Научная статья на тему 'Управление конкурентоустойчивостью на основе организационного проектирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Управление конкурентоустойчивостью на основе организационного проектирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ / COMPETITIVE SUSTAINABILITY / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬЮ / COMPETITIVENESS MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ORGANIZATIONAL PLANNING / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются содержание и взаимосвязь понятий «конкурентоспособность», «конкурентоустойчивость» и «организационное проектирование». Даются авторские определения конкурентоустойчивости и организационного проектирования применительно к сфере жилищнокоммунального хозяйства. Определяются основные свойства компаний, оказывающих населению жилищно-коммунальные услуги и условия конкурентоустойчивости предприятий данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COMPETITIVE SUSTAINABILITY ON THE BASIS OF ORGANIZATIONAL DESIGN IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article discusses the content and interrelation of concepts «competitiveness»,«competitive sustainability» and «organizational design». It provides the author’sdefinition of competitive sustainability and organizational design in relation tothe sphere of housing and communal services. It defines the basic properties of thecompanies providing public utility services and terms of competitive sustainabilityof enterprises in this industry.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоустойчивостью на основе организационного проектирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

управление

конкурентоустойчивостью на основе организационного проектирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства

MANAGEMENT OF COMPETITIVE SUSTAINABILITY

ON THE BASIS OF ORGANIZATIONAL DESIGN IN THE SPHERE

OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

УДК 332.871.3

БоГДАНоВА Екатерина Николаевна

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Мордовского гуманитарного института, г. Саранск, katerinuschka@mail.ru

BOGDANOVA, Ekaterina Nikolaevna

Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis and Audit, the Mordovian Humanitarian Institute, Saransk, katerinuschka@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются содержание и взаимосвязь понятий «конкурентоспособность», «конкурентоустойчивость» и «организационное проектирование». Даются авторские определения конкурентоустойчивости и организационного проектирования применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Определяются основные свойства компаний, оказывающих населению жилищно-коммунальные услуги и условия конку-рентоустойчивости предприятий данной сферы.

Ключевые слова: конкурентоустойчивость, управление конкурентоустойчивостью, организационное проектирование, жилищно-коммунальное хозяйство.

Abstract.

The article discusses the content and interrelation of concepts «competitiveness», «competitive sustainability» and «organizational design». It provides the author's definition of competitive sustainability and organizational design in relation to the sphere of housing and communal services. It defines the basic properties of the companies providing public utility services and terms of competitive sustainability of enterprises in this industry.

Key words: competitive sustainability, competitiveness management, organizational planning, Housing and communal services.

Деятельность предприятий жилищно-коммунального комплекса, в целом характеризующаяся неудовлетворительным качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды из-за высокого уровня износа коммунальной инфраструктуры, низким коэффициентом полезного действия мощностей и нерезультативной системой управления, обусловливает необходимость поиска новых подходов и структурной переориентации отраслевых компаний для решения накопившихся проблем. Усложнение протекающих социально-экономических процессов на фоне усиления нестабильности организационной среды актуализирует постановку вопросов, связанных со способностью сохранять системные свойства при турбулентности внешних и внутренних факторов, от которых зависит конкурентоспособность и конкурентоустойчивость организации.

Конкурентоустойчивость можно рассматривать в качестве интегратора конкурентоспособности во времени, а также способности организации формировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий ему выгодное рыночное положение. В современных условиях конкурентоустойчивость является более важным показателем, глубже характеризующим внутреннее состояние предприятия, чем показатель конкурентоспособности [1, с. 3].

Организации должны уметь целенаправленно изменяться в соответствии с трансформировавшимися условиями и приспосабливаться к ним. В целях обеспечения их конкуренто-устойчивого функционирования необходимо решение трех ключевых задач:

1) поддержание макроэкономической и политической стабильности;

2) устранение диспропорций в системе хозяйствования внутри самого предприятия;

3) достижение роста основных экономических показателей производственно-финансовой деятельности.

Сегодня добиться эффективности производства и конкурентоспособности продукции (услуг), по утверждению М. А. Макарченко, можно лишь на основе повышения внутри-организационного взаимодействия, базирующегося на использовании новых подходов

к управлению, в частности, к управлению конкурентоустойчивостью [1, с. 20]. Механизм конкурентоустойчивости организации ориентирован на создание внутрипроизводственных условий, которые могут обеспечить формирование устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Под конкурентоустойчивостью М. А. Ма-карченко понимает способность организации надежно сохранять свою конкурентоспособность (реальная и потенциальная возможность превосходить своих соперников в самых различных условиях, постоянно совершенствуя ключевые бизнес-процессы) [1, с. 234].

В данной статье конкурентоустойчивость предприятия - это свойство, которое позволяет ему стабильно функционировать и развиваться под влиянием возмущений конкурентной среды, проявляющееся в оптимальном соотношении критериев и факторов устойчивости и меняющееся во времени [2, с. 55]. Управление предприятием, по сути, сводится к управлению его конкурентоспособным потенциалом и достижению конкуренто-устойчивости.

