Научная статья на тему 'ОТЗЫВ НА СТАТЬЮ В.А. ГОРДЕЕВА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ПОЮТ ГРУСТНЫЕ РОМАНСЫ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)»'

ОТЗЫВ НА СТАТЬЮ В.А. ГОРДЕЕВА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ПОЮТ ГРУСТНЫЕ РОМАНСЫ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НАПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ECONOMICS / ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL BUDGET / TOOLS FOR FILLING THE REVENUE SIDE OF THE REGIONAL BUDGET / REGIONAL BUDGET EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобода Алексей Андреевич

Дается оценка положений и выводов, содержащихся в рецензируемой статье. С отдельными положениями автор рецензии соглашается, другие дополняет или подвергает критике. В процессе критики поднимаются вопросы об отсутствии конкретных инструментов для наполнения доходной части регионального бюджета Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE TO ARTICLE V.A. GORDEEV «REGIONAL FINANCE SINGING SAD ROMANCES (ON THE EXAMPLE OF YAROSLAVL REGION)»

An assessment of the provisions and conclusions of the article. The author of the review agrees with certain provisions, while others supplement or criticize. In the process of criticism, questions are raised about the lack of specific tools for filling the revenue side of the regional budget of the Yaroslavl region.

Текст научной работы на тему «ОТЗЫВ НА СТАТЬЮ В.А. ГОРДЕЕВА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ПОЮТ ГРУСТНЫЕ РОМАНСЫ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)»»

ОТЗЫВ НА СТАТЬЮ В.А. ГОРДЕЕВА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ПОЮТ ГРУСТНЫЕ РОМАНСЫ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Лобода Алексей Андреевич

студент,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», кафедра экономической теории и региональной экономики, г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: alexey.5255@gmail.com

Аннотация: Дается оценка положений и выводов, содержащихся в рецензируемой статье. С отдельными положениями автор рецензии соглашается, другие дополняет или подвергает критике. В процессе критики поднимаются вопросы об отсутствии конкретных инструментов для наполнения доходной части регионального бюджета Ярославской области.

Ключевые слова: экономика, хозяйство, социально-экономическое развитие, региональный бюджет, инструменты для наполнения доходной части регионального бюджета, расходы регионального бюджета.

JEL: A13, B26, H61, H75, R10

REFERENCE TO ARTICLE V.A. GORDEEV «REGIONAL FINANCE SINGING SAD ROMANCES (ON THE EXAMPLE OF YAROSLAVL REGION)»

Loboda Alexey Andreevich,

student, Yaroslavl state technical university,

Yaroslavl, Russian Federation

Abstract: An assessment of the provisions and conclusions of the article. The author of the review agrees with certain provisions, while others supplement or criticize. In the process of criticism, questions are raised about the lack of specific tools for filling the revenue side of the regional budget of the Yaroslavl region.

Keywords: economics, economy, socio-economic development, regional budget, tools for filling the revenue side of the regional budget, regional budget expenditures.

Статья В.А. Гордеева [см.: 1] посвящена актуальной проблеме регионального бюджета, его соответствия социально-экономическим задачам региона. Особую значимость данной работе придает тот факт, что автор показывает несоответствие доходов регионального бюджета участию в осуществлении задачи, поставленной президентом В.В. Путиным по выходу РФ в пятерку передовых стран.

Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как региональный бюджет Ярославской области 2020 года, нацеленный на достижение результата, упускает конкретные инструменты для наполнения доходной части регионального бюджета.

Автор справедливо указывает на то, что в Ярославской области региональный бюджет носит недопустимо малый объем доходов [см.: 1, с. 17]. Недостаточность доходной части в региональном бюджете Ярославской области отрицательно сказывается на социально-экономическом потенциале Ярославской области, решении неотложных задач по развитию экономики и социальной сферы

региона.

Заслуживает, на мой взгляд, внимания высказывание автора о чрезмерно высокой цене проезда в общественном транспорте в Ярославской области (выше, чем в соседних областях), необходимости сделать бесплатным проезд [см.: 1, с.18], если бы для этого были возможности регионального бюджета по поддержке транспортников. Приведен в рецензируемой статье в качестве примера опыт города Москвы, где за счет местного бюджета возмещают выпадающие доходы перевозчиков, полученные в результате предоставления столичным пенсионерам услуги по проезду на бесплатной основе. Однако, считаю, стоит отметить, что нельзя сравнивать наполняемость бюджета города Москвы и, положим, города Ярославля. Так на 2020 год доходы бюджета города Москвы предусмотрены в объеме 2798,7 млрд. руб. против 21,8 млрд. руб. доходов города Ярославля (0,8%). На данный момент Москва — крупнейший в общегосударственном масштабе финансовый центр и центр управления значительной частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено более половины банков, зарегистрированных в стране, при этом на их долю приходится 90% банковских активов. Кроме того, большая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют головные офисы именно в Москве, хотя их производство может полностью располагаться за тысячи километров от столицы. По состоянию на ноябрь 2019 года из 200 крупнейших предприятий страны 104 зарегистрированы в Москве. Таким образом, наполняемость доходов городского бюджета очевидна, тогда как региональные бюджеты страдают от того, что действующие на их территориях предприятия отчисляют налоги, минуя местные бюджеты. Было бы, считаю, большим прорывом для пополняемости доходной базы региональных бюджетов - закрепить на законодательном уровне норму о регистрации действующих на той или иной территории предприятий и организаций в налоговых органах этих территорий.

