Научная статья на тему 'Актуальные проблемы финансово-кредитных рынков и ключевые направления модернизации законодательства о их развитии'

Актуальные проблемы финансово-кредитных рынков и ключевые направления модернизации законодательства о их развитии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЗМ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ УСЛУГА / КРИТЕРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В.Г., Федякова Н.И., Королева А.К.

В статье представлены основные проблемы финансово-кредитных рынков. Рассматриваются направления по модернизации законодательства в данной сфере и повышению объективности выявления тенденций монополизма на рынках финансово-кредитных услуг путем разработки категориально-понятийного аппарата, системы критериев выявления монополизма. Предлагается формирование законодательной базы, касающейся финансово-кредитных рынков в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы финансово-кредитных рынков и ключевые направления модернизации законодательства о их развитии»

Финансовая система

УДК 336

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ РЫНКОВ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИХ РАЗВИТИИ*

В. Г. САДКОВ, доктор экономических наук, профессор, руководитель научной экономической школы

E-mail: guif@ostu.ru

Н. И. ФЕДЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов

E-mail: fni22@rambler.ru

А. К. КОРОЛЕВА ассистент кафедры государственного управления и финансов E-mail: nauka-guif@mail.ru Орловский государственный технический университет

В статье представлены основные проблемы финан-сово-кредитныхрынков. Рассматриваются направления по модернизации законодательства в данной сфере и повышению объективности выявления тенденций монополизма на рынках финансово-кредитных услуг путем разработки категориально-понятийного аппарата, системы критериев выявления монополизма. Предлагается формирование законодательной базы, касающейся финансово-кредитных рынков в Российской Федерации.

Ключевые слова: модернизация законодательства, конкуренция, монополизм, финансово-кредитный рынок, категориально-понятийный аппарат, финансово-кредитная услуга, критерий.

Роль рынков финансов и кредитов в современной экономике и в жизни общества крайне вели-

* Статья представлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Орловском государственном техническом университете.

ка. Но не все так оптимистично в данной сфере. Одной из проблем является отсутствие целостной категориально-понятийной базы в сфере рынков финансов и кредита.

Следует отметить, что в отечественной практике для оценки рынка финансов и кредитов широко используется понятие «финансовый рынок». Так, до введения в силу Федерального закона от 26.06.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-Ф3) в утратившем ныне силу Федеральном законе от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» давалось определение рынка финансовых услуг, под которым понималась «сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям». Но даже это понятие было исключено из Закона № 135-Ф3. Таким образом, в российском

законодательстве отсутствует определение такого понятия, как «финансовый рынок», хотя во многих законодательных актах он широко используется.

Для принципиального формулирования определения данной категории и вычленения ее структуры прежде всего необходимо разграничивать понятия «финансы» и «кредит». Финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач субъектов этих отношений и обеспечения условий расширенного воспроизводства на безвозвратной основе. Таким образом, финансы — это отношения, строящиеся на безвозвратной и часто на безвозмездной основе, а кредит — на возвратной и, как правило, возмездной основе. В этой связи необходимо использовать более общее понятие «финансово-кредитный рынок».

Следует подчеркнуть, что понятие «финансово-кредитный рынок» более адекватно отражает сущность соответствующих экономических отношений, чем понятие «финансовый рынок», поскольку такие сегменты, как рынок капиталов и страховой рынок все-таки больше отражают не финансовые, а кредитные отношения. В этой связи авторы считают, что финансово-кредитный рынок (с позиции системного подхода) — это система организации купли-продажи в интересах каждого из субъектов денежных (и иных

оцениваемых в денежном исчислении) средств между субъектами экономических отношений, содержащая в своей структуре подсистемы денежного рынка, рынка капиталов, страхового рынка, валютного рынка, на основе создания обществом и государством соответствующих условий их функционирования и развития при приоритетном обеспечении интересов граждан и повышении качества их жизни.

Генеральная функция (миссия) финансово-кредитного рынка в экономике страны состоит не просто в стихийном перераспределении финансовых и кредитных ресурсов, а в формировании и задействовании финансово-кредитных ресурсов на основе выявления государством закономерностей и приоритетных направлений их использования для стимулирования «переливов» финансово-кредитных потоков в этих направлениях, обеспечения расширенного воспроизводства экономики и повышения качества жизни граждан [3]. Соответственно, понятие «финансовый рынок» является составной частью понятия «финансово-кредитный рынок».

