Научная статья на тему 'Формирование системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства - важное направление улучшения общихусловий функционирования отрасли'

Формирование системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства - важное направление улучшения общихусловий функционирования отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОНИТОРИНГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынник Е.

В статье рассмотрены значение, нормативно-правовая основа, компоненты и возможности системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, в том числе дана характеристика системы информации о рынке сельхозпродукции сырья и продовольствия, системы дистанционного мониторинга земель, предназначенной для общегосударственного оперативного космического мониторинга сельскохозяйственных ресурсов России на федеральном и региональном уровнях, автоматизированной информационной системы Минсельхоза России и информационно-телекоммуникационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства - важное направление улучшения общихусловий функционирования отрасли»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

ФОРМИРОВАНИЕ сИсТЕМы

государственного информационного обеспечения в сфере сельского

хозяйства - ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩИХ УсЛОВИЙ

функционирования отрасли

е. скрынник,

министр сельского хозяйства Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены значение, нормативно-правовая основа, компоненты и возможности системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, в том числе дана характеристика системы информации о рынке сельхозпродукции сырья и продовольствия, системы дистанционного мониторинга земель, предназначенной для общегосударственного оперативного космического мониторинга сельскохозяйственных ресурсов России на федеральном и региональном уровнях, автоматизированной информационной системы Минсельхоза России и информационно-телекоммуникационной системы. Предложены необходимые мероприятия по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства Российской Федерации.

Ключевые слова: система государственного информационного обеспечения, сельское хозяйство, мониторинг, федеральный и региональный уровни, информационная система, телекоммуникационные технологии.

В современных условиях задачи прогнозирования, планирования и управления сельским хозяйством не могут быть решены без оперативного информационного обеспечения. С одной стороны, традиционные схемы, основанные на предоставлении управленческой отчетности по схеме «снизу вверх», уже не обеспечивают возросших требований к оперативности и качеству информации. С другой стороны, недостаток в информации ощущается и на уровне региональных органов управления агропромышленным комплексом, конечных сельхозпроизводителей и потребителей.

Общая характеристика информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства дана в

ст. 17 Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [6]. В соответствии с указанным законом основой системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства является «информация о состоянии и тенденциях его развития, размещаемая в информационных системах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления».

В соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р, основной целью использования таких информационных технологий является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, с населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг [4].

В Концепции определяются следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере агропромышленного комплекса (АПК): повышение эффективности государственного регулирования производства, экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, совершенствование механизмов рыночных интервенций на основе создания системы мониторинга и анализа состояния АПК и агропродоволь-ственного рынка.

Достижение стратегических целей развития АПК без создания полноценной информационной системы становится маловероятным. Недостаточное ее развитие проявляется в крайне низком охвате сельскохозяйственных производителей этого вида услугами, в практическом отсутствии доступа к информационно-аналитическому ресурсу.

В связи с вышеизложенным в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы создается система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства Российской Федерации (СГИО СХ) [1]. Ее основными задачами являются формирование государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Минсельхоза России, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Система государственного информационного обеспечения сельского хозяйства позволит структурировать отрасль в едином информационном потоке и решит задачу по единому информационному обмену по вертикали и горизонтали на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также обеспечит информационную поддержку деятельности Минсельхоза России, Россельхозна-дзора, процессов управления отраслью и регулирования агропродовольственных рынков.

Нормативно-правовая основа, компоненты и возможности СГИО СХ. В целях создания системы

Рис. 1. Обобщенная структура системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в 2008 г. была проведена работа по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы.

Принято постановление Правительства РФ от 07.03. 2008 № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства», которым утверждено Положение о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, устанавливающее порядок ее создания и обеспечения функционирования [7].

Разработана и утверждена приказом Минсель-хоза России от 31.03.2008 № 183 целевая программа ведомства «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008—2010 годы)», а также другие нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию мероприятий по созданию этой системы [8].

