КОНФЕРЕНЦИЯ В ЯГТУ
23
Конкурентоспособность региона: финансовая составляющая (на примере Ярославской области РФ)
Гордеев Валерий Александрович
доктор экономических наук, профессор,
главный редактор журнала «Теоретическая экономика», г. Ярославль, Российская Федерация E-mail: vagordeev@rambler.ru
Маркин Максим Игоревич
старший преподаватель,
ответственный секретарь редколлегии журнала «Теоретическая экономика», г. Ярославль, Российская Федерация E-mail: markinmi@ystu.ru
Аннотация: Статья представляет собой изложение материала доклада, который был произнесён на пленарном заседании международной конференции в ЯГТУ 9 декабря 2021 года. Работа посвящена проблеме повышения конкурентоспособности региональной экономики. Прежде всего это касается её финансового аспекта на примере Ярославской области России. В связи с этим авторами высказаны рекомендации правительству области по увеличению доходов регионального бюджета. Представлены и рекомендации федеральной власти РФ по изменению макроэкономической политики в руководстве субъектами федерации.
Ключевые слова: конкурентоспособность региональной экономики, областной бюджет, рекомендации по пополнению регионального бюджета, макроэкономическая политика по руководству регионами.
JEL codes: А13; А14.
Для цитирования: Гордеев, В.А. Конкурентоспособность региона: финансовая составляющая (на примере Ярославской области РФ) / В.А. Гордеев, М.И. Маркин. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №12. - С.23-31. -URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.12.2021)
Для федеративного государства, каким является Россия, весьма важной задачей является повышение конкурентоспособности каждого субъекта федерации как фактора повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. Если три года назад президент РФ В.В. Путин поставил задачу добиться вхождения нашей страны в пятерку сильнейших в мире в экономическом отношении, а для этого требуется перейти на обгоняющую траекторию развития, что означало, как показывали расчеты экспертов, обеспечить ежегодные темпы экономического роста свыше 6-ти процентов, то и от субъектов федерации, соответственно, требовались такие же темпы приращения производства валового регионального продукта (ВРП). Как известно, эта задача, к сожалению, не выполняется как в целом по стране, так и в абсолютном большинстве её регионов. В реальности темп экономического роста в РФ находится в пределах лишь одного процента, то есть в границах статистической погрешности, в несколько раз уступая среднемировым темпам и усугубляя дальнейшее увеличение отставания России от ведущих стран [см.: 1]. Естественно, такие же близкие к нулевым темпам демонстрирует и динамика объёма ВРП в большинстве субъектов РФ, в том числе и Ярославской области.
Может быть, задача была поставлена нереальная? Но практически во всех публикациях специалистов убедительно показано, что эта задача не только отражает объективную потребность страны, её экономики и населения, но и имеет возможности реализации благодаря нашим огромным природным и сравнительно неплохим человеческим ресурсам. А применительно к регионам следует ещё указать пусть пока выступающие как исключение, но вполне реальные примеры достижения
шестипроцентного приращения ВРП. Взять, положим, Иркутскую область во время губернаторства в ней С.Г. Левченко (2015-2019 годы).
Указанная область вполне сопоставима с Ярославской по целому ряду социально-экономических параметров. Но почему же в Иркутской удалось в названные годы преодолеть рубеж прироста ВРП в 6 процентов, а для Ярославской подобное представляется недостижимым? Изучение опыта сибирских коллег может выявить немало составляющих ответа на этот вопрос, но важное место среди них, считаем, принадлежит финансовой составляющей. Когда С.Г. Левченко пришел на пост губернатора, доходы и общий объем бюджета Иркутской области составляли 97 млрд рублей, а когда он завершал свою деятельность на губернаторском посту, указанный показатель составил уже 212 млрд [см.: 2]. А вот в Ярославской области примерно в эти же годы (правление губернатора Д.Ю. Миронова в 20162021 годах) доходы областного бюджета как были в начале этого правления лишь менее 70 млрд, так и оставались примерно такими же каждый из последующих пяти лет при неизменном при этом объеме долга бюджета в 40 млрд, то есть на все расходы ярославский региональный бюджет имел всемеро меньше средств, чем иркутский. Разумеется, это не позволяло финансировать неотложные задачи развития региона и социальной сферы ярославцев.
