вую очередь, в интересах системы национального счетоводства. Целесообразно было бы рассмотреть также вопрос об аналитической разработке этих массовых данных для изучения развития ЛПХ и сельских территорий. Заслуживают внимания также изучение и использование опыта земской и советской статистики динамического исследования сельского хозяйства в целях решения ставшей весьма актуальной проблемы устойчивого развития сельских территорий. Такое исследование было организовано в России после сельскохозяйственной переписи 1920 г., а также в 1927-1928 гг.
Материалы ВСХП-2006 создают основу для углубления макроэкономических оценок положения сельского хозяйства в экономике России, а также развития системы национального счетоводства. Одним из важных направлений здесь является построение счетов активов сельского хозяйства на федеральном и региональных уровнях. Анализ данных за период преобразований после 1990 г. показывает, что потери активов сельского хозяйства (обрабатываемых земель, поголовья животных, технических средств и др.) составляют не менее
1,5 трлн р. Потери и недобор доходов от неиспользования активов многократно превышают суммы государственной поддержки аграрного сектора. Используя данные переписи, аграрная экономическая наука должна доказать неоспоримые приоритеты развития аграрного сектора и сельских территорий наряду с другими национальными приоритетами, сохранения сельского образа жизни, показать необходимость совершенствования аграрной политики государства и усиления объективно необходимой государственной поддержки села, без развития которого Россия не имеет исторических перспектив. Назрела необходимость соз-
дания в системе МСХ РФ и РАСХН специального научного подразделения для исследования назревших макроэкономических вопросов и оценки положения аграрного сектора в экономике, что становится особенно важным для реализации федерального закона о развитии сельского хозяйства и приоритетных национальных проектов.
Источники
1. Зинченко, А.П., Петриков, А.В. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. и использование ее результатов в агроэкономиче-ских исследованиях.
2. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций. М.: Росстат, 20002005.
3. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. (предварительные итоги», Вып. 1. - Росстат, 2006, С.6-7.
4. Зинченко, А.П. Воспроизводство и социальноэкономические преобразования в сельском хозяйстве России / А.П. Зинченко // АПК: экономика и управление. - 2006.
5. Ленин, В. И. ПСС. - Т 24.
6. Волков, Е.З. Аграрно-экономическая статистика России / Е.З. Волков. - М.: Госиздат, 1922.
7. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1920 г. - М., 1922.
8. Велецкий, С.Н. Земская статистика / С.Н. Ве-лецкий. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых,1899.
9. Уколова, А.В. Статистическое исследование сельскохозяйственной деятельности домашних хозяйств / А.В. Уколова. - М.: МСХА, 2005.
10. Всемирная сельскохозяйственная перепись 2000 г. ФАО ООН.
11. Зинченко, А.П. Выборочное обследование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств / А.П. Зинченко // Вопросы статистики. - 1995. -№ 2.
ВСЕРОССИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ 2006 г. И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК
В.С. Езепчук, нач. отд. государственных информационных систем и мониторинга социально-экономических показателей Минсельхоза России
Основной задачей проведения Всероссийской переписи 2006 г. было получение полной и объективной информации по основным характеристикам сельского хозяйства России. Эта информация необходима для выработки эффективной аграрной политики, целенаправленной поддержки отечественного производителя и оказания действенной социальной помощи сельским жителям. В настоящее время формируется база данных итогов переписи. Эти данные будут использованы Минсельхо-зом России и ведущими аграрными институтами для анализа текущего состояния АПК и формирования прогноза его развития.
Обобщенно говоря, Всероссийская сельскохозяйственная перепись преследовала
двоякую цель (аграрно-политическую и статистическую):
во-первых, получить новые (не содержащиеся в текущей статистике и ведомственной отчетности) данные об аграрном потенциале России и структуре сельского хозяйства;
во-вторых, уточнить характеристику генеральной совокупности сельскохозяйственных производителей для совершенствования системы государственной и ведомственной статистики в отрасли.
