Научная статья на тему 'Формирование кластерно-сетевой экономики регионов'

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / сетевая экономика / кластер / кластерное развитие / управление / кластерные образования. / region / network economy / cluster / cluster development / management / cluster formations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батракова Людмила Георгиевна

В статье рассмотрено формирование кластерно-сетевой экономики в регионах России. Раскрыты теоретические аспекты региональной сетевой экономики, кла-стерной формы сетевого взаимодействия регионов. Определены основы управления социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой эко-номики. Выделены важные принципы развития сетевой экономики: принцип глоба-лизации; возрастающего эффекта; полноты; экспоненциального развития; обратно-го ценообразования; принцип хаоса. Показаны отличительные особенности разви-тия кластеров в различных станах мира, а также различные модели кластеров. Ак-туальность создания кластеров в России определена развитием партнерства между государством, экономикой и наукой. Отмечены новые стратегические тенденции в развитии кластерных инициатив в регионах, в частности к современным тенденци-ям можно отнести вовлечение кластеров в формирование и реализацию региональ-ных стратегий. Дана характеристика кластерной политики в России. Отмечено, что регионы с кластерными образованиями имеют характерные особенности в управле-нии и функционирование кластеров напрямую влияет на социально-экономическое развитие регионов. Приведен опыт развития кластеров в экономике Ярославской области. Проанализированы тенденции в образовании кластеров в различных реги-онах России. Определены проблемы реализации кластерной политики в регионах, в частности отсутствие правовой основы по определению основных направлений и механизмов кластерной политики, отсутствие системной информационной и мето-дической поддержки потенциальных участников кластеров, а также недостаточный уровень компетенции специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cluster-network economy of regions

The article considers the formation of cluster network economy in the regions of Russia. Theoretical aspects of regional network economy, cluster form of network interactio n of regions are revealed. The bases of management of social and economic development of the region in the conditions of formation of network economy are defined. Important principles of network economy development are highlighted: the principle of globali zation; increasing effect; completeness; exponential development; reverse pricing; chaos principle. The distinctive features of cluster development in different countries of the world, as well as different models of clusters are shown. The relevance of cre ating clusters in Russia is determined by the development of partnership between the state, economy and science. New strategic trends in the development of cluster initiatives in the regions are noted, in particular, the involvement of clusters in the form ation and implementation of regional strategies can be attributed to modern trends. The characteristic of cluster policy in Russia is given. It is noted that regions with cluster formations have characteristic features in management and functioning of clus ters directly influences social and economic development of regions. The experience of cluster development in the economy of the Yaroslavl region is given. Trends in cluster formation in different regions of Russia are analyzed. The problems of implementat ion of cluster policy in the regions, in particular, the lack of a legal basis for determining the main directions and mechanisms of cluster policy, the lack of systematic information and methodological support for potential participants of clusters, as we ll as the insufficient level of competence of specialists.

Текст научной работы на тему «Формирование кластерно-сетевой экономики регионов»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)_

Л. Г. Батракова

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-549 УДК 332.1

https://orcid.org/0000-0003-2356-3511

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

Для цитирования: Батракова Л. Г. Формирование кластерно-сетевой экономики как важное направление повышения эффективности экономики регионов // Социально-политические исследования. - 2019. - № 4 (5). - С. 69-92

В статье рассмотрено формирование кластерно-сетевой экономики в регионах России. Раскрыты теоретические аспекты региональной сетевой экономики, кластерной формы сетевого взаимодействия регионов. Определены основы управления социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики. Выделены важные принципы развития сетевой экономики: принцип глобализации; возрастающего эффекта; полноты; экспоненциального развития; обратного ценообразования; принцип хаоса. Показаны отличительные особенности развития кластеров в различных станах мира, а также различные модели кластеров. Актуальность создания кластеров в России определена развитием партнерства между государством, экономикой и наукой. Отмечены новые стратегические тенденции в развитии кластерных инициатив в регионах, в частности к современным тенденциям можно отнести вовлечение кластеров в формирование и реализацию региональных стратегий. Дана характеристика кластерной политики в России. Отмечено, что регионы с кластерными образованиями имеют характерные особенности в управлении и функционирование кластеров напрямую влияет на социально-экономическое развитие регионов. Приведен опыт развития кластеров в экономике Ярославской области. Проанализированы тенденции в образовании кластеров в различных регионах России. Определены проблемы реализации кластерной политики в регионах, в частности отсутствие правовой основы по определению основных направлений и механизмов кластерной политики, отсутствие системной информационной и методической поддержки потенциальных участников кластеров, а также недостаточный уровень компетенции специалистов.

Ключевые слова: регион, сетевая экономика, кластер, кластерное развитие, управление, кластерные образования.

© Батракова Л. Г., 2019

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

69

ECONOMY AND ECONOMIC MANAGEMENT _(REGIONAL ECONOMICS)_

L. G. Batrakova

Formation of cluster-network economy of regions

The article considers the formation of cluster-network economy in the regions of Russia. Theoretical aspects of regional network economy, cluster form of network interaction of regions are revealed. The bases of management of social and economic development of the region in the conditions of formation of network economy are defined. Important principles of network economy development are highlighted: the principle of globalization; increasing effect; completeness; exponential development; reverse pricing; chaos principle. The distinctive features of cluster development in different countries of the world, as well as different models of clusters are shown. The relevance of creating clusters in Russia is determined by the development of partnership between the state, economy and science. New strategic trends in the development of cluster initiatives in the regions are noted, in particular, the involvement of clusters in the formation and implementation of regional strategies can be attributed to modern trends. The characteristic of cluster policy in Russia is given. It is noted that regions with cluster formations have characteristic features in management and functioning of clusters directly influences social and economic development of regions. The experience of cluster development in the economy of the Yaroslavl region is given. Trends in cluster formation in different regions of Russia are analyzed. The problems of implementation of cluster policy in the regions, in particular, the lack of a legal basis for determining the main directions and mechanisms of cluster policy, the lack of systematic information and methodological support for potential participants of clusters, as well as the insufficient level of competence of specialists.

Key words: region, network economy, cluster, cluster development, management, cluster formations.

