Политология
УДК 332.14 (517.54/55)
Жбанова Елена Анатольевна Elena Zhbanova
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
REGIONAL INFORMATION POLICY OF ZABAIKAL REGION
Исследовано состояние региональной информационной политики Забайкальского края, представлен анализ наиболее значимых нормативно-правовых актов по развитию информатизации региона, выделены их проблемные зоны, проведен сравнительный анализ уровня информационной открытости официальных порталов трех регионов Сибирского федерального округа, представлены результаты контент-анализа по исследуемой проблеме
Ключевые слова: информация, информационные технологии, региональная информационная политика, официальный портал, анализ документов, региональное развитие
The author investigates the state of regional information policy of Zabaikal region, rep-resenting the analysis of the most significant normative — lawful reports information technology’s development of region. In the article problematic zones are marked, the comparative analysis of information level openness of three Siberian federal regions’ official portals and the results of documents analysis of the problem are being represented
Key words: information, information technology, regional information policy, official portals, analysis of the documents, regional developmentt
Информация — важнейший объект деятельности отдельных организаций, фирм, вузов, органов государственной власти и местного самоуправления, физических лиц, являющихся пользователями и производителями разнородной информации. Сохранение, рациональное использование и развитие последней является важной задачей для государства.
В то же время огромные объемы накопительной информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим критериям характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создает существенные трудности ее эффективного использования [12].
Осознание этого, а также качественные изменения в области развития современных информационных технологий и
средств передачи данных привели к необходимости поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей, что является, с одной стороны, одним из важнейших способов реализации информационных потребностей населения и, с другой стороны, базовым элементом реализации региональной политики информатизации.
Региональная политика информатизации представляет собой совокупность основных целей деятельности органов государственной власти субъекта РФ по развитию информационных ресурсов, инфоком-муникационной среды, информационных систем и технологий, совершенствованию системы информирования населения в регионе. Под системой информирования населения понимается комплекс средств
создания, распространения, хранения, поиска и использования информационных продуктов и услуг во всех сферах жизнедеятельности [8].
Региональная политика информатизации предполагает участие в управлении регионом большого количества его жителей, и в этом огромную роль играют информационные ресурсы — связь, библиотеки, электронные и печатные СМИ, информационные технологии и системы телекоммуникационной среды. Политика информатизации является важной составной частью развития региона и охватывает все сферы жизнедеятельности его сообщества. Ее долгосрочной стратегической целью является построение социально ориентированного регионального информационного общества и вхождение его в российское и мировое информационное пространство. Основными задачами политики информатизации являются обеспечение жителей региона общественно значимой информацией; развитие информационных, телекоммуникационных технологий, эффективное формирование и использование информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним; создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества; модернизация информационной инфраструктуры; персональная компьютеризация и информатизация в семьях, в органах государственной власти субъекта РФ, органах местного самоуправления, в организациях и общественных объединениях и многое другое [6].
Информатизация Забайкальского края осуществляется по следующим основным направлениям:
1) создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти Забайкальского края и местного самоуправления муниципальных образований, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры Забайкальского края (далее — электронное правительство края);
2) интеграция информационно-техно-
логической инфраструктуры Забайкальского края с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;
3) совершенствование нормативной правовой базы, разработку стандартов, внедрение типовых решений в сфере информатизации Забайкальского края, разработку программ и проектов информатизации Забайкальского края, формирование соответствующих органов управления информатизацией Забайкальского края, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинанси-рования программ и проектов информатизации Забайкальского края [1 ].
Важнейшим условием развития информатизации Забайкальского края является наличие нормативной правовой базы в сфере информационных технологий, обеспечивающей эффективное функционирование органов государственной власти Забайкальского края.
К наиболее значимым правовым актам на уровне Забайкальского края относятся:
1) Концепция информатизации Забайкальского края, одобренная Правительством Забайкальского края от 25 ноября 2008 г. № 119-р;
2) Закон Забайкальского края «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Забайкальского края», принят Законодательным Собранием Забайкальского края 18 декабря 2009 г;
3) Краевая долгосрочная целевая программа «Электронное Забайкалье (2010— 2014 гг.)», принятая постановлением Правительством Забайкальского края от 13 ноября 2009 г. № 418.
