Научная статья на тему 'Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты'

Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биологическая и социальная конкуренция / содержание конкуренции / теории конкуренции / добросовестность / справедливость / баланс прав и законных интересов / правовой институт / обеспечение и развитие конкуренции / защита конкуренции / частное правоприменение / biological and social competition / content of competition / competition theory / integrity / fairness / balance of rights and legitimate interests / legal institution / ensuring and development of competition / protection of competition / private law enforcement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Истомин Валерий Геннадиевич

Конкуренция представляет собой разноплановое явление и существует в различных сферах общественной жизни. В процессе исследования данного явления автор приходит к выводу, что конкуренция характеризуется экономическим, социальным и правовым содержанием. Ее экономическое содержание состоит в деятельности хозяйствующих субъектов, соответствующей определенным рыночным законам, обусловленной сложившейся структурой рынка и направленной на достижение наилучших для них результатов. Социальное содержание конкуренции заключается в объективном стремлении каждого индивида добиться значимых преимуществ, получить более комфортные условия жизнедеятельности. Юридическое содержание конкуренции определяется сформировавшимися в обществе и получившими нормативное закрепление представлениями о возможности, допустимости либо, наоборот, недопустимости, запрещенности тех или иных форм и видов рыночного поведения для хозяйствующих субъектов. Исходя из конституционно закрепленного положения о необходимости поддержки конкуренции, а также принимая во внимание, что эффективная рыночная конкуренция возможна лишь при создании благоприятных условий для нее, четком определении правовых форм реализации конкурентных действий, автор высказывает мысль, что в предмет конкурентного права как системы норм должны входить не только отношения по защите конкуренции, но и регулятивные отношения по обеспечению процесса конкуренции, поскольку предназначением защиты является восстановление существовавшего ранее нормального состояния определенных отношений. В связи с этим в рамках конкурентного права целесообразно вести речь о самостоятельном институте обеспечения и развития конкуренции. Данный институт должен включать в себя как общие положения, направленные на поддержку конкуренции, так и положения, касающиеся особенностей обеспечения и развития конкуренции в отдельных сферах экономики. С учетом того, что в современном российском конкурентном праве существует необходимость совершенствования частноправовых механизмов защиты конкуренции, в работе предлагаются конкретные меры, направленные на развитие частного правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition as a Phenomenon of Public Life, an Object of Legal Support and Protection

Competition is a diverse phenomenon and it exists in various spheres of public life. In the process of studying this phenomenon, the author comes to the conclusion that competition is characterized by economic, social and legal content. Its economic content includes the activities of economic entities that comply with certain market laws determined by the current structure of the market and aimed at achieving the best results for them. The social element of competition lies in the objective desire of each individual to achieve significant advantages, to get more comfortable living conditions. The legal element of competition is determined by the ideas that have been formed in society and have received regulatory consolidation about the possibility, permissibility or, conversely, inadmissibility, prohibition of certain forms and types of market behavior for economic entities. Proceeding from the constitutional provision on the need to support competition, and also taking into account that effective market competition is possible only with the creation of favorable conditions for it, a clear definition of the legal forms of implementation of competitive actions, the author suggests that the subject of competition law as a system of norms should include not only relations for the protection of competition, but also relations ensuring the competition process, since the purpose of protection is to restore the previously existing normal state of certain relations. In this regard, within the framework of competition law, it is advisable to talk about an independent institution for ensuring and developing competition. This institution should include both general provisions aimed at supporting competition and provisions concerning the specifics of ensuring and developing competition in certain areas of the economy. Taking into account the fact that in modern Russian competition law there is a need to improve private law mechanisms for competition protection, the paper proposes specific measures aimed at the development of private law enforcement.

Текст научной работы на тему «Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.097-110

В. Г. Истомин*

Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты

Аннотация. Конкуренция представляет собой разноплановое явление и существует в различных сферах общественной жизни. В процессе исследования данного явления автор приходит к выводу, что конкуренция характеризуется экономическим, социальным и правовым содержанием. Ее экономическое содержание состоит в деятельности хозяйствующих субъектов, соответствующей определенным рыночным законам, обусловленной сложившейся структурой рынка и направленной на достижение наилучших для них результатов. Социальное содержание конкуренции заключается в объективном стремлении каждого индивида добиться значимых преимуществ, получить более комфортные условия жизнедеятельности. Юридическое содержание конкуренции определяется сформировавшимися в обществе и получившими нормативное закрепление представлениями о возможности, допустимости либо, наоборот, недопустимости, запрещенности тех или иных форм и видов рыночного поведения для хозяйствующих субъектов. Исходя из конституционно закрепленного положения о необходимости поддержки конкуренции, а также принимая во внимание, что эффективная рыночная конкуренция возможна лишь при создании благоприятных условий для нее, четком определении правовых форм реализации конкурентных действий, автор высказывает мысль, что в предмет конкурентного права как системы норм должны входить не только отношения по защите конкуренции, но и регулятивные отношения по обеспечению процесса конкуренции, поскольку предназначением защиты является восстановление существовавшего ранее нормального состояния определенных отношений. В связи с этим в рамках конкурентного права целесообразно вести речь о самостоятельном институте обеспечения и развития конкуренции. Данный институт должен включать в себя как общие положения, направленные на поддержку конкуренции, так и положения, касающиеся особенностей обеспечения и развития конкуренции в отдельных сферах экономики. С учетом того, что в современном российском конкурентном праве существует необходимость совершенствования частноправовых механизмов защиты конкуренции, в работе предлагаются конкретные меры, направленные на развитие частного правоприменения. Ключевые слова: биологическая и социальная конкуренция; содержание конкуренции; теории конкуренции; добросовестность; справедливость; баланс прав и законных интересов; правовой институт; обеспечение и развитие конкуренции; защита конкуренции; частное правоприменение.

Для цитирования: Истомин В. Г. Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 11. — С. 97-110. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.097-110.

