Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в процессе кредитования юридических лиц коммерческим банком'

Использование информационных технологий в процессе кредитования юридических лиц коммерческим банком Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2326
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитование / коммерческий банк / idef0модель / to obtain loans / commercial bank / idef0 model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линькова Вера Петровна, Линькова Анна Валерьевна, Карпушкина Юлия Александровна

Рассмотрен вопрос, посвященный процессу кредитования физических лиц в коммерческом банке. Показано, каким образом осуществляется моделирование бизнеспроцесса с помощью IDEF0модели. Сделан вывод о том, что разработанная IDEF0модель позволяет документировать важные аспекты любых бизнеспроцессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the question of the process of obtaining loans to customers in the commercial bank. The IDEF0 model describes these business process. In conclusion the article says that the IDEF0 method facilitates the modeling of the business as a complex system so it can be understood and improved.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе кредитования юридических лиц коммерческим банком»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК 336.71(075.8)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ

© В. П. ЛИНЬКОВА*, А. В. ЛИНЬКОВА**, Ю. А. КАРПУШКИНА**

*Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра информатики и методики преподавания информатики **Всероссийский заочный финансово-экономический институт каф. прикладной информатики e-mail: linmon@yandex.ru

Линькова В.П., Линькова А.В., Карпушкина Ю.А. - Использование информационных технологий в процессе кредитования юридических лиц коммерческим банком // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010.

№ 16 (20). С. 51 -58. - Рассмотрен вопрос, посвященный процессу кредитования физических лиц в коммерческом банке. Показано, каким образом осуществляется моделирование бизнес-процесса с помощью IDEFO-модели. Сделан вывод о том, что разработанная IDEFO-модель позволяет документировать важные аспекты любых бизнес-процессов. Ключевые слова: кредитование, коммерческий банк, IDEFO-модель.

Linkova V.P., Linkova A.V., Karpushkina J.A. - The information technology in the process of obtaining loans to customers in the commercial bank // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 51-58. - The article considers the question of the process of obtaining loans to customers in the commercial bank. The IDEF0 model describes these business process. In conclusion the article says that the IDEF0 method facilitates the modeling of the business as a complex system so it can be understood and improved.

Keywords: to obtain loans, commercial bank, IDEF0 model.

Процесс кредитования юридических лиц коммерческого банка в статье рассматривается на примере ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Пензенский» (Филиал «Пензенский» Акционерного коммерческого банка «Инвестиционный торговый банк» (ОАО)).

Для того, чтобы разработать функциональную модель кредитования клиента-заемщика необходимо описать работу кредитного отдела банка. деятельность кредитного отдела рассматривается с точки зрения сотрудника кредитного отдела.

кредитование является одним из основных видов операций, осуществляемых ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Пензенский». Развитие кредитования в целом и расширение базы кредитуемых клиентов является одной из приоритетных целей Банка, которой уделяется особое внимание.

При осуществлении операций кредитования Банк практикует взвешенный подход к клиенту с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов в различных кредитных продуктах.

Преимущества при кредитовании имеют постоянные клиенты Банка и клиенты, имеющие стабильные обороты по счетам и положительную кредитую историю.

кредиты выдаются как юридическим, так и физическим лицам.

кредиты выдаются юридическим лицам на следующие цели: расширение и развитие производства, осуществление торгово-закупочной деятельности, строительство и другие виды капитальных вложений, внедрение новых технологий и проведение реконструкции бизнеса, иные необходимые клиентам цели.

для кредитования юридических лиц Банк предлагает следующие виды кредитных продуктов: кредиты на пополнение собственных оборотных средств и на приобретение или модернизацию основных средств; коммерческие кредиты, кредитные линии (возобновляемые или револьверные), кредитные линии (не возобновляемые), кредитование расчетного счета - овердрафт при недостаточности, или отсутствии на нем денежных средств и для оплаты расчетных документов с банковского счета, кредитование для приобретения долговых обязательств Банка, долгосрочные кредиты/кредитные линии для финансирования инвестиционных проектов (инвестиционное финансирование), финансирование торговых операций; финансирование импортных операций.

