Научная статья на тему 'Формирование экспортного потенциала'

Формирование экспортного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2491
1064
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЭКСПОРТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / NATIONAL INDUSTRIAL EXPORT / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русаков И. А.

В статье рассматриваются основные проблемы развития отечественного экспорта в современных условиях. Проведен анализ экспортного потенциала отечественных промышленных предприятий. Обоснована необходимость развития отечественного экспорта по пути увеличения доли промышленной продукции. Определены специфические условия осуществления экспортной деятельности именно для российских промышленных предприятий. Выявлены факторы развития их экспортного потенциала. Предложены основные направления стимулирования отечественного экспорта. Некоторые из них рассмотрены более подробно. Отдельное внимание уделено вопросам развития кооперационных связей отечественных предприятий с зарубежными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EXPORT POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper examines the main issues of domestic export development in the modern economy. The author provides an analysis of export potential of domestic industry. The necessity of domestic export development through increasing the volume of industrial output is stated. The specific conditions for export activity for Russian industrial enterprises are determined. The factors of development of their export potential are identified and the basic ways to encourage export are shown. Some of them are discussed in more detail. Special attention is paid to the development of cooperative ties with foreign enterprises.

Текст научной работы на тему «Формирование экспортного потенциала»

издержками, которые возникают у автоперевозчиков для организации рейса на аналогичное расстояние.

В обобщенном виде в тарифы должны быть включе-ны издержки компании ОАО «РЖД» по обеспечению функционирования контрейлерных перевозок плюс определенный процент надбавки. Следует учитывать, что при образовании нового бизнеса издержки по со -зданию и модификации специализированных терми -налов и фитинговых платформ, пригодных для осуществления контрейлерных перевозок, должны быть также равномерно включены в тариф для ихпостепенного погашения.

Снижение тарифов на контрейлерные перевозки может быть организовано в соответствии с зарубеж-ным опытом. В странах Евросоюза контрейлерные перевозки существуют в течение продолжительного периода времени, и государство субсидирует этот вид транспортного сервиса для того, чтобы таким образом снизить нагрузку на дороги и окружающую среду. Однако значительная протяженность маршрутов перевозки в России способна повлиять на то, что контрейлерные перевозки будут экономически выгодными и при отсут -ствии государственного субсидирования. Кроме этого, так как в планируемом бюджете на 2012 г. расходы на дорожное строительство запланировано сократить, то контрейлерные перевозки представляют собой воз -можность развития бизнеса в условиях недостатка до -рожной сети для автоперевозчиков в России.

Следует отметить, что, судя по результатам маркетингового исследования, решение именно этой задачи является ключевым моментом в привлечении существующих автотранспортных компаний к использованию контрейлерных перевозок.

По третьему направлению необходимо решение задачи привлечения как потенциальных клиентов, так и инвесторов. Для этого следует заинтересовать потенциальных инвесторов в развитии нового вида перево-зок. Это возможно сделать, только продемонстриро -вав бизнес-среде финансово-экономическую эффек -тивность проекта контрейлерных перевозок, и первым показательным действием является реализация пи -лотного проекта контрейлерных перевозок на маршруте «Москва - Санкт-Петербург- Хельсинки».

Однако инвесторами могут быть не только представители бизнеса, но и государство. Характерными чер -тами контрейлерных перевозок является то, что они направлены на защиту окружающей среды (грузовой автомобиль производит в три раза больше выбросов в атмосферу, чем один электровоз), на увеличение со -хранности автомобильных дорог в силу уменьшения передвижения по ним большегрузных машин. В связи с этим маркетинговая деятельность может быть направлена на привлечение как частных, так и государственных инвестиций.

По четвертому направлению - обеспечение физической доступности услуги - необходимо проведение инфраструктурных изменений, что включает лишьсозда-ние небольших площадок, необходимых для разворота платформы при съезде автомобиля. Прочая инфраструктура, включающая железнодорожные терминалы и путь, не нуждается в переделке, так как конструкция обычных железнодорожных терминалов приемлема по своим характеристикам для осуществления грузовой работы с контрейлерами. Существующая инфраструктура достаточна для проведения пробных контрейлерных перевозок на маршруте «Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки».

