B. А. Гордеев
C. В. Шкиотов
DOI 10.24411/2658-428Х-2019-550 УДК 332.02
https://orcid.org/0000-0002-1147-2295 https://orcid.org/0000-0002-6070-3950
Точки роста и факторы торможения в экономике Ярославской области
Для цитирования: Гордеев В. А., Шкиотов С. В. о точках роста и факторах торможения в экономике Ярославской области // Социально-политические исследования. - 2019. -№ 4 (5). - С. 93-101
Статья посвящена современным проблемам региональной экономики на примере Ярославской области Российской Федерации. Изложена критическая оценка выполнения губернаторской программы «Десять точек роста». Выявлен ряд факторов торможения в этой деятельности. Отмечается падение индекса промышленного производства, прекращение промышленного строительства, сохранение убыточности трети всех производственных предприятий, опережающий рост цен на потребительские товары, падение реальных располагаемых доходов жителей области, снижение реального размера пенсии. Подчеркивается, что в области происходит дальнейшее серьезное сокращение совокупного спроса и стимулирования производства. Особое внимание уделено финансовому обеспечению реализации губернаторской программы, пополнению регионального бюджета. Сформулированы предложения по преодолению выявленных факторов торможения.
Ключевые слова: региональная экономика; Ярославская область РФ; губернаторская программа «Десять точек роста»; факторы торможения; финансовое обеспечение программы; проблема пополнения регионального бюджета.
V. A. Gordeev, S. V. Shkiotov
Growth points and braking factors in the economy of Yaroslav region
The article is devoted to contemporary problems of the regional economy using the example of the Yaroslavl region of the Russian Federation. A critical assessment of the implementation of the governor's program "Ten Points of Growth" is presented. A number of inhibition factors were identified in this activity. There is a drop in the index of industrial production, the cessation of industrial construction, continued losses of one-third of all industrial enterprises, the accelerated growth of prices of consumer goods, the fall in real disposable income of the residents of the region, the decline in real pensions. It is emphasized that in the region there is a further serious reduction in
© Гордеев В. А., Шкиотов С. В., 2019
Точки роста и факторы торможения в экономике Ярославской области
93
aggregate demand and stimulation of production. Particular attention is paid to financial support for the implementation of the governor's program, replenishment of the regional budget. Suggestions are made to overcome the identified inhibition factors.
Key words: regional economy; Yaroslavl region of the Russian Federation; Governmental program «Ten points of growth»; braking factors; program financial support; the problem of replenishing the regional budget.
Три года назад руководить нашим регионом был направлен из Москвы энергичный генерал Дмитрий Юрьевич Миронов. К этому времени ярославцы уже привыкли слушать и читать в СМИ, что при его предшественнике С. Н. Ястребове Ярославская область среди 85 субъектов Российской Федерации по тем или иным направлениям социально-экономического развития неизменно занимала одно из последних мест. А ведь когда-то, в советское время, девять из 15-ти союзных республик огромного СССР уступали нашей малюсенькой (всего 37 тыс. км2) по географическим масштабам области, например, по объему выпускаемой промышленной продукции. Тогда и представить никто не мог даже в страшном сне, что вот теперь наш регион станет дотационным, впрочем, как и большинство других субъектов РФ.
Приход Д. Ю. Миронова на пост и. о. губернатора пробудил надежды на оздоровление социально-экономической ситуации в регионе. Была поддержана выдвинутая временно исполняющим обязанности губернатора программа «Десять точек роста», определявшая целевые рубежи на каждом из десяти основных направлений экономиче-
ской и социальной региональной политики. В сентябре 2017 на выборах губернатора Ярославской области избиратели активно поддержали кандидатуру Д. Ю. Миронова. Если проанализировать ежегодные отчеты губернатора перед Государственной думой Ярославской области, структуру регионального бюджета, текущие постановления губернатора, статистику, то можно обнаружить, что Д. Ю. Миронов и правительство области направляют активные усилия по выполнению намеченной программы.
Однако нельзя не видеть и того, что в этой деятельности, к сожалению, не достигается достаточной эффективности. Возьмем, к примеру, документ Ярославльстата «Социально-экономическое положение области за январь-июль 2019 года», который одному из нас уже довелось комментировать в интервью газете «Аргументы и факты» [1]. В нем отмечено, что индекс промышленного производства в нашем регионе упал в анализируемый период (январь-июль 2019 года) почти на 5 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - 95,9 % - это самое глубокое падение среди регионов Центрального федерального округа. Однако и в прошлом году этот индекс ни-
94
В. А. Гордеев, С. В. Шкиотов
как нельзя было признать достаточным, а значит плохо идет достижение такой важной точки роста, как развитие промышленного производства. Чтобы читатели представляли степень важности этой точки, заметим, что почти треть (30 %) поступлений в региональный бюджет обеспечивает не что иное, как налог с прибыли промышленных предприятий, зарегистрированных на территории области.