В ходе проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи уточнены списки производителей сельскохозяйственной продукции и сформирована новая генеральная совокупность объектов для проведения выбо-
рочных статистических обследований сельскохозяйственных производителей, что уже само по себе является важным ее результатом.
Отмечу, что в настоящее время ведется работа над методикой актуализации генеральной совокупности сельскохозяйственных производителей для проведения выборочных статистических обследований в межпереписной период. Эту работу проводит межведомственная рабочая группа с участием Росстата, Мин-сельхоза России, Роснедвижимости, ведущих отраслевых научно-исследовательских институтов.
Какое конкретное влияние оказала и окажет перепись на аграрную политику?
Сам факт переписи подтвердил и укрепил сформировавшийся за последние годы в структурах власти взгляд на сельское хозяйство как приоритетную отрасль экономики, обладающую большим потенциалом развития. Предварительные итоги переписи использовались при обосновании приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».
Благодаря переписи в дома миллионов сельских семей пришли представители государства. Заполнение переписных листов стало своеобразной социальной акцией, в результате которой повысился уровень доверия крестьян к власти.
Перепись выявила и позволила дать количественную оценку ряда острых проблем текущей аграрной и сельской политики.
Остановлюсь на основных.
1.Прежде всего, отчетливо проявилась разница между общей численностью объектов переписи и численностью тех из них, которые государство считает сельскохозяйственными производителями, деятельность которых оно целенаправленно регулирует и которым оно оказывает поддержку. Причем речь идет не только о гражданах, но и о юридических лицах. Например, перепись показала, что в стране 48 209 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций, в том числе 27 806 крупных и средних, а Минсельхоз России собирает отчетность только по 20 тыс. организаций. Около 4,3 млн га земель располагают подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций, также находящиеся вне поля внимания государства.
2. Перепись показала, что существенная, неоправданно высокая доля сельхозпроизводителей не вела аграрного производства в 2006 г.
Это говорит о крайне неблагоприятных условиях развития сельскохозяйственного бизнеса независимо от его организационноправовой формы. Вывод очевиден: необходимо существенное совершенствование аграр-
ной политики государства и расширение доступа отечественных производителей к рынкам
3. Особенно ценны итоги переписи для выстраивания политики в отношении малых форм хозяйствования, и прежде всего в отношении ЛПХ и некоммерческих объединений граждан. До переписи у нас была информация по хозяйствам населения в целом, и только теперь мы располагаем данными по каждой их категории, что позволяет выработать дифференцированные меры политики.
В частности, данные переписи позволили оценить уровень товарности личных подсобных хозяйств: 14,7% владельцев хозяйств указали, что рассматривают его как дополнительный источник денежных средств, 0,7% - как основной источник; т.е. около 15% (2,3 млн) ЛПХ ориентированы на рынок, а значит, испытывают потребность в кредитах, других ресурсах, консультациях. Эту потребность следует учитывать при развитии системы сельскохозяйственного кредита, агролизинга, ИКС, сбытовой и обслуживающей кооперации. Например, в настоящее время производственным кредитом пользуются около 350 тыс. ЛПХ (в том числе через систему РСХБ 241 тыс.), т.е. 15% потенциальных заемщиков.
Перепись зафиксировала 80,3 тыс. некоммерческих (садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных) объединений граждан. В то же время в стране около 152 тыс. сельских населенных пунктов, лишь вдвое больше, чем поселений садоводов и огородников. Между тем статус последних до сих пор остается неопределенным. В летние месяцы «дачники» создают дополнительную нагрузку на сельскую инфраструктуру, при этом не внося существенных платежей в ее поддержание. Все эти вопросы требуют соответствующего регулирования.
4. Большое значение имеют результаты переписи для разработки политики устойчивого развития сельских территорий, так как позволяют охарактеризовать сельское хозяйство сельских муниципальных образований - районов и поселений. В частности, Минсельхоз России планирует использовать порайонные и поселенческие данные переписи для типологии сельских административных районов по уровню социально-экономического развития.