© Истомин В. Г., 2023

* Истомин Валерий Геннадиевич, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела права Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук ул. 8 Марта, д. 66, г. Екатеринбург, Россия, 620990 ValeryVS@rambler.ru

Competition as a Phenomenon of Public Life, an Object of Legal Support and Protection

Valeriy G. Istomin, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Senior Researcher, Department of Law, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences 66, 8 Marta St, Yekaterinburg, Russia, 620990 ValeryVS@rambler.ru

Abstract. Competition is a diverse phenomenon and it exists in various spheres of public life. In the process of studying this phenomenon, the author comes to the conclusion that competition is characterized by economic, social and legal content. Its economic content includes the activities of economic entities that comply with certain market laws determined by the current structure of the market and aimed at achieving the best results for them. The social element of competition lies in the objective desire of each individual to achieve significant advantages, to get more comfortable living conditions. The legal element of competition is determined by the ideas that have been formed in society and have received regulatory consolidation about the possibility, permissibility or, conversely, inadmissibility, prohibition of certain forms and types of market behavior for economic entities. Proceeding from the constitutional provision on the need to support competition, and also taking into account that effective market competition is possible only with the creation of favorable conditions for it, a clear definition of the legal forms of implementation of competitive actions, the author suggests that the subject of competition law as a system of norms should include not only relations for the protection of competition, but also relations ensuring the competition process, since the purpose of protection is to restore the previously existing normal state of certain relations. In this regard, within the framework of competition law, it is advisable to talk about an independent institution for ensuring and developing competition. This institution should include both general provisions aimed at supporting competition and provisions concerning the specifics of ensuring and developing competition in certain areas of the economy. Taking into account the fact that in modern Russian competition law there is a need to improve private law mechanisms for competition protection, the paper proposes specific measures aimed at the development of private law enforcement.

Keywords: biological and social competition; content of competition; competition theory; integrity; fairness; balance of rights and legitimate interests; legal institution; ensuring and development of competition; protection of competition; private law enforcement.

Cite as: Istomin VG. Competition as a Phenomenon of Public Life, an Object of Legal Support and Protection. Aktuai'nyeproblemy rossijskogoprava. 2023;18(11):97-110. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2023.156.11.097110

Современное российское государство должно уделять серьезное внимание своему поступательному экономическому и социальному развитию. Одним из необходимых условий для такого развития является конкурентное взаимодействие субъектов в различных сферах общественной жизни. О важности стимулирования и поддержки конкуренции свидетельствует, в частности, статья 8 Конституции РФ, закрепляющая этот аспект в качестве конституционного положения. В Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической

безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»1 одной из угроз экономической безопасности страны называется ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, а одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности обоснованно провозглашается поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности. Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2021

1 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

№ 2424-р утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы2, где решение задачи развития конкуренции рассматривается как элемент обеспечения достижения национальных целей. Таким образом, наличие отношений рыночной конкуренции и конкурентоспособность экономики рассматриваются как признаки, атрибуты развитого государства. В литературе также отмечается, что конкуренция является основой поступательного развития страны, обеспечивает постоянное и динамическое внедрение инновационных технологий в экономику3, максимизирует благосостояние потребителя путем повышения как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства и стимулирует прогресс4. В связи с этим возникают вопросы, в чем заключается сущность конкуренции как общественного явления, в чем состоит ее ценность, а также об основных направлениях развития ее правового регулирования и защиты.

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова являющегося, в свою очередь, производным от concurrere, т.е. «сбегаться, сталкиваться», и означает соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере5. Данное понятие трактуется и как соперничество или состязание в торговле и промыслах, соискательство, соревнование6. Если говорить о конкуренции в широком смысле, то она возможна в самых различных сферах общественной жизни: экономике, политике, трудовых отношениях, причем в биологическом смысле конкуренция

существует и в дикой природе, поскольку выступает одной из форм взаимоотношений между особями одного вида или популяциями разных видов. В свое время внутривидовая и межвидовая конкуренции в животном мире рассматривались Ч. Дарвином как процесс борьбы за существование и естественного отбора. Таким образом, можно вести речь о двух основных разновидностях конкуренции: биологической и социальной. Отличие между ними видится в стремлении людей, индивидов к жизни в обществе, объединению в группы и взаимодействию друг с другом. Конкуренция как социальное явление возникает в процессе взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность, и происходит на основе социальных характеристик общества, в частности норм и правил, регламентирующих поведение его членов, а конкуренция в живой природе происходит инстинктивно, стихийно. Результатом конкуренции в человеческом обществе является сознательный социальный отбор, в животном же мире в результате борьбы за существование осуществляется естественный отбор7. Помимо конкуренции, в науке называются и иные формы производственного взаимодействия индивидов: соревнование, кооперация и т.д. При этом отмечается, что конкуренция более характерна для обществ, основанных на частной форме собственности и индивидуалистических стандартах социальности. Что же касается тех социумов, где превалируют стандарты коллективистской социальности, а собственность обобществлена, то для них более характерна такая форма состязательности, как соревнование8.

Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 № 2424-р «Об утверждении Национального плана ("дорожной

карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы» // СЗ РФ. 2021. № 37. Ст. 6553.

Конкурентное право : учебник / под ред. М. А. Егоровой, А. Ю. Кинева. М. : Юстицинформ, 2018. Князева И. В. Антимонопольная политика в России : учеб. пособие. М. : Омега-Л, 2006. С. 22.

Новый энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия, Рипол Классик, 2004. С. 548. Даль И. О. Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. 2. М. : Тип. Лазаревского института восточ-

ных языков, 1863. С. 761.

Емельянова Л. А. Основы конкуренции как социального явления и ее особенности в профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2018. № 4. С. 241-242.

Летунова О. В. Конкуренция и соревнование как различные виды агональной деятельности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 3. С. 32-38.