Неблагополучие в промышленном секторе региональной экономики резко сокращает возможности для финансового обеспечения достижения вообще всех точек роста. А если к этому добавить, что у нас треть производственных предприятий вообще убыточна, то есть с нее никакого налога с прибыли, естественно, не возьмешь, то проблема предстает еще более острой. К тому же у нас практически прекращено промышленное строительство: не строится и не планируется строить ни одного промышленного предприятия. Но ведь необходимый прорыв для региона как раз и заключается в создании высокотехнологичных и высококонкурентных производственных предприятий, от которых можно бы получать и налоговые пополнения в региональный бюджет.
Тем более, что у ярославцев есть опыт создания таких предприятий, например, завод по выпуску современных двигателей в Заволжском районе Ярославля, который при посещении высоко оценил президент
РФ В. В. Путин, назвав лучшим в стране, а владелец предприятия О. Дерипаска при этом не без резона поправил: «В мире». Кроме того, если еще учесть, что за последние годы закрыто (снято с регистрации) шесть тысяч малых и средних предприятий в области, то картина выглядит просто удручающей.
Правда, документ Ярославльста-та дает и некоторое утешение, показав, что своеобразной точкой роста в первой половине 2019 года выступило сельскохозяйственное производство. Так, например, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство животноводческой продукции: мясо - 109,8 %, молоко - 101,6 %, яйца - 115,5 %. Конечно, этот рост «душу греет» патриотам малой родины - Ярославии.
Однако нельзя не заметить, что темпы этого роста все еще недостаточны по сравнению с потребностями и собственными результатами, например, конца советского периода. Тогда на территории области обрабатывалось и удобрялось восемьсот тысяч гектаров пашни, а сейчас только двести, то есть вчетверо меньше. На месте ржаных и льняных полей сегодня ядовитый борщевик, заросли ольхи и ивы с энцефалитными клещами. Яро-славцы лишены теперь вкуса настоящего ржаного хлеба, а те из них, кто трудился на наших многочисленных льнокомбинатах, оказались без работы.
Точки роста и факторы торможения в экономике Ярославской области
95
Поэтому заслуживает одобрения намерение Д. Ю. Миронова, в отличие от предшествующих губернаторов, восстанавливать пашню, возрождать льноводство. Но на пути к реализации такого намерения встают факторы торможения, зачастую внешние для региона. Сегодня в РФ практически не осталось производителей той техники, которая бы выкорчевывала иву и ольху, окультуривая бывшие поля, и той, которая обеспечивала бы льноводческую подотрасль. А та техника, которая работала в колхозах и совхозах советских лет, давно сгнила или сдана в металлолом. Конечно, можно вспомнить инициативу и опыт ряда промышленных предприятий Ярославской области по кооперации в выпуске, например, в 1970-е годы столь дефицитных тогда кормоуборочных комбайнов за пределами собственной специализации и государственных планов (Госплан включал это в директивные показатели уже потом, по предложению самих ярославцев «задним числом»). Ну, так, вроде, сегодня и планами сверху не скованы.
Однако нет уже той мощи у сегодняшних ярославских заводов. Например, глава тогдашней упомянутой кооперации Ярославский моторный завод имел тогда численность работающих 45 тысяч человек, а сегодня около четырех тысяч, практически при том же уровне производительности труда.
Словом, использование того опыта было бы сегодня непосильно
затратным для предприятий региона. А говорить о возможностях регионального бюджета тут вообще бессмысленно: его объем на 2019 год на стадии проекта при обсуждении в ноябре 2018 года составлял всего 60 млрд рублей, при этом его долг равнялся двум третям от этой суммы. Выходит, остается только искать инвесторов-миллиардеров. К сожалению, сотрудники соответствующих департаментов областного правительства пока не умеют этого делать. Не умеют достаточно эффективно мониторить ситуацию на рынках тех или иных промышленных изделий, прогнозировать спрос на них в предстоящие годы, чтобы предложить потенциальному инвестору убедительные расчеты-аргументы для заключения соглашения об инвестировании в строительство соответствующих промышленных предприятий на территории региона.
