Новый университет. 2014. № 3(37)
ISSN 2221-7347
УДК 338.439.003.13
Л.Э. Помыткина
КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрены теоретическую сущность конкуренции, ее виды, формы и методы. Исследованы барьеры входа и выхода с рынка. Раскрыты основные понятия и категории.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рынок, отрасль, экономика, предприятие.
Актуальность исследования. В условиях становления в Украине рыночных отношений и дальнейшего развития предпринимательства особо важное значение приобретает формирование высокоразвитого и конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса, который бы отвечал требованиям современной рыночной среды и интеграции Украины в систему взаимовыгодных и равноправных мирохозяйственных связей.
Переход к рыночной экономике, что вызвал радикальные преобразования всего хозяйственного механизма, определил значение конкуренции как имманентного атрибута рынке. В отличие от плановой экономики, когда деятельность всех предприятий была регламентирована, в условиях рынка, основной экономической реальностью которого является конкуренция, все независимо хозяйствующие субъекты должны самостоятельно принимать долгосрочные стратегические решения, направленные в конечном итоге на обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке. В связи с этим, одной из важнейших задач, которая требует теоретического осмысления и практической реализации, является обеспечение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Теоретико-методологические основы конкуренции, ее динамику и формы исследовали такие ученые как: Ф.И. Еджоуерта, A.O. Курно, Дж. Кейнс, Ж.-Же. Ламбен, А.П. Лернер, К. Маркс, Г. Портер, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, А. Смит, Р.А. Фатхутдинов, Ф.А. Хайек, И. Шумпетер, А.Ю. Юданов, и другие. Фундаментальные теоретические и методические основы обеспечения конкурентоспособности предприятий получили дальнейшее развитие в исследованиях многих выдающихся отечественных ученых, но особенно следует отметить таких как: Р.И. Олексенко, С.М. Кваша, Д.Ф. Крысанов, П.М. Макаренко, М.И. Малик, Л.Ю. Мельник, В.Я. Месель-Веселяк, В.Ф. Оберемчук, I.A. Оносова, В.А. Павлова, В.Г. Рыжков, П.Т. Саблук, Г.М. Скударь, А.Б. Чернега, А.А. Швиданенко, и другие.
Целью исследования является определение системы факторов конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации и информационной революции.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- провести анализ теоретических взглядов на конкуренцию и определить ее роль в секторе экономики;
- провести анализ барьеров входа и выхода из отраслевых рынков.
Объектом исследования является исследование конкурентоспособности в условиях рыночного развития экономики.
Предметом исследования являются теоретические основы исследования конкуренции и ее роль в развитии национальной экономики.
Одним из основных понятий, которые рассматриваются при анализе рыночных отношений, является конкуренция. Исследования конкуренции и конкурентных отношений нашло отражение в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, A.O. Курно, Ф.И. Еджоуерта, К. Вшселя, Дж. Робинсона. E. Чемберлина, Дж. Кейнса, И. Шумпетера, А.П. Лернера, Ф.А. Хайека [2].
© Помыткина Л.Э., 2014.
102
ISSN 2221-7347
Экономика и право
В советской экономической науке прослеживалось негативное отношение к конкуренции как таковой, господствовали представления о хаотичность и стихийность конкуренции во время развития капиталистического способа производства, обосновывалось полное «...устранению конкуренции при переходе от капитализма к социализму...» и замена конкуренции «...социалистическим соревнованием, где были победители, но нет побежденных» [15, c.215]. Данные подходы, вместе с тем, начали меняться с середины 70-х годов, когда возникла необходимость ведения конкурентной борьбы на внешнем рынке [19]. В более поздней отечественной литературе [20;22;23;27] отношение к конкуренции изменилось радикальным образом, и она стала рассматриваться как неотъемлемый элемент рыночных отношений, их развития и существования. Анализ определений самого понятия конкуренции позволяет сделать вывод о его неоднозначность и невозможность какого-либо универсального определения.
