Научная статья на тему 'ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗУЮЩЕМСЯ МИРЕ'

ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗУЮЩЕМСЯ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1016
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ШАМАНИЗМ / ШАМАН / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МИФ / САМОСОЗНАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / ШАМАН-ЛИДЕР / КАРТОГРАФИЯ / НЕПОВСЕДНЕВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ШАМАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / ФОНД ШАМАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полякова Ольга Андреевна

Цель исследования - раскрыть феномен современного шаманизма (неошаманизма), основанного М. Харнером; определить проблемы возникновения и развития шаманизма как первобытной религии и ее современную интерпретацию терминологии со своей значимостью в духовной жизни общества. В статье рассматривается способ перерождения и трансформации шаманизма за счет путешествия шамана в неповседневную реальность путем выстраивания полной картины мира, то есть картографии. Научная новизна заключается в том, что на примере современного шаманизма (неошаманизма) можно доказать принцип лидерских качеств современного шамана, которые помогают современному человеку найти опору в глобальном мире. Шаманизм нацелен на сохранение традиционных знаний и передачи будущим поколениям. В результате выявлено, что шаманизм способен не только формировать, но и развивать отношения между человеком и природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAMANISM IN A MODERN GLOBALIZING WORLD

The purpose of the study is to reveal the phenomenon of modern shamanism (neo-Shamanism), founded by M. Harner. To define the problems of the emergence and development of shamanism as a primitive religion and its modern interpretation of terminology with its significance in the spiritual life of society. The article discusses a way of rebirth and transformation of shamanism due to the shaman's journey into a daily reality by building a complete picture of the world, that is, cartography. The scientific novelty is that on the example of modern shamanism (neo-Shamanism) it is possible to prove the principle of the leadership qualities of the modern shaman, which help a modern person find support in the global world. Shamanism aims to preserve traditional knowledge and transfer to future generations. As a result, it was revealed that shamanism is able not only to form, but also to develop relations between man and nature.

Текст научной работы на тему «ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗУЮЩЕМСЯ МИРЕ»

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Существенную роль на интерес академической философии в Германии XX века к античности сыграли не столько собственно историко-философские штудии предшественников, сколько, с одной стороны, достижения классической немецкой филологии и, с другой стороны, поэтический круг Штефана Георге.

2. Обращение к фигуре Аристотеля послужило результатом поиска Германией своей национальной идентичности на почве античности, при этом предварительно таковым ориентиром для философов стал Платон.

3. 8ернер Йегер пишет работу об античной пайдейе, ориентируясь на актуальность задач воспитания современного немца, и именно в этой связи он актуализирует фигуру Аристотеля, обращая внимание на те аспекты его творчества, которые прежде для истории философии оставались скрытыми.

Литература:

1. Везен Ф., Федье ф. Философия французская м философия немецкая. Воображаемое. Власть / пер. с фр., общая ред. и послесловие В.В Бибихи-на. - Изд. 2-е, - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 152 с.

2. Виламовиц-Мёллендорф У. фон. Филология будущего! Выпуск второй. 1} Ницше Ф. Рождениетра гедии / сост., общ. ред., комме нт. и вс. ст. A.A. Рос г и уса. - М.: Ad Marginem, 2001. - С 356-385.

3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. - СПб.: Наука, 1993. - 349 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / пер. с нем. Г. Шпета, - СПб.: Наука, 1992. - 444с.

5. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) Т. 2. / пер. с нем. М.Н. Ботвинника. -М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997, - 334 с,

6. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. - Т. 1. - М, 2001. - 593 с,

7. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвеще НИе? // Соч.: в. 8 т. - Т. 8. М., 1994, - С. 29-37.

8. Коже в А. Идея смерти в философии Гегеля / пер. с франц. и послесл. И. Фомина. Редакция В, Большакова. - М, : Логос, Прогресс-Традиция, 1998. - 208 с.

9. Колесников И. Д. Фридрих Ницще и античность. Образ классической древности в немецкой гуманитарной мысли XVHI-XX веков. ■ М.: Культурная революция, 2020. - 432 с.

Ю.Маяцкий М. Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 345 с.

11.Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер, Между феноменологией и философией жи.зни. - М. : Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги, 1999.-284 с.