Вообще, категориально-понятийный аппарат в любой сфере, как составную часть соответствующей теории, целесообразно представлять в виде логических сетей категорий и понятий. «Финансово-кредитный рынок» в данном случае не исключение. Логическая категориально-понятийная сеть финансово-кредитного рынка представлена на рисунке.

Логическая категориально-понятийная сеть финансово-кредитного рынка

Из представленной категориально-понятийной сети финансово-кредитного рынка следует, что в структуре финансово-кредитного рынка можно выделить следующие подсистемы:

— подсистема рынка денежных средств;

— подсистема рынка капиталов;

— подсистема страхового рынка;

— подсистема валютного рынка.

В связи с этим необходимо уточнить ряд имеющихся категорий, а также ввести новые понятия в сфере финансово-кредитных рынков в законодательство Российской Федерации.

Так, например, в российском законодательстве отсутствует определение такой категории, как финансово-кредитная услуга, а лишь дается перечень услуг, относимых к финансово-кредитным услугам:

• банковская услуга;

• страховая услуга;

• услуга на рынке ценных бумаг;

• услуга по договору лизинга;

• услуга, оказываемая финансово-кредитной организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В связи с этим возникает необходимость формулировки определения данной категории.

Финансово-кредитная услуга — это специфический товар, «вращающийся» на финансово-кредитном рынке, где продавцами данного товара выступают финансово-кредитные организации, а покупателями — физические и юридические лица, который может быть представлен на основе договора или закона (при приоритетном обеспечении интересов граждан и повышении качества их жизни в форме банковской услуги, страховой услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга и других видов финансово-кредитных услуг).

Финансово-кредитная организация — это хозяйствующий субъект, предоставляющий финансово-кредитные услуги на финансово-кредитном рынке. В соответствии с Законом № 135-Ф3 к финансово-кредитным организациям относятся:

• кредитная организация;

• кредитный потребительский кооператив;

• страховщик;

• страховой брокер;

• общество взаимного страхования;

• фондовая биржа;

• валютная биржа;

• ломбард;

• лизинговая компания;

• негосударственный пенсионный фонд;

• управляющая компания инвестиционного фонда;

• управляющая компания паевого инвестиционного фонда;

• управляющая компания негосударственного пенсионного фонда;

• специализированный депозитарий инвестиционного фонда;

• специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда;

• специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда;

• профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Конкуренция на рынке финансово-кредитных услуг представляет собой систему состязательности участников рынка финансово-кредитных услуг (функционирующих и взаимодействующих в рамках данного рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения финансово-кредитной услуги как специфического товара, на уровень рыночных цен в целях повышения качества услуг, прозрачности рынка, привлекательности рынков для инвесторов, наиболее полного и эффективного удовлетворения потребностей конечного потребителя данного вида услуг и, как следствие, повышения качества жизни населения и эффективности экономики на всех уровнях.

Как известно, необоснованно завышать цены на финансово-кредитные услуги могут не только организации, занимающие доминирующее положение на соответствующем финансово-кредитном рынке. Следовательно, необходимо учесть этот факт при определении такого понятия, как «необоснованно высокая (низкая) цена финансово-кредитной услуги». К тому же, в случае существенного превышения качества финансово-кредитной услуги данной финансово-кредитной организации над качеством финансово-кредитных услуг фирм-конкурентов допустимо существенное превышение цены данной услуги над ценами фирм-конкурентов, соответствующее уровню превышения качества финансово-кредитных услуг.

Необоснованно высокая или необоснованно низкая цена финансово-кредитной услуги, которая существенно отличается от конкурентной цены финансово-кредитной услуги (при отсутствии соответствующего отличия качества данной услуги), затрудняет доступ на соответствующий финансово-кредитный рынок другим финансово-кредитным

организациям и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

Конкурентная цена финансово-кредитной услуги — это цена, по которой финансово-кредитная услуга оказывается в условиях конкуренции.

Доминирующим положением финансово-кредитной организации признается положение финансово-кредитной организации или нескольких финансово-кредитных организаций на рынке определенной финансово-кредитной услуги, дающее такой финансово-кредитной организации (организациям) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансово-кредитной услуги на соответствующем финансово-кредитном рынке и (или) устранять с этого рынка другие финансово-кредитные организации, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим финансово-кредитным организациям.

