Научная статья на тему 'НЕОШАМАНИЗМ КАК ПРОДУКТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ'

НЕОШАМАНИЗМ КАК ПРОДУКТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
359
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ ШАМАНИЗМ / ШАМАН / НЕОШАМАНИЗМ / НЕОШАМАН / КАРТОГРАФИЯ / НЕПОВСЕДНЕВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ШАМАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / "ФОНД ШАМАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ" / "СКАНДИДАВСКИЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ШАМАНИЗМА" / М. ХАРНЕР / Д. ХОРВИЦ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полякова Ольга Андреевна

Цель исследования - раскрыть феномен "базового шаманизма" (неошаманизма) в современной культуре, основанного М. Харнером. Определить специфику развития неошаманизма и его значимость в духовной жизни общества. В статье рассматривается трансляция передачи знаний неошаманизма и его трансформация посредством двух неошаманских школ (";Фонд шаманских исследований", "Скандидавский центр исследований шаманизма"). Научная новизна заключается в выявлении перерождения и видоизменения из традиционного шаманизма современного шаманизма (неошаманизма) и его способности к сохранению и трансформации традиционных знаний будущему поколению с помощью соцконтента. В результате доказано, что неошаманизм сформировался как устойчивое сознание современной культуры путем самовоспроизводства и трансляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOSHAMANISM AS A PRODUCT OF MODERN CULTURE

The purpose of the study is to reveal the phenomenon of "basic shamanism" (neo-Shamanism) in modern culture, founded by M. Harner. To determine the specifics of the development of neo-Shamanism and its significance in the spiritual life of society. The article discusses the transmission of knowledge of neo-Shamanism and its transformation through two neo-Shamanic schools ("Foundation for Shamanic Research", "Scandidava Center for Shamanism Research"). The scientific novelty consists in revealing the rebirth and modification of modern shamanism (neo-Shamanism) from traditional shamanism and its ability to preserve and transform traditional knowledge to the future generation with the help of social content. (edited). As a result, it is proved that neo-Shamanism was formed as a stable consciousness of modern culture through self-reproduction and translation.

Текст научной работы на тему «НЕОШАМАНИЗМ КАК ПРОДУКТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

довых избирателей. Однако, их эффективность зависит от практики их применения, т.е. от их работоспособности.

Третье, ст.зр. критерия объективности подсчета голосов необходимо, наряду с совершенствованием технической эффективности действующей отечественной системы Г АС-Выборы, существенно улучшить правовое регулирование применения этой системы с целью предотвращения возможностей ее некорректного использования.

В целом нормативное обеспечение демократичности отечественных выборов содержит в себе достаточный потенциал технической эффективности, но с другой стороны, существует и значительный потенциал его совершенствования в направлении большего обеспечения совпадения электоральной практики с электоральным законодательством.

Литература:

1. Балашова А.Н. Анализ электоральных технологий е избирательном процессе (концептуальный аспект): аетореф. дне. ...к-га полит, наук: 23,00,03, -М., 2000. - 28 с

2. Близняк Р.З. "Электоральный процесс" vs "Избирательный процесс": к вопросу об оптимизации понятий / Р.З. близняк // Вестник ПАГС. - 2010. -№2,- С 70-76,

3. Грудинии Н.С. Возвращение мажоритарных начал как старт очередного этапа модернизации избирательной Системы на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федераций; аргументы "За" и "Против" / Н.С Грудинин. // Вестник Томского государственного университета. Право. - 201 4. - W3 (13), - С. 43-50.

4. Колюшин Е.И. Инновационные технологии избирательного процесса в свете верховенства закона / П.И. Колюшин. // Правосудие. - 2021. - № 3. -С 124-150.

5. Морозова О.С. Влияние типа избирательной системы на функционирование политической системы общества / О.С. Морозова. // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №2. -Щ 75-179,

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон № 67-ФЗ [Принят Государственной Думой 22 мая 2002 года: одобрен Советом Федерации 29 мая 2002 года]. -Текст : электронный // Консультант Плюс : справ, правовая система : офиц. сайт компании. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37119/ (дата обращения: 12.03.2022).

7. О выборах депутатов Государственной Думы Законодательного собрания Российской Федерации: Федеральный закон № 20-ФЗ [Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года: одоб рен Советом Федерации 19 февраля 2014 года]. -Текст : электронный // Консультант Плюс : справ, правовая система : офиц. сайт компании. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_l AW_159349/ (дата обращения: 12.03.2022).