12. Ницше Ф, Рождение трагедии. Сост., общ. ред., коммент. и вс. ст. A.A. Россиуса.- М.: Ad Marginem, 2001,- С.47-215

13.Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. - М. : НЛО, 2008. - 648 с.

14.Философия Мартина Хайдеггера и современ ность. - М. : Наука, 1991. - 608 с.

15.Фридеман Г. Платой! Его гештальт. - СПб.: Вла димир Даль, 2020. - 359 с.

16.Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность/ пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяиа. - М.: М ЫС ЛЬ, 1993,1998. - 667 с.

SHAMANISM IN A MODERN GLOBALIZING WORLD

l'oh а к ova Oiga Andreevna, Lecturer, Department of Philosophy and methodology of science URIU RANFPA, Postgraduate student of the Department of Philosophy of Religion and Religious Studies SFEDU, Rostov-on-Don

The purpose of the study is to reveal the phenomenon of modern shamanism (neo-Shamanism), founded by M. Harrier. To define the problems of the emergence and development of shamanism as a primitive religion and its modem interpretation of terminology with its significance in the spiritual life of society. The article discusses a way of rebirth and transformation of shamanism due to the shaman's journey into a daily reality by building a complete picture of the world, that is, cartography. The scientific novelty is that on the example of modern shamanism (neo-Shamanism) it is possible to prove the principle of the leadership qualities of the modern shaman, which help a modern person find support in the global world. Shamanism aims to preserve traditional knowledge and transfer to future generations. As a result, it was revealed that shamanism is able not only to form, but also to develop relations between man and nature,

Keywords; shamanism; shaman; mythological consciousness; myth; self-consciousness; leadership; shaman - leader-cartography; daily reality; shamanistic journey; Foundation for shamanistic research.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -40.30

УДК 129 ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕННОМ

ВАК РФ 09.00.14 ГЛОБАЛИЗУЮЩЕМСЯМИРЕ

Ф Полякова О,А,, 2021 Цель исследования - раскрыть феномен современного шаманизма (неоша-

манизма), основанного М. Харнером; определить проблемы возникновения и развития шаманизма как первобытной религии и ее современную интерпре-

тацию терминологии со своей значимостью в духовной жизни общества, в статье рассматривается способ перерождения и трансформации шаманизма за счет путешествий шамана в неповседневную реальность путем выстраивания полной картины мира, то есть картографии. Научная новизна заключается в том, что на примере современного шаманизма (неошаманизма) можно доказать принцип лидерских качеств современного шамана, которые помога ют современному человеку найти опору е глобальном мире. Шаманизм нацелен на сохранение традиционных знаний и передачи будущим поколениям. В результате выявлено, что шаманизм способен не только формировать, но и развивать отношения между человеком и природой

Ключевые слова; шаманизм; шаман; мифологическое сознание; миф; самосознание; лидерство; шаман лидер; картография; неповседневная реальность; шаманское путешествие; Фонд шаманских исследований.

Введение

В современном глобализирующемся обществе возникает усовершенствующая форма проявления лидерства на основе архаических культов. Это объясняется тем, что люди не только ищут путь спасения, но и поддержку 8 повседневной реальности. Человеку необходим лидер, за которым будет стремиться и получать помощь. Рассмотрим одну из наиболее актуальных форм помощи, к которой обращаются люди - шаманизм. Отметим, что в современном мире шаманизм приобретает новую интерпретацию и перерождается е "неошаманизм" (городской шаманизм). Но, необходимо обозначить онтологическое происхождение данного вида деятельности и влияние на сознание людей.

В этой связи актуальность данного исследований заключается в философско-религиоведческом анализе рассмотрения феномена шаманизма в традиционном понимании как систему убеждений. Необходимо рассматривать шаманизм как путь в сознании человека во всем многообразии и взаимосвязи с сущим.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) провести анализ терминологии "традиционный шаманизм" и "современный шаманизм (неошаманизм)" в философско-религиоведческом анализе; 2) определить специфику возникновения и значимость современного шаманизма в культуре; 3} выявить преимущества социокультурного феномена современного шаманизма для человека.

