Научная статья на тему 'Международная конкурентоспособность машиностроительных предприятий'

Международная конкурентоспособность машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ЭКСПОРТ / КООПЕРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батаева А. С.

Рассмотрены проблемы международной конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий и варианты их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF THE MACHINE - BUILDING ENTERPRISES

The article considers the problems of international competitiveness of the Russian machine building enterprises and ways of their overcoming.

Текст научной работы на тему «Международная конкурентоспособность машиностроительных предприятий»

тегии развития на предприятии машиностроения. Такими общими закономерностями являются: зависимость структуры инновационного компонента потенциала от возложенных на него функций и влияние инновационного компонента на товарный и ресурсный компоненты. Принятие решения о варианте развития на каждом этапе реализации стратегии зависит от степени готовности собственных разработок, оценки целесообразности использования внешних разработок, определения наиболее подходящего момента вывода на рынок нового товара. Следовательно, при реализации текущего этапа стратегии используются результаты ИК, достигнутые на предыдущих этапах. В то же время в течение текущего этапа стратегии осуществляется защита интеллектуальной собственности предприятия, поддержка имиджа уже зарегистрированных торговых знаков, создание и укрепления деловой репутации предприятия.

Библиографический список

1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.

576 с.

2. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / пер. с англ. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003. 368 с.

E.A. Fedorova, N.O. Kozlova

The model for potential innovation component of an industrial enterprise The structure, inside and external connections of industrial enterprise potential innovation component are considered.

Key words: potential, structure, innovation component of potential.

УДК 339.137.22

A.C. Батаева, ассистент кафедры «Мировая экономика», (4872)35-34-46, puzochkina@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены проблемы международной конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий и варианты их преодоления.

Ключевые слова: международная конкурентоспособность предприятий, экспорт, кооперация, международное промышленное сотрудничество.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией сегодня, является проблема существенного повышения ее экспортного потенциала. Эпоха глобализации обострила проблемы конкурентоспособности

экономики [2]. Проблема повышения конкурентоспособности во всем многообразии ее аспектов отражает практически все стороны жизни общества и поэтому занимает важнейшее место среди других ведущих проблем современного мира.

Ключевым вопросом в развитии отечественного экспортного производства является совершенствование его структуры, т. е. увеличение в экспортных поставках доли наукоемкой, высокотехнологичной продукции и услуг. Российская Федерация, располагающая одним из крупнейших в мире машиностроительных комплексов, занимает место в конце второго десятка среди стран-экспортеров промышленной продукции, поскольку на ее долю приходится немногим более одного процента мирового экспорта машин и оборудования. Прежняя продукция и технологии устаревают, предприятия теряют прибыльность, происходит сокращение активов, теряется платежеспособность. Финансовые сложности становятся лишь видимой частью айсберга [1].

Одним из возможных направлений выхода экономики Российской Федерацией из кризиса может стать ориентация ее на резкое усиление экспортной направленности обрабатывающей промышленности и в первую очередь машиностроительной отрасли. В машиностроительном комплексе еще имеются высокие технологии, крупные наукоемкие проекты, которые могут стать «точками роста», обеспечивая подъем производства взаимосвязанных с ними предприятий и организаций.

В силу ряда причин наши предприятия не могут соперничать с зарубежными конкурентами. Отметим некоторые из них.

Объективные (внешние) причины:

1. Неудовлетворительное финансирование соответствующих программ в области кредитования и страхования экспорта, скромное льготное кредитование иностранных покупателей на условиях соответствующей договоренности.

2. Высокие экономические и политические риски, препятствующие широкому притоку частных и иностранных инвестиций в промышленность Российской Федерацией, которые необходимы для осуществления структурной перестройки экономики и освоения конкурентоспособной продукции.

3. Низкая доля в экспорте принципиально новых товаров и услуг.

4. Небольшие масштабы международного производственного кооперирования отечественных предприятий.

5. Слабая информационная, консультационная и правовая подготовка и поддержка.

6. Дискриминация в зарубежных странах по отношению к российским поставщикам.

7. Несоответствие принятой в России системы стандартизации продукции возросшим требованиям европейских и международных стандартов качества.

Субъективные (внутренние) причины:

1. Высокая себестоимость продукции.

2. Низкие потребительские свойства продукции.

3. Недооценка маркетинга.

4. Неоперативная оценка конъюнктуры новых рынков сбыта своей продукции.

Главными составляющими элементами, обеспечивающими требуемый уровень конкурентоспособности машиностроительных предприятий, являются проведение активного маркетинга, своевременное освоение новых образцов продукции и ее высокое качество. Для достижения поставленных целей рекомендуется реализация следующих мероприятий:

- постоянно изучать и прогнозировать уровень платежеспособного спроса и производства на выпускаемую продукцию;

- систематически формировать оперативную и достоверную прогнозную оценку конъюнктуры рынков и определять эффективную стратегию поведения на них;

- вести эффективную рекламную деятельность в целях поиска и освоения новых рынков сбыта, быстрого продвижения на них своих образцов продукции;

- сформировать разветвленную инфраструктуру для выхода на внешние рынки.

