Научная статья на тему 'Конкуренция как средство регулирования деятельности предприятий'

Конкуренция как средство регулирования деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / COMPETITION AND COMPETITIVENESS OF ORGANIZATIONS / COMPETITIVENESS OF PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышевская М.А.

В статье показано, что конкуренция в современном мире средство регулирования деятельности предприятий, социально-экономических отношений в процессе столкновения экономических интересов субъектов рыночного хозяйства, а также направленное на урегулирование цен и стимулирование инновационной деятельности предприятий при рациональном использовании ресурсов. Отмечено, что принято различать конкурентоспособность и по уровням ее проявления, это конкурентоспособность продукции (товаров, услуг), предприятий, отраслей и отдельных стран мира, которые взаимодействуют между собой. В современной экономике имеет место тенденция снижения влияния конкуренции, то есть происходит сокращение числа субъектов конкуренции, происходящее в условиях ужесточенной борьбы между мировыми экономическими центрами и государствами, а также между транснациональными корпорациями и проявляемая в том, что данные предприятия обладают экономической мощью и менее подвержены к изменениям в окружающей среде, а, следовательно, к банкротству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition as a means of regulating the activities of enterprises

The article shows that competition in the modern world is a means of regulating the activities of enterprises, socio-economic relations in the process of collision of economic interests of market economy entities, as well as aimed at regulating prices and stimulating innovative activities of enterprises with rational use of resources. It was noted that it is customary to distinguish between competitiveness and the levels of its manifestation; this is the competitiveness of products (goods, services), enterprises, industries and individual countries of the world that interact with each other. In the modern economy there is a tendency to reduce the influence of competition, that is, there is a reduction in the number of subjects of competition that occurs in the context of tougher struggle between world economic centers and states, as well as between transnational corporations and manifested in the fact that these enterprises have economic power and are less susceptible to changes in the environment, and, consequently, to bankruptcy.

Текст научной работы на тему «Конкуренция как средство регулирования деятельности предприятий»

обновления, существующих на вооружении услуг и новых, еще не охвативших широкую базу клиентов, но имеющих высокий потенциал [5, 6].

Из выше изложенного следует, что консультанты консалтинговых фирм, проанализировав всю информацию о действии внутренних и внешних факторов на конкурентоспособность и экономическую устойчивость предприятия, выберут научный подход разработки проекта выхода из кризиса, основанный на объективных данных к управлению по-новому. С нынешним экономическим состоянием многих предприятий в России очень важно иметь консалтинговые фирмы с высококвалифицированными специалистами, которые смогут быстро оказать помощь.

Источники:

1. Соснина Т.В. История возникновения и развития консалтинга. Управление образованием: теория и практика. 2013. № 2. С. 129-144.

2. Капустин П.А.. Управленческое консультирование для руководителей. - СПб., 2011. С. 160

3. Зеленский Д.В., Елисеева Н.В. Мотивационная политика на предприятии ОАО «Краснодаргазстрой». Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 140-143

4. Слюсаренко Э.Е. Правовые аспекты социально-экономического развития МО Белореченский район. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор Е.А. Бочкарева. 2017. - С. 365368

5. Луганский М.И., Елисеева Н.В. Анализ особенностей рынка телекоммуникаций на примере ПАО «Ростелеком». //Вестник Академии Знаний. 2017. №4(23). - С. 124-129.

6. Адаменко А.А., Петров Д.В., Азиева З.И. Формирование концептуального представления о генерации перспективных ресурсов субъектов малого и среднего бизнеса, востребованных на мезо-уровне при новой модели роста. //Вестник Академии Знаний. 2017. №3(22). - С. 13-19.

Sources:

1. Sosnina T.V. The history of the emergence and development of consulting. Education Management: Theory and Practice. 2013. No. 2. P. 129-144.

