УДК 338.49
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Н.В. Карпузова
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
В данной статье рассматривается состояние информационной инфраструктуры Липецкой области в целом и агропромышленного сектора в частности с целью выявления основных проблем ее развития и повышения эффективности ее использования в управлении регионом.
Ключевые слова: информационная инфраструктура, информационные системы, Липецкая область, информатизация, сельское хозяйство.
В условиях формирования информационного общества актуальными задачами становятся интенсификация информатизации регионов и совершенствование информационного обеспечения, которое влияет на эффективность управленческих решений, принимаемых на различных уровнях, а также отмечается как фактор поддержки инновационных инициатив [1]. Для определения направлений развития информационной инфраструктуры региона необходимо проанализировать ее актуальное состояние и выявить основные проблемы.
В настоящее время в Липецкой области ведется активная работа по развитию информационного общества [2]. В регионе создана телекоммуникационная структура на основе использования современных цифровых технологий передачи информации. Количество абонентов сети Интернет на 2011 г. превысило 145 тысяч, из них 99% подключены по широкополосному доступу. Уровень цифровизации телефон-
ной сети области составляет 80,3%. Более трети всех домохозяйств Липецкой области имеют доступ в Интернет.
По данным Администрации Липецкой области, в регионе, в основном решены задачи по формированию в органах государственной власти современной инфор-мационно-коммуникационной инфраструктуры. Все органы исполнительной власти области, администрации муниципальных районов и городских округов связаны высокоскоростной многофункциональной вычислительной сетью. В органах исполнительной власти и местного самоуправления региона функционируют 73 общедоступные базы данных, 132 БД межведомственного пользования, 146 локальных баз данных. Все муниципальные районы и городские округа области и 79% исполнительных органов государственной власти имеют свои информационные ресурсы в сети Интернет (табл. 1).
Таблица 1
Информатизация органов власти региона в 2010 г.
Показатель Уровень органов власти
Региональный Муниципальный
Количество органов власти 39 325
Численность основного персонала, чел. 1391 3689
Количество ЭВМ, шт. - всего 1865 3013
в т.ч. ПЭВМ 1726 2929
Доля рабочих мест, подключённых к единой системе электронного документооборота региона, % 100 100
Доля органов власти, имеющих ИКТ-подразделения, % 21 1,5
Доля органов власти, имеющих выход в Интернет, % 100 49
Доля органов власти, имеющих сайт в Интернете, % 79 12
По данным Управления информатизации Администрации Липецкой области.
С 2001 г. функционирует и постоянно модернизируется официальный сайт администрации Липецкой области, на котором оперативно и подробно освещается деятельность всех структур администрации области, исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований в соответствии с положениями ФЗ №8 от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Сайт содержит 35 тематических разделов и более 100 подразделов.
Одним из значимых элементов развития информационной инфраструктуры региона является создание информационно-аналитической системы администрации Липецкой области (ИАС АЛО), которая включает центральное хранилище данных и комплекс закрытых отраслевых и тематических подсистем (всего 18 подсистем; 44 программных модуля). Центральное хранилище данных содержит официальную оперативную и ретроспективную статистическую информацию — на текущий момент порядка 70 млн. значений более чем по 1000 показателей. В 2010 г. с ИАС АЛО интегрирован базовый функционал регионального сегмента ГАС «Управление», обеспечивающий реализацию задач социально-экономического развития региона при использовании данных Росстата, ФНС, ФК, МЭР. Сегмент включает 3 подсистемы: Бюджетирование; Развитие субъекта; Формирование налоговых паспортов субъектов РФ и муниципальных образований области [3].
Одним из информационных ресурсов, функционирующих на базе ИАС АЛО, является интерактивный портал инвестиционной привлекательности муниципальных образований, позволяющий в режиме реального времени получить информацию об особых экономических зонах регионального уровня, актуальных инвестиционных предложениях и проектах каждого района области, генеральных планах и неиспользуемых ресурсах региона, оценить инвестиционный потенциал районов (об-
щая характеристика района, население, ре-сурсообеспеченность, инфраструктура). Обновление информации полностью автоматизировано. Другим примером служит интерактивная карта Липецкой области, отображающая оперативную и архивную статистическую информацию, автоматически подгружаемую с Липецкстата.
В Липецкой области проводится планомерная работа по информатизации различных отраслей, в том числе агропромышленного сектора (АПС), который включает 229 сельскохозяйственных организаций, более 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 800 индивидуальных предпринимателей, 240 тысяч личных подсобных хозяйств, 366 пищевых и перерабатывающих предприятий.
В рамках построения информационной инфраструктуры региона Администрация области, Управление сельского хозяйства Липецкой области и районные управления сельского хозяйства объединены оптоволоконной сетью VPN.