В будущем ОАО «РЖД» планирует разделение грузового и пассажирского движения. Для высокоскоростного пассажирского движения запланировано строительство дополнительных линий, вследствие этого появится значительный резерв по перевозочным объемам на существующей колее, которые могут быть заполнены контрейлерными перевозками.

Кроме вышеперечисленных, необходимо отметить следующие общие задачи, такие как развитие законодательно-правовой базы контрейлерных перевозок. Проблема заключается в том, что законодательные требования в настоящий момент сдерживают развитие данного вида перевозок. Сейчас положения таможенного законодательства предусмотрены для отдельных видов транспорта, а не для «гибридов» из двух транспортных средств.

Еще одной задачей в области собственно развития услуги является организационное оформление усилий ОАО «РЖД» в виде управляющей компании по данному виду услуг. Это необходимо для эффективной операторской деятельности контрейлерных перевозок, т.е. чтобы одна определенная структура целенаправленно занималась развитием нового бизнеса, и в своей деятельности она могла бы совместить интересы самых разных участников, начиная от производителей подвижного состава, инвестиционных структур и заканчивая транспортными компаниями и логистическими о ператор ами .

Решение указанных задач будет способствовать привлечению дополнительных объемов перевозок грузов и повышению конкурентоспособности железнодорожных перевозок.

1. Абрамов А.П., Галабурда В .Г., Иванова Е.А. Маркетинг на транспорте: учебник для вузов / под общ. ред. В .Г. Гала -будры. М.: Желдориздат, 2001.

2. Доклад президента открытого акционерного общества «Российские железные дороги» В.И. Якунина // Железнодорожный транспорт 2011. №1.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс. 2-е изд. / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2006.

УДК 339.564 И.А. Русаков

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

В статье рассматриваются основные проблемы развития отечественного экспорта в современных условиях. Проведен анализ экспортного потенциала отечественных промышленных предприятий. Обоснована необходимость развития отечественного экспорта по пути увеличения доли промышленной продукции. Определены специфические условия осуществления экспортной деятельности именно для российских промышленных предпри-

ятий. Выявлены факторы развития их экспортного потенциала. Предложены основные направления стимулирования отечественного экспорта. Некоторые из них рассмотрены более подробно. Отдельное внимание уделено вопросам развития кооперационных связей отечественных предприятий с зарубежными.

Ключевые слова: отечественный промышленный экспорт, международное разделение труда.

I.A. Rusakov

DEVELOPMENT OF EXPORT POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper examines the main issues of domestic export development in the modern economy. The author provides an analysis of export potential of domestic industry. The necessity of domestc export development through increasing the volume of industrial output is stated. The specific conditions for export activity for Russian industrial enterprises are determined. The factors of development of their export potential are identified and the basic ways to encourage export are shown. Some of them are discussed in more detail. Special attention is paid to the development of cooperative ties with foreign enterprises.

Key words: national industrial export, internatbnal division of labor.

Развитие отечественного экспорта носит однобокий характер. На мировой рынок поставляются топливно -сырьевые невозобновляемые ресурсы. Машинотехническая продукция занимает в структуре российского экспорта весьма скромные позиции - 6 - 7%. Анализ структуры мирового экспорта, его тенденций, структуры экспорта промышленно развитых и даже развивающихся стран показывает бесперспективность данного пути развития отечественного экспорта и экономики в целом.

Определенно многие отечественные предприятия обладают экспортным потенциалом, в том числе и пред -приятия машиностроения, производящие сложную ко -нечную продукцию. Однако в отличие от предприятий топливно-сырьевой отрасли они не в полной мере его используютлибо не используют вовсе. Вследствие это -го основное развитие получают предприятия добывающих отраслей, а не обрабатывающих; в международ -ном разделении труда за РФ закрепляется позиция поставщика энергоресурсов, исключенного из между -народного товарообмена высокотехнологичной продукцией, не участвующегов международных производственных и кооперационных процессах.