Долгосрочная международная конкурентоспособность предприятий зависит от их умений своевременно распознавать перемены в конкурентной среде и развивать свои ресурсы так, чтобы адекватно отвечать на эти изменения [3].

Повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий, увеличение масштабов ее реализации на внешнем рынке невозможно без активизации кооперационных связей. В развитых странах производственная кооперация относится к естественным инструментам повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, НИОКР, производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях. Кооперация в современном мире становится опорным пунктом научно-технического прогресса.

Именно здесь имеется большой резерв для эффективного государственного содействия российским предприятиям в повышении их конкурентоспособности. Международная кооперация дает возможность уменьшить время подготовки производства новых товаров и их капиталоемкость. Основной мотив к кооперации в условиях экономического кризиса — рост

цен на сырье и полуфабрикаты, рост тарифов на электроэнергию, увеличение затрат на рабочую силу постепенно — передвигает точку безубыточности предприятия в сторону больших объемов производства, иначе резко падает рентабельность этого предприятия. Таким образом, кооперация двух и более предприятий позволит управлять ростом характеристик точки безубыточности (цена и количество товара) с пользой для участников объединения и без утраты постоянных клиентов.

Содействие государства по включению отечественных предприятий в международное промышленное сотрудничество еще не оформилось в правовые акты и требует неотложной разработки. Это связано со вступлением Российской Федерации в ВТО, расширением сотрудничества в рамках межправительственных соглашений с зарубежными странами, осуществлением новых крупномасштабных проектов на их территории, расширением и реконструкцией действующих объектов, ранее построенных при техническом содействии бывшего СССР.

Такая форма промышленного экспорта составляет значительный сегмент экспортного потенциала Российской Федерации, а также всех стран СНГ, в которых сосредоточено производство значительной части комплектующих и запасных частей для ранее поставленного на экспорт оборудования по линии технического содействия. Как показывает анализ статистических данных, основными внешнеторговыми партнерами российских предприятий являются страны СНГ (59-70 %) [4].

Для обеспечения решения задачи повышения конкурентоспособности российских предприятий должен быть предусмотрен комплекс мер, адекватных объективной ситуации в современной российской и мировой экономике, твердо определившимся тенденциям научно-технического, социально-экономического и гуманитарного прогресса.

Стратегия повышения конкурентоспособности отечественной продукции, а с нею и роли России в мировом хозяйстве в определяющей мере зависит от содержания реалистичности и действенности промышленной политики, ее внутренних и внешних целей и задач. Во внешнеэкономической части стратегии следовало бы предусмотреть:

1) последовательное изменение структуры внешнеэкономических связей на основе наращивания производства и экспорта высокотехнологичной наукоемкое и конкурентоспособной продукции, изготавливаемой по российским «прорывным» технологиям с опорой на отечественный интеллектуально-технологический и природно-ресурсный потенциал;

2) активный переход к комплексным формам сотрудничества, охватывающим всю инновационно-воспроизводительную вертикаль;

3) замену возвратно-кредитных форм инвестиций на совместно финансируемые российскими и иностранными партнерами, погашаемыми поставками отечественной продукции с построенных или модернизируемых предприятий, расположенных на территории Российской Федерации.

Радикальное решение этой проблемы потребует развития экспортной базы на основе модернизации машиностроения, поддержки существующих и создания новых экспортно-ориентированных производств.

За последнее время в рамках государственных научно-технических программ с использованием высоких технологий создан ряд образцов наукоемкой машинотехнической продукции, которая может уже в ближайшее время расширить экспорт конкурентоспособной продукции.

Отрасли машиностроительного сектора обладают ограниченным самофинансированием. Им необходима государственная поддержка, включающая государственные инвестиции, закупки, субсидии, гарантии, экспортные кредиты, благоприятный инвестиционный климат для максимального привлечения средств извне.

Зарубежный опыт создания новой конкурентоспособной продукции свидетельствует о том, что «путь к победе при разработке новых образцов заключается в быстроте и гибкости». Сегодня отечественным производителям для реализации подобных «быстроты и гибкости» не хватает знаний и средств. Восполнить этот недостаток возможно с помощью государственной, финансовой и методической поддержки.

Библиографический список

1. Алексеев Н.С. Кризисное управление и стратегия предприятия // Консультант директора. 2002. № 18(174). С. 11-17.

2. Емельянов C.B. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества (на примере США) // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 1(27). С. 107-116.

3. Иеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 83-85.

4. Капралова Н.Л. Внешнеэкономическая активность как фактор конкурентоспособности // Вопросы статистики. 2007. № 8. С. 29-36.

A.S. Bataeva

The international competitiveness of the machine-building enterprises

The article considers the problems of international competitiveness of the Russian machine-building enterprises and ways of their overcoming.

Keywords: international competitiveness of the enterprises, export, cooperation, international industrial cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.