Необходимо отметить, что в экономической литературе отсутствует однозначный подход к определению таких понятий как виды, формы и методы конкуренции. Но мы попытаемся охватить все мнения ученых a именно:
-с точки зрения структурного подхода можно выделить внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию;
-с точки зрения маркетингового подхода существует: функциональная конкуренция, которая возникает вследствие того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами; видовая конкуренция, которая возникает в тех случаях, когда товары, которые удовлетворяют одну потребность, существенно различаются по своим характеристикам, что обосновывает потребительский выбор между ними; наглядная конкуренция, которая оказывается между аналогичными товарами различных фирм, или немного различаются между собой, или полностью идентичны [15];
- в зависимости от территориального охвата рынка можно выделить региональную, национальную и международную конкуренцию. [27, c. 73].
Под формой конкуренции следует понимать внешнее выражение и порядок протекания процесса конкуренции. Независимо от того, к какому виду относится конкуренция на том или ином рынке, она может осуществляться в двух основных формах - ценовой и неценовой. При ценовой конкуренции соперничество осуществляется на основе снижения цен на производственные товары и услуги. Основой успешной конкурентной борьбы в этом случае есть возможность опережающего снижения себестоимости продукции, которая вырабатывается. Т. Амблер отмечает по этому поводу, что производители «...могут выстоять в конкуренции цен и повысить до максимума свои прибыли, только снижая до минимума расходы, что в свою очередь достигается внедрением наиболее эффективных методов производства» [1,c.95].
Практика ценовой конкуренции преобладала в развитых странах вплоть до послевоенного периода и проходила достаточно жестко, так что конкурирующие фирмы продавали продукцию по цене ниже себестоимости, что приводило к взаимному разорения. Вследствие крайней нерентабельности ценовой конкуренции, преобладающей формой предпринимательского соперничества на рынке есть неценовая конкуренция [16;18;20]. Борьба за рынок в этом случае осуществляется на основе улучшения качества товаров и услуг, лучшего их приспособления к требованиям потребителей, создание новых видов продукции, улучшение системы распределения и продвижения товаров, то есть на основе комплекса маркетинга. Смещение акцента в сторону неценовой конкуренции объясняется также процессом сокращения жизненного цикла товаров, усложнением запросов потребителей и антидемпинговым регулированием со стороны государства.
Принимая во внимание то, что в общем виде под методом понимается способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» [1,c.57], a также «способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности» [3,c.45], под методом конкуренции следует понимать практический способ осуществления или совокупность приемов достижения определенной цели в конкурентной борьбе. Набор методов, использованных конкурирующими сторонами, может быть достаточно широким, однако их применение зависит от конъюнктуры конкретного
103
Новый университет. 2014. № 3(37)
ISSN 2221-7347
рынка. На основании ряда исследований авторов [7;22], анализируют уровень и характеристики развития конкурентной среды в переходной экономике, можно выделить следующие группы методов конкуренции: во-первых, традиционные (экономические) методы конкуренции - дифференциация товара, активизация рекламы, совершенствования форм стимулирования сбыта, послепродажный сервис и обслуживание, гибкая ценовая политика; во-вторых, специфические методы, связанные с сохранением элементов командно-административной системы - распределение централизованных бюджетных средств, льготных кредитов, что делает условия хозяйствования благоприятнее, получения лицензий и определенных преимущественных прав на ограничены виды деятельности, невыполнение обязательств по уплате налогов и платежей с последующим их списанием; в-третьих, особые методы, связанные с неразвитостью рынка и кризисной экономикой - задолженность по заработной плате и другие неплатежи, бартерные и неденежные расчеты, уход от налогообложения и деятельность в теневом секторе, использование незарегистрированной рабочей силы. Очевидно, что практика применения подобных методов способна существенно улучшить экономические условия хозяйствования отдельных предприятий в сравнении с конкурентами.
В условиях развития неценовой конкуренции наибольшее внимание уделяется методам недобросовестной конкуренции, которая ведется с нарушением, установленных на рынке норм и правил. К таким методам можно отнести экономический и промышленный шпионаж, подделки продукции конкурента, демпинг, создание тайных союзов, лживую и, ту что порочит, рекламу [9;11;17].
В отдельных источниках [27,c.179] указывается на существование так называемой паразитической конкуренции, связанной с приобретением преимуществ в результате сходства или соседства с популярной компанией производителем. Важное значение приобретает при этом законодательство о недобросовестной конкуренции, которое регулирует нормы деловой практики, монополистическую деятельность и защита прав потребителей.