С субъектами Российской Федерации заключены соглашения по реализации мероприятий Государственной программы в части исполнения целевой программы ведомства «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008—2010 годы)».

Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства включает в себя следующие основные компоненты (рис. 1): 1) СИР АПК — система информации о рынке сельхозпродукции сырья и продовольствия. Ее задача — обеспечение субъектов рынка и органов управления АПК информацией об объемах производства и реализации, спросе и предложениях, ценах и тенденциях цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

- 3

2) СДМЗ — система дистанционного мониторинга земель, предназначенная для общегосударственного оперативного космического мониторинга сельскохозяйственных ресурсов России на федеральном и региональном уровнях;

3) АИС М СХ — автоматизированная информаци -онная система Минсельхоза России. Ее задача— обеспечение деятельности Министерства в осуществлении функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК;

4) ИТС АПК — информационно-телекоммуникационная система, призванная обеспечить каналы связи для информационного взаимодействия.

Система государственного информационного обеспечения сельского хозяйства может предоставить Министерству сельского хозяйства РФ возможность выполнять задачи по мониторингу и анализу внутреннего и мирового рынка основных видов сельхозпродукции, контролю за эффективностью использования бюджетных средств, составлению прогнозов развития агропромышленного комплекса страны, регулированию АПК и принятия корректных управленческих решений (рис. 2).

Субъекты Российской Федерации получат следующие возможности:

• получение информации о потребности рынка в сельхозпродукции;

• осуществление оперативного мониторинга наличия ресурсов продукции на предприятиях субъекта;

Рис. 2. Информационные потоки СГИО СХ

• получение инструментов для прогнозирования и контроля за исполнением продовольственного баланса субъекта, мониторинга проектов и программ развития;

Сельхозтоваропроизводители и предприятия

АПК будут осуществлять:

• получение данных о конъюнктуре регионального, российского и международного рынков;

• получение агрометеорологических и фитоса-нитарных данных по региону;

• получение нормативно-правовой информации, данных о государственных и региональных программах и т. п.

Остановимся подробнее на некоторых компонентах СГИО СХ и раскроем их содержание.

Система информации о рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия (СИР АПК) представляет собой единый межрегиональный информационный ресурс (рис. 3). Министерство сельского хозяйства создает этот ресурс, обеспечивая его поддержку, развитие и нормативно-правовое обеспечение. Субъекты Российской Федерации, участвуя в наполнении базы данных, в свою очередь получают необходимую им информацию и услуги.

Таким образом, СИР АПК, с одной стороны, это инструмент сбора информации с региональных предприятий (субъекты организационно обеспечивают этот сбор), с другой стороны, это инструмент для анализа собранной информации, который может поддержать выполнение субъектами функций по контролю за АПК и управлению им.

Важным элементом СГИО СХ станет Система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (СДМЗ), которая ориентирована на решение ряда специфических задач, таких как мониторинг состояния сельскохозяйственных земель, контроль за урожаем с использованием данных дистанционного зондирования СДМЗ, получение информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения в режиме реального времени. Являясь важным элементом центра принятия решений, СДМЗ позволит принимать качественные управленческие решения в условиях дефицита времени.

Рис. 3. Система информации о рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия

Рис. 4. Система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственных угодий

Стоит особо подчеркнуть, что создаваемая система дистанционного мониторинга земель предполагает использование собственной спутниковой группировки «Космос-СХ», разрабатываемой отечественными производителями с использованием отечественных элементов и не имеющей в настоящий момент мировых аналогов.

Срок окупаемости проекта «Космос-СХ» за счет прекращения закупки зарубежных спутниковых данных составит 2,5 года, что при закладыва-

емом сроке эксплуатации приведет к существенной экономии бюджетных средств наряду с расширением спектра получаемой информации и организации непрерывного поступления спутниковых данных в СГИО СХ.

Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий ориентирована на решение ряда специфических задач, таких как мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий, контроль за урожаем с использованием данных дистанционного зондирования и др. (рис. 4).

Система дистанционного мониторинга земель дает возможность инструментального контроля за достоверностью собираемой статистической отчетности. Средствами космического мониторинга решается проблема мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения и повышается достоверность прогнозов урожайности.

В настоящее время внедряется метод прогнозирования урожайности на основе года-аналога. Составление прогноза начинается с определения года-аналога на основе индекса NDVI1. Го-

1 NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) — нормализованный относительный индекс растительности, обычно называемый вегетационным индексом. Простой количественный показатель количества фотосинтетически активной биомассы. Один из самых распространенных и используемых индексов для решения задач, использующих количественные оценки растительного покрова. NDVI широко применяется для того, чтобы количественно оценить состояние растительности. NDVI характеризует также плотность растительности, позволяет растениеводам оценить всхожесть и рост растений, продуктивность угодий.

дом-аналогом является тот год, динамика индекса NDVI по которому наиболее близка к динамике этого показателя в текущем году.

Важно определить соответствие прогнозов урожайности и статистических отчетных материалов. Для этого необходимо отсчитать прогноз на несколько лет назад и проверить статистическую достоверность прогнозов. Такая работа уже делается, и для регионального уровня наблюдается достаточно высокая степень совпадения прогнозов с отчетными данными. Эту работу необходимо детализировать на районном уровне.

Кроме отработки методики прогнозирования урожайности для перехода в штатный режим прогнозирования предусмотрено освоить еще целый ряд процедур, таких как, например, калибровка инструментов обработки космоснимков по структуре посевов на основе тестовых полигонов в различных агроклиматических условиях, и закончить оцифровку границ полей.

Применение СДМЗ АПК позволит оценивать точные размеры пахотных земель в зонах интенсивного и рискованного земледелия, в том числе площади земель, используемые под озимые и яровые посевы, продуктивность пахотных земель, отслеживать состояние биомассы, оценивать урожайность и определять видовой состав сельскохозяйственных культур, динамику сокращения сельхозугодий и вывода их из хозяйственного оборота, выявлять негативные почвенные процессы, распространение засух, опустынивания, обнаруживать признаки поражения культур и ареалы распространения вредителей, проводить мониторинг чрезвычайных ситуаций (пожаров, паводков, заморозков). Данные дистанционного зондирования сельхозугодий помогут проводить объективную оценку страховых случаев.

Дистанционное зондирование, обеспечивающее высокое разрешение по земной поверхности, открывает возможности для информационного обслуживания агропромышленных предприятий, использующих технологии прецизионного земледелия.

На начальном этапе эксплуатации при решении задач получения информации дистанционного зондирования СДМЗ АПК будет базироваться на существующей группировке иностранных и отечественных космических аппаратов дистанционного зондирования земли.

Существующие в настоящее время возможности позволяют решать задачи использования данных космического дистанционного зондирования земли для федерального, регионального и местного уровней АПК.

6 -

Система дистанционного мониторинга земель дает возможность инструментального контроля за достоверностью собираемой статистической отчетности. Средствами космического мониторинга решается проблема мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения и повышается достоверность прогнозов урожайности.

Автоматизированная информационная система Минсельхоза России (АИС МСХ) обеспечивает информационную поддержку деятельности Мин-сельхоза России, процессов управления отраслью, регулирования производства и агропродовольс-твенных рынков.

Функционально АИС МСХ предназначена для обеспечения руководства и специалистов Минсель-хоза России достоверными и оперативными данными о результатах оценки состояния и анализа ситуаций, информационной поддержки процессов принятия решений в интересах управлению отраслью.

Структура АИС МСХ содержит, в частности: общероссийские классификаторы, ведомственные словари, систему описания показателей социально-экономической информации (метаданные), рубрикаторы. В хранилищах информации аккумулируются: социально-экономическая и статистическая информация, результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи, цены на внутренних и внешних агропродовольственных рынках, картографическая информация, научно-техническая информация. Верхним слоем ядра являются порталы и web-сервисы.

