое предприятие может выработать свои критерии практической уверенности и риска на различных типах рынков с учетом их конъюнктуры и изменения спроса на товар.

Для регулирования конкуренции и ограничения монополизма с целью создания гибкой рыночной системы в странах с развитыми рыночными отношениями практическая деятельность позволила разработать свои критерии и эмпирические приемы анализа структуры различных типов рынков, а также методы расчета конкретных показателей уровня концентрации рынка товаров.

В процессе анализа структуры различных моделей рынков применяются в основном количественные методы определения уровня концентрации рынка товаров. При большом количестве предприятий на рынке уровень его концентрации становится ниже. Если на рынке действуют разные фирмы одной отрасли, значительно отличающиеся по своему размеру (отношению общего объема продаж, численности работников, занятых в производстве конкретной продукции, стоимости основных фондов и активов определенного предприятия к общему соответствующему уровню этих показателей' всех предприятий данной отрасли), то уровень концентрации рынка получается выше.

Для определения уровня концентрации рынка товаров важно правильно определить, прежде всего, показатели размера предприятия (фирмы, компании, корпорации) и границы рынка, которые характеризуются особенностями продукции

-\-

(производственно-технического назначения, продуктовые товары), а также временным

(товары длительного пользования, текущего потребления) и географическим (территориальные, поясные границы) факторами.

Основными конкретными показателями (индексами), определяющими уровень концентрации рынка товаров разных фирм, являются, показатель пороговых долей (удельных весов) рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля -Хиршмана.

1. для определения уровня концентрации рынка служит показатель размера наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, предприятий, объединений), действующих на нем, который называется показателем пороговых долей рынка.

Фирмы могут признаваться монополистами на конкретном рынке товаров (услуг) при их пороговой доле (удельном весе) от 35 до.65%и условии, что они, по заключению антимонопольных органов, занимают доминирующее положение на рынке определенных товаров (услуг). Все это выражается в том, что данные фирмы затрудняют доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивают свободу их экономической деятельности, изымать продукцию из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объема производства с целью создания искусственного дефицита, необоснованного повышения (понижения) действующих цен продукции, пользующейся спросом, злоупотребляют доминирующим положением на рынке, недобросовестно проводят конкуренцию.

Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретного товара имеется:

• 10 фирм и более;

• 1 фирма не занимает более 35% рынка;

• фирмы не занимают более 44% рынка;

• фирмы не занимают более 54% рынка;

• фирмы не занимают более 64% рынка.

Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются неконцентрированными, и они являются конкурентными рынками.

2. Индекс концентрации Иск (concentration ratio) показывает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

3(4)

Искз(4) = X qi, (3) i=1

где qi-доля (удельный вес) i-й фирмы, %.

Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных фирм.

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: О < ИСR < 100%. Если ИСR < 45%, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров -конкурентным; если 45% < ИСR < 70%, то концентрация достигает средней степени; а при ИСR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным.

Указанный индекс концентрации в неполной мере может учитывать специфические особенности рыночной структуры всей конкретной отрасли, однако этот показатель можно при менять в качестве определенного ориентира при небольшом числе доминирующих фирм в отрасли, прежде всего действующих на рынках

-\-

олигополистической или монополистической конкуренции, а также в сочетании с другими

индексами рыночной концентраций товаров (услуг).

3. Индекс Линда (Ил) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается, прежде всего, для наиболее крупных фирм (компаний; корпораций, объединений), действующих в самом «ядре» рынка определенных товаров.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

d1

Ил2 = - х 100%, (4) d2

где d1, d2 - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж,

Важно отметить, что в случае намерения слияния фирм государственные органы могут дать соответствующее разрешение при условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих пределах: 120% < ИЛ < 200%.

Рассмотрим условный пример: Рассчитать индекс концентрации и индекс Линда для 3 -х наиболее крупных компаний, когда на рынке действуют 11 компаний и имеют в общем объеме рынка (общем объеме продаж) следующие доли: 1 - 18%; 2 - 14%; 3 - 10%; 4 - 9%; остальные 7 - по 7% каждая; а также определить, возможно, ли со стороны государственных органов разрешение на слияние 1-й, 2-й и 3-й компании, если их доли в общем объеме продаж составят соответственно 35; 22 и 25%. При этом следует иметь в виду, что объединение разрешается, если индекс Линда не превышает 200%.

Решение.

1. Рассчитываем индекс концентрации для трех наиболее крупных компаний в общем объеме рынка

СRз = 18% + 14% + 10% = 42%.

