Научная статья на тему 'Конкурентоспособность коммерческого банка и ее связь с программно-аналитическими средствами в сегменте кредитования юридических лиц'

Конкурентоспособность коммерческого банка и ее связь с программно-аналитическими средствами в сегменте кредитования юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / БАНКОВСКИЕ ПРОГРАММЫ / КРЕДИТНЫЙ ПРОЦЕСС / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эзрох Ю.С.

В статье определены основные этапы осуществления процесса кредитования юридических лиц. На основании этого приведен анализ целесообразности использования специальных программно-аналитических средств на каждом из этапов через призму получения практической пользы и удобства использования кредитными специалистами и как фактора, оказывающего влияние на конкурентоспособность банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность коммерческого банка и ее связь с программно-аналитическими средствами в сегменте кредитования юридических лиц»

Удк 336.71

конкурентоспособность коммерческого банка и ее связь с программно-аналитическими средствами в сегменте кредитования юридических лиц

Ю. С. ЭЗРОХ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банковского дела Е-mail: ezroh@mail т Новосибирский государственный университет

экономики и управления

В статье определены основные этапы осуществления процесса кредитования юридических лиц. На основании этого приведен анализ целесообразности использования специальных программно-аналитических средств на каждом из этапов через призму получения практической пользы и удобства использования кредитными специалистами и как фактора, оказывающего влияние на конкурентоспособность банка.

Ключевые слова: кредитование юридических лиц, банковские программы, кредитный процесс, кредит.

Коммерческий банк - субъект предпринимательской деятельности, ежедневно осуществляющий большое количество операций, совершаемых клиентами, органами власти и собственными сотрудниками. К их числу относятся:

- переводы со счетов юридических и физических лиц;

-транзакции по эмитированным пластиковым картам;

- операции по собственным банкоматам и т. д.

Банки активно внедряют автоматизированные

системы учета ввиду того, что они обязаны соблюдать абсолютную точность и высокую скорость отражения операций. Кроме того, их использование определено на законодательном уровне: «.. .суммы, отраженные по счетам аналитического учета, долж-

ны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета» [2].

В России широкое распространение получили такие как программы, как Diasoft, ЦФТ ИБСО и т. д. Некоторые банки используют программы собственной разработки. Для отдельных видов операций (обслуживание карточных счетов, кредитных лимитов, связанных с ними, и т. д.) нередко применяют специальные программные комплексы (например OpenWay), данные по которым в дальнейшем загружаются в основную программу в синтетическом (обобщенном) виде.

Не вызывает сомнений, что выполнение такой валовой, механистической работы удобнее совершать с помощью автоматизированных компьютерных программ. При проведении, например, платежного поручения от сотрудника не требуется осуществления «творческих» процессов. Наоборот, все действия строго регламентированы инструкцией: клиент в платежном поручении однозначно указывает, что с его уникального счета необходимо перевести определенную сумму на счет другого уникального контрагента.

Особенности кредитного процесса в сегменте юридических лиц на первоначальном этапе рассмотрения заявки. Исходя из предпосылки четкой

Примечание. Равномерным пунктиром указаны иные подразделения банка, которые могут участвовать в кредитном процессе не всегда, - это зависит от масштабов сделки и внутренних регламентов конкретных банков.

Рис. 1. Общая схема осуществления кредитного процесса в сегменте юридических лиц

в коммерческом банке: РВПС - резервы на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности;

РВП - резервы на возможные потери

регламентации всех банковских процедур, некоторые кредитные организации внедряют узкоспециализированные программы и для других видов своей деятельности, в том числе для организации кредитования юридических лиц. Действительно, внутренние положения по кредитованию (особенно в сегменте малых и средних предприятий - МСБ) обычно содержат четко определенный перечень документов, сделки проводятся по большей части стандартные, схемы составления отчетности едины и т. д. В связи с этим некоторые банки (в том числе крупные) активно применяют в своей деятельности подобные программно-аналитические модули. Целями (и оправданием значительной стоимости первичной лицензии, стороннего и внутреннего сопровождения) внедрения таких систем являются:

- снижение рисков банка;

- увеличение производительности сотрудников;

- рост конкурентоспособности коммерческого банка.

Кредитный процесс в сегменте юридических лиц в коммерческом банке можно разделить на несколько основных этапов (рис. 1).

