Новый университет
Экономика и право 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
УДК 330
И.А. Шюкюров
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТЕПЕНИ КОНКУРЕНЦИИ РЫНКА НА УСПЕШНОСТЬ КОМПАНИИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА*
В данной статье описываются условия совершенной конкуренции, также говорится о такой категории как успешность фирмы. Цель работы - провести анализ зависимости влияния степени конкуренции на рынке и количества успешных компаний. Анализ производится на примере конкретных рынков среднего бизнеса.
Ключевые слова: рынок, бизнес, конкуренция.
Актуальность данной темы очень высока, стремление быть успешным преследует любой предприниматель, но где проще быть успешным на конкурентном рынке, где много продавцов и очень сильная конкуренция, или же на рынке где есть монополист, который создает эффект «однобокой конкуренции» Быть успешным в настоящее время очень сложно. Успешного человека, как правило, характеризует одежда, машина, окружение, поведение и т.п. С характеристиками успешности фирмы все намного сложнее. Что такое успех фирмы? Естественно с точки зрения коммерциализации ее деятельности, успех фирмы это наличие и размер ее прибыли. Но все ли фирмы, которые получают прибыль можно назвать успешными и можно ли говорить, что если компания не получает прибыль то она не успешна? Данный вопрос требует длительного обсуждения, т.к. сама категория успешности почти не раскрыта в современной экономической науке.
За критерии успешности возьмем рентабельность продаж и прирост продаж. Данные критерии описываются в статье Плетнева Д.А. и Николаевой Е.В, как наиболее оптимальные для оценки успешности. Согласно этой методике можно выделить следующие степени успешности компаний среднего бизнеса: «безусловно» успешные и «относительно» успешные компании.
Теоретически, во взаимодействии категорий успешности и конкуренции существуют противоречия. С одной стороны конкуренция должна стимулировать компании к развитию, и как бы соревнуясь между собой, они становятся все более и более успешными, а с другой стороны, сама по себе природа конкуренции направлена на то, чтобы выживали сильнейшие, соответственно должны быть и не успешные компании, которые не смогли выжить в агрессивных условиях рыночной экономики. Вот в этом противоречии и попробуем разобраться
Основываясь на критериях успешности, которые были предложены ранее, выдвинем гипотезу, которая будет звучать следующим образом:
«Успешность фирмы на рынке имеет прямую зависимость от степени конкурентности» Чтобы проверить данную гипотезу обратимся к конкретным рынкам среднего бизнеса. А именно к рынку страховых услуг, рынку туристических услуг и к рынку сдачи в аренду недвижимости, и проанализируем взаимосвязь успешности и степень конкурентости.
Для анализа степени конкурентости оценим все критерии совершенной конкуренции. Данные критерии по версии Пола Самуэльсона выглядят следующим образом:
1) Количество компаний на рынке максимально большое и стремится к бесконечности;
© Шюкюров И.А., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.12
Шюкюров Игорь Ахадович - преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков, Челябинский государственный университет, Россия.
^Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда (проект № 14-1802508).
16
New university
Economics & Law 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
2) Барьеры входа на рынок минимальны или отсутствуют вовсе;
3) Покупатель знает всю информацию о товаре;
4) Влияние фирмы на общую картину на рынке незначительно, и своим поведением она практически не способна изменить ситуацию на рынке;
5) Производимый продукт на рынке однороден и имеет похожие полезные свойства.
Очевидно, что данные условия в реальной жизни практически не выполнимы т.к. сама по
себе модель рынка с совершенной конкуренции утопична и слишком идеальна. Рынок может лишь стремиться к совершенной конкуренции, но достичь ее он не может. Таким образом, возможна лишь некая степень близости рынка к совершенной конкуренции.
Первый критерий количество компаний на рынке максимально большое и стремиться к бесконечности. В рамках оценки успешности компаний малого и среднего бизнеса нами подходит рынок сдачи в аренду недвижимости. Забегая вперед и выполняя критерий номер 5 нам необходимо стратифицировать данный рынок и опираться конкретно на рынок сдачи жилой недвижимости.
В рамках предложенных ранее видов рынков оценим количество компаний на них:
- Рынок страховых услуг 36;
- Рынок туристических услуг 89;
- Рынок сдачи в аренду жилой недвижимости 158.
Т.к. именно рынок сдачи в аренду жилой недвижимости имеет самое большое количество компаний, то будем считать, что он выполнил максимально хорошо первое условие совершенной конкуренции, что касается двух других рынков то условие выполнено относительно.
Далее критерий номер 2 «Барьеры входа на рынок минимальны или отсутствуют вовсе».
