Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СЕТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ'

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СЕТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич, Петров Михаил Александрович

Цель исследования - определение роли конкуренции между сетями интеллектуалами при создании эффективной институциональной среды. В статье проясняются особенности участия интеллектуалов в институциональном строительстве. Основной акцент сделан на конкурентных отношениях как драйвере создания передовых идей институциональных преобразований. Научная новизна - с позиции социальной философии предложено авторское видение миссии интеллектуалов. По результатам исследования отмечена значимость реальной конкуренции между интеллектуалами, позволяющая двуединым образом раскрыть теоретическую и прикладную ценность создаваемых ими ментальных конструктов, а также рассмотрены кейсы участия интеллектуалов в модернизации общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL NETWORKS COMPETITION AS A FACTOR OF EFFECTIVE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT CREATING

The purpose of the study is to determine the role of competition between networks of intellectuals in creating an effective institutional environment. The article clarifies the features of the participation of intellectuals in institutional construction. The main emphasis is placed on competitive relations as a driver for the creation of advanced ideas for institutional transformation. Scientific novelty - from the position of social philosophy, the author's vision of the mission of intellectuals is proposed. According to the results of the study, the importance of real competition between intellectuals is noted, which allows to reveal the theoretical and applied value of the mental constructs created by them in a two-way way, and cases of participation of intellectuals in the modernization of public life are also considered.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СЕТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ли активно контактировать между собой, обмениваться своими практиками, методами.

Таким образом, в современном мире неошаманизм широко распространился в публичном пространстве посредством многочисленных публикаций, выступлений, которые доступны в Интернет-ресурсах (видеоролики).

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1.8 основе исследования доказано, что неошаманизм сформировался как устойчивое сознание современной культуры путем самовоспроизводства и трансляции.

2. Неошаманизм рассматривается в современной культуре как путь в сознании человека на психологическом уровне со специфическими знаниями мистического порядка.

3. На основе традиционного шаманизма, который способен перерождаться, трансформироваться и стремиться к получению опыта при помощи путешествия в неповседневную реальность, появляется его современная форма - неошаманизм, который выстраивает картографию неошаманских практик, тем самым развивая социокультурную традицию.

Литература:

1. Бор ко Т.И. Шаманизм: от архаических верований к религиозному культу / Т.И. Борко.-- Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004, 152 с

2. Дремов С.В. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии / С.В. Дремов, И.Р. Семин. - Новосибирск: СО РАН, 2001.-204 с.

.3. Ингерман С. Возвращение души: восстановление разбитого на части "я". - М., 2011. - 256 с. А. Нам Е.8. Шаманизм: религия или комплекс психотехнического опыта (некоторые аспекты рассмотрения проблемы) // Вестник ТГУ. - 2013. - № 368.-С. 92-98.

5. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий / В.И. Харитонова- М.: Наука, 2006. - 372 С.

6. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / М. Элиаде, - М.: Ладомир, 2014. - 552 с.

/. Harner М., Нагпег, М. My path in shamanism. International Journal of Trans persona! Studies, II Internationa! Journal of Transpersona! Studies. -2012.-31(2).-80-90.

8. Harner M, H?hle und Kosmos, M?nchen; Ansata. -Random House, 2013. - P. 138.

9. Horwilz, i. AH Life is connected: TheShaman's Way. Электронный ресурс [http://www.shamanism.dk]. Дата обращения: 07. Об. 2021.

10. Horwitl J. Shamanismintimes of Crisis. 2020. Электронный ресурс [http://www.shamanism.dk). Дата обращения: 07. Об. 2021.

11. Horwttz. J. Shamanic States of Consciousnessor: What am i doing here? Электронный ресурс Lhttp://www.shamanism.dk). Дата обращения: 07. Об. 2021.

12. Horwite, J. Shamanic Activism: Jonalhan Horwitz talks with Lenore Norrgard. Электронный ресурс Lhftp://www.shamanism.dk). Дата обращения: 10.06. 2021.