Зададимся вопросом: какие процессы могут быть автоматизированы и насколько это упростит и ускорит кредитный процесс? Под финансовой частью экспресс-анализа обычно понимается формальная оценка финансового состояния, проводимая путем занесения квартальной (годовой) отчетности в специальную программу, которая автоматически рассчитывает основные и дополнительные финансовые коэффициенты, на их основе строит графики, диаграммы и т. д. Стоит отметить, что возможностей системы Microsoft Excel для выполнения данной работы достаточно при грамотной предварительной настройке макросов1 [3]. На этом этапе обычно не исследуются обороты по расчетным счетам, не анализируются расшифровки строк баланса и т. д. Если по итогам экспресс-анализа и предварительным переговорам заявка переходит на следующий этап, то кредитным специалистам введенные с использованием единой программы данные (квартальная отчетность) можно не заносить второй раз. С другой стороны, для получения

1 Макрос - набор инструкций, которые сообщают программе (такой как MS Word или MS Excel), какие действия следует выполнить, чтобы достичь определенной цели.

такой же экономии времени файл Excel, где была отражена информация, отдел привлечения может переслать в кредитный отдел.

Этап сбора необходимых документов обычно выполнятся путем личного предоставления документов клиентом либо (в некоторых случаях) по электронной почте. Но следует учитывать, что при анализе скан-копий увеличивается риск внесения несанкционированных исправлений в документы. Здесь необходимо разграничивать реальные риски, возникающие, например, при предоставлении копий паспортов поручителей. При получении оборот-но-сальдовых ведомостей по электронной почте, дальнейшем их удостоверении директором до подписания кредитного договора риск, по мнению автора, минимален.

Может ли клиент в такой ситуации предоставить недостоверную информацию? Конечно. Например, у клиента есть дебитор, который находится в состоянии банкротства. Его задолженность будет отражена в развернутой оборотно-сальдовой ведомости за последний квартал или год как дебетовое сальдо. Если клиент не осуществлял платежей, то по нему будут отсутствовать кредитовые обороты (т. е. нет проводки поступления денежных средств на Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»). Маскировка данной ситуации может заключаться в искусственном добавлении дебетовых и кредитовых оборотов. Причем наиболее «дальновидные» клиенты соблюдут небольшое неравенство этих оборотов за период. Можно ли проверить это? Проверка осуществляется путем анализа первичных документов или при самостоятельном использовании бухгалтерской программы у клиента. Для исполнения первого и/ или второго пути у кредитного специалиста обычно недостаточно времени2, особенно если это малое или среднее предприятие, срок рассмотрения заявки которого традиционно существенно короче, чем по крупным корпоративным клиентам.

Таким образом, на втором этапе кредитного процесса применение специализированных программ (за исключением обычной электронной почты) практически нецелесообразно.

Обеспечивающие подразделения в процессе рассмотрения кредитной заявки. Один из наиболее ответственных этапов реализации кредитного

2 И умения, так как объем знаний в этой области у экономистов по специальности «финансы и кредит» существенно меньше, чем по специальности «бухгалтерский учет и аудит».

процесса - включение в работу юридического отдела, отдела безопасности, залогового отдела и отдела рисков. Кредитной политикой разных банков предусмотрены случаи, когда решения принимаются без заключений некоторых подразделений. Например, правоспособность заемщика - индивидуального предпринимателя может быть подтверждена заключением самого кредитного специалиста, так как это существенно проще, чем при анализе общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. При беззалоговых кредитах заключения отдела по работе с залогами не требуется. Также оценка некоторых видов материального обеспечения во многих банках делегируется сотрудникам кредитных подразделений:

- неспецифический автомобильный транспорт;

- права требования по контрактам (залог действующей или возникающей в будущем дебиторской задолженности) и т. д.

Для относительно небольших сумм кредитов малым и средним предприятиям обычно не требуется согласования риск-менеджеров банка. Это связано с тем, что при худшем развитии кредитного события (т. е. полном обесценении такой ссуды) устойчивость всего банка не должна пострадать.

Для составления заключения каждому из отделов передается определенный пакет документов (причем он неодинаков). Некоторые документы повторяются: и в юридический отдел, и в отдел безопасности предоставляются копии паспортов учредителей, поручителей. Также в отдел безопасности направляются некоторые юридические документы - копии свидетельств о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, основные документы по предполагаемому залогу -копии свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, паспортов транспортных средств.

Есть два основных пути передачи информации - копирование либо сканирование документов. Время, затрачиваемое на обработку каждым способом, примерно одинаково для равного количества листов. Однако с учетом отсутствия необходимости дублировать копии некоторых документов (например паспортов поручителей) процесс сканирования будет осуществляться быстрее.

Таким образом, по мнению автора, более удобным с точки зрения скорости организации кредитного процесса выглядит схема по созданию базы

сканированных документов, доступ к просмотру (без права удаления и корректировок) которых должен быть у всех принимающих участие в анализе подразделений. Попутно это упростит процедуру передачи служебных записок, так как отпадет необходимость составления актов приема-передачи документов.

