Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в региональном управлении: опыт Ярославской области'

Информационно-коммуникационные технологии в региональном управлении: опыт Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (РИАС)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахруков Сергей Алексеевич

Рассматриваются роль и место информатизации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона. Автор рассказывает об опыте Ярославской области по созданию регионального сегмента электронного правительства и внедрению комплексной информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования развития области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в региональном управлении: опыт Ярославской области»

Информационно-коммуникационные технологии в региональном управлении: опыт Ярославской области

Technologies of information-communication in regional government: experience of Yaroslavl region

< CL

с

>

< >

Вахруков Сергей Алексеевич

губернатор Ярославской области 150000, г. Ярославль, Советская пл., д. 3

Vakhrukov Sergey Alexeyevich

150000, Yaroslavl, pl. Sovetskaya, 3

Рассматриваются роль и место информатизации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона. Автор рассказывает об опыте Ярославской области по созданию регионального сегмента электронного правительства и внедрению комплексной информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования развития области.

The article reviews a role and place of informatization and information and communication technologies (ICT) in strategic management of social and economic development of a region. The cover tells about the experience of Yaroslavskaya oblast on the creation of regional segment of electronic government and implementation of integrated information and analytical monitoring, analysis and regional development system.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), региональная информатизация, электронное правительство, региональная информационно-аналитическая система (РИАС)

Keywords: information society, information and communication technologies (ICT), regional informatization, electoronic government, regional information and analytics system (RIAS)

Современная Ярославская область — территория динамичного развития. Ее будущее прочно связано с «умной» — высокотехнологичной и конкурентоспособной экономикой. Мы стремимся к тому, чтобы наш регион стал инновационным лидером Верхней Волги с модернизированной промышленностью, развитой социальной сферой и высоким качеством жизни людей.

Наш век и современное общество многие исследователи объединяют одним словом — информационные. Роль информатизации сегодня крайне велика и со временем будет только возрастать. Мировой опыт показывает, что внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — это базовые принципы формирования постиндустриального общества и инновационной экономики. Это позволяет создать насыщенную информационную среду, обеспечить благоприятные условия для непрерывного производства новых знаний и идей.

Осознавая это, мы проводим целеустремленную политику информационно-коммуникационного разви-

тия региона. Правительством области разработан ряд 1Т-проектов: в образовании, медицине, государственном управлении. В современных условиях локомотивом технологической модернизации всех сфер общества при внедрении ИКТ должно стать именно государство.

Задачи власти:

• бюджетное финансирование инициатив в сфере ИКТ;

• создание благоприятных условий для развития ИКТ-индустрии, использование механизмов государственно-частного партнерства в интересах развития ИКТ;

• демонстрация компетентности и приверженности государства активному использованию ИКТ;

• реализация социально значимых проектов информатизации в целях повышения качества жизни людей;

• формирование высокой информационной культуры граждан, развитие инфраструктуры доступа широких слоев населения к высоким технологиям, информационным ресурсам и услугам.

Это необходимые условия успешной региональной информатизации, которые последовательно реализует правительство Ярославской области.

Работа по внедрению высоких технологий в ключевые сферы жизни ведется в соответствии с задачами, сформированными Президентом России, и в рамках областных целевых программ «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти» на 2009-2011 гг., а также «Развитие информатизации Ярославской области» на 2011-2013 гг.

Одним из важнейших направлений этой масштабной деятельности является внедрение высоких технологий в сферу государственного управления. С 2009 г. мы начали создавать региональный сегмент электронного правительства. Сегодня правительство области ускоренными темпами осваивает технологии мониторинга, анализа и прогнозирования развития территории, переходит на электронный документооборот, переводит оказание государственных услуг населению в электронный вид. Главные цели этой работы — повышение эффективности решения задач социально-экономического развития региона, обеспечение доступности государственных услуг, информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления, в целом — повышение качества жизни людей.

Первый опыт внедрения ИКТ в сферу управления указал нам на относительную простоту технических решений. Но пришлось столкнуться с серьезными трудностями при попытках изменить менталитет, поднять уровень квалификации всех участников процесса — и госслужащих, и граждан. Оказалось, что без создания потребности, привычки использовать циф-

ровые технологии самое «умное» оборудование будет неэффективно. Электронное правительство станет продуктивным и жизнеспособным только тогда, когда оно востребовано в масштабах всего региона и отвечает нуждам большинства жителей.