Ol

01 О

CU -0

9 s

со"

CU

d

2

s

169

INTELLECTUAL NETWORKS COMPETITION AS A FACTOR OF EFFECTIVE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT CREATING Ravochkin Nikita Nlko/aevich, DSc of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical Technologies, Kuzbass State Agricultural Academy; Associate Professor, Department of History, Philosophy and Social Sciences, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo

Petrov Mikhail Ateksandrovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

The purpose of the study is to determine the role of competition between networks of intellectuals in creating an effective institutional environment. The article clarifies the features of the participation of intellectuals in institutional construction. The main emphasis is placed on competitive relations as a driver for the creation of advanced ideas for institutional transformation, Scientific novelty - from the position of social philosophy, the author's vision of the mission of intellectuals is proposed. According to the results of the study, the importance of real competition between intellectuals is noted, which allows to reveal the theoretical and applied value of the mental constructs created by them in a two-way way, and cases of participation of intellectuals in the modernization of public life are also considered.

Keywords: intellectual; institutional environment; competition; society; power, DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.29

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СЕТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Цель исследования - определение роли конкуренции между сетями интеллектуалами при создании эффективной институциональной среды, В статье проясняются особенности участия интеллектуалов е институциональном строительстве. Основной акцент сделан на конкурентных отношениях как драйве-

УДК 001

ВАК РФ 5.7.7/09.00.11

О Ра во чкмн H.H., 2022 © Петров М.А., 2022

ре создания передовых идей институциональных преобразований. Научная новизна - с позиции социальной философии предложено авторское видение миссии интеллектуалов. По результатам исследования отмечена значимость реальной конкуренции между интеллектуалами, позволяющая двуединым образом раскрыть теоретическую и прикладную ценность создаваемых ими ментальных конструктов, а также рассмотрены кейсы участия интеллектуалов в модернизации общественной жизни.

Ключевые слова: интеллектуал; институциональная среда; конкуренция; общество; влас ть.

РАВОЧКИН Никита Николаевич, доктор философских наук, доцент кафедры педагогических технологий, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия; доцент кафедры Истории, философии и социальных наук, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово

ПЕТРОВ Михаил Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Введение

Изучение места и роли интеллектуалов и образуемых ими сетей в институциональной среде современного общества принципиально как минимум по той причине, что результатами деятельности таких групп людей становятся связи и отношения нового качества, тогда как социальные установления способны максимально эффективно выполнять наиболее актуальные функции. Интеллектуалы аккумулируют в себе способности по организации социальных феноменов. Так, они способны создавать архитектонику самых различных сфер общественной жизни, используя при этом собственные познавательные средства и ресурсы - и именно благодаря создаваемым идеям они способны формировать целые институты как социальные карты, которые воспроизводят пространство межсубъектных интеракций. Помимо этого, интеллектуалы онтологизируют методы для определения социально приемлемых поведенческих паттернов в конкретном обществе [3]. Таким образом, опираясь на выработанные интерпретационные схемы и фреймы, они имеют возможность заниматься социальным инжинирингом для формирования необходимой институциональной среды. Как известно, последняя оказывается витальной для устойчивости социальных порядков, so многом завися от особенностей конкуренции между субъектами производства нетривиальных идей.

Цель исследования, состоящая в определении влияния конкурентных отношений между интеллектуалами на возможности создания эффективной институциональной среды требует решения следующих задач. 1) рассмотреть взаимоотношения между интеллектуалами и их участие в процессе социальных преобразований; 2) проанализировать связанные с конкуренцией между сетями интеллектуалов кейсы институционального обновления; 3) предложить понимание миссии интеллектуала в современном мире с учетом их взаимодействий с различными акторами. Для достижения поставленной целей и решения перечисленных задач в статье применяются следующие методы исследования: общефилософские методы, диалектические принципы познания, а также средства исторической макросоциологии.

Теоретической базой исследования работы следующих мыслителей: MA Бензин, C.B. болоденков, Т.М. Димони, С.Г. Карпова, М.К, Кудаярова, A.B. Макарин, Р. Михельс, ИМ Мусиенко, В.В. Ош-кин, А.П. Рылкина, (И. Фуко, В Н. Шилов, З.П. Яхимович.

