Научная статья на тему 'Конкурентоустойчивость: сущностное содержание и особенности обеспечения на рынке образовательных услуг'

Конкурентоустойчивость: сущностное содержание и особенности обеспечения на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОАКТИВНЫЙ ПОДХОД / "СЛАБЫЕ СИГНАЛЫ" / РЫНОК УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / STABILITY / COMPETITIVE STABILITY / PROACTIVE APPROACH / "WEAK SIGNALS" / THE MARKET OF HIGHER EDUCATION SERVICES / CUSTOMER-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Кононова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются различные подходы к понятию конкурентоустойчивости хозяйствующего субъекта. Показано, что основные предпосылки обеспечения конкурентоустойчивости в наибольшей степени реализуются в рамках проактивного подхода, основанного на использовании работы со слабыми сигналами. Процесс обеспечения конкурентоустойчивости продемонстрирован на примере высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Показано, что современный подход к обеспечению конкурентоустойчивости субъекта рынка образовательных услуг подразумевает формирование качественно новых отношений между производителем услуг и их потребителем, определяя тем самым развитие клиентоориентированного подхода как базиса эффективной деятельности образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Кононова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE STABILITY: ESSENTIAL CONTENT AND FEATURES OF ENSURING ON THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET

The article discusses various approaches to the concept of competitive stability of an economic entity. It is shown that the main prerequisites for ensuring competitive stability are most realized in the framework of a proactive approach based on the use of work with weak signals. The process of ensuring competitive stability is demonstrated by the example of a higher educational institution in the educational services market. It is shown that the modern approach to ensuring the competitive stability of the subject of the educational services market implies the formation of a qualitatively new relationship between the service provider and their customers, thereby determining the development of the client-oriented approach as the basis of effective activity of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Конкурентоустойчивость: сущностное содержание и особенности обеспечения на рынке образовательных услуг»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ ECONOMICS OF EDUCATION

УДК 338.516.4:378 ББК 65.011.33 З 38

Е.Н. Захарова,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (928) 275-98-42, e-mail: zahar-e@yandex.ru

О.В. Кононова,

старший преподаватель кафедры экономики филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченск. Тел.: +7 (918) 314-99-49, e-mail: olga-kononova-75@mail.ru

КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ: СУЩНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятию конкурентоустойчивости хозяйствующего субъекта. Показано, что основные предпосылки обеспечения конкурентоустойчивости в наибольшей степени реализуются в рамках проактивного подхода, основанного на использовании работы со слабыми сигналами. Процесс обеспечения конкурентоустойчиво-сти продемонстрирован на примере высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Показано, что современный подход к обеспечению кон-курентоустойчивости субъекта рынка образовательных услуг подразумевает формирование качественно новых отношений между производителем услуг и их потребителем, определяя тем самым развитие клиентоориентированного подхода как базиса эффективной деятельности образовательных организаций.

Ключевые слова: устойчивость, конкурентоустойчивость, проактивный подход, «слабые сигналы», рынок услуг высшего образования, клиентоориентиро-ванный подход.

E.N. Zakharova,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (928) 275-98-42, e-mail: zahar-e@yandex.ru

O.V. Kononova,

Senior Lecturer of the Department of Economics of the branch of the Adyghe state University in Belorechensk. Ph.: +7 (918) 314-99-49, e-mail: olga-kononova-75@mail.ru

COMPETITIVE STABILITY: ESSENTIAL CONTENT AND FEATURES OF ENSURING ON THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET

Abstract. The article discusses various approaches to the concept of competitive stability of an economic entity. It is shown that the main prerequisites for ensuring competitive stability are most realized in the framework of a proactive approach based on the use of work with weak signals. The process of ensuring competitive stability is demonstrated by the example of a higher educational institution in the educational services market. It is shown that the modern approach to ensuring the competitive stability of the subject of the educational services market implies the formation of a qualitatively new relationship between the service provider and their customers, thereby determining the development of the client-oriented approach as the basis of effective activity of educational organizations.

Keywords: stability, competitive stability, proactive approach, "weak signals", the market of higher education services, customer-oriented approach.