Одному из нас в течение ряда лет, например, давая интервью и комментарии корреспондентам регионального приложения газеты «Аргументы и факты» по отдельным социально-экономическим проблемам Ярославской области [см., например, 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13], приходилось убеждаться, что решение этих проблем практически невозможно из-за недостаточности доходов регионального бюджета.
Так, например, болезненным для ярославцев является вопрос о цене проезда в общественном транспорте, поскольку за постсоветский период она выросла впятеро больше, чем зарплата - в 700 раз против 135 [см.: 7 и 13]. Поэтому, когда в 2017 году местные власти озаботились обновлением парка маршруток и в результате в очередной раз выросла цена проезда, это вызвало недовольство пассажиров, многие из них ссылались на то, что в других областных центрах цена проезда заметно ниже. Пришлось тогда заметить [см. об этом подробнее: 7], что и повысившаяся цена проезда не покрывает издержек перевозчика полностью, он должен или ещё выше поднимать цену проезда, или местная власть должна ему компенсировать издержки. Но в местном бюджете нет средств для такого компенсирования. Потому что у нас практически не строятся высокотехнологичные и высококонкурентные производственные предприятия, которые бы платили налог с прибыли в местный бюджет на повышение благосостояния людей, в том числе и на отмену платы за проезд.
Проблема цены проезда на общественном транспорте обострилась ещё больше в 2019 году, когда позади остались выборы губернатора и депутатов областной думы и местная власть повысила цену проезда и на трамвае, и на троллейбусе, и автобусе до 28 рублей вместо 23. Корреспонденту, попросившему прокомментировать ситуацию, представлялось, что дело тут только в неправильности расчета тарифа властями [см.: 13]. Пришлось тогда обратить внимание на то, что в расчете тарифа власти в определенном смысле правы, ведь сами транспортники рассчитывали на 32-33 рубля. Другое дело, что местные власти имеют право вообще отменить плату пассажирами за проезд, полностью возмещая издержки перевозчиков из регионального и муниципального городского бюджетов (так, например, поступают в Москве по отношению к столичным пенсионерам, да так было с пенсионерами и в Ярославской области в первые постсоветские годы по решению последнего состава областного Совета народных депутатов). Если бы в местной казне были на это деньги. Но их там нет. Поэтому можно и нужно критиковать местных чиновников за плохую работу по наполнению бюджета, а не конкретно за расчет указанного тарифа.
Не случайно в настоящее время растет недовольство ярославцев недавно проведенной мэрией областного центра транспортной реформой, в результате которой исчезли маршрутки и общественного транспорта теперь приходится дольше ждать, в «часы пик» в автобусы не втиснуться, а по вечерам
или в выходные вообще не дождаться. Под постом в Instagram нового временно исполняющего обязанности губернатора М. Евраева жители резонно, считаем, пишут: «Верните всё, как было до реформы, и не надо пытаться усовершенствовать то, что уже потерпело оглушительное фиаско» [14].
