Научная статья на тему 'Система государственного информационного обеспечения АПК и ее роль в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства и развитии сельских территорий'

Система государственного информационного обеспечения АПК и ее роль в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства и развитии сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
874
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система государственного информационного обеспечения АПК и ее роль в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства и развитии сельских территорий»

целенаправленное использование природных ресурсов и человеческого капитала в сельской местности. В первую очередь это относится к лесному и водному хозяйству. Ими надо заниматься предметно, хотя бы так как сельским хозяйством. Тогда все эти ресурсы можно поставить на службу селян и села.

Источники

1. Налоговый кодекс РФ. Статьи 13 и Г россМедиа, 2007. - С. 12. 15. - М.

2. Лесной кодекс РФ. Статьи 8 - 9. - М . Экзамен,

2007. - С. 9.

3. Государственный (национальный) доклад о со-

стоянии и использовании земель РФ в 2001 го-

ду. - М. ФСЗК РФ, 2001. - С. 146.

Сессия 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Ю.М. Акаткин, к.э.н., зам. дир. Департамента экономических программ, анализа и управления государственным имуществом Министерства сельского хозяйства РФ

Во исполнение Федерального закона о развитии сельского хозяйства, принятого в конце 2006 г., была разработана Государственная программа развития сельского хозяйства. Эта программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации.

Государственная программа имеет раз-

дел о создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (СГИО СХ).

В основном сельскохозяйственная информация будет аккумулирована в СГИО СХ в качестве государственных информационных ресурсов в соответствии с упомянутой государственной программой (рис. 1).

Информационная поддержка реализации

- Федерального закона о развитии сельского хозяйства

- Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

- приоритетного национального проекта развития АПК

- федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.»

- федеральной целевой программы «Сохранение плодородия»

- ведомственных целевых програм м

- Национального доклада о ходе и результатах реализации государственной программы

- Сводного доклада о деятельности Правительства РФ

• Информационная поддержка деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей

• Оказание государственных услуг

• Предоставление информации для оказания консультационной помощи

Информационная поддержка деятельности уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

Рис. 1. Назначение СГИО СХ

В докладе я постараюсь не только рассказать об основных компонентах СГИО СХ, но и сформулировать, какие же научные и методические задачи возникают в процессе создания системы.

Сначала о назначении СГИО СХ.

На рис. 1 видно, что система обеспечивает информационную поддержку деятельности:

- государственных, федеральных, ведомственных целевых программ и приоритетного национального проекта и т.д.;

- руководства аппарата Минсельхоза России;

- сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Территориально распределенная многоуровневая структура единой системы информационного обеспечения агропродовольствен-ного сектора охватывает сельские административные округа, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и Федеральные округа, органы управления АПК федерального уровня, обеспечивает точки доступа к информации и электронным услугам сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов агропродовольственного рынка.

СГИО АПК включает в себя четыре взаимосвязанные системы (рис. 2).

Создание СГИО СХ преследует две главные цели:

1) повышение конкурентоспособности АПК на основе предоставления электронных

услуг товаропроизводителям и сельскому населению;

2) повышение эффективности управления агропромышленным сектором и оперативности регулирования агропродовольственного рынка на основе применения современных информационных технологий.

Остановлюсь подробнее на основных подсистемах СГИО СХ.

Информационно-телекоммуникационная система, используя каналы и средства связи, должна обеспечить автоматизированный обмен данными по вертикали и горизонтали на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В состав системы входят средства гарантированной доставки отчетных данных, электронная подпись, средства видеоконференции, 1Р-телефония.

Информацион но-телекоммун икационная система (ИТС)

Система информации о рынке АПК России (СИР АПК)

Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий (СДМЗ)

Автоматизированная информационная система Минсельхоза России (АИС МСХ)

Рис. 2. Обобщенная структура системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

На региональном и муниципальном уровне в системе будут функционировать средства сбора, обработки и хранения информации, средства поиска и публикации, средства загрузки данных, локальные и оперативные базы данных, порталы, прикладные программные комплексы.

