Научная статья на тему 'Региональные аспекты конкурентоспособности вуза'

Региональные аспекты конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА / СТРАТЕГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / REGION / COMPETITIVENESS EDUCATIONAL SERVICES MARKET / HIGHER EDUCATION / RATING / STRATEGY / NEEDS OF THE JOB MARKET / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филенко Юлия Александровна

В статье рассматривается возможный метод оценки конкурентоспособности рынка образовательных услуг вуза в регионе. Определены показатели и факторы, которые играют важную роль при определении оценки конкурентоспособности вуза. Далее был произведен расчет индекса конкурентоспособности вуза в регионе (на примере Марийского государственного университета), который позволяет наиболее точно определить уровень состояния высшей школы на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF UNIVERSITY'S COMPETITIVENESS

The article tells us about possible rating method of the market competitiveness of the High school regional educational services. There are indexes and factors that play an important role for estimating of university's competitiveness. Then it was made the calculation of university's index competitiveness graduates in the region (example MarSU) that allowed to determine the conditional level of High school in the market of educational services.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты конкурентоспособности вуза»

УДК 332.144

Ю. А. Филенко

Марийский государственный университет Республика Марий Эл пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, 424001, Россия E-mail: rso25@ mail.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

В статье рассматривается возможный метод оценки конкурентоспособности рынка образовательных услуг вуза в регионе. Определены показатели и факторы, которые играют важную роль при определении оценки конкурентоспособности вуза. Далее был произведен расчет индекса конкурентоспособности вуза в регионе (на примере Марийского государственного университета), который позволяет наиболее точно определить уровень состояния высшей школы на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: регион, конкурентоспособность рынка образовательных услуг, высшее образование, оценка, стратегия, потребности рынка труда, конкурентоспособный специалист.

Сектор высшего образования в нашей стране, безусловно, становится высококонкурентоспособным, он в значительной степени либерализовался и модернизировался. Он обслуживает потребности рыночной экономики, где очень ценится качество продукции.

Конкурентоспособность вуза - это его способность готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности [1].

Конкурентоустойчивость вуза можно определить как распределенную во времени конкурентоспособность, т. е. комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство над конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды [2].

Понятия эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза и качества услуг высших образовательных учреждений тесно взаимосвязаны. Причинно-следственная связь объектов исследования и их характеристик представлена ниже:

С целью обеспечения высокой конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг при разработке стратегии своего развития и соответственно детализирующих ее управленческих решений региональные вузы должны учитывать требования и приоритеты своих

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Том 9, выпуск 3 © Ю. А. Филенко, 2009

контрагентов и повышать конкурентоспособность образовательных услуг путем достижения максимального соответствия их параметров требования потребителей.

В ходе исследования на основе изучения теории и практики конкурентоспособности региональных вузов установлено, что перечень требований контрагентов в значительной степени совпадает и включает в себя:

- качество предоставляемых услуг;

- имидж учебного заведения, а в некоторых случаях и самой услуги;

- ассортимент предоставляемых услуг в плане широты и глубины;

- цену услуг, в том числе систему скидок;

- предоставляемый сервис, т. е. материальное обеспечение учебного и научного процесса, систему культурно-бытовых объектов, общежитий и т. д.

Вузу необходимо выбрать свои инструменты анализа ситуации и принятия эффективных решений. Одним из таких инструментов служит модификация матрицы факторных показателей, которая может применяться в системе управления высшим образованием на региональном уровне в качестве инструмента оценки конкурентоспособности высшей школы на рынке образовательных услуг.

Приведенные выше требования используем в качестве параметров, являющихся наиболее актуальными при расчете оценки конкурентоспособности вуза, так сказать доминирующими, хотя их можно заменить и другими, согласно экономическим, географическим, социологическим и т. д. запросам региона, их также может быть больше (тогда оценка будет более точной). Данные параметры будут располагаться по вертикали матрицы.

