Научная статья на тему 'Влияние ВТО на российский рынок образовательных услуг: мифы и реальность'

Влияние ВТО на российский рынок образовательных услуг: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВТО / WTO / РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / RUSSIAN MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Юлия Игоревна

В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных последствиям вступления России в ВТО. Как правило, значительная их часть имеет негативный характер. Наше же исследование посвящено взаимодействию российского и мирового рынка образовательных услуг в контексте правил ВТО, показаны направления развития вузов для обеспечения собственной конкурентоспособности в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of WTO on Russian Market of Educational Services: Myths and Reality

During last years a lot of publications about consequences of Russia accession to WTO have been released. Generally most of them have negative character. Our study is dedicated to cooperation between Russian and global markets of educational services in context of WTO rules. Universities development directions are considered for provision of their competitiveness in conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Влияние ВТО на российский рынок образовательных услуг: мифы и реальность»

везде и всему нас научат

влияние вто на российский рынок образовательных услуг:

мифы и реальность

Гущина Юлия Игоревна

кандидат экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета Julia25.30@mail.ru

_Аннотация

В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных последствиям вступления России в ВТО. Как правило, значительная их часть имеет негативный характер. Наше же исследование посвящено взаимодействию российского и мирового рынка образовательных услуг в контексте правил ВТО, показаны направления развития вузов для обеспечения собственной конкурентоспособности в условиях глобализации.

Ключевые слова: ВТО, российский рынок образовательных услуг, высшее профессиональное образование, конкуренция

аекабрь 2011 года был полон событий, значимых для России, одно из которых - вступление в ВТО, следствием чего станет внесение еленных корректив в деятельность всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы образования.

Образование без границ

Большая часть авторов соответствующих публикаций склоняется к мнению, что услуги образования и в частности высшей школы являются специфическими и к их регулированию нельзя подходить с коммерческой точки зрения. Например, «чисто рыночное отношение к образованию не принесет ему пользы, сделает предметом купли-продажи, а не общественным благом, основой развития собственной национальной культуры. Рыночные ценности в условиях ограниченного государственного финансирования способны изменить миссию учебных заведений, усилить расслоение общества...» [1].

еативная экономика, 2012, № 6

Автору ближе мнение В.П. Колесова: «При всем многообразии воспитательных, культурных, нравственных, идеологических, социальных, политических и других аспектов образования «услуга» - экономическая категория, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в истеме образования» [2].

Порядок оказания образовательной услуги регламентируется правилами ВТО, где прописываются четыре основных способа поставки услуг:

• с территории одного государства-члена ВТО на территорию любого другого государства-члена ВТО;

• на территории одного государства-члена ВТО образовательная услуга предоставляется потребителю любого другого государства-члена ВТО;

• поставщиком образовательных услуг может быть одно из государств, входящих в ВТО, путем коммерческого присутствия на территории любого другого государства-члена ВТО;

• поставщиком образовательных услуг может быть также одно из государств, входящих в ВТО, путем присутствия его физических лиц на территории любого другого государства-члена ВТО [3]. Применительно к образовательным услугам это означает дистанционное обучение, учебу за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, а также обмен учеными и специалистами. В той или иной степени каждая форма уже существует на российском рынке образовательных услуг.

Согласно закону «Об образовании» на территории РФ разрешено открывать образовательные учреждения иностранным юридическим и физическим лицам. На сегодняшний день в России насчитывается около 20 вузов США и Европы, имеющих свои представительства или совместные программы с российскими вузами. Стоимость колеблется от 3000 до 25000 долларов за весь курс обучения. Доступны программы бакалавриата по различным направлениям, а также программы МВА, в том числе по очной форме обучения.

Что касается обучения за рубежом, то 2% всех иностранных студентов в вузах Европы и США составляют россияне. Рост обучающихся за пределами России ограничен, прежде всего, психо-

_услуги образования в частности высшей

_школы являются

_специфическими

и к их регулированию _нельзя подходить

_с коммерческой

_точки зрения

Шс, и

логическими и ценовыми факторами, причем последний - миф в сознании российского населения. Так, например, обучение в Парижском университете «Сорбонна» бесплатно, в Мюнхенском техническом университете - около 600 евро в год; в Берлинском техническом университете - 500 евро в год, что равно стоимости обучения в филиалах региональных вузов. Безусловно, на мировом рынке представлены и дорогостоящие программы обучения, доступ к которым осуществляется как за счет личных средств граждан, так и во многом за счет грантов, причем не обязательно для граждан именно своей страны. Например, программы стипендий «Opportunity Program», Эдмунда С. Маски (США), Фонда Албан-Берга, Монди (Австрия), Chevening, Hill Foundation (Великобритания), Службы академических обменов DAAD (Германия) и другие доступны иностранным гражданам, в том числе и россиянам. Следует отметить, что програм-ы поддержки иностранных студентов существуют европейских странах, США, а также в Японии и Индии.

Привлечение студентов -дело государственное

С 2009 года российское правительство ежегодно в рамках сотрудничества с зарубежными странами в области образования выделяет 10 тысяч стипендий для обучения иностранных граждан в российских вузах. Минобразования и науки совместно с посольствами зарубежных стран в РФ традиционно распределяет эти стипендии по вузам с учетом их запросов. В 2010 году вузы России впервые обрели право самостоятельного отбора иностранных граждан в рамках выделенных квот. В 2011 году по государственной линии в Россию приехали студенты из 162 стран мира. В этом списке представлены: 31 государство Европы, 45 государств Африки, 25 государств Азии, а также Латинской Америки, США, Канады, Ближнего Востока и других [4]. Однако предусмотренные стипендии, включают только оплату за обучение, все остальные расходы несут сами студенты.

