Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / машиностроительные предприятия / международный рынок / экспорт / competitiveness / machine-building enterprises / international market / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Высотина, А.К. Лунюшкина, А.В. Агалакова

В статье рассмотрены проблемы и перспективы конкурентоспособности машиностроительных предприятий России на международном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF ENGINEERING ENTERPRISES IN RUSSIA IN THE INTERNATIONAL MARKET: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article deals with the problems and prospects of the competitiveness of Russian machine-building enterprises in the international market.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 339.137

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. А. Высотина, А. К. Лунюшкина Научный руководитель - А. В. Агалакова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vysotinanastia@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы и перспективы конкурентоспособности машиностроительных предприятий России на международном рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность, машиностроительные предприятия, международный рынок, экспорт.

COMPETITIVENESS OF ENGINEERING ENTERPRISES IN RUSSIA IN THE INTERNATIONAL MARKET: PROBLEMS AND PROSPECTS

A. A. Vysotina, А. К. Lunyushkina Scientific Supervisor - A. V. Agalakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vysotinanastia@mail.ru

The article deals with the problems and prospects of the competitiveness of Russian machinebuilding enterprises in the international market.

Key words: competitiveness, machine-building enterprises, international market, export.

Ситуация на мировом рынке машиностроения для предприятий России на сегодняшний день неутешительна. Огромный экспортный потенциал крупнейших машиностроительных предприятий претерпевает эффект торможения в связи с проблемами, существующими уже довольно долгое время. Возможно ли переломить устоявшуюся ситуацию, касающуюся конкурентоспособности машиностроительных предприятий России на мировом рынке или для отечественных предприятий нет перспективы высвобождения экспортного потенциала -именно этому вопросу посвящена данная статья.

Основополагающим вопросом в развитии отечественного экспортного производства следует считать модернизирование его структуры, то есть повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в экспортных поставках на мировой рынок.

На территории России в состав отрасли машиностроения входят более 50 тыс. предприятий, что составляет примерно 33% от общего числа промышленных предприятий. Без сомнения, можно сказать, что в Российской Федерации огромный машиностроительный комплекс, поскольку на его долю приходиться немногим более одного процента мирового экспорта машин и оборудования.

Однако эксперты отмечают что, прежняя продукция и технологии устаревают, предприятия теряют прибыльность, происходит сокращение активов, теряется платежеспособность. Финансовые сложности являются лишь составляющей, которая лежит

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 2

на поверхности [1]. Нельзя не отметить, что для машиностроительных предприятий России существует лишь единственное верное направление развития - ориентация на резкое усиление экспортной направленности отрасли.

Создание и развития «точек роста» на предприятиях машиностроительного комплекса могут служить толчком в подъёме производства и выходе на мировую арену, «точки роста» предполагают процесс формирования на предприятиях крупных наукоемких проектов, касающихся высокотехнологичных процессов и продукции.

Кроме поверхностных причин, указывающих на невозможность конкурировать на мировом рынке, на машиностроительных предприятиях выделяют еще ряд сопутствующих проблем:

Объективные (внешние) причины:

1. Недостаточное финансирование соответствующих программ в области экспортных кредитов и страхования, незначительные льготные кредиты иностранным покупателям на условиях соответствующего соглашения.

2. Высокие экономические и политические риски, препятствующие широкому притоку частных и иностранных инвестиций в промышленность из Российской Федерации, которые необходимы для осуществления структурной перестройки экономики и развития конкурентоспособной продукции.

3. Низкая доля в экспорте принципиально новых товаров и услуг.

4. Небольшие масштабы международной производственной кооперации отечественных компаний.

5. Слабая информация, консультации и юридическая подготовка и поддержка.

6. Дискриминация российских поставщиков за рубежом.

7. Несоответствие принятой в России системы стандартизации продукции повышенным требованиям европейских и международных стандартов качества.

Субъективные (внутренние) причины:

1. Высокие производственные затраты.

2. Низкие потребительские свойства продукции.

3. Недооценка маркетинга.

4. Неоперационная оценка бума на новых рынках сбыта своей продукции.