Поэтому важнейшим предметом заботы правительства Ярославской области на стартовом этапе информатизации органов власти стала подготовка чиновников и населения к использованию современных информационных технологий, формирование общественной потребности в информационно-коммуникационном развитии региона.

В 2009 и начале 2010 г мы провели масштабное обучение компьютерной грамотности государственных гражданских служащих Ярославской области. Системная работа правительства области по повышению квалификации чиновников продолжается. В сентябре текущего года в Ярославле, на базе ведущих вузов региона, начал работу Центр дополнительного профессионального образования «Высшая школа менеджмента и инноваций». Это на сегодняшний день первый на Верхней Волге комплекс профессиональной подготовки государственных гражданских служащих. Здесь создана инновационная образовательная среда: установлены мощные компьютеры и современное демонстрационное оборудование, разработаны специальные электронные интерактивные учебники, позволяющие проходить обучение дистанционно. В целях повышения качества государственных услуг населению это обучение обязательно пройдут все правительственные чиновники.

Чтобы преодолеть цифровое неравенство в сфере ИКТ-технологий, мы открываем социальные учебно-консультационные центры электронных услуг населению. Суть идеи таких центров в том, чтобы помочь ярославцам преодолеть финансовые и психологические барьеры, освоить современные информационно-коммуникационные технологии, выработать базовые навыки управления электронными сервисами в повседневной жизни. Необходимо научить людей обращаться с банковскими картами, осуществлять электронные платежи, грамотно пользоваться услугами операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, возможностями электронного правительства.

Обучение в центрах могут пройти все желающие, вне зависимости от возраста и первоначальных знаний, а главное — абсолютно бесплатно. Убежден, создание центров — значимый вклад, инвестиции в человека, в его будущее и в будущее всего региона.

Важным проектом информатизации Ярославской области стало внедрение комплексной региональной информационно-аналитической системы (РИАС). Ее разработчик — пермская компания «Прогноз», лидер на российском рынке интеллектуальных систем в сфере управленческой деятельности. Сегодня система находится в стадии опытной эксплуатации и активно осваивается первыми пользователями — руководством и специалистами органов государственной и муниципальной власти.

РИАС — это эффективный инструмент государственного управления регионом, распределенная система управления большими объемами информации. Профессиональное программное решение позволяет осуществлять мониторинг, анализ, планирование, моделирование и прогнозирование экономических и социальных процессов, обеспечить поддержку принятия стратегических и оперативных управленческих решений руководством и специалистами органов исполнительной власти области. Возможности РИАС

охватывают финансово-бюджетные процессы, соци- ^ ально-экономическое развитие, управление имуще- =п ством, земельными ресурсами, человеческим капи- ^

со

талом. <

Система представляет собой телекоммуникацион- щ ную сеть, которая соединяет ключевые точки регио- ^ на — территориальные отделения федеральных орга- х нов власти, департаменты и управления правительства ^ области, муниципальные администрации, крупные и 5 средние предприятия — и создает единое информа- ^ ционное пространство. Это «кровеносная система» 2 территории, которая регулирует важные информаци- ® онные потоки. На следующих этапах внедрения РИАС ^ число поставщиков информации и пользователей сис- ^ темы может быть увеличено. Доступ к системе получат ^ представители медицины, образования, науки, пред- ^ принимательского сообщества, общественных органи- ш заций. Таким образом, будет достигнута одна из целей 3 региональной информатизации — демократизация об- -о щества путем расширения активного участия граждан < и общественных организаций в деятельности органов н государственной власти и местного самоуправления. <

Интеграция региональных информационных ресурсов позволяет реализовать принцип однократного ввода данных в систему и многократного их использования, обеспечить актуальность, полноту и совместимость данных, хранящихся в функционирующих на территории региона информационных системах, организовать качественное информационное обслуживание организаций и граждан.