В таком случае может возникнуть другая проблема, связанная с качеством сканирования3. В отличие от системы рефинансирования АИЖК, требующей моноцветных копий небольшого объема, коммерческий банк сам устанавливает для себя нормативы и ограничения в этой части. Соответственно некоторые документы можно будет сканировать в цветном виде либо установить в регламенте обязанность рассмотрения службами не совсем четких в части подписи (оттисков печатей) документов. При нахождении в территориальной близости (в одном здании) можно приносить «спорные» документы для реального обозрения.

Нужна ли на этом этапе специальная программа? Скорее - нет. Ведь хранение указанных сканированных копий организовывается IT-подразделением на своих (либо головного банка) серверах. Важным моментом является исполнение регламентных сроков рассмотрения заявок. В этой части необходим учет даты и времени направления запроса и получения ответа. Разница между ними является сроком исполнения работы конкретным подразделением. Для контроля времени, затраченного на анализ обеспечивающими службами, необходим автоматизированный учет. Это может быть организовано как в Excel-файле (причем гораздо проще, чем при оценке финансового состояния), так и с помощью и более продвинутых систем - Quick Flow4 - QF.

Эта система работает в программе Lotus Notes, с помощью которой во многих коммерческих банках построен доступ к электронной почте сотрудников. QF позволяет направлять служебные записки сотрудникам других подразделений. По сути для пользователя она представляет собой вариант направления служебной записки, как и через обычную электронную почту, но с дополнительными особенностями. Через QF можно устанавливать несколько уровней согласующих лиц. Например, для начала рассмотрения заявки кредитного специалиста юри-

3 Имеющие представление о процедуре рефинансирования ипотечных кредитов через систему ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» могут оценить схожесть проблем работы экспертов со сканированными копиями.

4 Быстрый поток: пер. с англ.

дическим отделом она должна быть завизирована начальником кредитного подразделения. Возможен вариант организации «электронного» кредитного комитета, когда при отрицательной визе одного или нескольких членов голосование продолжается и т. д. Важным аспектом системы считается возможность установления сроков исполнения (визирования) документов, что позволит его контролировать.

Финансово-экономический анализ предприятия. На четвертом этапе, который может проходить параллельно с рассылкой документов в заинтересованные подразделения, организуется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, оценка его кредитоспособности и перспектив погашения кредита. Итогом комплексного анализа (вкупе с заключениями отдела безопасности, залогового и юридического отдела) является кредитное заключение, обобщающее информацию, а также конкретное предложение кредитного отдела, которое подлежит согласованию (при необходимости) с кураторами из головного банка. Не останавливаясь подробно на особенностях составления кредитного заключения, отметим, что по стандартным продуктам оно состоит из нескольких основных разделов -сегментов информационных данных:

- о предполагаемой сделке;

- о заемщике и связанных лицах;

- о предпринимательской деятельности заемщика и связанных лиц;

- о предлагаемом обеспечении;

- анализ финансового состояния заемщика и связанных лиц;

- краткие выводы ответственных служб;

- прочая информация;

- итоговые выводы и конкретное предложение об условиях предоставления кредитного продукта, в том числе о резервировании (категория качества, ставка и т. д.).

специальные программы по составлению кредитных заключений. Каждый банк вводит свою унифицированную форму кредитного заключения. Его заполнение может быть оформлено в файлах Word или Excel, а также в специализированных программах. Одной из таких систем является аналитический комплекс «П5» (АК «П»). Информация о его работоспособности, качестве и иных пользовательских характеристиках является частным

5 Автор не указывает названия данного комплекса, так как его целью является научный анализ, а не создание рекламы или антирекламы конкретного продукта.

Рис. 2. Макет формы заполнения данных «Описание используемых помещений» АК «П».

мнением автора, сформированным по итогам фактической апробации. На ее основе предпринята попытка определения целесообразности применения программно-аппаратных средств для организации и осуществления кредитного процесса в коммерческом банке. Это необходимо для оценки преимуществ использования программных средств перед «обычными» заключениями, выполненными в текстовом редакторе Word или табличном редакторе Excel.

Алгоритм использования заключается в занесении ряда количественных показателей, качественных характеристик (определяемых экспертным путем), а также текстовых комментариев - описание вида деятельности, особенности предлагаемой сделки, пути возможного сотрудничества и т. д. Схема заполнения кредитного заключения банальна и почти неотличима от «обычной» схемы составления кредитного отчета. В чем тогда заключаются преимущества ее использования? Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть процедуру использования предложенной программы.