Основная часть

Возможность изменения общественной ткани и ее структурных элементов для достижения праксиологического эффекта является одной из приоритетных задач для самых различных акторов, но при этом способностями трансформации обладают далеко не все социальные группы. Р. Михельс отмечал, что для эволюционной магист-

раш социального развития наиболее значимой детерминантой становятся конкурентные отношения между представителями элиты. Он высказывает идею о том, что структурными элементами социальных отношений выступают "элиты" и "массы" [15]. Причем на основании дифференциации по поводу участия в политическом процессе могут быть выделены два типа демократии - классическая и пред-ставительная.Существенныепризнаки первой - непосредственность реализации прав и свобод человека и возможность полноценного участия широких групп в общественной жизни. Другой тип предполагает наличие элемента олигархичности, что, по сути, и приводит к необходимости выделения двух отмеченных слоев. Доверие к элитам со стороны масс обусловлено главным образом спецификой стратификации в каждом конкретном социуме, а также отсутствием осуществления какого-либо прямого контроля над меньшинством [4;8;9].

На практике зачастую воплощается именно представительная демократия, основной закон которой состоит в утверждении о необходимости определения функционала элитарных групп для достижения сохранности и стабильности демократии. Для нас представленная логика размышлений означает, что именно интеллектуалы {теоретики и практики) оказываются высоко значимыми для управленческого аппарата, на который возложены важнейшие функции в масштабе всего общества. Можно утверждать, что вне зависимости от формы участия интеллектуалов (макиавел-листсткие советники или же еоесе реально действующий истеблишмент), именно их высокая квалификация выступает краеугольным камнем для решения важнейших проблем и задач. Отсюда Михельс указывает на две необходимости развития элитарности. С одной стороны, имеющиеся высокие личностные качества и выдающиеся организаторские способности позволяют лидерам и интеллектуалам занимать руководящее положение. Соответствие определенным психологическим портретам позволяет этим субъектам обрести желаемый статус. Другая часть аргумента -признание в любом обществе необходимости четкой иерархичности, где значимость миссии интеллектуалов сама-по-себе очевидна по причине апатичности большинства. Именно желание восприимчивости к красноречию лидеров и отсутствие интенций к самостоятельности создает у большинства людей иллюзии самореализации и удовлетворенности своим положением [15].

Вместе с тем вне зависимости от варианта демократии в том или ином обществе, априорным условием его развития становится способность властных структур к перманентному развитию и эффективному функционированию. Интеллектуалы и их сети берут на себя роль организаторов, к примеру, института политических партий, выполняя для практической реализации идеальных замыслов множество необходимых процедур для определения логики, разворачивающихся в социуме и связанных с борьбой за власть процессов [9]. По сути, интеллектуалы - это опора институциональной среды,от которой зависит ее качество. В связи с чем, на наш взгляд, правомерны мнения по поводу того, что статус интеллектуала в демократическом обществе не сильно отличается от положения иных политических сил и властных акторов, для которых стремление кстабильности и благополучию, вне зависимости от выбранной поведенческой модели между идеальными вариантами "бескорыстный слуга - разбойник", все же окажется одним из важнейших результатов деятельности и реализации собственных когнитивных ресурсов. Конечно, выбор положения может иметь как позитивные, так и негативные следствия, которые также могу выражаться через бинарную оппозицию "дестабилизация - дерадикализация" порядка, но именно сложные процессы все же запущены самими интеллектуалами. Основания же любых социальных следствий усматриваются нами именно в специфике конкурентных отношений между ними.

Рассмотрим пример конкуренции между интеллектуалами и их сетями в развитии отечественного сельского хозяйства в середине XX в. Как фактор создания эффективной институциональной среды конкуренция между сетями предполагала использование интеллектуальных ресурсов в различных сферах хозяйства, Например, протобуржуазии как обладающих правом собственности на сельскохозяйственные ресурсы,управленцев и бригадиров, собственно интеллектуалов {агрономов и прочих), рабочей аристократии {тех, кто работал с техникой) и сельского пролетариата (так называемых "работников кон но-ручного труда"). В результате постепенно сформировалась кадровая структура интеллектуалов в сельском хозяйстве, а затем уже постепенно решались проблемы капитализации животноводства и иных разделов сельского хозяйства. Однако отсутствие конкуренции между интеллектуалами приводило к снижению эффек-