2. Kapustin PA. Management consulting for managers. - SPb., 2011. P. 160

3. Zelensky D.V., Eliseeva N.V. Motivational policy at the enterprise JSC «Krasnodargazstroy». Economy. Right. The seal. Herald KSEI. 2017. No. 73-74 (1-2). Pp. 140-143

4. Slyusarenko E.E. Legal aspects of the socio-economic development of the municipality of Belorechensk district. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Digest of articles. Editor-in-Chief E.A. Bochkareva. 2017. - p. 365-368

5. Lugansky M.I., Eliseeva N.V. Analysis of the characteristics of the telecommunications market on the example of PJSC Rostelecom. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. №4 (23). - p. 124-129.

6. Adamenko A.A., Petrov D.V., Azieva Z.I. Formation of a conceptual idea of the generation of promising resources of small and medium-sized businesses that are in demand at the meso-level with a new growth model. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. № 3 (22). - pp. 13-19.

М.А. Малышевская - студентка магистратуры Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, mgtu2@mail.ru,

M.A. Malyshevskaya - graduate student Krasnodar branch of the RUE them. G. V. Plekhanov.

КОНКУРЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ COMPETITION AS A MEANS OF REGULATING THE ACTIVITIES OF ENTERPRISES

Аннотация. В статье показано, что конкуренция в современном мире - средство регулирования деятельности предприятий, социально-экономических отношений в процессе столкновения экономических интересов субъектов рыночного хозяйства, а также направленное на урегулирование цен и стимулирование инновационной деятельности предприятий при рациональном использовании ресурсов. Отмечено, что принято различать конкурентоспособность и по уровням ее проявления, это конкурентоспособность продукции (товаров, услуг), предприятий, отраслей и отдельных стран мира, которые взаимодействуют между собой. В современной экономике имеет место тенденция снижения влияния конкуренции, то есть происходит сокращение числа субъектов конкуренции, происходящее в условиях ужесточенной борьбы между мировыми экономическими центрами и государствами, а также между транснациональными корпорациями и проявляемая в том, что данные предприятия обладают экономической мощью и менее подвержены к изменениям в окружающей среде, а, следовательно, к банкротству.

Annotation. The article shows that competition in the modern world is a means of regulating the activities of enterprises, socio-economic relations in the process of collision of economic interests of market economy entities, as well as aimed at regulating prices and stimulating innovative activities of enterprises with rational use of resources. It was noted that it is customary to distinguish between competitiveness and the levels of its manifestation; this is the competitiveness of products (goods, services), enterprises, industries and individual countries of the world that interact with each other. In the modern economy there is a tendency to reduce the influence of competition, that is, there is a reduction in the number of subjects of competition that occurs in the context of tougher struggle between world economic centers and states, as well as between transnational corporations and manifested in the fact that these enterprises have economic power and are less susceptible to changes in the environment, and, consequently, to bankruptcy.

Ключевые слова: конкуренция и конкурентоспособность организаций, конкурентоспособность продукции.

Keywords: competition and competitiveness of organizations, the competitiveness of products.

Конкуренция в современном мире представляет собой механизм, который позволяет обеспечить эффективность рыночной экономики, а также конкуренция рассматривается как средство регулирования предпринимательской деятельности.

Возрастание роли конкуренции и конкурентоспособности организаций в современном мире определяет необходимость концентрации внимания предпринимателей и руководителей предприятий на значимых и перспективных направлениях дальнейшего их развития, что, в конечном счете, и определяет актуальность исследования конкуренции и достижения конкурентных позиций организациями.

Актуальность темы заключается в необходимости реальной и точной оценки финансового состояния своего предприятия, так и оценки финансового состояния и имеющихся возможностей предприятий-конкурентов, что позволяет современному предприятию выживать в рыночных условиях и эффективно функционировать и развиваться, то есть быть конкурентоспособным, проявляемое взаимосвязью двух составляющих: финансового состояния и потенциала предприятия, и конкурентоспособностью производимой и реализуемой продукции.