Регион - многозначное слово, оно происходит от латинского regio, (родительный падеж regionis - область). В научной литературе нет четкого определения понятия «регион», поэтому как отечественные, так и зарубежные ученые трактуют это понятие по-разному. Остановимся на мнении российского ученого, доктора политических наук, профессора Андрея Павловича Клемешева, который указывает на то, что подходы к определению 70

«регион» кардинальным образом отличаются в зависимости от того, кто рассматривает это понятие. В статье «Регион в условиях глобализации» он пишет о существовании трех подходов к определению региона: зона (зонирование), комплекс, район [8]. С точки зрения западных экономистов, важный атрибут региона - осознание общественных региональных интересов.

Регион - это крупное физико-географическое, экономико-

Л. Г. Батракова

географическое и геополитическое образование, определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Поэтому регионы классифицируют на географический, политический, социально-экономический, экологический, информационный, цивилизационный и другие подходы. Например, «регион» рассматривается как:

— территория со своими природными, географическими и социально-экономическими и другими особенностями развития (Н. Н. Некрасов, А. И. Добрынин, В. И. Видяпин, Е. А. Черныш и др.);

— административно-хозяйственная территория, являющаяся субъектом федерации со сходными природными и социально-экономическими условиями (А. П. Градов, Ю. А. Корчагин, В. Н. Коган и др.);

— целостная социально-экономическая система со своими взаимосвязанными элементами (В. Ф. Захаров, В. С. Бильчак, И. М. Бусыгина и др.).

Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

В условиях глобализации важным направлением в управлении является формирование конкурентоспособной экономики региона. Актуальными в настоящее время являются проблемы информатиза-

ции и формирования современного уклада экономики региона, который называют информационным. В качестве определения влияния информационных технологий на экономический уклад региона было введено новое понятие «региональная сетевая экономика», которое наиболее точно характеризует социально-экономическое развитие. Под «сетью» чаще всего понимается система связанных взаимоотношениями элементов на основе интерактивной среды Интернет. Нельзя не отметить, что сетевая форма существовала и раньше, однако новые информационные технологии создали материальную базу для образования организаций нового сетевого пространства.

В настоящее время сетевой подход как направление исследований получил распространение в различных сферах деятельности, в том числе в экономической социологии, маркетинге, стратегическом управлении и др. Однако современная экономическая теория не располагает инструментарием для исследования сетевых форм совместной деятельности в условиях развития региональной экономики. В то же время возникает необходимость исследования специфики сетевого подхода в региональном управлении, как на институциональном (управление структурой), так и на операционном (управление процессом) уровнях.

Институциональный уровень определяет создание или изменение

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

71

отдельных параметров сети. Управление сетью на этом уровне предполагает:

— определение направлений деятельности, связанных с изменениями позиций участников в сети, а также включение новых участников;

— установление правил взаимодействий между участниками;

— нахождение общего понимания проблемы, которая может быть вызвана трансформациями, например, в политической или экономической жизни [17].

Операционный уровень - это уровень координации поведения участников в целях улучшения качества взаимодействия между ними, сближения позиций по решению общей проблемы [2, 3].

Сетевую экономику можно представить в виде следующей формулы:

сетевая экономика = традиционная экономика + информационные ресурсы и технологии

Сетевую экономику определяют как среду, в которой любая компания и индивид, находящийся в любой точке экономической системы, могут легко и с минимальными затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом в процессе работы или другого общения. В этом определении автор указывает на главную особенность сетевой экономики - возможность установления прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. Если говорить о традиционной экономике,

то создание таких связей потребовало бы либо компактного географического расположения участников, либо больших затрат на их перемещения.

Основатель и редактор журнала «Wired», один из главных пропагандистов новой экономики Кевин Келли в своей работе «Новые правила для новой экономики» сформулировал следующие особенности «сетевой экономики» [27]:

— внедрение новых электронных средств коммуникаций приводит к формированию многоуровневых разнообразных связей между всеми участниками производственной и экономической деятельности;

— ценность продуктов труда вытекает из их множественности, что противоречит двум фундаментальным аксиомам эпохи индустриальной экономики: ценность продукта связана с редкостью, и изобилие вещей снижает их ценность;

— ценность участия растет экспоненциально от числа участников совместной хозяйственной деятельности, и этот рост включает все новых и новых участников.

К. Келли сформулировал и двенадцать принципов преуспевания в условиях сетевой экономики:

— связи: овладей немой мощью;

— полноты: чем больше, тем больше;

— экспоненциального роста: успех нелинеен;

— переломных точек: вовремя заметить значимость перемен;

72

Л. Г. Батракова

— увеличивающихся отдач: создавай положительную обратную связь;

— обратного ценообразования: надо предвидеть дешевизну;

— щедрости: двигайся к бесплатному,

— преданности: сначала накорми сеть;

— временного спуска: движемся к вершине;

— замещения: сеть побеждает;

— маслобойки: ищи стабильное неравновесие;

— неэффективности: не решайте проблем!

Остановимся на последнем принципе. Он противоречит утверждению некоторых экономистов о том, что сеть обеспечивает сверхвысокую продуктивность. На наш взгляд, следует учитывать то, что развитие сетевой экономики не ведет к бесконечному росту продуктивности, так как постоянно растущая и высокая производительность может обеспечиваться только роботами.

В настоящее время к наиболее важным принципам развития сетевой экономики можно отнести: принцип глобализации; возрастающего эффекта; полноты; экспоненциального развития; обратного ценообразования; принцип хаоса, который характеризуется неравновесным состоянием жизнеспособности компаний, что проявляется в уничтожении неконкурентоспособных сетевых предприятий и при этом

создаются условия для более эффективного бизнеса.

Уровень социально-экономического потенциала страны можно определить развитием ее территориальных образований. К основным направлениями развития региона можно отнести:

— социально-экономическое развитие;

— развитие сетевой инфраструктуры;

— развитие сегментов сетевого пространства (сетевого взаимодействия).

В связи с этим региональную сетевую экономики можно представлять как совокупность организационных, социальных и информационных форм взаимодействия всех сторон, а также методов управления, обеспечивающих прогнозирование и практическую реализацию социально-экономического развития региона. В свою очередь, территориальное образование как экономическое пространство должно характеризоваться такими признаками как инновационность и конкурентоспособность.

Механизм управления социально-экономическим развитием региона в сетевой экономике должен: 1 - опираться на обеспечение единства экономического пространства региона и создание равных условий развития территорий, 2 - осуществляться при обязательном планировании и контроле. При этом нельзя не отметить, что развитие регионов в России происходит не-

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

73

равномерно. В 2012 г. Ассоциацией инновационных регионов России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации для целей мониторинга и управления был разработан рейтинг инновационных регионов, включающий 29 индикаторов. В 2018 г. рейтинг был обновлен, но методика расчета и набор показателей рейтинга не изменились.

