КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ В ОШСКОЙ ОБЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ
Г.А. Маметова, старший преподаватель Ошский технологический университет (Кыргызская Республика, г. Ош)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10371
Аннотация. В статье исследованы вопросы повышения конкурентоспособности производства мяса в Кыргызской Республике и ее регионах в условиях интеграции в ЕАЭС. По результатам проведенного исследования выявлены проблемы в повышении конкурентоспособности мяса и мясных продуктов, определены пути их решения, предложены меры по повышению конкурентоспособности продукции данной отрасли с использованием преимуществ интеграции предприятий, перерабатывающих мясо и производителей сырого мяса.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, мясо и мясные продукты, производство мяса, рынок мяса, интеграция в производстве мяса, конкурентоспособность мяса и мясных продуктов.
В эпоху глобализации и открытости национальных экономик возрастает значение максимального использования естественных природно-климатических, региональных, ресурсных преимуществ странами, что способствует успешному конкурированию с зарубежными конкурентами и завоеванию ниши на мировом рынке, повышению уровня доходов и уровня жизни местного населения. Уровень развития аграрного сектора всегда был и остается одним из факторов, определяющих экономическую и общественно-политическую стабильность в стране. К сожалению, в настоящее время мелкотоварность сельскохозяйственного производства в Кыргызстане является главной причиной низкой конкурентоспособности отрасли и ее продукции. Недостаточность объемов производства продукциии низкий уровень про-изврдительности труда обуславливают зависимость страны по многим сельскохозяйственным товарам от импорта [4].
Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) создает благоприятные предпосылки не только для возрождения традиционных отраслей, но и для модернизации АПК. Как известно, Кыргызстан именно в условиях тесной экономической и политической интеграции в рамках СССР превратился из аграрно-сырьевого придатка цар-
ской России в высокоразвитую индустриально-аграрную страну. Республика славилась на союзном уровне своим развитым овцеводством, скотоводством, птицеводством, овощеводством, производством технических культур, особенно сахарной свеклы [2].
Проблемы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции взаимосвязаны сегодня с активным вхождением на отечественный рынок новых конкурентов, в том числе зарубежных, а также с увеличением спроса потребителей и повышением требований к ее качеству. Вышесказанное характерно и для предприятий по производству мяса и мясных продуктов.
Следует отметить, что вышеизложенное в полной мере относится к аграрному сектору Кыргызстана, в том числе к продукции животноводства. В республике имеются благоприятные для эффективной организации производства продукции животноводства природно-климатические условия в целях внутреннего потребления и экспорта. Мы располагаем полноценными условиями для налаживания в крупных масштабах производства экологически чистой продукции животноводства, спрос на которую на мировом рынке возрастает, для повышения его конкурентоспособно-
сти за счет высокого качества и низкой себестоимости.
На рынке мяса наблюдаются следующие тенденции: высокая социальная значимость продукции; ужесточение конкуренции между производителями и переработчиками, высокая вероятность агрессивной маркетинговой политики со стороны зарубежных производителей.
Особую роль в управлении конкурентоспособностью играют выбор потребителей, их мотивы, ценности, стимулы и т.п, которые напрямую влияют на процесс приобретения товаров и осуществления выбора. Поэтому необходимо разработать и реализовать соответствующие меры по повышению конкурентоспособности мясной продукции в стране.
Вместе с тем, в последние годы в экономических исследованиях не достаточно отражены проблемы повышения конкурентоспособности и ее практического сочетания с ростом эффективности сельхоз-производства в стране [1].
Суть эффективности и конкурентоспособности отрасли одинакова, и сводится к сопоставлению доходности и рентабельности производства, эффекта с затратами [3]. Мы считаем, что суть результативности ограничивается рамками одного предприятия или одной отрасли, и отражает результаты основной производственной деятельности хозяйствующих субъектов АПК. В то же время суть конкурентоспособности аграрного сектора выходит за рамки производственного процесса, связан с обеспечением глубокой переработки сырья, реализации продукции, увеличения доли рынка и расширения рынков сбыта, увеличения экспорта, и сводится к возможности извлечения дополнительной выгоды, и в целом, к обеспечению существенного роста его результативности.
Нами разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции отрасли переработки мяса АПК на основе анализа состояния, факторов и условий развития отрасли в Кыргызской Республике и Ошской области (рис. 1).
