Научная статья на тему 'Совершенная конкуренция в современной России'

Совершенная конкуренция в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4453
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / ОПТИМАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шюкюров И. А.

В споре рождается истина. Залог успешного развития любой системы это конкуренция внутри нее, между агентами этой системы. Чем ближе условия этой конкуренции к идеальным, тем стремительнее и быстрее она развивается. В данной статье выявлен ряд показателей совершенной конкуренции, и с помощью этих показателе проанализированы определенные рынки. На основе этого сделаны выводы о степени их совершенной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенная конкуренция в современной России»

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

УДК 338.1

И.А. Шюкюров

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В споре рождается истина. Залог успешного развития любой системы это конкуренция внутри нее, между агентами этой системы. Чем ближе условия этой конкуренции к идеальным, тем стремительнее и быстрее она развивается. В данной статье выявлен ряд показателей совершенной конкуренции, и с помощью этих показателе проанализированы определенные рынки. На основе этого сделаны выводы о степени их совершенной конкуренции.

Ключевые слова: совершенная конкуренция, рынок, оптимальная эффективность, индикаторы.

С появлением теории совершенной конкуренции появились ряд условий, которые являются индикаторами данного явления на рынке. Экономистами принято выделять четыре условия совершенной конкуренции.

1. Производимый продукт, на данном рынке, у всех фирм производителей будет идентичен (однороден). Т.е. продукт имеет одинаковые свойства и при потреблении данного продукта, полезность его равна полезности продукту у конкурентов.

2. Цены на все предлагаемые продукты известны потребителю, кроме того потребитель ознакомился со всей продукцией на рынке.

3. Продукция каждой отдельно взятой фирмы занимает крайне малую долю от всего рынка.

4. Фирма пассивно принимает цену, существующую на рынке, и не может влиять на нее сколько-нибудь существенно, реагируя на колебания цен лишь изменением объемов своего выпуска.

Условия совершенной конкуренции в чистом виде в жизни встречаются крайне редко. В современных условиях большинство фирм чаще всего производят или торгуют не одним, а несколькими или многими товарами, причем зачастую эти товары не идентичны товарам других фирм, даже если они являются близкими заменителями. На многих рынках фирмы достаточно велики, чтобы оказывать заметное воздействие на рыночные цены. Таким образом, они вовсе не пассивно воспринимают цены рынка, а влияют на их формирование, варьируя своим предложением. Вход на рынок, как правило, связан с необходимостью преодолеть определенный барьер (или барьеры). Тем не менее, в некоторых отраслях рынок приближается к условиям совершенной конкуренции. Например, в сельском хозяйстве производственные единицы обычно слишком малы, чтобы влиять на цены, а их продукция однородна. Биржевые товары (нефть, металлы, сельскохозяйственные товары) в массе своей однородны, и цены на них при торговле через биржи в основном не зависят от действий производящих фирм. Вход в розничную торговлю и мелкие услуги в большинстве стран сравнительно свободен, число продавцов в крупных городах достаточно велико. Хотя во всех этих случаях и происходят существенные нарушения правил совершенной конкуренции, она все же действует хотя бы в приближенном виде, а потому теории и практику, изложенные выше, следует знать всякому экономисту и бизнесмену. Кроме того, совершенная конкуренция есть некий идеал, к которому рынок должен стремиться, т.к. при этом достигается наиболее высокая экономическая эффективность. Всякие отклонения от правил совершенной конкуренции, даже, если они неизбежны, влекут за собой экономические потери и меньшую, чем оптимальная, эффективность. Поэтому как бы ни была высока сверхприбыль в той или иной отрасли, на том или ином рынке, помните, что с точки зрения всей экономики это чревато потерями, которые в конечном итоге скажутся и на данной

© Шюкюров И.А., 2013.

18

ISSN 2221-7347

Экономика и право

сверхприбыльной нише. Этот вывод в полной мере применим к экономике современной России, в которой правила совершенной конкуренции практически не действуют нигде.

Исходя, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что стремление рынка к совершенной конкуренции есть наиболее верное развитие современной экономики.

Экономисты выделяют ряд рынков, на которых условия максимально приближены к тем условиям, которые удовлетворяют рамкам совершенной конкуренции.

Одними из таких рынков является рынок труда. На совершенно конкурентном рынке труда предприятие является одним из многих покупателей трудовых услуг, предлагаемых многими продавцами (наемными работниками) Поэтому отдельное предприятие не может влиять на цену труда и воспринимает ее как определимую рынкам.

В условиях совершенной конкуренции на рынке труда средние затраты труда и предельные затраты на дополнительную единицу труда совпадают с неизменной ставкой заработной платы. При неизменной ставки заработной платы предприятие может нанять столько работни-ков,сколько ему будет нужно.

Но при всем при этом если говорить об условии чистой конкуренции, которое гласит о том, что продукция, которую предоставляют производители будет абсолютно одинакова то рынок труда не сможет ему удовлетворить. «Продукцией» на данном рынке будет являться конкретно рабочая сила, а определяющие условия выбора этой рабочей силы будут - личные качества конкретного работника. К личным качествам можно отнести: профессионализм, образование, опыт и т.п. Необходимый для компании набор качеств человека и будет основным критерием выбора. Личные качества очень сильно стратифицируют данный рынок, поэтому его нельзя назвать совершенно конкурентным.