Далее упомянутый документ Ярославльстата на цифрах показывает, что в нашей области быстрее, чем в соседних регионах растут цены. Так, индекс потребительских цен в июне 2019 года в % к декабрю 2018 года в нашем регионе самый высокий - 103,2, тогда как в других областях Центрального федерального округа - 102,6.
По данным Ярославльстата, в первой половине 2019 года более чем на 5 % упали реальные располагаемые доходы жителей нашей области, идет нарастание и обострение социальной и нрав-
96
В. А. Гордеев, С. В. Шкиотов
ственной проблем. Но, кроме того, считаем необходимым обратить внимание и на следующий экономический аспект: еще одна треть поступлений в региональный бюджет обеспечивается подоходным налогом с физических лиц. А если эти физические лица беднеют, как показали бесстрастные цифры ста-торгана, то мелеет и приток для финансирования точек роста региона. К тому же уровень благосостояния граждан, как в свое время убедительно показал английский экономист Дж. М. Кейнс, выступает фактором повышения совокупного спроса, а значит, и стимулирования производства товаров и услуг, и, следовательно, способствует экономическому росту. Причем за счет мультипликационного эффекта результат в объеме увеличения производства оказывается многократно больше, чем вызвавшее его увеличение совокупного спроса. У нас же при обеднении потенциальных покупателей мультипликационный эффект действует в противоположную сторону, сокращая совокупный спрос, тем самым значительно снижая стимулы к росту производства. Ведь надо еще иметь в виду, как отмечает Ярославльстат, что у нас в первой половине 2019 года, уменьшились и пенсии. Хотя средний размер назначенных пенсий на 1 июля 2019 года составил 14 352 рубля, увеличившись по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 6,3 %, но реальный размер пенсий в 2019 году - лишь 99,5 % к
соответствующему периоду предыдущего года. Дело в том, что, как известно, в реальном выражении «съедается» часть назначенной пенсии из-за инфляции.
Так, у работающих пенсионеров, лишенных индексации, хоть и не снижается назначенная пенсия, зато реальная интенсивно сокращается. А значит, повторимся, происходит дальнейшее значительное сокращение совокупного спроса и стимулирования производства, пополнения регионального бюджета для финансового обеспечения достижения точек роста.
Таким образом, степень реализации программы «Десять точек роста» не может удовлетворять ярославцев. Поэтому требуется более активное научное осмысление проблем деятельности на этом направлении и разработка конкретных рекомендаций областному правительству по ее оптимизации, повышению эффективности. Первая часть этой задачи настойчиво, по нашему мнению, осуществляется редакционной коллегией, которую мы представляем, сетевого журнала «Теоретическая экономика»
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», его авторами [2, с. 11].
В статье одного из нас совместно со студентом автомеханического факультета ЯГТУ И. К. Кудратовым «Экономические проблемы двига-телестроения в РФ и пути их решения» [2] обращено внимание на главную для нашего региона от-
Точки роста и факторы торможения в экономике Ярославской области
97
расль, проанализировано состояние двигателестроения на ярославских предприятиях, предложены рекомендации по его восстановлению и развитию на новой, современной основе. Теоретическим аспектам развития региональных хозяйственных систем посвящена рецензия одного из нас на научную монографию по этим проблемам [3]. В этом же плане теоретического осмысления вопросов развития региональной экономики представляет интерес работа «Геоэкономическая природа региона: потенциал для роста российской экономики», которую представили в наш журнал исследователи из Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова: доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и статистики Е. В. Сапир и кандидат экономических наук, доцент И. А. Карачев [4].
Целый ряд статей [5, с. 11] посвящен такой актуальной и практически значимой для экономики Ярославской области проблеме, как совершенствование кластерной политики. В нашем регионе считается созданным более десятка кластеров различных направлений, но немало вопросов и претензий к степени их развитости и эффективности. Проблемам аграрного кластера посвящены работы одного из нас в соавторстве с заместителем главного редактора М. А. Майоровой и ответственным секретарем редколлегии нашего сетевого издания
М. И. Маркиным [5, 6]. Три публикации нашего журнала раскрывают проблемы лучшего в России из фармацевтических кластеров, каким признан ярославский [9, 11]. В тезисах доклада и. о. ректора ЯГТУ, кандидата экономических наук Е. О. Степановой на международной научной конференции, состоявшейся в нашем вузе, анализируются вопросы кадровой работы в ярославском фармацевтическом кластере [10]. Статья магистранта В. С. Зверева из Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, написанная им совместно с научным руководителем, доктором экономических наук, профессором Е. Г. Патрушевой [4], обращает внимание областного правительства на существенное упущение в недополучении федеральных субсидий, предусмотренных правительством РФ при условии оформлении определенных документов, которое не было сделано ярославскими чиновниками то ли по недосмотру, то ли по некомпетентности. А публикация кандидата технических наук, доцента кафедры «Управление предприятием» ЯГТУ М. Б. Абрамовой [1] содержит рецензию на статью В. С. Зверева и Е. Г. Патрушевой. Работа Е. О. Степановой о кластерном подходе в развитии 1Т-инфраструктуры региона [10] посвящена самому актуальному для развития цифровой экономики вопросу. Важному для Ярославля, столицы Золотого туристического кольца, туристско-
98
В. А. Гордеев, С. В. Шкиотов
рекреационному кластеру посвящена работа одного из нас в соавторстве с М. И. Маркиным [11].