Или, взять такой актуальный вопрос, как уровень доходов, зарплат, пенсий жителей Ярославской области. В 2018 году был опубликован материал Института питания о нездоровом ожирении всё большей доли россиян из-за нерационального питания, причем там было отмечено, что Ярославская область значительно опережает среднероссийские уровень и динамику этого негативного результата [см.: 11]. Дело в том, что в экономически непростое время ярославцам впору думать не о правильном питании, а о выживании, экономии на всем. Население стало употреблять не полезные продукты питания, а их более дешёвые аналоги или фальсификаты. В связи с этим пришлось обратить внимание на то, что доходы россиян, и в том числе ярославцев, если посмотреть не в среднем, как дает Росстат, а в разрезе различных социально-демографических групп, то увидим, что у небольшой группы и так богатых доходы очень быстро возрастают, а у абсолютного большинства населения реальные доходы падают. Россия сейчас практически лидирует среди двухсот стран мира по разрыву между богатыми и бедными. Топ-менеджер крупной нефтегазовой компании за один день получает столько, сколько преподавателю или врачу надо зарабатывать 400 лет, то есть 10 трудовых жизней. До правильного ли тут питания беднякам!
К этой же проблеме отнеслись и получившие острую реакцию ярославцев результаты исследования по качеству жизни в российских городах, проведенного специалистами Финансового университета при правительстве РФ, из которого явствовало, что Ярославль оказался на 7-м месте с конца [см.: 12]. Вопрос корреспондента к одному из нас был: почему ярославцев не устраивают ни составляющие городской жизни, ни уровень собственных доходов. Пришлось признать, что местным чиновникам надо искать причину в себе, в относительно низком уровне управленческого профессионализма ярославской власти. Никак она, например, на протяжении 30-ти постсоветских лет не может справиться с задачей улучшения автомобильных дорог в областном центре, довольными их состоянием оказалось лишь 17% ярославцев. Причем строительство километра автомобильных дорог в Ярославле обходится более чем вдесятеро дороже, чем, например, в Финляндии, и в 40 с лишним раз дороже, чем в Канаде, где тоже знают, что такое снег, лёд и дожди, на которые так любят ссылаться ярославские чиновники как на существенную и чуть ли не главную причину нашей беды с дорогами. Но там асфальт бригада строителей никогда не кладет в дождь и снег - она дает гарантию на 15 лет и в рамках этого срока любую трещинку и ямку заделывает исключительно за свой счет, а не за счет заказчика. Конечно, можно сожалеть, что у нас по вине законодателей любой пройдоха без техники и соответствующих кадров может выиграть по конкурсу подряд на строительство. Но даже на фоне этого общероссийского безобразия Ярославль по качеству дорог умудрился оказаться безобразнее других, значит, очень многие возможности контроля за качеством строительных работ у нас, к сожалению, не используются или используются хуже, чем в других регионах страны. К концу 2021 года это обернулось неосвоением значительных сумм, выделенных на строительство и ремонт дорог в регионе.
Всего 19% ярославцев, по данным того же исследования, считает, что у нас хватает медицинских учреждений и в них нормальное качество медицинского обслуживания. А расходы бюджета на здравоохранение даже в разгар пандемии коронавируса урезаются по сравнению с и так нищенским его состоянием. Почему? - Потому что сам бюджет ужасно мал. А почему он мал? Да потому, что у нас ничтожны и не растут вложения в реальный сектор ярославской экономики, в развитие производства, в результате сокращаются налоговые поступления в региональный бюджет с прибыли предприятий, в том числе и на нужды здравоохранения. Буквально шокирует и такой результат упомянутого исследования, что 91% опрошенных ярославцев в ближайшие годы собирается переехать в другое место - это показатель социального неблагополучия города и региона [см.: 12]. Заметим, это в регионе,
чей центр, расположенный на берегу красавицы Волги, заслуженно признан столицей золотого туристического кольца России.