Автор в рецензируемой статье достаточно подробно описывает проблему доходов, пенсий и заработных плат в регионе [см.: 1, с.18]. Не могу не согласится с мыслью о том, что если смотреть на уровень доходов не по данным Росстата, а в социально-экономическом разрезе (между богатыми и бедными), то можно заметить, что, например, заработная плата у какого-нибудь топ-менеджера крупной нефтяной компании будет во много раз выше, чем у преподавателя или врача. Справедливо ли это? Не думаю. Трудовых затрат и обязанностей у людей с такими профессиями не меньше, чем у менеджеров крупных фирм. Так как же с такими заработными платами, как у преподавателей, можно придерживаться здорового образа жизни, не питаясь всякими полуфабрикатами? Как обеспечивать высокое качество и эффективность своего интеллектуального труда?

Автором рассматриваемой статьи подробно освещена тема медицинских учреждений и их обслуживания населения на территории Ярославской области. Автор привел данные социологического исследования о том, что лишь 19% ярославцев устраивает текущее состояние медицинских учреждений и качество их обслуживания [см.: 1, с. 19]. Я, пожалуй, не соглашусь с этой оценкой. Так, например, для детей-инвалидов или пенсионеров, страдающих непростыми заболеваниями, в Ярославской области существует огромное количество реабилитационных центров, пансионатов, оснащенных современным оборудованием и высоким качеством лечения. К ним относятся: ЦРС «Полет», реабилитационный центр в поселке Скобыкино, Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда, реабилитационный центр «Горизонт», ГБУЗ ЯО «Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей «Здоровое долголетие».

Обратим свое внимание на рекомендации для региональной власти Ярославской области, высказанные в указанной статье. Во-первых, автором предложена оригинальная идея по поводу того, что стоит настойчивее убеждать депутатов Государственной думы РФ от Ярославской области, чтобы не поддерживали законопроекты, наносящие ущерб региональным бюджетам, и убеждали в этом коллег от других регионов [см.: 1, с. 22]. Не могу не согласиться с таким предложением, так как все-таки мы голосуем за данных людей с надеждой на то, что они будут вносить вклад в

социально-экономическое развитие нашей области извне, а не ухудшать и так тяжелую ситуацию в регионе, связанную с наполнением доходной части регионального бюджета. Конечно, и ситуация с федеральным бюджетом не оптимистичней, недаром, его даже называют «бюджетом катастрофы» [см., например: 2], но это тем более убеждает в необходимости более настойчивой работы с депутатами Государственной думы РФ от Ярославской области.

Во-вторых, Валерий Александрович Гордеев справедливо указывает на то, что необходимо расширить базу высокотехнологичных предприятий на территории Ярославской области, а для этого чиновники должны прогнозировать спрос на рынке, определяя, какого именно профиля требуются заводы, а также работать с инвесторами-олигархами, заинтересовывать их, доказывая, что тем самым они смогут приумножить свои денежные средства [см.: 1, с. 22]. Всё это благоприятно отразится на векторе социально-экономического развития, а также выведет промышленность Ярославской области на высокий по всем показателям уровень, который был во времена СССР. Со строительством новых высокотехнологичных предприятий решится ситуация с безработицей, возрастут доходы граждан, а, соответственно и расходы, что увеличит наполняемость доходной части бюджета Ярославской области, поскольку налог с прибыли предприятий составляют треть доходов его, позволит со временем покрыть долг перед коммерческими банками в размере нескольких десятков миллиардов рублей на конец 2019 года, и, конечно же, возрастут объемы экспортной части продукции в другие регионы РФ и страны СНГ.

В-третьих, автор предлагает активнее работать с экономическом советом, состоящим из руководителей ведущих предприятий, по поиску дополнительных, внебюджетных средств на социальную сферу [см. 1, с. 22]. Соглашусь с этим, следует привлечь средства из других фондов, капиталов на материальную поддержку наших граждан, повысить социальные пособия по безработице, проиндексировать пенсии пенсионерам, инвалидам и малоимущим. Ведь этого так не хватает на данный момент, в связи с ситуацией по СОУГО-19: многие люди потеряли свою работу, реальный и финансовый секторы экономики находятся еще в состоянии шока и долго будут восстанавливаться.

И, наконец, Валерий Александрович Гордеев акцентирует внимание на том, что необходимо каждому из 10 тысяч сотрудников областной администрации постоянно искать возможности пополнения регионального бюджета, руководителям департаментов обеспечить систему спроса за осуществление этой функции [см.: 1, с. 22]. Эту задачу ставит и губернатор Д. Ю. Миронов на совещаниях аппарата, но руководители подразделений так и не обеспечили требуемой системы спроса. И хотя к концу 2019 года удалось увеличить объем бюджета до 75 млрд рублей, то есть на 10 млрд больше прошлогоднего, но это была заслуга лишь самого губернатора, который обратился к федеральной власти за помощью для ликвидации катастрофы в бюджете Ярославля, да еще руководства департамента финансов. Проанализировав данную рекомендацию для областной администрации, полностью соглашусь с уважаемым автором.

Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, так как В.А. Гордеев, не просто анализирует научные положения из документов Правительства Ярославской области, статей из средств массовой информации и научных изданий, но и высказывает свою точку зрения как эксперт по экономике и финансам Общественной палаты Ярославской области.

Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.

Таким образом, статья В.А. Гордеева «Региональные финансы поют грустные романсы (На примере Ярославской области)» имеет определенную научную значимость, может быть полезна студентам, аспирантам и докторантам, занимающимися вопросами регионального бюджета Ярославской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гордеев В.А. Региональные финансы поют грустные романсы (На примере Ярославской области) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Экономика», 2020. - №1 (43). - С. 17-24. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://ivanovo.ac.ru/about_ the_university/science/magazines/herald

2. Геннадий Зюганов: «Нельзя поддерживать бюджет, подталкивающий страну к коллапсу». Тезисы выступления на заседании Государственной Думы по проекту федерального бюджета // https:// kprf.ru/party-live/cknews/198066.html (Дата обращения 28.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.