В настоящее время значительная часть субъектов предпринимательства представляют собой группу компаний, объединенных общими учредителями и нередко имеющих общего директора. Это делается для оптимизации налогообложения, отнесения разных видов предпринимательства на разных юридических лиц и т. д. 6 В такой ситуации необходимо заполнение карточки клиента по каждому юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), а также создание группы компаний. Карточка клиента представляет собой перечень из 52 обязательных для заполнения полей, включающих помимо данных ОГРН, применяемой системы налогообложения, вида экономической деятельности:

6 Для малых предприятий число связанных фирм обычно составляет 2-3, для средних - до 5-7 и т. д.

- данные по поставщикам и покупателям, включая условия расчетов (в процентах) по факту, предоплате и отсрочке;

- описание бизнеса с выделением структуры (например торговля - 80 %, производство - 20 %);

- описание используемых помещений.

В 14 графах необходимо заполнять отдельные табличные формы (рис. 2), причем при открытии новой следует вручную добавлять необходимое количество строк нажатием на специальную клавишу (десять строк - десять нажатий). Таким образом, для заведения информации в такие таблицы требуется совершить как минимум в два раза больше итераций7, чем при использовании продуктов MS Office.

С одной стороны, возникает вопрос о целесообразности указания чрезмерного количества данных. Это становится тем более актуальным, чем большее количество связанных компаний анализируется в сделке. Например, если бизнес клиента ведется четырьмя связанными компаниями, которые зарегистрированы по одному адресу, а их единственным участником и директором является одно лицо, то в аналитическом комплексе «П» заводятся четыре отдельные карточки. При этом отсутствует возможность копирования сведений из одной карточки клиента в другую: необходимо каждый раз вводить одну и ту же информацию. Кроме того, для корректного отражения информации (в частности о доле различных видов бизнеса в деятельности предприятия) приходится составлять отдельные на каждую компанию отчеты о прибылях и убытках. В большинстве случаев это неудобно, так как бизнес обычно общий, т. е. при анализе управленческого учета сложно разделить доходы и расходы по отдельным юридическим лицам. Для анализа как раз необходимо составлять общий отчет с выделением

7 Путем наведения указателя «мышки» и нажатия ее левой кнопки.

16

финансы и КРЕДИТ

^ Заявки и сделки

Контрагенты В сО Группа компаний

Информация по заёмщику Ш Отчетность В ^ Экспертные данные по заемщику ¿д по сделкам Ц Расчеты и контроль данных Сделки В ¡¡§1 Отчеты

В [£} Регламентные отчеты

Проверка наличия информации для расчета рейт> Методика оценки кредитного риска субъектов М' [_] Рейтинг залогодателя/поручителя/связанной ко*' _ Данные по формам отчетности Данные по экспертным показателям В [Д, Аналитические отчеты

||г] Данные по формам отчетности ¡||1] Данные по вычислимым показателям сделок ¡|||] Данные по экспертным показателям Обороты по расчетным счетам ¡_] Кредитное резюме (новая форма) Ц Отчет ПЛО

[Р] Форма профессионального суждения Прикрепленные файлы ^ щщЛ

11_I 21

► «щ

ТЖ"

Дата: Р -

Контрагент Je де лки|

1 Данные Описание Ж

B-DB Методи ;••■□ Q? Мето =•■■ □ ф Мето ки __

дика расчета финансовых коэффициентов для резюме

дика оценки финансового положения субъекта МСБ

□ □В.ВЫЧИОН й-ШВмсб. 1мые покс тодика о азатели ¡ценки кредитных рисков мсб (показатели контрагента) а расчета рейтингового балла и вероятности дефолта для заемщике р 1 осн >вни принятия решения по показателям (ОСН, сектор 1)

В □£> Методик

Е 3-D С Ч Секто

В-[ ИВУрс

•••□ Капитал и резервы/ активы (балл, сектор 1) Данных нет

■•■□ & Прибыль до налогообложения/ обязательства (балл, сектор 1) Данных нет

•••□ ^ Денежные средства/активы (балл, сектор 1) Данных нет

Рентабельность активов (балл, сектор 1) Данных нет

•■■□ ¿Ъ, Кредиторская задолженность/выручка (балл, сектор 1) Данных нет

□ ii Нераспределенная прибыль/ краткосрочные обязательства (балл, cet Данных нет

- □ & Срок от даты регистрации (балл, сектор 1) Данных нет

! в 3-D Расчет вероятности дефолта (сектор 1)

| 0 D Расчет рейтингового балла/группы ОСН (сектор 1)

3- □ ЁЗ Сектор 2 ОСН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 □ ^ Сектор 3 ОСН

Е) Сектор 4 ОСН

3" □ Итоговый рейтинговый балл/ группа и вероятность дефолта ОСН

□ □ IZ-? Показатели, используемые для расчета рейтингового балла ОСН

Ё □ |1_> Проверка наличия информации для расчета рейтингового балла

! в В- П Методика расчета рейтингового балла и вероятности дефолта для заемщико! d

Рис. 3. Часть рабочего экрана АК «П»

доходов от конкретных направлений деятельности, а не юридических лиц.