Возможны случаи, когда уровень качества финансово-кредитных услуг той или иной финансово-кредитной организации существенно выше, чем у конкурентов, при той же цене. За счет высокого уровня качества и потребительских предпочтений доля финансово-кредитной организации на соответствующем рынке финансово-кредитных услуг растет в результате честной конкурентной борьбы и достигает такой величины, которая позволяет охарактеризовать ее положение как доминирующее. Тем не менее при этом данная финансово-кредитная организация не осуществляет действий, определяемых российским законодательством как злоупотребление доминирующим положением, и ограничивающих конкуренцию на данном финансово-кредитном рынке. Таким образом, целесообразно ввести понятие «конкурентное доминирование по качеству». В данном случае применять меры антимонопольного регулирования к такому хозяйствующему субъекту, с точки зрения авторов, вовсе необязательно.

Конкурентное доминирование финансово-кредитной организации по качеству — это такое положение финансово-кредитной организации, при котором доля финансово-кредитной организации на соответствующем финансово-кредитном рынке соответствует критериям доминирующего положения за счет превышения качества финансово-кредитных услуг данной финансово-кредитной организации над качеством финансово-кредитных услуг фирм-конкурентов вследствие конкурентной борьбы, но при этом ее действия не направлены на злоупотребление доминирующим положением и на ограничение конкуренции на рынке.

Кроме того, необходимо различать явное и скрытое доминирование.

Явное доминирование финансово-кредитной организации — это такое положение финансово-кредитной организации, при котором доля финансово-кредитной организации на соответствующем финансово-кредитном рынке соответствует критериям доминирующего положения и ее действия направлены на злоупотребление доминирующим положением и ограничение конкуренции на соответствующем рынке.

Скрытое доминирование финансово-кредитной организации — это такое положение финансово-кредитной организации, при котором доля финансово-кредитной организации на соответствующем финансово-кредитном рынке не соответствует критериям доминирующего положения, но ее действия направлены на злоупотребление доминирующим положением и ограничение конкуренции на соответствующем рынке.

Помимо ранее перечисленных проблем, связанных с категориально-понятийным аппаратом в сфере финансово-кредитных рынков и их антимонопольного регулирования, можно выделить еще ряд проблем в области законодательного регулирования функционирования и развития финансово-кредитных рынков России:

1-я проблема — наличие правовых актов, имеющих в своей основе положения, противоречащие объективной действительности и современной стадии развития научной мысли, что приводит к неэффективности применяемого законодательства;

2-я проблема — наличие дублирующих положений, закрепленных в различных правовых актах, и, одновременно, наличие пробелов в области правового регулирования функционирования и развития финансово-кредитных рынков, не закрепленных ни в одном правовом акте Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;

3-я проблема — наличие устаревших законодательных и подзаконных актов в области финансово-кредитных рынков и их антимонопольного регулирования, ссылающихся друг на друга либо на утратившие силу законодательные акты;

4-я проблема — отсутствие четко сформулированных положений по регулированию конкуренции и антимонопольной деятельности на финансово-кредитных рынках Российской Федерации (с учетом экономической сущности и особенностей рынка финансово-кредитных услуг). Недопустима полная унификация мер антимонопольного контроля на товарных рынках и рынках финансово-кредитных услуг;

5-я проблема — отсутствие четко сформулированной и научно обоснованной системы критериев для всесторонней оценки уровня конкурентной среды и монополизма, доминирования финансово-кредитной организации (в том числе и по цене) на финансово-кредитных рынках Российской Федерации и ее регионов;

6-я проблема — отсутствие законодательного закрепления факта обеспечения прозрачности деятельности финансово-кредитных организаций и посредников на рынке финансово-кредитных услуг (как на федеральном, так и на региональных рынках).

Помимо указанных проблем в области законодательного регулирования функционирования и развития финансово-кредитных рынков России существуют и другие, не менее актуальные, проблемы, требующие решения как на федеральном, так и на региональном уровне и уровне местного самоуправления.

Методика оценки уровня конкуренции на финансово-кредитных рынках включает в себя анализ количества участников финансово-кредитного рынка и их динамику, анализ долей финансово-кредитных организаций на соответствующем рынке финансово-кредитных услуг, анализ показателей рыночной концентрации CR для трех и пяти крупнейших финансово-кредитных организаций на соответствующем рынке, а также анализ индекса Херфиндаля-Хирш-мана HHIдля соответствующего рынка финансово-кредитных услуг. Но данная методика не является эффективной, что связано с рядом факторов.

Согласно методики ФАС России положение финансово-кредитной организации в общем случае признается доминирующим, если ее доля за отчетный период превышает на соответствующем федеральном рынке финансово-кредитных услуг 10 % или 25 % на региональном (на рынке банковских услуг это значение соответствует 20 %). Однако ни в одном нормативно-правовом акте не приводится обоснование данных критериев доминирования финансово-кредитных организаций на соответствующих рынках финансово-кредитных услуг.