8. О выборах президента Российской Федерации: федеральный закон № 19-ФЗ [Принят Государственной Думой 14 февраля 2014 года: одобрен Советом Федерации 11 декабря 2002 года]. - Текст : электронный // Консультант Плюс : справ.-правовая система : офиц. сайт компании. - URL: hftp://www.consu]tant.ru/docurnent/ cons_doc_l AW_40445/ (дата обращения: 15.03.2022).

9. Пирбудагова Д.Ц], Положительные и отрицательные аспекты мажоритарной и пропорциональной систем как составляющих смешанной избирательной системы / Д.Ш. Пирбудагова, Т.Б. Савзиева. // Юридический вестник ДГУ. - Т. 14, №2.-С. 44-48.

Ю.Симонова, М.М. Эффективность избирательной системы: основные критерии измерения / М.М. Симонова, // Социально-гуманитарные знания.

2021. № 2,-С. 38-49.

NEOSHAMANSSM AS A PRODUCT OF MODERN CULTURE

Pofyakova OSga Andreevna, Lecturer, Department of Philosophy and methodology of science URIU RANFPA, applicant of the Department of Philosophy of Religionand Religious Studies SFFDU, Rostov-on-Don

The purpose of the study is to reveal the phenomenon of "basic shamanism" (neo-Shamanism) in modern culture, founded by M. Harner. To determine the specifics of the development of neo-Shamanism and its significance in the spiritual life of society. The article discusses the transmission of knowledge of neo-Shamanism and its transformation through two neo-Shamanic schools ("Foundation for Shamanic Research" "Scandidava Center for Shamanism Research"). The scientific novelty consists in revealing the rebirth and modification of modern shamanism (neo-Shamanism) from traditional shamanism and its ability to preserve and transform traditional knowledge to the future generation with the help of social content, (edited). As a result, it is proved that neo-Shamanism was formed as a stable consciousness of modem culture through self-reproduction and translation.

Keywords; traditional shamanism, shaman, neoshamanism, neoshaman, cartography, non-gray-haired reality, shamanic journey, "Foundation for Shamanic Studies," "Skandidavsky Center for Shamanism Studies," M. Harner, D. Horvits,

DO I 10.24923/2222-243X.2022-43.28

НЕОШАМАНИЗМ КАК ПРОДУКТ СОВРЕМЕННОЙ УДК 129

КУЛЬТУРЫ ВАК РФ 5.7,8/09.00.13

Цель исследования - раскрыть феномен "базового шаманизма" (неошаманизма) в современной культуре, основанного М. Харнером. Определить специфику развития неошаманизма и его значимость в духовной жизни общества. В статье рассматривается трансляция передачи знаний неошаманизма и его трансформация посредством двух неошаманских школ ("Фонд шаманских исследований" "Скандидавский центр исследований шаманизма"). Научная новизна заключается в выявлении перерождения и видоизменения из традиционного шаманизма современного шаманизма (неошаманизма) и его способности к сохранению и трансформации традиционных знаний будущему поколению с помощью соцконтента. В результате доказано, что неошаманизм сформировался как устойчивое сознание современной культуры путем самовоспроизводства и трансляции.

Ключевые слова: традиционный шаманизм; шаман; неошаманизм; неошаман; картография; неповседневная реальность; шаманское путешествие; "фонд шаманских исследований"; "Скандидавский центр исследований шаманизма"; М. Харнер; Д. Хорвиц.

Введение

В современной культуре активно развивается усовершенствующая форма традиционного шаманизма, которая трансформировалась в неошаманизм. Он необходим современному человеку в качестве поддержки и спасения. Неошаманизм активно начал развиваться благодаря "Фонду шаманских исследований" (И. Харнера и "Скандидавскому центру исследований шаманизма" Д. Хореица.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в философско-религиоведческом анализе рассмотрения феномена неошаманизма в традиционной культуре как систему убеждений. Необходимо проанализировать неошаманизм как путь в сознании человека во всем многообразии и взаимосвязи с сущим, предоставив отличительные черты и схожесть двух основных неошаманских школ.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) провести анализ терминологии "неошаманизм" у М. Харнера и Д. Хор-вица; 2) определить специфику возникновения и значимость неошаманизма в современной культуре; 3) выявить преимущества социокультурного феномена неошаманизма для современного человека; 4) зафиксировать сравнительную характеристику "Фонда шаманских исследований" М. Харнера и "Скандидавского центра исследований шаманизма" Д. Хорвица.

