Организационный этап представлен проектным менеджментом, разработкой стратегии продвижения готового продукта. При венчурном финансировании отслеживание данного этапа берет на себя управляющая компания и консалтинговый совет. В случае частного инвестирования этим занимается сам бизнес-ангел, используя свои предпринимательские способности.
Институциональное обеспечение производственного и сбытового процессов необходимыми нормами и правилами способствует его стабильному функционированию.
Анализируя черты и проблемы, характерные для каждого из этапов производственного цикла, можно сделать вывод, что основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в ЮФО является отсутствие необходимых институциональных, организационных и информационных условий для деятельности венчурных предприятий и венчурных инвесторов. Для развития данных направлений актуально формирова-
ние эффективного механизма государственного регулирования и стимулирования венчурного предпринимательства.
1. Белая книга. Как развивать малый и средний инновационный бизнес. Программа сотрудничества ЕС и России ТааБ / под ред. А. Медведева. СПб.: РИКОН, 2006.
2. Иншаков О.В. О стратегии развития южного макрорегиона России (методологические и методические проблемы формирования). Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003.
3. Иншаков О.В. Экономическая генетика как методологическая и теоретическая основа наноэкономического анализа // Вестник Волгоградского государственного университета. 2008. № 1 (12).
4. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. №1.
5. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития / В.А. Демидов, Н.Н. Лебедева, О. С. Олейник. Волгоград: ВолГУ, 2008.
УДК 338.45:621 И.А. Русаков
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
В статье анализируется связь между объемами партий запуска изделий на промышленных предприятиях и уровнем запасов незавершенного производства. Автором предлагается рассматривать время переналадки оборудования как фактор, влияющий на объемы незавершенного производства. Статья содержит теоретический расчет эффекта от сокращения времени переналадки оборудования. Проведена группировка факторов сокращения времени переналадки оборудования и даны статистические результаты исследования, в которых отражено влияние каждого из факторов. Приведен алгоритм действий по оптимизации процесса переналадки оборудования. Автором выведена формула расчета снижения уровня запасов в результате сокращения времени переналадки оборудования.
Ключевые слова: переналадка оборудования, партия запуска изделий, незавершенное производство, запасы.
I.A. Rusakov
MAJOR TRENDS IN REALISING EXPORT POTENTIAL OF NATIONAL MACHINE BUILDING ENTERPRISES
The article analyzes connection between product launch party sizes at the industrial plant and inventory levels of work in progress. The author proposes to consider the changeover times of equipment as a factor influencing the volume of work in progress. The article contains the theoretical calculation of the effect of reducing changeover times of equipment.
In the scientific work carried out grouping factors reducing changeover times of equipment and presents statistical results of the study reflecting the impact of each factor. The article presents a sequence of actions to optimize the process changeover. The author derived a formula for calculating the reduction in inventory levels by reducing changeover times of equipment.
Key words: changeover of equipment, product launch party, work in progress, inventory.
Проблема экспортного потенциала предприятий подробно стала рассматриваться в научной литературе сравнительно недавно, с начала 90-х гг прошлого столетия, когда основным субъектом народного хозяйства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, стало отдельно взятое промышленное предприятие.
Некоторые исследователи предлагали определять экспортный потенциал предприятия как «совокупную способность предприятия создавать и производить конкурентоспособную продукцию на экспорт, продвигать ее на внешние рынки, выгодно реализовывать там товары и обеспечивать требуемый уровень обслуживания» [7, с.14].
В дальнейшем понятие экспортного потенциала предприятия было дополнено следующими характеристиками:
- анализ и оценка собственных экспортных (исследовательских, проектных, конструкторских, производственных, сбытовых и др.) возможностей предприятия;
- определение реальных возможностей смежников, партнеров по научно-технической и производственной кооперации, поставщиков материалов;
- оценка возможностей и выявление слабых мест транспортных организаций, почты, связи и других элементов инфраструктуры бизнеса;
- определение возможных финансовых, таможенных, социальных рисков, макроэкономических условий хозяйствования; оценка их уровня и влияния на устойчивую деятельность предприятия [1, с. 325].
Большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, отмечают воздействие на реализацию экспортного потенциала внутренней и внешней среды предприятия. Внешняя среда представлена поставщиками, потребителями, конкурентами, государственными органами, законами. Причем набор этих факторов, их совокупность и значимость каждого в отдельности могут значительно варьироваться в зависимости от страны осуществления экспортной деятельности [2].
Российская Федерация традиционно представлена на мировой арене как поставщик энергоресурсов, сырья и продукции их первичной переработки. Рост экспорта обусловлен увеличением поставок за рубеж нефти, газа и других сырьевых ресурсов при снижении доли продукции машиностроения (рис. 1 - 2). Доля поставок продукции предприятий машиностроения в структуре отечественного экспорта под воздействием различных факторов снижается. На сегодняшний день экспорт имеет крайне неблагоприятную структуру, идущую вразрез с общемировой структурой экспорта.
12,0
10,0
8,0
6,0
4.0
2.0 0,0
10,4 9,5
7,8
4^,6 -5,8
• 4, ■ 4,9
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рис. 1. Изменения доли продукции машиностроения в структуре российского экспорта, %
20 475
20 000 19 000
16 000
16 616
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рис. 2. Динамика российского экспорта продукции машиностроения, млн дол
Значительное сдерживающее влияние на развитие экспортного потенциала отечественных предприятий машиностроения оказывают следующие факторы:
- низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего машинотехнических изделий;
- тяжелое финансовое положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности и конверсионных производств;
- недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции;
- несовершенная транспортная инфраструктура, обеспечивающая российский экспорт;
- недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства российских предприятий;
- разрыв традиционных производственных связей на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы, свертывание сотрудничества со многими партнерами из развивающихся стран;
- сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом;
- низкий международный рейтинг надежности России для кредитов и инвестиций [5].
Приоритетом отечественной внешнеэкономической политики должна стать поддержка развития экспорта машинотехнической продукции, реализации экспортного потенциала предприятий машиностроения. Это должно стать приоритетным направлением внешнеэкономической политики страны и промышленных предприятий.
Перспективным направлением реализации экспортного потенциала предприятий машиностроения является создание при участии государства финансово-промышленных групп и консорциумов экспортной ориентации . Реализация конкретных экспортных проектов должна опираться на четкую оценку конкурентных преимуществ России, связанных как с дешевизной рабочей силы, так и с накопленным интеллектуальным и технологическим потенциалом, включающим в себя опережающие технические идеи и разработки оборонных производств и научно-исследовательских институтов.
С позиций расширения российского машинотехнического экспорта на традиционные рынки ближнего зарубежья важное значение имеют подписанные Россией и государствами-участника-ми СНГ соглашения об общих условиях и механизме поддержки и развития производственной кооперации и о льготном таможенном режиме для участников такой кооперации [5]. Это важно с точки зрения восстановления хозяйственных связей, вовлечения России в интеграционные процессы и технологические цепочки нарождаю-
19 559
17 795
щихся межнациональных производственных комплексов. Объективные предпосылки развития сотрудничества с государствами-участниками СНГ определяются наличием общей границы, транспортных артерий, хо -зяйственной инфраструктуры, схожего финансового устройства, культурных традиций и языка.
Необходимы усилия по расширению экспорта в относительно благополучные страны Восточной Европы, которые заинтересованы не только в сырье и энергоносителях, но и в создании сборочных производств, восстановлении и развитии кооперации, техническом обслуживании поставленного оборудования и т.д.
Перспективным направлением является активизация торгово-экономического сотрудничества с развивающимися странами, имеющими интерес к развитию технического содействия, получению технологического опыта и ноу-хау, товарных поставок.
