Научная статья на тему 'Конкурентоспособность предприятий: Чеченская Республика'

Конкурентоспособность предприятий: Чеченская Республика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / СОСТОЯНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПОВЫШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилова З.Р., Хатуиева Х.И.

В данной статье дано определение понятию «конкурентоспособность», определены факторы, которые оказывают влияние на состояние конкурентоспособности предприятия, а также определены требования к установлению конкурентоспособности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность предприятий: Чеченская Республика»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 339.137

З.Р. Исраилова,

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»;

Х.И. Хатуиева,

студентка 4 курса института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация

В данной статье дано определение понятию «конкурентоспособность», определены факторы, которые оказывают влияние на состояние конкурентоспособности предприятия, а также определены требования к установлению конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова

Понятие, конкурентоспособность, предприятия, состояние, показатели, повышение, эффективность.

З.Р. Исраилова,

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»;

H. I. Hatuieva,

студентка 4 курса института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES: CHECHEN REPUBLIC

Abstract

This article defines the concept of "competitiveness", the factors identified that have an impact on the competitiveness of the enterprise, as well as defines the requirements to establish the competitiveness of enterprises.

Keywords

Concept, competitiveness, enterprise, state indicators, improving efficiency.

Конкурентоспособность предприятия - это относительный показатель удовлетворенности потребителей продукцией, предоставляемой на рынок данным предприятием; это своего рода отличительный знак доверия потребителей именно этой организации. Она предполагает наличие желания покупателей приобретать повторно товар, отсутствие претензий различных сообществ, отдельных и юридических лиц к выпускаемой продукции [1, с. 123]

С развитием рыночной экономики в России в целом, в Чеченскую Республику проникают с каждым годом все новые и новые отрасли деятельности. Местные предприниматели вводят новшества в республику, тем самым спрос на ввозимые инновационные товары повышается. При возникновении определенного числа предприятий по производству нового товара, вскоре появляются еще большее количество организаций. И в этом соперничестве нелегко устоять. Конкуренция достигает пика, и слабые звенья отпадают, в последующем оставшиеся на рыночной арене предприятия занимаются рекламой своего товара, стараясь подчеркнуть его оригинальность, особенность по отношению к аналогичным.

В условиях сильной конкуренции предприниматель обязан ознакомиться с рыночным положением, адекватно оценить перспективы своего предприятия, принять важные управленческие решения, выявить стратегию действий. Необходимо знать не только размеры и количество сегментов на рынке, но и изменения,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

происходящие с каждым разом.

Создание специальных условий для притока инвестиций и увеличение показателя инвестиционной привлекательности республики является фактором повышения конкурентоспособности региона в целом.

По данным Чеченстата, общий объем инвестиций в основной капитал за 1-е полугодие 2014 года составил 10037,9 млн. руб., что составляет 173,7% показателя за аналогичный период прошлого года. [2, с.151]

Эти показатели говорят о повышении конкурентоспособности предприятий в Чеченской Республике. Именно имеющийся потенциал устанавливает привлекательность производительности региона. Но есть один недостаток - это отсутствие в республике предприятий по производству товаров первой необходимости.

Установление производства таких отраслей - одна из главных задач в Чеченской Республике.

Рост эффективности производства - основа повышения прибыльности предприятия в условиях конкурентной борьбы - должен стать приоритетной целью внутрикорпоративного управления. В долгосрочном плане основным условием производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек.

Учитывая вышеизложенные условия поддержания конкурентоспособности предприятий, выделено несколько способов ее повышения.

