реформы, основой всех моделей ценообразования по-прежнему остается затратный подход, который, как показывают исследования, не обеспечивает соблюдение интересов взаимодействующих сторон и тем более - их согласования и балансировки.
Заключение. Представляется, что процесс обеспечения баланса интересов в гидроэнергетике сходится в плоскости конфликта между эффективностью и справедливостью. Опираясь на работы классиков и современников теории регулирования естественных монополий, теории благосостояния, теории справедливости, в данной статье сформулировано концептуальное представление о «компромиссной» цене на воду, которая базируется на учете критериев Парето-эффективности. Применительно к системе водного хозяйства региона это означает достижение таких параметров цены на водные ресурсы, которые не ущемляют интересы одних водопользователей (или поставщиков водных ресурсов) на счет более выгодного функционирования других участников водохозяйственного комплекса.
Апробация предложенного инструментария на уловном примере подтверждает его действенность и позволяет сделать вывод о том, что рост цен на воду в отрыве от мер, направленных на инноватизацию и модернизацию отношений в самой отрасли, стимулирование рациональности водопользования у населения, эффективности работы предприятий-потребителей водных ресурсов и ряда других, приведет к отрицательным социально-экономическим эффектам. Для повышения уровня сбалансированности электроэнергетики в условиях постоянно возникающих «институциональных пустот» необходимо комплексное воздействие на всю совокупность отношений в отрасли на основе совершенствования всей совокупности экономических, организационных, институциональных и других механизмов.
Источники:
1. Наумов В.В., Хохолкова А.А. Государственная ценовая политика и конкурентоспособность: взаимовлияние на различных уровнях // Экономика и предпринимательство. 2014. №1. Ч.1. С. 77.
2. Шевчук А.В. Методические подходы к определения стоимостной оценки водных ресурсов// Экономика и экология: вызовы XXI века. Международная научная конференция, посвященная 110-летию со дня рождения академика Т. С. Хачатурова. Сборник тезисов / Под ред. С. Н. Бобылева, К. В. Папенова, И. Ю. Ховавко. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. С.130.
3. Стрельцова Е.Д., Матвеева Л.Г., Рожков В.А. Методика формирования «справедливой цены на электроэнергию как условия достижения баланса интересов//Современные наукоемкие технологии. Издательский Дом «Академия естествознания». 2014. № 12-2. С.217-221.
4. Горелова Г.В. Когнитивный подход к имитационному моделированию сложных систем // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013.№ 3 (140).
5. Захарова Е.Н., Горелова Г.В., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. - Ростов-на-Дону, 2006.
6. Какатунова Т.В., Жужгина И.А. Методика построения когнитивной модели региональной инновационной системы // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. №17(2).
7. Матвеева Л.Г., Михалкина Е.В., Чернова О.А. Возможности наращивания потенциала регионов России в условиях внешних угроз // Экономика региона. 2015. №1. С. 96-104.
Sources:
1. Naumov V.V., Khokholkova A.A. State pricing and competitiveness: mutual influence at various levels // Economy and Entrepreneurship. 2014. №1. Part 1 S. 77.
2. Shevchuk A.V. Methodical approaches to determining the valuation of water resources // Economy and Ecology: Challenges of the XXI century. International scientific conference dedicated to the 110th anniversary of the birth of Academician T. S. Khachaturov. Abstracts / Ed. S. N. Bobylev, K. V. Papenova, I. Yu. Hovavko. - M .: Economic Faculty of Moscow State University named after MV Lomonosov, 2016. P. 130.
3. Streltsova E.D., Matveeva L.G., Rozhkov V.A. Methods of formation of "a fair price for electricity as a condition for achieving a balance of interests // Modern high technologies. Publishing House "Academy of Natural Sciences." 2014. № 12-2. P.217-221.
4. Gorelova G. V. The cognitive approach to the simulation of complex systems // News of the Southern Federal University. Technical science. 2013. № 3 (140).
5. Zakharova E.N., Gorelova G.V., Radchenko S.A. Investigation of semi-structured problems of socio-economic systems: a cognitive approach. - Rostov-on-Don, 2006.
6. Kakatunova T.V., Zhuzhgina I.A. Methods of constructing a cognitive model of a regional innovation system // Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. 2013. №17 (2).
7. Matveeva L.G., Mikhalkina E.V., Chernova O.A. Opportunities for building the capacity of Russian regions in the face of external threats // Economy of the region. 2015. №1. P.96-104.
