Научная статья на тему 'ВТО и модернизация Российской образовательной системы'

ВТО и модернизация Российской образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / RUSSIA`S JOINING TO THE WTO / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО / PROFESSIONAL EDUCATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малороссиянова А. В., Ачкасова О. Г.

В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) идет активное общественное обсуждение возможных последствий этого процесса, в том числе и для национальной системы профессионального образования. Такой шаг несет в себе определенные перспективы и возможности, так как увеличится конкуренция между образовательными учреждениями, что, безусловно, оздоровит систему образования. Однако вступление в ВТО чревато и негативными результатами; многие деятели образования высказывают предположения и прогнозы о значительных рисках и предсказывают катастрофические последствия участия в этой организации [1, 2, 3]. В данной статье предлагается объективный анализ условий участия в ВТО в рамках образовательных систем, в том числе и в рамках участия, обсуждаемых для системы российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WTO AND MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

In the run-up to Russia`s joining to the World Trade Organization (WTO) we may notice vivid public discussion on probable consequences of this process including those for the national system of professional education. Such step presupposes certain new prospects and opportunities because of increasing competitiveness among academic organization what without any doubt would make educational system healthier. Though joining to the WTO is fraught with negative results; many educators express suggestions and prognoses of significant risks and forecast catastrophic consequences of participation in this organization [1, 2, 3]. The paper offers an objective analysis of terms of participating in the WTO in the framework of educational systems including the frames of participation being negotiated regarding the system of Russian education.

Текст научной работы на тему «ВТО и модернизация Российской образовательной системы»

УДК / UDC А. В. Малороссиянова, заведующая лабораторией региональных программ

371.14 и программ развития ПО Кузбасского регионального института развития

профессионального образования, Россия, г. Кемерово, a_v_mal@mail.ru О. Г. Ачкасова, ст. преподаватель кафедры общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Россия, г. Кемерово, a17g12@rambler.ru

Anna Malorossiyanova, head of regional programmes and programs of development of vocational organizations, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, a_v_mal@mail.ru Oxana Achkasova, senior lecturer at the Chair of General Professional and Vocational Subjects, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, a17g12@rambler.ru

ВТО И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

WTO AND MoDERNIZATioN

of Russian educational system

В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) идет активное общественное обсуждение возможных последствий этого процесса, в том числе и для национальной системы профессионального образования. Такой шаг несет в себе определенные перспективы и возможности, так как увеличится конкуренция между образовательными учреждениями, что, безусловно, оздоровит систему образования. Однако вступление в ВТО чревато и негативными результатами; многие деятели образования высказывают предположения и прогнозы о значительных рисках и предсказывают катастрофические последствия участия в этой организации [1, 2, 3]. В данной статье предлагается объективный анализ условий участия в ВТО в рамках образовательных систем, в том числе и в рамках участия, обсуждаемых для системы российского образования.

In the run-up to Russia's joining to the World Trade Organization (WTO) we may notice vivid public discussion on probable consequences of this process including those for the national system of professional education. Such step presupposes certain new prospects and opportunities because of increasing competitiveness among academic organization what without any doubt would make educational system healthier. Though joining to the WTO is fraught with negative results; many educators express suggestions and prognoses of significant risks and forecast catastrophic consequences of participation in this organization [1, 2, 3]. The paper offers an objective analysis

of terms of participating in the WTO in the framework of educational systems including the frames of participation being negotiated regarding the system of Russian education.

Ключевые слова: профессиональное образование, модернизация, Всемирная торговая организация (ВТО], вступление России в ВТО.

Keywords: professional education,

modernization, World Trade Organization (WTO], Russia's joining to the WTO.

Прежде чем вести разговор о возможных преимуществах и рисках от вступления РФ в ВТО для системы российского профессионального образования, имеет смысл сказать несколько слов о самой организации и об условиях участия, предъявляемых к странам-участ-никам.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС]. Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений], нормами и правилами которого регулируется примерно 97 % всей мировой торговли товарами и услугами [4].

ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли товарами и услугами. Предполагается увязка протекционистских и ли-

бералистских программ и их балансировка. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС], решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО. Основная идея работы организации - ВТО дает новые рынки, но вместе с тем страна теряет свои рынки. Тарифные уступки являются своеобразным вступительным «взносом» страны-соискателя, который должен в свою очередь компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации. По сути речь идет об оптимальном компромиссе между открытием своих рынков и доступом к новым [5].