Чтобы оценит в числовом виде наличие и размер барьеров входа на рынок, воспользуемся данными национального рейтингова агентства оценки инвестиционного климата:
- Эффективность процедур регистрации (среднее время регистрации, количество процедур, норма 60дней/10)
- Нагрузка на бизнес связанная с проведением проверок (количество различных проверок в год, норма до 5ти проверок)
- Качество инфраструктуры (доля дорог соответствующие нормам, мощность аэропорта города. Норма - 70% / 400 человек в час)
- Количество и доступность финансовой поддержки (доля налоговых льгот от общий суммы налоговых отчислений).
Анализ вышеуказанных рынков с точки зрения барьера входа на рынок выглядит следующим образом:
Анализ барьеров входа на рынок
Таблица 1
Эффективность процедур регистрации (t регистрации / кол-во процедур) Нагрузка на бизнес связанная с проведением проверок (кол-во проверок в год) Качество инфраструктуры (доля дорог соответствующие нормам / мощность аэропорта города) Количество и доступность финансовой поддержки (доля налоговых льгот от общий суммы налоговых отчислений)
Рынок страховых услуг 30дней / 10 5 70%/300 10
Рынок туристических услуг 15дней/ 7 5 70%/300 10
Рынок аренды 5 дней/ 5 2 70%/300 10
Как видно из таблицы 1 рынок сдачи в аренду жилых помещений максимально выполняет условия совершенной конкуренции, рынки страховых и туристических услуг существенно уступают ему в этом.
17
Новый университет
Экономика и право 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
Далее необходимо проанализировать критерий номер 3, а именно открытость информации о товаре, и степень доступности данной информации.
Согласно концепции федерального закона об «Общих требованиях предъявляемых к предоставлению информации о товаре», можно выделить следующие показатели:
1) Достоверность (количество дел об информационной фальсификации заведенных на данном рынке, норма не больше 40 в год)
2) Доступность (среднее время поиска информации включая интернет, не более 5 минут.)
3) Достаточность (данный критерий в цифровом исчислении изобразить очень сложно, по этому, критерии оценки будет исходить больше из эмпирического опыта, который в свою очередь основывается на определение достаточности)
Анализ информационной открытости
Таблица 2
Достоверность Доступность Достаточность
Рынок страховых услуг 50 5 +
Рынок туристических услуг 28 5 +
Рынок аренды 10 3 +
Анализируя таблицу 2, мы можем сделать следующий вывод: только два рынка (рынок туристических услуг и сдачу в аренду недвижимости) имеют все три показателя осведомленности в рамках необходимых норм, а вот рынок страховых не смог выполнить критерий достоверности
Далее рассмотрим следующий критерий оценки степени конкуренции а именно незначительной влияние фирм на ситуацию на рынке. Чем меньшую долю рынка занимает фирма, тем меньше ее влияние на общую ситуацию на рынке. Оценить долю, которую занимает фирма на рынкеможно с помощью стандартных коэффициентов:
1) Индекс HHR
2) Коэффициент концентрации
Таким образом, в зависимости от значений индекса HHI и коэффициента концентрации выделяют следующие типы рынков
Первый тип - низкоконкурентные рынки: 70% <CR<100%
1800%<HHI<10000%
Второй тип - умереноконкурентные рынки: 45%<CR<70%
1000%<CR<1800%
Третий тип - высококонкурентные рынки: CR<45% HHI<1000
Анализ степени влияния фирм на рынок
Таблица 3
Индекс HHR Коэффициент концентрации (CR - %)
Рынок страховых услуг 40 770
Рынок туристических услуг 39 720
Сдача в аренду недвижимости 30 200
Как видно из таблицы 3, все три выбранные ранее рынка удовлетворяют условиям рынка высококонкурентного, это означает, что на рынке находится большое количество небольших фирм следовательно влияние каждой конкретной фирмы на общую ситуацию на рынке не велика. Это означает, что такое условие совершенной конкуренции как влияния одной фирмы на общую ситуацию на рынке с небольшой долей условности мы можем считать выполненным.
Последним условием совершенной конкуренции заключается в том что: производимый продукт на рынке однороден и имеет похожие полезные свойства. Пожалуй, измерить полезные свойства товара или услуги достаточно сложная задача, поскольку присутствует определенная доля субъективизма.
18
New university
Economics & Law 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
Для этого предлагаю воспользоваться методом Рос. ПатентаДля оценки степени однородности товаров используют Международную Классификацию Товаров и Услуг (МКТУ). В данной классификации каждой товарной группе присвоен свой индивидуальный коэффициент однородности, вот собственно говоря, руководствуясь данными коэффициентами, мы и оцениваем однородность целого рынка.