Одним из основных направлений сотрудничества России с зарубежными партнерами на ближайшую перспективу следует считать сооружение объектов энергетики, в том числе атомной, строительство и реконструкцию предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспорта, ирригации и др. Расширение военно-технического сотрудничества с зарубежными странами является одним из наиболее мощных и эффективных рычагов развития наукоемкого машинотехнического экспорта.
Дополнительные возможности увеличения российского экспорта открываются при кооперации малых и крупных предприятий в производстве продукции, потенциально конкурентоспособной на внешнем рынке. Это может быть как сотрудничество малых предприятий с традиционными экспортерами машинотехнических изделий, позволяющее последним не передавать на откуп иностранным посредникам доведение продукции до западных потребительских стандартов, поручая эти операции отечественным субподрядчикам, так и доработка небольшими инновационными фирмами технологичной и качественной продукции конверсионных производств в части экспортного дизайна и комплектации.
Важным элементом реализации экспортного потенциала предприятий машиностроения является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества. Для российских предприятий основной формой реализации собственного экспортного потенциала являются внешнеторговые операции. Мировой практике известно более 20 основных форм экономического сотрудничества, причем многие применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими [3]. В последние годы получили распространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, переработка давальческого сырья, международный лизинг, инжиниринг, создание свободных экономических зон, международная кооперация в различных своих формах.
Международная промышленная кооперация экономически выгодна, поскольку во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен.
Международная промышленная кооперация стала ускорителем структурной перестройки промышленно-
сти, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий. Важность развития международного кооперирования объясняется прежде всего постоянной тенденцией повышения капиталоемкости выпуска новой продукции, что требует огромных финансовых ресурсов. Международная кооперация производства дает возможность значительно сократить время подготовки производства новых товаров и уменьшить их капиталоемкость.
Можно выделить следующие факторы развития экспортного потенциала предприятий машиностроения на основе использования международной кооперации:
1. Повышение качества. Мировой опыт показывает, что компании редко имеют возможность обеспечить каждый этап производственного процесса. За рубежом уже давно существует производственная специализация: компании специализируются на определенном бизнес-процессе, за счет чего обеспечивается высокое качество и относительно низкие цены. Повышение уровня качества также достигается путем строгого следования индустриальным стандартам и сертификации производственных процессов (что находит отражение в наличии признаваемого во всем мире сертификата !БО 9001). Многим отечественным предприятиям необходимо также отказаться от «двойного стандарта» в под -ходе к российскому (внутреннему) потребителю и зарубежному (экспортному).
2. Экономия ресурсов и снижение затрат. Для многих российских компаний актуальна проблема модернизации производственных технологий, обновления модельного ряда, продвижения продукции на рынке. В условиях экономии кадровых и финансовых ресурсов предприятия закрывают отдельные производства, за счет чего получают возможность развития приоритетных направлений. Благодаря концентрации на приоритетных направлениях деятельности компании достигают повышения качества своей продукции.
3. Повышение производительности труда. Производительность труда в России примерно в 5 раз меньше, чем в США. Это объясняется не только отличием в технологиях, но и разным подходом к бизнесу Благодаря международной кооперации профессионалы имеют возможность сконцентрироваться на главной работе, тем самым повышая производительность своего труда.
4. Доступ к передовым инновационным техноло-гиям, включая нанотехнологии. Специализированная компания раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками и быстрее их внедряет в производство. В свою очередь, отраслевые компании, используя кооперацию, получают комплектующие, произведенные по передовым технологиям, не тратя время и ресурсы на их разработку
5. Обеспечение экономической эффективности производства. Приобретая качественные комплектующие в рамках международной кооперации, предприятия экономят сопоставимые с западными компаниями инвестиции в развитие основных средств вспомогательных производств.