Для осмысления социокультурного феномена, приведенного в статье применяются следующие методы исследования, сравнительно-исторический метод анализа как установка отличий и общих черт неошаманских школ; метод историзма как рассмотрение культурного феномена; системный анализ в объединении неошаманских практик и ритуалов, на примере исследований М. Харнера и Д. Хор-вица.

Теоретической базой исследования послужили публикации М. Элиаде, М. Харнера, Д.Хорвица. Они рассматривали неошаманизм как социально-психологическое воздействие на современного человека, где основным элементом являются определенные современные ритуалы и практика.

@ Полякова О.А., 2022

си

О!

о (и

9 з:

со"

си 2

Ё

165

ПОЛЯКОВА Ольга Андреевна, преподаватель кафедры философии и Методологии Науки, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; соискатель кафедры философии религии и религиоведения. Южный Федеральный университет. Ростов -на Дону

Основная часть

М. Харнер 5 вывел "базовый шаманизм" (согегНатапкт (анг.)), называемым в дальнейшем "неошаманизм", из основных межкультур-ных принципов и практик, пережитых им в личном опыте. Подданным понятием он имеет в виду шаманские практики, которые исключены из культурно-социального контекста. Таким образом, основа неошаманизма заключается в обучении и использовании базовых техник шаманизма.

Суть неошаманизма, по М. Харнеру, заключается в объединении шаманских практик, что подчеркивает схожесть его трактовки с М. Эли-аде, говорившем о "единообразии центрального ядра шаманских практик во всем мире" [6].

В неошаманизме разработана своеобразная этика шаманской работы, которая отвечает за осознанное согласие на шаманское {духовное} исцеление. Каждый человек вправе сам определять, что можно и нужно делать с его душой, то есть необходимо согласие человека. В случае помощи от стихийных бедствий нужно попросить разрешение у духов земли [8; р. 138].

Как считают приверженцы неошаманизма, основой работы шамана является призывание духов для получения от них помощи в виде силы, исцеления, знания или мудрости, использовав особую вещь (помощника) - погремушку. Она проста в использовании, и, каждый человек, практикующий шаманизм, сам распоряжается порядком использования направлений и дополнительных ресурсов.

М. Харнер активно распространил неошаманское учение в США, Канаде, Австралии, Европе, Азии и Латинской Америке и основал "Фонд шаманских исследований". Выпускники "Фонда шаманских исследований" достигают 35000 человек. "Фонд шаманских исследований" подразумевает под собой комплекс расширенных семинаров, на которых проводится концентрированное обучение определенным методикам, например: возрождение души, обучение гаданию, врачеванию, работа с духами природы. Данная организация непосредственно посвящена всемирному сохранению, изучению и преподаванию шаманских знаний.

1 Майкл Харнер (27 апреля 1929 - 3 февраля 2018)

- американский антрополог, в 1956 1957 г. принял участие е длительных полевых исследовани-

ях в качестве антрополога на лесистых склонах

Эквадорских Анд, где живут индейцы хиваро, или

Унтсури Шуар,

На семинарах по шаманскому консультированию приобретения силы М. Харнер в "Фонде шаманских исследований" создал систему, согласно которой человек может примерить в ходе эксперимента "маску" шамана. Вместо барабана клиент использует наушники с частотой биений барабана от 4 до 7 герц в секунду, и, таким образом, он путешествует в Нижний и Верхний миры.

Систематически анализировать опыт практикующих шаманов и находить различия, сходства, параллели можно благодаря письменным отчетам и графическим картам. Фонд шаманских исследований в Северной Калифорнии на протяжении десятилетий создавал сборник отчетов и карт в рамках своего проекта по картографии неповседневной реальности. Это удивительная коллекция в мире знаний о шаманах. Фонд шаманских исследований с 1970-х годов дополняет архив обширным материалом о шаманской культуре, а также документирует исторические описания по рисункам на стенах пещер и барабанов, отрывки которых опубликованы в книгах М. Харнера "Пещера и космос", "Путь шамана".

Следует отметить, что в Европе неошаманизм получил значительное распространение и, благодаря "Скандидавскому центру исследований шаманизма" (Scandinavian Center For Shamanic Studies), основанному Джанатоном Хорвицем в 1986 году. Семинары данного центра проходят не только по всей Европе, но и России, обучив около 2700 человек.