Прерогативным путем развития должно быть инновационно-промышленное развитие экономики, постро -енное на эффективном участии страны в международ -ном разделении труда в качестве поставщика и потребителя машинотехнической продукции, ее узлов и компонентов, сложной продукции, результата применения высоких технологий, включая нанотехнологии. В связи с этим исследование направлений формирования и развития экспортного потенциала отечественных пред -приятий представляется актуальной задачей для на-родного хозяйства.

Экспорт выступает сегодня в условиях кризисных процессов в экономике в роли стабилизирующего фактора производства как источник валютных и матери -ально-технических поступлений для структурной перестройки экономики. Объектом экспорта могут являться как товары, так и услуги. Субъектами экспорта могут выступать коммерческие предприятия различных форм собственности, физические лица, государство (Россий-ская Федерация, ее субъекты, муниципальные обра -зования, а также различные государственные предпри -ятия и организации) и некоммерческие организации.

Важный момент для понимания сущности экспорта - оценка его места и роли в экономической деятельности предприятия. В целом можно утверждать, что экспорт является частным случаем сбытовой деятельности, но в то же время экспорт характеризуется рядом особенностей, которые не присущи сбыту внутри страны:

- юридические вопросы, связанные с экспортной деятельностью, регулируются не только законодательством страны-экспортера, но также и законодательством страны-и мпортера;

- осуществление экспортной деятельности практически всегда связано с преодолением различного рода тарифных и нетарифных барьеров и ограничений, существующих на рынке страны-импортера;

- экспортный рынок качественно отличается от внут-реннего рынка условиями реализации товара, торговыми обычаями, языком и культурой потенциальных потребителей, что вызывает дополнительные сложности при осуществлении экспортной деятельности. Следует отметить, что на экспорт влияет практически тот же набор факторов, что и на сбыт продукции на внутреннем рынке, но количественные характеристики этих факторов на внутреннем и на экспортном рынке отличаются, в результате чего при осуществлении экспо рт-ной деятельности необходимо принимать в расчет как факторы, действующие на внутреннем рынке, так и факторы , действующие на внешнем рынке [3].

Юридическая и экономическая самостоятельность предприятия объективно дает возможность:

- комплексно и эффективно использовать резервы самого предприятия, региона, в котором оно находится, а также внешние факторы в виде инвестиций, новых технологий и т. п.;

- оперативно и с большой отдачей решать производственно-экономические, научно-технические и социальные задачи предприятия;

- получать дополнительныевыгоды и преимущества от самостоятельной внешнеэкономической деятельности и т. д .

Именно эффективная внешнеэкономическая деятельность отдельных предприятий является залогом успешного восприятия страны-экспортера конкурентами на мировой арене. Все вышесказанное делает особенно актуальным исследование резервов роста потенциальных возможностей предприятий -экспортеров

и роли внешнеэкономической деятельности в экономике отдельных предприятий путем расчета экспортно -го потенциала и эффективного его использования в борьбе за конкурентоспособную нишу на мировом рынке.

Одновременно с этим возникла и проблема развития экспорта отечественных предприятий и формиро-вания их экспортного потенциала, определяющего внешнеэкономическую деятельность предприятия, чему уделяется недостаточно внимания, причем рассмотрение его осуществляется фрагментарно и без привязки к внутриэкономической и импортной деятель -ности, а главное - к тем качественным изменениям, которые произошли в системе ВЭД на микроуровне:

1) во-первых, российские предприятия получили возможность самостоятельного выхода на внешние рынки;

2) во-вторых, современное предприятие - это целостная, сложная, вероятностная, гибкая система, ограни -ченная единой ресурсной базой, функционирующая в динамическом режиме, именно поэтому нельзя про -вести четкой грани между его внутриэкономической и внешнеэкономической деятельностью;

3) в-третьих, менеджмент предприятий самостоятельно разрабатывает систему стратегического разви -тия на внутренних и внешних рынках, в том числе и направления, формы и масштабы реализации своего экспортного потенциала [8].