В условиях все большей нестабильности экономической системы, испытывающей негативное воздействие внешних факторов как экономического, так и политического характера, целевые ориентиры деятельности любого экономического субъекта предполагают необходимость обеспечения состояния их долгосрочной устойчивости. Подтверждением этого являются опросы руководителей глобальных корпораций, результаты которых демонстрируют, что для 93% из них обеспечение устойчивости бизнеса выступает в качестве важнейшей целевой установки.

Касаясь сущностного содержания данного понятия, отметим, что в соответствии с наиболее распространенным в экономической науке подходом устойчивость определяется способностью системы эффективно противостоять комплексу внутренних и внешних возмущающих воздействий.

В теории систем под термином «устойчивость» понимается способность системы возвращаться в обусловленное состояние при наличии различных потенциально возможных воздействий на неё. В этой связи, говоря об устойчивости, необходимо учитывать комплекс разнонаправленных воздействий,

вызывающих отклонение параметров деятельности предприятия от их целевых значений. Подобные воздействия имеют как положительные, так и отрицательные последствия, непосредственно определяющие степень эффективности деятельности экономического субъекта. При этом ключевая задача в области обеспечения устойчивости заключается в нейтрализации отрицательных воздействий, обусловливающих ухудшение экономического состояния организации [1].

С точки зрения Н.В. Войтолов-ского, устойчивость можно охарактеризовать в качестве интегральной характеристики, определяющей наличие у системы потенциала, необходимого для поддержания своей организационной целостности в условиях изменений во внешней среде [2]. З.В. Коробкова в качестве элементов, формирующих устойчивость как интегральную характеристику, выделяет [3]:

- наличие стратегии и формулирование целей развития организации;

- возможность ресурсного обеспечения их реализации;

- гибкость организационно-управленческой структуры;

- наличие встроенных экономических механизмов.

Данные элементы предоставляют возможность формирования целостной динамически равновесной системы, самостоятельно организующей своё целенаправленное движение по пути достижения определенных ориентиров развития. Среди этих ориентиров в условиях деятельности на конкурентных рынках ключевое значение принадлежит обеспечению конкурентоспособности как самого хозяйствующего субъекта, так и производимых им товаров и услуг.

Конкурентоспособность является важнейшим свойством организации, без которого она не может существовать и вести эффективную деятельность в условиях рыночной экономики. Анализ сущностного наполнения присутствующих в экономической литературе подходов к трактовке понятия «конкурентоспособность» позволяет выделить следующие основные характеристики рассматриваемого понятия:

- в качестве носителя конкурентоспособности, как правило, рассматриваются коммерческие структуры и производимая ими продукция;

- средой проявления данного свойства являются определенные отраслевые рынки товаров и услуг;

- в качестве основной характеристики носителей данного свойства выделяется способность противостоять давлению конкурирующих предпринимательских структур, производящих аналогичную продукцию.

Следует подчеркнуть, что уровень конкурентоспособности организации, независимо от ее отраслевой принадлежности, тесно коррелирует с уровнем производимой ею продукции. Конкурентоспособность предприятия в большинстве случаев выступает в качестве достаточного условия выпуска конкурентоспособной продукции, тогда как конкурентоспособная продукция является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности на уровне предприятия.

Отметим, что усложнение экономических условий и обострение

конкурентной борьбы, как на внутренних, так и на международных рынках, обусловливает активизацию усилий хозяйствующих субъектов в контексте поиска наиболее эффективных форм реализации своих конкурентных преимуществ как ключевого направления обеспечения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды. Обеспечение эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ как базиса конкурентоспособности является одной из важнейших стратегических задач любого предприятия, степень решения которой зависит от особенностей организации бизнес-процессов, уровня квалификации работников, степени эффективности системы управления, не только определяя успешность текущей конкурентной позиции организации, но и формируя базис для ее эффективной деятельности в перспективном периоде.

Данные обстоятельства обусловливают тот факт, что обеспечение конкурентоспособности, как выпускаемой продукции, так и самого предприятия, становится важнейшей целью процесса управления устойчивостью любого хозяйствующего субъекта. Подобное положение вещей обусловило появление и все большее распространение в научной среде такой синтетической экономической категории, как конкурентоустойчивость.