Серьезную методологическую задачу представляет собой унификация информационного обмена. Работы по унификации предоставления электронных документов на основе международного стандарта вОМХ2 проводятся в целом ряде стран под эгидой ФАО в последние годы. Минсельхозу России совместно с Росстатом еще предстоит поработать над применением этой технологии в целях обеспечения обмена отчетными документами.

Все большее значение приобретает внедрение межотраслевого взаимодействия посредством юридически значимых документов -

«Электронного нотариата». Эта задача решается Минсельхозом России совместно с Мининформсвязи России в рамках Государственного информационного центра обеспечения межведомственного информационного обмена.

Автоматизированная информацион-

ная система Минсельхоза России (АИС) обеспечивает информационную поддержку деятельности Минсельхоза России, Россель-хознадзора, процессов управления отраслью, регулирования производства и агропродоволь-ственных рынков.

Функционально АИС предназначена для обеспечения руководства и специалистов достоверными и оперативными данными о результатах оценки состояния и анализа ситуаций, информационной поддержки процессов принятия решений в интересах управления отраслью (рис. 3).

Рис. 3. Центральная информационная система АИС Минсельхоза

Рис. 4. Вариант обмена данными между Минсельхозом и Росстатом

Не буду подробно комментировать структурную схему АИС, однако хочу остановиться на отдельных, интересных с нашей точки зрения вопросах.

На рис. 3 представлена структура АИС, содержащая: общероссийские классификаторы, ведомственные словари, систему описания показателей социально-экономической информации (метаданные), рубрикаторы. Представлены хранилища информации, где аккумулируются: социально-экономическая и статистическая информация, результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи, цены на внутренних и внешних агропродовольствен-ных рынках, картографическая информация, научно-техническая информация. Верхним слоем ядра являются порталы, Web-сервисы, прикладные ПК в интересах департаментов.

Одним из наиболее важных вопросов является целостность и непротиворечивость данных, что определяет необходимость единого подхода к формированию и ведению системы нормативно-справочной информации (НСИ) и системы показателей АПК. Практической реализацией такого подхода является структура, объединяющая отраслевые классификаторы, статистические показатели, собранные Минсельхозом России, статистические показатели и классификаторы Росстата, общероссийские и международные классификаторы.

Все это должно быть интегрировано в рамках отраслевой системы АГРОСИС. Сегодня на сайте АГРОСИС можно увидеть общероссийские классификаторы с учетом их иерархической структуры.

Большинство существующих российских классификаторов построены по смешанным принципам, что принципиально затрудняет автоматическое агрегирование данных. Поэтому весьма насущна проблема построения системы ведомственных классификаторов Минсель-хоза России, объектами которых являются продукция и услуги, характерные для агропромышленного комплекса. Проводятся работы:

- по созданию классификаторов экономической информации и переходных ключей для реализации информационной поддержки функциональных задач в условиях подготовки и присоединения России к международным организациям;

- по разработке Единого государственного реестра продукции, предприятий и организаций по видам экономической деятельности агропромышленного комплекса.

Важным для обеспечения методологической целостности СГИО СХ является создание базы метаданных статистических показателей АПК, которая увязала бы их с классификаторами (рис. 4).

База метаданных должна обслуживать отрасль, отслеживая и фиксируя все изменения показателей. В конечном итоге должна

быть решена проблема понятности и доступности статистических и отчетных данных. В основу разработки базы метаданных положены Web-технологии, что позволит сделать ее доступной всем заинтересованным лицам.

Должна быть разработана система обмена информацией с регионами, т.е., разработаны регламенты и процедуры ведения НСИ.

Кроме того, использование базы метаданных позволит реализовать эффективный обмен статистическими данными Минсельхоза России и Росстата.