Для осмысления социокультурного феномена, приведенного в статье применяются следующие методы исследования сравнительно-исторический метод анализа как установка отличий и общих черт традиционного шаманизма и неошаманизма; метод историзма как рассмотрение культурного феномена; системный анализ в объединении обрядовых практик традиционного шаманских и неошаманс-ких практик и ритуалов.

Теоретической базой исследования послужили публикации Э. Кассирера, М. Элиаде, Р. И. Амайрона, (И. Дж. Харнера. Они рассматривали шаманизм как социально-психологическое воздействие на человека, основным элементом которого являются ритуалы и практика.

Основная часть

Термин "шаманизм" родственно с понятием "волшебник", "ведьма", "медик" и между собой сопровождаются определенными коннотациями, противоречиями и предупреждениями. Шаманизм пришел к нам из Сибири и имеет свою практику на всех обитаемых континентах, например у народов Северной Европы, Дальнего Востока, Юго-Востока и Средней Азии и Африки, у индийцев Се-

ПОЛЯКОВА Ольга Андреевна, преподаватель кафедры Философии и методологии науки, Южно-Российский институт управления (филиал), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; аспирант кафедры философии религии и религиоведения, Южный федеральный университет, Рос тов -на -Дону

верной Америки, Австралии и Океании, а также индейцев Южной Америки.

Прежде всего, шаманизм рассматривается как система убеждений, основанных на каких-либо экспериментах, которые проводятся в целях исцеления, сбора информации, а также решения различных проблем.

По исследованиям М. Элиаде, можно сказать, что шаманизм лежит в основе всех других духовных традиций нашей планеты, где главная его характеристика - изменение сознания.

Проблема сознания является актуальной темой философии, психологии, социологии, политологии, этнологии, психиатрии и других наук. Необходимо обратить внимание, что для шаманской традиции мифологическое сознание является основой в архаичном и традиционном мировоззрении.

Шаманизм воспринимается как путь в сознание человека, в отношении как одного из способов связи с сущим. Чтобы выйти на контакт с духами, необходимо изменить состояние сознания, следовательно, изменить восприятие. Именно через воссоединение сдушой других существ можно понять все существующее, Шаман способен быть в контакте сдушой любого существа, например, для исцеления вступает в контакт с духом болезни. Взаимосвязь работы шамана и Вселенной влияет на все аспекты человеческой жизни. Таким образом, обращаемся к мифологическому сознанию, так как оно способно выстраивать отношения с окружающим миром за счет овладения пространством путем пробудившееся сознания.

Шаманское изменение сознания является бззисом шаманского мировоззрения. Отмечается, что шаманское мировоззрение и сознание постоянно меняется, трансформируется, "Шаманизм так и не стал законченной системой, он все еще приспосабливается и развивается в различных культурах и верованиях" [1, с.39].

Как говорил М. Элиаде, "достоинством сибирского и среднеазиатского шаманизма является то, что он представляет собой структуру, в которой элементы объединены в своеобразную цельную идеологию, что и является обоснованием специфических практик, существующих независимо друг от друга в остальных частях мира, например, специальные связи с духами, экстатические способности, позволяющие осуществлять магический полет, вознесение на Небо, нисхождение в Ад, укрощение огня и прочее" [8, с.19].

Кто же такой шаман? Шамана часто называют "провидец", "знающий", так как он явля-

ется частью когнетивной системы, которая основана на непосредственном опыте. Именно фигура шамана способна продемонстрировать трансформацию самосознания, так как выступает е современном мире социальным деятелем в качестве посредника между социальным миром и повседневной реальностью и миром духов в неповседневной реальности.

Но, удивительно, что шаман в глобализую-щемся мире может выступать в двух амплуа: как изгой, которого все боятся, и как спаситель, который берет на себя задачу адаптировать людей в окружающем мире. Перестроив свое самосознание, шаман получает особые способности, следовательно, возможность стать "самим собой".

Шаман - это фигура, которая может возвращаться к началу времени, перемещаться, отыскивать невозможное и неизведанное. Шаман своими действиями показывает противостояние социуму и природе, а значит, можно говорить о сложности, многогранности и противоречивости развития человеческого духа, о чем говорит построение индивидуального самосознания.