Т.Н. Рябченко определяет кон-курентоустойчивость в качестве способности хозяйствующего субъекта противостоять своим конкурентам в условиях усиления конкурентного давления с их стороны [4]. А.М. Мукожев понимает под кон-курентоустойчивостью стабильное функционирование всех производственных систем хозяйствующего субъекта в конкурентных условиях [5]. По мнению М.А. Макарченко, содержание данного понятия предполагает наличие у организации реальной и потенциальной возможности обеспечить превосходство над

своими конкурентами в различных условиях при условии постоянного совершенствования ключевых бизнес-процессов [6]. Наконец, Е.Н. Богданова считает конкурентоустой-чивостью такое свойство хозяйствующего субъекта, которое определяет его способность к стабильному функционированию и развитию в условиях возмущений конкурентной среды, проявляющуюся в наличии изменяющегося во времени оптимального соотношения критериев и факторов устойчивости [7].

Н.В. Полуянова к числу основных предпосылок обеспечения кон-курентоустойчивости относит [8]:

1) конкурентную активность, которая является результатом реализации конкурентной стратегии, а не формой проявления реактивного поведения хозяйствующего субъекта;

2) конкурентное поведение, базирующееся на соответствующей определенному концептуальному уровню технологии как совокупности последовательно реализуемых мероприятий;

3) адекватность реализуемых действий условиям внешней среды и потенциалу предприятия;

4) наличие оперативной реакции на изменения условий внешней среды, формируемой на основе организационного опыта функционирования на конкретных рынках;

5) осуществление на постоянной основе деятельности по укреплению конкурентных преимуществ организации;

6) реализацию системного мониторинга конкурентной ситуации на основе использования системы т.н. «слабых сигналов» об ее изменении.

Реализация данных предпосылок на практике в наибольшей степени возможна в рамках про-активного подхода к управлению конкурентоустойчивостью, который используется в условиях труд-нопредсказуемости внешней среды и прерывистого характера происходящих в ней изменений. Именно поэтому проактивное управление

конкурентоустойчивостью ориентировано на опережающее распознавание изменений во внешней среде.

Отметим, что достаточно четко идентифицировать поступающие ранние сигналы на практике весьма сложно. Однако сигнал, который однажды уже имел место в практике организации и повлек за собой определенные последствия, позволяет при его повторном проявлении более быстро и адекватно применить соответствующие меры. Необходимо отметить, что идентификация повторного слабого сигнала осложняется частыми изменениями состояния внешней среды, поэтому основной задачей в данном процессе является идентификация слабого сигнала с точки зрения возможности его трансформации в сильный сигнал. С момента возникновения слабого сигнала до формирования сильного сигнала проходит определенное время, в течение которого первый набирает силу и, в конечном счете, из скрытой, латентной, формы переходит в явную. Часть сигналов при этом отсеивается как несущественная или являющаяся следствием нормальных флуктуаций, характерных для процесса экономической деятельности.

Графически алгоритм работы со слабыми сигналами на этапе их выявления может быть представлен следующим образом (рис. 1).

В основу методики проактивного управления конкурентоустойчиво-стью положен процессный подход, то есть основное внимание сосредотачивается на определенной последовательности управленческих действий, направленных на адаптацию деятельности организации к изменяющимся условиям внешней среды.

В соответствии с задачами, которые решаются в процессе проактив-ного управления конкурентоустой-чивостью, специалисты выделяют следующие этапы реализации его механизма на практике:

Рис.1. Авгоритгмвъсявиыниясирбыасхгиоцовы рамкахпрттесса проактивного ухтяхлениткотмупоттофстийчихвитъю организации [9]

-монпторингвнешней среды орс ганизации с целью выявления сильных и слабых сигналов;

- анализ взаимосвязи источнику» сигналов с деятсльнохтью лртанизации;

-идентпТияацитсигнтллв1

- пдоснозированис ввжможных ыождействхйне я1льнемшрю .стой-чивость организации;

- анализ внутренней среды предприятия на предмет готовности

к восприятию сигнала и проведению соответствующих адаптивных мероприятий; -

- выбор соответствующих меро-

ПртЯТИЙ1

В ралстах каждожс отдеиьно вилхоож рывиа товарос пли услуг процессу ^щвлвнит ожнкурентцр устлВчитистью хозятствующжто субъекта присущи характерные осо-- нности, определяемые спецификой конкурентных рынков. Данную

ситуацию можно продемонстрировать на примере рынка услуг высшего образования.