А.В. Липкина - доцент кафедры экономики и управления, к.э.н., доцент Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, mgtu2@mail.ru,
A.V. Lipkina - Associate Professor, Department of Economics and Management, Ph.D., Associate ProfessorKrasnodar branch of the RUE them. G.V. Plekhanov.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА SYSTEM OF STATE SUPPORT OF MODERNIZATION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX
Аннотация. В статье обоснована, путем анализа представлений научного и предпринимательского сообщества, а также сложившейся современной ситуации в аграрном комплексе, необходимость рационального сочетания модернизации и инноватизации и взаимосвязи модернизационных и инновационных составляющих в целях оптимизации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства; определено значение им-портозамещения как формы инновационного роста АПК, эффективная реализация которого позволит обеспечить продовольственную безопасность регионов страны, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, формирование новых рабочих мест, а также необходимой диверсификации внутреннего производства и экспортной продукции; выявлена специфика условий развития модернизационных и инновационных процессов в АПК, выражающаяся в применении устаревших и неэффективных технологий в сельхозпроизводстве; в наличии значительного научно-образовательного потенциала и отсутствии налаженного взаимодействия его с предприятия реального сектора АПК; в высоких рисках внедрения инноваций в АПК региона; в финансовой несостоятельности большинства предприятий; в неразвитой системе кредитования инновационных процессов аграрного сектора (малых форм хозяйствования); обоснована, с учетом имеющихся внутренних региональных ресурсов и существующих возможностей, эффективность организации и функционирования в регионе экологически чистого сельского хозяйства, как направления развития АПК, стимулирующего активное внедрение инноваций в производственные процессы, способствующие повышению конкурентоспособности региональной сельхозпродукции не только на российском, но и на мировом продовольственном рынке, а также предложены направления, стимулирующие его развитие.
Annotation. The article substantiates, by analyzing the ideas of the scientific and business community, as well as the current situation in the agricultural sector, the need for a rational combination of modernization and innovation and the relationship of modernization and innovation components in order to optimize and improve the efficiency of agricultural production; the importance of import substitution as a form of innovative growth in the agro-industrial sector has been determined, the effective implementation of which will ensure the food security of the country's regions, increase the competitiveness of domestic products, the formation of new jobs, as well as the necessary diversification of domestic production and export products; the specificity of conditions for the development of modernization and innovation processes in the agro-industrial complex, which is expressed in the use of outdated and inefficient technologies in agricultural production, has been revealed; in the presence of a significant scientific and educational potential and the absence of an established interaction with the enterprise of the real sector of the agro-industrial complex; high risks of innovation in the agricultural sector of the region; in the financial failure of most enterprises; in the underdeveloped system of crediting the innovation processes of the agrarian sector (small business forms); based on available domestic regional resources and existing opportunities, the effectiveness of the organization and functioning of organic farming in the region as a direction for the development of the agro-industrial complex, stimulating the active introduction of innovations into production processes that enhance the competitiveness of regional agricultural products not only in Russia, but also in the world food market, and also proposed directions that stimulate its development.
Ключевые слова: модернизационные процессы, инновационные процессы.
Keywords: modernization processes, innovation processes.
Чрезвычайно важной проблемой развития АПК является усилие и совершенствование государственного регулирования. Оно должно рассматриваться не в качестве антипода или альтернативы рыночного механизма, а как его составная часть.
Основными целями государственной агропромышленной политики является:
1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, обеспечение населения страны качественными российскими продовольственными товарами;
2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости и повышения уровня жизни сельского населения;
3) сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, сохранение природной среды и агроландшафтов;
4) обеспечение эффективного функционирования агропродовольственного рынка и развитие его инфраструктуры.
В качестве одного из направлений работы государственных органов, способствующих достижению этих целей является поддержка сельскохозяйственной науки и развития инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса [4].
В России регулирование и поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Обобщение научных воззрений и мнений предпринимательского сообщества позволило обосновать необходимость соотношения модернизационных и инновационных процессов в развитие АПК.
Применительно к условиям отечественной экономики необходимо осуществлять направление, которое называют модернизацией, осуществляемой совместно с инновациями, заключается в том, что выделяются определенные сферы развития, в которых отечественная экономика осуществляет инновационные решения, не имеющие аналогов в мире. Вместе с тем, заимствуются те уже отработанные за рубежом решения, с учетом отечественной специфики. Реализация данного направления гарантирует обеспечение продовольственной безопасности, повышение конкурентоспособности отросли, ослабление зависимости от внешнего продовольственного
рынка [1].
