Научная статья на тему 'О повышении объективности выявления тенденций монополизма на рынках товаров (услуг) и модернизации законодательства о конкуренции'

О повышении объективности выявления тенденций монополизма на рынках товаров (услуг) и модернизации законодательства о конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЗМ / РЫНОК / ТОВАР / УСЛУГИ / КРИТЕРИЙ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садков В.Г., Подмастерьева А.К., Логвинова Е.П., Нечай М.Г.

В статье рассматриваются направления по модернизации законодательства о конкуренции и повышения объективности выявления тенденций монополизма на рынках товаров и услуг путем введения существенных критериев, характеризующих доминирующее положение хозяйствующего субъекта по ценам на рынке определенного товара (услуги).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О повышении объективности выявления тенденций монополизма на рынках товаров (услуг) и модернизации законодательства о конкуренции»

15 (48) - 2009

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О ПОВЫШЕНИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ МОНОПОЛИЗМА НА РЫНКАХ ТОВАРОВ (УСЛУГ) И МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ

В. Г. САДКОВ,

доктор экономических наук, профессор,

руководитель научной экономической школы

А. К. ПОДМАСТЕРЬЕВА,

аспирант, ассистент кафедры

«Государственное управление и финансы»

Е. П. ЛОГВИНОВА,

аспирант, ассистент кафедры

«Государственное управление и финансы»

Орловский государственный технический университет

М. Г. НЕЧАЙ,

заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Томской области

В статье рассматриваются направления по модернизации законодательства о конкуренции и повышения объективности выявления тенденций монополизма на рынках товаров и услуг путем введения существенных критериев, характеризующих доминирующее положение хозяйствующего субъекта по ценам на рынке определенного товара (услуги).

Ключевые слова: модернизация, конкуренция, монополизм, рынок, товар, услуги, критерий, хозяйствующий субъект.

Повышение деловой активности во всех сферах и отраслях, блокирование объективно не обусловленного роста цен, обеспечение не падения, а роста качества жизни населения России невозможны без снижения монополизма и развития конкуренции. В то же время многочисленные примеры постоянного роста цен и в сфере естественных монополий, и в иных товаропроизводящих отраслях, и в сфере реализации товаров и услуг подтверждают, что и критерии выявления монополизма, и эффективность системы

антимонопольного регулирования пока весьма далеки от идеала. В значительной степени это обусловлено недостаточным качеством действовавшего ранее антимонопольного законодательства и действующего в настоящее время Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Во-первых, недостатком действующего закона является очевидная необъективность сформулированных в законе критериев определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов (ст. 5 закона).

Во-вторых, имеет место недостаточная эффективность, действенность видов ответственности нарушителей антимонопольного законодательства.

В-третьих, вывод за пределы прямого действия действующего закона «О защите конкуренции» такого рынка, как финансовый (точнее — финансово-кредитный рынок), и, соответственно, отсылка к подзаконным актам установления критериев определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на финансово-кредитных рынках.

В то же время развитие негативных процессов в мировой экономике и далее в экономике России, как известно, в основном обусловлено именно ситуацией на финансово-кредитном рынке.

Рассмотрим, прежде всего, проблему недостаточной объективности критериев выявления монополизма.

Предложенный в действующем законе подход к определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара (услуги) основан на оценке долей объемов продаж данного товара на определенном географическом рынке.

Речь идет о превышении доли в 50 % для одного хозяйствующего субъекта, о превышении в сумме тремя хозяйствующими субъектами на рынке товара доли в 50 %, о превышении в сумме пятью хозяйствующими субъектами доли в 70 % от общего объема продаж на этом рынке и т. д. Доминирующее положение — это субъективная структура рынка. Во всех этих случаях речь не идет об уровнях и тенденциях цен на соответствующие товары. А ведь именно цены, их уровень и динамика являются одновременно с качеством товаров (услуг) для потребителей и для общества в целом главным определяющим критерием при оценке развитости того или иного рынка.

Цены, их уровень и динамика — это предметная структура рынка, т. е. уровень проявления рыночной власти. При этом нужно четко понимать, что доминирование не обязательно приводит к злоупотреблению доминирующим положением, а именно не равно проявлению рыночной власти (власти над ценой), ограничивающему конкуренцию (определение в ст. 4 Закона №135-Ф3, а также п. 3. ч. 3 ст. 5 Закона №135-Ф3).