Анализ существующих в литературе подходов к определению сущности образовательных услуг позволяет выделить в них наличие трех составляющих: процедурную, правовую и коммерческую.

С процедурной стороны, содержание образовательных услуг предстает в качестве совокупности количественных и качественных параметров преподавательского труда и знаний, предоставляемых образовательной организацией и потребленных обучающимися. В рамках правового подхода образовательные услуги характеризуются как процесс взаимодействия образовательной структуры и обучающихся, регулируемый совокупностью определенных правовых норм. Наконец, с позиции коммерческого подхода, содержание образовательных услуг явл яет собой получение обучающимися от образовательной структуры качественного экономического

блага на основе их вовлечения в учебно-воспитательный процесс, способствующий достижению ранее определенных результатов.

Необходимо отметить, что механизм управления конкурентоу-стойчивостью субъекта рынка образовательных услуг, имея общую логику формирования и практической реализации с аналогичными механизмами, имеющими место в рамках бизнес-структур, имманентно имеет свои особенности, которые обусловлены содержанием образовательных услуг и процесса их предоставления, а также запросами потребителей этих услуг, обусловливающими необходимость учета комплекса специфических условий и факторов.

В частности, С.А. Мохначев, определяя в качестве базовых элементов процесса обеспечения кон-курентоустойчивости высшего учебного заведения его конкурентные преимущества, предлагает следующую модель реализации этого про-рссса (рис.2).

Рис. 2. Модельпроцессаобеспеченияконкурентоустойчивости высшего учебногозаведениянарынкеобразовательных услуг [10]

В целом соглашаясь с логикой подобного подхода, отметим, что в рамках описанного нами проактив-ного подхода к управлению конку-рентоустойчивостью организации, применительно к специфике рынка образовательных услуг, важнейшее значение приобретает формирование таких характеристик предоставляемых услуг, которые качественно отличают их от аналогичного предложения конкурентов, обеспечивая дополнительную ценность для их потребителей.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость установления постоянного информационного обмена между производителем и потребителями образовательных услуг, нацеленного на максимизацию уровня удовлетворенности последних. В этом отношении современный подход к обеспечению конку-рентоустойчивости субъекта рынка образовательных услуг подразумевает формирование качественно новых отношений между производителем услуг и их потребителем, в рамках которого последний превращается в активного участника процесса формирования ключевых характеристик предоставляемых услуг.

Указанные обстоятельства определяют развитие клиентоориен-тированного подхода как базиса эффективной деятельности образовательных организаций и инструмента управления отношениями с потребителями их услуг в контексте обеспечения конкурентоу-стойчивости данных организаций в долгосрочной перспективе. Индивидуализированный подход к удовлетворению существующих потребностей является привлекательным не только по этическим обстоятельствам, но и по причине экономической выгоды, так как он обеспечивает конкурентное преимущество

производителю подобных услуг, формируя их более высокую ценность для потребителя.

Основой для этого являются специфические характеристики образовательного процесса, способствующие формированию конкурентных преимуществ учебного заведения, сконцентрированных, с одной стороны, в обладающих особой ценностью знаниях и информации, а с другой - в организационных умениях и навыках.

К числу важнейших факторов обеспечения конкурентоустойчиво-сти образовательной организации относятся эффективные процессы формирования и развития организационных знаний как на основе задействования человеческого капитала сотрудников, так и путем приобретения из внешних источников, а также использование накопленных знаний в процессе создания дополнительной ценности образовательных услуг. Образовательная организация для этого создает т.н. «спираль знаний», иногда именуемую «воронкой знаний», в рамках которой происходит распространение новых знаний среди потребителей, вследствие чего они становятся важнейшим элементом формирования ее конкурентных преимуществ.