Система РИАС встроена в государственную автоматизированную систему (ГАС) «Управление». Это обеспечивает эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, «работает» на создание единого национального информационного пространства. Областные власти имеют оперативный доступ к документам и сводкам Администрации Президента и Правительства РФ, министерствам регионального и экономического развития. В свою очередь, федеральные органы власти на основе данных РИАС оценивают уровень социально-экономического развития области и эффективность работы региональных властей. Основные задачи РИАС:

• мониторинг основных показателей социально-экономического развития региона, исполнения целевых, адресных инвестиционных программ и основных индикаторов развития экономики территорий;

• ведение базы данных инвестиционных объектов региона, картографическое представление данных о них для привлечения инвесторов в сети Интернет;

• мониторинг и оценка уровня развития малого бизнеса в регионе;

• формирование интегральных оценок в социально-экономической, налоговой, финансовой и инвестиционной сферах деятельности региона;

• многовариантное сценарное прогнозирование социально-экономического развития региона, обоснование и оценка основных параметров программ и стратегий развития региона и его территорий. Остановимся подробнее на принципах работы и технических характеристиках РИАС. Все зарегистрированные в РИАС пользователи имеют доступ к данным через телекоммуникационную сеть с помощью web-браузера. Обновление информации происходит прежде всего посредством интеграции РИАС с внешними ведомственными информационными системами, в ряде

^ случаев данные вводят в ручном режиме с помощью

1 специального шаблона. Вся информация о регионе ^ стекается от резидентов РИАС в централизованное

< хранилище данных. Это ядро системы, оно обеспечи-1= вает накопление информации о социально-экономи-^ ческом состоянии территории. Данные являются ди-х намическими и могут подвергаться интенсивной об-^ работке пользователями приложений и самой системой, 5 в арсенале которой — современные информационные

технологии анализа и экономико-математических ме-

2 тодов моделирования и широкий спектр вариантов ® бизнес-графики. Централизованноехранилищеданных

2 обеспечивает решение следующих задач:

^ • управление нормативно-справочной информацией; ^ • консолидация и накопление информации из раз-^ личных источников в едином хранилище данных и ш обеспечение доступа к ней в соответствии с поли-

3 тикой безопасности и правами пользователя;

-о • верификация собираемой информации и контроль

< полноты и сроков предоставления информации в соответствии с электронным регламентом;

< • обработка данных: динамический, структурный,

кластерный, комплексный, сравнительный, индикативный факторный и регрессионный анализ динамических рядов хранилища;

• предоставление доступа к данным централизованного хранилища при помощи швЬ-приложения. Помимо централизованного хранилища данных,

информационная система включает в себя следующие компоненты:

• модуль информационного обмена, который позволяет осуществлять импорт данных из различных внешних источников в хранилище, а также экспорт информации в различные ведомства;

• модуль прогнозно-аналитических расчетов, предназначенный для мониторинга и анализа текущей ситуации, сценарного и целевого прогнозирования социально-экономического развития в зависимости от управляющих воздействий;

• модуль визуализации, который служит для отображения данных с помощью применения широкого спектра бизнес-графики;

• модуль администрирования и информационной безопасности, обеспечивающий надежную защиту данных от несанкционированного доступа. Ключевое звено РИАС — комплекс отраслевых и

ведомственных подсистем, предназначенный для автоматизации текущей деятельности подразделений администрации области, мониторинга, анализа и прогнозирования ключевых сфер жизни региона.

Подсистема «Экономика» обеспечивает мониторинг и анализ основных показателей экономического развития области, муниципальных образований, отраслей и предприятий, осуществляет анализ структуры внешнеэкономической деятельности региона и динамики товарных потоков между Ярославской областью и другими регионами России. Подсистема позволяет формировать паспорта и аналитические записки об уровне экономического развития региона, муниципальных образований и предприятий области, проводить сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий и/или региона на общероссийском уровне.

Подсистема «Инвестиционный потенциал» осуществляет мониторинг показателей инвестиционного потенциала региона, анализирует структуру инвестиций в разрезе видов экономической деятельности и территорий, осуществляет комплексную оценку инвестиционной привлекательности области. Подсистема так-

же решает задачи формирования инвестиционных паспортов территорий, мониторинга и оценки инвестиционных проектов, сопоставления и оценки экономической эффективности инвестпроектов и их влияния на социально-экономическое развитие области.

Подсистема «Моделирование и прогнозирование» предназначена для поддержки решения задач факторного, корреляционного и статистического анализа зависимостей моделируемых показателей, построения моделей отраслей экономики и проведения комплексных расчетов. Подсистема позволяет строить краткосрочные статистические прогнозы по основным направлениям социально-экономического развития Ярославской области, проводить среднесрочное и долгосрочное сценарное прогнозирование.

