УДК 339.137.21 Долгов Дмитрий Иванович
кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента и экономики
образования
Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ПРОДУКЦИИ
ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ
ЕЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ
Dolgov Dmitri Ivanovich
PhD in Economics, Assistant Professor, Management and Educational Economy Department, Mordovian State University
THE AREAS OF PRODUCTION COMPETITIVENESS MANAGEMENT AT RAILCAR-BUILDING ENTERPRISES AIMED AT THE COMPETITIVE ABILITIES IMPROVEMENT
Аннотация:
В статье рассмотрены остро стоящие в РФ проблемы обеспечения конкурентоустойчивости товаров и предприятий. Отмечены причины отсутствия мер по повышению конкурентоспособности отечественной экономики. Представлены направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия: завоевание рынков и адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия. На основе анализа организации процессов производства и реализации конкурентной политики на ОАО «Рузхим-маш» и ОАО «Азовмаш» выявлены резервы повышения эффективности процесса планирования конкурентоспособности их продукции.
Ключевые слова:
конкурентоустойчивость, направления, управление, конкурентоспособность, отечественная экономика, резервы повышения конкурентоустойчивости.
Summary:
The article deals with the pressing issues of competitiveness of Russian goods and businesses. The author discusses why there are no measures on improvement of the domestic economy competitiveness. The author considers the areas of business competitiveness improvement: market penetration, adaptation and direct protection of particular business aspects. Basing upon the analysis of the production management and the competition policy implementation at JSC "Ruzkhim-mash" and JSC "Azovmash" the paper discusses how to improve the management of the production competitiveness.
Keywords:
competitive ability, direction, management, competitiveness, domestic economy, resources of competitiveness improvement.
В рыночной системе хозяйствования категория «конкурентоустойчивость» являются одной из ключевых, так как в ней выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые возможности не только отдельного предприятия, отрасли, но и экономики страны. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, конкурирующих с аналогами как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Рассматриваемая категория характеризует систему государственного и общественного устройства страны, меру ее способности обеспечить устойчивое динамичное развитие экономики и связанное с этим благосостояние общества.
Промышленность - основа экономического потенциала страны: только конкурентоустойчи-вая промышленность в состоянии обеспечить конкурентоустойчивость экономики страны в целом. Промышленная политика правительства РФ должна заключаться в следующем: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели -созданию условий для обеспечения конкурентоустойчивой деятельности российских предприятий, а следовательно, конкурентоустойчивой экономики страны в целом, соответствуя уровню международных требований и стандартов [1, с. 88].
Конкурентоустойчивость российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Результатом создания конкурентоустойчивой промышленности является:
- развитие внутреннего рынка и рост ВВП;
- рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;
- стабильные налоговые поступления в бюджет;
- рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой, безотходной переработки сырья и вторсырья;
- сохранение и развитие научно-технической базы и потенциала страны;
- обеспечение занятости населения, сокращение безработицы;
- развитие и обеспечение социальной и политической стабильности;
- заслуженное и обеспеченное прогрессивное положение России на международной арене, как великой экономической державы.
Научную и практическую ценность представляет опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества - США, Японии, Германии, Англии, Франции, по обеспечению и удержанию конкурентных преимуществ, который включает:
- отлаженную правовую систему;
- ограниченность природных ресурсов (особенность стран, кроме США);
- развитую систему управления (менеджмента) на всех уровнях иерархии;
- значительный удельный вес прогрессивных информационных и управленческих технологий;
- использование безотходных технологий производства (особенно в Японии и США);
- стремление к нахождению и удержанию сфокусированных конкурентных преимуществ;
- развитие международной стандартизации и интеграции;
- высокий уровень качества и надежность продукции;
- высокую эффективность использования ресурсов (особенно в Японии и в США);
- увеличение и рост темпов расхода государства на науку, образование и развитие человека (особенно в США);
- высокую продолжительность жизни и достойный социальный уровень благосостояния населения;
- высокие позиции в мировой иерархии по конкурентоспособности как результат оптимальной экономической политики государства [2, с. 67].
