Научная статья на тему 'Конкуренция и квазиконкуренция как составляющие торгового ритейла'

Конкуренция и квазиконкуренция как составляющие торгового ритейла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Засенко Вилена Евгеньевна, Переверзева Татьяна Алексеевна

Введя две дефиниции рыночная конкуренция, квазиконкуренция, авторы с помощью количественных методов пытаются измерить степень конкурентности потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Засенко Вилена Евгеньевна, Переверзева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Having entered two definitions a market competition, a quasicompetition, authors by means of quantitative methods try to measure degree of competition of the consumer market.

Текст научной работы на тему «Конкуренция и квазиконкуренция как составляющие торгового ритейла»

Засенко В.Е., Переверзева Т.А.

Конкуренция и квазиконкуренция как составляющие торгового ритейла

До настоящего времени нет однозначного определения конкуренции. И это вполне понятно, т.к. в экономической литературе советского периода она не признавались. А за короткий период трансформирования нашей национальной экономики в одночасье трудно сформировать зрелые конкурентные отношения. В результате среди многообразия формулировок понятия конкуренция можно выделить следующее. Конкуренция была, есть и будет. Формы и методы конкуренции постоянно видоизменяются в зависимости от формирования рынка и возникающих в недрах рынка конкурентных отношений.

В условиях планово-распорядительной экономики конкуренция существовала в искаженной форме по сравнению с рыночной конкуренцией. Если в условиях рынка ведется борьба за платежеспособный спрос клиентов, то в командной экономике конкурентная борьба разгорается за низкие плановые показатели на всех уровнях управления, начиная с народнохозяйственного плана и заканчивая планами промышленных, торговых предприятий и т. д. Поэтому мы считаем, что советская экономика подарила мировому сообществу квазиконкуренцию, которая иногда уживалась, а иногда приходила в противоречие с требованиями и положениями рыночной конкуренции.

Как известно А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки [3]. А. Маршалл сводил конкуренцию к сфере обмена, где один человек состязался с другим при продаже или покупке товаров [2]. М. Вебер определял конкуренцию как мирные попытки установления контроля над возможностями и преимуществами на рынке [1]. Все другие определения конкуренции, на наш взгляд сводятся к уточнению приведенных основных положений в функциональном аспекте, организационном и т. д. Но по существу все трактуют конкуренцию однозначно. Конкуренция - это процесс динамичный, направленный на достижение экономического роста и на достижение специфических целей за счет использования соответствующих конкурентных преимуществ. Все это проявляется в зависимости от вида функционирующего рынка и тех конкурентных отношений, которые на нем формируются.

За короткий период развития рыночной конкуренции в торговле, сферой действия которой является потребительский рынок, можно отметить следующие этапы его трансформации. Первый этап характеризуется полной неразберихой в области организации функционирования потребительского рынка, которая наступила после ликвидации советских торговых структур (районные торги по продовольственной и непродовольственной торговле, районные тресты столовых, городские управления торговли, общественного питания, республиканские оптовые базы, министерства торговли и т. д.). Для данного этапа отсутствовал конституирующий элемент потребительского рынка в виде определенных организационных структур с элементами функциональной, организационно-правовой, финансово-экономической организации.

Второй этап связан с появлением отечественных торговых сетей, жизненность которых зависела от процессов концентрации, интеграции и специализации торговых процессов хозяйствующих субъектов. В результате хозяйствующие субъекты могли выступать как самостоятельные юридические лица, работающие под одной торговой маркой (например, на основе франчайзинга), могли отказаться от юридической самостоятельности и войти в торговую сеть или оставаться независимыми. Появились различные организационные структуры, которые представляли собой более или менее замкнутый деловой контур, по которому кроме вещных ресурсов передаются также права собственности и управленческие команды - деловая информация, взаимные обязательства и т. д.

Третий этап развития потребительского рынка, который продолжается до настоящего времени, связан с проникновением западных торговых сетей в Россию и возникновением элементов борьбы с отечественными торговыми сетями за российского потребителя.

Для каждого этапа развития потребительского рынка характерны свои конкурентные отношения, начиная от дикой конкурентной борьбы и кончая конкурентным сотрудничеством. Между этими крайними значениями встречаются различные сочетания и модификации конкурентных отношений.

Таким образом, возобладал один из конституирующих элементов рынка - организационные структуры. Участники потребительского рынка создали организации, сформированные по соответствующим иерархическим схемам, включающим торговые места, оборудованные в соответствии с требованиями применяемой торговой технологии, и занятый на них персонал, работой которого руководят из единого центра. Это регулирование осуществляется руководством организации с использованием системы формальных административных правил и неформальных предписаний.