Доминирующее положение — это субъективная характеристика рынка. Доминирующее положение не учитывает уровень и тенденции цен на соответствующие финансово-кредитные услуги. А ведь именно цены, их уровень и динамика являются, одновременно с качеством финансово-кредитных услуг, для потребителей и для общества в целом главным определяющим критерием при оценке развитости того или иного рынка.

Цены, их уровень и динамика — это предметная характеристика рынка, т. е. уровень проявления рыночной власти. При этом нужно четко понимать, что доминирование не обязательно приводит к злоупотреблению доминирующим положением и проявлению рыночной власти (власти над ценой), которая ограничивает конкуренцию [2].

К тому же возможны ситуации, когда нет явного доминирования финансово-кредитных организаций на соответствующем рынке финансово-кредитных услуг. Таким образом, доля отдельных финансово-кредитных организаций может не превышать 10 % на соответствующем региональном рынке финансово-кредитных услуг, но при этом цены у всех этих организаций необоснованно растут, причем зачастую значительно быстрее темпов инфляции, без объективных на то причин. В данном случае могут иметь место негласные межкорпоративные сговоры финансово-кредитных организаций (что часто и происходит).

Таким образом, особое значение приобретает определение доминирующего положения финансово-кредитной организации по ценам. Данное положение целесообразно определять из соотношений [2]:

а) между обобщенным индексом прироста (изменения) цен по финансово-кредитной услуге p (Д!Ср) и обобщенным индексом повышения, прироста (изменения) качества финансово-кредитной услуги р (ДПКр);

б) между обобщенным индексом Д!Ср и предельным, устанавливаемым правительством и Центральным банком РФ на текущий год индексом инфляции LI,

в) между увеличением или уменьшением уровня качества финансово-кредитной услуги р (определяемого обобщенным индексом ДПКР);

г) между разбросом, дифференциацией цен на финансово-кредитную услугу р по финансово-кредитным организациям на соответствующем финансово-кредитном рынке.

Таким образом, доминирование по цене — это такое положение финансово-кредитной организации (организаций), при котором прирост цен на финансово-кредитную услугу превышает предельно установленный индекс инфляции при одновременном ухудшении качества соответствующей финансово-кредитной услуги данной финансово-кредитной организации, дающее такой финансово-кредитной организации (организациям) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансово-кре-

дитной услуги на соответствующем финансово-кредитном рынке и (или) устранять с этого рынка другие финансово-кредитные организации, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим финансово-кредитным организациям.

В практике антимонопольной деятельности целесообразно (помимо имеющейся методики определения уровня конкуренции на рынке финансово-кредитных услуг, а также предложенного анализа доминирующего положения финансово-кредитных организаций по ценам) рассчитывать интегральный индекс изменения цен на финансово-кредитные услуги ИИЦ и комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитном рынке HHSPI [1]:

Н^Р1 = НН1 • ИИЦ, (1)

где HHSPI — комплексный критерий выявления

монополизма на финансово-кредитном рынке;

ИИЦ — интегральный индекс изменения цен;

НН1 — индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках характеризует уровень монополизации рынка финансово-кредитных услуг в зависимости от числа финансово-кредитных организаций, осуществляющих деятельность в границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг, от степени неравенства между ними, а также с учетом роста цен на соответствующие финансово-кредитные услуги, скорректированные на уровень инфляции. Данный показатель рассчитывается как произведение индекса Херфиндаля-Хир-шмана НН1и интегрального индекса изменения цен на финансово-кредитные услуги ИИЦ и находится в некоторых границах [0; ИИЦ].

Комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках HHSPI следует рассчитывать не только ежегодно, но и поквартально. Отношение величины комплексного критерия выявления монополизма на финансово-кредитных рынках HHSPI в отчетном периоде к величине данного критерия в периоде, предшествующем отчетному, показывает, имеет ли место ухудшение ситуации на рынке в части создания конкурентной рыночной среды или же наоборот.

Федеральному и региональным антимонопольным органам при анализе уровня развития конкуренции можно руководствоваться сведениями, представленными в табл. 1.

При различном сочетании динамики индекса Херфиндаля-Хиршмана и интегрального индекса изменения цен на финансово-кредитные услуги возможны 4 ситуации:

Таблица 1

Варианты принятия решений при анализе уровня развития конкуренции на финансово-кредитном рынке

Индекс Возможные изменения

ИИЦ «А» «Б»

Рост Уменьшение

ИИЦ ИИЦ

НН1 «В» «Г»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост Уменьшение

НН1 НН1

1) сочетание «АВ» ^ абсолютный монополизм.