Далее произведем разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Выберем 4-бальную шкалу - от «0» (признак плохо выражен) до «3» (признак отлично выражен). Согласно данным уровням путем статистических методов можно рассчитать интервалы, в соответствии с которыми и будет определяться оценка конкурентоспособности. Уровни будут по горизонтали матрицы. Матрица параметров оценки конкурентоспособности вузов в регионе примет следующий вид:

№ Параметры оценки Уровни оценки рынка образовательных услуг

п/п рынка образова- 0 1 2 3

тельных услуг (неудовлетворительно) (удовлетворительно) (хорошо) (отлично)

1 Цена на образовательные услуги (согласно покупательской способности региона) Очень высокая Высокая Средняя Низкая

2 Качество предоставляемого образования Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень

3 Имидж учебного Достаточно новые, Вузы известные и Вузы извест- Вузы известные

заведения, а в не- малоизвестные на котирующиеся на ные и коти- и котирующиеся

которых случаях и рынке услуг региональном рынке рующиеся на на мировом

самой услуги услуг рынке услуг РФ рынке образовательных услуг

4 Ассортимент предоставляемых услуг в плане широты и глубины Очень низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

5 Предоставляемый сервис, т. е. материальное обеспечение учебного и научного процесса, системы культурно-бытовых объектов, общежитий и т. д. Очень низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Общий индекс конкурентоспособности вуза тогда будет рассчитываться как среднеарифметическое значение различных показателей.

Оценка конкурентоспособности услуг будет определяться в соответствии с заданными интервалами по итоговым показателям индекса конкурентоспособности: 3,00-2,26 -очень высокая конкурентоспособность вуза; 2,25-1,51 - высокая конкурентоспособность вуза; 1,50-0,76 - средняя конкурентоспособность вуза; 0,75-0,00 - низкая конкурентоспособность вуза.

Произведем расчет на примере Марийского государственного университета.

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности рассматриваемого вуза в исследуемом регионе выбираем следующие.

1. Цена на образовательные услуги.

В исследуемом вузе цена по данным статистики на 2008/09 уч. г. варьируется от 20 до 46 тыс. руб. в зависимости от формы обучения (очная, заочная), а также в зависимости от факультета. Для исследуемого региона данная цена является приемлемой (т. е. относится к средней) согласно платежеспособности населения. Нельзя сказать, что она относится к низкой или высокой, если сравнивать ее с ценами других вузов региона. К сожалению, отсутствует система льгот в зависимости от успешности обучения для коммерческих студентов.

2. Качество предоставляемого образования.

Качество предоставляемой услуги - это не только различные формы контроля, наличие или отсутствие должного научно-методологического потенциала исполнителя образовательной услуги, но и качественные характеристики ее потребителей [3].

Для повышения уровня качества образования в исследуемом вузе периодически ведется:

• привлечение практиков и преподавателей других вузов на основе внешнего совместительства и договорной основе к научно- преподавательской деятельности;

• непрерывная самооценка, аттестация и самоаттестация структурных подразделений;

• интеграция образовательной и научно- исследовательской деятельности;

• система мотивации преподавателей, ориентированная на качество преподавания и профессиональный рост.

Однако же в Марийском государственном техническом университете для повышения уровня качества образования этот ряд гораздо шире. Здесь ведется:

• расширение «базы» абитуриентов за счет олимпиад, базовых школ, подготовительных курсов и т. д.;

• «Технология СПК» (взаимодействие со спонсорами + взаимодействие с зарубежными партнерами + организация контроля качества программ);

• менеджмент качества (процессный подход, моделирование бизнес-процессов, документирование процедур);

• обратная связь от рынка рабочей силы (попечительский совет, Ассоциация выпускников);

• обучение персонала в области качества;

интеграция образовательной и научно- исследовательской деятельности;

Поэтому оценка качества Марийского государственного университета предположительно может находиться на среднем уровне.

3. Имидж учебного заведения, а в некоторых случаях и самой услуги.

Марийский государственный университет осуществляет:

• активную РЯ-политику:

• международные образовательные программы и международное признание (сотрудничество кафедры финноугроведения и др.);

• активную политику сотрудничества с органами государственной власти и региональными властными структурами.

Хотелось бы, чтобы к вышеперечисленному добавилось:

• тесная связь и работа с бизнесом, в том числе с потенциальными работодателями;

• выбор имиджевых программ обучения;

• наличие и активное развитие научного потенциала;

• деятельность Центра развития карьеры;

• материальное поощрение преподавателей, защитивших докторские или кандидатские диссертации, а также публикующихся в престижных научных изданиях.