На базе ИАС АЛО в агропромышленном комплексе используется система «Оперативный сбор данных по показателям развития сельского хозяйства», для работы с которой пользователю необходим доступ к сети Internet и установленный браузер Internet Explorer версии 6.0. Система включает два раздела (растениеводство и животноводство) и функционирует по следующей схеме: районные
управления сельского хозяйства ежедневно присылают две формы по каждому разделу в Управление с.-х. области, далее консолидированные формы отправляются в Мин-сельхоз. Областное управление сельского хозяйства также составляет отчеты по исполнению федеральных и областных программ. В системе содержится справочная информация по ценам на продукцию АПК, ГСМ и др., предусмотрен экспорт данных в Excel. Права доступа к информации имеются у администраций всех районов.
Бухгалтерский учет в АПС Липецкой области осуществляется с помощью информационной системы 1C: Предприятие 7.7, используемой на всех уровнях управ-
ления. В рамках развития Единой системы информационного обеспечения России в
2009 году было осуществлено приобретение специального программного обеспечения «Учет бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме субсидий» на платформе 1C Предприятие 8.1, функционирующего на всех уровнях управления и позволяющего оперативно контролировать использование субсидий. В настоящий момент осуществляется переход на версию 8.2. По мнению главного бухгалтера Управления с.-х. Липецкой области, данное решение не является оптимальным, так как система не позволяет учитывать субсидии в разрезе, контролировать ежедневные обороты, осуществлять увязку банков и начислений.
В рамках развития ЕСИО АПК в
2010 году в регионе была внедрена система «Свод отчетов для АПК*» на базе платформы 1C: Предприятие 8.2. Система основана на технологии «клиент-сервер» и позволяет муниципальным районам формировать отчеты в режиме реального времени и предоставлять их в Управление сельского хозяйства области.
В Липецкой области используется Система дистанционного мониторинга земель агропромышленного комплекса (СДМЗ АПК), являющаяся частью ЕСИО АПК. Система создана для поддержки информационного обеспечения министерства сельского хозяйства РФ и функционирует в
настоящий момент на федеральном уровне. СДМЗ АПК обеспечивает сбор, обработку и интерпретацию данных спутниковых систем дистанционного зондирования Земли для отслеживания и контроля основных параметров землепользования, оценки условий и динамики развития посевов, прогноза урожая.
В регионе функционирует система «Агростат», предназначенная для сбора статистической информации в АПК России на районном, региональном и федеральном уровнях и предоставления ее на обработку в ГВЦ МСХ РФ. Работа с системой осуществляется посредством сайта в сети Интернет, где каждый авторизованный пользователь может заполнить шаблоны отчетных форм для передачи данных и получить сводные статистические отчеты.
Документооборот в АПС Липецкой области на всех уровнях управления осуществляется с помощью информационной системы «Дело», функционирующей в едином информационном пространстве сектора. Доступ к системе может быть как локальным, так и через протокол http.
В отрасли животноводства используются информационные системы «Кормовые рационы» и «Селэкс» для племенного учета.
Функции управления АПС на региональном уровне и используемая для их осуществления информация представлены в табл. 2.
Таблица 2
Функции и используемая информация Управления сельского хозяйства ___________________________Липецкой области________________________________
Наименование отдела Функции Используемая информация
1 2 3
Отдел растениеводства Составляет сводную отчетность и анализирует деятельность сельскохозяйственных организаций. Ежедневная информация системы оперативного мониторинга показателей. Данные Липецкстата, Росстата. Данные ИАС АЛО. Правовая информация.
Отдел учета, отчетности и государственных закупок Осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета. Осуществляет функции государственного заказчика на поставку продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд за счет средств областного бюджета. Финансовая отчетность уровней региона, района, предприятия. Отчеты по субсидиям. Информация по госзаказам.
Окончание таблицы 2
1 2 3
Отдел экономики, прогнозирования Составляет отчеты для Администрации Липецкой области, Минсельхоза. Осуществляет анализ и прогнозирование функционирования АПС области. Экономическая информация всех уровней управления. Информация системы оперативного мониторинга показателей. Данные Липецкстата., Росстата. Информация Минсельхоза. Данные ИАС АЛО.
Отдел господдержки предприятий АПК Оказывает государственную поддержку сельскохозяйственного производства и сельского населения в случаях и в порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области. Документация и отчетность по субсидиям. Информация по кредитам. Правовая информация.
Отдел правового обеспечения сельского хозяйства, ветеринарии и экологии Проводит постоянный мониторинг вносимых Управлением правовых актов. Разрабатывает в соответствии с действующим законодательством и вносит в установленном порядке проекты законодательных и других нормативных правовых актов в сфере сельского хозяйства. Правовая информация. Данные ИАС АЛО.
Отдел технической и инновационной политики на селе Реализует мероприятия федеральных и областных программ, договоров и соглашений, заключенных с федеральными органами исполнительной власти. Ведет учет и анализирует состояние ма-шинно-тракгорнош парка. Статистическая отчетность. Финансовая отчетность. Данные ИАС АЛО. Данные Липецкстата.