Современная рыночная экономика России и многих других стран мира - сложнейшая организация, включающая в себя разнообразные структуры, взаимосвязанные между собой и образующие так называемые рыночные отношения, включающие в себя конкуренцию и конкурентоспособность предприятий, заключающуюся, в первую очередь, в борьбе между товаропроизводителями за выгодные, для каждого из них, условия производства и сбыта производимой ими продукции [1].

Итак, конкуренция в современном мире - средство регулирования деятельности предприятий, социально-экономических отношений в процессе столкновения экономических интересов субъектов рыночного хозяйства, а также направленное на урегулирование цен и стимулирование инновационной деятельности предприятий при рациональном использовании ресурсов.

Различают функциональную, видовую (личностную) и предметную формы конкуренции, заключающихся в различных целях и способах удовлетворения спроса потребителей, а также различие в качестве выпускаемого товара, так функциональная конкуренция предполагает возможность удовлетворения потребностей различными способами, например, мотивируя потребителей с помощью низких цен или предлагая им продукцию лучшего качества и удовлетворяющую и отвечающую основным потребительским требованиям и т.п., тем самым, получая позитивные санкции в виде прибыли, на что и направлена деятельность большинства предприятий.

Согласно видовой конкуренции, на рынке имеются товары, предназначенные для одной цели, но отличающиеся друг от друга по каким-либо важным параметрам.

Предметная конкуренция предполагает собой выпуск идентичных товаров различными предприятиями различных или даже одинаковых по качественным характеристикам [3].

Также необходимо отметить, что принято различать конкурентоспособность и по уровням ее проявления, это конкурентоспособность продукции (товаров, услуг), предприятий, отраслей и отдельных стран мира, которые взаимодействуют между собой [2].

При этом конкурентоспособность продукции (товаров, услуг), производимой и реализуемой конкретным предприятием и конкурентоспособность самого предприятия - не одно и то же, так конкурентоспособность товара или услуги - это одно из необходимых условий, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия, то есть предприятие производящее конкурентоспособную продукцию (товар, услугу) может само не являться таковым, иными словами не быть конкурентоспособным.

Таким образом, конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) является базой для конкурентоспособности предприятия в целом, но в тоже время является одной из составляющих, обеспечивающих конечную конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям-конкурентам, то есть их основная задача найти или создать все необходимее условия для адаптации предприятия к постоянно меняющейся окружающей среде и в первую очередь к внешним условиям, в которых и происходит конкурентная борьба.

К основным составляющим конкурентоспособности предприятия относятся, во-первых, как уже было отмечено - конкурентоспособная продукция (товары, услуги), включающая в себя качество производимых товаров или услуг, во-вторых, соответствующую современным рыночным условиям стратегию маркетинга и сбыта, а также технический уровень производства, в - третьих, финансовое положение предприятия и уровень квалификации персонала [4].

Однако согласно многим статистическим данным большинство современных российских предприятий малого и среднего бизнеса не в состоянии конкурировать с крупными предприятиями, а также с другими постоянно появляющимися предприятиями-конкурентами, которые захватывают большую часть сегмента рынка, на котором развивается предприятие [5].

Итак, исходя из новых тенденций развития современной мировой экономики, необходимо усиливать конкуренцию на всех мировых рынках, являющуюся одним из необходимых инструментов рыночного механизма регулирования и обеспечения равновесия, то есть основная цель конкуренции в современном мире - создание и поддержание на мировом рынке, а также рынках всех стран мира порядка. Кроме того, конкуренция позволяет обеспечить эффективность рыночной экономики стран мира.

На сегодняшний день существуют две точки зрения относительно тенденции в эволюции конкуренции, согласно одной из них конкуренция в современной экономике постоянно растет.

Исходя из другой точки зрения относительно тенденции в эволюции конкуренции, в современной экономике имеет место тенденция снижения влияния конкуренции, то есть происходит сокращение числа субъектов конкуренции, происходящее в условиях ужесточенной борьбы между мировыми экономическими центрами и государствами, а также между транснациональными корпорациями и проявляемая в том, что данные предприятия обладают экономической мощью и менее подвержены к изменениям в окружающей среде, а, следовательно, к банкротству [6].