кредитование осуществляется Банком, как в рублях, так и в иностранной валюте. Сроки предоставления кредитов:

кредитование расчетного счета - овердрафт осуществляется общим сроком не более 6 месяцев при сроке, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства Заемщика не более 60 календарных дней.

кредиты на пополнение собственных оборотных средств, предоставляются преимущественно на срок до 1 года, по согласованию с Заемщиком устанавливаются сроки оборачиваемости траншей кредитов (от 30 до 180 дней).

Кредиты на приобретение или модернизацию основных средств являются среднесрочным кредитным продуктом и предоставляются на срок от 6 месяцев до 5 лет, погашение кредита осуществляется по согласованному Банком и Заемщиком графику.

Инвестиционное финансирование, как правило, предоставляется для развития имеющихся направлений деятельности Заемщика на срок от 1 года до 5 лет.

Процентная ставка по рублевым и валютным кредитам определяется исходя из: ставки рефинансирования Банка России, стоимости ресурсов на финансовых рынках в данный момент, срока, на который предоставляется кредит, кредитной истории Заемщика, стабильности его работы по расчетному счету в ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Пензенский», финансового состояния Заемщика и вида обеспечения.

Условия предоставления кредита:

• местоположение регион Филиала;

• наличие расчетного счета в ИТБ;

• срок работы заемщика от 6 месяцев;

• срок кредита- до 3 лет;

• сумма кредита - до 5 млн. рублей;

• обеспечение- залог имущества, принадлежащего как заемщику (в т.ч. приобретаемого), так и 3-м лицам, личное поручительство собственников бизнеса;

• частично (до 50 %) кредит может быть обеспечен поручительством Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

ФАКБ «Инвестторгбанк»(ОАО) «Пензенский» имеет право самостоятельно рассматривать на кредитной комиссии выдачу кредита предприятию- заемщику до 5 млн. рублей , без передачи кредитных документов в головное управление г. Москвы.

Процентные ставки устанавливаются в зависимости от конкретных условий бизнеса.

Индивидуальный подход позволяет подобрать оптимальное сочетание срока, процентной ставки, графика погашения кредита.

Срок рассмотрения заявки 3 дня с момента предоставления полного пакета документов.

Все кредиты выдаются под ликвидное обеспечение: недвижимость, оборудование и транспортные средства, сырье, полуфабрикаты и готовая продукция, векселя АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО), депозиты, размещенные в Банке, другое ликвидное имущество и имущественные права.

Оценку предметов залога Банк проводит самостоятельно или с привлечением аккредитованных оценочных компаний.

Обеспечение должно быть ликвидным по оценке

банка.

Перечень документов предоставляемых в ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Пензенский» для рассмотрения кредитной заявки следующий: список документов по кредитной заявке; список документов по залогу.

Все указанные документы необходимы для принятия решения.

После того как сотрудник банка понял сущность заявки клиента, установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, необходимо провести анализ источников погашения кредита. Этот анализ, выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет сотруднику определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение кредита. Для того чтобы определить вероятность погашения кредита, сотрудник банка должен исследовать слабые и сильные стороны клиента, оценить заявку клиента с точки зрения его финансовой отчетности, движения наличности, деловой стратегии клиента, рынка его деятельности, квалификации руководства, информации о нем и опыта работы.

Очень важно, чтобы кредит был разработан специально для указанной клиентом цели. Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются; знание сущности кредита позволяет и банкиру, и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели.

Анализ источников погашения кредита неодинаков для различных видов кредита. Это различие особенно велико для долгосрочных и краткосрочных кредитов. Долгосрочная прибыльность компании более важна для долгосрочных кредитов, потому что источником погашения здесь служат поступления от инвестиций. В случае же с краткосрочными кредитами необходимо провести детальный анализ торгового цикла или цикла оборота активов - товарных запасов в дебиторскую задолженность и наличность, с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в наличность для погашения кредита.

Далее обобщаются качественные аспекты анализа кредитов и дан список вопросов, на которые должны быть получены ответы до предоставления кредитов.

При правильно организованной работе бухгалтерии, юристов и менеджеров все документы по данному списку можно подготовить за один день.