Из общего числа субъектов внешнеэкономической деятельности главенствующее положение занимают промышленные предприятия, обеспечивающие выпуск экспортной продукции. Являясь производителем и од -новременно владельцем экспортной продукции, пред -приятие самостоятельно реализует ее на внешнем рынке, становясь также собственником валютных средств, полученных в результате экспортных операций, которые оцениваются исходя из контрактных цен.

В соответствии с действующим законодательством предприятию предоставлена полная самостоятель -ность в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно -импортных сделок, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок и т.д. Предприятие самостоятельно осуществляет внешнеторговую деятельность, участвует в произ -водственной кооперации, инвестиционных, валютных и финансово-кредитных операциях.

Формирование и использование экспортного потенциала предприятия находится в прямой зависимости от уровня его конкурентоспособности. Согласованное развитие экспортной деятельности и конкурентоспо-собности предприятия - явления двойственное. С од -ной стороны, под воздействием иностранных конкурентов, производящих аналогичную продукцию, путем использования своего производственного потенциала предприятие «подтягивает» уровень качества своей продукции до требований мировых стандартов, обеспечивая себе возможность участия во внешней торговле. С другой стороны, экспортная деятельность может осуществляться только при наличии конкурентоспособной продукции и эффективной рыночной стратегии предприятия.

Производственный потенциал и внешнеэкон оми -ческая система деятельности предприятия должны соответствовать друг другу Однако на практике пред -приятиям не хватает управленческого опыта, умения

коммерциализировать инновационные решения производства перспективной продукции. В силу этого внешнеэкономически й потенциал используется недостаточно полно, поэтому основными направлениями, способствующими гармоничному развитию конкурентоспособности и ВЭД предприятия, являются следующие:

1) по отношению к качеству продукции это новые решения на основе внедрения технологических инноваций мирового уровня для удержания старых и охвата новых рынков; производство продукции, соответствующей международным стандартам качества 180; использование импортных комплектующих в производстве продукции;

2) по отношению к эффективности деятельности предприятия это использование передового менеджмента, маркетинговых возможностей и сбытовых каналов иностранных партнеров; использование международной промышленной кооперации с иностранными партнерами.

Исследуя алгоритм формирования экспортного потенциала предприятий, выделяют ключевые факторы формирования и реализации экспортного потенциала, управление которыми обеспечивает его эффективную реализацию. Влияние данных факторов имеет причинно-следственную связь и синергию действия. К ним относятся: конкурентоспособность продукции, возможность производства экспортного товара в заданных объемах, качество ресурсного обеспечения производства экспортного ассортимента, качество товаропроводящей и сбытовой сетей, наличие отдела ВЭД на предприятии , характер используемых коммуникаций. Совокупное влияние системы этих факторов затрагивает все стадии управления экспортным потенциалом предприятия. Их анализ должен проводиться не последовательно, а системно. В этом случае обеспечивается синергетический эффект устойчивого повышения эффективности формирования и реализации экспортного потенциала на заданных сегментах зарубежных рынков [8].

Фактор национального государственного регулирования является достаточно важным. Определенно экспортная деятельность, особенно для начинающих экспортеров, малых и средних предприятий, является достаточно сложным хозяйственным процессом, сопровождающимся значительными рисками и требующим финансовых затрат. Однако, учитывая тот факт, что стимулирование национального экспорта является одним их перспективных направлений, которого придерживаются правительства многих стран, на эти цели из федерального бюджета выделяются значительные суммы: на гарантирование и страхование экспортных поставок; на кредитование экспортоориентированных производств; на информационное обеспечение участников ВЭД и т.д. Не исключением является и РФ: при условии экспорта машинотехнической продукции отечественные предприятия имеют право на определенную поддержку [4 - 5].

Наличие импортного оборудования в производственной базе предприятия является практически основополагающим фактором формирования и эффективной реализации экспортного потенциала промышленного предприятия. Это подтверждается, во-первых, значительным износом основных производственных фондов российских предприятий, а во-вторых, наличием современного инновационного оборудования у за-

рубежных производителей, позволяющего производить продукцию, соответствующую международным стандар -там качества 180. Необходимость внедрения в произ -водственные фонды отечественных предприятий для дальнейшей их эффективной работы подтверждается примером СССР, когда после революции 1917 г. основной промышленный базис был сформирован именно за счет импорта современного высококлассного обо -рудования [1; 7].