Удивили ярославцев и данные областного комитета статистики о средних их доходах [см.: 12], поскольку абсолютное большинство такого объема доходов у себя не обнаружило. Корреспондент, попросившая прокомментировать сообщение облстата, ссылалась на то, что, например, на селе в нашем регионе традиционно низкие зарплаты, да и пенсионеров, у которых тоже доходы невелики, пока ещё немало, то естествен вопрос, откуда же получилась благополучная цифра у статистиков. Соглашаясь, что зарплаты в сельском хозяйстве и пенсии у наших ветеранов, действительно, нищенские, пришлось все же заметить, что данные областных статистиков о средних доходах не вызывают сомнений. Ведь в нашей области есть и миллиардеры (правда, рублевые), их немало среди чиновников областной, городских и районных администраций, топ-менеджеров банков и других частных фирм. Их месячные доходы на порядки выше, чем у пенсионеров и селян. Вот и получается тот самый благополучный средний доход. К сожалению, эта негативная ситуация с огромным неравенством в доходах, а значит, социальной напряженностью, по вине чиновников не меняется даже со сменой руководителя региона [см.: 15].
Подобный же вопрос по поводу статистических непонятностей возник у корреспондента, когда лидер ярославских профсоюзов С. Соловьев посетовал, что официальная статистика с её благоприятной социально-экономической картиной развития области не соответствует реальной ситуации [см.: 12]. Пришлось заметить, что, действительно, на статистику кое в чем можно и нужно обижаться, требовать от властей поменьше вносить политико-идеологической заданности в это сугубо расчетно-экономическое дело. И всё-таки главное в том, что в регионе нет подлинной реализации объявленного в свое время президентом курса на новую индустриализацию с новыми высокотехнологичными и высокооплачиваемыми рабочими местами в необходимом количестве, увеличения в результате этого налогового притока в местный бюджет от растущего производства. Обратила внимание корреспондент и на признание профсоюзного лидера в том, что за последние годы в регионе растет уровень производственного травматизма с тяжелым исходом. На это пришлось заметить, что травматизм не может не расти в условиях частного капитала, которому надо выжать максимум из наемного работника для приращения своей прибыли. Экономическая наука и мировая практика предписывают соответствующий контроль, чтобы «частник не зарывался». В том числе и со стороны профсоюзов. А у нас владелец предприятия заинтересован не допустить профсоюзы к такому контролю. Значит, власть, депутаты и правительство, должны заниматься таким контролем.
Вопрос о доходах ярославцев логично вызывает необходимость обратиться к обшей характеристике экономики региона [см, например, 11]. Правда, по показателям ВРП Ярославская область находится в середняках среди субъектов Российской Федерации. Но есть и немного специфики: например, на фоне всероссийского снижения доходов у нас оно более ускоренное; на фоне российского бездорожья у нас почти самые плохие в стране дороги. И ситуация не меняется к лучшему. Вот, например, с удовольствием прочитали на сайте областного правительства, что в регионе перевыполняется план по строительству жилья. С удовольствием и от наличия такого плана, и от его перевыполнения. Однако правительство при этом умолчало, что тысячи уже построенных квартир не находят покупателей - не на что покупать. Нуждающиеся в квартирах ярославцы запутались в кредитных ловушках и просто в долгах по кредитам. Выходит, что местные чиновники страдают несистемностью решений, недоведением дела до его логического завершения. Или на сайте департамента промышленной политики увидели информацию об отличной областной целевой программе по развитию промышленности и повышению её конкурентоспособности. Но как выполняется эта программа? Если за полугодие вместо половины намеченного за год выполняется лишь четверть по финансированию из областного бюджета на создание условий для стимулирования инвестиционной активности и увеличения производства высокотехнологичной продукции, то это
значит, что работаем вдвое хуже намеченного, «подрубая сук» под завтрашние результаты. Такой же итог - менее четверти за полгода от намеченного за год - по предоставлению субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере промышленного производства. А на пункт упомянутой программы, который называется «Предоставление субсидий на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию предприятий в сфере гражданской промышленности не было выделено ни копейки! Такая же картина - нули копеек и процентов - по пункту «Содействие развитию научных исследований и разработок в промышленном комплексе области». Откуда же тут быть социально-экономическому развитию?