Основными составляющими, обеспечивающими необходимый уровень

конкурентоспособности машиностроительных компаний, являются активный маркетинг, своевременная разработка новых образцов продукции и их высокое качество. Для достижения этих целей рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

- постоянно изучать и прогнозировать уровень платежеспособного спроса и производства выпускаемой продукции;

- систематически формировать оперативные и надежные прогнозные оценки рыночных условий и устанавливать эффективную стратегию их поведения;

- осуществлять эффективную рекламную деятельность с целью поиска и освоения новых рынков сбыта, быстрого продвижения на них своей продукции;

- создать разветвленную инфраструктуру для выхода на зарубежные рынки.

Долгосрочная международная конкурентоспособность предприятий зависит от их

способности своевременно выявлять изменения в конкурентной среде и развивать свои ресурсы таким образом, чтобы они адекватно реагировали на эти изменения. Повышение конкурентоспособности продукции российских компаний и увеличение объемов их продаж на зарубежных рынках невозможно без активизации кооперационных связей. В развитых странах промышленная кооперация - естественный инструмент повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста [2].

Именно здесь есть большой резерв для эффективной государственной помощи российским компаниям в повышении их конкурентоспособности. Международное

сотрудничество позволяет сократить время подготовки к производству новых товаров и их капиталоемкость. Таким образом, сотрудничество двух или более компаний позволит управлять ростом характеристик поворотных моментов (цены и количества товаров) в интересах участников ассоциации и без потери постоянных клиентов.

Для решения проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий необходимо учитывать комплекс мер, соразмерный объективной ситуации в современной российской и мировой экономике, четко выраженным тенденциям в научно-технической, социальной сфере, экономический и гуманитарный прогресс. Стратегия повышения конкурентоспособности отечественной продукции, а вместе с ней и роль России в мировой экономике в решающей степени зависит от содержания реализма и эффективности промышленной политики, ее внутренних и внешних целей и задач [3].

Внешнеэкономическая часть стратегии должна включать:

1) последовательное изменение структуры внешнеэкономических связей на основе увеличения производства и экспорта высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, производимой с использованием российских «прорывных» технологий на основе отечественного интеллектуально-технологического и природного потенциала;

2) активный переход к комплексным формам сотрудничества, охватывающим всю вертикаль инноваций и воспроизводства;

3) замена ссудных форм инвестиций софинансируемыми российскими и иностранными партнерами, приобретенными за счет поставок отечественной продукции построенных или модернизируемых предприятий, расположенных на территории Российской Федерации.

Радикальное решение этой проблемы потребует развития экспортной базы на основе модернизации машиностроения, поддержки существующих и создания новых экспортно-ориентированных производств. В последнее время в рамках государственных научно-технических программ с использованием новейших технологий создан ряд образцов наукоемкой продукции машиностроения, что в ближайшем будущем может расширить экспорт конкурентоспособной продукции. Отрасли машиностроительного сектора имеют ограниченное самофинансирование. Им нужна государственная поддержка, включая государственные инвестиции, закупки, субсидии, гарантии, экспортные кредиты, благоприятный инвестиционный климат для максимального привлечения внешних средств. Зарубежный опыт создания новых конкурентоспособных продуктов показывает, что «путь к победе в разработке новых конструкций лежит в скорости и гибкости». Сегодня отечественным производителям не хватает знаний и ресурсов для реализации такой «скорости и гибкости». Восполнить этот пробел можно при государственной, финансовой и методической поддержке.

Библиографические ссылки

1. Постникова Е. С. Классификация факторов организационно-экономической устойчивости машиностроительного предприятия / Е. С. . - Текст : непосредственный // Инновации в менеджменте.- 2019. - № 4 (22). - С. 72-79

2. Кузубов А. А. Конкурентоспособность машиностроительных предприятий как объекта стратегического управления // Вестник ТГЭУ. 2016. №1 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-mashinostroitelnyh-predpriyatiy-kak-obekta-strategicheskogo-upravleniya (дата обращения: 08.04.2021).

3. Постникова Е. С. Классификация факторов организационно-экономической устойчивости машиностроительного предприятия / Е. С. . - Текст : непосредственный // Инновации в менеджменте. - 2019. - № 4 (22). - С. 72-79.

© Высотина А. А., Лунюшкина А. К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.