2

3

4

5

6

7

8

Вместе с тем представляется, что недооценка роли конкуренции для развития современной рыночной экономики может способствовать стагнации производства, ухудшению качества и конкурентоспособности продукции и, как следствие, может негативно отразиться на благосостоянии граждан. Справедливо утверждение о том, что, несмотря на расширение таких форм взаимодействия субъектов, как сотрудничество и кооперация, конкуренция остается важной составляющей экономического развития, хотя и в более цивилизованном виде. Большинство современных экономистов полагают, что конкуренция есть безусловное благо для рыночной экономики, без нее обойтись нельзя, альтернативой конкуренции является монополизм9.

Если обратиться к анализу многочисленных исследований феномена конкуренции,то можно обнаружить, что наиболее объемно и разнопланово исследуется конкуренция в сфере экономических, хозяйственных отношений. Это неслучайно, поскольку экономика во многом определяет политическую, социальную и иную жизнь общества, а экономические отношения требуют наиболее развернутого и сбалансированного правового регулирования. В связи с этим на примере анализа конкуренции в сфере экономики можно достаточно детально проследить сущность и значение данного явления.

Экономическая конкуренция возникла как результат общественного разделения труда, появления частной собственности и формирования меновых отношений. Высказывается мнение, что конкуренция предполагает обмен, а следовательно, систему меновых хозяйств, а обмен предполагает разделение труда... Чем далее идет процесс разделения труда, тем интенсивнее становится конкуренция10. Общественное разделение труда, по утверждению К. Маркса, противопоставляет друг другу независимых товаропроизводителей,

не признающих никакого иного авторитета, кроме конкуренции, кроме того принуждения, которое является результатом борьбы их взаимных интересов11. Одним из наиболее известных представителей экономической науки, исследовавших конкурентные отношения, был А. Смит. Он образно сравнивал конкуренцию с «невидимой рукой», которая скрытно определяет поведение участников экономической деятельности12. При этом каждый индивид, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется этой невидимой рукой в интересах достижения общего блага, поскольку конкуренция в итоге способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов. Таким образом, А. Смит обратил внимание на своеобразный дуализм конкуренции: она не только создает возможность удовлетворения частных интересов хозяйствующих субъектов, но и является благом для всех членов общества. Конкуренция позволяет уравновешивать спрос и предложение на рынке, находить оптимальные сочетания категорий «цена-качество» и проводит своеобразный отбор среди участников рынка, вынуждая их постоянно совершенствоваться, чтобы сохранить свое положение на рынке и не обанкротиться. Рассмотренная А. Смитом модель конкуренции получила название совершенной. Ее отличительными чертами являются бесконечное множество продавцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии влиять на рыночную цену; равный и полный доступ всех участников рынка к информации; однородность товаров, отсутствие продуктовой дифференциации на рынке. Однако подобный вид конкуренции практически не встречается в настоящее время и может быть использован для ее характеристики в качестве некоей идеальной модели. Дело в том, что рыночные отношения характеризуются динамизмом и многообразием и если бы допускаемое теорией совершенной

9 Стожко К. П. Экономическая теория : учебник для вузов : в 2 т. Изд. 3-е, испр. и доп. Екатеринбург : Изд. УрГУ, 2004. Т. 2. С. 43, 70-73.

10 Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права : в 4 т. Изд. 4-е. СПб. : Тип. т-ва печ. и изд. дела «Труд», 1908. Т. 2. С. 109.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения : в 3 т. М. : Политиздат, 1986. Т. 1. С. 368.

12 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Эксмо, 2007. С. 443.

конкуренции положение вещей существовало всегда, оно не только не оставило бы места всем видам деятельности, описываемым глаголом «конкурировать», но и сделало бы их, в сущности, невозможными13. Впоследствии экономическая наука усилиями таких ученых, как А. Маршалл, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер, М. Портер, разработала теории иных видов состояния рынка — монополии, олигополистической и монополистической конкуренции. При этом ученые постепенно стали проводить различие между монополией как крайним состоянием рынка, сопровождающимся концентрацией соответствующего его сегмента в руках одного субъекта, и монополистической конкуренцией как соперничеством нескольких крупных участников рынка, которое вполне может способствовать эффективному удовлетворению потребностей граждан и внедрению инноваций14. Абсолютная же рыночная монополия у большинства современных экономистов и экономистов прошлых лет получила негативную оценку, поскольку целью монополии обычно является получение максимальной прибыли безотносительно к тому, происходит или нет удовлетворение интересов и потребностей граждан. Кроме того, монополист обладает возможностью произвольно устанавливать цены на продукцию и регулировать объем производства своих товаров, не считаясь с уровнем спроса на него, что объективно нарушает права потребителей по сравнению с положением дел на конкурентном рынке.

Если обобщить сформировавшиеся в науке подходы к определению сущности конкуренции, то можно выделить следующие виды теорий конкуренции: 1) поведенческая теория; 2) структурная теория; 3) функциональная теория конкуренции.

Согласно поведенческому подходу конкуренция представляет собой постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества хозяйствующих субъектов в целях достижения для себя наилучших экономических

результатов. Главным здесь выступает понимание конкуренции как деятельности участников рынка. В более поздней неоклассической доктрине поведенческий подход связывал конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага (ресурсы) и за возможности потребителя, благодаря которым эти ресурсы можно приобрести. Сторонниками поведенческой теории выступали А. Смит, М. Портер, П. Хейне и ряд других экономистов.

Структурный подход рассматривает конкуренцию как особую ситуацию на рынке, характеризующуюся теми или иными факторами: наличием большого числа независимых покупателей и продавцов либо, наоборот, их отсутствием, степенью сложности входа на рынок, размерами долей хозяйствующих субъектов и их возможностью влиять на условия обращения товаров. В рамках этой концепции акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка и тех условий, которые господствуют на нем. Данного подхода к трактовке конкуренции придерживались такие ученые, как Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин.

Функциональный подход к определению конкуренции характеризует роль, которую конкуренция играет в экономике. По мнению Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Х. Зайделя и ряда других исследователей, конкуренция является тем механизмом, который приводит к внедрению новых технологий, способов организации производства либо выпуску качественно новых товаров. В результате появления каких-то новшеств и соперничества старого с новым соответствующее нововведение либо принимается рынком и субъект, его внедривший, активно развивается, либо позитивной реакции рынка на такое новшество не происходит и субъект не получает конкурентных преимуществ.