Банк просит заверять все документы печатью и подписью уполномоченного лица.

Окончательное решение по крупным заявкам о выдаче ссуды или об отказе в предоставлении кредита в ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Пензенский» принимает кредитный комитет. Головной банк определяет лимит принятия решений для всех своих подразделений: областных и районных.

В отделениях банка менеджерами устанавливаются лимиты предоставления кредита одному клиенту. Величина лимита определяется в первую очередь размером самого отделения. Предоставление креди-

та на сумму, превышающую установленный лимит, должно быть согласовано с менеджерами вышестоящего банковского учреждения. Остановимся подробно на работе кредитного отдела.

Работа сотрудников кредитного отдела состоит из следующих этапов:

1. Этап оформления кредитной заявки.

2. Этап рассмотрения заявления и принятия решения по нему.

3. Этап подписания кредитного договора и выдачи кредита.

На первом этапе за работу принимаются кредитные консультанты. Как правило, они встречают потенциальных заемщиков в операционном зале, но могут находиться и непосредственно в отделе. Они помогают определиться с программой кредитования, подобрать оптимальный вариант, правильно заполнить необходимые документы, т.е. сделать процесс подачи заявления максимально комфортным и быстрым для обеих сторон.

Кредитный инспектор проверяет предоставленный заемщиком пакет документов; рассчитывает сумму и срок ссуды; определяет необходимость обеспечения и удостоверяется в наличии подтверждающих его документов. Кроме того, с согласия заемщика делается запрос в бюро кредитных историй с целью установления его благонадежности.

Рассмотрение кредитной заявки начинается с оформления кредитного дела заемщика, которое затем передается в службу безопасности. В этом отделе документы и данные, предоставленные клиентом, проходят тщательную проверку на подлинность и соответствие действительности. Кроме того, проверяется «криминальное прошлое» заемщика или его родственников. После полного оформления досье клиента передается на проверку начальнику кредитного отдела, а далее секретарю кредитного комитета для включения его в реестр дел на рассмотрение.

В состав кредитного комитета банка входят представители (начальники или их заместители) и других отделов: экономического, юридического, безопасности, бухгалтерского учета, а также Управляющий филиалом.

После принятия кредитным комитетом положительного решения инспектор извещает об этом заемщика, назначает ему дату выдачи ссуды и приступает к подготовке необходимых документов (кредитного договора, договора залога или поручительства и прочих).

Процесс анализа кредита состоит из следующих этапов.

1. Определение цели финансирования. Анализ краткосрочного (30-дневного) финансирования в ожидании сезонного сокращения дебиторской задолженности будет сильно отличаться от анализа кредита сроком на пять лет на финансирование перестройки и расширение завода или на вложение средств в облигации для финансирования приобретения определенной фирмы ее руководством или другой организацией в схеме выкупа.

2. Определение источника погашения кредита. Определив цель кредита, аналитик должен понять, из

какого источника будет погашаться кредит. Необходимо ответить на вопросы: Будет ли кредит использован на закупку товаров, поступления от последующей продажи которых будут использованы для погашения кредита? Или он будет использован для постройки завода? И когда завод начнет производство, то поступления от реализации произведенной продукции будут использованы для погашения кредита?

3. Оценка рисков, присущих данной компании, которые могут затруднить процесс погашения кредита (качественный анализ). Различные компании используют различные виды кредитов. Более того, риск предоставления кредита данному заемщику зависит от отрасли промышленности, номенклатуры товаров и вида деятельности, а также от экономической ситуации в целом и от конкурентной обстановки. Вид деятельности компании/отрасли - например, строительному бизнесу присущи одни риски, а внешнеэкономической деятельности - совершенно другие.

4. Финансовый анализ. После анализа цели кредита и качественных рисков следует переходить к анализу количественных рисков или к анализу финансовой отчетности. Это означает: понимание принципов учета, использовавшихся при составлении финансовой отчетности; приведение финансовой отчетности в форму, которая бы максимально облегчала ее анализ, причем не только за этот год, но и за предыдущие. Очень важно также провести анализ денежных потоков и возможностей роста компании в будущем. Есть еще множество других инструментов определения и анализа финансовых рисков, присущих данной компании.