Как видно, иностранные вузы более активны в привлечении студентов из зарубежных стран и

омика, 2012, № 6

в случае проведения активной маркетинговой деятельности с их стороны следует ожидать увеличения количества россиян, получающих образование за рубежом.

Для активизации процесса привлечения иностранных студентов в российские вузы, прежде всего, следует внести изменения в законодательство, так как, например, человек, имеющий рабочую визу, не может одновременно получать образование, и наоборот. Но есть и положительный момент: хоть процесс поддержки иностранных студентов четко регламентируется российским правительством, все же будущему студенту предоставляется право выбора вуза из списка, утвержденного правительством России.

И дистанция, и обмен

Информационные технологии дали импульс развитию дистанционного образования. Большинство российских вузов реализуют такие программы или собираются это сделать в ближайшее время, данные тенденции наблюдаются в вузах США и Европы. На сегодняшний день массовое развитие дистанционного образования ограничивают психологический барьер (основная часть населения отождествляет заочное и дистанционное образование, а в сознании общества прочно закрепилось мнение «заочное - значит некачественное») и недостаточная компьютерная оснащенность российского населения - только 33% россиян имеют в своем распоряжении домашний компьютер (в 2005 году этот показатель составлял лишь 14%). Опрос, проведенный социологами «Левада-Центра» в марте 2011 года, показал, что в России 62% взрослых граждан вообще не пользуются Интернетом. Таким образом, перечисленные факторы не только сдерживают импорт образовательных услуг, но и ограничивают спрос на дистанционное обучение в российских вузах.

Учитывая ускорившиеся темпы проникновения информационных технологий в жизнь российского населения, и массовость получения высшего образования, нельзя отрицать возможность преобладания в недалеком будущем дистанционных форм обучения над классическими. В таком случае российским вузам для обеспечения собственной

в 2010 году вузы России впервые обрели право самостоятельного отбора иностранных граждан в рамках выделенных квот

_российским вузам

_для обеспечения

_собственной

конкурентоспособ-

_ности следует

заранее продумать _ппрограммы

подготовки,

обеспечить

_инфраструктуру,

подготовить кадры _дляработы в новой

_информационной

среде

конкурентоспособности следует заранее продумать программы подготовки, обеспечить инфраструктуру, подготовить кадры для работы в новой информационной среде.

Обмен учеными и специалистами также не новшество в мировой практике. Сегодня в различных странах мира действует большое количество программ, направленных на активизацию такой деятельности. Например, программа Фулбрайта предоставляет гранты для обучения, преподавания, исследований и чтения лекций в США и 150-ти других странах мира. Только в рамках данной программы ежегодно присуждается примерно 6000 грантов общей стоимостью более 250 млн долларов. К программам международных визитов специалистов относятся и другие известные программы: «Сотрудничество профессиональных объединений», «Открытый мир», САБИТ, программа стипендий Кокрана и другие.

ление России в ВТО и упрощение роцедуры вхождения иностранных вузов на российский рынок образовательных услуг, приведет к усилению конкуренции, что потребует от российских вузов концентрации всех ресурсов, более эффективного их использования, внедрения новейших методов как в учебный, так и в организационный процесс. Вместе с тем российские вузы также смогут вести более активную образовательную политику за рубежом, и если экономические программы пока во многом уступают иностранным вузам, то подготовка по техническим специальностям является конкурентным продуктом российских технических вузов. Так, например, Томский политехнический университет через своих зарубежных агентов уже в течение 12 лет набирает студентов из различных стран. В качестве таких агентов могут выступать и зарубежные вузы - партнеры и бывшие выпускники, как зарубежные, так и российские, работающие за рубежом.

В заключение следует отметить, что из 153стран-участников (без России) только 4 страны (Конго, Лесото, Ямайка и Сьерра-Леоне) полностью приняли обязательства в сфере высшего образования, и 21 страна - частично.

креат

швная экономика, 2012, № 6

Литература

1. Акимов Ю.П. По законам цивилизованного рынка [Текст] // Платное образование, 2003, №4.

2. Колесов В.П. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) [Текст] // Высшее образование, 2006, №2.

3. Приложение 1В. Генеральное соглашение [Электронный ресурс] // http://www.wto.ru/ ёоситет8.а8р?Г=80§^=13.

4. http://news.tpu.ru/news/201 1/12/26/2771-ро^ети_ inostrantsev_zhdut_ v.html [Электронный ресурс].

Yulia I. Guschina

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Economy and Management, Volga Polytechnic Institute (Affiliate) ofVolgograd State Technical University

Influence of WTO on Russian Market of Educational Services: Myths and Reality

Abstract

During last years a lot of publications about consequences of Russia accession to WTO have been released. Generally most of them have negative character. Our study is dedicated to cooperation between Russian and global markets of educational services in context of WTO rules. Universities development directions are considered for provision of their competitiveness in conditions of globalization.

Keywords: WTO, Russian market of educational services, higher professional education, competition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.