Концепция информатизации Забайкальского края направлена на реализацию государственной политики в сфере информатизации Забайкальского края в соответствии с задачами социально-экономического развития. В концепции определены основные цели, задачи информатизации Забайкальского края и способы их решения. Также указаны ключевые задачи государственного регулирования в сфере применения информационных технологий на территории Забайкальского края [1].
Концепция информатизации Забайкальского края является основой для программ и проектов, направленных на достижение целей и решение задач информационной политики региона, обеспечивающих воплощение в жизнь ее основных положений.
Закон Забайкальского края «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Забайкальского края» распространяется на отношения, возникающие в процессе доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания Забайкальского края, Губернатора Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, иных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, размещенной в информационнотелекоммуникационной сети Интернет и на информационных стендах [3].
В законе прописывается, что официальный портал Забайкальского края
— это государственная информационная система, объединяющая в своем составе официальные сайты государственных органов Забайкальского края, органов местного самоуправления. Информация о деятельности государственных органов Забайкальского края представляется в виде электронных документов путем размещения в сети Интернет, а также в виде документированной информации путем размещения на информационных стендах, находящихся, как правило, в местах пребывания данных органов, а также в иных общедоступных местах.
Закрепление принципа открытости информации о деятельности органов власти дает гражданам доступ к информации государственных служб по запросу, причем без необходимости доказывать, что эта информация им требуется для реализации своих прав [14]. Исключение составляют узкие категории
конфиденциальной информации: государственная, служебная тайна, персональные данные граждан. В этой части еще не все вопросы урегулированы, и при применении данного закона могут возникать сложные ситуации.
По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию. В настоящее время Правительством РФ активно внедряется проект электронных государственных услуг, официальные сайты государственных органов становятся одним из основных источников информации. Следовательно, сравни -тельный анализ их информационного содержания приобретает важное значение [9].
Нами проведен сравнительный анализ уровня информационной открытости Интернет-представительств трех регионов Сибирского федерального округа: Красноярского края, Забайкальского края и Алтайского края в виде таблицы с критериями открытости. За основу данного анализа взята методика исследования А.В. Берестовского [5].
На основе проведенного анализа следует сделать вывод, что существующий официальный портал органов власти Забайкальского края в полной мере не отвечает требованиям открытости, прозрачности, интерактивности. Вместе с тем, в сравнении с другими регионами Сибирского Федерального округа портал органов Забайкальского края отстает не на много позиций, а по некоторым выделенным критериям опережает портал органов власти Красноярского края и официальный сайт Алтайского края.
Сравнение официальных сайтов Красноярского края, Забайкальского края и Алтайского края по критериям информационной открытости органов власти
(по состоянию на июль 2010 г.)
Официальный сайт региона
Критерии Красноярский край Забайкальский край Алтайский край
krskstate.ru e-zab.ru altairegion22.ru
Обеспечение непосредственного доступа граждан к документам и материалам органов государственной власти и местного самоуправления Обеспечен полно. Существует страница поиска в «Базе законодательных актов» с возможностью поиска по реквизитам, дате, тематике органу принявшему документ. Дана ссылка на журнал «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», где публикуются тексты законов края и иных актов, принятых органами государственной власти края Соответствующий раздел на сайте присутствует, но заполнен лишь частично, либо информация находится в составе другого раздела , что затрудняет ее поиск). Существует ссылка «Библиотека документов», где представлены только основные законодательные акты (например, не заполнен раздел: нормативные документы Читинской области, нормативные документы по информатизации), поиск документов, возможен по наименованию, органу принявшему документ, по дате Обеспечен полно. Исчерпывающе представлен перечень законодательных актов. Существует система поиска документов по типу, номеру, дате подписания, по ключевым словам, возможна сортировка документов, кроме того есть ссылка «Пресса», где представлены публикации Федеральных и региональных СМИ об Алтайском крае и еженедельные обзоры ключевых событий
Обеспечение доступа к заседаниям органов власти с предварительным уведомлением общественности о проведении заседаний, мерах по организации посещения, порядке ведения протоколов заседаний Реализован частично. Ссылка «Анонс событий информирует о запланированных мероприятиях» Реализован полностью. Доступна ссылка «Планирование работ» где можно ознакомиться с датой временем и местом проведения заседания, протоколы заседаний не доступны На сайте не реализовано. Доступен «Календарь событий» с возможностью поиска