Подсистема «Промышленность» обрабатывает отчетные документы и прогнозные материалы об итогах экономической деятельности крупных и средних промышленных предприятий региона; осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование развития промышленности в отраслевом разрезе экономико-математическими и экспертными методами, сохраняет и отображает изменения основных показателей деятельности промышленных предприятий по кварталам и годам.

Подсистема «Социальная сфера» служит для мониторинга показателей развития социальной сферы региона, выявления диспропорций и точек роста. Подсистема позволяет вести учет объектов социальной инфраструктуры, оценивать их текущее состояние, составлять экспертный прогноз развития данных объектов.

Подсистема «Агропромышленный комплекс» осуществляет мониторинг и экономико-статистический анализ современного состояния агропромышленного комплекса. Учитывает показатели развития отрасли, объемы реализации продукции, ценообразование. Подсистема помогает составлять прогноз урожайности и проводить планирование субсидий на развитие предприятий сельского хозяйства.

Подсистема «Туризм» описывает и анализирует состояние туристической отрасли, учитывает статистику туристических потоков, составляет сравнительный анализ показателей туристического потенциала региона с общероссийскими показателями, учитывает точки роста региональной туриндустрии — турист-ско-рекреационные зоны приоритетного развития.

Со временем число подсистем увеличится. К РИАС присоединятся новые пользователи, а значит, появятся дополнительные источники и потребители информации. Кроме того, спектр возможностей РИАС расширится за счет создания блоков мониторинга и оценки ключевых направлений работы государственных и муниципальных властей.

К запуску планируются следующие блоки и отраслевые подсистемы:

• подсистема «Малое предпринимательство»;

• подсистема «Потребительский рынок»;

• подсистема «Спорт»;

• подсистема «Мониторинг оказания государственных услуг в Ярославской области»;

• блок по реализации Послания Президента РФ (в части сводных форм и оценки степени достижения запланированных результатов);

• блок мониторинга и анализа хода реализации федеральных целевых программ и использования средств федерального бюджета;

• блок стратегического целеполагания в муниципальных образованиях области.

Руководство области

Органы исполнительной власти области

Органы местного самоуправления

Население

Минрегион

МЭР

Администрация Президента и Правительство РФ

Оперативный мониторинг

о

Стратегическое целепологание и мониторинг достижения целей

Ситуационный центр губернатора

Оценка эффективности деятельности ОИВ (указы Президента РФ № 607, 825)

Комплекс стратегического целеполагания

Целевые программы и проекты

Стратегия и программа развития области

ДРОНД

Отраслевые и ведомственные подсистемы

Экономико-инвестиционный блок

Экономика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиционный потенциал

Моделирование и прогнозирование

Промышленность

Социальная сфера

АПК Туризм

Хранилище данных

Сбор информации

Взаимодействие с внешними информационными источниками

Консолидация информации из различных источников

Централизованное управление НСИ

Источники информации

Федеральные ОИВ

ОИВ региона

Органы местного самоуправления

Предприятия и организации

Росстат, Ярославльстат

УФНС по Ярославской области

ГАС «Управление»

Рис. 1. Архитектура региональной информационно-аналитической системы (РИАС) Ярославской области

А I :туал Ь Н Ы Е П Р О Б Л Е М Ы 9 I '.О Н О М И I: И И У П Р А В Л Е н и я

^ Сегодня ключевыми потребителями данных РИАС I являются губернатор, его заместители, руководители ^ департаментов и управлений областного правитель-

т п

< ства, главы муниципальных органов власти. Для перст вого лица региона в структуре РИАС создан ситуаци-^ онный центр губернатора — электронная площадка х доступа к информационным блокам системы, которая х комплексно и наглядно предоставляет оперативную ^ и аналитическую информацию о ключевых сферах

1 жизни территории:

2 • данные о социально-экономическом развитии об® ласти, муниципальных образований и предпри-5 ятий;

^ • показатели исполнения бюджета; 0 • оценки эффективности и результативности деятель-^ ности органов власти;

ш • показатели реализации целевых и адресных инве-^ стиционных программ;

^ • наглядная индикация проблемных и лидирующих ^ зон в развитии региона, его муниципальных обра-^ зований и важнейших предприятий;

< • информация о политической ситуации и социоло-

гических опросов, показатели социальной напряженности, развития социальной сферы региона;

• информация о чрезвычайных ситуациях;

• выборка и визуализация неисполненных плановых заданий.