В настоящее время накоплен опыт положительного совместного взаимодействия Мин-сельхоза России и Росстата. Действует Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, большое внимание уделяющая вопросам межведомственного взаимодействия.
В практической плоскости межведомственного взаимодействия важным показателем стало то, что при подготовке и проведении Росстатом Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. были задействованы ор-
ганы управления АПК субъектов Российской Федерации, территориальные органы Федерального агентства кадастровой недвижимости.
В настоящее время на межведомственном уровне проводятся работы по обработке результатов данных переписи.
Для представления результатов переписи будет выпущен атлас России, в разрезе субъектов, административных районов и муниципальных образований Российской Федерации, включающий в себя тематические карты-схемы по параметрам проведенной переписи. Здесь предусмотрено и уже осуществляется широкое применение геоинформационных технологий.
На карт-схемах с итогами переписи должны быть размещены агрегированные данные итогов по землям сельскохозяйственного назначения, растениеводству, животноводству, например, для визуализации поголовья крупного рогатого скота по районам.
Сформированные картографические материалы в разрезе муниципальных образований позволят обеспечить полноту и наглядность информации природных и хозяйственных объектов на территории муниципального образования и повысить эффективность реализации уставных функций муниципальной администрации, включая функцию организации сбора статистических показателей.
В федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 гг.» предусмотрено продолжение сотрудничества Росстата и Минсельхоза России. В рамках этой программы проводится совместная работа по теме «Организация применения в статистической практике космического мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с учетом международной практики». В результате можно будет создать систему объективного контроля за сельскохозяйственными процессами, используя данные статистических наблюдений, инструментальных агрохимических измерений, метеорологических наблюдений за погодой и состоянием растительности и данные космического мониторинга. В конечном итоге можно будет создать практику применения космического мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и повысить достоверность прогноза урожая.
Во исполнение Федерального закона о развитии сельского хозяйства, принятого в конце 2006 г., была разработана Государственная программа развития сельского хозяйства. Эта программа была утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
Вся сельскохозяйственная информация будет аккумулирована в Единой системе информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК) в качестве государственных информационных ресурсов в соответствии с государственной программой. Создание ЕСИО АПК преследует две главные цели:
1) повышение конкурентоспособности АПК на основе предоставления электронных услуг товаропроизводителям и сельскому населению;
2) повышение эффективности управления агропромышленным сектором и оперативности регулирования агропродовольственного рынка на основе применения современных информационных технологий.
Есть смысл подробнее остановиться на отдельных системах ЕСИО, обеспечивающих информационную поддержку ресурсов, содержащих статистические данные.
Автоматизированная информационная система Минсельхоза России (АИС) обеспечивает информационную поддержку деятельности Минсельхоза России, Россельхознадзора, процессов управления отраслью, регулирования производства и агропродовольственных рынков.
Функционально АИС предназначена для обеспечения руководства и специалистов достоверными и оперативными данными о результатах оценки состояния и анализа ситуаций, информационной поддержки принятия решений в интересах управления отраслью.
АИС опирается на большое количество баз данных и хранилище данных.
Мы уже говорили о необходимости единого подхода к формированию и ведению системы нормативно-справочной информации
(НСИ) и показателей АПК.
Практической реализацией такого подхода является структура, объединяющая отраслевые классификаторы, статистические показатели, собранные Минсельхозом России, статистические показатели и классификаторы Росстата, общероссийские и международные классификаторы. Все это интегрировано в рамках отраслевой системы «АГРОСИС».
В настоящее время проводится работа для ведения всей нормативно-справочной информации АПК по этому же принципу. Цель работы - методологическая целостность ЕСИО. Для этого обеспечивается ведение классификаторов и доступ к ним средствами Интернета, создается база метаданных статистических показателей АПК.
База метаданных должна обслуживать отрасль, отслеживая и фиксируя все изменения показателей. В конечном итоге должна быть решена проблема понятности и доступности статистических и отчетных данных. Результаты этой работы будут публиковаться на сайте и станут доступны всем заинтересованным лицам.
