Научная статья на тему 'Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг'

Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MILITARY EDUCATION / КОНКУРЕНТОМОБИЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE MOBILITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ / COMPETITIVE SUSTAINABILITY / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев Алексей Анатольевич

В статье рассмотрены особенности того, что в современных условиях военные вузы функционируют на пересечении двух сфер: во-первых, участвуют в формировании общеевропейской интеграционной (болонской) системы образования, вступая в конкурентную борьбу; во-вторых, являются частью силовых структур и военно-оборонного комплекса, находясь под юрисдикцией Министерства внутренних дел РФ. Это усложняет оценку конкурентоспособности и выделение системы показателей и факторов, влияющих на успешность военного учебного заведения на рынке ВВПО. На смену изъезженного исследователями понятия конкурентоспособности приходит понятие конкурентоустойчивости образовательного учреждения как показатель жизнеспособности и эффективности функционирования вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive sustainability of military high school in the Russian market of educational services

In modern conditions military high schools operate at the intersection of two areas: first, they participate in formation of the all-European integration (Bologna) education system, entering competitive fight; secondly, they are part of power structures and military defense industry, being under jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It complicates an assessment of competitiveness and separation of system of indexes and the factors influencing success of military educational institution in the GDP market. The concept of competitiveness used by researchers for a long time the concept of competitive sustainability of educational institution as an index of viability and efficiency of functioning of higher education institution succeeds.

Текст научной работы на тему «Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг»

особенности военного

образования

конкурентоустойчивость военного вуза

на российском рынке образовательных услуг

Аннотация

В статье рассмотрены особенности того, что в современных условиях военные вузы функционируют на пересечении двух сфер: во-первых, участвуют в формировании общеевропейской интеграционной (болонской) системы образования, вступая в конкурентную борьбу; во-вторых, являются частью силовых структур и военно-оборонного комплекса, находясь под юрисдикцией Министерства внутренних дел РФ. Это усложняет оценку конкурентоспособности и выделение системы показателей и факторов, влияющих на успешность военного учебного заведения на рынке ВВПО. На смену изъезженного исследователями понятия конкурентоспособности приходит понятие конкурентоустойчивости образовательного учреждения как показатель жизнеспособности и эффективности функционирования вуза.

_Ключевые слова: высшее военное образование, конкурентомобиль-

ность, конкурентоспособность, конкурентоустойчивость, комплексный _подход, образовательная услуга

Лаптев еформирование образовательного рынка Алексей Анатольевич вынуждает вузы обретать все большую самосоискатель кафедры стоятельность и автономию: учреждения сервиса и организации активизируют самоуправление и саморегуляцию, коммерческой занимая определенную рыночную позицию, выяв-деятельности, ляют возможные ресурсы для обеспечения кон-Новосибирский курентоспособности вуза и более эффективного государственный функционирования. университет экономики и Конкурентоспособность вуза управления, Наиболее важным аспектом экономической деятель-ст. преподаватель, ности вуза является конкурентоспособность. Новосибирский военный Применительно к образовательным услугам поня-институт внутренних тие «конкурентность» стало использоваться не так войск имени генерала давно, с середины 90-х гг. В условиях современного армии И.К. Яковлева рынка конкурентоспособность образовательного mokd@nsuem.ru учреждения является основным показателем жизнестойкости, развитости и эффективности вуза.

Некогда престижная тенденция к получению высшего образования сегодня превратилась в общепринятую данность, не связанную с уровнем дохода, возрастом и профессией потребителей. Еще одной не менее важной тенденцией на рынке образования является возрастающие требования и обязательства к формированию российской системы высшего образования в связи с подписанием Болонской декларации в 2003 г. и усилением процессов глобализации мировой экономики. Поэтому обеспечение конкурентоспособности вуза в усиливающейся конкурентной среде образовательного рынка представляется нам наиболее востребованным вопросом, требующим более внимательного изучения. Обозначенные тенденции повлияли и на систему высшего военного образования: как составная часть федеральной системы высшего профессионального образования, военное образование так же находится в конкурентном поле и нуждается в анализе и обеспечении конкурентоспособности.

