Научная статья на тему 'Методы оценки конкурентоспособности фирмы'

Методы оценки конкурентоспособности фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикая В.А.

В статье отмечено, что конкурентоспособность предприятия и его продукции может оцениваться относительно его основного конкурента на основе расчета относительных значений, рассчитанных как отношение значения конкретных показателей предприятия и его продукции к тем же показателям сильного конкурента и его продукции, в таком случае будет получено значение относительно конкурентоспособности по отношению к конкретному предприятию-конкуренту. Однако такой метод может сильно искажать общую оценку конкурентоспособности предприятия в целом. При проведении оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции необходимо рассчитать комплексный показатель его конкурентоспособности представленный в виде произведения показателя значимости каждого единичного показателя конкурентоспособности, общая сумма которых должна быть ровна единице, на единичный показатель конкурентоспособности предприятия, представленного в виде общего числа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for assessing the competitiveness of the company

The article notes that the competitiveness of an enterprise and its products can be assessed relative to its main competitor based on the calculation of relative values calculated as the ratio of the value of specific indicators of the enterprise and its products to the same indicators of a strong competitor and its products, in which case a value relative to competitiveness will be obtained in relation to a particular competitor enterprise. However, this method can greatly distort the overall assessment of the competitiveness of the enterprise as a whole. When assessing the competitiveness of an enterprise and its products, it is necessary to calculate a comprehensive indicator of its competitiveness presented as a product of an indicator of the importance of each individual indicator of competitiveness, the total amount of which should be equal to one, by a single indicator of competitiveness of an enterprise, represented as a total number.

Текст научной работы на тему «Методы оценки конкурентоспособности фирмы»

5. Халяпин, А.А. Мониторинг социально-экономического развития региона / А.А. Халяпин, Р.В. Еремин // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - №4. - с. 35-39.

6. Халяпин, А.А. Модернизация аграрного сектора экономики в современных условиях / А.А. Халяпин // Международный сельскохозяйственный журнал. - Издательство: Редакция «Международного сельскохозяйственного журнала» (Москва), №4, 2012, - с. 7-9.

7. Халяпин, А.А. Выбор оптимального метода инвестиционного проекта как инструмент повышения финансовой устойчивости ОАО "Краснодаргазстрой" / А.А. Халяпин, С.Ю. Кавун // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №112. - с. 1260-1278.

8. Юрченко, А.А. Анализ эффективности использования оборотного капитала в организациях и направления его повышения / А.А. Юрченко // Современные научные исследования. - Кисловодск: Кисловодский институт экономики и права, 2012. - №9(6). - 26 с.

Sources:

1. Bocharova, O.F. Approbation of methods for assessing the probability of bankruptcy for organizations of agro-industrial complex / O.F. Bocharova, N.N. Tyupakova // Economy and Entrepreneurship. - M .: Editorial staff of the magazine "Economy and Entrepreneurship", No. 2 (91). - 2018. - with. 810-818.

2. Gerasimenko, O.A. Strategic financial management and organization success / O.A. Hera-Simenko, ON Kolomiets // Economy Vector. - Perm: individual entrepreneur Mukhin Maksim Nikolaevich, №2 (32), 2019. - p.11.

3. Zakharyan, A.V. The main directions of improving the financial sustainability of organizations of the agricultural sector of the Krasnodar Territory: monograph / A.V. Zakharyan. - Stavropol: Publishing: Logos Center for Scientific Knowledge, 2018. -93 p.

4. Halyapin, A.A. Directions for improving the competitiveness and efficiency of the business structures of the agricultural sector of the Krasnodar Territory / А.А. Khalyapin // Bulletin of Kazan State Impact Agrarian University. - Publisher: Kazan State Agrarian University (Kazan), №4 (30), 2013. - p. 43-49.

5. Khalyapin, A.A. Monitoring of the socio-economic development of the region / A.A. Halyapin, R.V. Eremin // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - Krasnodar: KubSAU, 2011. - №4. - with. 35-39.

6. Khalyapin, A.A. Modernization of the agricultural sector of the economy in modern conditions / А.А. Khalyapin // International Agricultural Journal. - Publisher: Editorial Board of the International Agricultural Journal (Moscow), No. 4, 2012, p. 7-9.