Д. Хореицг в публикации "All Life Connected: The Schamans Way" акцентирует внимание, что понятие "неошаманизм" стало для современного мира модным и доступным для использования. Неошаманизм, по Д. Хорвицу, это некая современная форма терапии. Шаманские техники очень мощные, достигнуть их можно благодаря шаманского путешествия души. Шаман выступает в роли церемониального лидера. Д. Хорвиц упоминает о "шаманской церемонии", целью которой является построение моста между миром духов и повседневным миром.

По мнению Хорвица, неошаманизм гласит о том, что вся жизнь взаимосвязана - все живое воплощает в себе дух. Следовательно, люди, деревья, камни, горы, животные, моря и океаны взаимосвязаны. Неошаманизм осно-

- Джонатан Хорвщ - магистр гуманитарных наук в антропологии, шаманский практик с 1972. Восемь лет проработал в Фонде изучения шаманизма Майкла Харнера (США)

ван на личном опыте и не является религиозным верованием.

Д. Хорвиц упоминает, что неошаманизм -это учение и "единственное лекарство от болезни" [9], переживания которой называют психотическими эпизодами или сильными сновидениями. Прямой контакт шаманов выполняется посредством мудрости духов.

Главная причина обращения к неошаманизму - травмирующие переживания, например связанные с детством, работой, смертью близкого человека. В книге "Возвращение души; исправление фрагментированной личности" Сандра Ингерман^ пишет, что "у всех нас есть пределы того, сколько мы можем вынести. Но что происходит, когда мы достигаем наших пределов, когда мы уже не можем вернуться назад. Тогда пришло время действовать. Но иногда, особенно если мы находимся в ослабленном состоянии, предпринять соответствующие действия, например, оставить агрессивного партнера, просто невозможно. Когда это так, та часть души, которая больше всего реагирует на ситуацию, знает, что пора уходить, и делает это как для собственного выживания, так и для выживания организма, самого себя в целом" [3; с. 147].

Духовный учитель-шаман Д. Хорвица, обучающийся у индейцев северо-западного побережья Америки, говорил: "Жизнь - это изменение, шаманизм - это изменение с силой" [10].

Рассматривая сходства и различия в исследованиях Д. Хорвица и М. Харнера, то прослеживается следующее: Д. Хорвиц также, как и М. Харнер рассматривает шаманское состояние сознания и считает его нечто большим, чем просто ярлык для описания изменяющихся состояний сознания, которые шаман испытывает во время путешествия в Духовный мир, через него и из него.

Отличием неошаманизма Д. Хорвица от М. Харнера является его рассмотрение не как приходящего явления, а как пребывающего сознания в шамане, "Это также часть большого сознания, с которым мы все постоянно связаны. Одна из великих и прекрасных загадок жизни заключается в том, что все мы разделяем одно и то же сознание, и каждый из нас проявляет его по-разному. Путь шамана - лишь

'Сандра Ингерман - психолог, лицензированный семейный психотерапевт и практикующая шаманка, автор восьми книг, шести аудиопрограмм. Ингерман является организатором Международного союза Учителей Земли и преподавателей шаманизма.

один из способов сознательно приблизиться к этому сознанию" [11 ].

По мнению практикующих неошаманов М. Харнера и Д. Хорвица, главные условия выполнения шаманской работы - это знать, как просить о помощи, знать, о чем просить, иметь возможность получить предложенную помощь и иметь возможность вернуть помощь домой со всей ее силой и глубиной. Путешествие начинается, когда шаман ступает в мир духов, и обычно это происходит, когда шаман взывает к своим духовным помощникам, наставникам и учителям, прося их помощи. Чем глубже путешествует шаман, тем ближе он к сущности своей силы - силе Вселенной - как метафорически, так и буквально. Метафорически в том смысле, что путешествие уводит его все дальше и дальше от реальности его повседневной жизни, с которой он начал, буквально потому, что испытанное разделение между ним и сущностной Силой Вселенной растворяется, пока, в некоторых случаях, разделения не происходит.

Так протекает духовный путь шамана, независящий от состояния сознания. Если шаман отклоняется слишком далеко от пути, от указаний своих духовных помощников и учителей, он рискует потерять их. Духи постоянно являются частью его повседневного осознания, и это влияет на его обычное сознание реальности.

Д. Хорвиц делает акцент на то, что шаманизм было бы вполне приемлемым превратить в форму психотерапии. "Конечно, это форма психотерапии, самая старая из существующих форм, но это только поверхность. Под поверхностью скрывается духовная дисциплина и практика, которые исходят из учений Духов, и изменение, которое претерпевает шаман при посвящении, безусловно, свидетельствует об этом" [11].