Итак, согласно многочисленным исследованиям в области конкуренции можно выделить следующие отличительные черты современной конкуренции:

- рост числа монополий;

- наличие ценовой конкуренции, которая направлена на устранение соперничества между предприятиями за качество товаров (услуг), что в свою очередь требует внедрения в процесс производства новых, инновационных технологий;

- приобретение конкуренцией международного характера путем глобализации экономических

связей.

Среди основных объектов конкуренции, определяющих конкурентоспособность предпринимательских структур можно выделить: рынки сбыта и потребителей. При этом неправильная оценка своих возможностей предприятиями относительно потребителей или рынка сбыта может привести не только к снижению прибыли и потери своих реальных или даже потенциальных потребителей, но и к возможному кризису в дальнейшем [7].

Помимо наличия конкуренции между предприятиями за рынки сбыта и потребителей в современном мире активно прослеживается борьба за ресурсы, и в первую очередь за трудовые, финансовые ресурсы, а также борьба за право пользования научно-техническими открытиями.

Таким образом, наличие в современной рыночной среде конкурентной борьбы позволяет предприятиям разрабатывать новые формы и методы управления, а также дает толчок к научно-техническому развитию, что позволяет улучшить не только производственные процессы, но и улучшить жизнь общества и стран мира.

Также необходимо отметить, что конкурентоспособность предпринимательских структур определяется не только их гибкостью, предполагающую быструю адаптацию к изменениям в окружающей среде, в том числе и к изменениям в мировой экономике, но и возможность улучшать процессы по эффективному управлению предпринимательскими структурами, что в конечном итоге позволяет добиться конкурентоспособности не только отдельных предпринимательских структур, но и конкурентоспособности страны в целом.

Конкурентоспособность и устойчивость предпринимательских структур зависит от многих факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие, и которые можно разделить на факторы, повышающие конкурентоспособность и устойчивость предпринимательских структур, в зависимости от влияния на движущие конкурентные силы, в основе которых лежит концепция пяти конкурентных сил, предложенная М. Портером, согласно которой функционирование и конкурентная борьба между предпринимательскими структурами зависят от: появления на рынке новых конкурентов; действующими на рынке конкурентами; влияния, оказываемого покупателями и поставщиками; товаров-заменителей - определяющих прибыльность предпринимательских структур.

Помимо указанных пяти факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность и устойчивость предпринимательских структур, можно выделить еще ряд факторов:

- факторы отраслевого соперничества (избыток производственных мощностей, различие в продукции, узнаваемый бренд, доля рынка и т.д.);

- факторы рыночной власти поставщиков (сосредоточение поставщиков на рынке и объемы поставок, затраты на поставки и т.д.);

- факторы угрозы со стороны товаров-заменителей (завышенные цены на заменяющие товары, издержки на производство заменителей, желание и готовность покупателей потреблять товары-заменители и т.д.);

- факторы влияния поведения потребителей на предпринимательскую структуру (количество покупателей, отношение цен к общему количеству закупок, отличие реализуемой продукции от продукции конкурентов, уровень жизни покупателей и т.д.).

Необходимо отметить, что уровень влияния, выше указанных факторов, на предпринимательские структуры зависит от отрасли и региона, где они проявляются.

Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность предпринимательских структур можно классифицировать в зависимости от степени влияния государства и предпринимателей и разделить на три группы:

- неконтролируемые государством или мегауровень;

- контролируемые государством, но неконтролируемые предпринимательской структурой или макроуровень;

- контролируемые предпринимательской структурой или микроуровень.

Однако такая классификация факторов не учитывает влияние на предпринимательские структуры факторов мезоуровня, проявляющихся в хозяйственных связях предприятий и организаций различных сфер и видов деятельности на уровне региона.