Предоставление информации заинтересованным лицам на основании их запроса Любой гражданин имеет возможность сделать электронный запрос, который будет рассмотрен в соответствии с законодательством об обращении граждан Любой гражданин имеет возможность сделать электронный запрос, который будет рассмотрен в соответствии с законодательством об обращении граждан Любой гражданин имеет возможность сделать электронный запрос, который будет рассмотрен в соответствии с законодательством об обращении граждан
Удобство пользования сайтом Количество рубрик и информационных ссылок позволяет находить всю интересующую информацию Навигация и оформление выполнены на приемлемом уровне, однако информационное наполнение могло быть лучше Сайт компактен в оформлении, информационное наполнение исчерпывающее
Данный вывод подтверждают исследования Института развития свободы информации, проведенные в 2009 г. По данным рейтинга информационной открытости сайтов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Правительство Красноярского края занимает 9-е место со степенью открытости 48,62 %, Администрация Алтайского края — 18-е место со степенью открытости 42,30 %,
Администрация Забайкальского края — 66-е место со степенью открытости 22,40 %. Однако с учетом рейтинга информационной открытости сайтов государственных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации ситуация меняется в пользу Забайкальского края. Так, согласно данным указанного рейтинга, Дума Забайкальского края занимает 39-е место со степенью открытости 44,66 %, Законодатель-
ное собрание Красноярского края — 47 место со степенью открытости 40,31 %, Краевое Законодательное Собрание Алтайского края — 58-е место со степенью открытости 36, 37 % [13].
Интерес представляет анализ Краевой долгосрочной целевой программы «Электронное Забайкалье (2010-2014 гг.)», принятой постановлением Правительством Забайкальского края от 13 ноября 2009 г. № 418.
Настоящая программа является логическим продолжением реализуемых ранее на территории Читинской области областных целевых программ «Электронное За-
2004 2005 2006 2007 2008 2009 Итого
байкалье (2004-2008 гг.)» и «Электронное Забайкалье (2007-2010 гг.). Целью программы является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Забайкальского края, развитие экономической, социальнополитической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ). На рис. 1 представлено соотношение финансирования Программы по годам.
|—| Заложено в программе |~| Профинансировано
Рис. 1. финансирование региональной информатизации по годам
Как видим, с момента начала реализации областных целевых программ их финансирование составило 11960, 0 тыс. руб. из запланированных 274323,16 тыс. руб., что составляет 4,36 %. Это отрицательно сказывается на состоянии развития информационного общества в Забайкальском крае.
В соответствии с рейтингом готовности регионов к информационному обществу в 2007—2008 гг., определяемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, первое и второе места
занимают Москва и Санкт-Петербург. По Сибирскому федеральному округу лидируют Томская, Новосибирская области. Забайкальский край занимает 74-е место по стране и 10-е по Сибирскому федеральному округу, незначительно опережая республики Алтай и Тыва [2].
Программа предусматривает реализацию нескольких основных направлений, в рамках каждого из которых обеспечивается выполнение комплекса взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач: формирование элект-
ронного правительства в Забайкальском крае; использование ИКТ для социальноэкономического развития Забайкальского края; развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Забайкальского края; создание условий для развития конкурентоспособного сектора ИКТ в Забайкальском крае; подготовка населения и профессиональных групп в Забайкальском крае к использованию ИКТ; управление реализацией программы.
Достижение максимального эффекта при реализации программы осуществляется за счет наличия системы управления информатизацией Забайкальского края, включающей:
— Совет информатизации Забайкальского края, образуемый в установленном порядке Правительством Забайкальского края и состоящий из руководителей исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, выполняет анализ уровня, основных направлений, темпов развития региональной информатизации;
— Экспертный совет, для эффективного управления программой подготавливающий рекомендации по вопросам приоритетности и финансирования программных мероприятий, согласования интересов всех участников реализации программы и потребителей ее результатов;
— Уполномоченный орган исполнительной власти Забайкальского края, осуществляющий управление во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи и защиты информации на территории Забайкальского края;
— Информационный центр, осуществляющий функции по сбору, анализу и представлению информации руководству Забайкальского края, решающий задачи функционирования подсистем электрон -ного правительства и реализации проектов региональной информатизации.
— Органы государственной власти Забайкальского края, в том числе входящие в
их состав структурные подразделения или штатные специалисты, отвечающие за администрирование средств вычислительной техники и защиту информации.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития информационного общества, и Департамент информатизации и связи.