Создание подобных организационных структур связано с интеграцией разных технологических процессов. Оно может выступать в форме вертикальной и горизонтальной интеграции в зависимости от того, происходит ли объединение последовательных звеньев одной технологической цепи или параллельных звеньев разных технологических цепей - промышленных, торговых, сельскохозяйственных и т. д. Формы организационных структур могут быть разнообразные, начиная от простого предприятия, торговых сетей и кончая холдингами, торгово-финансово-промышленными группами, концернами и т. д.

При таком многообразии организационных структур возникает проблема формирования правил обмена, которые должны определять порядок взаимодействия между хозяйствующими субъектами в условиях конкурентной борьбы или сотрудничества. Происходит адаптация конкурентных отношений к существующему рынку.

Для конкурентного типа рыночных отношений могут быть использованы разные виды конкуренции. Мы выделяем два вида конкуренции. Рыночная конкуренция, основанная на конкурентных отношениях борьбы за рынок между указанными организационными структурами, которая отражает внешнюю среду. Можно выделить множество различных форм конкуренции в зависимости от конкретных критериев - конкуренция продавцов и конкуренция покупателей; индивидуальная и групповая конкуренция; межотраслевая и внутриотраслевая; ценовая и неценовая конкуренция и т. д. И квазиконкуренция, основанная на конкурентных отношениях сотрудничества внутри торговых сетей, холдингов, торгово-финансово-промышленных групп между хозяйствующими субъектами, которая отражает внутреннюю среду. Безусловно, в данном контексте кавзиконкуренция имеет совершенно новое наполнение.

Для каждого из указанных видов конкуренции формируются свои формальные и неформальные

правила обмена. Если рыночная конкуренция основывается на формальных и неформальных правилах обмена, существующих на потребительском рынке, то квазиконкуренция больше опирается на правила обмена, сформулированные внутри организационных структур. Сюда можно отнести вопросы планирования оперативного учета, технологии продаж, логистика и т. д.

Например, рыночная конкуренция сталкивается на потребительском рынке с сильным уровнем сегментирования по типу продуктов, услуг, способов их продвижения и т. д. «Столбление рыночных ниш» происходит с помощью формальных и неформальных методов. При квазиконкуренции этими процессами хозяйствующие субъекты не занимаются. За ними остается право четкого выполнения установленных заданий в области объема продаж, цен и т. д. То есть квазиконкуренция предполагает установление порядка посредством внедрения правил и пропорций внутри системы, где хозяйствующие субъекты конкурируют между собой на основе элементов сотрудничества с целью достижения более эффективной работы всей системы. Выполнение этих правил хозяйствующими субъектами позволяет контролировать конкурентную ситуацию торговыми структурами и вырабатывать правила поведения на рынке.

Конечно, рыночная конкуренция и квазиконкуренция имеют как преимущества, так и недостатки. Являясь основной формой борьбы и соперничества между субъектами, участвующими в экономическом росте процессе, она должна исключать элементы насилия, различные виды несправедливости по отношению к потребителю. В действительности мы часто сталкиваемся с обратными явлениями.

Рыночная конкуренция обуславливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, на поиск и реализацию конкурентных преимуществ, соответствующих его экономическому потенциалу, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других.

В меньшей мере этот недостаток относится к квазиконкуренции, где все хозяйствующие субъекты не могут так свободно проявлять свою инициативу. Но если руководство торговых систем пойдет по пути жесткой конкурентной борьбы и по пути нарушения прав потребителей, то мы можем получить наихудшие результаты рыночной конкуренции. Самый худший вариант для

потребителя будет тогда, когда произойдет сговор между участниками рыночной конкуренции и ква-зиконкуренциии. Фактически мы сталкиваемся с жесткой монополизацией.

Процессы монополизации в большей или меньшей мере характерны для каждой отрасли, в том числе это касается и торговли. Особенно остро возникают эти процессы при отсутствии здоровой конкуренции среди торговых предприятий, что приводит к возникновению инфляционных тенденций в развитии экономики страны. Как правило, официальные власти считают, что это связано с ценовым сговором в промышленности, в торговле. Но до настоящего времени ни одного случая подобных утверждений официально не было подтверждено.