Условия ВТО в отношении оказания услуг, в том числе и образовательных, определяются Приложением 1В «Генеральное соглашение по торговле услугами» [6]. При этом торговля услугами понимается как поставка услуг:

(a) С территории одного члена на территорию любого другого члена. Подразумевается трансграничная поставка услуг, когда российский потребитель, находясь на территории Российской Федерации, получает образование в зарубежном учебном заведении, используя современные средства коммуникаций.

(b) На территории одного члена потребителю услуг любого другого члена. Подразумевается, что российский потребитель выезжает за рубеж для получения образования. Это так называемое употребление за рубежом.

(c) Поставщиком услуг одного члена путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена. Подразумевается перемещение поставщика услуг в страну оказания услуг. В этом случае иностранное учебное заведение учреждает дочернюю компанию либо филиал на территории Российской Федерации с целью оказания образовательных услуг Российским гражданам.

(с1) Поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена. Подразумевается, что поставщик, являющийся гражданином иностранного государства, без учреждения в России учебного заведения в какой-то форме просто приезжает в страну на время и оказывает образовательные услуги российским потребителям.

В настоящее время ведутся переговоры по всем четырем вариантам.

С другой стороны, Генеральное соглашение по торговле услугами предполагает возможность полной интеграции рынков рабочей силы между сторонами или среди сторон такого соглашения и возможность того, что такое соглашение освобождает граждан сторон соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу. Такая интеграция призвана обеспечивать гражданам стран-участников интеграции право свободного доступа к рынку занятости стран-участников и включает меры, касающиеся условий оплаты, других условий занятости и социальных благ. В контексте того, что многие страны готовы предложить более комфортные условия труда и проживания, очевиден риск оттока из РФ квалифицированных педагогических и научных кадров, а также перспективных студентов в случае реализации такой возможности.

Учитывая все четыре основных способа поставки услуг: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц, применительно к образовательным услугам это означает:

- дистанционное обучение;

- обучение за рубежом;

- создание учебных заведений на территории иных государств;

- обмен учеными и специалистами.

В РФ был проведен ряд мероприятий в области образования по подготовке вступления РФ в ВТО:

- подготовлен новый проект Закона «Об образовании»;

- активизировано дистанционное обучение;

- произведен переход на двухуровневое образование (магистратура, бакалавриат);

- разработаны и внедрены новые ФГОСы профессионального образования, поддерживающие международный уровень профессионального образования и модульный принцип разработки образовательных программ;

- образовательные учреждения проходят сертификацию согласно мировым стандартам !БО (СМК).

Необходимость признания и оценки квалификаций требует наличия соответствующей системы организаций, стандартов и механизмов оценки и признания. Для обеспечения того, чтобы меры, относящиеся к квалификационным требованиям и процедурам, техническим стандартам и требованиям лицензирования, не создавали неоправданных барьеров в торговле услугами, Совет по торговле услугами разрабатывает любые необходимые правила.

Кроме того, член может признавать полу-

ченное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии или сертификаты, выданные в определенной стране. В соответствующих случаях члены сотрудничают с соответствующими межправительственными и неправительственными организациями в разработке и принятии общих международных стандартов и критериев для признания и общих международных стандартов для соответствующих занятий и профессиональной деятельности в области услуг.

Много споров возникает относительно возможности государственного субсидирования сферы образования. Напрямую Генеральное соглашение этого не запрещает: «При определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. Члены вступят в переговоры с целью разработки многосторонних правил необходимых для того, чтобы избежать такого искажающего влияния на торговлю. Переговоры должны также включать рассмотрение приемлемости процедур компенсационных мер. Такие переговоры должны признавать роль субсидий в отношении программ развития развивающихся стран... Член, который считает, что субсидии другого члена наносят ущерб его интересам, может запросить консультации с таким членом по названным вопросам. Такие запросы должны восприниматься благожелательно».

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

В рамках процесса присоединения к ВТО Россия в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) принимает на себя обязательства по доступу иностранных поставщиков на рынок услуг, оформленные

в виде Перечня специфических обязательств по услугам, которые гарантируют определенный уровень доступа на российский рынок для всех членов ВТО согласно принципу режима наибольшего благоприятствования. Исключением из этого правила будут случаи, которые российской стороне удастся зафиксировать в Списке изъятий из РНБ с целью сохранения преференциальных отношений в сфере торговли услугами с какой-либо страной или группой стран. В настоящее время Россия принимает обязательства, то есть гарантирует определенный уровень доступа, приблизительно в 100 секторах услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО].