Таким образом представляется, что конкуренция как сложное и многоплановое общественное явление имеет экономическое, социальное и юридическое содержание. Экономи-

13 Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 3. С. 19.

14 Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

ческое содержание конкуренции состоит в деятельности хозяйствующих субъектов, соответствующей определенным рыночным законам, обусловленной сложившейся структурой рынка и направленной на достижение наилучших для себя результатов за счет использования ценовых и неценовых методов состязательности и более эффективного удовлетворения запросов потребителей. Ее социальное содержание заключается в объективном стремлении каждого индивида добиться для себя определенных преимуществ, получить более комфортные условия жизнедеятельности. Иными словами, как писал Г. Ф. Шершеневич, в основе хозяйственной деятельности человека лежит эгоистический мотив и если бы человек совершенно отрекся от личного расчета и проникся альтруистическими мотивами — свободная конкуренция была бы немыслима15. При определении юридического содержания конкуренции необходимо начать с того, что право должно создать условия для ее стимулирования и развития, а также установить пределы допустимого поведения субъектов при осуществлении конкурентного взаимодействия. Определение таких пределов является непростой задачей и предполагает достижение баланса интересов между стремлением субъектов к достижению личной выгоды и желанием этих же и других индивидов достичь некоей справедливости и сохранить общественный порядок. Как заметил А. Смит, «если мы имеем в виду поступить так, чтобы поведение наше было одобрено беспристрастным наблюдателем. то мы должны в таком случае, как и во всех остальных, умерить наше собственное самолюбие и довести его до такой степени, чтобы оно было признано прочими людьми. Существование общества невозможно, если не будут соблюдаться хоть до известной степени законы спра-

ведливости.»16. В самом деле, процесс соперничества хозяйствующих субъектов на товарном рынке за достижение тех или иных преимуществ нередко предполагает использование различных приемов, методов конкурентной борьбы. В результате подобного соперничества вполне возможны ситуации, когда хозяйствующие субъекты оказываются не в состоянии продолжать свою деятельность, терпят убытки и даже становятся неплатежеспособными (банкротами). В отдельных случаях от результатов конкурентной борьбы могут страдать и потребители, не зря известный экономист Й. Шумпетер назвал конкуренцию «вихрем созидательного разрушения»17. Более того, в ряде национальных правовых систем, например во Франции, правовая доктрина и судебная практика традиционно признают право «причинять помехи другому лицу», которое включает в том числе и «право конкурировать в любой области с другим лицом даже и таким способом, как переманивание клиентуры или захват более удобного места»18, т.е., по сути, речь идет о праве на причинение вреда правомерными конкурентными действиями. Российская юридическая наука также ведет речь о праве на свободную конкуренцию как важнейшем элементе права на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, реализация которого предполагает возможность причинения помех другим субъектам предпринимательства. Данное право включает правомочие на собственные действия, правомочие требования и правомочие на защиту19. Таким образом, причинение вреда другим субъектам в ряде случаев может и не считаться правонарушением, поскольку происходит в допустимых пределах конкурентного взаимодействия, а сопровождающее конкурентную борьбу повышение качества продукции, увели-

15 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 109.

16 Смит А. Теория нравственных чувств. М. : Республика, 1997. С. 98-99, 103.

17 Конкурентное право России : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузырев-ский, А. Г. Сушкевич. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 24.

18 Паращук С. А. О конкурентном праве России // Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии / отв. ред. Е. П. Губин, Е. Б. Лаутс. М. : Юрист, 2010.

19 Предпринимательское право Российской Федерации : учебник. 3-е изд., перераб и доп. / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М. : Норма, Инфра-М, 2020. С. 559-561.

чение ее ассортимента, создание дополнительной инфраструктуры сбыта, уменьшение цены считаются благом для потребителей. Однако, если методы конкурентной борьбы нарушают морально-этические принципы общества, представления о честном и справедливом ведении бизнеса, они объявляются неправомерными.

Конкуренция многими экономистами трактуется как альтернатива частной власти компаний, и в связи с тем, что частная власть рассматривается как склонная к злоупотреблению, она должна быть ограничена таким образом, чтобы решения любого частного лица, которые оказывают воздействие на других лиц, принимались бы только с согласия последних20. Поэтому представляется, что одна из основных задач конкурентного права заключается в том, чтобы в процессе регулирования экономических отношений соперничества, состязательности выявить и установить те приемы и методы конкурентной борьбы, которые с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, принципов справедливости и добросовестности хозяйственного оборота будут считаться правомерными, оправданными, а какие — представляющими опасность для нормального и эффективного осуществления предпринимательской деятельности и функционирования экономики.

В связи с изложенным можно заключить, что юридическое содержание конкуренции определяется сформировавшимися в обществе и получившими нормативное закрепление представлениями о возможности, допустимости либо, наоборот, недопустимости, запрещенности определенных форм и видов рыночного поведения хозяйствующих субъектов. Здесь важно сложившееся в науке и правоприменительной практике понимание начал разумности, добросовестности и справедливости в деятельности

субъектов права. Роль права при этом заключается в том, что оно закрепляет соответствующие положения в качестве норм, придавая им юридическую форму, поскольку под правовой формой понимается основанная на нормах права мера возможного или должного поведения21.

Некоторые юристы и экономисты в разное время выступали против антимонопольного регулирования, полагая, что такое регулирование, будучи интервенционистским вмешательством государства в экономику, осуществляется в интересах отдельных компаний, а не общества в целом и монополистические злоупотребления как раз и связаны в первую очередь с вмешательством государства в процессы производства и торговли22. Однако представляется, что защита добросовестной конкуренции и противодействие монополизации рынков — залог экономического развития современного государства, что подтверждается в том числе сегодняшним состоянием экономик ведущих европейских стран. Другое дело, что не должно быть постоянного вмешательства антимонопольных органов в экономическую деятельность, поскольку конкуренция как состояние рынка способна дать хороший результат23.