Анализ должен быть проведен так, чтобы определить «долговые способности» компании - способность получить и обслуживать кредит.

Определение риска компании является важной задачей.

Риск компании - это риск того, что компания не сможет эффективно завершить свой цикл конверсии активов. Это может зависеть от самой компании или от природы ее деятельности.

Риски в хозяйственном цикле, связанные:

• с покупкой сырья;

• ценой;

• процессом производства;

• процессом сбыта;

• риском неплатежа и т.д.

В день выдачи кредита происходит подписание договора. При этом и заемщик, и поручители должны явиться лично. Но работа кредитного инспектора на этом не заканчивается. Он передает сведения о заемщике в бюро кредитных историй, а затем начинает следить за своевременностью погашения ссуды своими клиентами вплоть до окончания срока действия договора.

Кроме того, ФАКБ «Инвесттогбанк» (ОАО) «Пензенский предлагает кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, если клиент работает прибыльно и не менее 6 месяцев, имеет расчетный счет в Инвесттрогбанке и ведет бизнес в регионе нахождения филиалов банка.

Учетная политика в ФAКБ «Инвестторгбанк» (ОAО) «Пензенский» строится в соответствии с Положением Банка России от 31 августа 1998г. №Б4-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».

Aналитический учет операций на межбанковском рынке ведется в прикладном программном обеспечении, разработанном отделом программно- технического обеспечения Управления информационных технологий Банка. По каждому договору открывается отдельный лицевой счет по каждому сроку заключения межбанковской сделки. При этом аналитический учет обеспечивается путем присвоения каждой сделке уникального порядкового номера в системе. В балансе счета открываются по каждому контрагенту в разрезе валют и сроков.

Предоставление (размещение) Банком денежных средств клиенту-заемщику производится на основании распоряжения, составляемого специалистами уполномоченного подразделения Банка и подписанного уполномоченным должностным лицом Банка. В распоряжении указывается номер и дата договора / соглашения, сумма предоставляемых (размещаемых) средств, срок уплаты процентов и размер процентной ставки, срок /сроки (дата) погашения (возврата) средств - общая сумма либо несколько сумм, если погашение будет осуществляться по частям, для кредитных договоров- цифровое обозначение группы кредитного риска, стоимость залога (если имеется договор залога), сумма, на которую получена банковская гарантия или поручительство, опись приложенных к распоряжению документов и другая необходимая информация. Банк выдает кредиты следующими способами:

• разовым зачислением денежных средств;

• открытием кредитной линии, т.е. заключение кредитного договора, на основании которого Заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств;

• кредитованием Банком банковского счета Заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств). кредитованием Банком банковского счета Заемщика («овердрафт») при недостаточности или отсутствии на нем средств должно проводиться в пределах установленного лимита (максимальная сумма, на которую может быть проведена указанная операция) и срока, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента.

Для того чтобы автоматизировать процесс кредитования физических лиц в коммерческом банке необходимо построить модель, которая была бы адекватна рассматриваемой предметной области, следовательно, она должна содержать в себе все знания всех сотрудников бизнес-процессов банка.

Одним из языков моделирования бизнес-процессов является IDEFO, предложенный Д. Россом. В настоящее время программным средством, которое поддерживает создание IDEFO-модели является CASE-средство - AllFusion Process Modeler 7 (ранее BPwin).

AllFusion Process Modeler 7 - инструмент для моделирования, анализа, документированияи оптимизации бизнес-процессов. AllFusion Process Modeler 7 можно использовать для графического представления бизнес-процессов. Графически представленная схема выполнения работ, обмена информацией, документооборота визуализирует модель бизнес-процесса. Графическое изложение этой информации позволяет перевести задачи управления организацией из области сложного ремесла в сферу инженерных технологий.

Построенная IDEFO-модель состоит из контекстной диаграммы «Кредитование клиента в коммерческом банке» (А-0) (рис.1).

Затем осуществляется декомпозиция функции (рис. 2). В свою очередь функции, расположенные на диаграмме декомпозиции также декомпозируется (рис. 3-6).