В группу индикаторов, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности, включены следующие показатели:

— коэффициент обновления основных фондов, %;

— ВРП в расчете на одного занятого в экономике региона (без учета добывающих производств);

— удельный вес занятых в высокотехнологичных и среднетехноло-гичных (высокого уровня) видах деятельности в общей численности занятых в экономике региона, %;

— доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, %;

— удельный вес организаций, использовавших Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций, %.

Лидерами рейтинга являются г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан и г. Москва. Далее следуют Томская, Московская, Новосибирская и Калужская области. Значение индекса инновационного развития этих регионов превышает 140 % от

среднего по стране уровня. Группу средне-сильных инноваторов образуют 21 субъект РФ, в группу средних вошли 24 субъекта РФ, средне -слабыми инноваторами являются 26 субъектов РФ, к слабым иннова-торам относятся 6 субъектов РФ, в данную группу входят представители северных регионов, регионов Сибири и Северного Кавказа.

Механизмы сетевого взаимодействия регионов проявляются в разнообразных формах, одной из таких форм является кластерная.

Термин кластер (от англ. cluster - скопление) означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельную единицу, обладающую определенными свойствами. Например, в статистике кластером является класс родственных элементов статистической совокупности. В информационных технологиях кластер означает единицу хранения данных на гибких и жестких дисках компьютеров или же группу компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи и представляющую единый аппаратный ресурс. В экономике кластером является сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные пре-

74

Л. Г. Батракова

имущества отдельных компаний и кластера в целом.

Ядром кластерной концепции региона является географическая концентрация предприятий и организаций. В методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [13], подписанных заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А. Н. Клепачем, дано определение территориальным кластерам как объединению предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации [13].

В методических рекомендациях рассмотрена система мероприятий по реализации кластерной политики, раскрыты основные направления предоставления методической, информационно-консультационной, образовательной поддержки развития кластеров, осуществляемые Министерством экономического развития Российской Федерации, а также меры, направленные на предупреждение рисков неэффективной реализации кластерной поли-

тики в субъектах Российской Федерации.

Человечество было знакомо с кластерным эффектом начиная с XVII века. В России на рубеже XVII и XVIII веков прототипы современных кластеров были в области солеварения и в металлургии. Это были знаменитые уральские заводы Демидовых. Кластеризация имела место и во времена промышленной революции.

Кластерная теория начала свое развитие со знаменитой работы основоположника неоклассической экономики, классика экономической науки Альфреда Маршалла (1842-1924) «Принципы экономической науки» (Principles of Economics, 1890). В главе X «Организация производства. Концентрация специализированных производств в отдельных районах» он называет на три причины, по которым группы фирм, располагаясь близко друг к другу, оказываются более производительными, чем тогда, когда они отдалены. К этим причинам он отнес: объединение рынка труда, специализацию поставщиков и переливы знаний. Пространственное размещение производства он называл «локализацией» (localized industry).

Вторичное открытие кластерной теории состоялось в конце XX в., и получило развитие в трудах американского экономиста, эксперта в области стратегического планирования, профессора кафедры делового администрирования Гарвардской

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

75

школы бизнеса Майкла Юджина Портера: «Конкурентные преимущества: Создавая и поддерживая более высокую производительность» (1985), «Международная конкуренция» (1993). М. Портер писал, что конкурентоспособность региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных ее организаций, а именно кластеров -объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние ресурсы. На основе анализа экономических процессов 10 стран он предположил, что их особые конкурентные преимущества обусловлены наличием концентрации предприятий в аналогичных или смежных отраслях, то есть связаны с территориальными и отраслевыми взаимосвязями предприятий в рамках этих кластеров. Следовательно, кластеры он рассматривал как фактор международной конкурентоспособности.

По мнению М. Портера, кластеры присутствуют как в крупномасштабной, так и в малой экономике, в городской или сельской области, как в условиях развитой, так и развивающейся экономики. Он утверждал, что кластеры «различаются по размеру, мощности и стадии развития». Некоторые кластеры, по его мнению, состоят в основном из малых и средних фирм.

М. Портер определил кластер, как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компа-

ний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [18] и доказал, что эти механизмы:

— обеспечивают привилегированный или дешевый доступ к специализированным факторам производства при условии, если в регионе есть конкурентоспособные поставщики и конкурентоспособные родственные отрасли;

— позволяют накапливать специализированную информацию (знания), доступ к которой лучше организован и требует меньших издержек, облегчать движение потоков информации;

— обеспечивают взаимодополняемость видов деятельности (по удовлетворению покупательского спроса, маркетингу, закупкам), повышая тем самым качество и эффективность работы.

М. Портером разработана диаграмма для определения конкурентных преимуществ, получившая название «конкурентный ромб» («алмаз») с четырьмя группами преимуществ, к которым относятся:

— факторные условия - людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе качество жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— условия внутреннего спроса -качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, рост объемов спроса;

76

Л. Г. Батракова

— смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей) - сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

— стратегия и структура фирм, наличие конкуренции - цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Кроме того, существуют два дополнительных фактора, существенно влияющие на эффективность работы кластера: государственная политика и случайные события.

Термин «кластер» стал популярен среди экономистов с конца 1980-х гг. Период активного распространения по всему миру государственных кластерных программ пришелся на начало 2000-х гг. В советское время также были сформированы несколько небольших кластеров, но в целом промышленное разнообразие было подавлено монокультурной практикой.

В СССР достаточно активно развивался институт территориально-промышленных комплексов (далее ТПК). Существовали такие определения как «научно-производственный комплекс» и «территориально-производственная кооперация», однако плановая система и отраслевой принцип управления экономикой накладывали жесткие ограничения на их деятельность. Например, выбор поставщика, как правило, определялся распоряжением «сверху», а не са-

мим предприятием. В результате детали, которые производились в регионе, приходилось возить из дальних областей. Индустриальный комплекс создавался на принципах внутрисоюзного разделения труда, когда огромное количество поставщиков могло располагаться за тысячи километров от стержневого производства. С распадом СССР связи между предприятиями разорвались и многие производства остановились.

Вместе с тем, на наш взгляд, на данном этапе развития России при формировании кластерных структур не следует пренебрегать накопленным опытом, связанным с ТПК. Ряд положений концепции ТПК могут быть применены при создании кластеров, формировании новых промышленных районов, проектного и программного управления.