По Д. Хорвицу, Нижний мир предназначен для обретения силы, целительных знаний, энергии. Средний мир - для практических советов и помощи. Высший (Верхний) мир - для ответов на великие вопросы, которые преподносит жизнь.

Д. Хорвиц уделяет особое внимание современному шаманизму (неошаманизму) как политическому явлению. "Майкл Харнер всегда был непреклонен в том, что шаманизм не является политическим. Меня это так интересует, потому что многие люди, особенно молодые американцы, говорят, что не занимаются политикой. Они просто не могут понять, что это само по себе является невероятно политическим заявлением" [12], Одна из самых силь-

О! О! О (и

9 з:

со"

си 2

Ё

167

ных вещей, которые шаманизм может привнести в активизм, заключается в следующем: он может помочь нам работать над проблемами и работать в разгар конфликтов, обеспечивая гармонию и связь.

Политический активизм Д. Хорвица объясняется его нерелигиозностью в детстве, но признание социального исцеления в более позднем периоде его жизни. Таким образом, "перейдя от парадигмы социальной революции к парадигме социального исцеления, начал называть такие вещи, как расизм и женоненавистничество социальными ранами и задавался вопросов, как можно это залечить. Я был наедине со своим опытом инициации и ничего не знал о шаманизме" [121. Д. Хорвиц пришел к шаманизму после прочтения книги Сандры Ингерман "Возвращение души" и утверждает, что политические шаманы могут влиять на политическую ситуацию в стране, участвуя в собраниях и использовать помощь духов при планировании работы (социальное исцеление).

Проведем сравнительную характеристику учений М. Харнера и Д. Хорвица как основателей двух неошаманских школ.

Общими характеристиками в учении неошаманизма у исследователей М. Харнера и Д. Хорвица является: принятие понятия шаманского состояния сознания и шаманского путешествия; вера в наличие духа-помощника; мифология трех миров; использование некоторых элементов шаманской практики при шаманском путешествии; обучение на семинарах и практических занятиях; сильный акцент на индивидуальность и практически полное поклонение ей; городская жизнь, то есть наличие оторванности от природы; наличие в мировоззрении знаний основ психологии и психотерапии; потребность в доступных способах передачи информации и быстрых результатах; передача информации будущим поколениям в письменной интерпретации; доступность информативности, то есть большому качеству знаний от традиционного шаманизма с прошлыми устоями и культурой.

И существует одно значительное отличие в неошаманском учении данных исследователей. М. Харнер рассматривает неошаманизм как метод, которому можно обучиться каждому, в то время как Д. Хорвиц в противовес объясняет специфику важного элемента "личной силы" в неошаманизме, которую дают духи, таким образом, по его мнению, неошаманизм - это не просто уникальное использование шаманских методик и техник как у М. Харнера, а нечто данное свыше.

Д. Хорвиц утверждает, что М. Харнер не прав, когда говорит о том, что семинары и практические занятия способны только на "вдохновение" и вводный опыт в данной области. По мнению, Д. Хорвица, при помощи семинаров можно научиться путешествовать к духам, изучить основы восстановления силы или души, научиться диагностировать и находить духов болезней и уметь их устранять.

Шаманизм, по Д. Хорвицу, еще не настолько достиг области психотерапии, так как в психотерапии отношения устанавливаются между терапевтом и клиентом, а в шаманизме между практикующим шаманом, духами и клиентом. Следовательно, сила, с которой работает шаман, приходит из духовного мира через нее к клиенту.

Подведя итоги, отметим, что неошаманизм проанализирован как синкретическая форма нового религиозного сознания, которая трансформировалась путем перерождения и видоизменения от традиционного шаманизма. Неошаманизм основывается на архаических представлениях о мире, так как в них заключается основная характеристика иного и повседневного представления о мире.

В отличие от традиционного шаманизма, который активно развивался ранее и создавал шаманские организации, существующие до сих пор, е настоящее время, преобладают новые шаманские организации (неошаманские), так как речь идет о чем-то новом в свете изменений нашей жизнедеятельности, социального окружения, культурно-религиозной ситуации. Современная жизнь изменилась и, в отличие от традиционного шаманизма, характеризующегося деятельностью шамана-одиночки с его определенными специфическими знаниями мистического порядка и контактом с духами, неошаманы переместились в города, в религиозные организации, которые основываются на строгой подчиненности руководителю. Организаций таких довольно много, каждая из них специфична сама по себе. Шаманы появились и в крупных городах России (например, в Москве, Петербурге, в больших городах Сибири). Отметим, что неошаманизм распространился в России благодаря ученице М. Харнера, окончившей в 1990 году курсы "Фонда шаманских исследований". Это довольно большая группа людей, которых принято называть городскими шаманами, следовательно, можно сделать вывод, что они далеки от традиционного шаманизма. Самосуществование неошаманизма рассматривается в условиях современного глобализующегося мира, где шаманы привык-

ли активно контактировать между собой, обмениваться своими практиками, методами.