В современном российском законодательстве понятие конкуренции содержится в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», где под ней понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В науке данное определение подвергается критике, в частности, за то, что в нем не отражено «собственно юридическое

20 Amato G. Antitrust and the Bounds of Power. Oxford, UK : Hart Publishing, 1997. P. 2-3.

21 Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права // Избранные труды : в 2 т. М. : Статут, 2005. Т. 2. С. 21.

22 Толочко О. Н. Институт защиты конкуренции в национальном и международном праве: опыт, проблемы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2016. № 6. С. 157-158.

23 Peeperkorn L. Competition Policy is not a Stopgap! // Journal of European Competition Law & Practice. 2021. Vol. 12. Iss. 6. P. 415-418.

содержание конкуренции»24, а также за то, что оно не охватывает нарушений, совершаемых за счет проявления публичной власти или незаконного поведения вне обладания рыночной властью25. Что касается отсутствия в понятии конкуренции ее юридического содержания, то с указанным замечанием можно согласиться, поскольку определение в самом деле носит сугубо экономический характер. Данный пробел в какой-то мере устраняется через содержащиеся в этой же статье определения различных видов антиконкурентных действий, прежде всего недобросовестной конкуренции как поведения, противоречащего законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Вместе с тем вполне допустимо и в самом определении конкуренции охарактеризовать ее как деятельность добросовестную, честную, позволяющую обеспечить баланс прав и законных интересов потребителей и предпринимательских структур. Относительно невключения в определение конкуренции иных действий, кроме соперничества хозяйствующих субъектов, в том числе ограничивающих конкуренцию актов и действий органов публичной власти, действий, связанных с нарушением публичных процедур (антимонопольных требований к торгам, порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества и т.п.), следует сказать, что, с одной стороны, такие действия, конечно, имеют место, но, с другой стороны, они относятся скорее не к самой конкуренции как таковой, а к несоблюдению условий, необходимых для ее обеспечения.

Австрийский экономист Ф. Хайек различал конкуренцию как непрерывно идущий процесс, результаты которого непредсказуемы, и

сложившийся в экономике некий рыночный порядок, т.е. созданные в результате государственной политики условия конкуренции, при которых шансы любого случайно выбранного индивидуума на как можно более эффективную реализацию его целей были бы весьма высоки26. При этом сам Ф. Хайек отрицательно относился к идее активного вмешательства государства в рыночные процессы. Анализируя различные подходы к пониманию конкуренции, современные авторы также разделяют конкурентное состояние рынка и конкурентный процесс соперничества, отмечая, что общая теория конкуренции должна выявить объективные рыночные условия, способствующие принятию стратегических решений, реализуемых в соответствующем конкурентном поведении, и предложить меры государственного воздействия с целью создания таких условий27. Развивая данную мысль, можно предположить, что конкурентные действия хозяйствующих субъектов во многом зависят и определяются теми объективными обстоятельствами, которые возникли в результате регулирующего воздействия государства на экономику. Подобные условия обеспечения конкуренции вполне могут быть урегулированы отдельными нормами и не требуют обязательного включения в общее понятие конкуренции. Здесь, в свою очередь, необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, эффективная конкуренция невозможна без правового закрепления таких важных ее предпосылок, как юридическое равенство субъектов перед законом, свобода договора, недопустимость злоупотребления правом, равное признание и защита всех форм собственности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной

24 Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции) : учебник. М. : Издательство РДЛ, 2000. С. 22 ; Писенко К. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное (конкурентное) право : учебник. СПС «КонсультантПлюс», 2014.

25 Петров Д. А. Конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровизации экономики // Право и цифровая экономика. 2022. № 1. С. 5-13.

26 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 6-14.

27 Коваленко А. И. О конкуренции теорий конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 6. С. 107-116.

не запрещенной законом экономической деятельности, а также многих других положений, направленных на формирование основ рыночного правопорядка. Как отмечает С. В. Белых, правовые формы реализации конкуренции заключаются в создании государством юридических условий существования экономической состязательности на рынке и ее поддержке, а также в признании за хозяйствующими субъектами возможности осуществлять конкурентные действия28. Во-вторых, большое значение приобретает не только создание механизма собственно защиты добросовестной конкуренции, но и создание механизма ее стимулирования, предполагающего нормативное закрепление различных мер инвестиционного, инфраструктурного, информационного, общерегулятивного и иного характера, направленных на развитие конкуренции29. Несмотря на то что статья 8 Конституции РФ декларирует необходимость поддержки конкуренции, в Федеральном законе «О защите конкуренции» в числе целей данного Закона цель поддержки либо развития конкуренции отсутствует. Отсутствует она и в Гражданском кодексе РФ. При этом статья 10 ГК РФ содержит запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Однако нормативное регулирование условий осуществления рыночной конкуренции является весьма важным. Некоторыми авторами даже проводится деление системы мер, стимулирующих конкуренцию, на меры развития конкуренции, общие для большинства товарных рынков, и специальные меры, применяемые на отдельных отраслевых товарных рынках30. При анализе зарубежных нормативных актов конкурентного права можно встретить значительное коли-

чество норм, направленных на обеспечение конкуренции. Например, в Законе ФРГ против ограничения конкуренции 1958 г. немало положений, касающихся заключения и исполнения государственных контрактов и концессионных соглашений, в том числе в отдельных отраслях деятельности, а Книга четвертая Торгового кодекса Франции, носящая название «О свободе цен и конкуренции», включает в себя нормы, касающиеся ценообразования, проведения переговоров и оформления коммерческих отношений между предпринимателями, контроля за экономической концентрацией. Определенный перечень мер, направленных на поддержку конкуренции, содержится и в названном ранее Национальном плане развития конкуренции в РФ. Данный план предполагает разработку и принятие нормативных актов в сфере биржевой торговли, оказания различных финансовых услуг, в сфере организации и проведения торгов, тарифной политики, оборота природных ресурсов, ценообразования, предоставления государственных и муниципальных преференций и в других областях, которые бы способствовали повышению эффективности рыночной конкуренции.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что в предмет конкурентного права как системы норм должны входить не только отношения по защите конкуренции, но и отношения по созданию условий для ее осуществления и развития, т.е. регулятивные отношения по обеспечению процесса конкуренции. В самом деле, сама по себе защита представляет собой реализацию охранительной функции права, которая производна от регулятивной функции, поскольку охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных

28 Белых С. В. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации // Конкурентное право. 2022. № 1. С. 6.