Наиболее целесообразным и эффективным для решения проблем управления конкурентоспособным потенциалом организации является применение системного и ситуационного подходов. На фоне усложнившихся межфункциональных внешних и внутренних связей правомерна постановка вопроса о создании эффективной комплексной системы поддержки ее конкурентоспособного потенциала, адекватного современным требованиям и учитывающего не только динамику конъюнктуры рынка, но и принципы адаптивности с императивом создания по возможности гибкого и быстрого принятия управленческих решений. Такая система, имеющая четко поставленные цели, должна включать перечень постоянно действующих инновационных, инвестиционных, маркетинговых, материальных, организационно-управленческих, социальных и кадровых мероприятий, ориентированных на установление, обеспечение и поддержание нужного уровня конкурентоустойчивости предприятия [1, с. 235].

Другими словами, под управлением кон-курентоустойчивостью организации следует

понимать целенаправленные воздействия на конкурентные ресурсы предприятия, предусматривающие конечной целью обеспечение незначительных колебаний его состояния в результате активности конкурентов.

В связи с повышенными требованиями к менеджменту формирование и развитие систем и методов управления конкурентоустойчиво-стью предприятия должно базироваться на методологии комплексного организационного проектирования.

Следует иметь в виду, что совершенствование сферы управления, в частности организационного, в конце XIX и начале XX в. носило стихийный и быстро меняющийся характер. Если говорить о непосредственном появлении терминологического аппарата «организационное проектирование», то оно возникло в 1930-е гг. (основные трактовки данного термина приведены в таблице).

Анализ рассмотренных дефиниций, предложенных В. А. Барановым, О. В. Знаменским, К. А. Кравченко, И. В. Красновым, М. А. Макарченко, Б. З. Мильнер, Л. С. Пузы-ревским, В. Л. Семиковым, П. С. Серенковым и А. С. Шиловым, позволил заключить, что почти все исследователи видят организационное проектирование как процесс или перспективный подход, заключающийся в проектировании оптимальной и сбалансированной структуры управления, отличающийся высокой устойчивостью.

В частности, М. А. Макарченко выделяет при этом следующие стадии [1, с. 103]:

1) формирование системы целей предприятия;

2) формирование общей организационной схемы;

3) разработку состава основных подразделений и определение связей между ними;

4) распределение функций, прав и обязанностей;

5) окончательную доработку организационной структуры, предусматривающую разработку схемы информационных потоков.

По мнению К. А. Кравченко [5, с. 70], организационное проектирование, во-первых, позволят учесть внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на эффективность управления компании; во-вторых, комплексно

формировать структуру управления и минимизировать риски от неправильных действий, поскольку перед практическим построением системы производятся моделирование и проверка всех существующих расчетов.

Как считает А. С. Шилов [10, с. 19-20], при проектировании любой организации необходимо принимать во внимание следующие аспекты ее будущей жизнедеятельности:

• специфику рыночного сектора и потребителей;

• ее место и роль в системе рыночных отношений;

• цели и стадии жизненного цикла организации;

• технологии (бизнес-процессы, инновационная политика);

• философию (базовые взгляды руководителей, ценности и мотивация);

• внутреннюю концепцию хозяйственной деятельности (ключевые компетенции, конкурентные преимущества и степень конкурентоспособности);

• внешний образ, имидж (корпоративная социальная ответственность, бизнес-этика, логотип);

• особенности корпоративной культуры.

По мнению автора, организационное проектирование можно интерпретировать как процесс формирования или развития организации, заключающийся в построении оптимальной и сбалансированной структуры управления с высокой конкурентоустойчивостью на основе комплексного и системного подходов.

Необходимо иметь в виду, что в настоящее время не существует такого понятия, как «управление конкурентоустойчивостью на основе организационного проектирования». По нашему мнению, «под "управлением конку-рентоустойчивостью на основе организационного проектирования" необходимо понимать целенаправленные воздействия на конкурентные ресурсы предприятия с использованием комплексного и системного подходов, обеспечивающие незначительные колебания его состояния в результате активности конкурентов, посредством процессов его формирования или развития, базирующиеся на построении оптимальной и сбалансированной структуры с высокой конкурентоустойчивостью».