Специфика военного образования _

Существенным отличием военного образова- _

ния является его двуединое содержание: с одной _

стороны, система высшего военно-професси- _

онального образования обеспечивает заказ _

Министерства обороны на получение военных _

специалистов, владеющих необходимыми зна- _

ниями, умениями и навыками; с другой сто- _

роны, эта система связана с удовлетворением _

потребностей граждан в получении професси- _

онального образования, тем самым относясь к _

рынку образовательных услуг и деятельности, _

регламентированной Министерством образова- _

ния РФ. _

В связи с этим, обеспечение конкурентоспособ- _

ности военного вуза - сложный и дискуссион- _

ный вопрос, требующий комплексного подхода, _

учитывающего интеграционный характер обра- _

зовательной услуги. _

Комплексный подход, с нашей точки зрения, _

включает такую систему показателей оценки _

конкурентоспособности военного вуза, в кото- _

рой будет зафиксирована двуединая природа _

ей

_образование

.обеспечение

конкурентоспособ-

_ности военного

_вуза - сложный

и дискуссионный

_вопрос, требующий

комплексного подхода,

_учитывающего

_интеграционный

характер

образовательной _услуги

пиво 1

т

военных образовательных услуг и учет результатов взаимодействия вуза с внешними и внутренним факторами всех сред жизнедеятельности (см. рис. 1).

На наш взгляд, ключом к обеспечению конкурентоспособности на рынке ВВПО является формирование полноценной образовательной услуги, которая возможна при использовании комплексного подхода. Социальная среда и военно-политическая определяют позицию личности в обществе, образующую вкупе с позициями других личностей сеть зависимостей и возможностей; влияют на формирование системы ценностей, взглядов и позиций человека как гражданина, патриота. Экономическая среда влияет на «доходность» получаемой профессии, на представление о будущей экономической выгоде получаемой специальности. Демографическая характеристика может указывать на склонность к определенным специальностям и спросу на них в зависимости от количества абитуриентов и гендерных признаков. Наиболее разнообразную сферу - культурную еду составляют такие элементы, как истори-ое наследие, групповые или национальные адиции, способ общения, религиозные воззрения и т.п.

Комплексный подход к оценке конкурентоспособности военного вуза

В основании комплексного подхода к оценке конкурентоспособности военного вуза могут быть предложены следующие положения:

• конкурентоспособность военного образовательного учреждения является относительным показателем и может быть оценена при сопоставлении с другими аналогичными вузами либо с оценкой конкурентной среды в целом;

• конкурентоспособность вуза на рынке высшего военного образования - это квалификация выпускников, представляющих военную элиту общества и их репутация во внутреннем и внешнем пространстве Министерства внутренних дел РФ;

• говоря о конкурентоспособности,следует отличать конкурентоспособность услуг, пред-

Рис.1. Комплексный подход к формированию образовательной услуги военного вуза

ия

___ключом лагаемых образовательным учреждением и кон_к обеспечению курентоспособность самого вуза, хотя их связь

конкурентоспособ- очевидна;

_ности на рынке • конкурентоспособность военного вуза сопря-

_ВВПО является жена со временем его существования;

_формирование • на конкурентоспособность вуза влияет оценка

_полноценной предлагаемых образовательных услуг потреби_образовательной телями (абитуриенты, курсанты, выпускники).

_услуги, которая Ряд субъектов экономической деятельности,

_возможна при предоставляющих и потребляющих образова-

_использовании тельные услуги, вне зависимости от их орга-

_комплексного низационно-экономической принадлежности

_подхода и образующие рынок образовательных услуг,

_ находятся в постоянно воздействующем на низ

_ конкурентном пространстве. Этот факт побуж-

_ дает образовательные учреждения находить

_ «свои» конкурентные преимущества в борьбе

_ за абитуриента - будущего курсанта военного

_ вуза.