Анализируя другие рынки, можно остановиться на рынке грузоперевозок (логистики). Данный рынок имеет большой товарооборот, и большое количество фирм, которые на нем присутствуют.

Логистический рынок нашей страны обладает огромным потенциалом для развития, но в силу культурных и исторических особенностей России во многом отличается от мирового. Первое отличие состоит в том, что изо всех видов транспорта (авиа, ж/д, автомобильный, морской или речной) долгое время чаще всего использовались железные дороги.

В последнее же время наблюдается увеличение частоты использования автомобильного транспорта. Это происходит вследствие оживления экономики и повышения объемов производства в разных промышленных сферах. Повысившуюся активность профильных компаний видно невооруженным взглядом. Кроме того, в последнее время на рынке появилось много новых компаний, успешно начавших работать на посткризисной «волне».

Социально-экономическое положение, которое занимает грузовой автомобильный транспорт в общей структуре отрасли, делает его наиболее важным в силу его больших достоинств с точки зрения качества обслуживания. Данному виду транспорта присущи следующие преимущества: гибкость, надежность, мобильность, оперативность, сохранность грузов. При этом данная тенденция отмечается не только в сфере внутренних транспортировок, но и на международном рынке.

Как известно, специалисты стараются перевозить на автомобилях более ценные грузы. Неудивительно, ведь водитель в этих случаях обычно выполняет функции экспедитора. Он не только транспортирует груз, но и принимает груз от заказчика и передает его получателю. Большинство российских компаний стремится соответствовать высоким стандартам качества. Это заставляет их ориентироваться на европейский уровень. Именно ради этого государство вкладывает большие средства в ремонт и строительство дорог, а компании обновляют и расширяют свои автопарки, тем самым повышая профессионализм в оказании услуг.

Если рассматривать данный рынок по критериям, которые были приведены выше то логистический рынок очень приближен по всем показателям к рынку совершенной конкуренции. Т.е. данный рынок имеет большое количество компаний, которые предоставляют очень схожую со своими конкурентами услугу - транспортировку груза. Кроме того компаний оказывающие подобные услуги на территории России очень много, а значит не одна из компаний не может

19

Новый университет. 2013. № 12 (34)

ISSN 2221-7347

влиять на объем спроса, сколько то сильно. Но при всем при этом, есть и одно условие, которое не удается удовлетворить данному рынку, чтобы называться рынком совершенной конкуренции. Слишком большое количество маленьких фирм на рынке означает ограниченность к доступу информации о производителях услуги. Потребители не в силах освоить такое большое количество информации потому что маленькие кампании не всегда занимаются рекламой в должной мере, и по этому большая часть потенциальных потребителей просто не знают о их существовании.

Самым приближенным к совершенной конкуренции рынок это рынок иностранной валюты. Данный рынок удовлетворяет, в большей части, всем условиям чистой конкуренции.

Во-первых, идентичность оказываемых услуг. Однородность услуги заключается в ее полезности, т.е. потребителю становиться неважно, в каком банке он приобретем валюту при условии одинаковой цены. Банки, которые торгуют иностранной валютой, имеют ограниченный диапазон цен на данные валюты, на который влиять они практически не могут.

Во-вторых, что касается открытости информации, то данный барьер абсолютно нивелируются, у всех банков есть свои сайты, и реклама является очень важным фактором успешности работы данного банка.

В-третьих, вследствие того, что спектр услуг по процедурам с валютами очень узок, и количество банков которые оказывают подобную услугу велико, это означает, что каждый банк занимает очень малую долю на данном рынке.

Последний фактор, от которого зависит можно ли назвать данный рынок совершенно конкурентным, это влияние отдельной компании на спрос на данном рынке. Логично сделать вывод, что один банк не может сильно влиять на спрос, потому что количество данных банков очень большое.

Данная услуга, обмен валюты, очень специфична. И имеет маленькую градацию всевозможных модификаций. Единственным что может каким-либо образом стратифицировать производителей данной услуги это качество оказываемой услуги. А именно время проведения услуги, удобность расположения банка, приветливость персонала, но при всем при этом данные условия очень субъективны и для одних потребителей могут быть полезными, а для других не иметь никакого значения.

Продемонстрировать результаты исследования можно в таблице:

Удовлетворения рынками условий совершенной конкуренции

Таблица 1

Однородность производимого продукта Открытость информации Доля компании на рынке Влияние фирмы на спрос

Рынок труда + ++ +++ +++

Логистический рынок ++ + +++ +++

Рынок иностранной валюты ++ +++ +++ +++

Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неактуальное логическое упражнение.

Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре.

Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономи-

20

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ки. Иначе говоря, чистая конкуренция - это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.

Библиографический список:

1. Смит А. О богатстве народов // О богатстве народов. 2001. вып. 5. С. 123-158.

2. Меншиков С. Новая Экономика // Новая Экономика. 2006. Вып. 1. С. 100-129.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития // Теория экономического развития. 2006. С. 103-106.

4. Козлов В. Совершенная конкуренция миф или реальность? // Совершенная конкуренция миф или реальность? 2007. Вып. 3. С. 95-105.

Статья поступила в редакцию 17.11.2013.

ШЮКЮРОВ Игорь Ахадович - аспирант кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.