Что касается второй части, обозначенной выше задачи - разработки практических рекомендаций областному правительству по повышению эффективности региональной социально-экономической политики, реализации программы «Десять точек роста», - то она решается не только публикациями в нашем сетевом издании «Теоретическая экономика». Как эксперт по экономике и финансам Общественной палаты Ярославской области, один из нас при обсуждении проекта регионального бюджета на 2019-2021 годы в ноябре 2018 года и выполнения областного бюджета за 2018 год в июне 2019 года высказывал эти рекомендации. Во-первых, сотрудникам всех департаментов администрации региона постоянно заниматься пополнением бюджета на том направлении, которое они курируют по служебным обязанностям. Как нам известно, губернатор Д. Ю. Миронов эту рекомендацию высказывает подчи-
ненным на аппаратных совещаниях, но еще, по нашему мнению, нет последовательной системы спроса с сотрудников за реализацию этого требования со стороны руководителей структурных подразделений. Во-вторых, восстановить ведущую роль Экономического совета, общественной организации руководителей местных предприятий в поиске источников пополнения регионального бюджета сверх установленных налогов. В-третьих, тщательнее готовиться к встречам с потенциальными инвесторами и активнее привлекать их к строительству новых высокотехнологических и высококонкурентных производственных предприятий на территории региона. В-четвертых, систематически работать с депутатами ГД РФ от Ярославской области, чтобы они совместно с избранниками из других регионов блокировали законопроекты, ущемляющие возможности региональных и муниципальных бюджетов по финансированию местных социально-экономических программ.
Библиографический список
1. Абрамова, М. Б. Отзыв на статью В. С. Зверева и Е. Г. Патрушевой «Управление региональным промышленным кластером на основе мониторинга условий его функционирования» [Текст] / М. Б. Абрамова // Теоретическая экономика. -2018. - № 6. - С. 146-150.
2. Гордеев, В. А., Кудратов, И. К. Экономические проблемы двигателестроения в РФ и пути их решения [Текст] / В. А. Гордеев, И. К. Кудратов // Теоретическая экономика. - 2015. - № 6. - С. 21-26.
3. Гордеев, В. А. Рецензия на монографию «Совершенствование методических подходов к оценке эффективности развития региональных хозяйственных систем:
Точки роста и факторы торможения в экономике Ярославской области
99
аспект инновационности [Текст] / В. А. Гордеев // Теоретическая экономика. -2016. - № 2. - С. 23-25.
4. Зверев, В. С., Патрушева, Е. Г. Управление региональным промышленным кластером на основе мониторинга условий его функционирования [Текст] /
B. С. Зверев, Е. Г. Патрушева // Теоретическая экономика. - 2018. - № 4. - С. 99-116.
5. Майорова, М. А., Шкиотов, С. В., Маркин, М. И. Адаптация высокоточного земледелия в производственно-экономической деятельности предприятий АПК на примере Ярославской области [Текст] / М. А. Майорова, С. В. Шкиотов, М. И. Маркин // Теоретическая экономика. - 2018. - № 5. - С. 74-78.
6. Майорова, М. А., Шкиотов, С. В., Маркин, М. И. Оценка современного состояния производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий на примере Ярославской области [Текст] / М. А. Майорова,
C. В. Шкиотов, М. И. Маркин // Теоретическая экономика». - 2018. - № 4. -С. 164-170.
7. Савичева, О. «Съеденные доходы». Каково экономическое положение области [Текст] // Аргументы и факты. № 36, 2019 г. / Региональное приложение для жителей Ярославля и Ярославской области. - С. 2.
8. Сапир, Е. В., Карачев, И. А. Геоэкономическая природа региона: потенциал для роста российской экономики [Текст] / Е. В. Сапир, И. А. Карачев // Теоретическая экономика. - 2017. - № 5. - С. 44-52.