си ги о (и

9 з:

со"

си 2

Ё

171

тивносги соответствующей отрасли, что, как показывают М.А. Бензин и Т.М. Димони, повлекло за собой и необходимость принятия политических решений о реорганизации отрасли и ее обслуживания [1 ]. Из этого следует, что использование ресурсов конкуренции между интеллектуалами, наличие внешних и межсубъектных вызовов позволяет отрасли развиваться, тогда как их отсутствие способствует застою в трансформации институциональной среды и актуализирует необходимости по ее реорганизации. При этом вместе с ростом благосостояния и финансовых возможностей бюрократии и интеллектуалов их креативный потенциал в части эффективной преобразовательной деятельности сокращается, а сами они превратились в мелкую буржуазию. А поскольку "терять свой привычный образ жизни ради революции эта влиятельная часть партии уже не хотела" [9, с. 831 ], данные акторы оказались менее радикальными, как сами-по-себе, так и по отношению к своим целевым группам, чьи интересы они представляли. Вследствие этого можно сделать вывод: в тех случаях, когда актуальная архитектоника формирует условия, при которых жизнь и способы существования интеллектуалов обретают больший комфорт, нежели реально имеющиеся потребности, они перестают в полной мере выполнять эффективную преобразовательную деятельность по формированию социальных институтов. Можно говорить о том, что именно неудовлетворенность сетей наличными условиями выступает драйвером для продуцирования сценариев и программ институциональных преобразований. Отсюда конкуренция фактически является обязательным условием эффективных трансформаций институциональной среды.

Одной из заслуживающих внимания, проблем касающихся снижения конкуренции между интеллектуалами в политике, можно считать бюрократизацию этой сферы. Другим камнем преткновения является крайняя затрудненность программирования^ринимаемыхсоци-ально значимых решений на соответствие учету интересам всего общества, что в принципе представляется нам нереализуемым. В итоге на очередном примере из отечественных реалий можно констатировать, что излишняя бюрократизация действительно привела к снижению "интереса граждан не столько к институту выборов, сколько к их результатам" [5,30]. В самом деле, социальными следствиями на самых разных уровнях являются многочисленные ситуации, когда система государ-

ственного управления приобретает маркеры автократии и бюрократии, нежели стремится руководствоваться демократическими принципами, что и приводит к заметному снижению конкуренции между интеллектуалами в сфере обретения власти и ее удержания, отходя от приемлемых значений к минимальным.

На наш взгляд, проблема конкуренции между сетями интеллектуалов, как создающих эффективную институциональную среду субъектов, может быть сведена к вопросу о диалектике развития и стабильности. Здесь уместно говорить о том, что для институциональных преобразований идейные коллизии не иначе как жизненно необходимы. Вместе с тем, использование ресурсов для обеспечения и поддержания стабильности имеет вполне инструментальное значение - закрепить достигнутые успехи. Однако следует помнить, что раскручивание маховика покровительственных механизмов влияния не следует доводить до предела, поскольку ожидаемым эффектом, да еще с учетом взаимозависимости институтов, здесь усматривается комплексное распространение негативныхтенденций на срезы социального бытия. Другим примером формирования конкурентных отношений между интеллектуалами в политической сфере можно назвать подъем протестного движения в Италии и произошедший после Первой мировой войны переворот. Тяга к конкуренции со стороны интеллектуалов (в данном случае это ветераны войны как драйвер этого процесса) выразилось через дестабилизацию общества ради удовлетворения собственных интересов [2; 14].