Должна быть разработана система обмена информацией с регионами, т.е. разработаны регламенты и процедуры ведения НСИ.
Кроме того, использование базы метаданных позволит реализовать эффективный обмен статистическими данными Минсельхоза России и Росстата.
За годы экономических реформ сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности переориентированы на рыночные отношения. Органы государственного управления АПК России из командно-распорядительных превратились в органы индикативного планирования и регулирования рыночных отношений. В этих условиях всем сельскохозяйственным предприятиям и органам государственного управления АПК России для эффективной работы необходимы более оперативная, полная, достоверная и разнообразная информация об аграрном рынке, рыночная статистика и ценовой мониторинг.
Это, в первую очередь, данные о спросе и предложении на рынке, условиях поставок, расчетов и главное - о складывающейся при этом цене товаров.
Система информации о рынке АПК России (СИР АПК) должна обеспечить сбор, обработку, хранение и предоставление рыночной информации населению и субъектам агропро-довольственного рынка.
Сводные рыночные отчеты распространяются как на бумажных носителях, так и в электронном виде по e-mail. Отчеты размещаются на порталах Минсельхоза России, Центра рыночной информации. Там же размещаются аналитические материалы.
Анализ тенденций развития села, совершенствования его инфраструктуры, развития сельхозпроизводства показывает, что пока мы не в состоянии прогнозировать урожайность сельскохозяйственных культур с необходимой точностью, не владеем картографическим материалом гибели посевов, эрозии почв и засоленности земель, не можем обеспечить контроль за использованием земель сельхозназначения. Необходимы статистическая отчетность - результаты обработки материалов многолетних наблюдений
за изменениями факторов природной среды, мониторинг урожайности.
Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий (СДМЗ АПК) ориентирована на решение ряда специфических задач, таких, как мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий, контроль урожая с использованием данных дистанционного зондирования.
Система дает нам инструменты объективного контроля достоверности собираемой статистической отчетности. Средствами космического мониторинга решается проблема контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения и повышается достоверность прогнозов урожайности.
Еще раз заметим, что все подсистемы, входящие в ЕСИО АПК, функционально обеспечивают потребности Минсельхоза России в сборе и обработке оперативной информации и статистической информации, полученной в результате межведомственного взаимодействия.
Итак, на основании работ, проводимых Минсельхозом России, Росстатом и Роснедвижи-мостью, будет создана информационная система, позволяющая в штатном режиме обрабатывать оперативные данные, данные выборочных обследований, проводимых в межпереписной период. Система позволит получать достоверную информацию о текущей ситуации в сфере производства сельскохозяйственной продукции, повысить прозрачность агропродовольственных рынков. Развитие ЕСИО АПК создаст условия для адресной поддержки сельхозпроизводителей, позволит принимать обоснованные управленческие решения, обеспечивающие эффективное развитие АПК России.
Таким образом, федеральные информационные ресурсы, формируемые по итогам переписи, станут составной частью автоматизированной информационной системы Мин-сельхоза России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АГРАРНОЙ И СЕЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ
А.В. Петриков, д.э.н., проф., акад. РАСХН, дир. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
1. ВИАПИ им. А.А. Никонова в течение 2002-2006 гг. по заданию Минсельхоза России и Росстата, выполнял работы по методологическому обеспечению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а теперь участвует в подведении и публикации ее итогов. В частности, институтом подготовлены:
- методология и организационные основы переписных работ в соответствии со стандартами ФАО ООН, в частности, обоснована необходимость включения в перепись четырех категорий сельскохозяйственных единиц - сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивиду-
альных предпринимателей, личных подсобных хозяйств и других индивидуальных хозяйств граждан, некоммерческих объединений (садоводческих, огороднических, дачных и пр.);
- проект Федерального закона «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»;
- проекты переписных листов для всех категорий хозяйств;
- программа публикации материалов переписи, включая перечень публикационных таблиц;
- предложения по совершенствованию статистического учета в сельском хозяйстве по