Аналогичные сложности возникают при отражении нескольких сделок для одного заемщика. Например, клиент подал заявку на получение возобновляемой кредитной линии на пополнение оборотных средств, кредита на погашение обязательств перед другим банком и трех гарантий для участия в различных торгах. Обеспечение по всем сделкам одно -поручительство собственников бизнеса и залог в виде нескольких нежилых объектов. Для корректного отражения данной информации приходится пять раз вручную заполнить один и тот же формуляр, подробно описав одно и то же обеспечение, включая его количественные (оценочная стоимость, залоговый коэффициент, наличие страховки) и качественные (описание объекта) характеристики. Техническим решением, упрощающим работу кредитных специалистов, была бы возможность копирования сделок с внесением корректировок.

В целом необходимо отметить чрезмерную бюрократичность программы и создание чрезмерно «глубоких» вложений (рис. 3). Дополнительной проблемой является то, что разные данные заносятся в разные вкладки.

В дальнейшем кредитному специалисту становится все труднее сохранять и анализировать все име-

ющиеся данные, расположенные в разных местах программы. Конечно, при использовании системы Word или Excel информация тоже располагается на разных страницах (или листах), однако однородные данные (например обороты по расчетному счету за разные месяцы) располагаются рядом, т. е. их можно быстро осмыслить и проанализировать. АК «П» предлагает заполнять однородную информацию в разные формы. То есть, если в Excel кредитный специалист заносит в соседние ячейки обороты за разные месяцы, то АК «П» в стандартном режиме предлагает создавать и заполнять форму для каждого периода8 (рис 4.).

Для получения возможности введения числовых данных нужно совершить семь итераций, т. е. вместо того, чтобы просто заполнить ячейку, специалист сосредоточивает внимание на прохождении этого пути. А если у клиента открыто несколько счетов, то необходимо каждый раз добавлять ячейки в выбранной форме. Разработчики предполагают, что если в одном месяце у компании три счета, то в следующем будет всего один. Не логичнее ли было бы после первичного заполнения создавать столько ячеек, сколько их было в первый раз?

Для чего производится введение паспортных данных учредителей, поручителей, залогодателей,

8 Необходимо отметить, что дополнительными манипуляциями можно и в АК «П» заполнять данные в «соседние ячейки».

asisi^I

Заявки и сделки □ Л Контрагенты

ви ооо

Информация по заёмщику В|£ Отчетность В ^ Экспертные данные

Ц Расчеты и контроль данных Сделки В ¡¿Й Отчеты

Прикрепленные файлы

В Л ГК

Информация по заёмщику Отчетность В Щ Экспертные данные

2 Расчеты и контроль данных (щ Сделки 0(01 Отчеты

Прикрепленные файлы

Ш

El

j Загрузка отчетности - ¡ '

В Стандарт отчетности: Нефинансовые компании

В Форма отчетности: Баланс (аналитический)

В Контрагент:.

Ezl Баланс (аналитический) за Февраль 2013 года

В Форма отчетности: Обороты по расчетным счетам

В Контрагент:

ЕЕ1 Обороты по расчетным счетам за Февраль 2013 года

ЕЗ Обороты по расчетным счетам за Март 2012 года

1!ш1 Обороты по расчетным счетам за Апрель 2012 года

Ц-0 Обороты по расчетным счетам за Май 2012 года

В Обороты по расчетным счетам за Июнь 2012 года

Обороты по расчетным счетам за Июль 2012 года

ЁЗ Обороты по расчетным счетам за Август 2012 года

ЕЭ Обороты по расчетным счетам за Сентябрь 2012 года

ЕЗ Обороты по расчетным счетам за Октябрь 2012 года

Обороты по расчетным счетам за Ноябрь 2012 года

Ё121 Обороты по расчетным счетам за Декабрь 2012 года

ЕЗ Обороты по расчетным счетам

Рис. 4. Часть рабочего экрана АК «П»

за Январь 2013 года

причем нередко несколько раз и в разных местах? Это может быть продиктовано возможностью автоматизированного создания кредитно-обеспе-чительной документации. После принятия положительного решения программа сама бы формировала кредитные соглашения, договора поручительства, залога и т. д. Однако на практике такая возможность отсутствует. Для какой цели тогда необходимо тратить время на заполнение этих полей?