7. Khalyapin, A.A. Choosing the best investment project method as an instrument for enhancing the financial stability of Krasnodargazstroy OJSC / А.А. Khalyapin, S.Yu. Kavun // Works of Kuban State Agrarian University. - Krasnodar: KubSAU, 2015. - №112. - with. 1260-1278.

8. Yurchenko, A.A. Analysis of the effectiveness of the use of working capital in organizations and directions for its increase / A.A. Yurchenko // Modern scientific research. - Kislovodsk: Kislovodsk Institute of Economics and Law, 2012. - №9 (6). -26 с.

В.А. Дикая - студентка магистратуры Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, mgtu2@mail.ru,

V.A. Dikaya - graduate student Krasnodar branch of the RUE them. G.V. Plekhanov.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ METHODS FOR EVALUATING COMPETITIVENESS OF THE FIRM

Аннотация. В статье отмечено, что конкурентоспособность предприятия и его продукции может оцениваться относительно его основного конкурента на основе расчета относительных значений, рассчитанных как отношение значения конкретных показателей предприятия и его продукции к тем же показателям сильного конкурента и его продукции, в таком случае будет получено значение относительно конкурентоспособности по отношению к конкретному предприятию-конкуренту. Однако такой метод может сильно искажать общую оценку конкурентоспособности предприятия в целом. При проведении оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции необходимо рассчитать комплексный показатель его конкурентоспособности представленный в виде произведения показателя значимости каждого единичного показателя конкурентоспособности, общая сумма которых должна быть ровна единице, на единичный показатель конкурентоспособности предприятия, представленного в виде общего числа.

Annotation. The article notes that the competitiveness of an enterprise and its products can be assessed relative to its main competitor based on the calculation of relative values calculated as the ratio of the value of specific indicators of the enterprise and its products to the same indicators of a strong competitor and its products, in which case a value relative to competitiveness will be obtained in relation to a particular competitor enterprise. However, this method can greatly distort the overall assessment of the competitiveness of the enterprise as a whole. When assessing the competitiveness of an enterprise and its products, it is necessary to calculate a comprehensive indicator of its competitiveness presented as a product of an indicator of the importance of each individual indicator of competitiveness, the total amount of which should be equal to one, by a single indicator of competitiveness of an enterprise, represented as a total number.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, факторный анализ.

Keywords: enterprise competitiveness, factor analysis.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях жесткой рыночной экономики, особенно с появлением проблемы импортозамещения большинства товаров, реализуемых на современном российском рынке, а также для поддержания конкурентоспособности имеющихся товаров, предприятия при анализе и оценке своей деятельности должны использовать различные методы ведения и оценки конкурентной борьбы, то

есть необходимо провести диагностику конкурентной среды предприятия и состояние конкуренции на рынке с последующим определением перспективных направлений развития и функционирования предприятия и поддержания и улучшения его конкурентных преимуществ [2].

Проанализируем наиболее часто используемые в теории и практике методы, позволяющие оценить уровень конкурентоспособности предприятия и его продукции на количественных и качественных характеристик, путем оценки отдельных элементов конкурентоспособности всего предприятия и производимого и реализуемого им товара.

Анализ конкурентоспособности предприятия это, в первую очередь, оценка достигнутого им уровня развития и используемого потенциала связанного с анализом хозяйственной деятельности предприятия, а также оценка степени устойчивости положения предприятия [3].

Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день методики оценки конкурентоспособности предприятия еще недостаточно разработаны, и данная проблема обусловлена наличием большого количества подходов к ее оценке. Так, согласно Лобанову М. основные задачи анализа и оценки конкурентоспособности предприятия заключаются в правильном определении ее состояния для того или иного предприятия с выявлением так называемых «узких мест», отрицательно сказывающихся на ее эффективности, а также тенденций и закономерностей ее повышения с одновременным выявлением имеющихся у предприятия резервов. Если рассматривать теоретическую основу, разработанную Стриклендом А. Дж., Томпсоном Мл., для оценки конкурентоспособности, то для ее начала необходимо разработать список ключевых факторов, которые позволят предприятию достичь успеха в данной отрасли с определением ряда преимуществ или недостатков, затем необходимо произвести полную оценку деятельности предприятия, после чего полученные оценки, из двух проведенных анализов, суммируются в результате предприниматель получает комплексный показатель конкурентоспособности своего предприятия, что, в конечном счете, позволяет определить степень влияния того или иного предприятия на занимаемой им рыночной нише, то есть степень отставания или опережения по отношению к конкурентам [4].