29 Об этом см., например: Егорова М. А. Роль институтов развития инновационной инфраструктуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 8. С. 72-79.

30 Варламова А. Н. Развитие конкуренции как цель конкурентного права и пути ее достижения // Юрист. 2018. № 11. С. 17-18.

связей, когда ему препятствуют конкретные помехи31. Предназначением защиты является восстановление нормального состояния определенных отношений, пресечение нарушений прав и законных интересов субъектов. Поэтому защита предполагает наличие позитивного регулирования соответствующих отношений, и в рамках конкурентного права целесообразно вести речь о самостоятельном институте (субинституте) обеспечения и развития конкуренции. Указанный институт включает в себя как общие положения, касающиеся, например, отдельных принципов предпринимательской деятельности (принципы свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, возможности признания отдельных договоров, формально нарушающих антимонопольное законодательство, допустимыми и др.), особенностей совершения сделок лицами, занимающими доминирующее положение, торгов и других конкурентных способов заключения договоров, контроля за экономической концентрацией, ценообразования, а также некоторые другие нормы гражданского законодательства (в частности, ст. 1007, п. 1, 3 ст. 1033 ГК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») и т.п., так и положения, касающиеся особенностей обеспечения конкуренции в отдельных сферах экономики (гл. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», ч. 3, 5, 7, 8 ст. 10, ч. 2 ст. 13, гл. 7.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и др.). К общим положениям указанного института можно отнести и закрепленное статьей 9.1 Федерального закона «О защите конкуренции» право хозяйствующего субъекта на создание и внедрение у себя системы внутреннего обеспе-

чения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного ком-плаенса). Конкурентное право допускает и договорное регулирование отношений конкуренции, базирующееся на гражданско-правовом принципе свободы договора. Например, зарубежной, да и российской, практике известны так называемые соглашения о неконкуренции. Так, по одному из дел судом был сделан вывод, что заключение договора о неразглашении информации и запрете конкуренции, запрещающего переход работника в компанию-конкурента или занятие предпринимательской деятельностью в конкретной сфере, не противоречит положениям Трудового кодекса РФ, принципу свободы договора и нарушение условий этого договора может являться основанием для отказа в определенной выплате32. Представляется, что от степени эффективности правового регулирования отношений в сфере поддержки конкуренции будет во многом зависеть достижение тех целей экономического и социального развития, которые ставит перед собой любое государство с рыночной экономикой.

В юридической литературе конкуренция иногда рассматривается как определенное публичное благо, обеспечивающее социально-экономическое благосостояние общества. При этом указывается, что целью конкурентного законодательства является ее развитие33. Другие авторы, напротив, подчеркивают некоторый дуализм конкуренции, которая, по их мнению, объединяет два начала — глобальное, лежащее в основе рыночных механизмов, и частное, которое выражается в поведении конкретных хозяйствующих субъектов, направленном на получение конкурентных преимуществ и затрагивающем интересы также вполне конкретных конкурентов34. Действительно, отношения состязательности возникают прежде всего между

31 Малько А. В., Соломатин А. Ю. Теория государства и права : учеб. пособие. 3-е изд. М. : РИОР: Инфра-М, 2018. С. 88.

32 См., например: апелляционное определение Московского городского суда от 14.10.2014 № 33-34658/14 // СПС «Гарант».

33 Варламова А. Н. Указ. соч. С. 11-18.

34 Серегин Д. И. Законодательство о защите конкуренции — синтез публичного и частного в праве // Конкурентное право. 2017. № 4. С. 8-9.

определенными хозяйствующими субъектами, которые пытаются наилучшим образом удовлетворить свои имущественные интересы через получение конкурентных преимуществ перед другими участниками рынка. Поэтому конкуренция в первую очередь стимулирует предпринимательскую активность отдельных индивидов и является механизмом реализации их частных целей. С другой стороны, конкуренция существенно влияет на развитие производства и торговли той или иной продукцией, способствует более качественному удовлетворению потребительского спроса и внедрению инноваций. В этом проявляется общественная ценность конкуренции и ее своеобразный дуализм. Причем правовое регулирование конкуренции не является самоцелью, конкуренция не существует ради конкуренции как таковой, а скорее выступает средством достижения более важных целей — развития предпринимательской деятельности, производства и технологий, повышения благосостояния потребителей, достижения баланса частных и публичных интересов.

История становления рыночных отношений свидетельствует, что практически одновременно с возникновением конкуренции стали появляться и различные виды антиконкурентного поведения, нарушающего права и законные интересы контрагентов и потребителей. Еще в начале XX в. юристы указывали, что «всегда имеются такие конкуренты, которые в погоне за покупателем прибегают к обманным и недостойным приемам, вносящим разложение в сферу торговых отношений и подрывающим деятельность здоровых и полезных предприятий»35. Наличие подобных действий, идущих вразрез с установившимися в обществе представлениями о допустимом, обеспечивающем баланс интересов участников рыночных отношений поведении обуславливает необходимость защиты конкуренции. Задачей правового регулирования является формирование широкого комплекса мер защиты, позволяющих наибо-