9. Степанова, Е. О. Кадровое обеспечение цифровой экономики (на примере фармацевтической отрасли промышленности) [Текст] / Е. О. Степанова // Теоретическая экономика. - 2019. - № 4. - С. 38-40.
10. Степанова, Е. О. Кластерный подход в развитии ИТ-инфраструктуры региона (на примере Ярославской области) [Текст] / Е. О. Степанова // Теоретическая экономика, 2019. - № 2. - С. 54-57.
11. Шкиотов, С. В., Маркин, М. И. Оценка текущего состояния туристско-рекреационного кластера на территории Ярославской области [Текст] / С. В. Шкиотов, М. И. Маркин // Теоретическая экономика. - 2019. - № 5. - С. 58-65.
Bibliograficheskij spisok
1. Abramova, M. B. Otzyv na stat'ju V. S. Zvereva i E. G. Patrushevoj «Uprav-lenie regional'nym promyshlennym klasterom na osnove monitoringa uslovij ego funkcionirovanija» [Tekst] / M. B. Abramova // Teoreticheskaja jekonomika. - 2018. -№ 6. - S. 146-150.
2. Gordeev, V A., Kudratov, I. K. Jekonomicheskie problemy dvigatelestroenija v RF i puti ih reshenija [Tekst] /V A. Gordeev, I. K. Kudratov // Teoreticheskaja jekonomika. - 2015. - № 6. - S. - 21-26.
3. Gordeev, V. A. Recenzija na monografiju «Sovershenstvovanie metodicheskih podhodov k ocenke jeffektivnosti razvitija regional'nyh hozjajstvennyh sistem: aspekt innovacionnosti [Tekst] / V A. Gordeev // Teoreticheskaja jekonomika. - 2016. - № 2. -S. 23-25.
4. Zverev, V. S., Patrusheva, E. G. Upravlenie regional'nym promyshlennym klasterom na osnove monitoringa uslovij ego funkcionirovanija [Tekst] / V. S. Zverev, E. G. Patrusheva // Teoreticheskaja jekonomika. - 2018. - № 4. - S. 99-116.
100
В. А. Гордеев, С. В. Шкиотов
5. Majorova, M. A., Shkiotov, S. V, Markin, M. I. Adaptacija vysokotochnogo zemledelija v proizvodstvenno-jekonomicheskoj dejatel'nosti predprijatij APK na primere Jaroslavskoj oblasti [Tekst] / M. A. Majorova, S. V Shkiotov, M. I. Markin // Teoreticheskaja jekonomika. - 2018. - № 5. - S. 74-78.
6. Majorova, M. A., Shkiotov, S. V., Markin, M. I. Ocenka sovremennogo so-stojanija proizvodstvenno-jekonomicheskoj dejatel'nosti sel'skohozjajstvennyh predprijatij na primere Jaroslavskoj oblasti [Tekst] / M. A. Majorova, S. V Shkiotov, M. I. Markin // Teoreticheskaja jekonomika», 2018. - № 4. - S. 164-170.
7. Savicheva, O. «S#edennye dohody». Kakovo jekonomicheskoe polozhenie oblasti [Tekst] // Argumenty i fakty. № 36, 2019 g. / Regional'noe prilozhenie dlja zhitelej Jaroslavlja i Jaroslavskoj oblasti. - S. 2.
8. Sapir, E. V, Karachev, I. A. Geojekonomicheskaja priroda regiona: potencial dlja rosta rossijskoj jekonomiki [Tekst] / E. V. Sapir, I. A. Karachev // Teoreticheskaja jekonomika. - 2017. - № 5. - S. 44-52.
9. Stepanova, E. O. Kadrovoe obespechenie cifrovoj jekonomiki (na primere farma-cevticheskoj otrasli promyshlennosti) [Tekst] / E. O. Stepanova // Teoreticheskaja jekonomika. - 2019. - № 4. - S. 38-40.
10. Stepanova, E. O. Klasternyj podhod v razvitii IT-infrastruktury regiona (na primere Jaroslavskoj oblasti) [Tekst] / E. O. Stepanova // Teoreticheskaja jekonomika, 2019. - № 2. - S. 54-57.
11. Shkiotov, S. V., Markin, M. I. Ocenka tekushhego sostojanija turistsko-rekreacionnogo klastera na territorii Jaroslavskoj oblasti [Tekst] / S. V. Shkiotov, M. I. Markin // Teoreticheskaja jekonomika. - 2019. - № 5. - S. 58-65.
Точки роста и факторы торможения в экономике Ярославской области
101