- если рассматривать отдельно взятое предприятие республики, то необходимо проанализировать, от чего зависит эффективность производства. Если степень потенциальной эффективности зависима от условий внешней среды предприятия и от инновационной оснащенности технологии производства данной организации, то реальная производительность устанавливается уровнем управления и организации производства. Необходим пересмотр структуры организации и методов ведения хозяйства;

- следующим путем повышения конкурентоспособности предприятия может стать повышение качества выпускаемой продукции, ее обновление, совершенствование и диверсификация структуры используемых ресурсов в производстве. Этот фактор включает установление разнообразного ассортимента товаров, рост объема услуг, возможность широкого выбора;

- третьим фактором увеличения конкурентоспособности предприятия является концентрация производства, которая включает экономию на эффекте масштаба. Но есть одно условие. Чтобы достичь предлагаемой концентрации, необходимо повышение вложений организации в инновационное развитие технологий, используемых при производстве. То есть концентрация производства предлагает другой путь воздействия НТП на эффективность производства и последующее повышения конкурентоспособности предприятия.

То есть, предприятиям республики с малой долей на рынке необходимо разработать узко концентрированную стратегию и привлечь свое основное внимание на одну конкурентную нишу. Соответственно, компания с большей долей, может установить эффективную предпринимательскую деятельность как следствие преимущества по общим издержкам.

Таким образом, повышая конкурентоспособность товара, возможно повышение конкурентоспособности всего предприятия в целом. Это важная проблема, решение которой взаимосвязано с совершенствованием создания, продажи и технического обслуживания продукции, то есть с осуществлением направленной деятельности по формированию должного уровня конкурентоспособности на всех ступеньках жизненного цикла товара.

Список использованной литературы:

1. Закон ЧР от 6 марта 2007 года N 7-РЗ «Об инновационной деятельности в ЧР/ Постановление Правительства ЧР/ 2009 год.

2. Итоги республиканского статистического исследования в ЧР/ Чеченстат/ 2015 год/ г. Грозный.

3. Криворотов В.В. /Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий/ г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ/ 2006 год.

© Исраилова З.Р., Хатуиева Х.И., 2016

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 336.05

З.Р. Исраилова,

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»;

Х.Ш. Баширова, студентка 4 курса института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

ВОПРОСЫ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Аннотация

В данной работе исследуются тенденции развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве Ставропольского края и его роли в реализации программы импортозамещения.

Ключевые слова

Малый и средний бизнес, Ставропольский край, сельское хозяйство, импортзамещение.

Z.R. Israilova,

Ph.D., assistant professor of accounting and auditing FGBOU IN "Chechen State University";

H.Sh. Bashirova,

4rd year student of the Institute of Economics and Finance FGBOU IN "Chechen State University

QUESTIONS ABOUT THE PROGRAMME IMPORT SUBSTITUTION SMALL AND MEDIUM

BUSINESS IN REGION STAVROPOL

Abstract

In this paper we investigate the trends in the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector of the Stavropol Territory and its role in the implementation of the import substitution program.

Keywords

Small and medium-sized businesses, Stavropol, agriculture, import substitution.

Малый и средний бизнес - наиболее динамично развивающаяся часть отечественного АПК, основная движущая сила возрождения аграрного сектора в Ставропольском крае [1, с. 82]. Предприятиями малого и среднего бизнеса Ставрополья выпускается 40 % растениеводческой и 50 % животноводческой продукции. Сельскому предпринимательству уделяется всё большее внимание со стороны государства, которое всячески поддерживает агропромышленную отрасль, в частности, внедряет грантовые программы. Мероприятия госпрограммы в текущем году позволили повысить не только производственные, но и социально-экономические показатели отрасли. В частности, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства ожидается свыше 25 %, прогноз по заработной плате - порядка 23 тысяч рублей с ростом к плану примерно на 30 %. Кроме того, ожидается, что до конца года будет создано и модернизировано свыше полутора тысяч новых рабочих мест. Проект по импортозамещению в Ставропольском крае начали развивать при помощи специального значка «Покупай ставропольское». По задумке местных властей, лучшие производители из этого региона получают право использовать эту маркировку на своих упаковках. А потребители, увидев наклейку «Покупай ставропольское», сделают выбор в пользу местного производителя. В качестве основных направлений развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве Ставропольского края, оказывающих положительное влияние на реализацию политики импортозамещения мы видим следующие. [2, с. 82].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.