Серьезной методологической и научной проблемой на пути создания базы метаданных, является то, что она должна интегрировать показатели, включающие в себя основание, призначную часть, единицы измерения и т.д., содержащиеся в хранилище данных, иметь возможность привязать их к классификаторам.

За годы экономических реформ сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности переориентированы на рыночные отношения. Органы государственного управления АПК России из командно-распорядительных превратились в органы индикативного планирования и регулирования рыночных отношений. В этих условиях всем сельскохозяйственным предприятиям и органам государственного управления АПК России для эффективной работы необходимы более оперативная, полная, достоверная и разнообразная информация об аграрном рынке, рыночная статистика и ценовой мониторинг.

В первую очередь, это данные о спросе и предложении на рынке, условия поставок, расчетов и главное - сведения о складывающейся при этом цене товаров.

Система информации о рынках сельскохозяйственной продукции должна обеспечить сбор, обработку, хранение и предоставление рыночной информации населению и субъектам агропродовольственного рынка.

Сводные рыночные отчеты распространяются как на бумажных носителях, так и в электронном виде, по e-mail. Отчеты размещаются на порталах Минсельхоза России, Центра рыночной информации. Там же размещаются аналитические материалы.

Такая система частично уже развернута, и на сайте можно увидеть ее высокотехнологичное содержание: О1ар-технологии и Web-технологии.

Для создания эффективной системы информации о рынках требуется решить научные и методологические проблемы. К научным проблемам относятся:

- разработка модели агропродовольст-венного рынка по его сегментам;

- оптимизация выборок проведения оперативного мониторинга рыночных характеристик (цена, балансы) наблюдаемых индикативных товаров агропродовольственного рын-

ка России, с учетом выполнения условия сопоставимости с аналогичными товарами мирового рынка по сегментам рынка.

К методологическим проблемам относятся:

- проблема разработки методов сопоставления характеристик наблюдаемых индикативных товаров агропродовольственно-го рынка России, стран СНГ и мирового рынка;

- определение перечня индикативных наблюдаемых товаров на рынках агропродукции и продовольствия в сегментах: зерно, масличные культуры, мясо, молоко, сахар, овощи

ГТОАА МеГеог-ЗМ

ТЕКИА ЬашЬаГ

Мониторинг

сельхозугодий

Прием, архивация и обработки данных диотационног о зондирования

Контроль

состояния

посевов

Оценка

урожайности

и фрукты, материально-технические ресурсы, услуги для села, технологический сегмент -биотопливо на внутреннем и мировом рынках.

Анализ тенденций развития села, совершенствования его инфраструктуры, развития сельхозпроизводства показывает, что пока мы не в состоянии решать задачи по прогнозированию урожайности сельскохозяйственных культур с необходимой точностью, не владеем картографическим материалом гибели посевов, эрозии почв и засоленности земель.

Формирование

тематических

карт

гис

Российская Федерация

я і

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

& я

п

Е

Рис. 5. Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий (СДМЗ)

Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий ориентирована на решение ряда специфических задач, таких, как мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий, контроль урожая с использованием данных дистанционного зондирования (рис. 5).

Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий (СДМЗ) дает нам возможность инструментального контроля за достоверностью собираемой статистической отчетности. Средствами космического мониторинга решается проблема мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения и повышается достоверность прогнозов урожайности.

Вместе с тем разработка такого инструментария ставит ряд важных научных проблем:

- совершенствования методов автоматизированного определения границ полей, занятых различными культурами на основе данных ДЗЗ;

- совершенствования методов оценки урожайности сельхозкультур, основанных на обработке спутниковых данных;

- разработки методов оценки потенциальной продуктивности земель (на основе данных многолетнего мониторинга) для построения объективных оценок их кадастровой стоимости и эффективности использования;

- разработки методов прогноза возможных долгосрочных изменений в сельскохозяйственных регионах, связанных с глобальными климатическими изменениями;

- разработки методов комплексирова-ния спутниковых данных различного пространственного разрешения для получения уточненных оценок полей при картографировании и оценке состояния сельскохозяйственных земель.