В целом можно сказать, что данный вуз известен и котируется на рынке услуг РФ, до мирового уровня мы пока не дотягиваемся.

4. Ассортимент предоставляемых услуг в плане широты и глубины.

Развитие широты и глубины ассортимента образовательных услуг в целом по вузу не так уж мал, однако МарГТУ по данному параметру пока обходит определенный выше исследуемый вуз региона. МарГУ имеет многоуровневый характер подготовки абитуриентов (программы двух- и однолетнего обучения, короткие подготовительные курсы); систему непрерывного образования. Таким образом, предположим, что уровень ассортимента предоставляемых услуг в плане широты и глубины в исследуемом вузе средний.

5. Предоставляемый сервис, т. е. материальное обеспечение учебного и научного процесса, система культурно-бытовых объектов, общежитий и т. д.

Марийским государственным университетом осуществляется:

• реконструкция зданий вуза в престижных районах города;

• стандарт содержания зданий;

• развитие издательской деятельности.

Правда, в последнее время не ведется строительство новых зданий (учебных, библиотеки, общежитий и т. д.), в то время как Марийский государственный технический университет осуществляет строительство мощнейших спортивных комплексов и технопарков. Исходя из этого, по данному параметру можно дать только среднюю оценку.

Данные параметры оцениваются по четырехбальной шкале матрицы (см. таблицу). Общий индекс конкурентоспособности Марийского государственного университета составляет: (2 + 1 + 2 + 2 + 2) / 5 = 1,8.

В соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности подытожим, что это в принципе соответствует интервалу - высокая конкурентоспособность.

Предлагаемая структура матрицы не претендует на полноту, однако она в достаточной мере иллюстрирует оценку состояния регионального вуза, которую можно использовать для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Вузу необходимо учитывать явные запросы потребителей. Например, абитуриент ищет вуз с высоким имиджем (проще трудоустроиться), профессиональным составом педагогов, достаточной материальной базой и развитым сервисным комплексом. Государство требует от вуза выполнения образовательных стандартов при минимуме затрат на образование. Родители считают качественным такой процесс обучения, при котором студенты сохраняют свое здоровье. Работодатели требуют профессионального владения специальностью и обучаемости выпускника.

Решение задачи выявления и систематизации управленческих решений по повышению конкурентоспособности регионального вуза на рынке образовательных услуг приобретает особую актуальность, поскольку в настоящее время в региональных вузах, за редким исключением, практически не отработана процедура принятия решений в области стратегического менеджмента. Для повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг необходимо реализовать комплекс управленческих решений, нацеленных прежде всего на наиболее приоритетные для потребителей цели. Из теории потребления известно, что их приоритеты в значительной степени зависят, с одной стороны, от уровня технологической сложности продукта или услуги, а с другой - от социально-экономического положения потребителей в данном регионе. Чем выше значения этих факторов, тем в большей степени вместо цены актуализируются требования вначале качества, а затем - сервиса и имиджа. Аналогично действует и уровень квалификации потребителей. Поскольку образовательные услуги, несомненно, являются одними из наиболее сложных, к ним это относится в полной мере.

Список литературы

1. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-38.

2. Мохначе в С. А. Управленческие аспекты конкурентоустойчивости регионального вуза на рынке образовательных услуг // Интеграция образования. 2007. № 3/4. С. 14-16.

3. Воскобайникова М., Пугачева Н, Чепурышкин И. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 139-143.

Материал поступил в редколлегию 03.04.2009

Y. A. Filenko

REGIONAL ASPECTS OF UNIVERSITY'S COMPETITIVENESS

The article tells us about possible rating method of the market competitiveness of the High school regional educational services. There are indexes and factors that play an important role for estimating of university's competitiveness. Then it was made the calculation of university's index competitiveness graduates in the region (example - MarSU) that allowed to determine the conditional level of High school in the market of educational services.

Keywords: region, competitiveness educational services market, higher education, rating, strategy, needs of the job market, competitive specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.