Кластерная теория нашла отражение в трудах М. Портера, И. Толена-до и Д. Солье, В. Фельдмана, Д. Керне, К. Кетелса и др. В России этому направлению посвящены работы В. Н. Цыганковой, М. И. Уман-ского, П. Г. Щедровицкого, Н. И. Лариной, В. З. Ямпольского и др.

Кластерное развитие - современная популярная концепция, но как показывает анализ публикаций специалистов в области кластерного развития, нет единого определения этому явлению. Общее понятие «кластер» представляет собой достаточно абстрактную категорию. Разные авторы делают акцент на разных характеристиках, присущих

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

77

этой форме сетевого взаимодействия. Термин «кластер» имеет более широкую трактовку и должен рассматриваться как совокупность не только взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов, но и бизнес-проектов, разработок технологических решений, проектирования, а также этапы подготовки производства новых продуктов. Поэтому можно говорить, что кластеры представляют собой не просто форму, а специфическую форму сетевой организации. В кластерах субъекты взаимодействуют друг с другом, образуя сеть долгосрочных взаимоотношений и взаимозависимостей.

Анализ мировой практики горизонтальной и вертикальной интеграции промышленных предприятий показал, что одним из наиболее перспективных направлений развития кооперации предприятий является объединение их в кластеры. При этом наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались инновационные кластеры, включающие комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, финансовых и научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций. Развитие кластерных форм кооперации предприятий снижает трансакционные издержки, приводит к синергетиче-ским эффектам.

Пионерами в реализации кластерного подхода стали США.

В настоящее время полностью кла-стеризированы датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Успешно функционируют отдельные кластеры в Германии (химия и машиностроение), Франции (производство продуктов питания, косметики), в Сингапуре (нефтехимия), в Японии (автомобилестроение) и других государствах. Количество кластеров в странах мира различно, например, на территории США функционирует около 20 промышленных инновационных центров, в Дании их 29, в Финляндии 9, а в Нидерландах 10 мегакла-стеров.

Существуют различные модели кластеров:

— европейская - концентрация конкурирующих компаний на определенной территории, которые выпускают различную продукцию, а за пределами территории проводят особую маркетинговую стратегию;

— североамериканская - географическая концентрация компаний связанных между собой экономическими отношениями по принципу территориальной специализации;

— азиатская - вертикальная интеграция предприятий и организаций на территории, созданной в рамках государственной экономической политики;

— японская - совокупность малых компаний, концентрирующихся вокруг предприятия-лидера.

Рассмотрим национальные особенности формирования и развития кластеров. В число лидеров по

78

Л. Г. Батракова

успешности кластерной политики входят Финляндия и Германия. В этих странах за формирование кластеров отвечают министерства финансово-экономического блока, промышленности и торговли. Кла-стерно-инновационная политика Германии характеризуется вовлеченностью в процесс множества малых и средних предприятий, а также высоким уровнем образования специалистов, при этом близкое расположение кластеров позволяет добиться синергетического эффекта.

Экономика Швейцарии также развивается на основе кластеризации, здесь более 20 крупных кластеров (фармакологический, часовой, туристический и др. кластеры, кластер по производству медицинской техники и высокоточных инструментов), которые представляют отдельные отрасли. Правительство страны не принимало для этого специальных программ, оно лишь создало благоприятную бизнес-среду и политическую стабильность для развития кластеров.

Отличительной особенностью кластеров Италии является то, что они заняты преимущественно изготовлением потребительских товаров и пищевым производством. Среди кластеров есть крупные, объединяющие 100, 200 и более предприятий.

Формирование кластеров в российской экономике началось с 2005 г. Многие специалисты сходятся на том, что формирование кластера характеризуется наличием

как минимум трех условий, определяющих сетевую природу данной структуры:

— географическая концентрация организаций в определенной сфере деятельности: территория размещения, отраслевая специализация;

— ресурсы кластерного образования, которые носят взаимодополняющий характер и в результате объединения организаций может быть получен новый продукт;

— высокий уровень их связанности и организационная, информационная, технологическая согласованность действий, а также инновационная активность всех участников кластера.

Кластерная политика в России реализуется в общегосударственном и региональном масштабах путем внедрения кластерного подхода в систему управления развитием территорий. Из множества современных значений термина «политика» (греч. ло^тк^ - искусство управления государством) остановимся на следующем, это «совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата», то есть для формирования и эффективного использования кластеров.

Актуальность создания кластеров заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. К тому же кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

79

продажей, идет по единой цепи. Цель создания региональных кластеров состоит в использовании местных особенностей для создания и повышения конкурентоспособности регионов. В состав участников кластеров входят сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ, которые взаимосвязаны в процессе создания и экспорта продукции с большой долей добавленной стоимости.

Проблема формирования кластеров и кластерной политики впервые появилась в материалах Правительства Российской Федерации в конце 2005 года, несмотря на то, что в научных исследованиях российских специалистов она начала обсуждаться намного раньше. В документах Министерства экономического развития РФ в 2006 году отмечалось, что единственный путь наращивания экономического потенциала России - повышение производительности труда и диверсификация экономики.

Кластерная политика в России реализуется усилиями двух федеральных органов власти: Минэкономразвития и Минпромторга. Минэкономразвития в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства с 2010 г. реализует практику предоставления субсидий субъектам Российской Федерации для создания и поддержки функционирования центров кластерного развития (далее ЦКР).

В 2012 г. Российское правительство заявило о начале реализации кластерной политики в рамках Стратегии инновационного развития до 2020 г. В п. 4 «Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития» Концепции стратегии социально-экономического долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года говорится о формировании новых центров социально-экономического развития и создании сети перспективных территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий [20].

В 2012 г. Минэкономразвития инициировало первую и наиболее масштабную на сегодня программу поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров с совокупным бюджетом свыше 5 млрд руб. (2013-2015 гг.). В 2013 г. были утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров.

Премьер-министр Д. Медведев утвердил перечень пилотных инновационных территориальных формирований. В список вошли 25 ин-нокластеров в различных субъектах РФ, ориентированных на отрасли, приоритетные для будущего стабильного развития этих регионов.