В данном кейсе основаниями возникновения конкуренции можно увидеть в (1) интернационализме и его внешнеполитическом воздействии на умы итальянских интеллектуалов; (2) неустойчивости статуса граждан государства; {3} агрессивных коллизиях по поводу карьеры с представителями других слоев, а также (4) неприязнь в отношении рабочих, которые предпочитали действовать с учетом классовых интересов, нежели в национальных. В "вызов -ответной" логике А. Тойнби можно увидеть набор детерминант актуализации конкуренции между интеллектуалами в послевоенном итальянском обществе, которая главным образом сконцентрируется на продвижении собственных идей как материальной основе будущих институциональных преобразований. Следствия отсюда широко известны: в итальянском обществе сложится ситуация, при которой придерживавшимся фашистских идей интеллекту-

алам не просто удалось выиграть конкурентную борьбу у своих оппонентов, но и преобразовать контекстуальные реалии в соответствии с выбранным курсом [14]. Реорганизация институциональной среды способствовала ревизии активности властных акторов, которые отныне сосредоточились на отстаивании национальных интересов всеми доступными средствами (в том числе через наращивание вооруженных и военно-морских мощностей), колониальной экспансии и разворачивании военных действий, отождествляя их с инструментарием внешнеполитических взаимодействий.

Самоочевидно, что статус интеллектуала не является статичным, а его динамика обусловлена трансформациями общества и появлением новых исследовательских позиций. Сегодня одним из ведущих требований, которое предъявляется к сетям интеллектуалов, является их гибкость, то есть способность отказываться от сложившихся стереотипов мышления. Именно в этом мы усматриваем эффективность совершаемых ими переходов как к деятельности по изменению сознания (собственного или индивидуального и коллективного Другого}, так и к социальной инженерии, включающей в себя интересующие нас институциональные преобразования и создание более релевантной современным вызовам среды. Следование подобному основанию позволяет большинству интеллектуалам современной эпохи решать принципиально новый тип задач - прикладных - поскольку именно с их когнитивной деятельностью связаны экспектации населения по преодолению актуальнейших кризисов: "Работа по изменению своей собственной мысли и мысли других и представляется мне смыслом существования интеллектуалов" [10, 3191. Во многом соглашаясь с М. Фуко, укажем на большую значимость отступлению интеллектуалов от так называемой "капсулированности в-са-мом-себе" при одновременном переориентировании на открытость и нацеленность на продуктивное участие в интерсубъективных взаимодействиях, результатами чего и являются предлагающие решения проблем ментальные конструкты.

Таким образом, одну из версий миссии интеллектуалов современности с позиции социальной философии можно сформулировать через их стремление бытийствовать в качестве исследователей свобод и истин. Но при этом они должны стремиться создавать такие продукты мыслительной деятельности, реализация которых сделает возможным претворение

в жизнь более совершенных моделей институциональных сред, нежели воплощены сегодня на практике в различных эмпирических контекстах. Ввиду отсутствия конкуренции между интеллектуалами в целом ряде государств сегодня можно наблюдать архаические структуры, легитимирующие в различной степени анахронические для современного мира варианты организации господствующей власти. Речь в данном случае идет отом, что отсутствие реальной конкуренции между сетями впоследствии дезориентирует самих интеллектуалов, что в свете, к примеру, запретов на дискуссии, способствует недопониманию сущности изучаемого предмета. И наоборот, при формировании демократических типов обществ, свобода мнений определяет наибольшую вовлеченность продуцирующих идеи социального развития и объединенных в сети индивидов к более вдумчивой проработке элементов институциональной среды. Отсюда мы считаем, что в зеркале демократии интеллектуалы -это организованные по формальным и неформальным основаниям компетентные субъекты, которые определяют возможности и сценарии институционального развития через формирование необходимых социальных структур и принципов публичной политики. Конкуренция - это один из диагностических признаков, подсказывающий, можно ли организовать и ремоделировать полноценную и эффективную институциональную среду или же нет.