В соответствии с Перечнем специфических обязательств Российской Федерации по услугам от 28.12.2011 обязательства в области услуг образования принимаются только в отношении образовательных учреждений/ услуг, финансируемых из частных источников. При этом услуги в области начального образования (CPC 921*, услуги в области дошкольного образования] и услуги в области среднего образования (СРС 922*, услуги в области среднего общего и в области профессионально-технического образования] разрешено будет оказывать иностранным учреждениям без ограничений при трансграничной поставке и потреблении за рубежом, то есть граждане РФ смогут обучаться в зарубежных образовательных учреждениях дистанционно и выезжать для обучения за границу. Коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица Российской Федерации, являющегося некоммерческой организацией. Уточняется также, что может требоваться получение разрешения на приобретение контроля над юридическими лицами Российской Федерации, относящимися к культурному наследию и/или являющимися культурным достоянием народов Российской Федерации. Присутствие физических лиц (то есть профессиональнопедагогических сотрудников-иностранцев] не допускается. Относительно обязательств по выезду российских специалистов для преподавания за рубежом никакие обязательства также не принимаются. Но российским учреждениям разрешено оказывать образовательные услуги в форме трансграничной поставки и в форме потребления за рубежом, то есть иностранные студенты смогут приезжать для обучения в РФ, а также обучаться дистанционно. Для этих форм поставки обязательства не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки, включая доступ к

финансовым и иным материальным ресурсам государства. При поставке образовательных услуг в форме коммерческого присутствия для таких учреждений не принимаются обязательства по государственной поддержке, то есть такие учреждения заведомо не могут рассчитывать на поддержку государства.

Относительно услуг в области высшего образования (СРС 923*) ситуация аналогична с той разницей, что для формы поставки «коммерческое присутствие» обязательства не принимаются. То есть высшее образование можно будет получить либо дистанционно, либо выезжая на территорию страны-участника. Учреждений ВПО с долей иностранного участия либо возможности российского коммерческого участия в зарубежных учреждениях ВПО не предусмотрено.

Обязательства в сфере дополнительного образования взрослых аналогичны условиям в начальном и среднем образовании, при этом обязательства принимаются только в отношении услуг образования для взрослых, не включенных в другие категории (СРС 924*), а именно: курсов иностранных языков, компьютерных курсов, бизнес-курсов, курсов подготовки к экзаменам.

РФ согласилась с тем, что российские студенты будут иметь возможность без ограничений потреблять услуги, находясь за рубежом, и без ограничений пользоваться услугами дистанционного обучения, находясь на территории России. Если иностранные поставщики услуг захотят работать на российском рынке в сегментах начального и среднего образования, они должны выполнять все требования, предусмотренные действующим российским законодательством, начиная от формы учреждения и формы работы и заканчивая теми требованиями, которые предъявляются сейчас к российским образовательным учреждениям: лицензионные, аккредитационные и т. д. Основное условие, которое мы должны будем выполнять в дальнейшем в соответствии с обязательствами РФ в ВТО, заключается в том, чтобы требования, предъявляемые к иностранцам, не отличались от требований, предъявляемых к отечественным поставщикам услуг [7].

Последствия присоединения Росси к ВТО, в частности для российского образования, неоднозначны и несут в себе как определенные риски, так и перспективы. Среди выгод можно отметить следующие.

Во-первых, российское образование получит дополнительные возможности интегрироваться в мировое образовательное простран-

ство, что позволит расширить международную мобильность студентов, аспирантов и преподавателей, укрепить международное научно-техническое сотрудничество.

Во-вторых, произойдет усиление конкуренции на внутреннем рынке образовательных услуг, что заставит ОУ систематически осуществлять инновационную деятельность с целью улучшения их качества. ОУ с мировым именем, демонстрируя конкурентам свои достижения, станут для них своего рода эталоном. Окружающие их менее развитые образовательные учреждения будут стремиться разрабатывать и осваивать образовательные (педагогические) новшества, тем самым повышая свою конкурентоспособность.

В-третьих, будут созданы дальнейшие предпосылки для наращивания инвестиций в образование, поскольку хроническое недофинансирование привело к старению педагогических кадров и ухудшению качества материальнотехнической базы ОУ.

В-четвертых, будет способствовать полной интеграции рынков рабочей силы между сторонами или среди сторон такого соглашения при условии, что такое соглашение освобождает граждан сторон соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу.

Среди отрицательных последствий присоединения России к ВТО можно назвать следующие.

Во-первых, из-за падения научно-технического и образовательного потенциала страны зарубежные организации могут занять некоторую долю отечественного рынка образовательных услуг, как это произошло со многими отраслями российской экономики. Для российского покупателя уже стало традиционной черта характера, что импортная продукция выглядит более привлекательно, чем ее отечественные аналоги.