Так В.Ф. Оберемчук [15, c.214] отмечает, что «конкуренция - одна из главных особенностей рыночного хозяйства... конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания конкурентоспособных товаров и услуг».
П.С. Завьялов [10,c.36], раскрывая суть конкуренции, выделяет то, что «...конкуренция естественным образом возникает с рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития».
Т. Амблер [1,c.157] указывает на то, что «...рынок обеспечивает наилучшую координацию планов производителей и потребителей, наиболее рентабельное использование ресурсов... все это возможно лишь тогда, когда производители конкурируют между собой, поэтому рыночную экономику можно назвать конкурентной экономикой».
Согласно А.Ю. Юдановим [27,c.53], конкуренции свойственны разнообразные аспекты, но, конечно, ее главная функция очевидна. Эффективная конкуренция заставляет рыночную систему хорошо работать». Подобная трактовка значения конкуренции подходит к A. Смита [25], который непосредственно соотносил конкуренцию с «невидимой рукой» рынка. Соперничество продавцов и покупателей производит к тому, что устанавливается равновесие цен на определенный товар, определяется положение кривых спроса и предложения. В результате конкуренции выравниваются и пропорции общественного производства за счет перемещения капиталов из одних отраслей в другие.
Можно сделать вывод, что конкуренция является не только способом самоорганизации рыночной экономики, но и важным мотивом научно-технического и экономического прогресса.
Другим существенным моментом является то, что понимание конкуренции как свойства рынка положены в основу типологии рынке или типов рыночных структур. В зависимости от степени конкуренции на рынке принято [4;18;20] выделять следующие ее типы как чистая (осуществлена, свободная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция (олигополия) и чистая монополия. Три последних типа объединяются так же под термином «несовершенная конкуренция», a по стандартам, действующим в США, - под терми-
104
ISSN 2221-7347
Экономика и право
ном «соперничество» [5,с.75].
Особое внимание при анализе конкурентной ситуации на рынке уделяется[6;8;27;12;13] системе ограничений, влияющих на поведение действующих и потенциальных производителей в данной отрасли и на степень концентрации, известной как барьеры входа на рынок и выхода с рынка.
Ю.Ф. Ярошенко [28] определяет барьеры входа на рынок как «...факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли», при этом «...фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции».
Барьерами входа могут быть любые факторы, которые препятствуют новым производителям вступить на данный товарный рынок и конкурировать с действующими на нем предприятиями. Барьеры входа могут появляться через особенности отрасли или поведение действующих предприятий. Соответственно этому выделяют структурные барьеры, которые обусловлены такими особенностями отрасли как технология производства, начальные и текущие расходы, объем спроса, развитость рынка и поведенческие барьеры, связанные с такими действиями субъектов рынка как вертикальная и горизонтальная интеграция, согласованное поведение, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, наказуемое действие на рынок [15,с.212].
Согласно другой классификации вышеупомянутые барьеры именуются как нестратегические и стратегические [20;26]. При этом нестратегические (объективные) барьеры подразделяются на структурные, к которым относятся абсолютное преимущество в издержках, экономия на масштабах, высокий уровень начальных капитальных затрат, дифференциация товара, и конъюнктурные, которые включают насыщенность рынка товарами, низкую платежеспособность потребителей (барьер спроса), сужение географических границ рынка [19,c.32]. В основу подобного разделения также возложены или зависимость существования барьеров от стратегического поведения действующих на рынке предприятий, или объективные характеристики отраслевого рынка.
Независимо от признаков классификации, характеристики основных структурных барьеров входа на рынок заключаются в следующем:
1. Эффект масштаба.
2. Преимущество в уровне затрат.
3. Дифференциации продукта.
4. Ограниченный спрос.
5. Уровень начальных капитальных затрат.
6. Неразвитость рыночной инфраструктуры.
7. Экономические и институциональные барьеры.
Особой разновидностью барьеров входа можно считать барьеры выхода из отрасли, которые возникают в случае значительных инвестиций в производственные фонды, обладающих низкой степенью ликвидности, например, узкоспециализированное оборудование. В этом случае повышается предпринимательский риск деятельности в отрасли, что создает тем самым дополнительные барьеры для входа в отрасль. К барьеров выхода из отрасли относятся и расходы, связанные с процедурой ликвидации предприятия или банкротства. Юридическая тяжесть выхода из отрасли и высокие явные и неявные издержки являются факторами, ограничивающих свободную конкуренцию [20,c.191; 26,c.47].