Данное сочетание свидетельствует о том, что в

предельном случае, при интенсивном увеличении рыночной концентрации и ускоренном необоснованном росте цен на финансово-кредитные услуги возможна ситуация полной монополизации финансово-кредитного рынка. Если же рост цен и рыночной концентрации на соответствующем финансово-кредитном рынке осуществляется в допустимых пределах и не превышает установленных норм, то имеет место ситуация усиления монополизации данного финансово-кредитного рынка. В этом случае возможны следующие рекомендации: немедленное реагирование антимонопольных органов на сложившуюся ситуацию и принятие конкретных мер антимонопольного регулирования. В случае умеренного роста обоих показателей необходимо взять данный сегмент рынка под контроль на предмет ограничения конкуренции, устранения дискриминационных условий и необоснованно высоких цен на рынке;

2) сочетание «АГ» ^ опасность при росте НШР1 = ИИЦ • НН1.

Если уменьшение показателя НН1 в значительной степени компенсирует рост показателя ИИЦ (значение показателя HHSPIв динамике либо остается неизменным, либо незначительно понижается), то данная ситуация особой опасности не представляет, однако требует контроля со стороны антимонопольного органа. Если же в случае снижения уровня концентрации на рынке (что должно отражать повышение уровня развития конкуренции) наблюдается значительный рост уровня цен (не только за счет объективно обусловленной инфляции) на финансово-кредитные услуги, то имеет место негласное межкорпоративное соглашение. Такая ситуация опасна для поддержания здоровой конкуренции на соответствующем финансово-кредитном рынке и требует принятия конкретных мер по пресечению негласных соглашений;

3) сочетание «БВ» ^ тенденция монополизма отсутствует: при уменьшении HHSPI = ИИЦ • НН1 особой опасности нет.

Если наблюдается снижение уровня ИИЦ, то меры антимонопольного регулирования по пресечению установления необоснованно высоких цен на финансово-кредитные услуги являются эффективными, позволяют снизить темпы роста цен. Вместе с тем рост цен на финансово-кредитные услуги (не только за счет объективно обусловленной инфляции) все-таки присутствует, несмотря на снижение его темпов.

Если темпы снижения интегрального индекса изменения цен равны либо превышают темпы роста показателя концентрации НН1 (в случае роста концентрации в допустимых пределах), то такая ситуация не представляет особой опасности для поддержания здоровой конкуренции на соответствующем финансово-кредитном рынке. В данном случае ценовой контроль необязателен, необходим государственный контроль за концентрацией финансово-кредитных организаций на соответствующих финансово-кредитных рынках со стороны антимонопольных органов и саморегулируемых организаций. Если же динамика двух рассматриваемых показателей при сочетании «БВ» приводит к росту величины комплексного критерия выявления монополизма на том или ином финансово-кредитном рынке (страны, региона), что вызвано существенным увеличением концентрации финансово-кредитных организаций на нем, то необходимы меры по пресечению дальнейшей монополизации рынка;

4) сочетание «БГ» ^ конкуренция достаточна.

При данном сочетании динамики показателей ИИЦ и НН! можно утверждать об эффективности применяемых мер антимонопольного регулирования. Во-первых, концентрация финансово-кредитных организаций на соответствующем рынке снижается, и возрастает интенсивность конкуренции на нем, следовательно, меры по регулированию концентрации финансово-кредитных организаций на соответствующем рынке являются эффективными. Во-вторых, уменьшение значения показателя ИИЦ свидетельствует о том, что наблюдается снижение темпов необоснованного роста цен на финансово-кредитные услуги и что меры антимонопольного регулирования по недопущению и пресечению установления необоснованно высоких цен на финансово-кредитные услуги приносят эффект.

Таким образом, из рассмотренных ранее четырех сочетаний динамики индекса Херфиндаля-Хиршмана и интегрального индекса изменения цен на финансово-кредитные услуги следует, что величина комплексного критерия выявления монополизма на том или ином финансово-кредитном

рынке региона Н^Р1 (а как следствие, и степень монополизации данного рынка) зависит не только от направления динамики интегрального индекса изменения цен на финансово-кредитные услуги ИИЦ и индекса Херфиндаля-Хиршмана НН1, но и от степени интенсивности этого изменения.

В связи с отсутствием полной и корректной законодательной базы в Российской Федерации в области финансово-кредитного рынка и острой необходимостью разработки таковой предлагается формирование пакета законов Российской Федерации о финансово-кредитных рынках в Российской Федерации (далее — Пакет законов).