Вывод. Индекс концентрации, равный 42% в общем объеме рынка, показывает, что последний характеризуется умеренной степенью концентрации и его можно рассматривать как конкурентный рынок .

2. Определяем общий индекс Линда для трех наиболее крупных компаний

И л. общ = х _18 + (18+14):2 х100%=155%.

2 (14 + 10): 2 10

Вывод. Индекс Линда находится в пределах 120% < ИЛ< 200%, Т.е. отмечается нормальная концентрация рынка.

3. Рассчитываем индекс Линда при доле 1-й компании, равной 35% в общем объеме продаж,

И л. 2 = х [35_ + (35+14):2] х 100%=268%.

2 (14+10):2 10

Вывод. Слияние 1-й компании не разрешается со стороны государственных органов.

4. Определяем индекс Линда при доле 2-й компании, равной 22% в общем объеме продаж,

И л.2 = 1 х [18_+ (18+22):2] х 100%=156%.

2 (22+10):2 10

Вывод. Слияние (объединение) 2-й компании разрешается со стороны государственных органов.

5. Рассчитываем индекс Линда при доле 3-й компании, равной 25% в общем объеме продаж,

-\-

И л3= 1X [18_+ (18+14):21 X 100%=78%.

2 (14 + 25): 2 25

Вывод слияние (объединение) 3-й компании разрешается со стороны государственных органов.

4. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется весьма простой индекс Херфиндаля - Хиршмана (Ихх), который можно рассматривать как индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана (Ихх) рассчитывается по следующей формуле: к

Ихх = 1(&)2, (5) 1=1

где gi - доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем объеме выпущенной продукции, %; к - количество фирм в отрасли.

При этом

к

=100%,

7=1

т.е. при любом количестве в конкретной отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес всей выпускаемой ими продукции должен составлять 100%.

При проведении расчета индекса по методу Херфиндаля-Хиршмана рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции), если общий Ихх < 1000 ед. (т.е. если общая сумма квадратов удельных весов всей выпускаемой продукции в конкретной отрасли (на рынке) составит меньше 1000 ед.).

При таких значениях индекса Херфиндаля-Хиршмана разрешается любое слияние фирм. Рынок считается высококонцентрированным (неконкурентным), если общее значение указанного индекса превышает 1800 ед.

Наибольшее значение индекса Ихх достигается при монополизации рынка одной фирмой (компанией, концерном), при этом Ихх = (100%)2 = Ю 000 ед. Если 1000 < Ихх < 1800, то рынок товаров считается умеренно-концентрированным, однако в этом случае с учетом дополнительной проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм.

Если 1000 < Ихх < 2000, то рынок обладает средней степенью концентрации. Последняя становится очень высокой при Ихх > 2000 ед. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается.

Таким образом, при значениях индекса Херфиндаля - Хиршмана, равных 1000 ед. и ниже, рынки считаются неконцентрированными они конкурентны, и в силу этого предложение товаров и их производство достаточно быстро реагируют на изменение ситуации на рынке.

Предложение (производство) товаров в этих условиях очень эластично, потому что вероятность реакции даже одной фирм на изменившуюся конъюнктуру рынка достаточно высокая, а при небольших значениях Их может быть и весьма высокой. В этих условиях конкурентного рынка предложение товаров в зависимости от цены будет расти. Наоборот, чистая монополия, когда фирма не имеет конкурентов и является единственной на рынке, порождает неэластичность предложения, застой в производстве, при этом вероятность реакции последнего на изменяющиеся условия рынка невелика.

Рассмотрим такой пример: На рынке требуется рассчитать индекс Херфиндаля -Хиршмана (Ихх) для 12 фирм, продающих товар на рынке, а также определить, какое следует принять решение государственным органам (разрешить или не разрешить) их слияние:

а) 1-й и 3-й фирм; б) 4-й и 6-й фирм при следующих исходных данных:

-\-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) общий удельный вес продаваемей (выпущенной) продукции фирмами отрасли -

100%;

2) удельный вес, предаваемей продукции каждой отдельной фирмой на рынке относительно ее общей величины:

1-23%; 2-17%; 3-12%; 4-10%; 5-9%; 6-8%; 7-7%; 8-5%; 9-3%; 10-2%; 11-2%; 12-2%; 3) слияние (объединение) отдельных фирм разрешается при условии, если общее значение индекса Херфиндаля - Хиршмана не превышает 1800 ед. (т.е. общей суммы квадратов удельных весов всей предаваемой продукции).

Предлагаем следующее решение.