Стоит отметить специфический юмор создателей этой программы. При введении контактных лиц предприятия АК «П» любезно предлагает выбрать одну из 94 предустановленных должностей. В числе прочих есть следующие вакансии: «гардеробщица», «охранник», «плотник», «комендант», «курьер», «рабочий склада-стропальщик» и т. д. Вероятно, разработчики программы предполагают, что при рассмотрении кредитных заявок часто возникает необходимость отражения контактных телефонов указанных лиц, работающих на предприятии. Аналогичный вопрос связан с необходимостью выбора валюты кредитования из 23 предустановленных, включая датскую крону и даже (!) СДР (имеет обращение только в МВФ). Наверное, не стоит останавливаться на опечатках, мелких шероховатостях и прочих не совсем корректных моментах, с которыми приходится сталкиваться кредитному специалисту (например, когда невозможно прочитать отдельных строк предустановленного списка) (рис. 5).

Некоторые специалисты в области банковского дела полагают, что анализ количественных взаи-

мосвязей между отдельными показателями форм отчетности не является важным. Действительно, в условиях непрозрачности ведения официального бухгалтерского учета, значительных искажений и т. д. квартальная отчетность в форме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках может быть недостоверной. К тому же с 2013 г. с введением в действие Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» у предприятий не возникает обязанности сдавать отчетность ежеквартально - только ежегодно. Взамен этого компаниям (кроме субъектов малого предпринимательства) необходимо ежеквартально подавать статистическую информацию в еще более расширенном виде по сравнению со стандартным квартальным балансом и отчетом о прибылях и убытках. Это говорит о том, что банки будут более активно использовать для анализа управленческую отчетность. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» его положения не применяются при создании информации, необходимой для составления экономическими субъектами отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями. Соответственно, при формировании управленческого баланса (УБ), отчета о прибылях и убытках (ОПиУ), отчета о движении денежных средств (ОДДС) должны выполняться некоторые равенства, обусловленные экономической взаимосвязью данных. Некоторые из математических связей трех форм отчетности можно представить в виде формул:

Примечание. Стрелками помечены «нечитаемые» места.

Рис. 5. Часть рабочего экрана АК «П»

ОПиУ

а + ЧПО

Вложения в

1) СК— СК

' УБ на конец периода

- Отвлечения из бизнеса(

бизнесоддс;

2) Денежные средства= Денежные

' ^ г УБ на конец периода ~

средства0ддс на конец периода;

3) Поступления денежных средстводдс—Выручка от реализации опиу+Изменение по предоплате от покупателей ЛЛГ

^ УБ на начало и конец периода

нение по товарному кредиту

- Изме-

УБ на начало и конец

периода

где СК — собственный капитал - аналог понятия «чистые активы», однако рассчитываемый по более широким параметрам управленческого учета.

Таким образом, если согласно отчету о прибылях и убытках предприятие стабильно приносит высолю прибыль, а величина собственного капитала не увеличивается или имеет тенденцию к снижению, необходимо более подробно остановиться на этом. Возможно, ОПиУ или баланс составлены неправильно (прибыль существенно завышена, размер собственного капитала занижен т. д.). Может быть, клиент выводит деньги из этого бизнеса в интересах нового предприятия или просто совершил крупную покупку (например квартиры, машины). Кроме того, существуют некоторые эмпирически выведенные закономерности, связанные с долей оборотных и внеоборотных средств для предприятий разных отраслей:

- для торговых - обычно характерно преобладание величины товарных остатков над величиной основных средств;

- для производственных - обычно доля внеоборотных средств значительна (30-50 % от валюты

баланса), не менее значительной должна быть доля запасов и товарных остатков.

Интересен и поиск оптимального соотношения величины собственного капитала и чистой прибыли предприятия в зависимости от срока работы предприятия.

Это далеко не исчерпывающий список соотношений, которые следует проверить и оценить. Безусловно, они не догматичны. Поэтому программа должна рассчитывать их и спрашивать комментарий кредитного специалиста. Если это объяснимо с точки зрения логики и особенностей ведения бизнеса клиента, в «нарушении» некоторых соотношений нет ничего страшного.

для пользователя данной программы было бы удобнее, если в ней были бы реализованы алгоритмы автоматизированного составления запросов в доступные базы данных. Например, любой желающий может в режиме реального времени проверить физическое или юридическое лицо на наличие задолженности перед службой судебных приставов. для этого необходимо зайти на сайт ведомства и создать информационный запрос в банке данных исполнительных производств. далее нужно ввести фамилию, имя и территориальный орган, а также указать проверочный код9. Похожий сервис реализован в отношении определения наличия непогашенной задолженности физических лиц по налогам и сборам, однако для получения запроса дополнительно необходимо знать ИНН лица. Важную информацию кредитный анали-

9 Он определяется визуально. На экране создается картинка, на которой нечетко нарисован некий набор букв и цифр. Он нужен для отсеивания автоматических циклических запросов от программ, формирующих базы данных.