80

Л. Г. Батракова

Проекты отбирали на конкурсной основе из 94 заявок, которые поступили от территориальных образований, а также производственных и бизнес-структур, технопарков. Кластеры формировались по четырем основным критериям: наличие научно-технологического и образовательного потенциала; наличие производственного потенциала; соответствие определенным стандартам качества жизни и уровня развития транспортной, энергетической, инженерной и жилищной инфраструктуры; уровень организационного развития кластера. Перед регионами была поставлена задача повышения экономической эффективности их деятельности.

По данным Минэкономразвития, в 2013-2015 гг. объем производства в рамках кластеров увеличился на 429 млрд руб. (почти до 2 трлн руб.), совокупный объем совместных исследовательских проектов участников превысил 75 млрд руб.

Новое направление кластерной политики было задано в 2014 г. с принятием Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», закрепившего определение промышленного кластера, а также возможность применения мер стимулирования его деятельности. С конца 2015 г. Мин-промторг реализует программу поддержки промышленных кластеров.

В 2016 г. Минэкономразвития перешло к поддержке кластерных инициатив, основанной на принципах проектного управления, запу-

стив приоритетный проект «Развитие инновационных кластеров -лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». В 2016 г. организации-участники инновационных кластеров-лидеров получили суммарно 100 зарубежных патентов на изобретения.

Ведущий научный сотрудник отдела анализа и прогнозирования развития отраслевых систем института экономики и организации промышленного производства, доктор экономических наук Леонид Сергеевич Марков выделяет пять наиболее общих типов кластерной политики:

1. Политика посредничества, направленная на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками.

2. Политика стимулирования спроса - формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, государственный и муниципальный заказы.

3. Образовательная политика, целью которой выступает формирование необходимых компетенций и подготовка кадров высокой квалификации в регионе.

4. Политика стимулирования внешних связей, заключающаяся в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов.

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

81

5. Политика создания благоприятных структурных условий: макроэкономических, институциональных и др. [11, 12].

В последние годы наметились новые стратегические тенденции в развитии кластерных инициатив, под которыми следует понимать отдельные составляющие кластерной политики. В частности, к современным тенденциям можно отнести вовлечение кластеров в формирование и реализацию региональных стратегий (smart specialization). К основным целям кластерных инициатив относят: развитие сетевых взаимодействий между фирмами и их со-

трудниками; развитие инноваций и новых технологий; привлечение в кластер специалистов и ученых; создание бренда кластера; создание условий для привлечения инвестиций и др. Преимущество кластера состоит в первую очередь в тесных внутрифирменных связях.

Регионы с кластерными образованиями имеют характерные особенности в управлении, при этом функционирование кластеров

напрямую влияет на социально-экономическое развитие регионов. Характеристика кластерных преобразований в регионах представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика кластерных образований в регионах

Характерные особенности Индикаторы Примечания

Кластерная политика является ядром стратегии регионального развития Темпы развития экономики Правовая база: Концепция долго-срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Существование модели тройной спирали (Triple Helix Model) Показатели взаимодействия предприятий и организаций, представляющих бизнес (продуцирует инновации), науку (продуцирует знания) и власть (выполняет функцию координатора) Качество взаимодействия всех групп участников кластера определяет эффективность его деятельности

Развитие территориальных кластеров является одной из наиболее эффективных моделей частно-государственного партнерства Оценка модели партнерства Активность региональных стейк-холдеров формирует инициативную группу в целях ин-ституционализации отношений между участниками кластера

Наличие конкурентоспособных Высокие показатели дея-

82

Л. Г. Батракова

Характерные особенности Индикаторы Примечания

предприятий тельности участников кластера, по сравнению с другими аналогичными предприятиями (уровень мультифакторной производительности, уровень экспорта продукции и услуг; прирост чистой прибыли, выручки рентабельности и др.)

Географическая концентрация и близость Показатели, характеризующие уровень специализации региона на выпуске (оказании) определенного вида продукции (услуг). Коэффициент локализации (рассчитывается как отношение производства отрасли на душу населения в области к производству на душу населения в России) (эмпирически определенное минимальное значение - 1,25) Участники кластеров находятся в географической близости друг к другу

Количество участников, достаточное для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия Высокие показатели темпов роста новых рабочих мест на предприятиях и организациях, входящих в кластер, по сравнению с предприятиями в других отраслях и сферах бизнеса

Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров Партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями. Оценка реакции на потребительские ожидания и потребительский спрос Взаимодействие направлено на продвижение товаров и услуг на существующие и новые рынки

Инновационная направленность кластера Показатели выпуска инновационной продукции и уровня технической оснащенности Инновационные территориальные кластеры в основном располагаются в европейской части страны. Карта кластеров России представлена в [6]

Гибкость состава и структуры Отсутствие жестких ограничений, препятствующих изменению кластера

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

83

Если территориальный кластер представляет собой географически локализованное добровольное объединение различного рода организаций (фирм, банков, НИИ, ВУЗов и др.), взаимодействующих в области предпринимательской деятельности на основе кооперации, что позволяет повысить конкурентные пре-

имущества всех входящих в него участников, то экономический кластер - это структура предприятий, объединенных едиными финансовыми, информационными и материальными потоками. Примерную структуру кластера можно представить на рисунке 1.

Рис. 1. Возможная структура кластера

Кластеры различают по видам: монопроизводственный, который был характерен для ХХ в. (в нем одна линейная технологическая цепочка) - линейный кластер; диверсифицированный, в котором эффект образуется благодаря перебросу решений и технологий, идей, знаний из одних технологических цепочек в другие -диверсифицированный кластер, в котором появляется так называемая кластерная синергия.

В настоящее время в СевероЗападном, Центральном, Уральском, Сибирском, Дальневосточном и При-

волжском федеральных округах сформированы инновационные кластеры. Например, кластеры Санкт-Петербурга профилированы на медицинскую и фармацевтическую промышленность, радиационные технологии, в Новосибирской области создан инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий, в Димитровграде Ульяновской области - ядерно-инновационный кластер [7].

В 2016 г. Минэкономразвития представило итоги формирования и развития инновационных террито-

84

Л. Г. Батракова

риальных кластеров: за три года выработка на одного работника организаций-участников увеличилась с 2 630 тыс. (в 2013 г.) до 3 235 тыс. руб. (в 2016 г.), число новых (или модернизированных) высокопроизводительных рабочих мест выросло с 27,2 тыс. (в 2013 г.) до 41,4 тыс. единиц (в 2016 г.), а объем произведенной продукции, работ и услуг (за тот же период) - с 1,54 трлн руб. ежегодно до 2,17 трлн руб. [7].