Стратегические (поведенческие) барьеры входа в отрасль характеризуются наличием большего разнообразия факторов, которые возникают в результате сознательной деятельности предприятий отрасли и те, что ограничивают свободу конкуренции. До основных стратегических барьеров относятся следующие:
1. Административные ограничения.
2. Вертикальная интеграция.
В отдельных источниках [24,c.17] какие элементы стратегического поведения действующих в отрасли предприятий рассматривается их политика в области товарных знаков и патент-
105
Новый университет. 2014. № 3(37)
ISSN 2221-7347
ной защиты, а также создание избыточных по сравнению со спросом производственных мощностей, которые могут быть задействованы при угрозе появления нового конкурента для полного насыщения спроса.
Необходимо отметить, что концепция барьеров входа на отраслевые рынки не носит всеобъемлющего характера, отраслевые и региональные особенности формируют в каждом конкретном случае определенный набор барьеров и определяют их высоту. Развитие новых рынков и появление новых методов конкуренции так же способна модифицировать систему барьеров входа.
В каждом случае i наличие входных барьеров приводит к увеличению степени концентрации производства в отрасли, что, в свою очередь, как было отмечено выше, разрушает одну из основ совершенной конкуренции - атомизации рынке, кроме того существенно усложняется свободное движение капитала из отрасли в отрасль, в результате чего на рынке формируются модели несовершенной конкуренции
Выводы. Таким образом, важным как для теоретического изучения, так и для практической реализации вопросов, является рассмотрение конкурентоспособности предприятия, то есть его способности «выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам». В таком связи необходимо изучение методических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия и определение системы факторов, которые влияют на достижение предприятием конкурентных преимуществ на рынке.
Библиографический список
1. Aмблeр Т. Мaркeтинг и финансовый рeзультaт. Robbie мeтрики бoгaтcтвa кoрпoрaции /
Т.Амблер; пер. c англ. - М., Финансы и статистика, 2003. - 248c.
2. Ансофф М. Стратегическое управление: пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
3. Бондаренко С.М. Система показниюв конкурентоспроможностр coцiaльнo-eкoнoмiчнoi ефективносл для споживача та рейтингу виробу на ринку / С.М. Бондаренко // Проблеми науки. - 2001. -№ 10. - C.40 - 46.
4. Голофаева 1.П. Методика розрахунку конкурентоспроможносл шдприемства за допомогою апарату нечггких множин з урахуванням сощальних чинниюв / 1.П. Голофаева // Мехашзм регулюваня економши. - 2004. - №2. - C. 48-51.
5. Грейсон Дж.К., Делл О.К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Дж.К. Грейсон,
0. К. Делл: пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. - 319 с.
6. Гринько Т.В. Фактори конкурентоспроможносл тдприемств / Т.В. Гринько // Держава та регюни. Ceрiя: Економжа та тдприемництво. - Зaпoрiжжя. - 2004. - №2. - C.50-53.
7. Дацш O.I. Маркетингова концепщя шновацшно! полпики агропромислових тдприемств у конкурентному ceрeдoвищi / O.I. Дацш // Схвд. - 2003. - № 2(52). - C. 39-41.
8. Джемелшська Л.В. Ддагностика конкурентного середовища в cиcтeмi маркетингу на ринку харчових продуклв м. Киева / Л.В. Джемелшська // Економжа АПК - К.: -2002. - №2. - 115 с.
9. Дробпъко Н.А. Управлшня конкурентоспроможнютю в умовах ринково! економжи: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук. / Н.А. Дроблько - X.: ХДЕУ, 2001. - 20 с.
10.Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2002. - 495 с.
11.Злидень 1.М. Концептуальш засади системного управлшня конкурентним потенщалом /
1. М. Злидень // Вюник Харшвського нацюнального ушверситету iм. В.Н. Каразша: Зб. наук. праць. -Eкoнoмiчнa ceрiя. - Xaркiв: ХНУ iм. В.Н. Кaрaзiнa, 2005. - C. 63-67.
12. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: учебное пособие. — М., 2000. — 284 с.