Крайне важной при этом является адекватная оценка того, какие организационные знания и умения формируют максимальную дополнительную ценность образовательных услуг для потребителя и какие ресурсы необходимы для этого. Ранжирование определенных комбинаций способностей и ресурсов позволяет выстроить иерархию факторов конкурентоустойчивости образовательной организации и выделить в их ряду ключевые как силу, управляющую созданием дополнительной ценности для потребителя.

Примечания:

1. Захарова Е.Н. О когнитивном моделировании устойчивого развития социально-экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета.

Серия 1: «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2007. № 1. С. 184-190.

2. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н.В. Войто-ловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. СПб: Питер, 2009. С. 227.

3. Коробкова З.В. Экономический механизм устойчивого развития предприятия в условиях растущей хозяйственной глобализации // Функционирование предприятий в российской экономике: проблемы и решения: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. С. 57-68.

4. Рябченко Т.Н. Управление конкурентоустойчивостью вуза на рынках образовательных услуг // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 32. С. 200.

5. Мукожев А.М. Бенчмаркинг как инструмент поиска конкурентных преимуществ предприятий общественного питания // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47. С. 50.

6. Макарченко М.А. Теория организации и организационное проектирование производственных систем. СПб: Институт бизнеса и права, 2002. С. 134.

7. Богданова Е.Н. Управление конкурентоустойчивостью как основа развития организационной среды предприятий // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 4. С. 55.

8. Полуянова Н.В. Стратегия повышения конкурентной устойчивости предприятия промышленности строительных материалов: дис. ... канд. экон. наук. Белгород, 2014. С. 21.

9. Кельчевская Н.Р., Скрипник А.В., Исмагилова Г.В. Методика выявления и анализа «слабых сигналов» как инструмент управления корпорацией в условиях неопределенности внешней среды // Инновации в материаловедении и металлургии: материалы I международной интерактивной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2012. Ч. 2. С. 269.

10. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурен-тоустойчивостью высшего учебного заведения: автореферат дис. . д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2010. С. 26.

References:

1. Zakharova E.N. On the cognitive modeling of sustainable development of socioeconomic systems // Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: "Region Studies: "Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology". 2007. No. 1. Pp. 184-190.

2. Comprehensive economic analysis of the enterprise / Ed. N.V. Voytolovsky, A.P. Kalinina, I.I. Mazurova. SPb.: Peter, 2009. P. 227.

3. Korobkova Z.V. The economic mechanism of sustainable development of the enterprise in the context of growing economic globalization // Functioning of enterprises in the Russian economy: problems and solutions: Collection of scientific papers / Ed. V.V. Titova, V.D. Markova. Novosibirsk: IEEPP SB RAS, 2008. Pp. 57-68.

4. Ryabchenko T.N. Management of competitive stability of the university in the educational services market // Vestnik of Rostov State University of Economics. 2010. No. 32. P. 200.

5. Mukozhev A.M. Benchmarking as a tool for finding competitive advantages of public catering enterprises // Actual problems of economic sciences. 2015. No. 47. P. 50

6. Makarchenko, MA Organization theory and organizational design of production systems. SPb.: Institute of Business and Law, 2002. P. 134.

7. Bogdanova E.N. Management of competitiveness as a basis for the development of the organizational environment of enterprises // Herald of Moscow State Regional University. 2015. No. 4. P. 55.

8. Poluyanova N.V. The strategy of increasing the competitive stability of the enterprise of the building materials industry: dis. ... Candidate of Economic Sciences. Belgorod, 2014. P. 21.

9. Kelchevskaya N.R., Skrypnyk A.V., Ismagilova G.V. Methods of identifying and analyzing "weak signals" as a tool for managing a corporation under the ambiguity of the external environment // Innovations in materials science and metallurgy: materials of the I International Interactive Scientific and Practical Conference. Ekaterinburg: Ural University Publishing House, 2012. Part 2. P. 269.

10. Mokhnachev S.A. Theoretical and methodological foundations of the competitiveness management of higher education institutions: dis. ... Doctor of Economic Sciences. Ekaterinburg, 2010. P. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.