Практически такими же причинами обусловлена и необходимость импорта комплектующих и компонен -тов для производства готовой продукции, и в первую очередь экспортной. Наличие импортных комплектующих, узлов и компонентов позволит сделать конечную продукцию более высокого качества и, самое главное, соответствующую международным стандартам.

В решении задач по развитию экспортного потенциала и импортозамещения целесообразно шире ис -пользовать возможности привлечения иностранного капитала, придав этому процессу большую целенаправ-л енность.

Одной из сфер применения международной промышленной кооперации в качестве механизма стимулирования развития инновационного высокотехнологического производства, потенциально экспортопри-годного, является отечественная промышленность. В результате создаются новые высокотехнологичные инновационно активные производства, появляются новые рабочие места, обеспечивается экономический рост.

Очевидно, что применение механизма международ -ной промышленной кооперации является одним из способов развития потенциала отечественной промыш -ленности: инновационного, производственного, экспор-тного потенциалов. Дальнейшее развитие экспортной деятельности промышленных предприятий и их интег-рация в мировое хозяйство невозможны без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. Анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование про -изводства позволит предприятиям освоить новые тех -нологии, выйти на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внут -ренних рынках.

Важным фактором развития экспортного потенци -ала промышленных предприятий является деятель -ность особых экономических зон в РФ. Также к этой группе факторов можно отнести участие в «технопар -ках», «промышленных округах», венчурных фондах,

технико-внедренческих зонах, ориентированных на разработку и освоение новых продуктов для экспорта. Разработка инновационного продукта для экспорта является крайне важным условием для внедрения в практику внешнеэкономической деятельности прогрессивных ее форм.

В рамках инновационно-экспортоориентированных особых экономических зон должна присутствовать опытно -экспериментальная инфраструктура, посредством которой инновации подготавливаются к внедрению в промышленное производство. Опытно-эксп еримен-тальная инфраструктура служит фундаментом кооперации малого экспортоориентированного бизнеса, образования и промышленности в инновационно-экспортоориентированном кластере. Ресурсы промышленных предприятий сосредотачиваются на расширении производства, а ресурсы наукоемких компаний - на освоении новых видов инновационной экспортопригодной продукции. Таким образом происходит формирование и развитие экспортного потенциала промышленных предприятий.

Систематический анализ и эффективное использование положительных факторов развития будет способствовать формированию и развитию собственного экспортного потенциала конкретных промышленных предприятий.

1. Внешнеторговая деятельность промышленного комплекса: потенциал, факторы развития / Ю .Б. Порошин, В.С. Круглов и др. Саратов, 2005.

2. Круглов В. С. Перспективы расширения отечественно -го экспорта готовой продукции на мировые рынки // Вестник СГСЭУ. 2010. №5 (34).

3. Медведев П.М. Факторы эффективности экспорта российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.

4. Об одобрении Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышлен-ной продукции в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2003 г. № 1493-р.

5. О порядке предоставления государственных гарантий РФ для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции: Постановление Правительства РФ от 16 сент. 2006 г. № 571.

6. Порошин Ю.Б., Круглов В.С. Развитие приграничного сотрудничества как фактор стимулирования внешнеэконо -мической деятельности и российского экспорта // Вестник СГСЭУ. 2009. №5 (29).

7. Спартак А.Н. Внешняя торговля России: этапы разви-тия (послереволюционный период) // Внешнеэкономический бюллетень 2004. № 12.

8. Швыдкий В.В. Теория и практика формирования и реализации экспортного потенциала предприятий. М., 1999.

УДК 338.436.33 М.В. Селюков,

Л.В. Усатова

О РОЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

В статье рассматриваются роль и значение процесса формирования целевого подхода в управлении, особенности разработки целей развития регионального агропромышленного комплекса, описываются основные целевые ориентиры социально-экономического развития агропромышленного комплекса Белгородской области. Представлен подход, повышающий интеграционный потенциал разрабатываемых целей развития агропромыш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.