Также необходимо отметить, что конкурентоспособность предприятия и его продукции может оцениваться относительно его основного конкурента на основе расчета относительных значений, рассчитанных как отношение значения конкретных показателей предприятия и его продукции к тем же показателям сильного конкурента и его продукции, то есть в таком случае будет получено значение относительно конкурентоспособности по отношению к конкретному предприятию-конкуренту, однако такой метод может сильно искажать общую оценку конкурентоспособности предприятия в целом [6].

Исходя из выше сказанного, при проведении оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции необходимо рассчитать комплексный показатель его конкурентоспособности представленный в виде произведения показателя значимости каждого единичного показателя конкурентоспособности, общая сумма которых должна быть ровна единице, на единичный показатель конкурентоспособности предприятия, представленного в виде общего числа. Данный метод оценки конкурентоспособности предприятия позволяет определить оценки комплексного показателя предприятия и комплексные оценки его конкурентов и тем самым выявить конкурентную позицию исследуемого объекта (предприятия) на рынке. Основным преимуществом данного метода является то, что при его использовании учитываются единичные показатели предприятия и его продукции и степень их важности, что позволяет более точно рассчитать комплексный показатель конкурентоспособности предприятия и оценить его возможные изменения. Однако необходимо отметить тот факт, что при расчете данного показателя и, в первую очередь, единичных показателей используются субъективные данные, что негативно отражается на конечном результате получаемого показателя конкурентоспособности предприятия и его продукции. Поэтому при расчете комплексного показателя конкурентоспособности следует использовать среднее арифметическое показателей конкурентоспособности единичных показателей [1].

Итак, если охарактеризовать комплексный показатель конкурентоспособности предприятия и его продукции как один из методов оценки конкурентоспособности предприятия, то можно отметить, что он позволяет обеспечить расчет комплексного показателя на основе поиска и расчета более точных оценок его компонентов (показателей).

Также следует отметить, что при оценке конкурентоспособности предприятия, по мнению некоторых исследователей в данной области, необходимо учитывать относительную долю рынка, издержек производства, конкурентоспособность производимой продукции по ее свойствам, а также возможность оказывать влияние на поставщиков и потребителей и учитывать их влияние на деятельность предприятия. При этом согласно исследованиям ученных, в том числе, Института стратегического планирования в Кембридже, чем выше доля рынка, занимаемого предприятием, тем выше его конкурентоспособность тесным образом связанная с возможностью спрогнозировать объемы продаж и получаемой предприятием прибыли [5].

В экономической литературе принято выделять следующие основные методы анализа конкурентоспособности предприятия: факторный анализ, производимый при оценке конкурентоспособности и заключающийся в том, чтобы выявить степень влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия и его продукции на общую экономическую составляющую предприятия; сравнительный анализ, предполагающий сравнение отдельных элементов конкурентоспособности предприятия и его продукции с аналогичными в данной отрасли, то есть производиться их сравнение с теме же показателями, имеющимися у конкурентов [7].

К основным методам оценки конкурентоспособности предприятия, согласно экономической литературе, можно отнести:

- оценку с позиции сравнительных преимуществ, представляющую собой наиболее простой метод оценки конкурентоспособности предприятия и заключающуюся в том, что при низких издержках, чем у ближайших конкурентов производство и реализация продукции аналогичной продукции предприятий-конкурентов - предпочтительней;

- оценка с позиции теории равновесия, согласно которой каждый фактор производства должен рассматриваться с одинаковой и наибольшей производительностью, то есть неиспользуемых в полной мере, при том, что предприятие в данном случае не имеет дополнительную прибыль, зависящую от действующих на нее факторов производства, а также отсутствуют стимулы для улучшения данных факторов, при этом основным критерием оценки конкурентоспособности предприятия является его производительность с определением внутренних резервов предприятия;

- оценка на основе теории эффективности конкуренции основным критерием при которой является сосредоточение производства и капитала на соответствии цен, затрат и нормы прибыли относительно конкурентов и выделяют два подхода: структурный и функциональный.