Кодекс должен включать две части: общую и специальную. Структура Пакета законов, оценка качества законодательства в области функционирования и развития финансово-кредитных рынков России и необходимость наличия соответствующих законодательных актов на федеральном и региональном уровнях представлены в табл. 2.

Общая часть Пакета законов должна быть представлена законом «О финансово-кредитном рынке Российской Федерации и путях его активизации в интересах инновационного развития экономики и повышения качества жизни». В настоящее время такого нормативно-правового документа в практике регулирования финансово-кредитного рынка России нет. Предлагаемый закон должен представлять собой обобщающий нормативно-правовой документ, объединяющий в себе весь понятийный аппарат, раскрывающий сущность и структуру финансово-кредитного рынка: понятие «финансово-кредитный рынок» и всех его структурных элементов, понятие «финансово-кредитная услуга» и их классификацию, понятие «финансово-кредитный институт» и их классификацию, а также все общие положения, регламентирующие его функционирование и развитие. Данный закон должен легитимизировать генеральную функцию (миссию) финансово-кредитного рынка в экономике страны, а также механизмы его активизации в условиях инновационного развития экономики и необходимость ориентации на повышение качества жизни населения страны.

Специальная часть Пакета законов должна содержать законы, регламентирующие развитие и функционирование всех подсистем финансово-кредитного рынка, а также развитие и функционирование конкуренции на финансово-кредитном рынке Российской Федерации. В соответствии с этим необходимо выделить следующие группы законов:

1) законы, регламентирующие развитие и функционирование рынка капиталов;

2) законы, регламентирующие развитие и функционирование денежного рынка;

3) законы, регламентирующие развитие и функционирование валютного рынка;

4) законы, регламентирующие развитие и функционирование страхового рынка;

5) законы, регламентирующие развитие и функционирование конкуренции на финансово-кредитном рынке Российской Федерации;

6) кодексы и законы, имеющие в своем содержании отдельные положения, регламентирующие развитие и функционирование финансово-кредитного рынка Российской Федерации.

В рамках выделяемых групп законов представлены законы, отсутствующие в практике регулирования финансово-кредитного рынка Российской Федерации (см. табл. 2).

Так, к законодательным актам, принятие которых позволит ликвидировать пробелы в существующем законодательстве (как на федеральном, так и региональном уровне) и повысить эффективность функционирования и развития рынка капиталов Российской Федерации, можно отнести следующие федеральные законы:

Структура пакета законов Российской Федерации о (

1) закон «О денежно-кредитной политике и роли Центрального банка РФ», определяющий денежно-кредитную политику в Российской Федерации, ее структуру и основные положения, функции денежно-кредитной политики, объект и субъекты денежно-кредитной политики, а также функции регулирующих органов и другие положения. Данный закон также должен содержать обширный понятийный аппарат в области денежно-кредитной политики. Данный нормативный правовой акт должен легитимизировать роль и функции Центрального банка РФ в системе денежно-кредитной политики. Крайне необходимо отразить здесь и основные направления стратегического развития в области денежно-кредитной политики в Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

2) закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который должен включать в себя положения действующего Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ, за исключением положений, характеризующих роль и функции Центрального банка РФ в денежно-кредитной политике (относящихся к закону «О денежно-кредитной политике и роли Центрального Банка РФ»);

Таблица 2

нансово-кредитных рынках в Российской Федерации

Кодекс, закон Характеристика Необходимость наличия закона, кодекса

На федеральном уровне На региональном уровне

Общая часть

Закон «О финансово-кредитном рынке Российской Федерации и путях его активизации в интересах инновационного развития экономики и повышения качества жизни» Закон отсутствует Да Да

Специальная часть

Законы, регламентирующие развитие и функционирование рынка капиталов

Закон «О денежно-кредитной политике и роли Центрального банка РФ» Закон отсутствует Да Нет

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Закон «О регулировании кредитных отношений в РФ» Закон отсутствует Да Нет

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Закон существует, требует совершенствования Да Да

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 10.12.2003 № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» Закон существует Да Нет

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Закон существует Да Нет

Продолжение табл. 2

Необходимость наличия закона, кодекса

Кодекс, закон Характеристика На федеральном уровне На региональном уровне

Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О Закон существует, требует Да Нет

защите прав и законных интересов инвесторов на совершенствования

рынке ценных бумаг»

Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О Закон существует Да Нет

несостоятельности (банкротстве) кредитных орга-

низаций»

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об Закон существует, требует Да Да (на региональном