Диаграмма декомпозиции функции «Кредитование клиента в коммерческом банке» состоит из следующих функций: «Прием и оформление кредитной заявки», «Рассмотрение заявления и принятие решения по нему», «Подписание кредитного договора и выдача кредита» (рис. 2).

На данной диаграмме отображен процесс прохождения кредитной документации клиента от входных документов клиента- заемщика (кредитная заявка, финансовый отчет, бизнес- план, договор о залоге) до получения конечного результата (информации об отказе предоставления кредита, заключения на кредитную заявку, график погашения кредита, получение суммы кредита).

Процесс приема и оформление кредитной заявки приведен на рис. 3. данный процесс состоит из следующих этапов: «Выбор программы кредитования», «Заполнение необходимых документов», «Формирование заявки о решении кредитования».

Следующим этапом в процессе кредитования является рассмотрение заявки и принятие решение по нему. на этом этапе осуществляется выполнение следующих функций: «Подготовка и оформление кредитного дела», «Осуществление запроса в бюро кредитных историй», «Проверка службой безопасности кредитного дела клиента», «Включение кредитного дела в реестр дел на рассмотрение», «Принятие решения о предоставлении (отказе) кредита и извещение клиента о решении банка» (рис. 4).

Функция «Подготовка и оформление кредитного дела», состоит из следующих этапов: «Оценка кредитоспособности клиента», «Расчет суммы и срока ссуды», «Проверка подтверждающих документов», «Оформление кредитного дела» (рис. 5).

После определения рейтинга кредитоспособности заемщика, т.е. финансового состояния заемщика, следует профессиональное суждение экономиста об уровне кредитного риска и категории качества выдаваемой ссуды. При этом во внимание принимается вид деятельности, сумма кредита, срок кредита, предлагаемое обеспечение, а также кредитная история.

Банковские Нормативные

документы акты

г 1 г 1

Указания ЦБ РФ

Кредитная документация клиента (кредитная заявка, финансовый отчет, бизнес-план, договор о залоге)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кредитование клиента в коммерческом банке

Информация сс отказе предоставления кредита

______________Заключение на кредитную заявку

График погашения кредита

Полученная сумма кредита

Сотрудники кредитного отдела банка

ПК

Рис. 1. Контекстная диаграмм «Кредитование клиента в коммерческом банке» (А-0)

Сотрудники кредитного отдела банка Рис. 2. Диаграмма декомпозиции функции «Кредитование клиента в коммерческом банке» (А0)

Рис. 3. Диаграмма декомпозиции функции «Прием и оформление кредитной заявки» (А1)

Рис.4 Диаграмма декомпозиции функции «Рассмотрение заявления и принятие решения по нему» (А2)

Рис. 5. Диаграмма декомпозиции функции «Подготовка и оформление кредитного дела» (А21)

Заключительным этапом кредитования явля- «Подготовка необходимых документов», «Подпи-

ется подписание кредитного договора и выдача кре- сание необходимых документов», «Выдача креди-

дита. Данный этап состоит из следующих функций: та» (рис. 6).

Сотрудники кредитного отдела банка Рис. 6. Диаграмма декомпозиции функции «Подписание кредитного договора и выдача кредита» (А3)

Когда модель достигает необходимого уровня детализации, достаточного для достижения цели, тогда декомпозиция модели или ее части прекращается.

Таким образом, формируется целостная картина деятельности банка: от потоков работ в небольших подразделениях до сложных организационных функций.

AllFusion Process Modeler 7 помогает четко документировать важные аспекты любых бизнес-процессов: действия, которые необходимо предпринять, способы их осуществления и контроля, требующиеся для этого ресурсы, а также визуализировать получаемые от этих действий результаты. Данный программный продукт повышает бизнес-эффективность ИТ-реше-ний, позволяя аналитикам и проектировщикам моде-

лей соотносить корпоративные инициативы и задачи с бизнес-требованиями и процессами информационной архитектуры и проектирования приложений.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуков Е.Ф., Эрнашвили Н.Д. Банковское дело: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. 575 с.

2. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.

3. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.