Отметим, что шаманы практикуют свою деятельность в определенном состоянии сознания, так называемом трансе, "шаманским состоянием сознания". Это необходимо для контакта с "неповседневной реальностью", с "иной реальностью". Входя в измененное состояние сознания, шаманы способны контактировать с духами-помощниками и духами-учителями для определения помощи человеку.

Шаманы считаются естественными целителями, с задачей помогать тем, кто нуждается в помощи от физических или моральных страданий. Для достижения помощи шаман обращается к духам.

Следует обратить внимание, что же такое духи? Если более конкретно, то духов можно интерпретировать как сгустки энергии, которые приходят к шаманам в виде формы некие существа. Духом у шамана может быть учитель {дух с человеческим изображением). Если шаман видит данный дух, то принимает очень сильный опыт, который может изменить многое. Сила рассматривается как равноценное понятие души, с которой рождены. Она необходима для жизни. Часть силы имеет форму души, которую можно понимать как жизненную энергию.

Шаман знает (с точки зрения анимизма) все сущее обладает душой, следовательно, является живым, поэтому, изменив состояние своего

сознания, он способен вступать в контакт с духами, душой, с силой. Именно при помощи данной коммуникации учится и получает помощь отдухов.

Шаман, будучи членом определенного сообщества, способен при помощи изменения состояния своего сознания вступать в контакт с иной реальностью, то есть с миром духов. Он отлично их знает и отправляется к ним за помощью и советом, чтобы помочь людям. То есть, шаман воспринимается как целитель через посредничество реальности и духовного мира {неповседневной реальности). При помощи шаманского путешествия в не повседневную реальность, шаман отправляется для получения силы или помощи людям информацией из мира духов. Но тем не менее, конечно же, шаманы отличаются от обычных целителей или медиумов, различных религиозных деятелей. Отличие заключается в прямом контакте с духовными сущностями, строгим контролем над одним или несколькими духами, так как они не способны "контролировать" сознание шамана без его ведома. Также шаман сам контролирует свое измененное сознание, то есть сам определяет, когда входить или выходить из измененного сознания. Шаманы больше сосредотачиваются на "нормальном", материальном мире, ищут личное просветление.

Именно путешествие является основой шаманского опыта. Путешествие считается естественной возможностью получения определенных сведений о структуре мира, мироздания, мировоззрения, скрытых от обычного повседневного восприятия реальности при помощи того или иного переживания.Так,ученые получают полноразмерную картину с единой концепцией, в основе которой лежит человеческое мышление с религиозными идеями.

Тем самым, путешествие является важным элементом шаманизма, который помогает выстроить картографию шаманской практики. Важно запечатлеть все обряды и установления, атрибуты и доктрины в шаманизме, так как все больше уделяется внимания данному мировоззрению, которое становится отчасти элементом массовой культуры и составляющей частью рынка магико-прогностических услуг.

Самое главное отличие шамана от иных религиозных деятелей, медиумов и целителей заключается в способности уходить в шаманское путешествие. Следовательно, к шаманам относятся те, кто путешествует в иной мир (мир духов), работает со стихиями и духами природы. Они являются как целителями, так

и проводниками в загробный мир. Точного описания и характеристики шамана нет, он не получает сертификаты, дипломы, лицензии. Звание имеет от наличия или связи с духами.

На данный момент шаманизм рассматривается как развивающийся элемент человеческой культуры, который пронизывает различные сферы человеческой деятельности (например: духовную, социальную, политическую). Современный шаманизм выступает универсальным феноменом в области не только религиозной, но и психологической жизни.

В области современного шаманизма (неошаманизма) необходимо выделить американского антрополога и практикующего шамана, основателя "Фонда шаманских исследований" в США М. Харнера (1929-2018 гг.). Он занимался не только изучением шаманизма, но и обучал методике получения шаманских сил. Он считал, что шаманская практика дает новую духовную свободу, "свободу знать, а не просто верить" [9; с. 9|. Часть данной свободы -это постепенно растущее знание того, что называется "Вне времени Верхнего и Нижнего миров".

"Фонд шаманских исследований" - это расширенные семинары, на которых проводится концентрированное обучение конкретным методикам, таким как: возрождение души, исцеление извлечения, обучение гаданию, работа сдухами природы, работа со смертью и ее последователями. "Фонд шаманских исследований" координируется в Северной Америке, Латинской Америке, Японии, Австралии, Новой Зеландии.