Такая структура, на наш взгляд, является оптимальной для решения поставленных целей и задач. Однако, по мнению специалистов, необходимо внедрить Ситуационный центр Губернатора Забайкальского края в целях совершенствования информационной поддержки принятия управленческих решений на основе интеграции, регулярного, бесперебойного представ -ления и анализа достоверной и актуальной информации о социально-экономической и общественно-политической ситуации в Забайкальском крае [4].
Также необходимо закончить работы по внедрению подсистем Забайкальского информационного центра, таких как подсистема удостоверяющего центра - программно-аппаратный комплекс, позволяющий обеспечить целостность, конфиденциальность и подлинность информации в рамках инфраструктуры открытых ключей; центр обработки данных - центр, осуществляющий сбор, преобразование, обработку электронных ресурсов всех подсистем электронного правительства, что поможет достичь максимальный эффект в сфере информатизации региона.
Таким образом, формируется система управления сферой информатизации, которая позволит быть максимально приближенной к основным проблемам и задачам, указанным в программе, обеспечит необходимую централизацию и уровень ответственности участвующих органов власти [10].
При анализе региональной информационной политики выявлено лишь небольшое количество информации о самом процессе информатизации органов управления в средствах массовой информации Забайкальского края. Нами проведен контент -
анализ ежедневной общественно-политической газеты «Забайкальский рабочий» (рис. 2), официального специализированного еженедельника Администрации Забайкальского края «Азия-Экспресс» (рис.
3), который показал, что данные источники информации уделяют мало внимания теме развития информатизации региона, которая с каждым днем становится более актуальной для социально-политического развития Забайкальского края. Особенно это касается газеты «Забайкальский рабо-
чий», хотя, по нашему мнению, данная газета пользуется большой популярностью у населения.
Несколько лучше складывается ситуация по результатам анализа газеты «Азия Экспресс», особенно резко возросло число сообщений в период с 2006-2007 гг. Скорее всего это связанно с принятием программы «Электронное Забайкалье (2007-2010 гг.)» и популяризацией информационных технологий в органах государственной власти Забайкальского края.
Рис. 2. График по результатам проведения контент-анализа газеты «Забайкальский рабочий»
Рис. 3. График по результатам проведения контент-анализа газеты «Азия-Экспресс»
За единицы анализа мы выбрали та- гии, Интернет-технологии, информа-кие словосочетания, как информационные ционные системы, электронное прави-технологии, компьютерные техноло- тельство, «Электронное Забайкалье»,
информатизация, информационное общество. В статьях данных информационных источников подобные словосочетания встречаются крайне редко. Информация носит поверхностный характер, что затрудняет понимание полной картины процессов информатизации в Забайкальском крае. Если рассматривать количество сообщений по годам, можно отметить усиливающуюся тенденцию (рис. 2 и 3). Однако в нашем случае этого недостаточно, поскольку стратегическим фактором, влияющим на эффективность реализации информационной политики региона, является поддержка этой политики горожанами [15]. Без заинтересованности широких слоев населения региона в ее осуществлении и без общественной поддержки информационной политики региона эта политика будет неэффективной.
Высокообразованные и социально активные группы населения мало нуждаются в пропаганде современных возможностей, так как в большинстве своем они относятся к числу активных пользователей ИКТ. Задача региональных властей — разъяснять возможности ИКТ и преимущества жизни и работы в информационном обществе людям со средними и низкими доходами, которые составляют значительную часть населения региона, которые ежедневно читают газеты, смотрят телевизор.
Подводя итог, можно выделить следующие моменты, которые характеризуют состояние региональной информатизации Забайкальского края.
1) формируется система управления региональной информатизации;
2) создана инфраструктура межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края;
3) создана инфраструктура доступа к информации о деятельности государственных органов Забайкальского края;
4) нормативно-правовая база по внедрению информационных технологий в органы государственной власти Забайкальского края не совершенна.
Однако Правительством Забайкальского края ведется постоянная работа, которая в итоге должна привести к созданию комплексной информационной системы Забайкальского края, представляющей собой совокупность государственных информационных систем, муниципальных информационных систем органов местного самоуправления Забайкальского края, объединенных в едином информационном пространстве Забайкальского края.