Могут иметь место ситуации, когда явного доминирования хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара нет, их доли существенно ниже 35 %, а цены у всех у них растут, причем часто значительно быстрее темпов инфляции. Могут иметь место (часто так и есть) негласные межкорпоративные сговоры поставщиков тех или иных товаров. Отсюда следует вывод, что необходимо законодательно более четко раскрыть содержание понятия «согласованные действия» (ст. 8 Закона №135-Ф3), и как частный случай раскрыть содержание понятия «сговор». И, наоборот, могут иметь место ситуации, когда при наличии явного, по установленным критериям, доминирования хозяйствующего субъекта — цены на его товары (услуги) не растут или даже снижаются, а качество товаров, например, повышается. Очевидно, что для потребителей такая ситуация весьма привле-

42 -

кательна, и применять меры антимонопольного регулирования к такому хозяйствующему субъекту вовсе не обязательно.

Таким образом, для более объективного определения тенденций монополизма на определенном рынке необходимо ввести иные критерии.

Введем следующие показатели: • обобщенный индекс прироста (изменения) цен по товару (услуге) p (Д!Ср): N

мср =

1=1

N

(1)

где i — индекс хозяйствующего субъекта, выпускающих товар (услугу) р; N — количество хозяйствующих субъектов, выпускающих товар (услугу) р; ДС р — прирост (изменение) цены товара (услуги) р по субъекту i (в долях единицы); • обобщенный индекс повышения, прироста (изменения) качества товара (услуги) р (ДПК):

N

АПК р = ^

N

(2)

МСр =

АПК р =

где ДКр — повышение (изменение) качества товара (услуги) р по хозяйствующему субъекту i (в долях единицы).

Критериями определения наличия или отсутствия конкуренции и выявления негативного доминирования хозяйствующего субъекта (или нескольких субъектов) является совокупность следующих соотношений.

1. Безусловная (абсолютная) конкуренция:

( N Л

^ АС1р /М < LI; V ¡=1

( N \

ТАКР /М

V 1=1 /

и (+) разброс, дифференциация цен на товар (услугу) р по хозяйствующим субъектам - не более 20%;

где LI — предельный, устанавливаемый Правительством и ЦБ РФ на текущий год, индекс инфляции. Его диапазон: 5—10 %, в среднем — 7,5 %.

В случае выполнения указанных соотношений имеет место гарантированная конкуренция.

2. Относительная позитивная конкуренция:

( N \

- улучшен за отчетный период;

(3)

АПК р

ПК/С=- р

*

V /=1

ЫСГ

( N

V 1=1

>1,

(4)

15 (48) - 2009

Стратегия развития экономики

где ПК/ С — интегрированный критерий «качество—цены».

В данном случае, несмотря на возможный рост цен — темп прироста качества товаров (услуг) превышает темп прироста цен, что для потребителей является позитивом. Поэтому, можно считать, что конкуренция хозяйствующих субъектов на рынке товара (услуги) p, несмотря на рост цен, — все-таки имеет место.

3. Безусловное (гарантированное) отсутствие конкуренции:

( N

ыср =

Л

I дс*

V г=1

( N

АПКр =

N > и,

\

I Д^Р

V г=1

' N - ухудшился за отчетный

В данном случае в обязательном порядке должен готовиться комплекс мер по демонополизации рынка соответствующего товара (услуги) в рамках, как правило, комплексной программы демонополизации. Одновременно следует разрабатывать и комплекс мер по повышению качества.

4. Недостаточная, неэффективная конкуренция:

( N \

АПК р

ПК / С = - р

,

V ¿=1

МСГ

( N

Еде,

V ¿=1

< 1, но > 0, (6)

В данном случае темпы прироста цен превосходят темпы прироста потребительских качеств товара, что требует и разработки комплекса мер программы демонополизации и, одновременно, комплекса мер по повышению качества товаров (услуг). Четвертый критерий, как видно, менее «жесткий», чем третий, однако уровень конкуренции все-таки недостаточен. Кроме того, при нулевом и отрицательном обобщенном индексе повышения, прироста (изменения) качества товара (услуги) p (АПК), имеет место ситуация безусловного (гарантированного) отсутс-(5) твия конкуренции.

Таким образом, в ст. 5 Федерального период. . акона «О защите конкуренции» должны быть внесены поправки в виде дополнений к критериям определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара (услуги).

Предлагаемые дополнения к тексту ст. 5 представлены далее.

Статья 5. Доминирующее положение.