Модернизационные процессы должны охватывать все аспекты функционирования АПК. Кадры, организация, управление - внедрение инноваций должно происходить везде. То есть, модернизационные процессы должны отличаться системностью: отдельные стороны и аспекты модернизационного процесса тесно связаны со всеми остальными, стимулируют и поддерживают их.
Импортозамещение является одной из форм экономического инновационного роста. Необходимость заменить импортную продукцию вызывает необходимость развития сельского хозяйства более динамичными темпами, что возможно за счет внедрения инновационных разработок.
В настоящее время можно утверждать, что лишь системная модернизация АПК позволит обеспечить полноценное импортозамещение в его отраслях. Такое реформирование должно иметь отношение ко всей технологической цепочке, начиная со стадии добычи сырья и заканчивая стадией управления АПК в целом. Агропромышленным товаропроизводителям необходимо переориентироваться на адаптацию своей стратегии и выбор другой, более эффективной модели развития [7].
В проведении модернизационных процессов в любой стране, в любой сфере жизни, в любой сфере экономики активная роль отводится государству. Поскольку, можно сколько угодно спорить о том, каким же образом должны идти модернизационные процессы: сверху вниз (через политическую волю к экономическим субъектам) или снизу вверх (через пилотные, инновационные проекты бизнес структур к принятию соответствующих политических решений). Но определяющую силу государства нельзя отрицать. Именно оно должно компенсировать слабость среднего и малого предпринимательского класса при проведении инновационных преобразований. При этом политика государства, направленная на модернизацию, должна быть реалистичной, учитывать не только мировые тенденции, но и собственные возможности и особенности.
В настоящее время, большинство ученых экономистов поддерживают точку зрения о необходимости государственного регулирования развития АПК вообще и направления его модернизации в частности [6].
В качестве одного из направлений работы государственных органов, способствующих достижению этих целей является поддержка сельскохозяйственной науки и развития инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса.
Важными факторами, способствующими прогрессивному инновационному развитию АПК нашего региона, является переход к рыночному способу хозяйствования, наличие определенного научно-образовательного потенциала, потенциальный продовольственный рынок как внутри, так и за пределами края, возможность производить экологически чистые, натуральные продукты питания [2].
В Краснодарском крае перспективными направлениями развития комплекса с применением модерниза-ционных и инновационных процессов в условиях импортозамещения являются: развитие экологически чистого сельского хозяйства, формирование в крае агрокластеров, агротехнопарков, вертикально и горизонтально интегрированных структур, как наиболее эффективной формы интеграции сельского хозяйства, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье отраслевой промышленности, профильных научно-образовательных организаций, сопряженных подсистем производственной и социальной инфраструктуры региона; развитие в регионе инфраструктуры, соответствующей целям и задачам функционирования в регионе инновационных структур; содействие развитию сельскохозяйственных кадров с позиций организации и управления ими производства, ориентированного на модернизацию и инновации; формирование эффективного информационного поля [5].
Анализ стратегического развития АПК Краснодарского края показал, как наличие сильных сторон и возможностей интенсификации развития, так и ряд проблемных моментов. В соответствии с кластерным подходом, АПК региона можно разделить на агропищевой, винодельческий и рыбоперерабатывающий кластеры. Статистические данные подтверждают наличие высокого ресурсного, инвестиционного и научного потенциала АПК Краснодарского края.
Государственной программой Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предполагается привлечение средств в период 2016-2021 гг. из федерального, регионального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников. Проблемы в области развития АПК региона можно объединить в несколько групп: проблемы инфраструктурного характера, проблемы экономического характера и проблемы правового регулирования.
Перспективы совершенствования системы стратегического планирования и управления АПК Краснодарского края пролегают в области перехода к инновационной модели развития. Сделан вывод о зависимости перехода к прогрессивной модели управления от степени готовности и финансовых возможностей субъектов управления и хозяйствующих субъектов в АПК. В целях совершенствования осуществляемых мероприятий в области стратегического планирования и управления АПК предлагается внесение изменений в организационную структуру министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. В составе министерства необходимо представить органы двух типов предметно-функциональные и отраслевые. Совместная работа подразделений обоих типов позволит оказать реальную поддержку АПК региона [3].