В последнее время модно стало у чиновников объяснять негативы в экономике влиянием коронавирусной пандемии. Но эти негативы были и до пандемии, разумеется, обострившись во время неё. Так, ещё в 2019 году, за его первую половину, как поведал Ярославльстат, индекс промышленного производства в регионе упал почти на 5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года [см.: 12]. Это оказалось самым большим снижением среди регионов Центрального федерального округа. Но этот индекс был недостаточным и год назад, а ведь от прибыли производственных предприятий областной бюджет получает почти треть своего наполнения. Треть производственных предприятий региона убыточны - какой уж тут налог с прибыли в местную казну? Ухудшаются условия для развития бизнеса. Так, ещё за три года до распространения коронавируса закрыто (снято с регистрации) 6 тысяч малых и средних предприятий. Ужасает падение в строительной отрасли за те годы более чем вдвое, практически нет промышленного строительства. А ведь необходимый прорыв для региона - в создании новых высокотехнологичных и высококонкурентных производственных предприятий, от которых можно бы ждать и налоговых пополнений регионального бюджета. Зато быстрее, чем в соседних регионах, у нас растут цены. По данным Ярославльстата, более чем на 5% упали реальные располагаемые доходы ярославцев, а ведь ещё почти одна треть наполнения регионального бюджета - от налогов с физических лиц. Конечно, с началом пандемии, эти и другие негативные тенденции ускорились.
Таким образом, даже обращение к отдельным социально-экономическим вопросам региона убеждает, что их решение невозможно без значительного пополнения бюджета. А когда в ноябре 2018 года один из нас получил приглашение от тогдашнего председателя Общественной палаты Ярославской области С.В. Березкина принять участие в обсуждении проекта регионального бюджета на 2019 и последующие два года и стать экспертом палаты по экономике и финансам, а для этого получил материалы департамента финансов областного правительства с проектом бюджета, его многочисленными приложениями по отдельным статьям расходов., то изучение этих материалов ещё больше убедило в наличии острых финансовых проблем региона, хотя, на наш взгляд, в значительной степени и достаточно типичных для большинства субъектов Российской Федерации. Когда предложили сделать экспертизу проекта нового бюджета, то упомянутая проблема предстала во всей своей комплексности, системности, обнажив недопустимо малый объем областного бюджета. К моменту тогдашнего обсуждения он составил всего 65 млрд рублей, да ещё при наличии долга, в основном перед коммерческими банками, в объеме 40 млрд. Ужасаясь мизерности расходов бюджета на те или иные социальные статьи, стремясь предложить увеличение этих расходов, неизменно приходилось сталкиваться с невыполнимостью своих благородных стремлений, поскольку не находилось ответа на вопрос, а с какой статьи снять деньги, ведь нигде не было лишнего. Больше того: по каждой статье объем расходов планировался ниже допустимого уровня, который не обеспечивал не только необходимого прорыва, но даже удовлетворительного выживания.
Ситуация казалась немыслимой, ведь ещё в 1970-1980-х годах Ярославская область, занимающая всего 37 тыс. кв. км. территории, превосходила по объему промышленного производства взятые по отдельности 9 из 15 союзных республик: Эстонию, Латвию, Литву, Молдавию, Армению, Грузию,
Таджикистан, Киргизию, Туркмению. А теперь эта область давно дотационная, убыточная, а её региональный бюджет может лишь имитировать деятельность по обеспечению социально-экономического развития.