Конкурентное преимущество - ценность, которой обладает система, дающая ей превосходство перед конкурентами. Конкурентное преимущество обеспечивается факторами: материальными или виртуальными; внешними и внутренними; базисными или второстепенными; направленными на повышение качества объекта по стадиям его жизненного цикла, как-то: ресурсосбережение, снижение материалоемкости, трудоемкости, энергоемкости; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими; наследственными или искусственными (приобретенными) [3, с. 37].
Предприятие и выпускаемая им продукция находятся в диалектическом единстве, одно без другого существовать не может, поэтому понятие «конкурентоустойчивость» разделено на характеристику, относящуюся отдельно к продукции, - «конкурентоустойчивость товара», и отдельно к предприятию, - «конкурентоустойчивость предприятия».
Под конкурентоустойчивостью следует понимать стабильную работу всех производственных систем предприятия в условиях конкуренции. Это более емкое понятие раскрывается не только способностью конкурировать продукцией, но и иметь все составляющие потенциала на высоком конкурентом уровне (технологию, оборудование, подготовленный персонал, экономическую и финансовую стабильность, социальную обеспеченность). Понятие конкурентоустойчивость позволяет создавать, контролировать развитие и формировать потенциал производственной системы по всем его составляющим на высоком качественном уровне. Обеспечивая конкурентоустойчивость производственной системы необходимо ориентироваться на параметры ведущего конкурента отрасли и международные нормативы и стандарты.
Конкурентоустойчивость зависит от наличия конкурентных преимуществ, конкурентоустой-чивого потенциала и конкурентоустойчивости товара, кроме того, должна быть создана финансово-экономическая устойчивость функционирования производственной системы. Для достижения конкурентоустойчивости важным моментом является соблюдение алгоритма действий по выбору зоны хозяйствования, сектора, ниши рынка в зависимости от привлекательности для производителя и потребителя [4, с. 7].
Потенциал предприятия определяет конкурентный статус, который должен обеспечивать устойчивую производственно-хозяйственную деятельность в выбранном сегменте рынка, т. е. конкурентоустойчивость предприятия как в сфере производства, так и в сфере торговли.
Организационно-экономический механизм управления конкурентоустойчивостью - методология построения отдельных разделов системы менеджмента (стратегического маркетинга, инновационного менеджмента, производственного менеджмента, тактического маркетинга), ориентируется на достижение конкурентоустойчивости управляемого объекта, базируется на экономических законах функционирования рыночных отношений, законах организации, научных подходах, принципах, функциях и методах управления, главным из них является системный подход.
Наш подход к определению конкурентоустойчивости - это системный подход, методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:
1) внешнее (макро-) окружение, включающее в себя вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь;
2) внутренняя (микро-) структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа информации в выход, а также достижение целей системы.
Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоустойчивостью производимых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни - меры достоинства нации. К сожалению, до 1990-х гг. действовавшая в стране административно-командная, плановая система в условиях всеобщего дефицита и тоталитаризма не ориентировала предприятия на повышение конкурен-тоустойчивости и высокого уровня качества их продукции. Проблема конкурентоустойчивости как практическая задача стояла только перед предприятиями, ориентированными на экспорт во внешней торговле.
Проблема повышения конкурентоустойчивости во всем многообразии ее аспектов отражает практически все стороны жизни общества и потому неизменно находится в центре внимания государственных деятелей и деловых кругов во всех странах мира. Особое значение придается этой проблеме в индустриально развитых государствах, включая Россию и страны СНГ.
Сегодня в России проблема обеспечения конкурентоустойчивости товаров и конкурентоустойчивости предприятия стоит намного острее, чем в зарубежных развитых странах. Однако каких-либо специальных мер принципиального характера по повышению конкурентоспособности отечественной экономики все еще не принято в силу следующих причин.