рис. 6. Часть рабочего экрана системы «СПАРК-Интерфакс»

тик может получить в базах Высшего Арбитражного Суда - о выступлении потенциального заемщика в качестве ответчика, истца или третьей стороны.

Понятно, что если у клиента есть существенная задолженность по налогам, в его отношении открыто исполнительное производство или к нему заявлен иск на значительную сумму, то наиболее благоразумным шагом был бы отказ в кредитовании такого клиента. Подобные алгоритмы реализованы в системе «СПАРК-Интерфакс» и весьма удобны при практическом применении (рис. 6). Стоит отметить, что эти действительно полезные функции в АК «П» не реализованы.

Одним из завершающих этапов является расчет финансового состояния заемщика. Для этого запускается отдельная процедура. Если что-то заполнено неправильно, то программа выдаст ошибку. Однако в большом массиве данных, вводимых в разных окнах и вкладах, весьма непросто обнаружить недостаток. Для облегчения поиска в программе предусмотрен отдельный отчет, который лишь немного сужает место поиска. В такой ситуации кредитный специалист может потерять слишком много времени на поиски некорректно введенных данных. По мнению автора, в программе должна быть предусмотрена функция по определению точного места ввода некорректной информации.

При использовании программы АК «П» у автора сложилось впечатление, что ее созданием занималась группа программистов, не имеющих опыта реальной работы в кредитном подразделении банка. При этом программа перенасыщена техническими возможностями, не используемыми в реальной работе кредитного подразделения, а мно-

гие действительно необходимые функции отсутствуют.

К достоинствам такой системы можно отнести способность к накоплению данных обо всех сделках, проводимых в банке в целях формирования эмпирической базы для создаваемой скорринговой модели принятия кредитных решений. Однако, на взгляд автора, она может подходить только для небольших сделок (до 1-2 млн руб.), когда по экономическим соображениям10 нецелесообразно проводить полный финансово-экономический анализ деятельности предприятий. В иных случаях необходимо профессиональное суждение специалистов, построенное на финансово-экономическом анализе и их внутреннем убеждении в целесообразности (нецелесообразности) предоставления кредитного продукта.

Этапы принятия и реализации кредитных решений. Обычно после снятия замечаний курирующего подразделения рассмотрение заявки переходит на этап принятия решения уполномоченным лицом либо коллегиальным органом. В некоторых кредитных организациях ряд должностей предусматривает наличие лимита так называемой персональной ответственности, размер и порядок использования которого заранее определен11. Заседания кредитных комитетов могут происходить как в очной форме, так и в заочной, т. е. без личного присутствия. В первом случае по итогам заседания готовится протокол, который подписывают все присутствовавшие члены комитета. Основанием для исполнения принятого решения является выписка из протокола, которая формируется дополнительно.

10То есть, когда временные затраты сотрудников (которые легко перевести в заработную плату) выше планируемого дохода. Например, если сотрудник банка 10 дней будет рассматривать и выдавать кредит в сумме 1 млн руб., затраты банка могут быть выше суммы уплачиваемых процентов, уменьшенных на стоимость фондирования.

"Директоры филиалов некоторых банков могу иметь право единоличного решения по ряду кредитных продуктов. Например, по нецелевым кредитам - до 500 тыс. руб., по автокредитам -до 1,5 млн руб., по кредитам субъектам малого предприни-

мательства - до 5 млн руб. и т. д. (с учетом некоторых ограничений). Обычно устанавливается предельный размер либо по типам сделок, либо по совокупности на лицо, обладающее таким лимитом.

Заочное заседание может быть организовано как через обычную почтовую рассылку (с дальнейшим подписанием бумажного протокола заседания), так и через системы, подобные QuickFlow.

В случае принятия положительного кредитного решения назначается дата подписания кредитно-обеспечительной документации. Обычно в каждом банке вводятся типовые формы документов. Но сделки имеют свои особенности. Поэтому для многих пунктов договора предусмотрены различные варианты. В случае значительного объема сделок такой процесс может быть автоматизирован, т. е. один раз введенные данные о субъекте и параметрах сделки являются информационной базой формирования договоров. Вопрос о целесообразности делегирования функций составления документации также зависит от объемов и характера проводимых сделок. В целом необходимо отметить, что чрезмерное разделение обязанностей может вместо положительного конвейерного эффекта привести к излишней бюрократизации. Доказательством справедливости данного предположения является создание системы, когда один отдел готовит кредитный договор и договоры поручительств, а другой (залоговый) - договоры залога (в том числе ипотечные), а после этого юридический и кредитный отделы их визируют. При кажущейся логичности такого распределения труда он не совсем эффективен (особенно по небольшим сделкам): кредитному специалисту необходимо контролировать каждое

подразделение, что удлиняет сроки реализации

12

принятого кредитного решения12.