Правда, повторим, нельзя не видеть, что в таком же ранге дотационных сегодня пребывает 90% субъектов Российской Федерации, к ним не относятся лишь две столицы да несколько газодобывающих и нефтедобывающих регионов. Выходит, можно с сожалением констатировать, что у нас неблагополучно в целом с макроэкономической политикой по руководству регионами. И выражается это прежде всего в финансовом аспекте. Вместо выработавшейся практикой западных развитых стран и рекомендованных экономической наукой системы 50:50, когда половина от собранных в регионе налогов идет в общегосударственный бюджет, а другая половина остается на нужды самого региона, у нас сейчас Ярославская область отдает две трети в федеральный бюджет, оставляя себе лишь одну треть. Понятно, что при 33% социально-экономические нужды решаются в полтора раза хуже, чем это было бы при 50%. К тому же федеральная власть то и дело принимает такие законы, реализация которых предусматривается за счет региональных и местных бюджетов - в среднем за год мы фиксируем десятки таких случаев. В результате поставленная президентом В.В. Путиным задача выйти на обгоняющее развитие и войти в пятерку передовых стран не может не пробуксовывать: большинство регионов не обеспечивает ничего прорывного и обгоняющего, представляя собой лишь жалкое существование. Отсюда рекомендация для федерального правительства: коренным образом переменить макроэкономическую политику по руководству регионами, подтягивая большинство из них до уровня столиц и обладателей нефти и газа. Речь должна идти не о разовых спонтанных подачках, а о других, но стабильных правилах игры, учитывающих уроки из лучшего мирового опыта.
Но главные рекомендации, конечно, к региональной власти. Они были высказаны нами и опубликованы [см. об этом подробнее, например, 16]. Во-первых, строить высокотехнологичные заводы, а для этого чиновникам прогнозировать спрос, определяя, какого именно профиля требуются заводы в предстоящие годы, и работать с инвесторами-олигархами конкретно и убедительно (куда предлагается вложить миллиарды, чтобы быстрее получить ещё бОльшие миллиарды). Понятно, что к реализации такой функции сегодняшние региональные чиновники не готовы и не способны, требуется принципиально новая система подбора, подготовки и переподготовки кадров для работы в аппарате правительства области.
Во-вторых, активнее работать с экономическим советом, состоящим из руководителей ведущих предприятий, по поиску дополнительных, внебюджетных средств на социальную сферу. Обычные объяснения, которые приходится слышать от региональных чиновников (что в 1990-х годах при создании экономического совета тогдашним губернатором А.И. Лисицыным этот совет состоял из полновластных руководителей, а теперешние менеджеры предприятий не могут ослушаться своих хозяев из Москвы или зарубежья), доказывают, что сегодня решать указанную задачу намного труднее, но от этого решать её объективно ещё более необходимо в социально-экономических интересах населения области. Надо научиться «доставать» столичных и зарубежных хозяев местных менеджеров и эффективно решать с ними указанные проблемы, как это делали подчиненные С.Г. Левченко из иркутской областной администрации.
В-третьих, настойчивее убеждать депутатов Государственной думы РФ от Ярославской области, чтобы не поддерживали законопроекты, наносящие ущерб региональным бюджетам, и убеждали в этом коллег от других регионов. В Ярославле и области много месяцев до и после сентябрьских выборов 2021 года висел на баннерах портрет В.В. Терешковой с надписью о том, что она гордость ярославской земли. Так почему же не использовать авторитет и влияние знаменитой землячки в социально-экономических интересах ярославского и других регионов?
В-четвертых, каждому из многотысячного аппарата сотрудников областной администрации
постоянно искать возможности пополнения регионального бюджета, руководителям департаментов обеспечить систему спроса за осуществление этой функции. Эту задачу, как сообщал в свое время С.В. Березкин, поддержал и постоянно ставил губернатор Д.Ю. Миронов на совещаниях аппарата, но руководители подразделений так и не обеспечили требуемой системы спроса. И хотя к концу 2019 года удалось увеличить объем бюджета до 75 млрд рублей, то есть на 10 млрд больше прошлогоднего, но это была заслуга лишь самого губернатора, который в самом начале года обратился к федеральной власти за помощью для ликвидации катастрофы в бюджете Ярославля, да ещё руководства департамента финансов, подготовившего ему документы для обоснования просьбы, а вот энтузиазма всех чиновников всех департаментов по пополнению бюджета, как и системы спроса за это со стороны руководителей структурных подразделений, как не было год назад, так не стало и год спустя, нет её, к сожалению, и сейчас. К тому же на 2020 и 2021 годы намечено было сокращение приращения доходов регионального бюджета более чем вдвое. Следовательно, все высказанные ранее рекомендации сохраняют актуальность и в настоящее время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зюганов Г.А. Полная беспомощность страны обескураживает // Свободная пресса. 2021, 18 августа. URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/204721.html (дата обращения 18.08.2021)
2. Официальный сайт КПРФ. URL: https://kprf.ru/ (дата обращения 11.10.2019)
3. В «коматозном» состоянии. Валерий Гордеев об экономике региона в первом полугодии этого года // Аргументы и факты. Ярославль. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. № 32. 2016 г. - С. 3.