Во-вторых, большее влияние получат иностранные педагогические школы, методики преподавания и воспитания, некоторые из которых могут не в полной мере соответствовать ментальности россиян.

В-третьих, нормы ВТО могут ограничивать государственное финансирование образования. В ст.15 Генерального соглашения по торговым услугам констатируется, что при определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. Поэтому любой член ВТО, который считает, что субсидии в сферу образования другого члена наносят ущерб его интересам, может запросить консультации с таким членом

по названным вопросам.

Вместе с тем не следует переоценивать роль иностранцев на российском рынке образовательных услуг. По мнению ряда ученых-пе-дагогов, она будет незначительна. В качестве причин можно назвать недостаточный уровень владения выпускниками российских общеобразовательных учреждений иностранными языками (в первую очередь - английским), невысокий ареал распространения русского языка в качестве языка международного делового и научного общения, что подтверждается статистическими данными [3].

Таким образом, перед системой профессионального образования встанет задача подготовки кадров в условиях возможной потенциальной конкуренции российских образовательных учреждений с иностранными. И вторая задача - с учетом подготовки специалистов, которым предстоит работать уже в условиях членства России в ВТО. По оценке доктора наук, профессора Всероссийской академии внешней торговли И. Дюмулена, в год России необходимо было готовить порядка 75 тыс. специалистов в области внешней торговли. «То есть вопрос стоит очень жестко: или мы сумеем такое образование у себя наладить, или наша конкурентоспособность будет оставаться

низкой. Не только потому, что мы технически что-то не создали, а потому, что не создали современные кадры, которые будут способны вести переговоры о заключении контрактов и т. д.». В этом же контексте И. Дюмулен обозначал еще одну острую проблему: а кто будет учить? «Целый ряд наших преподавателей уже значительно и довольно неплохо знаком с проблематикой ВТО. Но в масштабах системы есть ли у нас сегодня преподаватели, готовые научить будущих специалистов, которым предстоит работать уже в условиях членства России в ВТО?.. Нельзя готовить только в Москве, в одном-двух-трех вузах, где есть такие преподаватели. Подготовка должна быть рассредоточена по всей стране» [8].

1. Жуковский И. В. Влияние Всемирной торговой организации на развитие образовательных услуг // Известия Российской Академии образования. - 2005. - № 2. - С. 41-44.

2. Захаревич В., Попов В., Терешков В. Российское образование и вступление России в ВТО: возможные последствия // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 20-27.

3. Тодосийчук А. В. Российское образование в условиях ВТО: проблемы и перспективы // Профессионально образование. Столица. - 2007. - № 12

4. Официальный сайт Всемирной торговой организации. - Режим доступа: www.wto.ru (дата обращения: 15.03.2012].

5. Сурин А. Что сулит и чем чревато вступление РОССИИ в ВТО. - URL: http://marketolog.biz/surin/articles/vto/ (дата обращения: 15.03.2012].

6. Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами. - URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/pril1 В.doc (дата обращения: 15.03.2012].

7. Майорова Е. Е. Из материалов круглого стола «Образование: возможные последствия присоединения Российской Федерации ко Всемирной организации», Москва, Госдума, 08.06.04.

8. ВТО+ВТ^? // Аккредитация в образовании. - 2011. - № 52/декабрь. - С. 31.

УДК/ UDC С. Я. Ромашина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая

378.1 кафедрой раннего изучения иностранных языков Московского городского

педагогического университета, Россия, г. Москва, ovr44@yandex.ru А. А. Майер, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии, Россия, г. Барнаул, m000r@yandex.ru

Svetlana Romashina, Doctor of Pedagogics, Professor, head of the Department of Early Learning of Foreign Languages at Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow, ovr44@yandex.ru

Alexey Mayer, Doctor of Pedagogics, Docent, professor of the Department of Pre-School and Additional Education at the Institute of Psychology and Pedagogics of Altay State Pedagogical Academy, Russia, Barnaul, m000r@yandex.ru

ФАСИЛИТАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

facilitating pedagogics in higher education

Раскрыты основания фасилитативной педагогики, показаны направления ее реализации в высшем образовании. Особое внимание уделено уровневому подходу к управлению профессиональной подготовкой и концепции дидактического коммуникативного воздействия как формы управления учебной деятельностью обучающихся.

The paper provides basics of facilitating pedagogy, gives ways to realize this field in higher education. Greater attention is paid to the level approach to the professional training management and to conception of didactic communicative influence as a technique of managing study activity among the students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.