_ Образовательные услуги, предлагаемые учрежде-

_ ниями военно-профессионального образования,

_ носят комплексный характер, т.к. представляют

_ собой процесс, включающий образовательную и

воспитательную деятельность, физическую, бое-ую и политическую подготовку, направленную а курсантов - будущих офицеров. Главная задача высшего военного образования - «подготовка высокообразованного, прежде всего в военном отношении, офицера, обладающего широким военным и общенаучным кругозором и профессиональной компетентностью по кругу задач своей служебной деятельности. Кроме того, военное образование должно обеспечивать и удовлетворять индивидуальные потребности личности, связанные с ее способностями к будущей профессиональной деятельности» [2]. Поэтому обращение к проблеме конкурентоспособности военного образования вызвано необходимостью и тенденциям современного образовательного рынка.

тив I

Пирамида взаимосвязанных конкурентных аспектов

Развитие конкурентоспособности образовательного учреждения, с нашей точки зрения, включает в себя 3 последовательных уровня,

позволяющих построить следующую пирамиду взаимосвязанных конкурентных аспектов («3К» -«конкурентоспособность - конкурентоустойчи-вость - конкурентомобильность) (см. рис. 2). Анализ различных отечественных и зарубежных источников по вопросам конкурентоспособности показал, что российские экономисты фокусируют внимание на отдельных параметрах конкуренции (качестве, конкурентоспособности услуг, организации), конкретизируя критерии и показатели. В монографии Г. Долинского и И. Соловьева произведена одна из первых попыток полного и разноаспектного анализа конкурентоспособности, где авторы сопоставляют данную категорию с другой - качеством товаров (услуг) [3]. Профессор Р. Фасхутдинов определяет конкуренто-способность как «свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [2].

Ряд авторов считают, что те субъекты социально-экономической деятельности, которые занимают большую долю рынка, эффективно функ-

экономическая

на представление

о будущей_

экономической выгоде получаемой специальности_

Рис. 2. Пирамида «3К» (конкурентоспособность - конкурентоустойчивость -

конкурентомобильность)

тив ки

ия

...конкурентоспособность как показатель

объекта при пределенных

—трактоваться через

_и эффективность

ционируют на выделенном рынке и поставляют конкурентоспособные товары или услуги потребителю, являются конкурентоспособными. Таким образом, конкурентоспособность как показатель любого экономического объекта при определенных условиях может трактоваться через качественность и эффективность. «Однако при всем при том остается открытым вопрос, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, когда оно представляет самостоятельную категорию. Предварительно можно сделать предположение, что свойство нкурентоспособности проявляется незави-мо от произвола субъекта экономической деятельности, а определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах» [1].

Конкурентоустойчивость военного образовательного учреждения - это наличие конкурентного потенциала (образовательного, кадрового и базового военного), позволяющего обеспечить конкурентную позицию на рынке ВВПО, реализации стратегических целей, долгосрочных взаимодействий со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) вуза и для подкрепления имиджевых положительных характеристик по сравнению с другими аналогичными учреждениями на рынке высшего военного образования. Конкурентоустойчивость вуза - это преимущество над конкурентами с точки зрения уникальности и качества предлагаемой образовательной услуги.

Информационное общество предъявляет жесткие требования к организациям различного профиля и отраслей, заставляя адаптироваться к предлагаемым условиям. Поэтому вершиной конкурентной пирамиды военного вуза является его конкурентная мобильность, которую мы понимаем как уникальное сочетание материальных, нематериальных, интеллектуальных и кадровых ресурсов (компетенций) и гибкое их использование в зависимости от положения (ситуации) на рынке образовательных услуг дающее устойчивое конкурентное преимущество. При этом целью вуза является сохранение конкурентос-

пособности, утверждение конкурентоустойчи-вости, адаптирование и гибкое реагирование на складывающиеся условия при сохранении конкурентных преимуществ и традиций военного образовательного учреждения. Военный вуз как социальная, силовая и экономическая совокупность профессорско-преподавательского и кадрового ресурсов, объединенная общими задачами, интересами и пространством, должна обладать адаптивной устойчивостью для своевременного и адекватного реагирования на изменяющуюся ситуацию, т.е. конкурентной мобильностью. Поэтому в обеспечении конкурентоустойчивости вуза стабильность и квалификация преподавательского и кадрового потенциала является важным показателем.