1. Рассчитываем индекс Херфиндаля - Хиршмана

к

Ихх = К&)2, 1=1

где д - удельный вес продаваемой продукции каждой отдельной фирмой на рынке относительно ее общей величины, %;

Ихх = 529 + 289 + 144 + 100 + 81 + 64 + 49 + 25 + 9 + 12 = 1302,

т.е. индекс Ихх показывает, что данный рынок является умеренно концентрированным.

2. Если 1-я и 3-я фирмы пожелают отъединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит - 35%, при этом вновь рассчитываем индекс Херфиндаля -Хиршмана

Ихх = 1225 + 289 + 100 + 81 + 64 + 49 + 25 + 9 + 12 = 1854,

Т.е. индекс Ихх показывает, что этот рынок имеет среднюю степень концентрации.

Мы приходим к следующему выводу. Поскольку Ихх = 1854> 1800, то слияние указанным фирмам со стороны государственных органов не разрешается.

3. Если 4-я и 6-я фирмы пожелают объединиться, то удельный Бес продаваемой ими продукции на рынке составит - 18%, при этом вновь рассчитываем индекс Херфиндаля - Хиршмана

Ихх = 529+289+ 144+324+81 +49+25+9+ 12= 1462,

т.е. индекс Ихх показывает, что этот рынок является умеренно концентрированным.

Вывод. Поскольку Ихх = 1462 < 1800, то слияние указанным фирмам со стороны государственных органов разрешается.

Следовательно, исходя из проводимого анализа качественных и количественных показателей отражающих структуру рынка товаров, можно определять степень рыночной концентрации и уровень конкуренции, на рынке, соответственно разрабатывать и формировать конкурентную среду на конкретном рынке.

На основании изложенного выше материала можно в сводном виде (табл. 1) представить особенности ценообразования на различных типах рынков с учетом их разнообразных характеристик и признаков, а также дать вероятностную оценку критерия демонополизации рынка в целях создания условий для нормальной и безопасной конкуренции с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, что позволит количественно оценивать конкурентную реактивность рынков и при соответствующей необходимости в отечественной практике принимать меры государственного воздействия на условия формирования цен на рынках с несовершенной конкуренцией.

Важно отметить, что функционирование любого типа рынка, изменение уровня цен, объемов и издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров в первую очередь зависят от конъюнктуры.

Поскольку к основным факторам, прежде всего влияющим на общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарного рынка, относятся концентрация производства, научно-технический прогресс, наличие капитала и инвестиций для развития экономики, квалифицированные кадры, международное и внутреннее положение, социальная

-\-

обеспеченность населения, инфляция, природно-климатические условия и др., то в

процессе изучения конъюнктуры важно определить их количественные показатели.

Основными из них являются индексы промышленного производства, внутреннего товарооборота, кредитно-денежного сферы и внешней торговли, показывающие валовой внутренний продукт страны, индексы физического объема промышленной продукции и цен производителей, уровень безработицы, розничный товарооборот, личные доходы и потребительские расходы, дефицит государственного бюджета, показатели деловой активности, индекс потребительских и т.д.

Библиографический список:

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. - М: Академия управления при президенте России, 2006. - 266 с.

2. Баликоев В.З. Ценообразование на мировых рынках. - Москва: «Издательство ПРИОР», 2006. - 503 с.

3. Баздникин А. С. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.,: Юрайт, 2006.-332с.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. М., Финансы и статистика,2005.-225с.

5. Виханский О., Наумов А. Цены. Учебник для вузов. М.,: Высшая школа, 2004. -501с.

6. Герчикова И.Н. Цены и ценообразование: Учебник. - М: Внешторгиздат, 1999.-134с.

7. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Под ред. д.э.н. А.Н. Петрова, д.э.н. М.И. Кныша. - СПб.: Любавич, 2007. - 290 с.

8. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика: Справочник студента. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. - 343 с.

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 18, 2010.

-\-

D.R. Babaeva

Competitive reactivity of the market and indices of the market commodity's concentration are the possible directions of the final price formation mechanism.

The market system reactivity to the changing of commodity's demand must work very safely and reliably. Perhaps the main task of the state competition and monopoly destruction of the concrete market consists in providing adequate reaction of economic system to the change of demand and market terms.

Keywords: reactivity, monopoly, competition, concentration, mechanism, price.

Бабаева Д.Р. (р. 1976) ,2005г., старший преподаватель кафедры Мировая экономика, Окончила Дагестанский государственный университет (1999) Автор 45 публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.