Первая причина связана с многоаспектностью проблемы, которая анализируется специалистами по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике, при этом никто из специалистов не пытается преодолеть пределы своей специализации. Однако накопленный научный и прикладной опыт требует синтезировать подходы. Предприятия следует вооружить методикой комплексной оценки конкурентоустойчивости продукции и конкурентоустойчивости предприятия.
Вторая причина заключается в том, что государственными образовательными стандартами до последнего времени не было предусмотрено изучение отдельной учебной дисциплины, посвященной оценке конкурентоустойчивости товаров и услуг, в учебных заведениях, готовящих высококвалифицированные кадры, способные организовать работу в области управления качеством, обеспечения конкурентоустойчивости товаров и конкурентоустойчивости предприятий.
Невозможно повышение конкурентоустойчивости предприятия без повышения конкурентоспособности продукции, выпущенной на данном предприятии. Повышение конкурентоспособности продукции предприятия имеет два направления:
1) первое - на завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;
2) второе - на адаптацию и прямую защиту отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
На эффективность конкурентной политики влияет множество факторов, различных по характеру и силе воздействия. Их можно разделить на две группы: факторы внутренние, которые предприятие способно контролировать, и факторы внешние, лишь косвенно испытывающие влияние производственной единицы, и действие некоторых из них можно лишь предвидеть. В последнем случае задача управленческого аппарата - оптимизировать процесс прогнозирования, что позволит своевременно принять меры для адекватной реакции на воздействие факторов как благоприятных, так и неблагоприятных.
Как гласит Концепция межгосударственной инновационной политики государств - участников содружества независимых государств, «экономический рост государств в XXI веке будет обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики, и главным образом в промышленности. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта» [5]. Ввиду этого, в настоящее время каждое промышленное предприятие стремится опереться на инновации при производстве продукции.
Каждый производитель мечтает сделать потребителям такое предложение, от которого они не смогут отказаться. Внедрение уникального торгового предложения в процесс производства -это совместный труд работников цехов, отделов, структурных подразделений. Но не следует забывать о затратах на производство данной продукции и о планируемой прибыли в результате ее продажи. ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Азовмаш» обладают достаточной материально-технической
базой для производства новых моделей вагонов-цистерн. Очевидно, что прибыль от внедрения торгового предложения должна быть выше, так как планируется повысить технико-экономические показатели изделия, а затраты должны остаться такими же. По отношению же к внутренним факторам ситуация усложняется, появляется необходимость глубокого анализа имеющего потенциала предприятия и степени его использования, а также неиспользованных возможностей.
В результате объединения итогов анализа внешних и внутренних факторов получаем основные направления разработки стратегии предприятия в области конкурентной политики. В дальнейшем разрабатывается несколько вариантов стратегии, из которых выбирается оптимальный (критериями могут выступать соответствие целям предприятия, ресурсное обеспечение и полезный эффект).
Проведенный анализ организации процессов производства и реализации конкурентной политики на ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Азовмаш» позволяет выявить резервы повышения эффективности процесса планирования продукции. Поиск резервов осуществляется в следующей последовательности:
а) оценка эффективности принятия решений в области товарной политики (особенно по управлению ассортиментом);
б) исследование полноты охвата управленческим аппаратом предприятия вопросов, входящих в компетенцию товарной политики;
в) анализ организационного, кадрового и материального обеспечения службы реализации товарной политики.
На ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Азовмаш» повышению эффективности работы с новинками будет способствовать и проведение комплекса мероприятий по искусственному созданию потребности к моменту выхода нового товара на рынок. Целью подобного шага является обеспечение товара-новинки максимумом стартовых возможностей. Не менее важна в этом отношении и предварительная разработка структуры снабжения и сбыта с несколькими альтернативными вариантами. Последнее позволит устранить сбои в организации производства (по причине непоступления материалов и комплектующих) и сбыта нового товара на этапе внедрения его на рынок, когда создание благоприятного имиджа как самого товара, так и его производителя особенно важно.