Одним из наиболее важных вопросов является целостность и непротиворечивость данных, что определяет необходимость единого подхода к формированию и ведению системы нормативно-справочной информации (НСИ) и системы показателей АПК. Практической реализацией такого подхода является структура, объединяющая отраслевые классификаторы, статистические показатели, собранные Минсельхозом России, статистические показатели и классификаторы Росстата, общероссийские и международные классификаторы.

Важным для обеспечения методологической целостности СГИО СХ является наличие базы метаданных статистических показателей АПК, которая содержит описание экономических сущностей показателей и форматы конвертации данных из различных внешних источников информации в единое централизованное структурированное хранилище данных.

База метаданных является центральной интеграционной шиной всех информационных потоков СГИО СХ. С помощью базы метаданных должна

быть решена проблема понятности и доступности различных статистических и отчетных данных.

Автоматизированная информационная система Минсельхоза России должна обеспечить информационную поддержку деятельности Минсельхоза России в процессах управления и регулирования развитием АПК в целом, сельскохозяйственного производства и агропродовольственного рынка.

В целях объединения вышеуказанных систем создается и развивается Информационно-телекоммуникационная система (ИТС АПК), которая обеспечивает формирование единого информационного пространства, интеграцию распределенных баз данных и хранилищ данных на различных (федеральный, региональный, муниципальный) иерархических уровнях.

Создание интегрированной распределенной ИТС АПК направлено на информационно-техническую поддержку повышения эффективности производственной и экономической деятельности хозяйствующих субъектов АПК, принятия решений по государственному регулированию производства и реализации продукции.

Информационно-телекоммуникационная система, используя каналы и средства связи, должна обеспечить автоматизированный обмен данными по вертикали и горизонтали на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В состав системы входят средства гарантированной доставки отчетных данных, электронная подпись, средства видеоконференции, 1Р-телефония.

На региональном и муниципальном уровнях в системе будут функционировать средства сбора, обработки и хранения информации, средства поиска и публикации, средства загрузки данных, локальные и оперативные базы данных, порталы, прикладные программные комплексы.

Вся информация по подсистемам АИС МСХ, СИР, СДМЗ является основой как для работы департаментов Минсельхоза России, так и для принятия руководящих решений министерства в целом. Для этих целей предназначен Центр принятия решений Министерства сельского хозяйства (ситуационный центр). Он осуществляет следующие функции:

• анализ эффективности использования бюджетных средств, предоставления бюджетных средств сельхозтоваропроизводителям и применения особых налоговых режимов;

• оценка состояния сельскохозяйственного производства и рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

• анализ развития сельских территорий;

• обобщение информации о ходе сезонных работ;

• анализ чрезвычайных ситуаций;

• подготовка решений по регулированию рынков (таможенно-тарифное, нетарифное, антимонопольное регулирование, закупочные и товарные интервенции);

• анализ хода реализации и оценка предложений по корректировке Государственной программы развития сельского хозяйства, Национального доклада о ходе и результатах реализации Госпрограммы, федеральных целевых и ведомственных целевых программ;

• подготовка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов;

• анализ эффективности информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей и оказания им консультационной помощи.

В состав Центра принятия решений (ЦПР) также входит комплекс обработки сообщений СМИ и научной периодики по оценке состояния и тенденции развития АПК России, который предназначен для сбора, оперативного анализа сообщений СМИ и научной периодики в целях выявления проблемных ситуаций и предложений по развитию АПК.