Проанализируем динамику развития кластеров по федеральным округам за период 2015-2017 гг.: в 52 регионах России образовано 137 кластеров, включая межрегиональные, так как их участники расположены на территории двух и более субъектов РФ. Опыт кластерно-сетевых формирований показывает, что сетевые структуры появились спонтанно, поэтому не все кластеры имеют эффективно функционирующие сетевые объединения.

Таблица 2

Динамика развития кластеров в России [12]

С перечнем кластеров России можно ознакомиться в Ежегодном обзоре «Кластеры России» [12].

Промышленность как основа экономического развития регионов имеет преимущественно кластерную структуру экономики. В 2017 г. было 25 промышленных кластеров, включенных в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В 2018 г. промышленные кластеры были в 29 регионах, в их состав входили 1 800 промышленных предприятий с численностью сотрудников более 700 тысяч человек, имеющих средний уровень производственной кооперации в размере 20 % [13]. В 2019 г. промышленных кластеров стало уже 36, большинство из которых расположены в следующих федеральных округах: Приволжский, Центральный [13, 15]. К межрегиональным кластерам были отнесены: промышленный кластер метроваго-ностроения (Московская и Тверская области), национальный аэрозольный кластер (Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика), промышленный кластер фотоники (Пермский край, Удмуртская Республика, Свердловская область), насосостроительный кластер (Воронежская и Липецкая область), кластер производителей композитных материалов (Республика Татарстан, Московская и Саратовская области).

К особенностям образования кластеров в регионах России можно отнести то, что они образуются в основном самостоятельно, путем формирования кластерных инициатив в уже освоенных районах, в городских агломерациях; в них выстраивается преимущественно гори-

Федеральный округ Годы

2015 2016 2017

Центральный 33 34 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Западный 20 22 23

Южный 8 9 11

Северо-Кавказский 2 4 4

Приволжский 29 28 34

Уральский 13 13 7

Сибирский 16 17 21

Дальневосточный 4 3 2

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

85

зонтальная система взаимосвязей; ориентируются в своей производственной деятельности на рыночный спрос; характеризуются наличием как внешней, так и внутренней конкурентной среды. В целом кла-стерно-сетевые структуры дают мультипликативный эффект развития региона и способствуют повышению качества жизни населения.

В ряде регионов принимаются отдельные программы развития кластеров или создаются организационные структуры по их развитию. В 2018 году в г. Казани прошла IV Международная конференция кластеров «Партнерство для развития кластеров 2018». Конференция была посвящена обсуждению актуальных вопросов участия регионов и кластеров в реализации национальных проектов, а также различных аспектов международного кластерного сотрудничества. На конференции было отмечено, что существует проблема недостаточной разработанности нормативных актов, регулирующих кластерную политику. Так, формирование кластеров предусматривается в основном в законах, регулирующих общие вопросы социально-экономического развития, в частности: в законах, которыми утверждаются стратегии социально-экономического развития субъектов РФ (Республики Мордовия, Чувашская Республика; Краснодарский и Приморский края; Воронежская, Кемеровская, Самарская и другие области); в программах социально-экономического развития субъектов

РФ (Республики Татарстан, Бурятия и Удмуртская; Ростовская, Челябинская и другие области); в концепциях (Псковская область, Ставропольский край).

К регионам, в которых достаточно успешно осуществляется кластерная политика можно отнести Нижегородскую, Томскую и Самарскую области, а также Красноярский край. Так, в Нижегородской области активно формируются энергетический кластер, кластер лесной и деревообрабатывающей промышленности, кластер химической и нефтехимической промышленности, кластер в металлургической промышленности и металлообработки. В Красноярском крае кластеры формируются в лесной промышленности, сельском хозяйстве, ювелирной промышленности, а также в сфере транспорта. В Томской области формируется региональный кластер, функционирующий в рамках нефтегазового комплекса Западной Сибири. В Самарской области сформированы Поволжский автомобильный, Самарский космический, а также Авиационный промышленный кластер.

Нельзя не отметить, что, несмотря на наличие кластеров в различных регионах России, кластеризация региональной экономики остается одной из целей экономической политики страны [20]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяет одним из основных направлений развития экономики

86

Л. Г. Батракова

формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Координатором реализации кластерной политики в регионах на федеральном уровне выступает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Проанализируем опыт развития кластеров в экономике Ярославской области, которая является экономически развитым регионом России, по совокупному показателю уровня социально-экономического развития занимает 11 место в России. Особенностью региональной экономики региона является вхождение крупных промышленных предприятий в состав вертикально-интегрированных структур (холдингов), которые имеют собственные стратегии и программы развития предприятий. Около 300 ярославских предприятий имеют федеральное значение и являются лидерами в своих отраслях. Без сомнений это необходимо учитывать при реализации кластерной политики в области.

В Ярославском регионе имеются высокоразвитая промышленная база, квалифицированные трудовые ресурсы, развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный, инвестиционный и инновационный потенциал, эффективно действующий механизм поддержки малого и среднего бизнеса. В области реализуется последовательная кластерная политика, кластеры форми-

руются как в традиционных для области отраслях экономики (дизеле-строение, лакокраска и др.), так и новых (фармацевтический, туристический).

Ярославский фармацевтический кластер развивается с 2009 г., является приоритетным направлением развития экономики и одним из самых успешных бизнес-проектов региона. В 2016 г. в Ярославле зарегистрирована некоммерческая корпоративная организация, объединяющая

15 участников, «Ассоциация современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины Ярославской области». Она создана с целью координации деятельности и привлечения финансирования за счет федеральных и региональных программ поддержки кластерных инициатив. В число задач Ассоциации входит взаимодействие с органами исполнительной власти региона и представительство кластера на внешних мероприятиях, установление контактов с аналогичными кластерами других регионов [5].

Целью создания туристско-рекреационного кластера является повышение конкурентоспособности Ярославской области на туристическом рынке за счет синергети-ческого эффекта. Создание туристического кластера во многом определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Вместе с тем нельзя не отметить отсутствие правовой основы по определению основных направлений и механизмов кластерной по-

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

87

литики и соответственно сформированных кластеров в экономике. К слабым сторонам можно отнести и отсутствие системной информационной и методической поддержки потенциальных участников кластеров, а также недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики.