Таким образом, в современном мире неошаманизм широко распространился в публичном пространстве посредством многочисленных публикаций, выступлений, которые доступны в Интернет-ресурсах (видеоролики).

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1.8 основе исследования доказано, что неошаманизм сформировался как устойчивое сознание современной культуры путем самовоспроизводства и трансляции.

2. Неошаманизм рассматривается в современной культуре как путь в сознании человека на психологическом уровне со специфическими знаниями мистического порядка.

3. На основе традиционного шаманизма, который способен перерождаться, трансформироваться и стремиться к получению опыта при помощи путешествия в неповседневную реальность, появляется его современная форма - неошаманизм, который выстраивает картографию неошаманских практик, тем самым развивая социокультурную традицию.

Литература:

1. Бор ко Т.И. Шаманизм: от архаических верований к религиозному культу / Т.И. Борко.-- Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004, 152 с.

2. Дремов С.В. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии / С.В. Дремов, И.Р. Семин. - Новосибирск: СО РАН, 2001.-204 с.

3. Ингерман С. Возвращение души: восстановление разбитого на части "я". - М., 2011. - 256 с.

4. Нам Е.8. Шаманизм: религия или комплекс психотехнического опыта (некоторые аспекты рассмотрения проблемы) // Вестник ТГУ. - 2013. - № 368.-С. 92-98.

5. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий / В.И. Харитонова- М.: Наука, 2006. - 372 С.

6. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / М. Элиаде, - М.: Ладомир, 2014. - 552 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Harner М., Нагпег, М. My path in shamanism. International Journal of Trans persona! Studies, // Internationa! Journal of Transpersona! Studies. -2012.-31(2).-80-90.

8. Harner M, H?hle und Kosmos, M?nchen; Ansata. -Random House, 2013. - P. 138.

9. Horwitz, J. AH Life is connected: TheShaman's Way. Электронный ресурс [http://www.shamanism.dk]. Дата обращения: 07. Об. 2021.

10. Horwitl J. Shamanismintimes of Crisis. 2020. Электронный ресурс [http://www.shamanism.dk). Дата обращения: 07. Об. 2021.

11. Horwttz. J. Shamanic States of Consciousnessor: What am i doing here? Электронный ресурс Lhttp://www.shamanism.dk). Дата обращения: 07. Об. 2021.

12. Horwitz, J. Shamanic Activism: Jonalhan Horwitz talks with Lenore Norrgard. Электронный ресурс [http://www.shamanism.dk). Дата обращения: 10.06. 2021.

Ol

01 О

CU

-0

ZE

9 s

со"

CU

d

2

s

169

INTELLECTUAL NETWORKS COMPETITION AS A FACTOR OF EFFECTIVE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT CREATING

Ravochkin Nfklta Nikolaevlch, DSc of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical Technologies, Kuzbass State Agricultural Academy; Associate Professor, Department of History, Philosophy and Social Sciences, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo

Petrov Mikhail Ateksandrovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

The purpose of the study is to determine the role of competition between networks of intellectuals in creating an effective institutional environment. The article clarifies the features of the participation of intellectuals in institutional construction. The main emphasis is placed on competitive relations as a driver for the creation of advanced ideas for institutional transformation, Scientific novelty - from the position of social philosophy, the author's vision of the mission of intellectuals is proposed. According to the results of the study, the importance of real competition between intellectuals is noted, which allows to reveal the theoretical and applied value of the mental constructs created by them in a two-way way, and cases of participation of intellectuals in the modernization of public life are also considered.

Keywords; intellectual; institutional environment; competition; society; power. DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.29

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СЕТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Цель исследования - определение роли конкуренции между сетями интеллектуалами при создании эффективной институциональной среды. В статье проясняются особенности участия интеллектуалов е институциональном строительстве. Основной акцент сделан на конкурентных отношениях как драйве-

УДК 001

ВАК РФ 5.7.7/09.00.11

О Ра во чкмн H.H., 2022 © Петров М.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.