лее полно восстановить как нарушенные частные, так и публичные интересы. Вместе с тем в современном российском законодательстве наблюдается определенный перекос в сторону административного порядка защиты гражданских прав, нарушенных в результате антиконкурентного поведения. Речь идет прежде всего об обращениях в Федеральную антимонопольную службу с целью реализации ею своих полномочий. Отчасти справедливо утверждение, что гражданско-правовое регулирование не затрагивает сферу конкурентной борьбы и не предлагает предпринимателям правовые средства воздействия на нее36. Наблюдается необходимость совершенствования, в том числе и с учетом зарубежного опыта, частноправовых механизмов противодействия противоправному поведению на рынке. Одной из возможных мер в указанной области могло бы быть установление штрафа за несоблюдение в добровольном порядке обоснованных требований потерпевшего, взыскиваемого в пользу потерпевшего судом по аналогии со штрафом, установленным пунктом 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», либо введение компенсации за нарушение антимонопольного законодательства, взяв за ее основу, например, размер прибыли правонарушителя за соответствующий период. Еще одним возможным способом защиты прав являются групповые иски, применяемые в США и Великобритании в качестве эффективного механизма противодействия антиконкурентному поведению. В Российской Федерации в контексте относительно недавних изменений процессуального законодательства данная процедура также получила определенное развитие, но насколько предусмотренная законодательством модель группового судопроизводства окажется эффективной в сфере защиты конкуренции — покажет практика. Представляется целесообразным учет в российском конкурентном праве и ряда норм европейского антимонопольного законодатель-

35 Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Г. Ф. Шершеневича. М. : Статут, 2005. С. 548.

36 Надеждин Н. Н. Конкуренция в российской экономике: проблемы правовой регламентации // Конкурентное право. 2019. № 3. С. 35-36.

ства, касающихся недействительности картельных соглашений, солидарной ответственности их участников, правил возмещения причиненных хозяйствующим субъектам и потребителям убытков, а также некоторых других, в том числе связанных с порядком раскрытия и представления доказательств в рамках судебного разбирательства по делу о нарушении антимонопольных норм.

Нормативное обеспечение конкуренции, совершенствование правового регулирования ее защиты являются важными задачами российского конкурентного права. Внедрение в законо-

дательство норм, позволяющих хозяйствующим субъектам действовать в своих интересах, одновременно удовлетворяя потребности широких слоев населения, а также восстанавливать свои имущественные права в случае их нарушения, будет способствовать сбалансированности экономических отношений в обществе. Антимонопольное законодательство должно чутко улавливать изменения экономических и социальных связей, в том числе их цифровизацию, трансформацию современных рынков с целью достижения максимального регулирующего эффекта и создания надежной правовой основы экономики.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белых С. В. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации // Конкурентное право. — 2022. — № 1. — С. 2-7.

2. Варламова А. Н. Развитие конкуренции как цель конкурентного права и пути ее достижения // Юрист. — 2018. — № 11. — С. 11-18.

3. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 317-321.

4. Даль И. О. Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. 2. — М. : Тип. Лазаревского института восточных языков, 1863. — 724 с.

5. Егорова М. А. Роль институтов развития инновационной инфраструктуры в обеспечении правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — № 8. — С. 72-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Емельянова Л. А. Основы конкуренции как социального явления и ее особенности в профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. — 2018. — № 4. — С. 237-255.

7. Князева И. В. Антимонопольная политика в России : учеб. пособие. — М. : Омега-Л, 2006. — 526 с.

8. Коваленко А. И. О конкуренции теорий конкуренции // Современная конкуренция. — 2010. — № 6. — С. 107-116.

9. Конкурентное право : учебник / под ред. М. А. Егоровой, А. Ю. Кинева. — М. : Юстицинформ, 2018. — 628 с.

10. Конкурентное право России : учебник. — 2-е изд., перераб и доп. / отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузы-ревский, А. Г. Сушкевич. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 493 с.

11. Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права // Избранные труды : в 2 т. Т. 2. — М. : Статут, 2005. — 494 с.

12. Летунова О. В. Конкуренция и соревнование как различные виды агональной деятельности // Менеджмент социальных и экономических систем. — 2018. — № 3. — С. 32-38.

13. Малько А. В., Соломатин А. Ю. Теория государства и права : учеб. пособие. — 3-е изд. — М. : РИОР: Инфра-М, 2018. — 213 с.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения : в 3 т. Т. 1. — М. : Политиздат, 1986. — 635 с.

15. Надеждин Н. Н. Конкуренция в российской экономике: проблемы правовой регламентации // Конкурентное право. — 2019. — № 3. — С. 32-36.

16. Новый энциклопедический словарь. — М. : Большая российская энциклопедия, Рипол Классик, 2004. — 1456 с.

17. Паращук С. А. О конкурентном праве России // Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии / отв. ред. Е. П. Губин, Е. Б. Лаутс. — М. : Юрист, 2010. — 264 с.

18. Петров Д. А. Конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровизации экономики // Право и цифровая экономика. — 2022. — № 1. — С. 5-13.

19. Писенко К. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное (конкурентное) право : учебник. — СПС «КонсультантПлюс», 2014.

20. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — М. : Норма, Инфра-М, 2020. — 992 с.

21. Серегин Д. И. Законодательство о защите конкуренции — синтез публичного и частного в праве // Конкурентное право. — 2017. — № 4. — С. 8-11.

22. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М. : Эксмо, 2007. — 960 с.

23. Смит А. Теория нравственных чувств. — М. : Республика, 1997. — 351 с.

24. Стожко К. П. Экономическая теория : учебник для вузов : в 2 т. Т. 2. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Екатеринбург : Изд. УрГУ, 2004. — 499 с.

25. Толочко О. Н. Институт защиты конкуренции в национальном и международном праве: опыт, проблемы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2016. — № 6. — С. 151-163.

26. Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции) : учебник. — М. : Издательство РДЛ, 2000. — 352 с.

27. Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. — 2009. — № 3. — С. 18-27.

28. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — № 12. — С. 6-14.

29. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права : в 4 т. Т. 2. — Изд. 4-е. — СПб. : Тип. т-ва печ. и изд. дела «Труд», 1908. — 634 с.

30. Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Г. Ф. Шершеневича. — М. : Статут, 2005. — С. 548-582.