Допустимым представляется утверждение, что на современном этапе развития мысли и с учетом становления гражданского общества в качестве одного из ведущих акторов в контексте сетевого общества, публичность политического дискурса выражается в следующем. Именно различные социальные группы, в частности интеллектуалы с их ресурсами, могут оказаться важнейшим со-участников при формулировании и артикулировании актуальной повестки дня и поиска социально значимых решений. В ряде макрорегионов именно сетям интеллектуалов уже удалось не просто определить "дорожную карту" необходимых активностей, но и впоследствии формировать нормативно закрепленные модели политического поведения [2],

Отсюда можно утверждать, что идеи по поддержанию конкуренции между сетями интеллектуалов должны транслироваться не только в рамках непосредственного взаимодействия, но также и в отношении между ними и другими акторами современного мирз. Сопротивление через несогласие с теми или иными го-

си си о (и

9 з:

со"

си 2

Ё

173

сударственными структурами может выражаться, в частности через критику излишней бюрократизации, негативно влияющей на функциональные возможности институциональных сред национальных государств. Именно через дистрибуцию передовых идей и взаимодействие с властью и другими группами интеллектуалам, как показывает мировой опыт, удается преодолеть де-факто не имеющую принципиального значения формализацию общественной жизни и создать релевантную актуальным вызовам архитектонику. Опять вспомним Фуко, указывавшего на критическую миссию современных интеллектуалов и подметившего целесообразность проективной обращенности [10;11 ]. Последняя невозможна без длительного и полного восприятия наличных контекстуальных реалий, в силу чего они могут выйти за рамки обывательского понимания институтов "рождение -> жизнь -> смерть", определив те неудобные линии разлома и при этом обозначив точки будущего роста.

Пожалуй, концепт "непредвзятость" является еще одним маркером продуктивных конкурентных отношений между сетями интеллектуалов, среди которых почти наверняка найдутся как заинтересованные в защите явных институциональных разрывов, так и нацеленные на необходимые преобразования рассматриваемых социальных структур [11]. Обозначенное положение позволяет избежать зависимости сетей интеллектуалов от стремящихся сохранить "статус-кво" властных акторов, который в реалиях нелинейного мира оказывает множественное пагубное воздействие на социальное бытие. По итогам наших размышлений представим несколько важных замечаний: с одной стороны, речь идет о том, что бездействие интеллектуалов приводит к уменьшению вероятности эволюционного сценария развития общества. Во-вторых, идея конкуренции не позволяет данной социальной группе оставаться "в стороне" от социальной практики. Наконец, ключевая задача стремящихся модернизировать социум сетей интеллектуалов видится нам не в следовании "правильной идеологии", но в стремлении создать базирующуюся на адаптированных к определенному эмпирическому контексту истинах институциональную среду.

Заключение

При подведении итогов необходимо сказать, что отсутствие конкуренции между сетями интеллектуалов может детерминироваться не только идеологическими или социальными, но

и экономическими причинами. И. Шумпетер указывал на очевидный характер возможного наступления негативных последствий при реализации механизма финансирования массовых организаций, в том числе сетей интеллектуалов, что нивелирует конкуренцию между их сетями [9;12]. В этом случае они будут заинтересованы в апологии интересов правящих элит и создании желаемых для них, но, по сути, фасадных институтов, фундированных декларативными и популистскими идеями [б;7;13]. В целом же мы проанализировали и обосновали, что конкуренция между сетями интеллектуалов является коррелятом эффективной институциональной среды. Сама суть такой конкуренции видится в потенциале достижения высокой функциональности структур через приближение к истине в целом ряде частных наук, что невозможно без свободы мнений интеллектуалов. Конкуренция может реализо-вываться в двух плоскостях - во взаимодействии и противостоянии между сетями. Вне зависимости от выбранной версии, реализация такого взаимодействия позволяет институциональной среде эффективно развиваться, в то время, как существенные отклонения от нее не дают оснований для достижения реального прагматического эффекта.

Литература:

1. Ьезнин MA, ДимониÏ.M. Интеллектуалы в сельском хозяйстве России в 1930-1980-х гг. // Ярое лавекий педагогический вестник. - 2013. - Т. 1. -№ 1.- С, 29-41.

2. Володенков C.B. Коммун и ка цион н ые основы современного политического управления П Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2011. - Т. 11.-

№ 3, - С 74-78.

.3. Карпова СГ. Роль интеллектуала е прогрессивном развитии современного общества (в контр к сте фу кол ьдиа некой философии) // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Социология. - 2008. - Т. 21. - № 3 (60). - С. 107-112. 4. Кудаярова М.К. Проблема отношения масс и элит в философии Роберта Михельса // Наука и современность. - 2011. - № 13-3. - С, 74-77.