В современных условиях наиболее эффективным способом реализации региональной информационной политики является программно-целевое управление процессами, проходящими в информационной сфере региона. Программы и проекты, направленные на достижение целей и решение задач информационной политики региона, должны быть основаны на принятой в регионе концепции информационной политики и обеспечивать воплощение в жизнь ее основных положений [11].
Успешное осуществление региональной информационной политики требует проведения регулярного мониторинга и прогнозирования результатов и социально-экономических последствий реализации этой политики. Любая социально-техническая инновация вызывает целый ряд побочных и незапланированных социальных, экономических и психологических эффектов. Они могут быть не только позитивными, но и негативными. Постоянное отслеживание таких эффектов, прогнозирование социальных и экономических проблем, возникающих в процессе и в результате реализации информационной политики региона, позволят своевременно принять соответствующие решения и минимизировать негативные последствия проводимой политики.
Региональная информационная политика играет все возрастающую роль в социальной и экономической жизни региона. Она является неотъемлемой составной частью политики развития региона. Ее влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов регионального развития.
Литература
1. Концепция информатизации Забайкальского края: одобренная Правительством Забайкальского края от 25 ноября 2008 года № 119-р [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.e-zab.ru/files/bc3f654042a7b82.doc (Дата обращения: 20.09.2010).
2. Краевая долгосрочная целевая программа «Электронное Забайкалье (2010-2014 гг.)»: принятая постановлением Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2009 года № 418 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dis. e-zab. ru/information/?mid=5450&id=5813 (Дата обращения: 14.07.2010).
3. Забайкальский край. Закон. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Забайкальского края: принят Законодательным собранием Забайкальского края от 18.12.2009 №311-ЗЗК [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dis.e-zab.ru/ information/?mid=5450&id=5813 (Дата обращения: 14.07.2010).
4. Алексеев В. «Забайкальский край — на пути перехода к информационному обществу»: [беседа с начальником Департамента информатизации и связи Алексеевым В.П.] / записала Е. Маслова // Азия-Экспресс. — 2010. — 2 сент.(№ 62). — С. 8.
5. Берестовский А.В. Информационно-коммуникационные технологии взаимодействия исполнительной власти РФ и общества: дис. ...канд. полит. наук: 23.00.02: защищена 20.01.2009.
- М., 2009. - 145 с.
6. Емельянов С.В., Олейник А.Г. Информационные технологии регионального управления: монография. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — 400 с.
7. Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика. — СПб.: Питер, 2008. — 248 с.
8. Михеев Ю.И. Некоторые аспекты региональной информатизации // Вестник Омского университета. Журнал. — 2008 [Электронный ресурс]: http://library.omsu.ru/?id=6.— Загл. с экрана. — (Дата обращения: 12.07.2009).
9. Поляк Ю.Е. От безбумажной информатики — к электронному государству / Науч.-прак. журнал «Информационные ресурсы России». — 2010. — № 2. — С. 13-25.
10. Поляков А.А. Информационные системы в управлении // Вестн. моск. ун-та, 2006. — № 3. — С. 21-39.
11. Пономарев Н.Ф. Информационная политика органов власти: теории, технологии, планирование: монография. — Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. — 329 с.
12. Тихонова С.В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть // Полис. — 2007. — № 3. — С. 53-65.
13. Рейтинг информационной открытости государственных органов власти России в 2009 году [Электронный ресурс] / Гуманитарное развитие в России и за рубежом экспертно-аналитический портал ttp://gtmarket.ru/news/state/2010/02/19/2524. — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 15.05.2010).
14. Руденко В.Н. Новые Афины, или Электронная республика (О перспективах развития прямой демократии в современном обществе) // Полис, 2009. — № 4. — С. 7-17.
15. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. О концептуальных основа региональной информационной политики // X Всерос. объединенная конф. «Интернет и современное общество». — СПб., 2007. http://www.ict.edu.ru/vconf/files/7801.pdf. — (Дата обращения: 14.10.2009).
Коротко об авторе______________________________________________ Briefly about the author
Жбанова Е.А., аспирантка, Читинский государс- E. Zhbanova, Post-graduate student, Chita State
твенный университет (ЧитГУ) University
Научные интересы: информационные техноло- Scientific interests: information technologies in poli-гии в политике и органах государственной власти, tics and governmental bodies, po-litical and informa-политология, информационное пространство регио- tional space of the region, information society на, информационное общество_______________________________________________________________