В настоящее время внедряется метод прогнозирования урожайности на основе года-аналога. Составление прогноза начинается с

определения года-аналога на основе индекса ШУ!. Годом-аналогом является тот год, динамика индекса ИРУ! по которому наиболее близка к динамике этого показателя в текущем году.

Важно определить соответствие прогнозов урожайности и статистических отчетных материалов, для этого необходимо отсчитать прогноз на несколько лет назад и проверить статистическую достоверность прогнозов. Такая работа уже делается, и для регионального уровня наблюдается достаточно высокая степень совпадения прогнозов с отчетными данными. Эту работу необходимо детализировать на районном уровне. Будет создана рабочая группа, в которую кроме математиков и экономистов войдут еще и агрономы, что позволит более точно интерпретировать полученные результаты.

Кроме отработки методики прогнозирования урожайности для перехода в штатный режим прогнозирования необходимо освоить еще целый ряд процедур, как, например, калибровку инструментов обработки космоснимков по структуре посевов на основе тестовых полигонов в различных агроклиматических условиях и закончить оцифровку границ полей.

Вся информация по подсистемам АИС, СИР, СДМЗ является основой как для работы департаментов Минсельхоза России, так и для принятия руководящих решений самого высокого уровня министерства.

Центр принятия решений (ситуационный центр) должен осуществлять:

- анализ эффективности использования бюджетных средств;

- анализ эффективности предоставления бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям и применения особых налоговых режимов;

- анализ и оценку состояния сельхоз-производства и рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

- анализ хода сезонных работ и чрезвычайных ситуаций;

- подготовку решений по регулированию рынков (таможенно-тарифное, нетарифное, антимонопольное регулирование, закупочные и товарные интервенции);

- подготовку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов;

- анализ хода реализации и оценку предложений по корректировке ГП (в том числе Национального доклада), ФЦП, ВЦП;

- анализ развития сельских территорий;

- анализ эффективности информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей и оказания консультационной помощи.

С научной точки зрения, проблема включения в АИС Минсельхоза России Центра принятия решений представляет определенный интерес. Это потребует исследований и разработки ряда важных научно-методологических

проблем, связанных с применением современных методов автоматизации принятия решений. К ним можно отнести следующие:

- разработку и обоснование состава возможных сценариев развития ситуаций на сельскохозяйственных полях и рынках и состава показателей, необходимых для анализа и принятия решений руководством отрасли всех уровней;

- разработку имитационной модели для обоснования агропродовольственной политики и стратегии развития АПК;

- разработку методов прогнозирования ситуаций, основанных на комплексном подходе и применении разнородных исходных данных.

Проведение исследований и разработка указанных проблем налагают особую ответственность на исполнителей, так как от качества их решения зависит эффективность использования всей имеющейся информации и качество принимаемых решений.

Важнейшей функцией СГИО СХ является информационная поддержка деятельности сельскохозяйственных производителей и оказание государственных услуг. В процессе работы СГИО СХ создается федеральный информационный ресурс, обеспечивающий предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.

Государственные услуги выделены в самостоятельную управленческую категорию, и функция их предоставления закреплена в качестве важнейшей за органами государственной власти. Правительством Российской Федерации одобрены Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. и развитие системы государственных услуг на основе информационных технологий. Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» предусмотрены мероприятия по разработке и стандартизации административных электронных регламентов предоставления государственных услуг, развитию узлов подключения различных организаций к глобальным информационно-вычислительным сетям, образующим инфраструктуру «электронного правительства». В государственной программе развития сельского хозяйства существует целый раздел под названием «Оказание консультативной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям...».

Адекватные меры предпринимаются субъектами России и органами местного самоуправления.

Проблема доставки государственных услуг сельскому населению состоит в решении одного вопроса. Это - информационная оторванность сельского населения, сюда входит неинформированность населения о структуре предоставляемых услуг и сложность доставки населению персонифицированной услуги, обу-

словленная техническим состоянием сельской связи.