Еще одним показателем конкурентоустойчи-вости вуза являются сформированные и эффективно функционирующие доверительные коммуникационные каналы, устойчивые связи с различными контактными аудиториями. В основе пирамиды «3К» лежат пять принципов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Принцип инновационности: конкурентоус-тойчивость вуза будет обеспечена тогда, когда образовательное учреждение использует инновационные методы и подходы, как в образовательном процессе, так и в военно-полевой подготовке, а это, в свою очередь, позволяет подготавливать специалистов конкурентоспособных на мировом уровне, интегрируя достижения науки и техники.

2) Принцип традиционности: сохранение воинских и вузовских традиций в сочетании с адаптивностью к требованиям современного образовательного рынка.

3) Принцип взаимовыгодного партнерства: взаимодействие вуза со всеми заинтересованными сторонами (государственными и региональными органами управления, другими вузами, общественными организациями, научными сообществами и др.).

4) Принцип идентичности: формирование корпоративной культуры, сочетающей новаторство и традиции и трансляция данной идентичности в СМИ и интернете.

главная задача_

высшего военного

образования -_

«подготовка_

высокообразованного, прежде всего

в военном_

отношении, офицера, обладающего

широким военным_

и общенаучным_

кругозором...»

конкурентоустой-чивость военного

учреждения

это наличие

конкурентного потенциала

(образовательного, кадрового

и базового военного),

_позволяющего

_обеспечить

_конкурентную

позицию на рынке ВВПО...

ПЬЖ>

ия

5) Принцип «умного» управления [4]: регулярный менеджмент качества образовательных услуг и мониторинг рынка ВВПО, управление ресурсами и интеллектуальными ресурсами вуза, продуманная стратегическая миссия, программы развития вуза, постоянное повышение квалификации ППС.

Вывод

Таким образом, формирование востребованной образовательной услуги и конкуренто-устойчивости высшего военного образовательного учреждения возможно только при комплексном подходе с учетом влияния каждой их окружающих сред, в которых происходит формирование покупательского интереса. В существующей ситуации на рынке высшего образования в целом и высшего военного в частности понятие конкурентоспособности вуза заменяется актуализированной рынком кон-куренто-устойчивостью, которая связана не только со способностью долгосрочного функционирования и использования всех ресурсов вуза, но и с реализацией стратегических целей, взаимодействием с контактными группами на условиях партнерства.

Литература

1. Александров Н.Н., Козлов В.Д., Крючков Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. -Н.-Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. - С. 27.

2. Гриднев Д.А., Зерчанинова Т.Е. Социальные факторы реформы высшего военного образования: опыт социологического исследования // Вопросы управления. Уральский институт -филиал РАНХиГС. - 2009.

3. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. / Под. ред. проф. С.Г. Светунькова. - М., 2002.

4. Теория управления организованными системами // Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. Проект «Умное управление». - Режим доступа: http://www.mtas.ru/about/ smartman/.

5. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность вузов и бизнеса: современные тенденции и взаимосвязь // Креативная экономика. - 2013. - № 3 (75). - с. 24-29. - http://www.creativeconomy.ru/ аШс1е8/28191/.

Alexey A. Laptev

Candidate of the Department of service and business organizations, Novosibirsk State University of Economics and Management, Senior Professor, Novosibirsk Military Institute of Internal Troops named after General of the Army I.K. Yakovlev, Russian Ministry of Internal Affairs

Competitive sustainability of military high school in the Russian market of educational services

In modern conditions military high schools operate at the intersection of two areas: first, they participate in formation of the all-European integration (Bologna) education system, entering competitive fight; secondly, they are part of power structures and military defense industry, being under jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It complicates an assessment of competitiveness and separation of system of indexes and the factors influencing success of military educational institution in the GDP market. The concept of competitiveness used by researchers for a long time the concept of competitive sustainability of educational institution as an index of viability and efficiency of functioning of higher education institution succeeds.

Keywords: higher military education, competitive mobility, competitiveness, competitive sustainability, integrated approach, educational service

Abstract

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.