Структурный подход заключается в том, чтобы осуществить организацию крупномасштабного производства и в тоже время эффективного с концентрацией производства и капитала.

Функциональный подход предполагает оценку конкурентоспособности на основе сопоставления экономических результатов деятельности предприятия.

Оценка на базе качества продукции с сопоставлением ряда параметров производимой и реализуемой предприятием продукции с отражением основных потребительских свойств, при этом конкурентоспособность определяется качеством продукции.

Таким образом, данный метод оценки конкурентоспособности предприятия позволяет учесть нужды потребителей и удовлетворить их в максимальной степени и тем самым обеспечить предприятию конкурентные преимущества на занимаемом им сегменте рынка. Однако при его проведении следует учесть и тот факт, что качество и конкурентоспособность продукции определяется различными показателями и с использованием определенного набора параметров, выявляемых как в ходе исследовательских процедур, так и заранее известные, иначе говоря, параметрические индексы, которые представляют собой основу для характеристики того или иного товара или услуги, определяющие степень удовлетворенности нужд потребителей.

Итак, к основным задачам такого метода оценки конкурентоспособности предприятия можно отнести, во-первых, выявление сильных и слабых сторон деятельности исследуемого предприятия по сравнению с конкурентами, а также проведение оценки возможностей и угроз со стороны внешней и внутренней среды предприятия, после чего необходимо произвести соотношение слабых и сильных сторон с возможностями и угрозами, что позволит сформулировать основные направления дальнейшего развития предприятия.

АВС-анализ направлен на классифицирование производимых предприятием различных видов товаров или услуг по степени важности, а также предоставляет возможность изучить реализуемый предприятием ассортиментный ряд и определить рейтинг каждого товара на основе выработанных критериев и таким образом определить те товары, которые обеспечивают предприятию конкурентоспособность и максимальную прибыль.

Итак, основной целью АВС-анализа является группировка исследуемых объектов, в которые могут быть включены не только производимые и реализуемые предприятием товары или услуги, но и его поставщики, складские запасы, длительность периода продаж, покупатели, с последующим выявлением степени влияния исследуемых объектов на общий результат деятельности предприятия.

Основу данного метода составляет принцип Парето, согласно которому «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин» или «правило - 20 на 80», то есть двадцать процентов всех товаров дают восемьдесят процентов оборота.

Также необходимо отметить, что данный метод позволяет определить основные проблемы, с которых необходимо начать для улучшения положения предприятия, в том числе улучшение его конкурентоспособности на рынке, кроме того, для более полного исследования и оценки конкурентоспособной продукции (поставщиков) предпочтительней производить сочетание данных АВС-анализа и XYZ-анализа (инструмент, позволяющий классифицировать реализуемую предприятием продукцию по степени стабильности продаж и уровню колебаний потреблений), что позволяет выявить безусловных лидеров.

Таким образом, методика оценки конкурентоспособности организации требует разработки комплексного подхода к ней, что позволит выявлять возможные резервы организации в направлении улучшения конкурентных позиций на рынке, в том числе и продукции данной организации, путем рассмотрения всей хозяйственной деятельности.

Источники:

¡.Балашова И.В., Балашова Е.С. Принципы реализации интеграционных схем в АПК/Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. 2014. Т. 3. № 7. С. 521-524.

2. Балашова И.В., Липкина А.В., Балашова Е.С. Инновационная реструктуризация как инструмент адаптации экономической системы. В сборнике: Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 21-23.

3. Балашова И.В., Терещенко Т.А. Внедрение энергосберегающих технологий в целях повышения эффективности работы пищевых предприятий. Новые технологии. 2018. № 1. С. 171-176.

4. Балашова И.В., Рысьмятов А.З., Терещенко Т.А. Основные формы, механизмы и инструменты развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 267269.

5. Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Дьяков А.А. Экономические циклы и кризисы как часть механизма поиска баланса между инновациями и стабильностью. Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2015. Т. 1. № 8. С. 970-973.

6. Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Терещенко Т.А. К вопросу о методологии государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства/Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 274277.

7. Чуев И.Н., Балашова И.В. К вопросу об институциональных особенностях сельскохозяйственной кооперации. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2-2. С. 150-153.

Sources:

1. Balashov I.V., Balashov E.S. Principles of implementation of integration schemes in the agricultural sector / Collection of scientific works of the Stavropol Scientific and Research Institute of Livestock and Feed Production. 2014. Vol. 3. No. 7. P. 521-524.

2. Balashov I.V., Lipkina A.V., Balashov E.S. Innovative restructuring as a tool to adapt the economic system. In the collection: Problems of development of modern science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015. p. 21-23.

3. Balashov I.V., Tereshchenko T.A. The introduction of energy-saving technologies in order to improve the efficiency of food enterprises. New technologies. 2018. No. 1. P. 171-176.

4. Balashov I.V., Rysmyatov A.Z., Tereshchenko T.A. The main forms, mechanisms and tools for the development of specialization and innovative restructuring of agricultural enterprises. Financial Economics. 2018. No. 6. P. 267-269.

5. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Dyakov A.A. Economic cycles and crises as part of the mechanism for finding a balance between innovation and stability. Collection of scientific papers of the All-Russian Research Institute for Sheep and Goat Breeding. 2015. Vol. 1. No. 8. P. 970-973.

6. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Tereshchenko T.A. To the question of the methodology of state support and state regulation of agriculture / Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. № 4-2. Pp. 274-277.

7. Chuev I.N., Balashov I.V. On the issue of institutional features of agricultural cooperation. Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 2-2. Pp. 150-153.

О.М. Ермоленко - доцент кафедры экономического анализа статистики и финансов, Кубанский государственный университет, eom63@yandex.ru,

O. M. Ermolenko - associate Professor of economic analysis of statistics and Finance Kuban state University.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РФ PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF BANKING SUPERVISION IN RUSSIA

Аннотация. В усилиях формирования и развития финансово мирового кризиса проблема развития банковского сектора напрямую затрагивает интересы не только государства, но и экономических субъектов. На фоне активных слияний и поглощений, банков очевидно усиление участия Центрального банка как основного регулятора стабильности и развития банковского сектора страны. Причиной развития финансового мирового финансово-экономического кризиса стала дестабилизация финансового сектора в целом. Следовательно, для макроэкономической финансовой стабилизации как в экономике в целом, так и функционирования банковского сектора банковский надзор является одним из средств, обеспечивающих стабильность в системе функционирования банковской системы страны. Именно сегодня назрела необходимость для формирования оптимальных решений по организации стабильной деятельности коммерческих банков и надзорных эффективной рычагов полномочий со стороны Банка России как основного органа пруденциального банковского надзора. Особенность организации дистанционного банковского надзора является важным инструментом стабилизации российского банковского сектора

Annotation. In the efforts to form and develop the global financial crisis, the development of the banking sector directly affects the interests of not only the state, but also economic entities. Against the background of active mergers and acquisitions, banks obviously increased participation of the Central Bank as the main regulator of stability and development of the banking sector of the country. The reason for the development of the global financial and economic crisis was the destabilization of the financial sector as a whole. Consequently, for macroeconomic financial stabilization in the economy as a whole, and the functioning of the banking sector, banking supervision is one of the means to ensure stability in the functioning of the banking system of the country. It is today that there is a need for the formation of optimal solutions for the organization of stable activities of commercial banks and effective Supervisory levers of authority on the part of the Bank of Russia as the main body of prudential banking supervision. The peculiarity of the organization of remote banking supervision is an important tool to stabilize the Russian banking sector.

Ключевые слова: банковская система, коммерческие банки, банковский надзор, банковские риски, дистанционный банковский надзор.

Keywords: banking system, commercial banks, banking supervision, banking risks, remote banking supervision

Приоритетными задачами банковского надзора оставались повышение устойчивости кредитных организаций, определение реального качества активов и капитала кредитных организаций, а также обеспечение достоверности представляемой кредитными организациями отчетности. При осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций развивались риск-ориентированные подходы, направленные на своевременное выявле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.