На наш взгляд, чтобы управлять процессами антимонопольного регулирования, необходимо иметь количественные оценки этого явления. Инструментарий антимонопольного регулирования на западе включает в себя свыше десяти различных индексов,коэффициентов измерения монопольной власти, процессов концентрации рынка, которые используются в борьбе с монополизмом. К таким показателям относятся: коэффициенты Бейна, Лернера, Тобина; индексы концентрации рынка,индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс джини и т. д. [4]

Следует отметить, что использование большинства этих показателей приводит к наилучшим результатам в исследовании процессов монополизации только при наличии развитого фондового рынка и транспарентности рыночных отношений.

Например, коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

Ит = —, К

где Р - рыночная стоимость фирмы (обычно определяется по курсу акций); К - восстановительная стоимость активов фирмы.

Если оценка активов фирмы на фондовом рынке превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство монопольной власти. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного фондового рынка.

Индекс Лернера определяется как разница между ценой фирмы и предельными (средними) издержками по отношению к цене.

Ил = Р -Ас / Р, где Р - цена данной фирмы; Ас - средние издержки фирмы.

Индекс Лернера измеряются в абсолютных значениях от нуля до единицы. Для совершенно конкурентного рынка он принимает значение нуля (рыночная власть фирмы отсутствует), для рынка работающей конкуренции приближается к нулю (Ь = 0,1-0,2), для рынка монопольной конкуренции находится в диапазоне L = 0,3 - 0,5; для олигопольного рынка равен Ь = 0,6 - 0,8 в зависимости от числа фирм (чем их меньше, тем значение индекса Лернера будет больше); для рынков с доминирующей фирмой он может быть равен Ь = 0,8 - 0,9 и для монополии приближается к единице, к монопольной власти.

Как известно, наш этап развития отечественного ритейла не обладает в полной мере указанными качествами - транспарентность, развитость фондового и финансового рынков,поэтому мы считаем, что в данном случае целесообразно в дополнение к приведенным индексам, коэффициентам, используемых в западной экономике, формировать экономико-математические модели, построенные на основе эмпирических данных, позволяющие определить степень монополизации потребительского рынка.

Например, мы предлагаем использовать в этой связи два показателя, определяющие уровень развития конкуренции на потребительском рынке, - это индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ) и модель ценового сговора.

Определим уровень монополизации потребительского рынка по двум районам с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, который определяется как сумма квадратов долей всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ИХХ = (д)2,

где ИХХ - индекс Херфиндаля-Хиршмана; д - доля продаж хозяйствующего субъекта на потребительском рынке.

Индекс принимает значения от 0 в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый их которых контролирует незначительную долю рынка до единицы, когда на рынке действует только одна фирма. Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10000. Чем больше значение индекса, тем ниже конкуренция на рынке.

Рассмотрим два варианта расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана по двум районам. Первый вариант расчета производится для всех хозяй-

ствующих субъектов. Второй вариант - для аффилированных и самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Допустим, что на потребительском рынке первого и второго районов функционируют хозяйствующие субъекты со следующими объемами продаж (цифры условные в табл. 1).

Таблица 1

Объем продаж по районам

Хозяй- Объем продаж по Объем продаж по

ствующие субъекты первому району (млн. р.) второму району (млн. р.)

1 344,4 486

2 147,6 189

3 98,4 180

4 106,6 45

5 82

6 41

Итого 820 900

На основе этих данных определяем уровень монополизации по районам:

1 ^ 344 4 Л ИХХ1 = ^^100

^ 820

(147,6

+1

100

820 у

98,4 820

100

+

106,6 820

100 +

_82 820"

100

41

820"

100

= 2526,

ИХХ^ =

486 900'

100

+

у V Г ла \2

г 189 4 100

900

180 900

100

+

45 900

100

= 3782.

ихх!.

385,4 820

100

+

147,6 820

( 82

100

106,6

—-100 I +1 820 1^820

100

98,4 .820

3618,

100

+

Таким образом, с учетом аффилированной группы в первом районе уровень монополизации почти сравнялся со вторым районом (3618; 3782).

Является ли опасным такой уровень Ихх? Ответ на этот вопрос может быть получен при вычислении показателя ценового сговора между хозяйствующими субъектами, который определяется на основе показателей модели прямой -у = а0 + а1х, где у - уровень цен по хозяйствующим субъектам на конкретном потребительском рынке, а х - количество хозяйствующих субъектов.

Отсюда показатель ценового сговора (Ц.С.) будет равен:

Ц.С.=

ы

«0 +

•100,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, низкий уровень монополизации первого района, где Ихх = 2526; способствует развитию свободной конкуренции по сравнению со вторым, где данный индекс равен 3782.