После выдачи кредита он передается на бухгалтерское сопровождение, т. е. происходит начисление/погашение процентов, выдача траншей в рамках открытых линий, погашение основного долга, создание и контроль резервов и т. д. Эти операции отражаются в основной банковской программе и обычно не требуют дополнительных новаций. Кроме того, не реже одного раза в квартал проводится мониторинг финансового состояния заемщика, что подразумевает введение квартальной бухгалтерской отчетности в специальную программу либо в разработанный файл типа Excel.

Вопросы автоматизации работы с проблемными просроченными ссудами - отдельное направление, требующее всестороннего анализа. Однако существуют и оригинальные предложения, особенно в

12Зачастую здесь работает принцип: «хочешь сделать хорошо -сделай сам».

наиболее массовом сегменте кредитования физических лиц [1].

дискуссионные выводы. Необходимо отметить, что активное применение компьютерных программ в целях автоматизации бизнес-процессов в коммерческом банке является реально существующей тенденцией в России на современном этапе. Появляются новые программы и алгоритмы построения работы, вносятся корректировки в уже разработанные системы. Основными целями автоматизации кредитного процесса в сегменте кредитования (в частности юридических лиц) считаются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение трудоемкости процесса;

- упрощение работы специалистов;

- снижение рисков банка.

Все это оказывает влияние на уровень конкурентоспособности коммерческого банка.

По сути, одной из «формул успеха» является превышение доходов, полученных от экономии времени сотрудников (т. е. увеличение их производительности), над затратами на покупку лицензии на программу, ее сопровождение и т. д. Дополнительным преимуществом становится ускорение рассмотрения заявки, что повышает конкурентоспособность кредитного продукта банка.

Особенностью организации кредитного процесса во многих банках является низкая зависимость скорости прохождения этапов кредитного процесса от наличия или отсутствия специальных программных средств. Никакая программа не сможет обеспечить ускорения рассмотрения заявки, если, например, заседания кредитного комитета проводятся один раз в неделю и еще пять дней готовится выписка из решения кредитного комитета. Проблемы управления и «настройку» кредитного процесса бессмысленно перекладывать на программу13. На скорость и качество принятого решения в относительно немассовом сегменте кредитования малых и средних предприятий, по мнению автора, в меньшей степени влияет наличие или отсутствие специальных программ. Любые коммуникации между сотрудниками в коммерческом банке при адекватном уровне заинтересованности могут быть осуществлены и по внутрикорпоративной электронной почте, и по телефону.

Отдельно стоит остановиться на программах, определяющих финансовое положение заемщика, - по

13А равно и на локальные нормативные акты, например, если во внутренней инструкции указано, что кредитно-обеспечи-тельная документация должна быть готова в течение 8 рабочих часов, а она по разным причинам готовится неделю.

типу проанализированного аналитического комплекса «П». При отсутствии в таких программах предустановленных возможностей по реальному анализу финансово-экономического положения заемщика целесообразность их использования видится неоднозначной. Разработчикам таких программ следует особое внимание уделять удобству использования и логике проведения кредитного анализа. Кредитный специалист как конечный пользователь данной системы не обладает глубокими IT-знаниями. Интерфейс программы должен быть интуитивно понятным, ее использование не может быть сложнее, чем работа с программами семейства MS Office.

Конечно, здесь напрашивается контрдовод о том, что это специфические программы, которые требуют серьезной подготовки, т. е. они априори не могут быть простыми в использовании. Хотелось бы отметить, что процедура рассмотрения кредитной заявки юридического лица, особенно субъекта малого и среднего бизнеса, несоизмеримо проще, чем проектирование ядерных ракет, которое происходит, по всей видимости, в сложнейших программно-вычислительных комплексах. При осуществлении кредитной работы специалисту необхо-

димо построить доверительные взаимоотношения с клиентом, запросить, получить и проанализировать значительный объем документов за сжатый период, поставить задачу и контролировать ее выполнение со стороны обеспечивающих подразделений (юридический, залоговый отделы и т. д.). Неправильно, если осуществление кредитного процесса в банке будет связано еще и с преодолением дополнительных трудностей по использованию недоработанных аналитических комплексов. Их внедрение должно сопровождаться тестовой работой в реальных кредитных подразделениях, а преимущества, которыми они обладают, быть очевидными.

Список литературы

1. Евлантьев С.Н. Юрцентр - инструмент legal-collection: создание и управление // Банковское дело. 2013. № 3.

2. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации: положение Банка России от 16.07.2012 № 385-П.

3. Что такое макрос? URL: http://www. codenet. ru/progr/vbasic/bit/Macros. php.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.