В «Концепции кластерной политики Правительства области», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 30.06.2009 N 650-п, развитие кластеров определено как стратегическое направление развития региональной экономики. В документе имеется SWOT-анализ социально-экономического положения Ярославской области, даны предпосылки и условия для создания перспективных (пилотных) кластеров в экономике Ярославской области, таких как кластеры дизелестрое-ния, лакокрасочный, льноперера-ботки, автокомпонентов, полиграфического машиностроения, ГГ-, нано- и биотехнологий и др. [19]

В «Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года» указано, что одной и задач стратегии Ярославской области является формирование 2-3 кластеров современных высокотехнологичных производств промышленности и создание 1 -2 технико-внедренческих зон. В документе говорится об экономической основе развития химического кластера и о завершении к 2030 году кластера транспортного машиностроения. В

качестве проектов предлагается восстановление Ярославского автозавода по выпуску тяжелых грузовиков и спецтранспорта, организация производства трамваев, пригородных компактных электропоездов и дизель-поездов, производство самолетов-воздушных такси, судостроение полного цикла [24].

В рамках реализации концепции кластерной политики Правительства области реализуются уникальные образовательные проекты совместно с промышленными предприятиями фармацевтического кластера, высшими учебными заведениями и учреждениями среднего профессионального образования. С 1 сентября 2010 г. работает центр подготовки технического персонала для фармацевтической промышленности на базе химико-технологического лицея г. Ярославля при поддержке фармацевтической компании «Никомед», которая представляет собой сеть взаимосвязанных инновационных фирм-разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: вузов, колледжей и других организаций. В кластер входят и реально интегрируются российские и иностранные компании: «Р-ФАРМ», «Такеда-Никомед», «Те-ва», «НТ-фарма», «Витафарма», «Фармославль».

В заключение отметим, что развитие регионов и повышение их конкурентоспособности является актуальной задачей для экономики России. Кластеризация экономики

88

Л. Г. Батракова

позволяет сформировать основные направления государственной политики регионального развития, повысить производительность, эффективность и конкурентоспособность бизнеса. Формирование и развитие кластеров в регионах яв-

ляется совместной задачей бизнеса и органов власти соответствующего уровня (федеральной, региональной и муниципальной); только взаимодействие между ними гарантирует достижение успеха в построении кластера.

Библиографический список

1. Анохин, К. Регионы применяют кластеры [Электронный ресурс]// РБК. Партнерские проекты. Российский инвестиционный форум - 2018. - Выпуск № 1. - 15 февраля 2018 года. - URL: https://plus.rbc.ru/news/5a8485aa 7a8aa91b5bc0733a/. - (Дата обращения: 10.11.2019).

2. Батракова, Л. Г. Развитие цифровой экономики в регионах России [Текст] / Л. Г. Батракова // Социально-политические исследования. - 2019. - № 1. - С. 51-64.

3. Батракова, Л. Г. Развитие цифрового управления в регионах [Текст] / Л. Г. Батракова // Социально-политические исследования. - 2019. - № 2 (3). - С. 4560.

4. Ежегодный обзор «Кластеры России». - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://akitrf.ru/upload/iblock/633/63383ea5dd27629d5c2a0cf7fif5ae53f.pdf. - (Дата обращения: 10.11.2019).

5. Инвестиционный портал Ярославской области. Инвестиционная и кластерная политика Ярославской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.yarinvestportal.ru/business/tourism_p_9/tourism_p_9_p_1/. - (Дата обращения: 10.11.2019).

6. Карта кластеров России [Электронный ресурс]. - URL: http://clusters.monocore.ru/list. - (Дата обращения: 10.11.2019).

7. Кластерный анализ регионов Центрального Федерального округа по социально-экономическим и демографическим показателям // Экономика, Статистика и Информатика. - 2015. - № 5. - С. 111-115.

8. Клемешев, А. П. Регион в условиях глобализации [Текст] / А. П. Клемешев // Вестник ВГУ Серия Гуманитарные науки. 2005. - № 2. - С. 22-38.

9. Концепция кластерной политики Ярославской области от 22.06.2007 № 572 «Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года». [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/24536170/. - (Дата обращения: 10.11.2019).

10. Корабейников, И. Н., Корабейникова, О. А., Макеева, Е. Н. Исследование проблем управления социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики [Текст] / И. Н. Корабейников, О. А. Корабейникова, Е. Н. Макеева // Вестник УрФУ Серия экономика и управление. - 2012. - № 6. - С. 4-15.

11. Марков, Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России [Электронный ресурс] / Л. С. Марков. - URL: http://www.cluster-center.ru/about1.html. - (Дата обращения: 26.08.2019).

12. Марков, Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода [Текст] / Л. С. Марков. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2015. - 300 с.

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

89

13. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19 // Сайт Министерства экономического развития Российской федерации. [Электронный ресурс]. -URL: http ://economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations /development/ doc1248781537747. - (Дата обращения: 10.11.2019).

14. Общие вопросы промышленной политики: некоторые важные решения и факты за 6 лет // Правительство России, 11 апреля 2018 года [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/info/32124/. - (Дата обращения: 10.11.2019).

15. Официальный сайт Департамента инвестиций и промышленности по Ярославской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.yarregion.ru/ depts/der/Pages/klaster.aspx. - (Дата обращения: 10.11.2019).

16. Перечень - список промышленных кластеров России - 2019 // Индустриальные парки и технопарки России [Электронный ресурс]. - URL: https://mssiaindustrialpark.ru/article/perechen-spisok-promyshlennyh-klasterov-rossii-2019-god. - (Дата обращения: 10.11.2019).

17. Пожидаев, Г. Сетевой подход в управлении регионом [Текст] / Г. Пожидаев // ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. - 2017. - № 2. - С. 71-75.

18. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер ; пер. с англ. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

19. Постановление Правительства Ярославской области от 30.06.2009 N 650-п «Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/24550558/. - (Дата обращения: 10.11.2019).

20. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.2910331247969089#06951678437616022. - (Дата обращения: 10.11.2019).

21. Рейтинг инновационных регионов России 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya/2018. - (Дата обращения: 10.11.2019).

22. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам // Минпромторг России - 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gisip.ru/stats_sum_clusters/pdf/ru/. - (Дата обращения: 10.11.2019).

23. Сетевая экономика (определение) // Инфопедия для углубления знаний [Электронный ресурс]. - URL: https://infopedia.su/4x4a8b.hlml. - (Дата обращения: 10.11.2019).

24. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://resurs-yar.ru/files/vip22/blok1/3.pdf. - (Дата обращения: 10.11.2019).