Определение понятия «организационное проектирование» различными авторами и специалистами

Автор, авторы [источник] Трактовка терминологического ряда, интегрирующего в себе «организационное проектирование»

Макарченко М. А. [1, с. 103] Процесс формирования организационной структуры предприятия на основе системного подхода

Серенков П. С. [3, с. 77] Перспективный подход, заключающийся в проектировании оптимальной, сбалансированной бизнес-структуры организации и процесса ее преобразования (перехода из состояния «как есть» в состояние «как надо») в соответствии с поставленными целями

Семиков В. Л. [4, с. 172] Разработка проектов новых и комплекс работ по совершенствованию деятельности соответствующих организаций (фирм, компаний и служб)

Кравченко К. А. [5, с. 71] Процесс разработки и внедрения проектов организации, результатом которого является система работ и рабочих групп, включая объединяющие их процессы: отношения по вопросу полномочий и коммуникативные связи

Баранов В. А. [6, с. 360] Организационный проект - модель развития/упорядочения структуры и функций предприятия (компании, организации), включающая общую структурную схему, состав подразделений и связей между ними, а также все параметры, характеризующие его производственную мощность и эффективность функционирования

Пузыревский Л. С. [7, с. 12] Моделирование организационной системы, осуществляемое либо перед строительством, либо накануне значительных организационных преобразований действующего объединения, предприятия

Мильнер Б. З. [8, с. 181-187] Функции организации в разработке таких организационных элементов и отношений в моделируемой системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойством высокой надежности, устойчивости и экономичности

Знаменский О. В., Краснов И. В. [9, с. 401-402] Процесс разработки и внедрения научно обоснованных проектов рационализации управленческого труда и оптимизации бизнес-процессов на основе требований рыночной экономики и возможностей современной организационной и вычислительной техники и информационных технологий с целью повышения производительности и эффективности как деятельности всей организации в целом, так и ее сотрудников любых категорий

Шилов А. С. [10, с. 18] Методика создания новой организации или их группы как комплекс мероприятий (совокупность разных принципов, методов, механизмов, инструментов и процессов), направленных на достижение сбалансированного структурно-процессного единства создаваемого хозяйствующего субъекта

Примечание: составлено автором.

Рассмотрим специфику деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) под углом зрения «управления конкурентоустойчивостью на основе организационного проектирования» в данной сфере.

Современная финансово-экономическая ситуация в ЖКХ складывается таким образом, что без кардинального изменения ее организа-

ционно-управленческой системы, содержания, управления и финансирования дальнейшее конкурентоустойчивое функционирование невозможно. Эффективность экономических преобразований в этой социальной сфере во многом определяется стратегической направленностью структуры управления, в том числе при развитии конкурентных отношений в об-

служивании жилищного фонда. Но создание конкурентоустойчивой среды, в свою очередь, требует совершенствования механизма управления комплексом.

В связи с тем, что императивом развития отношений в жилищной сфере является создание оптимальных условий для реализации ее стратегической цели, которую, на наш взгляд, необходимо применять с учетом управленческих аспектов конкурентоустойчивости и с применением организационного проектирования.

Учитывая специфику отрасли, предлагаем рассмотреть основные свойства компаний, оказывающих населению жилищные услуги:

• активность, целеустремленность и целостность внутриотраслевой деятельности;

• ранжирование основных функций в работе компаний в разрезе видов услуг;

• разбивка процесса деятельности предприятий комплекса на производственный и информационный;

• регулирование механизма процессов управления.

Список литературы

С целью обеспечения конкурентоустойчи-вости целесообразно создать соответствующие условия для реализации рассмотренных выше свойств компаний, предусматривающие не только заинтересованность организации и руководителей в получении требуемых от нее результатов, согласование целей конкретных жителей с интересами руководства структурных подразделений, рациональное формирование скоординированных решений и распределение функций, заданий и работ, объединение усилий отдельных исполнителей в единую программу действий, но и своевременное выявление проблем для проведения корректировки мероприятий.

В целом многоотраслевой характер жилищно-коммунальной отрасли требует проведения обоснованной целереализующей политики для нивелирования имеющихся в ней системных и структурных проблем. Внедрение механизма управления конкурентоустойчивостью на основе организационного проектирования должно стать одним из приоритетных направлений в существующей системе хозяйственных отношений.

1. Макарченко М. А. Теория организации и организационное проектирование производственных систем: монография. СПб.: НОУ Ин-т бизнеса и права, 2002. 197 с.

2. Богданова Е. Н. Управление конкурентоустойчивостью как основа развития организационной среды предприятий // Вестник Московского гос. обл. ун-та. 2015. № 4. С. 53-59.

3. Серенков П. С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества. Минск: Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2014. 492 с.

4. Семиков В. Л. Теория организации: учеб. пособие. М.: ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2009. 256 с.

5. Кравченко К. А., Мешалкин В. П. Организационное проектирование и управление развитием крупных компаний: методология и опыт проектирования систем управления. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006. 528 с.

6. Баринов В. А. Организационное проектирование: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 390 с.

7. Пузыревский Л. С. Основы организационного проектирования. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та,1975. 132 с.

8. Мильнер Б. З. Теория организаций: учебник. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 64 с.

9. Знаменский О. В., Краснов И. В. Организационные структуры субъектов внешнеторговой деятельности. М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2005. 558 с.

10. Шилов А. С. Формирование и развитие процесса организационного проектирования предприятий в автомобильной промышленности: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.