31. Amato G. Antitrust and the Bounds of Power. — Oxford, UK : Hart Publishing, 1997. — 133 p.

32. Peeperkorn L. Competition Policy is not a Stopgap! // Journal of European Competition Law & Practice. — 2021. — Vol. 12. — Iss. 6. — P. 415-418.

Материал поступил в редакцию 2 апреля 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Belykh S. V. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie konkurentsii v Rossiyskoy Federatsii // Konkurentnoe pravo. — 2022. — № 1. — S. 2-7.

2. Varlamova A. N. Razvitie konkurentsii kak tsel konkurentnogo prava i puti ee dostizheniya // Yurist. — 2018. — № 11. — S. 11-18.

3. Gulyaev G. Yu. Evolyutsiya teorii konkurentsii // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. — 2012. — № 28. — S. 317-321.

4. Dal I. O. Tolkovyy slovar zhivogo velikorusskogo yazyka. Ch. 2. — M.: Tip. Lazarevskogo instituta vostochnykh yazykov, 1863. — 724 s.

5. Egorova M. A. Rol institutov razvitiya innovatsionnoy infrastruktury v obespechenii pravovoy okhrany i kommertsializatsii rezultatov intellektualnoy deyatelnosti // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2021. — № 8. — S. 72-79.

6. Emelyanova L. A. Osnovy konkurentsii kak sotsialnogo yavleniya i ee osobennosti v professionalnoy deyatelnosti // Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 18, Sotsiologiya i politologiya. — 2018. — № 4. — S. 237-255.

7. Knyazeva I. V. Antimonopolnaya politika v Rossii: ucheb. posobie. — M.: Omega-L, 2006. — 526 s.

8. Kovalenko A. I. O konkurentsii teoriy konkurentsii // Sovremennaya konkurentsiya. — 2010. — № 6. — S. 107-116.

9. Konkurentnoe pravo: uchebnik / pod red. M. A. Egorovoy, A. Yu. Kineva. — M.: Yustitsinform, 2018. — 628 s.

10. Konkurentnoe pravo Rossii: uchebnik. — 2-e izd., pererab i dop. / otv. red. I. Yu. Artemev, S. A. Puzyrevskiy, A. G. Sushkevich. — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2014. — 493 s.

11. Krasavchikov O. A. Kategorii nauki grazhdanskogo prava // Izbrannye trudy: v 2 t. T. 2. — M.: Statut, 2005. — 494 s.

12. Letunova O. V. Konkurentsiya i sorevnovanie kak razlichnye vidy agonalnoy deyatelnosti // Menedzhment sotsialnykh i ekonomicheskikh sistem. — 2018. — № 3. — S. 32-38.

13. Malko A. V., Solomatin A. Yu. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. posobie. — 3-e izd. — M.: RIOR: Infra-M, 2018. — 213 s.

14. Marks K., Engels F. Izbrannye proizvedeniya: v 3 t. T. 1. — M.: Politizdat, 1986. — 635 s.

15. Nadezhdin N. N. Konkurentsiya v rossiyskoy ekonomike: problemy pravovoy reglamentatsii // Konkurentnoe pravo. — 2019. — № 3. — S. 32-36.

16. Novyy entsiklopedicheskiy slovar. — M.: Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya, Ripol Klassik, 2004. — 1456 s.

17. Parashchuk S. A. O konkurentnom prave Rossii // Pravo i biznes v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa: opyt Rossii i Germanii / otv. red. E. P. Gubin, E. B. Lauts. — M.: Yurist, 2010. — 264 s.

18. Petrov D. A. Konkurentsiya i konkurentnaya politika v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki // Pravo i tsifrovaya ekonomika. — 2022. — № 1. — S. 5-13.

19. Pisenko K. A., Badmaev B. G., Kazaryan K. V. Antimonopolnoe (konkurentnoe) pravo: uchebnik. — SPS «KonsultantPlyus», 2014.

20. Predprinimatelskoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik. — 3-e izd., pererab. i dop. / otv. red. E. P. Gubin, P. G. Lakhno. — M.: Norma, Infra-M, 2020. — 992 s.

21. Seregin D. I. Zakonodatelstvo o zashchite konkurentsii — sintez publichnogo i chastnogo v prave // Konkurentnoe pravo. — 2017. — № 4. — S. 8-11.

22. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov. — M.: Eksmo, 2007. — 960 s.

23. Smit A. Teoriya nravstvennykh chuvstv. — M.: Respublika, 1997. — 351 s.

24. Stozhko K. P. Ekonomicheskaya teoriya: uchebnik dlya vuzov: v 2 t. T. 2. — Izd. 3-e, ispr. i dop. — Ekaterinburg: Izd. UrGU, 2004. — 499 s.

25. Tolochko O. N. Institut zashchity konkurentsii v natsionalnom i mezhdunarodnom prave: opyt, problemy, perspektivy // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pravovedenie. — 2016. — № 6. — S. 151-163.

26. Totev K. Yu. Konkurentnoe pravo (pravovoe regulirovanie konkurentsii): uchebnik. — M.: Izdatelstvo RDL, 2000. — 352 s.

27. Khayek F. Smysl konkurentsii // Sovremennaya konkurentsiya. — 2009. — № 3. — S. 18-27.

28. Khayek F. Konkurentsiya kak protsedura otkrytiya // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 1989. — № 12. — S. 6-14.

29. Shershenevich G. F. Kurs torgovogo prava: v 4 t. T. 2. — Izd. 4-e. — SPb.: Tip. t-va pech. i izd. dela «Trud», 1908. — 634 s.

30. Shreter V. Nedobrosovestnaya konkurentsiya // Sbornik statey po grazhdanskomu i torgovomu pravu. Pamyati professora G. F. Shershenevicha. — M.: Statut, 2005. — S. 548-582.

31. Amato G. Antitrust and the Bounds of Power. — Oxford, UK: Hart Publishing, 1997. — 133 p.

32. Peeperkorn L. Competition Policy is not a Stopgap! // Journal of European Competition Law & Practice. — 2021. — Vol. 12. — Iss. 6. — P. 415-418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.