Стратегическое планирование и управление АПК региона приобретает все более важное значение по мере оценки и переоценки влияния регулирующего воздействия государства на отдельные сектора экономики. Опыт западных стран говорит о необходимости отхода от политики регулирования жизненно важными для функционирования государства отраслями экономики и перехода к модели активного воздействия. В случае стратегического планирования и управления АПК на региональном уровне, такой мерой может выступить более актив-
ное воздействие со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на региональное министерство.
Источники:
1.Балашова И.В., Балашова Е.С. Принципы реализации интеграционных схем в АПК/Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. 2014. Т. 3. № 7. С. 521-524.
2.Балашова И.В., Липкина А.В., Балашова Е.С. Инновационная реструктуризация как инструмент адаптации экономической системы. В сборнике: Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 21-23.
3.Балашова И.В., Терещенко Т.А. Внедрение энергосберегающих технологий в целях повышения эффективности работы пищевых предприятий. Новые технологии. 2018. № 1. С. 171-176.
4.Балашова И.В., Рысьмятов А.З., Терещенко Т.А. Основные формы, механизмы и инструменты развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 267269.
5.Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Дьяков А.А. Экономические циклы и кризисы как часть механизма поиска баланса между инновациями и стабильностью. Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2015. Т. 1. № 8. С. 970-973.
6.Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Терещенко Т.А. К вопросу о методологии государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства/Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 274-277.
7.Чуев И.Н., Балашова И.В. К вопросу об институциональных особенностях сельскохозяйственной кооперации. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2-2. С. 150-153.
Sources:
1. Balashov I.V., Balashov E.S. Principles of implementation of integration schemes in the agricultural sector / Collection of scientific works of the Stavropol Scientific and Research Institute of Livestock and Feed Production. 2014. Vol. 3. No. 7. P. 521-524.
2. Balashov I.V., Lipkina A.V., Balashov E.S. Innovative restructuring as a tool to adapt the economic system. In the collection: Problems of development of modern science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015. p. 21-23.
3. Balashov I.V., Tereshchenko T.A. The introduction of energy-saving technologies in order to improve the efficiency of food enterprises. New technologies. 2018. No. 1. P. 171-176.
4. Balashov I.V., Rysmyatov A.Z., Tereshchenko T.A. The main forms, mechanisms and tools for the development of specialization and innovative restructuring of agricultural enterprises. Financial Economics. 2018. No. 6. P. 267-269.
5. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Dyakov A.A. Economic cycles and crises as part of the mechanism for finding a balance between innovation and stability. Collection of scientific papers of the All-Russian Research Institute for Sheep and Goat Breeding. 2015. Vol. 1. No. 8. P. 970-973.
6. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Tereshchenko T.A. To the question of the methodology of state support and state regulation of agriculture / Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. № 4-2. Pp. 274-277.
7. Chuev I.N., Balashov I.V. On the issue of institutional features of agricultural cooperation. Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 2-2. Pp. 150-153.
Л.С. Малая - Студентка 4 курса, направление подготовки Государственное и муниципальное управление Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), farytele@mail.ru,
L.S. Malaya - Academy of marketing and social information technologies-IMSIT (Krasnodar);
Н.В. Елисеева - д.г.н., профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), envves@mail.ru,
N.V. Eliseeva - professor, dr. of science Academy of marketing and social information technologies-IMSIT (Krasnodar).
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТ-КОНСАЛТИНГА В МИРЕ И РОССИИ HISTORICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CONSULTING IN THE WORLD AND RUSSIA
Аннотация. Консультирование существовало еще до нашей эры. Советники, которые были практически у каждого древнего правителя, являлись консультантами по вопросам управления, военным вопросам, вопросам воспитания детей и многим другим. Но консалтинг, как профессия зародился только в конце 19 века вследствие мирового экономического развития. Сначала это были отдельные консультанты, потом появились консалтинговые фирмы, далее фирмы объединялись в ассоциации. На современном этапе консалтинговая деятельность является одним из важных элементов рыночной экономики, который включает в себя консультирование в сферах экономического, юридического, инновационного управления и других. В статье подробно рассматриваются исторические аспекты развития управленческого консалтинга, их влияние на современные проблемы управленческого консультирования и возможности его дальнейшего развития в России.
Annotation. Counseling existed even before our era. Advisors, who were virtually every ancient ruler, were consultants in management, military issues, parenting and many others. But consulting, as a profession, was born only at the end of the 19th century as a result of world economic development. At first they were individual consultants, then consulting firms appeared, then firms merged into associations. At the present stage, consulting activity is one of the