особенностях эмиссии и обращения государствен- совершенствования и муниципальном

ных и муниципальных ценных бумаг» уровне)

Федеральный закон от 07.08.2001 № 117-ФЗ «О кре- Закон утратил силу Да Нет

дитных потребительских кооперативах граждан»

Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об Закон существует, требует Да Нет

ипотеке (залоге недвижимости)» совершенствования

Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об Закон существует, требует Да Нет

ипотечных ценных бумагах» совершенствования

Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об Закон существует, требует Да Нет

инвестиционных фондах» совершенствования

Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О Закон существует Да Нет

накопительно-ипотечной системе жилищного обес-

печения военнослужащих»

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об Закон существует, требует Да Нет

инвестировании средств для финансирования на- совершенствования

копительной части трудовой пенсии в Российской

Федерации»

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об Закон существует, требует Да Да

инвестиционной деятельности в Российской совершенствования

Федерации, осуществляемой в форме капитальных

вложений»

Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О Закон существует Да Нет

производственных кооперативах»

Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О Закон существует Да Нет

кредитных историях»

Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О Закон существует, требует Да Да

финансовой аренде (лизинге)» совершенствования

Закон «О фонде будущих поколений» Закон отсутствует Да Нет

Федеральный закон от 26.11.1998 №181-ФЗ «О Закон утратил силу, но Да Да

бюджете развития РФ» необходимо его включение в новой редакции

Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О Закон существует Да Существует законо-

федеральном бюджете на 2010 год и на плановый дательство о бюдже-

период 2011 и 2012 годов» те субъекта РФ

Законы, регламентирующие развитие и функционирование денежного рынка

Закон «О денежно-кредитной политике и роли Центрального банка РФ» Закон отсутствует Да Нет

Закон «О рынке денежных средств в Российской Закон отсутствует Да Нет

Федерации»

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О Закон существует Да Нет

применении контрольно-кассовой техники при

осуществлении наличных денежных расчетов и

(или) расчетов с использованием платежных карт»

Законы, регламентирующие развитие и функционирование валютного рынка

Закон «О валютном рынке в Российской Федера- Закон отсутствует Да Да

ции»

Продолжение табл. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кодекс, закон Характеристика Необходимость наличия закона, кодекса

На федеральном уровне На региональном уровне

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» Закон существует, требует совершенствования и включения в предыдущий закон Да Нет

Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Законы, регламентирующие развитие и функционирование страхового рынка

Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Закон существует, требует совершенствования Да Да

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Закон существует Да Нет

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» Закон существует Да Нет

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании» Закон существует Да Нет

Закон «Об обязательном экологическом страховании» Закон отсутствует Да Да

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Закон существует Да Нет

Законы, регламентирующие развитие и функционирование конкуренции на финансово-кредитном рынке Российской Федерации

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Закон «О защите конкуренции и конкурентной политике на рынке финансово-кредитных услуг» Закон отсутствует Да Да

Кодексы и законы, имеющие в своем содержании отдельные положения, регламентирующие развитие и функционирование финансово-кредитного рынка Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ Законы существуют, требуют совершенствования Да Нет

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Окончание табл. 2

Кодекс, закон Характеристика Необходимость наличия закона, кодекса

На федеральном уровне На региональном уровне

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Закон существует Да Нет

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Закон существует Да Нет

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» Закон существует, требует совершенствования Да Нет

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Закон существует Да Нет

3) закон «О регулировании кредитных отношений в РФ», который должен определять кредитные отношения в Российской Федерации, их основы, субъекты и объекты кредитных отношений. В настоящем законе должны быть отражены: понятие «кредитная сделка», принципы и законы кредитования, классификация кредитов и др., понятия «рынок кредитов» и его структура и т. д.

Закон «О рынке денежных средств в Российской Федерации», который должен содержать в своем контексте понятие «рынок денежных средств» и всех его структурные элементы, понятие «операция с денежными средствами» и их классификацию, определять операции с денежными средствами, а также содержать классификацию и определение всех субъектов, осуществляющих операции на рынке денежных средств. Данный закон должен легитимизировать генеральную функцию (миссию) рынка денежных средств в экономике страны, а также механизмы его активизации в условиях инновационного развития экономики и необходимость ориентации на повышение качества жизни населения страны.