25. Стрелец, И. А. Сетевая экономика [Текст] / И. А. Стрелец. - М. : Эксмо, 2006. - 208 с.

26. Шибаева, Т. А. Особенности кластерно-сетевого управления региональной экономикой [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, № 3 (май - июнь 2017). - URL: http://naukovedenie.ru. - (Дата обращения: 10.11.2019).

90

Л. Г. Батракова

27. Kelly K. New Rules for the New Economy. WIRED September, 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/ZS/KELLY.HTM. - (Дата обращения: 10.11.2019).

Bibliograficheskij spisok

1. Anohin, K. Regiony primenjajut klastery [Jelektronnyj resurs]// RBK. Partnerskie proekty. Rossijskij investicionnyj forum - 2018. - Vypusk № 1. - 15 fevralja 2018 goda. - URL: https://plus.rbc.ru/news/5a8485aa 7a8aa91b5bc0733a/. - (Data obrashheni-ja: 10.11.2019).

2. Batrakova, L. G. Razvitie cifrovoj jekonomiki v regionah Rossii [Tekst] / L. G. Batrakova // Social'no-politicheskie issledovanija. - 2019. - № 1. - S. 51-64.

3. Batrakova, L. G. Razvitie cifrovogo upravlenija v regionah [Tekst] / L. G. Batrakova // Social'no-politicheskie issledovanija. - 2019. - № 2 (3). - S. 45-60.

4. Ezhegodnyj obzor «Klastery Rossii». - 2017 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://akitrf.ru/upload/iblock/633/63383ea5dd27629d5c2a0cf7ff5ae53f.pdf. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

5. Investicionnyj portal Jaroslavskoj oblasti. Investicionnaja i klaster-naja politika Jaroslavskoj oblasti [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.yarinvestportal.ru/business/tourism_p_9/tourism_p_9_p_1/. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

6. Karta klasterov Rossii [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://clusters.monocore.ru/list. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

7. Klasternyj analiz regionov Central'nogo Federal'nogo okruga po soci-al'no-jekonomicheskim i demograficheskim pokazateljam // Jekonomika, Statistika i In-formatika. - 2015. - № 5. - S. 111-115.

8. Klemeshev, A. P. Region v uslovijah globalizacii [Tekst] / A. P. Klemeshev // Vestnik VGU. Serija Gumanitarnye nauki. 2005. - № 2. - S. 22 38.

9. Koncepcija klasternoj politiki Jaroslavskoj oblasti ot 22.06.2007 № 572 «Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Jaroslavskoj oblasti do 2030 goda». [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/24536170/. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

10. Korabejnikov, I. N., Korabejnikova, O. A., Makeeva, E. N. Issledovanie problem upravlenija social'no-jekonomicheskim razvitiem regiona v uslovijah stanovlenija setevoj jekonomiki [Tekst] / I. N. Korabejnikov, O. A. Korabejnikova, E. N. Makeeva // Vestnik UrFU. Serija jekonomika i upravlenie. - 2012. - № 6. - S. 4-15.

11. Markov, L. S. Problemy realizacii klasternoj politiki v Rossii [Jelektronnyj resurs] / L. S. Markov. - URL: http://www.cluster-center.ru/about1.html. - (Data obrashhenija: 26.08.2019).

12. Markov, L. S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy klasternogo podhoda [Tekst] / L. S. Markov. - Novosibirsk : IJeOPP SO RAN, 2015. - 300 s.

13. Metodicheskie rekomendacii po realizacii klasternoj politiki v sub#ektah Ros-sijskoj Federacii ot 26.12.2008 g. № 20636-AK/D19 // Sajt Ministerstva jekonomich-eskogo razvitija Rossijskoj federacii. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations /development/ doc1248781537747. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

Формирование кластерно-сетевой экономики регионов

91

14. Obshhie voprosy promyshlennoj politiki: nekotorye vazhnye reshenija i fakty za 6 let // Pravitel'stvo Rossii, 11 aprelja 2018 goda [Jelektronnyj re-surs]. - URL: http://government.ru/info/32124/. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

15. Oficial'nyj sajt Departamenta investicij i promyshlennosti po Jaro-slavskoj ob-lasti [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.yarregion.ru/ depts/der/Pages/klaster.aspx. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

16. Perechen' - spisok promyshlennyh klasterov Rossii - 2019 // Industri-al'nye parki i tehnoparki Rossii [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://russiaindustrialpark.ru/article/perechen-spisok-promyshlennyh-klasterov-rossii-2019-god. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

17. Pozhidaev, G. Setevoj podhod v upravlenii regionom [Tekst] / G. Pozhidaev // VESTNIK VGU. SERIJa: JeKONOMIKA I UPRAVLENIE. - 2017. - № 2. - S. 71 75.

18. Porter, M. Konkurencija [Tekst] / M. Porter ; per. s angl. - M. : Izdatel'skij dom «Vil'jams», 2005. - 608 s.

19. Postanovlenie Pravitel'stva Jaroslavskoj oblasti ot 30.06.2009 N 650 p «Ob ut-verzhdenii Koncepcii klasternoj politiki Pravitel'stva oblasti» [Jelektronnyj resurs]. -URL: https://base.garant.ru/24550558/. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

20. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662 r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.2910331247969089#06951678437616022. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

21. Rejting innovacionnyh regionov Rossii 2018 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya/2018. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

22. Svodnaja statisticheskaja informacija geoinformacionnoj sistemy po klasteram // Minpromtorg Rossii - 2019. [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.gisip.ru/stats_sum_clusters/pdf/ru/. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

23. Setevaja jekonomika (opredelenie) // Infopedija dlja uglublenija znanij [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://infopedia.su/4x4a8b.html. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

24. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Jaroslavskoj oblasti do 2030 goda [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://resurs-yar.ru/files/vip22/blok1/3.pdf. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

25. Strelec, I. A. Setevaja jekonomika [Tekst] / I. A. Strelec. - M. : Jeksmo, 2006. -208 s.

26. Shibaeva, T. A. Osobennosti klasterno-setevogo upravlenija regional'noj jekonomikoj [Jelektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 9, № 3 (maj - ijun' 2017). - URL: http://naukovedenie.ru. - (Data obrashhenija: 10.11.2019).

27. Kelly K. New Rules for the New Economy. WIRED September, 1997. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/ZS/KELLY.HTM. -(Data obrashhenija: 10.11.2019).

92

ïï. r. EampaKoea

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.