Отдел по государственной службе и работе с кадрами Осуществляет кадровую работу. Кадровая информация. Правовая информация.
Отдел мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Собирает и анализирует данные об использовании земель сельскохозяйственного назначения. Статистическая отчетность. Данные ИАС АЛО. Данные СДМЗ АПК.
Отдел мониторинга и анализа работы предприятий по производству молока и племенному делу Составляет сводную отчетность и анализирует деятельность организаций по производству молока и племенному делу. Ежедневная информация системы оперативного мониторинга показателей. Данные Липецкстата, Росстата. Данные ИАС АЛО.
Отдел мониторинга и анализа работы предприятий по производству мяса и рыбы Составляет сводную отчетность и анализирует деятельность организаций по производству мяса и рыбы. Ежедневная информация системы оперативного мониторинга показателей. Данные Липецкстата, Росстата. Данные ИАС АЛО.
Отдел контроля исполнения, информационных технологий в АПК и мобилизационной работы Реализует мероприятия по информатизации Управления, ГО ЧС. Данные ФГЪУ «Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе». Данные ИАС АЛО.
Отдел мониторинга аг-ропродовольственнош рынка Осуществляет мониторинг и анализ агро-продовольственнош рынка. Информация от ФГЪУ «Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе». Данные Минсельхоза.
Отдел мониторинга и анализа работы перерабатывающих и хлебоприемных предприятий Составляет сводную отчетность и анализирует деятельность пищевых, перерабатывающих и хлебоприемных предприятий области. Ежедневная информация системы оперативного мониторинга показателей. Данные Липецкстата, Росстата. Данные ИАС АЛО.
Отдел социального развития села Реализует мероприятия федеральных и областных программ, договоров и соглашений, заключенных с федеральными органами исполнительной власти. Данные ИАС АЛО. Финансовая отчетность.
Отдел по работе с малыми формами хозяйствования Разрабатывает формы поддержки малых форм хозяйствования, контролирует исполнение, составляет сводную отчетность. Финансовая отчетность малых форм хозяйствования. Данные Минсельхоза.
Рабочие места специалистов Управления оснащены компьютерами с доступом в Интернет и локальные сети, что позволяет оперативно получать необходимую информацию и предоставлять результаты работы вышестоящим организациям, а также поддерживать актуальность информации, представленной для свободного доступа на сайте Управления (информация по кредитам, данные мониторинга отраслей и рынков и др.).
Исследование состояния информационной инфраструктуры Липецкой области позволяет сделать вывод о высоком уровне информационного обеспечения всех сфер региона, в том числе агропромышленного сектора. Органы государственной власти функционируют в едином информационном пространстве, имеющем также ресурсы, доступные для населения и организаций через Интернет. Для решения задач управления в АПС на региональном уровне используются информационные системы, автоматизирующие финансовый и статистический учет, документооборот, некоторые отраслевые функции.
Анализ существующей информационной инфраструктуры регионального уровня управления АПС выявил следующие основные проблемы:
■ некоторые используемые информационные системы не имеют полного функционала, необходимого для работы специалистов (в частности, наблюдается недостаточность информации в области бухгалтерского учета в связи с отсутствием возможностей необходимой детализации);
■ отсутствуют специализированные информационные системы для автоматизации работы отделов мониторинга и анализа ра-
боты предприятий. Информация, необходимая для работы этих отделов, поступает по различным каналам (по электронной почте, через систему оперативного сбора данных, на бумажных носителях) в разрезе районов и отдельных организаций. Возникает избыточность информации, создаются трудности для ее обработки;
■ не используются системы поддержки принятия решений для решения стратегических задач управления, что приводит к недостаточности информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений;
■ отсутствуют коммуникационные порталы и системы автоматизации и контроля взаимодействия между отделами областного управления и районными управлениями сельского хозяйства.
Очевидно, при совершенствовании системы управления в дальнейшем следует обратить внимание на эти проблемы, чтобы созданная в регионе информационная инфраструктура эффективно использовалась прежде всего для обоснованного принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. О.Н. Осипова, Н.С. Бороздина. Оценка и классификация факторов, сдерживающих инновационную восприимчивость региона. / Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — Вып. 2 (26) 2011.
2. План развития информационного общества и формирования электронного правительства в Липецкой области на 2010-2012 годы от 16.09.2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: \¥\¥\¥. ас1т1г. Нрйэк. т.
3. Паспорт информатизации субъекта Российской Федерации. Липецкая область — 2010.
Рукопись поступила в редакцию 24.04.12.
ACTUAL STATUS AND THE MAIN PROBLEMS OF LIPETSK REGIONS’ INFORMATIONAL INFRASTRUCTURE
N. Karpuzova
This article discusses informational infrastructure status of Lipetsk region in the whole and particularly of the agricultural sector for the purpose of identifying of its development basic problems and increasing of effectiveness of its use.
Key words: informational infrastructure, informational systems, Lipetsk region, informatization, agriculture.