3. Макарин A.B. Политическая конкуренция vs политическая стабильность в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные от ношения. - 2016. - № 1. - С 28-39,

6. Мусиенко И.М, Информационные империи России // Интеллектуальный потенциал XX! века: ступени познания. - 2013, - № 14. - С. 49-53,

7. Мусиенко И.М. Установление олигархического контроля над СМИ // Научные труды Дальрыбв-туза. - 2007. №19. • С. 266-277.

8. Ошкин 8.В. Изменения в обществе и элите в творчестве Р. Михельса // Теория и практика

общественного развития. - 2014. - N9 16. С> 202-204.

9. Ошкин В.В. Интеллектуалы в политике: Р. Михея ьс и Й. Шумпетер // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 831.

10. Фуко М, Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. ■■ М: Касталь. - 1996, - 448 с:.

11. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. -М.: Праксис, 2002. - 384 с.

12. Шилов В.Н. Демократическая политическая конкуренция и ее предпосылки: Йозеф Шумпе-тер и современность // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Се-

рия: История. Политология. - 2012. - N9 1 (120). - С, 244-255.

13. Шилов В.Н., Рылкина А.П. Динамика полити ческой конкуренции в России е иостпересгроеч-ный и постсоветский период II Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. - № 15 (158), - С. 164-175.

14. Яхимоеич З.П. Происхождение итальянского фашизма и его путь к власти Н Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. "Экономика. - 2014. - N9 4 (23). -С. 110-118.

15. Michels R. Umschichtungen in den herrschenden Klassen nach dem Kriege. - Stuttgart: Verlag von W. Kohihammer, 1934.- 133 s.

PATRIOTISM AND ETHNONA TIONA L RELATIONS AS CONSTITUENT ELEMENTS OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE RULE OF LAW

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Romadykina Vital/a Sergeevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Donetsk National University of Economics and Trade named after MykhaHo Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR

Patriotism is older than nationalism: the object of patriotism depends on society and changes in volume under the influence of social and political factors, while the object of nationalism is the nation. Due to this circumstance ■ constancy - the national idea has a tremendous power of influence, since the nation, regardless of the historical context, remains a community that is the highest sacred value, setting the course for ethno-national relations, in this context, patriotism acts as an ideological foundation that unites ethnic groups and nations within a single state and acts as a driving force in the development of social relations on the way to the formation of a rule of law state and its integration into the world community

Keywords; national idea; patriotism; ethno-national relations.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.30

ПАТРИОТИЗМ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Патриотизм древнее, чем национализм: объект патриотизма зависит от социума и видоизменяется по объёму под влиянием социальных и политических факторов, в то время как объектом национализма является нация, В силу этого обстоятельства ■ константности ■ национальная идея обладает огром ной силой воздействия, поскольку нация, вне зависимости от исторического контекста, остаётся общностью, являющей собой высшую сакральную ценность, задавая русло этнонациональным отношениям. Патриотизм в этом контексте выступает идейным основанием, объединяющим этносы и нации в рамках единого государства и выступающим движущей силой развития общественных отношений на пути становления правового государства и его интеграции в мировое сообщество.

Ключевые слова: национальная идея; патриотизм; этно-национальные отношения; правовое государство.

УДК 740(331) ВАК РФ 5.7,7/09.00.11

0 Ромадыкина B.C., 2022

Ol

01 О си

-0 9

S

со"

CU

cl

2

S

175

Патриотизм и этнонационаяьные отношения как составляющие элементы процесса становления правового государства находятся в плоскости иррационального, бессознательного, в определённой мере, сакрального. Многие исследователи видят в этом аргумент в пользу приравнивания патриотизма к религиозным, священным чувствам, как и движущие силы развития этнонациональных отношений искать в сфере бессознательного. В частности, Б. Андерсон в своей концепции о "воображаемых сообществах" делал акцент на их мистицизме роднящий связи, объединяющие людей в них, с религией и именно поэтому "сообщества, - считает он, - следует разли-

РОМАДЫКИНА Виталия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры Философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Ёарановского, Донецк, ДНР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.