Основная цель "Фонда шаманских исследований" заключается в сохранении древних знаний и передачи будущим поколениям. Отметим, что данная организация посвящена всемирному сохранению, изучению и преподаванию основным шаманским методикам.

В "Фонде шаманских исследований" есть специализированные кружки, которые отвечают за продвижение семинаров, занятий, курсов обучения и консультированию по методу М. Харнера современному шаманизму.

Перечислим основные проекты: "Шаманизм и здоровье" проводит экспериментальные исследования воздействия шаманских практик на иммунную систему человека, после чего собирает истории болезни людей, которым проводились исцеления для дальнейшего анализа; "Шаманизм для исцеления Земли" воплощен в учебных программах и повышает человеческое

осознание шаманизма живой священной природы Земли и духовной связи людей со всеми существами и в целом на всю планету; "Картирование необычной реальности" анализирует межкультурные данные, занимающиеся сбором данных, сравнивает шаманские путешествия, рассматривает мистические переживания; "Шаманизм и здоровье" в рамках которого лежат методы классического шаманского гадания с системами и техническими инновациями, чтобы помочь человеку справиться со стрессовой ситуацией в по вседневной жизни; "Срочная помощь коренным народам", который заинтересован в возрождении шаманских практик, когда они потеряны, в помощи индивидуальным шаманам продолжении и передачи своей практики и знаний в неблагоприятных условиях, активизировать шаманскую культуру, где она находится под угрозой потери шаманских знаний.

Следовательно, в современной реальности, где преобладает человеческая индивидуальность и уникальность, появляется фигура культово го деятеля, действия которого воспринимаются как новые культовые реалии. Именно фигура культового деятеля - шамана рисует новое индивидуальное самосознание в глобализующемся мире. Если обратиться к традиционному обществу, где шаман выступает символичной фигурой, можно увидеть, как она способна осуществить реальное воплощение архаической схемы. Шаман является связью человека с духовным, сакральным, не повседневным миром. Он способен путешествовать, и через этот мир становится участником мифологических событий, но, тем не менее, оставаться человеком.

Если ранее шаман выступал избранником духов, которые награждали его силой видения, то в современности шаманом может стать абсолютно любой человек, получивший определенные знания в данной области, заинтересованный в деятельности познания самого себя и других людей, способный идти на помощь людям и найти авторитет в глазах окружающих.

Стремление к самосознанию - одно из основных качеств лидера. Шаман обязан уметь осознавать свои мысли, ценности, модель поведения, а также иметь стремление проводить над собой работу над ошибками при помощи самоанализа и самосовершенствования. Имея способность устанавливать связь с самим собой, своим телом, умом и мыслями, шаманы способны научить этому людей, которые в этом нуждаются. Именно через самосознание ша-

ман способен помогать людям, получая знания о них. Таким образом, шаманы работают и развивают в себе личностные качества и возможности, в результате чего достигают лидерства. Известно, что шаман как лидер - это человек, обладающий авторитетом и влиянием. Шаман имеет следующие лидерские характеристики, например в способности не только самому видеть светлое будущее, но и делать так, чтобы другие тоже в него поверили. Он оберегает людей и направляет на верный путь жизни. Следующей характерной чертой является приятная и правильная атмосфера вокруг для благоприятного контакта с окружающими, умение правильно себя вести и расслабить человека, нуждающегося в помощи. Для шамана -лидера необходимо быть услышанным и одобренным, ведь его цель - стремление к помощи людям, а результат - их спасение.

Шаманизм в свою очередь способен формировать и развивать конкретные отношения человека с миром, проникать в него и уединяться. Следовательно, шаманизм не уходит в прошлое, так как необходим в настоящем для поддержания психической жизни человека, наоборот, он все больше проявляет себя во всех сферах жизни человека.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. 8 основе исследования доказано, что человеческое общество формируется как устойчивое сознание культуры и стремится к само-воспроизводству и трансляции,

2. Современный шаманизм (неошаманизм) рассматривается как путь в сознании человека на психологическом уровне.

3. Шаманизм способен перерождаться, трансформироваться и стремиться к получению опыта при помощи путешествия в непов-седневную реальность, выстраивая картографию шаманских практик, тем самым развивая социокультурную традицию.