Меропрпялпя, направленные на повышение конкурентоспособности продукции
отрасли переработки мяса АПК
Ра звитие сист емы менеджмента каче ства пр оизведеннсй пр одукции на о снаве международных стандартов
Интегр а ция пр о изводит елей мяса и мясопр о дукгое
Увеличение объемов использования местного высококачественного сыр ого мяса при пр оизвод стве пр одукции пер еработки
Ра звитие животноводства на 5 азе мир овей пер едовай пр ain ики
Привлечение инве сторов в *:ибошободстео мясной пор оды
О существа е ние мер о приятии по р a сшире нию кормовой о азы за счет виутр енних зерновых и других ресурсов
Реализация государственной политики по налогаво-тарифному регулированию ОТТрУ-ЗКИМЯСа И МЯСНЫХ продуктов
Да льне йше е р азвитие лизинга в сельском х о зяйстве
Реализация мер по совершенствованию инфраструктуры на селе
Увеличение кредитных ресурсов и снижение процентных ставок для пр оизеодит елей мяса и мяс ныл пр одуктое
Стимулирование развития товарного рынка для обеспечения сво о одного участия на нем производителей мясной продукции - представите лей малого и среднего бизнеса
__Совершенствование маркетинговой ценовой и производственной политики
мясоперерабатывающих предприятий с использованием конкурентных пр еимущестБ и р егиональных р езервав
Рисунок. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции отрасли
переработки мяса АПК
Интеграция предприятий, перерабатывающих мясо и производителей сырого мяса имеет ряд преимуществ:
- исключает добавочную стоимость посреднического характера, оплачиваемую перекупщикам;
- создает условия для защиты субъектов предпринимательства от монополизации на рынке и для развития конкуренции;
- формирует вертикаль агропроизвод-ственных связей снизу вверх в соответствии с характером потребления населения и производственными условиями;
- оказывает гибкое влияние на изменение спроса и предложения через опти-
мальное сближение к системе своих участников;
- повышает заинтересованность производителей мяса в обеспечении потребности населения в мясной продукции, способствует решению социальных и экономических проблем в сельской местности.
В настоящее время вывоз мяса и мясных продуктов из республики невозможен в связи с несколькими объективными причинами, такими как несоответствие убойных пунктов международным стандартам, отсутствие системы идентификации животных, зонирования, неустойчивость эпизоотического положения, отсутствие современных лабораторий сертификации и
т.д. Продукция животноводства реализуется в основном на внутреннем рынке республики.
При этом сеть реализации мяса и мясных продуктов на внутреннем рынке создана с нарушением всех санитарных и ветеринарных норм. Из-за отсутствия надлежащего ветеринарного контроляимеет место забой больного скота, не соблюдаются сроки запрета забоя животных после получения прививок, антибиотиков, ака-рацидных ипротивогельминтных препаратов, что может оказать отрицательное влияние на здоровье потребителей.
Библиографический список
1. Абдымаликов К.А. Экономика сельского хозяйства [Текст]: учебник для вузов // Аб-дымаликов К.А., Жумабаев Ж.Ж. - Бишкек: 2012. - 664 с.
2. Абдиев М.Ж. Основные направления агропродовольственной политики Кыргызской Республики в условиях Евразийского экономического союза // Общество и экономика. -2017. - №3,4. - С. 132-137.
3. Государственная программа «О развитии сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике», №875 от 22 декабря 2002 года.
4. Савина Ю.И. Понятие "конкурентоспособность мясных товаров" и основные факторы управления // Экономика и управление. - 2015. - №1. - С. 73-75.
COMPETITIVENESS OF MEAT AND MEAT PRODUCTS IN THE OSH REGION OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN THE CONTEXT OF INTEGRATION
G.A. Mametova, senior lecturer Osh technological university (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The article examines the issues of improving the competitiveness of meat production in the Kyrgyz Republic and its regions in the context of integration into the EAEU. According to the results of the study, problems in improving the competitiveness of meat and meat products were identified, ways to solve them were identified, and measures were proposed to increase the competitiveness of products of this industry using the advantages of integrating meat processing and raw meat producers.
Keywords: agricultural production, meat and meat products, meat production, meat market, integration in meat production, competitiveness of meat and meat products.
Доставка мяса и мясной продукциидо пунктов реализации и переработки осуществляется в неспециализированных автомашинах (обычно их возят в багажах автомобилей и пассажирских салонах), что, в свою очередь, приводит к размножению вредных бактерий в продуктах.
В связи с вышеизложенным, создание и развитие торгово-логистических центров со всей соответствующей инфраструктурой создаст предпосылки для решения вышеперечисленных проблем.