Таким образом, в качестве факторов, негативно влияющих на эффективность принятия решений по реализации товарной политики, выступают неглубокий анализ ассортимента и недостаток информации о внешнем окружении предприятия. Для нейтрализации деструктивного воздействия этих факторов необходимо углубить анализ как внутренней, так и внешней среды ОАО «Рузхиммаш» по направлениям, диктуемым передовым опытом практики менеджмента в нашей стране и за рубежом.
Решения по планированию продукции основываются на итоговых выводах ревизии ассортимента и анализа рыночной ситуации. При этом вероятность принятия оптимального решения тем больше, чем глубже указанное исследование. Однако в настоящее время сложная экономическая обстановка ограничивает возможности ОАО «Рузхиммаш» в этой области (требуется не только финансовая поддержка, но и соответствующее методологическое обеспечение) и анализ носит выборочный характер. Например, при ревизии ассортимента приоритеты выделяются только на основании полученных заказов, что достаточно полно отражает структуру потребительского спроса, но не затрагивает вопроса о выгодности производства этого товара с точки зрения покрытия издержек.
Проблеме удлинения жизненного цикла товара на ОАО «Рузхиммаш» уделяется недостаточно внимания: анализируется введение товара на рынок (соответствие с плановым показателем) и фиксируется момент ухода товара с рынка (по мере прекращения поступления заказов). При этом огромный временной интервал «жизни» товара остается вне анализа, что не позволяет предприятию контролировать переход продукта из одной стадии жизненного цикла в другую. Подобная ситуация допустима лишь при условии отсутствия конкуренции на рынке.
Для эффективного планирования и реализации конкурентной политики (особенно в области проведения маркетинговых исследований) необходимо соответствующее организационное, кадровое и материальное обеспечение.
На рисунке 1 обозначены основные направления управления конкурентоспособностью продукции предприятия.
1. Углубление маркетинговых исследований рынка
2. ОЬновление ассортиментной политики предприятия
3. Более тщательный анализ жизненного цикла продукции
4. Принятие эффективных решений в области товарной политики предприятия
5. Разработка и реализация конкурентной политики предприятия
Рисунок 1 - Основные направления управления конкурентоспособностью продукции
Таким образом, повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Азовмаш» во многом зависит от уровня организации работ по планированию и реализации его предложения. В свою очередь, важным условием эффективности товарной политики выступает высокое качество работы практически всех структурных подразделений предприятия. В итоге только комплексное усовершенствование деятельности предприятий на всех стадиях производственного процесса и всех уровнях управления способно обеспечить предприятиям реальное рыночное преимущество перед конкурентами.
Основные направления управления конкурентоспособностью продукции - это завоевание рынка и адаптация отдельных элементов деятельности предприятия к рыночной среде. К основным направлениям повышения конкурентоспособности можно отнести поиск резервов, за счет которых можно повысить ее уровень.
Кроме того, к направлениям управления конкурентоспособностью продукции ОАО «Рузхиммаш» можно отнести контроль номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, систематизацию сбытовой политики предприятия, автоматизацию документооборота, автоматизацию информации о деятельности конкурентов, углубление маркетинговых исследований, более тщательное изучение жизненного цикла товара, поэтапное обновление ассортиментной политики предприятия, принятие эффективных решений в области товарной политики, разработку и реализацию конкурентной политики предприятия.
На предприятии ОАО «Уралвагонзавод» поиск резерв повышения конкурентоспособности продукции дал результаты, и в 2014 г. основные направления управления конкурентоспособностью были связаны с совершенствованием технологии производства.
Ссылки:
1. Абрютина М.С., Грачев А.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М., 2001. 457 с.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / под ред. В.А. Раевского. М., 2002. 654 с.
3. Азрилиян С. П. Коммерческий словарь. М., 2000. 457 с.
4. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М., 2000. 557 с.
5. Решение Экономического совета СНГ «О Концепции межгосударственной инновационной политики государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года» [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.lawmix.ru/abrolaw/7642/ (дата обращения: 16.06.2015).