6. Снижение транзакционных издержек. Еще один «ресурс» более низких затрат некоторых российских компаний - небольшая доля амортизации в себестои-
мости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств. Сегодня производство в России не всегда дешевле, чем даже в развитых странах Запада. В том числе это объясняется использованием многими российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. Приход в Россию контрактных производителей может резко сократить технологическое отставание в производстве средств связи и электронных изделий, даст российским разработчикам импульс к активизации, а также позволит большему количеству российских предприятий научно-технического профиля выйти и/или закрепиться на мировом рынке высоких технологий, объединив преимущества фундаментальной научной базы с современными индустриальными технологиями серийного производства заданного качества [6].
Дальнейшее развитие экспортного потенциала российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможны без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. Анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритет-
ного развития международной кооперации в производстве и экспорте машинотехнической, в том числе наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М.: Банки и биржи, 1995.
2. Круглов В.С., Александрова О.А. Анализ факторов экспортной деятельности промышленных предприятий // Вестник СГСЭУ 2007. №16 (2).
3. Порошин Ю.Б., Круглов В.С. Промышленный экспорт в условиях глобализации: Саратов: СГСЭУ, 2009.
4. Порошин Ю.Б., Сидорова Е.Ю. Поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий // Вестник СГСЭУ. 2007. №16 (2).
5. Программа развития международных и внешнеэкономических связей Саратовской области на 1998 - 2003 годы. Саратов, 1998.
6. Развитие внешнеторговой деятельности предприятий на основе международной промышленной кооперации / Смле-вец Д.О., Порошин Ю.Б и др. Саратов: СГСЭУ, 2006.
7. Токарев Ю.В. Формирование и использование экспортного потенциала (на примере промышленных предприятий): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 1997.
удк 658.56 А.Р. Сайфутдинов
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СМК НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Цель статьи - раскрыть особенности и обозначить этапы организации СМК на малом предприятии. Предметом исследования является документирование распределения управленческих ролей в малом бизнесе. В малых предприятиях на первый план выходит роль политика, информационные роли имеют меньшее значение. Выявлен основной конфликт с принципами менеджмента качества, особенно жестко регламентирующими распределение ролей и ответственности в организации. Эффект достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более упрядоченной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг, а также улучшения деятельности организации в целом. Статья предназначена для специалистов в области менеджмента качества.
Ключевые слова: менеджмент малого предприятия, качество, конкурентоспособность, организация.
A.R. Saifytdinov
FEATURES OF ORGANIZATION SMK AT SMALL ENTERPRISE
The paper aims at revealing features and stages of organizing SMK at small enterprises. The paper studies documenting of distribution of administrative roles in small-scale businesses. In small enterprises the role of politician comes to the foreground, and the information roles have smaller significance. The author identifies the major conflict with the principles of quality management especially rigidly regulating roles and responsibilities in the organization. The effect is achieved by increasing satisfaction of consumers, more effective coordination of work, achievement and maintenance of an adequate level of production quality or services quality, and also improvement of activity of the organization as a whole. The paper is intended for experts in the field of quality management.
Key words: small enterprise management, quality, competitiveness, organization.
Известно, что в малом бизнесе распределение уп -равленческих ролей существенно отличается от «штатного расписания» корпоративных менеджеров. В малых предприятиях актуализируется роль политика, так как каждый менеджер должен продвигать свою не очень известную, но развивающуюся фирму Важна роль предпринимателя: менеджеры должны подходить к своей работе творчески, генерировать и реализовывать новые идеи, способствующие повышению конкурентоспособности компании. Роли лидера и информационные роли имеют меньшее значение.
Многие менеджеры современных малых предприятий - настоящие лидеры: они доносят до подчиненных свое видение цели и высшей миссии, мотивируют их к труду выдвижению новых идей, в случае необходимости удаляют целые уровни вертикальных организационных структур. Очевидно, что в малых предприятиях менеджеры должны уделять особое внимание ролям главы (коммуникация с общественностью), лидера (успеш -ная мотивация работников при меньших финансовых возможностях) и распределителя ресурсов (изыскание и использование государственной и частной помощи).