Российский ученый Фатхутдинов Р.А. предложил классифицировать факторы, обеспечивающие конкурентоспособность и устойчивость предприятий, на внутренние и внешние.

Внешние факторы, в зависимости от уровня воздействия, можно подразделить на:

- мегауровень (мировое хозяйство) (международная стандартизация в области менеджмента качества и экологического менеджмента, глобализация и т.д.);

- макроуровень (государство) (экономическая ситуация в стране, уровень развития национальных технологий, социальные, демографические, культурные и т.д.);

- мезауровень (регион) (уровень развития инфраструктуры, экологические и климатические и

т.д.);

- микроуровень (предприятие) (поставщики, потребители, конкуренты, контактная аудитория).

Внешние факторы можно разделить на следующие группы:

- управленческие (к примеру, применение современных достижений в сфере управления);

- производственные (особенности применения техники и технологии, уровень автоматизации и механизации труда, экология производства и т.д.);

- кадровые (уровень квалификации кадров, корпоративная культура, обучаемость персонала и

т.д.);

- финансово-экономические (уровень прибыльности и рентабельности, соотношение собственного и заемного капитала и т.д.).

Таким образом, основы маркетинга для повышения уровня конкурентоспособности предприятия заключаются в формировании определенного консервативного и нестандартного образа мышления, и использования существующих в сочетании с разработанными новыми подходами в процессе разработки и реализации управленческих решений, направленных на полное удовлетворение требований, предъявляемых потребителями, а также рыночного спроса, что позволяет завоевать и поддерживать оптимальное для предприятия состояние на рынке.

Источники:

1.Балашова И.В., Балашова Е.С. Принципы реализации интеграционных схем в АПК/Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. 2014. Т. 3. № 7. С. 521-524.

2.Балашова И.В., Липкина А.В., Балашова Е.С. Инновационная реструктуризация как инструмент адаптации экономической системы. В сборнике: Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 21-23.

3.Балашова И.В., Терещенко Т.А. Внедрение энергосберегающих технологий в целях повышения эффективности работы пищевых предприятий. Новые технологии. 2018. № 1. С. 171-176.

4. Балашова И.В., Рысьмятов А.З., Терещенко Т.А. Основные формы, механизмы и инструменты развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 267-269.

5. Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Дьяков А.А. Экономические циклы и кризисы как часть механизма поиска баланса между инновациями и стабильностью. Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2015. Т. 1. № 8. С. 970-973.

6. Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Терещенко Т.А. К вопросу о методологии государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства/Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 274277.

7. Чуев И.Н., Балашова И.В. К вопросу об институциональных особенностях сельскохозяйственной кооперации. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2-2. С. 150-153.

Sources:

1. Balashov I.V., Balashov E.S. Principles of implementation of integration schemes in the agricultural sector / Collection of scientific works of the Stavropol Scientific and Research Institute of Livestock and Feed Production. 2014. Vol. 3. No. 7. P. 521-524.

2. Balashov I.V., Lipkina A.V., Balashov E.S. Innovative restructuring as a tool to adapt the economic system. In the collection: Problems of development of modern science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015. p. 21-23.

3. Balashov I.V., Tereshchenko T.A. The introduction of energy-saving technologies in order to improve the efficiency of food enterprises. New technologies. 2018. No. 1. P. 171-176.

4. Balashov I.V., Rysmyatov A.Z., Tereshchenko T.A. The main forms, mechanisms and tools for the development of specialization and innovative restructuring of agricultural enterprises. Financial Economics. 2018. No. 6. P. 267-269.

5. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Dyakov A.A. Economic cycles and crises as part of the mechanism for finding a balance between innovation and stability. Collection of scientific papers of the All-Russian Research Institute for Sheep and Goat Breeding. 2015. Vol. 1. No. 8. P. 970-973.

6. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Tereshchenko T.A. To the question of the methodology of state support and state regulation of agriculture / Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. № 4-2. Pp. 274-277.