Новая система только начинает работать в полную мощность. Но уже сегодня понятно, что она внесет серьезные изменения в ежедневную практику работы ярославских властей.

Высокие технологии задают новый темп работы, позволяют экономить время и ресурсы. С РИАС госслужащие Ярославской области могут осуществлять оперативную навигацию и находить необходимые данные в информационном пространстве, проводить совещания, не покидая рабочих кабинетов, запрашивать справки и сводки из электронных архивов, в сжатые сроки принимать грамотные и обоснованные управленческие решения. Надо признать, что до внедрения высокотехнологичных инструментов в повседневную

практику управленцы были вынуждены тратить значительную часть рабочего времени на поиск информации, на вспомогательные операции печати, копирования и тиражирования документов. Внедрение системы управления информацией и знаниями в ближайшем будущем позволит переключить сотрудников с рутинных операций на творческую деятельность и в целом повысить интеллектуальный потенциал государственных органов.

Передовые технологии формируют у госслужащих новый подход к делу, новую философию управления. Осваивая телекоммуникационные средства, умело используя инструментарий электронного правительства, современный госслужащий приобретает навыки эффективного менеджера, главный принцип которого — максимальное качество и оперативность предоставляемых населению государственных услуг.

РИАС позволяет принимать грамотные и обоснованные управленческие решения в соответствии со стратегией развития территории, минимизирует риски ошибочных действий.

Таким образом, информационно-аналитическая система представляют собой значимый инструмент государственного управления, обеспечивает эффективное взаимодействие органов исполнительной власти и населения, является мощным ресурсом для устой чивого социально-экономического развития ре гиона.

От данного этапа информатизации Ярославской области нам важно двигаться дальше: по пути внедрения высоких технологий во все сферы жизни общества, совершенствования административных процессов, повышения качества здравоохранения и образования, информационного обеспечения науки и культуры. Активное развитие информационно-коммуникационной сферы Ярославской области послужит росту человеческого капитала, раскрытию творческого потенциала людей и, как следствие, — созданию и внедрению инноваций, технологической модернизации и повышению конкурентоспособности региональной экономики.

Образование европейского уровня

Уже в первые годы Академия активно развивала международные проекты в области подготовки кадров с участием зарубежных партнеров.

В настоящее время приоритетным направлением международной деятельности академии стало активное участие в международной интеграции российской и европейской систем образования в соответствии с Болонской декларацией. Поддерживаются тесные связи более чем с 50 зарубежными университетами и организациями, среди которых: Немецкая служба академических обменов (DAAD), Университет Мюнхена и Стейгенбергергская Академия (Бад-Рейхенхалле), Колумбийский Университет, Фордхемский Университет, Городской университет Нью-Йорка, Университет Лассаля, Принстонский университет, Университет Сиэттла, Калифорнийский Университет Беркли, Университет Ла Сапиенца, Гейдельбергский и Маг-дебургский университеты (Германия), Лондонский и Эдинбургский университеты (Великобритания), университет Хельсинки (Финляндия), Стокгольмский университет (Швеция), университет Дублина (Ирландия), университет

Рейкьявика (Исландия), Католический университет Чили (Чили).

Иностранные учебные заведения выражают свою заинтересованность в контактах с СПбАУиЭ, приглашая представителей акаедмии на международные конференции и семинары. В частности, по приглашению Торгово-промышленной палаты Баварии (ФРГ) состоялась деловая поездка в Мюнхен. В ходе визита обсудили вопросы развития сотрудничества с учебными заведениями федеральной земли Бавария - Университетом Мюнхена и Стейгенбергер Академией (Бад-Рейхенхалле), входящей в Университет прикладных наук Бонна.

Обширные и авторитетные зарубежные связи академии дают возможность ее студентам получить образование по международным стандартам. Вуз расширяет контакты не только с вузами стран, подписавших Болон-скую декларацию, но и с другими образовательными системами развитых государств, в том числе США. Зарубежные ученые, многие из которых являются почетными профессорами СПбАУЭ, читают в академии открытые лекции и проводят семинары для студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.