Научная статья на тему 'Результаты всероссийской сельскохозяйственной переписи и совершенствование аграрной и сельской политики'

Результаты всероссийской сельскохозяйственной переписи и совершенствование аграрной и сельской политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петриков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты всероссийской сельскохозяйственной переписи и совершенствование аграрной и сельской политики»

За годы экономических реформ сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности переориентированы на рыночные отношения. Органы государственного управления АПК России из командно-распорядительных превратились в органы индикативного планирования и регулирования рыночных отношений. В этих условиях всем сельскохозяйственным предприятиям и органам государственного управления АПК России для эффективной работы необходимы более оперативная, полная, достоверная и разнообразная информация об аграрном рынке, рыночная статистика и ценовой мониторинг.

Это, в первую очередь, данные о спросе и предложении на рынке, условиях поставок, расчетов и главное - о складывающейся при этом цене товаров.

Система информации о рынке АПК России (СИР АПК) должна обеспечить сбор, обработку, хранение и предоставление рыночной информации населению и субъектам агропро-довольственного рынка.

Сводные рыночные отчеты распространяются как на бумажных носителях, так и в электронном виде по e-mail. Отчеты размещаются на порталах Минсельхоза России, Центра рыночной информации. Там же размещаются аналитические материалы.

Анализ тенденций развития села, совершенствования его инфраструктуры, развития сельхозпроизводства показывает, что пока мы не в состоянии прогнозировать урожайность сельскохозяйственных культур с необходимой точностью, не владеем картографическим материалом гибели посевов, эрозии почв и засоленности земель, не можем обеспечить контроль за использованием земель сельхозназначения. Необходимы статистическая отчетность - результаты обработки материалов многолетних наблюдений

за изменениями факторов природной среды, мониторинг урожайности.

Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий (СДМЗ АПК) ориентирована на решение ряда специфических задач, таких, как мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий, контроль урожая с использованием данных дистанционного зондирования.

Система дает нам инструменты объективного контроля достоверности собираемой статистической отчетности. Средствами космического мониторинга решается проблема контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения и повышается достоверность прогнозов урожайности.

Еще раз заметим, что все подсистемы, входящие в ЕСИО АПК, функционально обеспечивают потребности Минсельхоза России в сборе и обработке оперативной информации и статистической информации, полученной в результате межведомственного взаимодействия.

Итак, на основании работ, проводимых Минсельхозом России, Росстатом и Роснедвижи-мостью, будет создана информационная система, позволяющая в штатном режиме обрабатывать оперативные данные, данные выборочных обследований, проводимых в межпереписной период. Система позволит получать достоверную информацию о текущей ситуации в сфере производства сельскохозяйственной продукции, повысить прозрачность агропродовольственных рынков. Развитие ЕСИО АПК создаст условия для адресной поддержки сельхозпроизводителей, позволит принимать обоснованные управленческие решения, обеспечивающие эффективное развитие АПК России.

Таким образом, федеральные информационные ресурсы, формируемые по итогам переписи, станут составной частью автоматизированной информационной системы Мин-сельхоза России.

РЕЗУЛЬТАТЫ всероссийской сельскохозяйственной переписи и

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АГРАРНОЙ И СЕЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ

А.В. Петриков, д.э.н., проф., акад. РАСХН, дир. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

1. ВИАПИ им. А.А. Никонова в течение 2002-2006 гг. по заданию Минсельхоза России и Росстата, выполнял работы по методологическому обеспечению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а теперь участвует в подведении и публикации ее итогов. В частности, институтом подготовлены:

- методология и организационные основы переписных работ в соответствии со стандартами ФАО ООН, в частности, обоснована необходимость включения в перепись четырех категорий сельскохозяйственных единиц - сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивиду-

альных предпринимателей, личных подсобных хозяйств и других индивидуальных хозяйств граждан, некоммерческих объединений (садоводческих, огороднических, дачных и пр.);

- проект Федерального закона «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»;

- проекты переписных листов для всех категорий хозяйств;

- программа публикации материалов переписи, включая перечень публикационных таблиц;

- предложения по совершенствованию статистического учета в сельском хозяйстве по

результатам переписи, включая организацию выборочных обследований.