1. Доминирующим положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) по ценам на рынке определенного товара, приводящим к безусловному отсутствию конкуренции, признается положение, которое характеризуется следующими соотношениями обобщенных индексов прироста цен и качества товара:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловное (гарантированное) отсутствие конкуренции

мср =

АПК р =

(N ^

1дСр

V '=1

( N

V'=1 /

N > и

\

/ N — ухудшение за отчетный период,

где AICp — обобщенный прирост (изменение) цен по товару p по всем хозяйствующим субъектам; АПК — обобщенный прирост (изменение) качества товара по всем хозяйствующим субъектам; i — индекс хозяйствующего субъекта, выпускающих товар (услугу) p; N — количество хозяйствующих субъектов, выпускающих товар p; AC¡p — прирост (изменение) цены товара по хозяйствующему субъекту i (в долях единицы); АК^ — прирост (изменение) качества товара p по хозяйствующему субъекту i (в долях единицы); LI — предельный, устанавливаемый Правительством и ЦБ РФ на текущий год, индекс инфляции.

2. Неабсолютное доминирующее положение по ценам и недостаточная, неэффективная конкуренция характеризуются следующими соотноше-

ниями индексов прироста цен и качества товара:

( N \

АПК р

ПК / С = ■ р

V /=1

А1Ср

С N

\ 1=1

< 1, но > 0,

где ПК/ С — интегрированный критерий «качество—цены».

3. Безусловно (гарантированно) не может быть признано доминирующим положением хозяйствующего субъекта (субъектов) по ценам, обеспечивающим безусловную (гарантированную) конкуренцию, положение, характеризующееся следующими соотношениями обобщенных индексов прироста цен и качества товара:

Безусловная конкуренция

( N

MCp =

Л

^Cp

V 1=1 J

í N

АПК p =

/ N < LI

\

V i=1

/ N - качество улучшено за отчетный период

у

разброс (дифференциация) цен на товар p по субъектам - не более 20%.

4. Нецелесообразно признание доминирующим положением хозяйствующего субъекта (субъектов) по ценам положение, характеризующееся следующими соотношениями обобщенных индексов прироста цен и качества товара, соответствующее наличию относительной позитивной конкуренции:

( N Л

ПК

АПК р

'С =■ р

V i=1

'N

AIC р

í N

> 1

V i=1

N

Таков, с нашей точки зрения, необходимый и достаточный спектр критериев оценки наличия или отсутствия конкуренции на рынках товаров и услуг. Далее, определив конкретную ситуацию на рынке в соответствии с представленными критериями, органы федеральной антимонопольной службы, при необходимости, совместно с иными федеральными и региональными органами, должны разработать и реализовать необходимый и достаточный пакет мер антимонопольного регулирования, включая действительно действенные санкции, установление предельных уровней рентабельности товаров после тщательного внешнего аудита издержек товаропроизводителя, развития малого бизнеса и т. д.

Таким образом, повышение эффективности развития экономики, формирование полноценных рынков товаров и услуг и, в конечном счете, повышение качества жизни граждан России настоятельно требуют совершенствования действующего антимонопольного законодательства, в основу чего в том числе могут быть заложены представленные положения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдашева С. Б. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для ву-

зов. / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахпо-лов и др.; Под ред. А. Г. Цыганова. — М.: Логос. 1999. — 368 с.

2. Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России. / С. Авдашева, А. Шаститко. // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 101—116.

3. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика. 2003. — 480 с.

4. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. // URL: http://www. fas. gov. ra.

5. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам // URL: http://www. fcsm. ru.

6. Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора // URL: http://www. fssn. ru.

7. Подмастерьева А. К. Тенденции и проблемы развития конкуренции на региональных рынках страховых услуг. // Вестник ТулГУ. Серия «Экономика. Управление. Финансы»: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Тула: Изд-во ТулГУ. 2008. С. 40—45.

8. Садков В. Г. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования. / В. Г. Садков, А. К. Подмастерьева. // Финансы и кредит. 2008. № 6 (294). С. 2—11.

9. Садков В. Г. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования финансово-кредитных рынков. / В. Г. Садков, А. К. Подмастерьева. // Управление общественными и экономическими системами: многопредметный научный журнал. 2008. № 1. - Орел: ОрелГТУ. URL: http://bali. ostu. ru/umc.

10. Садков В. Г. Системные основы формирования общества XXI века и модель Основного Закона России. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ОАО Издательская группа «Прогресс». 2008. — 168 с.

11. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07. 2006 № 135-Ф3 (с изм. от 08.11.2008). // Справочно-правовая система «Гарант».

л * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.