Текущие мероприятия по созданию СГИО СХ. Основными работами, проводимыми на данном этапе, являются:

1) сбор первичной ценовой информации по четырем видам цен (производителей, приобретения, производства, потребления). Номенклатура наблюдаемых товаров охватывает более 190 позиций аграрной продукции и продовольствия, а также более 40 позиций по материально-техническим ресурсам и услугам для села;

2) подготовка и выпуск сводных рыночных отчетов по ценовой ситуации на агропродовольс-твенном рынке России с доставкой получателям информации и предоставлением доступа через web-ресурс министерства;

3) выпуск и доведение до потребителей еженедельных справок-отчетов по рынку топлива;

4) ведение баз данных по основным сегментам мирового агропродовольственного рынка.

5) подготовка и рассылка ежедневных информационных подборок по материалам СМИ, ведущих международных, зарубежных и российских информационно-аналитических агентств аграрного и смежных секторов экономики. Министерство сельского хозяйства РФ создает

СГИО СХ, обеспечивает его поддержку, развитие и нормативно-правовое обеспечение. В качестве организационной основы функционирования информационного ресурса Министерство обеспечивает деятельность ФГУ «Спеццентручет в АПК». Создаются

- 7

и оснащаются техническими средствами филиалы в субъектах Российской Федерации. Корреспонденты ФГУ «Спеццентручет в АПК» дистанционно опрашивают предприятия АПК и магазины розничной сети и предоставляют информацию о ценах и объемах основных видов продукции в регионах.

Субъекты Российской Федерации, участвуя в наполнении этого ресурса, в свою очередь получат необходимую информацию и услуги.

В настоящее время активно осуществляется расширение функциональных задач СИР АПК — это фактически радикальная модернизация системы. К концу 2010 г. будут разработаны и введены в эксплуатацию следующие подсистемы:

1) баланса спроса и предложения по стратегическим товарным группам (зерно, молоко, мясо, сахар) на федеральном уровне, включая экспорт и импорт;

2) баланса спроса и предложения по стратегическим товарным группам на региональном уровне, включая межрегиональную торговлю и ценовую конъюнктуру;

3) прогноза спроса и ценовых параметров по стратегическим товарным группам на российском и мировом рынках;

4) прогноза развития АПК Российской Федерации.

Также проводится работа по автоматизации контроля за эффективностью использования бюджетных средств с использованием разработанной методики на федеральном и региональном уровнях.

Основная цель модернизации — повышение оперативности, детальности, полноты и достоверности собираемой информации. Речь идет, фактически, о наиболее полном и всестороннем мониторинге АПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По завершении модернизации будет достигнут новый уровень информационной поддержки, а именно:

1) значительное повышение достоверности данных за счет сбора первичной информации непосредственно с предприятий в совокупности с контролем по сводным ежемесячным формам отчетности;

2) повышение оперативности данных — возможность отслеживать динамику изменений ежедневно, а не ежемесячно;

3) возможность детального анализа и прогнозирования рынка не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъектов. При этом результат анализа по субъектам будет основан непосредственно на оперативных данных, что минимизирует искажения и повысит точность прогнозов. Соответственно, возрастет и точность прогнозов по Российской Федерации в целом;

8 -

4) возможность проводить дополнительные аналитические исследования по всему рынку сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Выбранная организационная структура позволяет обеспечить унификацию и однородность функционирования СИР АПК, дает существенную экономию средств за счет масштабирования выбранных технологических решений с последующим тиражированием.

Для завершения и полнофункционального использования запланированных мероприятий необходимо продолжить финансирование создания СГИО СХ в объемах, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Работоспособность внедряемой системы будет зависеть от того, насколько эффективно будет выстроено взаимодействие между Министерством сельского хозяйства РФ, субъектами Российской Федерации и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Список литературы

1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

2. Национальный доклад «О ходе реализации в 2008 году Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». М., 2009.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

4. О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р.

5. О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям: постановление Правительства РФ от 25.12.2007 № 931.

6. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.

7. О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства: постановление Правительства РФ от 07.03.2008 № 157.

8. Целевая ведомственная программа «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)». М., Минсельхоз России, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.