100% - 75% - рынок практически однороден 75% - 45% - рынок средней однородности 45% - 25% - рынок не однороден
25% - 0% - производится выдача патента, т.к. практически отсутствуют полезные свойства товара, которые дублируются в ранее придуманных товаров.
Анализ однородности
Таблица 4
коэффициент
Рынок страховых услуг 55%
Рынок туристических услуг 70%
Сдача в аренду недвижимости 75%
Таким образом, можно утверждать, что рынок сдачи в аренду недвижимости наиболее конкурнтен, на втором месте в данной выборке находится рынок туристических услуг и на третьем месте рынок страховых услуг.
Далее проанализируем уровень успешности компаний через критерии рентабельность продаж и прирост продаж. Принимая в расчет данные критерии, можно сделать вывод, что рынок Сдачи в аренду недвижимости является безусловно успешным, а рынки туристических и страховых услуг являются относительно успешными.
Таким образом, возвращаясь к гипотезе о прямой зависимости успешности и конкуренции можно сделать вывод, что данная гипотеза подтвердилась. Т.к. именно рынок с наибольшей степенью конкуренции (рынок сдачу в аренду жилой недвижимости) является безусловно успешным два других же рынка имеют степень конкуренции ниже и соответственно относятся к типам относительно успешных рынков. Т.е. та природа конкуренции, которая позволяет выживать сильнейшим позволяет оставаться на рынке успешным компаниям, и таких успешных компаний больше чем на рынках с относительно небольшим уровнем конкуренции.
Библиографический список
1.Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции / пер. с англ. Э. Г. Лейкина, Л. Я. Розовского // Теория монополистической конкуренции. - 1996. - С. 256-260.
2. Смит, А. О богатстве народов / А. Смит // О богатстве народов. 2001. вып. 5. - С 123-158.
3. Бархатов В.И. Теоретико-методологические аспекты регулирования совершенной и несовершенной конкуренции в глобальной экономике. Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: Издательство ЧелГУ. - 2010. - № 27. - С. 36-41.
4. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. - 2-е изд. - 458 с.
5. Лымарь Е. Н. Монополистическая конкуренция в кризисный и посткризисный период. Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: Издательство ЧелГУ. - 2013. - № 15. -
С. 64-68.
6. Бархатов В.И. Теоретико-методологические аспекты регулирования совершенной и несовершенной конкуренции в глобальной экономике. Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: Издательство ЧелГУ. - 2010. - № 27. - С. 36-41.
7. Вальрас, Л. Элементы чистой политической экономии или Теория общественного богатства / пер. с англ. И. Егоров, А. Белянин // Элементы чистой политической экономии или Теория общественного богатства. 2000. С 189-200.
8. Микроэкономика. / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 2007. - 672 с
9. Набока М.В. Методика оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг // Российское предпринимательство. - 2007. - № 9 Вып. 2 (98). - C. 66-70.
19
Новый университет
Экономика и право 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
10. Российская Федерация. ФАС Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке: Приказ ФАС РФ от 25 апреля 2006 г.
11. ДоланЗ.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок микроэкономическая модель /Пер. с англ. К. Фазылова // Рынок микроэкономическая модель. - СПб., 2012.
12. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих/Пер. с англ. Л. Сивалов // Экономикс для начинающих. - М.: изд. "Республика", 2009.
13. Дж. В. Робинсон Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. Т. Иванов // Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: 2010.
14. Бархатов, В. И. Корпоративная власть в России [Текст] : подходы, проблемы и решения /
В.И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Экономика в условиях глобализации : проблемы, тенденции, перспективы : сб. материалов I междунар. науч.-практ. конф., 25 февр. - 1 марта 2013 г., Днепропетровск - Жешув / под ред.: В. Шаповал, Б. Шлюсарчик. - Днепропетровск : Нац. горн.ун-т, 2013. - С. 25-31.
15. Российская Федерация. Рос. Патент. Международная Классификация Товаров и Услуг
16. Плетнёв Д.А., Николаева Е.В. Успешность среднего бизнеса Челябинской области: анализ ключевых сфер деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 21 (350). Экономика. - Вып. 47. - С. 128-144
17. Бархатов В.И., Плетнев Д.А. Сравнительный анализ подходов к определению понятия «успешность бизнеса» в современной науке // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. -№ 18 (347). - С. 8-18.
UDC 330
I.A. Shyukyurov
ANALYSIS OF INFLUENCE OF EXTENT OF THE COMPETITION OF THE MARKET ON SUCCESS OF THE COMPANY OF MEDIUM BUSINESS
In this article conditions of the perfect competition are described, it is also told about such category as success offirm. The work purpose - to carry out the analysis of dependence of influence of extent of the competition in the market and number of the successful companies. The analysis is made on the example of the concrete markets of medium business.
Keywords: market, business, competition.
20