Однако по результатам анализа потребительского рынка была выявлена аффилированная группа в первом районе на базе хозяйствующих субъектов номер один и шесть (334,4 + 41 = 385,4), т. е. эти субъекты принадлежат единой торговой сети, подчиняясь существующим отношениям квазиконкуренции. Остальные хозяйствующие субъекты функционируют самостоятельно в рамках рыночной конкуренции. Очевидно индекс Хиршмана- Херфиндаля изменяется только для первого района. Для второго района он остается без изменения. Произведем расчет для первого района с учетом аффилированных хозяйствующих субъектов ИХХ.

где а0 - константа данной модели прямой, а1 — коэффициент регрессии, показывающий изменение цены от количества конкурирующих предприятий.

Экономическая трактовка показателя ценового сговора. Чем ближе к единице, тем выше ценовой сговор.

Продолжим наш условный пример. Предположим, что в первом районе сложились следующие индексы цен по хозяйствующим субъектам (см. талицу 2).

Таблица 2

Индексы цен по хозяйствующим субъектам

№ Индексы цен Количество хозяйствующих

(v) субъектов (л;)

1 1,1 2

2 0,9 1

3 1,2 1

4 0,8 1

Нахождение параметров уравнения прямой производится с помощью решения системы нормальных уравнений:

а0п + а1 Хх = Ху, а0Хх + а1 Хх2 = Хху.

Подставив указанные числовые данные в систему уравнений, получаем модель: у = -6,8 + 6,26х.

Чтобы проверить тесноту связи между индексом цен и количеством предприятий, необходимо

определить коэффициент корреляции, который определит тесноту связи между изучаемыми показателями.

r =

nixy - LxLy

^nix2 - (ix )2 riLy2 - (iy )2

4 * 5,1 - 5 * 4 ^4 * 7 - 25^4 х 4,1 -16

= 0,4.

Находим численное значение показателя ценового сговора:

1-6,81

Ц.С.=

= 0,52.

|-6,8| + |6,26|

Как видно по первому району величина ценового сговора умеренная. Она позволяет сделать

вывод, что рост индекса Херфиндаля-Хиршмана не свидетельствует о высокой монополизации потребительского рынка. Общая конкуренция, сформированная за счет рыночной конкуренции и квазиконкуренции, достаточно умеренная и вводить новых игроков на рынок пока не целесообразно.

Таким образом, формирование рыночных конкурентных отношений в отечественном ритейле, направленных против монополизации рынка, может происходить на базе развития процессов рыночной конкуренции и квазиконкуренции с помощью использования количественных оценок по управлению состоянием потребительского рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вебер М. Избранное. Общество. М. : Юрист. 1994.

2. Маршалл А. Принципы экономической теории. М.: Экономика. 1993.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. т. 1. М. : Эконов. Ключ. 1993.

4. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт. 2001.

Пустыльник П.Н.

Организационно-экономический аспект управления многофакторной экономической системой

Экономика России представляет собой сложную систему, включающую в себя различные подсистемы: управление (разделение страны на федеральные округа), производство (структурирование экономических объектов в составе корпоративных структур), сфера обслуживания (жилищно-коммунальное хозяйство, оптовая и розничная торговля, туризм, гостинично-ресторанный бизнес и т. д.). Каждая подсистема включает в себя три уровня: макро (национальная экономика), мезо (интегрированные корпоративные структуры - ИКС) и микро (экономические объекты).

На основании факторного анализа можно сделать вывод, что политический, юридический, организационный и демографический факторы генерируются макроуровнем экономической системы и воздействуют на мезо- и микро- уровни. Результаты хозяйственной деятельности ИКС (экономических объектов мезоуровня) влияют на макроуровень в форме экономического, технологического, технического и экологического факторов.

Рассмотрим проявления организационного фактора:

а) увеличение удельного веса информационных технологий в виде программных комплексов, применяемых для обоснования инвестиций в технологические инновации;

б) общение продавцов и потребителей посредством Internet;

в) слияние смежных ИКС (добывающих, обрабатывающих, перерабатывающих и т. д.);

г) формирование государственных корпораций в отраслях, стратегически важных для России;

д) внедрение мер государственного регулирования и так далее.

Экономический фактор как реакция мезоэко-номики на воздействия факторов макроэкономики на систему проявился в форме инфляции: 11,7 % (2004 г.); 10,9 % (2005 г); 9,0 % (2006 г.) и 11,9 % (2007 г.). Фактическое значение инфляции в 2007 г. при сопоставлении с ожидавшимся значением 8-9 % может оцениваться как несовершенство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.