Кроме того, проведена пилотная перепись в двух районах Московской и Белгородской областей.

Сотрудники института плодотворно работали в межведомственной методологической рабочей группе по организации и проведению ВСХП при Госкомстате России (создана в декабре 2003 г.).

2. Обобщенно говоря, Всероссийская сельскохозяйственная перепись преследовала двоякую цель (аграрнополитическую и статистическую):

- во-первых, получить новые (не содержащиеся в текущей статистике и ведомственной отчетности) данные об аграрном потенциале России и структуре сельского хозяйства;

- во-вторых, уточнить характеристику генеральной совокупности сельскохозяйственных производителей для совершенствования системы государственной и ведомственной статистики в отрасли.

Сегодня мы можем сказать, что эта цель достигнута. Средства налогоплательщиков потрачены недаром: получены обновленные

данные о сельскохозяйственных ресурсах страны как важнейшей части национального богатства, что повысит прозрачность и эффективность агропродовольственной политики, инвестиционную привлекательность отрасли, будет содействовать сельскому развитию и реформе местного самоуправления в деревне. Открываются новые возможности для улучшения статистических работ в отрасли, особенно по наблюдению за деятельностью малых форм хозяйствования.

Однако для того чтобы эти возможности совершенствования политики и текущей статистики стали реальностью, необходимо активное использование результатов переписи в работе НИИ, учебном процессе, информационно-консультационной деятельности. Непременным условием этого является авторизованный доступ к централизованной базе данных переписи для научных организаций РАН и РАСХН, сельскохозяйственных вузов (естественно, при сохранении конфиденциальности данных). Такого доступа нет к информационным ресурсам переписи населения. А он, безусловно, необходим для повышения эффективности использования собранной информации.

3. Какое конкретное влияние оказала и окажет перепись на аграрную политику?

3.1. Сам факт переписи подтвердил и укрепил сформировавшийся за последние годы в структурах власти взгляд на сельское хозяйство как приоритетную отрасль экономики, обладающую большим потенциалом развития. Предварительные итоги переписи использовались при обосновании приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственной программы «Развитие сельского хозяй-

ства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».

3.2. Благодаря переписи в дома миллионов сельских семей пришли представители государства. Заполнение переписных листов стало своеобразной социальной акцией, в результате которой повысился уровень доверия крестьян к власти.

3.3. Перепись выявила и позволила дать количественную оценку ряда острых проблем текущей аграрной и сельской политики.

3.3.1. Прежде всего, отчетливо проявилась разница между общей численностью объектов переписи и численностью тех из них, которые государство считает сельскохозяйственными производителями, деятельность которых оно целенаправленно регулирует и которым оно оказывает поддержку. Причем речь идет не только о гражданах, но и о юридических лицах. Например, перепись показала, что в стране 48 209 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций, в том числе 27 806 крупных и средних, а Минсельхоз России собирает отчетность только по 20 тыс. организаций. Около 4,3 млн га земель располагают подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций, также находящиеся вне поля внимания государства.

Формально считаются сельхозтоваропроизводителями 17,4 млн личных подсобных хозяйств, но 29,4% из них имеют земельные участки размером 10 и менее соток, 76,6% не содержат КРС, 82,7% - свиней.

Возникает необходимость разработки более четких критериев отнесения как организаций, так и хозяйств населения к сельскохозяйственным производителям.

Изучение зарубежного опыта в этой области показывает, во-первых, что критерии устанавливаются как в стоимостных (денежных) единицах, так и в натуральных показателях (например, в США это реализация продукции на сумму свыше 1 тыс. долл.; в Германии - не менее 2 га сельскохозяйственных угодий или 8 голов крупного рогатого скота, или 8 голов свиней, или 20 овец, или 200 кур-несушек, или 30 аров земли под фруктовыми посадками, или табаком, или овощами в открытом грунте, или цветами, или 3 ара под теплицами, или не менее 10 га леса).

Во-вторых, величина порогового значения изменяется со временем в сторону увеличения по мере укрупнения размеров сельскохозяйственных единиц. Например, в США, где перепись проводится с середины XIX в., пороговое значение пересматривалось восемь раз. В Германии ценз пересмотрен в 1998 г. и увеличен по площади сельскохозяйственных угодий с 1 до 2 га.