Литература:

1. Бор ко Т.Н. Шаманизм: от архаических верова ний к религиозному культу / Т.Н. Борко. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004. 152 с

2. Дрем о е C.S. Измененные состояний сознания: психологическая и философская проблема в пси хиатрии/ C.B. Дремов, И.Р. Семин. - Новосибирск : СО РАН,2001.-204 с,

3. Дюркгейм Э, Элементарные формы религиоз ной жизни И Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М. : Ка нон, 2018,-808 с.

4. КассирерЭ. Избранное Опыт о человеке/Э. Кае сирер. - М, : Гардарика, 1998. - 784 с.

5. Кузнецов A.M. Шаманизм как антропологическое явление / Л.М. Кузнецов. ■■■ М.: ДВФУ, 2000. 297 с.

6. Нам Е.В, Шаманизм: религия или комплекс психотехнического опыта (некоторые аспекты рассмотрения проблемы) Ц Вестник ТГУ. - 2013, -№368.-С. 92-98.

7. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий/ В.И, Харитонова. М.: Наука, 2006, - 372 С.

8. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза / М. Элиаде. -М.: Яадомир, 2014. - 552 с.

9. Harrier М. (2012). Harrier М. (2012), My path in shamanism. Internationa! Journal of Trans persona I Studies, 31 (2), 80-90.

IDEAS MPLEMENTA TION EFFICIENCYDEPENDENCE ON ACTORS RA TIONAUTY

Ravochkin Nik: la Nikolaevich, DSc of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Humanities and Legal Disciplines, Kuzbass State Agricultural Academy; Associate Professor, Department of History, Philosophy and Social Sciences, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo

The purpose of the study is to analyze the effectiveness of the practical implementation of ideas, depending on the rationality of the actors. The article examines approaches to understanding rationality in the history of philosophy. The author's integral understanding of rationality in modern conditions is proposed. The advanced ideas for building effective social systems are noted.

Keywords: ideas; rationality; actor; society; efficiency.

DO! 10.24923/2222-243X.2021-40.31

ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕЙ ОТ РАЦИОНАЛЬНОСТИ АКТОРОВ

Цель исследования - анализ эффективности практической реализации идей в зависимости от рациональности акторов. 8 статье изучены подходы к пониманию рациональности в истории философии. Предложено авторское интег ральное понимание рациональности в современных условиях. Отмечены передовые идеи для построения эффективных социальных систем.

Ключевые слова: идеи; рациональность; актор; общество; эффективность.

УДК 001

ВАК РФ 09.00.11

ü Равочкин Н.Н., 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а] о

OJ

-0 0-LQ ТХ.

X ш О

о

со

£>|

2:

S

169

Введение

Проблема рациональности акторов в процессе реализации практической деятельности, в частности при отборе социальных идей для имплементации в действительности, представляется значимой, поскольку обращение к интеллектуальным основаниям человеческого бытия позволяет повысить прагматический эффект, что, вне сомнения, попадает в проблемное поле социальной философии.

Цель исследования, состоящая в обосновании влияния рациональности акторов на практическую реализацию ими социальных идей, структурировала следующие задачи-. 1) рассмотреть теоретические подходы к пониманию рациональности в истории философской мысли, 2) раскрыть сущностные черты рациональности акторов в контексте современного общества, 3) рассмотреть особенности влияния рациональности на процессы идейной имплементации. Для осмысления значения рациональности на практическое воплощение акторами идей в статье применяются следующие методы исследования: общефилософские методы, диалектические принципы познания и разработанный автором мультипарадигмальный подход.

Теоретической базой исследования послужили публикации следующих авторов: Т.П. Агафонова, Е.С. Андреева, О.С, Аниси-мов, В.Н. Бахмарова, П.П, Гайденко, М. Крозье, А.Ф. Лосев, М.Ю. Мен-друл, О.В. Павленко, Г.Н. Сидоров, О.Б. Шустова и Б.С. Щеглов,

РАВОЧКИН Никита Николаевич, доктор философских наук, доцент кафедры Гуманитарно-правовых дисциплин, Кузбасская государственная сель скокозяйственная академия; доцент кафедры Истории, философии и социальных наук, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Кемерово

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.