К законодательным актам, принятие которых позволит ликвидировать пробелы в существующем законодательстве (как на федеральном, так и на региональном уровне) и повысить эффективность

функционирования и развития валютного рынка Российской Федерации, можно отнести закон «О валютном рынке в Российской Федерации», который отсутствует на данный момент времени в законодательной базе. В данном законе должен быть отражен весь понятийный аппарат, раскрывающий сущность и структуру валютного рынка: понятия «валютный рынок», «услуга на валютном рынке», «участник валютного рынка». Закон должен регламентировать организацию функционирования и развития валютного рынка и призван легитимизировать законы, по которым функционирует и развивается валютный рынок России. Созданные в соответствии с ним на региональном уровне нормативные акты призваны способствовать развитию валютного рынка конкретного региона в соответствии с экономическими, политическими, социальными, демографическими, историческими и другими региональными особенностями. Этот закон должен включать в себя основные положения действующего Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который требует существенной модернизации.

Принятие закона «О валютном рынке в Российской Федерации», как и других указанных законодательных актов, должно способствовать

реализации миссии финансово-кредитного рынка в экономике страны, а также активизации механизмов не только валютного, но и финансово-кредитного рынка в целом в условиях инновационного развития экономики и ее ориентации на повышение качества жизни населения страны и каждого конкретного региона.

К законодательным актам, принятие которых позволит ликвидировать пробелы в существующем законодательстве (как на федеральном, так и на региональном уровне) и повысить эффективность функционирования и развития страхового рынка Российской Федерации, необходимо отнести закон «Об обязательном экологическом страховании». Данный закон должен определять: порядок регулирования страховых отношений в экологической сфере, субъекты и объекты экологического страхования, размер страховых премий, порядок установления страховых тарифов для различных групп объектов страхования, размер страховой суммы, порядок выплаты страхового возмещения, порядок регулирования последствия наступления страхового случая, ответственность участников экологического страхования.

В области страхового рынка Российской Федерации приняты федеральные законы, требующие существенной модернизации.

Необходимо особо выделить раздел специальной части Пакета законов «Законы, регламентирующие развитие и функционирование конкуренции на финансово-кредитном рынке Российской Федерации». Данный раздел специальной части в обязательном порядке должен включать не только существующий Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который требует модернизации, но и закон «О защите конкуренции и конкурентной политике на рынке финансово-кредитных услуг».

В связи с невозможностью унификации двух категорий рынков (финансово-кредитного и товарного) в одном нормативном правовом документе (в таком, как Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») следует закрепить в законе «О защите конкуренции и конкурентной политике на рынке финансово-кредитных услуг» положения, касающиеся конкуренции на финансово-кредитном рынке и его антимонопольного регулирования. В связи с этим в данном законе необходимо отразить понятия и принципы определения: конкуренции на финансово-кредитных рынках, необоснованно высокой (низкой) цены финансово-кредитной услуги, конкурентной цены

финансово-кредитной услуги, доминирующего положения финансово-кредитной организации, в том числе и конкурентного доминирования финансово-кредитной организации по качеству, доминирования по цене, явного и скрытого доминирования. В законе должны быть четко сформулированы виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на финансово-кредитном рынке, а также обоснованы, четко распределены и юридически закреплены права и обязанности трех сторон: регулирующих финансово-кредитный рынок государственных органов (в том числе и в области антимонопольного регулирования), участников финансово-кредитного рынка и саморегулируемых организаций. Данный нормативный правовой акт должен содержать государственные меры по защите конкуренции на рынке финансово-кредитных услуг.

В законе «О защите конкуренции и конкурентной политике на рынке финансово-кредитных услуг» должна быть представлена четко сформулированная и научно обоснованная система критериев для всесторонней оценки уровня конкурентной среды и монополизма, доминирования финансово-кредитной организации (в том числе и по цене) на финансово-кредитных рынках Российской Федерации и ее регионов.

Таким образом, разработка и принятие Пакета законов Российской Федерации «О финансово-кредитных рынках в Российской Федерации», включающего в свою структуру полный и корректный свод законов в области финансово-кредитного рынка, позволит разрешить множество проблем, стоящих перед финансово-кредитным рынком России, повысить прозрачность российского законодательства, а также прозрачность и привлекательность российской экономики.

Список литературы

1. Садков В. Г., Подмастерьева А. К. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования // Финансы и кредит, 2008. № 6. С. 2—11.

2. Садков В. Г., Подмастерьева А. К., Логвинова Е. П., Нечай М. Г. О повышении объективности выявления тенденций монополизма на рынках и модернизация законодательства о конкуренции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009. № 15 (48). С. 41-44.

3. Садков В. Г., Подмастерьева А. К. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования финансово-кредитных рынков // Управление общественными и экономическими системами: многопредметный научный журнал. Орел: ОрелГТУ, 2008. URL: http://bali.ostu. ru/umc/.

20

финансы и кредит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.