Принятие такого критерия необходимо и в России. Полагаю, что он должен быть установлен в натуральных единицах.

Кроме того, при отнесении организаций к категории сельхозпроизводителей целесообразно отменить условие, согласно которому в структуре их выручки сельскохозяйственная продукция должна составлять не менее 70%. В целях диверсификации сельской экономики этот порог следует понизить до 50%.

3.3.2. Перепись показала, что существенная, неоправданно высокая доля сельхозпроизводителей не вела аграрного производства в 2006 г.: 29,5% крупных и средних сель-хозорганизаций, 36,8% малых предприятий, 48,3% фермеров и даже 14,1% личных подсобных хозяйств. Это говорит о крайне неблагоприятных условиях развития сельскохозяйственного бизнеса независимо от его организационно-правовой формы. Вывод очевиден: необходимо существенное совершенствование аграрной политики государства и расширение доступа отечественных производителей к рынкам, а также создание благоприятных условий для перехода земли к эффективным пользователям. Это предполагает значительное снижение трансакционных издержек земельного оборота при одновременном ужесточении требований по целевому и экологически безопасному использованию сельскохозяйственных угодий, а также ограничению приобретения земли в одни руки (в современном законодательстве такие ограничения фактически отсутствуют).

3.3.3. Особенно ценны итоги переписи для выстраивания политики в отношении малых форм хозяйствования, и прежде всего в отношении ЛПХ и некоммерческих объединений граждан. До переписи у нас была информация по хозяйствам населения в целом, и только теперь мы располагаем данными по каждой их категории, что позволяет выработать дифференцированные меры политики.

В частности, данные переписи позволили оценить уровень товарности личных подсобных хозяйств: 14,7% владельцев хозяйств указали, что рассматривают его как дополнительный источник денежных средств, 0,7% - как основной источник; т.е. около 15% (2,3 млн) ЛПХ ориентированы на рынок, а значит, испытывают потребность в кредитах, других ресурсах, консультациях. Эту потребность следует учитывать при развитии системы сельскохозяйственного кредита, агролизинга, ИКС, сбытовой и обслуживающей кооперации. Например, в настоящее время производственным кредитом пользуются около 350 тыс. ЛПХ (в

том числе через систему РСХБ 241 тыс.), т.е. 15% потенциальных заемщиков.

Данные переписи подтвердили вывод о довольно существенном сходстве товарных ЛПХ и мелких крестьянских (фермерских) хозяйств, построенных на использовании преимущественно семейного труда. По характеру имущественных отношений и экономическому потенциалу это один и тот же тип организации производства, который регулируется сегодня разными законами, имеет разные права. Чтобы снять существующую сейчас неразбериху в статусе личных подсобных и фермерских хозяйств, в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» необходимо ввести понятие семейного фермерского хозяйства, учредителями которого могут являться только члены семьи. Одновременно следует ввести ограничения на численность наемных работников в таких хозяйствах и распространить на них налогообложение личных подсобных хозяйств.

Конечно, такое решение будет сопряжено с определенными налоговыми потерями, но зато раскрепостит крестьянскую инициативу, легализует предпринимательскую деятельность личных подворий, будет содействовать росту занятости и доходов сельского поселения.

Перепись зафиксировала 80,3 тыс. некоммерческих (садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных) объединений граждан. В то же время в стране около 152 тыс. сельских населенных пунктов, лишь вдвое больше, чем поселений садоводов и огородников. Между тем статус последних до сих пор остается неопределенным. В летние месяцы «дачники» создают дополнительную нагрузку на сельскую инфраструктуру, при этом не внося существенных платежей в ее поддержание. Все эти вопросы требуют соответствующего регулирования.

3.4. Большое значение имеют результаты переписи для разработки политики устойчивого развития сельских территорий, так как позволяют охарактеризовать сельское хозяйство сельских муниципальных образований -районов и поселений. Порайонные и поселенческие данные переписи следует активнее использовать для типологии сельских административных районов по уровню социальноэкономического развития, без чего невозможна эффективная сельская политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.