7. Chuev I.N., Balashov I.V. On the issue of institutional features of agricultural cooperation. Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 2-2. Pp. 150-153.

С.С. Морозкина - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», bussilab@mail.ru,

S. S. Morozkina- associate Professor of accounting Department, Ph. D., "Kuban state agrarian University. I. T. Trubilin»;

А.В. Рыкало - бакалавр, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» stasaboiko2015@yandex.ru,

A.V. Rykalo - bachelor, "Kuban state agrarian University. I. T. Trubilin».

АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОРГАНИЗАЦИИ CASH FLOW ANALYSIS OF THE ORGANIZATION

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается понятие «денежный поток», изучается мнение ведущих экономистов по данному вопросу. На сегодняшний день управление денежными потоками является основой эффективности функционирования любой организации. Функционирование предприятия - это сложный процесс, в результате которого происходит движение денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Данные направления изучены с помощью проведенного анализа денежных средств прямым методом (оценка общей суммы прихода и расхода денежных средств организации, как в целом, так и в разрезе трех основных видов деятельности) и косвенным методом (влияние статей движения денежных средств на величину чистой прибыли). На основании полученных результатов дается объективная оценка достоинств данных методов и их недостатки.

Annotation. In this article, the authors consider the concept of "cash flow", studied the opinion of leading economists on this issue. To date, cash flow management is the basis of the effectiveness of the functioning of any organization. The operation of an enterprise is a complex process that results in cash flows from operating, investing and financing activities. These areas were studied using the analysis of cash direct method (assessment of the total amount of income and expenditure of funds of the organization, as a whole, and in the context of the three main activities) and indirect method (the impact of cash flow items on the net profit). Based on the results obtained, an objective assessment of the advantages and disadvantages of these methods is given.

Ключевые слова: денежные средства, денежный поток, анализ, прямой метод, косвенный метод

Keywords: cash, cash flow, analysis, direct method, indirect method

На осуществление практически всех видов финансовых операций организация генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Это движение денежных средств функционирующей организации во времени представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием «денежный поток».

Основные теоретические взгляды на возникновение и движение денежных потоков широко рассмотрены в экономической литературе. Исследованию данных вопросов посвятили свои работы ученые, среди которых можно выделить И. А. Бланка, В. В. Бочарова, Ван Хорн Дж. К., В. В. Ковалева, Т. Б. Рубинштейна, Е. М.Сорокина, О. А. Терещенко и многих других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что существуют различные подходы к определению и трактовке понятия «денежный поток». Анализ финансово-экономической литературы позволил установить, что отечественные и зарубежные ученые по-разному трактуют определение понятия «денежные потоки» организации и вследствие этого по-разному подходят к управлению ими.

Украинский экономист Бланк И. А. под денежным потоком понимает «систему «финансового кровообращения» хозяйственного организма предприятия», объект финансового управления, опосредующий как внешние (с бюджетами, внебюджетными фондами, поставщиками и т.д.), так и внутренние (между структурными подразделениями, с учредителями, персоналом и т.д.) денежные отношения и предполагающий «движение особого вида активов предприятия - денег и их эквивалентов». Формулируя экономическую сущность денежного потока, автор отмечает, что «денежный поток представляет собой совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности». Таким образом, эта трактовка подразумевает динамический характер денежного потока, ограничение рассматриваемого периода временными рамками и обобщенность самого понятия, представленного как совокупность отдельных поступлений и выплат.

Российский экономист Бочаров В. В. говорит о том, что «денежный поток предприятия - это движение денежных коробов, который стремится к нулю, поскольку негативный результат от одного из видов хозяйственной деятельности предприятия должно компенсироваться положительным от другой. В противном случае предприятие может стать банкротом».

Зарубежный экономист Ван Хорн Дж. К. под денежным потоком понимает непрерывный процесс движения денежных средств, чистыми источниками которых в широком смысле являются пассивы, а направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.