4. Архипова Е. Кто богатеет? // Аргументы и факты. Ярославль. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. № 43 (925). 2016 г. - С. 1.
5. Данилова И. В депрессии. Ярославль оказался одним из худших по качеству жизни // Аргументы и факты. Ярославль. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. № 48 (930). 2016 г. - С. 1.
6. Условия для перелома ситуации. В Ярославской области сокращается количество рабочих мест // Аргументы и факты. №202017 г. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. - С.6.
7. Красные - дороже. Почему растет плата за проезд в маршрутках // Аргументы и факты. №432017 г. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. - С.21.
8. Неприятный подарок. Плата за коммуналку снова повышается// Аргументы и факты. №462017 г. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. - С.21.
9. Точки роста. Почему при промышленном буме не растут реальные доходы ярославцев // Аргументы и факты. №272017 г. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. - С.3.
10. Есть ли жизнь на пенсии. Каков уровень комфорта пожилых ярославцев // Аргументы и факты. №312017 г. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. - С. 14.
11. Данилова И. Страдаем от ожирения. Почему ярославцы стремительно толстеют // Аргументы и факты. Ярославль. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. № 20. 2018 г. - С. 2.
12. Савичева О. «Съеденные доходы». Каково экономическое положение области // Аргументы и факты. Ярославль. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. № 36 (1074). 2019 г. - С. 2.
13. Васильева О. Догнать и перегнать. В Ярославле повысили цены за проезд // Аргументы и факты. Ярославль. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. № 39 (1077). 2019 г. - С. 1.
14. Лосева Е. Поедем по-новому? В Ярославле началась корректировка транспортной сети // Аргументы и факты. Ярославль. Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. № 46 (1188). 2021 г. - С. 1.
15. Денисов И. «Единороссы» и при новом врио губернатора - против улучшения жизни ярос-лавцев // Советская Ярославия. 2021, № 41. - С. 1, 5.
16. Гордеев В.А. Региональные финансы поют грустные романсы (На примере Ярославской области) // Вестник Ивновского государственного университета. Серия «Экономика». Вып. 1 (43) 2020. - С. 17-23.
Competitiveness of the region: financial component (on the example of the Yaroslavl region of the Russian Federation)
Gordeev Valery Aleksandrovich
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Chief editor of the journal «Theoretical economy», Yaroslavl , Russian Federation E-mail: vagordeev@rambler.ru
Markin Maxim Igorevich
senior lecturer,
Executive Editor of the journal «Theoretical Economy», Yaroslavl , Russian Federation E-mail: markinmi@ystu.ru
Annotation. The article is a statement of the material of the report, which was delivered at the plenary session of the international conference at YSTU on December 9, 2021. The work is devoted to the problem of increasing the competitiveness of the regional economy. First of all, this concerns its financial aspect on the example of the Yaroslavl region of Russia. In this regard, the authors made recommendations to the regional government to increase regional budget revenues. The recommendations of the federal authorities of the Russian Federation on changing the macroeconomic policy in the management of the subjects of the federation are also presented.
Keywords: competitiveness of the regional economy, regional budget, recommendations for replenishment of the regional budget, macroeconomic policy on regional management