По нашему мнению, ответ на вопрос -как бороться с информационной оторванностью сельского населения, лежит в плоскости развития системы региональных и районных учебно-методических центров, оказания квалифицированных консультативных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению сельских территорий.

Пока что представляется существенной не столько проблема создания и развертывания системы, сколько проблема оборудования учебно-методических центров современными техническими средствами и обеспечения их высокоскоростными каналами связи, подключения к Интернету. Решение может быть найдено в совместном использовании учебнометодическими центрами и центрами СИР качественных высокоскоростных каналов связи. Такие решения в настоящее время прорабатываются Минсельхозом России совместно с Мининформсвязью России.

Учебно-методические центры должны быть оснащены специальным программным обеспечением и иметь возможность пользоваться системой научно-технической информации (СНТИ), входящей в АИС СГИО СХ.

Работы по СНТИ начаты Минсельхозом России в 2006 г.

Рядом институтов министерства и Рос-сельхозакадемии подготовлены для этой системы полноформатные электронные версии текстовых документов.

СНТИ АПК предназначена для:

- создания централизованного хранилища на основе полноформатных электронных версий текстов;

- обеспечения удаленного формирования полноформатных электронных версий текстовых документов исследовательскими институтами РАСХ и подведомственными организациями Минсельхоза России по сельскохозяйственной тематике;

- предоставления удаленного доступа к центральному хранилищу с обеспечением поиска и просмотра полнотекстовых документов с учетом тематических особенностей информации АПК, используемых классификаторов, справочников и словарей.

В 2006 г. в работах по тематике участвовало 10 институтов, а в 2007 - уже 60.

Итак, на основании работ, проводимых Минсельхозом России, должна быть создана информационная система, позволяющая получать достоверную информацию о текущей ситуации в сфере производства сельскохозяйственной продукции, повысить прозрачность аг-ропродовольственных рынков, создать условия для адресной поддержки сельхозпроизводителей, позволить принимать обоснованные управленческие решения.

Создание СГИО СХ приведет при ее полномасштабном развертывании к существенному повышению как конкурентоспособности нашего сельского хозяйства, так и уровня развития сельских территорий, уровня и качества жизни сельского населения.

В этой работе Минсельхоз России надеется на активное участие представителей сельскохозяйственной науки в решении научных и методологических проблем создания системы. Для нас представляется очень важным ваше участие в работах по созданию СГИО СХ.

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

В.Н. Темников, к.с.-х.н., дир. ГВЦ Минсельхоза России

Сельское хозяйство относится к числу важнейших отраслей экономики, имеющих приоритетное направление развития. Динамичное развитие аграрного производства требует создания высокоэффективной системы земледелия, внедрения современных технологий сбора и обработки информации, необходимой в процессе сельскохозяйственного производства для решения многочисленных задач планирования, прогноза, анализа, моделирования и др.

В настоящее время широко применяются космические информационные технологии, такие, как дистанционное зондирование, спутниковая навигация (системы ГЛОНАСС/вРБ). Они обеспечивают не только данными, необходимыми для оценки состояния сельхозугодий (выращиваемых культур, почв, тепловла-гообеспеченности и других показателей), но и

координатами местоположения обрабатывающих агрегатов и участков поля, нуждающихся в специальной обработке, что создает основы для применения методов прецезионного (точного) земледелия. Развитие сети Интернет предоставляет широчайшие возможности для передачи информации. Развернуты работы по оказанию на базе информационнотелекоммуникационных технологий информационных услуг сельхозпроизводителям и населению сельских местностей. Таким образом, сегодня имеются все необходимые предпосылки для внедрения самых передовых технологий в сельскохозяйственное производство и его информационное обеспечение.

Практически вся информация в сельском хозяйстве имеет пространственную привязку, поэтому географические информационные системы (ГИС) являются наиболее эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.