13. Корецький М.Х. Формування кoнкурeнтocпрoмoжнocтi пiдприемcтв у ринкових умовах / М.Х. Корецький // Держава та регюни Ceрiя: економжа та пiдприемництвo. - 2005. - № 1. - C. 98-102.
14. Малащук Д.В. Прюритетш заходи щодо забезпечення кoнкурeнтocпрoмoжнocтi eкoнoмiки Украни / Д.В. Малащук // Aктуaльнi проблеми економжи. - 2005. - №1 (43). - C.22-31.
15.0беремчук В.Ф. Конкуренщя: поняття, aнaлiз, cтрaтeгiя // Стратепя eкoнoмiчнoгo розвитку Укра1ни: [наук. зб.]. - К.: КНЕУ, 2001. - Вип.5. - C.210-217.
16.0беремчук В.Ф. Забезпечення кoнкурeнтocпрoмoжнocтi п!дприемства: стратепчш аспекти: автореф. дис. на здобуття ступеня канд. екон. наук / Кшвський нацюнальний eкoнoмiчний ун-т. - К.,
106
ISSN 2221-7347
Экономика и право
1999. - 18 c.
17.0лексенко P.I. Роль конкуренцп в розвитку аграрних тдприемств / Р.1.0лексенко // АгроСвтт. -2007. - № 3. - C. 29-34.
18.0лексенко Р.1. Тeoрeтичнi пoгляди нa кoнкурeнцiю, И роль в арграрному ceKTopi економГки /
P.I. Олексенко // АтроСвгг. - 2008. - №7. - C. 30-35.
19.Оносова I.A. 1ерархш потреб та можливост И використання у маркетинтових дослгдженнях на ринку м’ясопродуклв / I.A. Оносова // Торпвля i ринок Укра!ни. - Донецьк: ДонДУЕТ, 2000. - C.319 -324.
20. Павлова В.А. Формування стратеги розвитку тдприемств в умовах конкуренцп / В.А. Павлова // Економгка: проблеми теорп та практики. - 2005. - Вип. 204. Т.2. - C.489-494.
21. Павлова В.А., Рогоза М.£. Використання ргзних методичних шдходгв до визначення конкурентоспроможносп товаргв / В.А. Павлова, М.£. Рогоза // Торпвля i ринок Укра!ни. - 2002. - Вип. 13. Т.2 - C. 436-441.
22. Павлова В.А., Рогоза М.£. Прогнозування дГяльност тдприемства в умовах конкурентного середовища / В.А. Павлова, М.£. Рогоза // Вюник ДонДУЕТ. - 2003. - №4 (20). - C.140-145.
23. Педченко Н.С. Деяк аспекти конкуренцп та конкурентоспроможносп в регюнальнш економщ / Н.С. Педченко // Регюнальш перспективи. - 2000. - №4 (11). - C.48.
24. Скудар Г.М. Стратепя тднесення конкурентоспроможносп тдприемства: проблеми i складовГ устху / Г.М. Скудар // Економша Укра!ни. - 2000. - № 6. - C. 16-24.
25. Смтт А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 432 с.
26. Тивончук С.О., Калшчик М.В. Модель конкурентоздатносл сшьськогосподарського виробництва в ринкових умовах (суть та методичш тдходи до розробки моделГ) / С.О. Тивончук, М.В. Калшчик // Економша АПК.- 1996.- №2.- C. 44-49.
27. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие .- 3-е изд. испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 304 с.
28. Ярошенко Ю.Ф. Формування оргашзацшно-економГчного мехашзму тдвищення
конкурентоспроможносп тдприемства: автореф. дис. на здобуття ступеня канд. екон. наук: 08.06.01 / Харшвський державний економГчний ушверситет. - Х., 2001. - 19 с.
Статья поступила в редакцию 31.01.2014.
ПОМЫТКИНА Лилия Эдуардовна - студент Института экономики и менеджмента, Национальный авиационный университет (Украина).
UDC 338.439.003.13
L.E. Pomytkina
THE COMPETITION AND ITS ROLE IN DEVELOPMENT NATIONAL ECONOMY
The article reviews the theoretical essence of competition types, forms and methods. Investigated barriers to entry and exit from the market. The basic concepts and categories.
Keywords: competition, competitive, market, industry, business, business.
107