Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как основа развития территории'

Конкурентоспособность как основа развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынова Анна Юрьевна, Качагин Евгений Александрович

Рассматриваются вопросы конкурентоспособности и развития территории в условиях рыночной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как основа развития территории»

УДК 332.122:339.13

А. Ю. МАРТЫНОВА, Е. А. КАЧАГИН

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Рассматриваются вопросы конкурентоспособности и развития территории в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: конкурентоспособность, принципы конкурентоспособности, конкурентоспособность территории.

Важным фактором в условиях рыночной экономики становится понимание базовых принципов личной свободы. Конкретная территория начинает рассматриваться физическими и юридическими лицами как один из вариантов применения своих умений и навыков, финансовых, материальных и иных ресурсов. Постоянное сравнение комфортности, безопасности проживания, стабильности и предсказуемости ведения бизнеса на конкретных территориях обусловливает в рыночной экономике миграцию лиц и движение капиталов. Поэтому так важен анализ критериев предпочтения проживания и ведения дел на определённой территории, другими словами, необходимо определять, выделять и развивать факторы, позволяющие территории быть конкурентоспособной.

Конкурентоспособность экономики в нашей стране имеет значительную региональную специфику. Прежде всего, исключительно велико разнообразие регионов по сочетанию конкурент-пых преимуществ и уровню экономического развития. А. Г. Гранберг подчеркивал, что различия субъектов Российской Федерации по величине валового регионального продукта на душу населения в 2004 году достигли 37 раз; при этом выше среднего уровня находятся лишь 20 регионов, а ниже - 79 [3].

Резко различается конкурентоспособность регионов в плане развития промышленного, социального, частного сектора экономики, обеспечен! юсти инфраструктурой, достаточным инвестиционным обеспечением. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день обостряется конкуренция в борьбе за инвестиции (особенно иностранные), квалифицированные кадры и распределение фе-

Мартынова А. 10., Качагин Е. А., 2010

дерального бюджета.

Формирование рыночных отношений, возникновение конкуренции, желание территории быть конкурентоспособной и конкуренто-привлекательной явилось толчком к возникновению и развитию нового направления в маркетинге - территориального маркетинга. Конкуренция, согласно определению, данному* Б. А. Соловьёвым, - это соперничество между субъектами рынка за овладение вниманием потенциальных потребителей. За потенциальных потребителей, на наш взгляд, следует считать все объекты рыночных отношений, заинтересованные в развитии данной территории.

Развитию конкурентных отношений между территориями способствует развитие рыночной экономики. Кроме того, конкурентные отношения территорий - это ещё и борьба за ресурсы вышестоящих в административной иерархии территориальных образований, правила взаимодействия с которыми также диктует рыночная экономика. На сегодняшний день распределение ресурсов (получение грантов) проходит путём проведения конкурсов. чВ рыночных условиях территория должна обосновать целесообразность выделения именно ей ресурсной базы и доказать впоследствии, что полученные ресурсы использованы с максимальной социальной, бюджетной и коммерческой эффективностью. Только при правильном подходе к формированию инвестиционной привлекательности с соблюдением вышеуказанных условий территория может победить в конкурсе.

Опираясь на всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что на сегодняшний день конкуренция для территории - это вынужденная реальность или, как отметил в своём труде П. С. Завьялов: «Для участников рыночных отношений ... конкуренция носит объективно принудительный характер»[5].

Анализируя конкурентов, территория проводит оценку своей конкурентоспособности. Мы считаем, что в отличие от классического маркетинга, в котором конкуренты делятся на четыре основных типа [6]: желания-конкуренты, товарородовые конкуренты, товаровидовые конкуренты, марки-конкуренты, для территориального маркетинга конкурентов уместно рассматривать в двух направлениях:

1. Соседние по отношению к данной территории;

2. Территории, специализирующиеся на производстве аналогичного территориального продукта.

Детальный анализ данных направлений рассматривается в процессе изучения специфики маркетинговой среды территории.

В научной литературе существует достаточно большее количество подходов к определению конкурентоспособности фирмы:

® Конкурентоспособность какого-либо

объекта - это наличие у объекта совокупности свойств, дающих экономическое преимущество перед другими родственными объектами и обеспечивающих более быстрый экономический рост данного объекта [7].

• Конкурентоспособность организации - это способность выживать и успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы. Конкурентоспособность определяется потенциалом организации и уровнем его использования [2].

• Конкурентоспособность организации - это наличие конкурентоспособного продукта и устойчивой финансовой деятельности фирмы [16].

Все приведённые выше определения различны в своей трактовке, но одинаковы по своей сути. Становится очевидным, чтобы организация была конкурентоспособной, она должна обладать рядом отличительных признаков, благоприятно влияющих на её развитие и жизнеспособность в условиях рыночной экономики.

Необходимо так же отметить, что одним из наиболее важных условий развития рыночной экономики является понимание базовых принципов личной свободы, поэтому конкурентоспособность территории начинает рассматриваться физическими и юридическими лицами с позиции возможности применения своих умений и навыков, финансовых, материальных и иных ресурсов. Постоянное сравнение комфортности, личной безопасности, стабильности и предсказуемости ведения бизнеса на конкретной территории обусловливает в рыночной экономике миграцию лиц и движение капитала.

Конкурентоспособность региональной и пространственной экономики - отнюдь не новая проблема, достаточно вспомнить классические теории производственной и торговой специализации регионов, основанные на сравнении абсолютных и относительных преимуществ. Территории отличаются друг от друга геоэкономическим положением, качественным и количественным составом природных ресурсов, развитой сетью инфраструктуры, интеллектуальной ресурсной базой и т. д. А. Г. Гранберг [3] предлагает двухуровневый анализ конкурентоспособности национальной экономики:

- анализ конкурентоспособности национальной экономики с учётом региональных аспектов;

- анализ конкурентоспособности на региональном уровне.

Мы считаем, что двухуровневый анализ Гранберга полностью соответствует принципам маштабируемости территориального маркетинга, а именно, чем больше масштаб территории и неоднородность экономического пространства, чем больше административно-территориальных единиц входит в состав данной территории, тем более выраженной становится проблема учёта специфики всех региональных аспектов при разработке долгосрочных маркетинговых мероприятий, направленных на улучшение экономического положения данной территории.

Конкурентоспособность территории как категория была введена в научную среду сравнительно недавно. Среди предложенных в научной литературе определений конкурентоспособности региона перспективной представляется позиция А. 3. Селезнёва [14]. Он трактует конкурентоспособность региона как обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. ♦

Принято считать, что конкурентоспособность территории обусловлена в первую очередь её географическим положением и наличием ресурсов. Прочие же региональные преимущества в той или иной мере являются производными от конкурентоспособности государственного (в том числе муниципального) управления, а также от конкурентоспособности бизнеса (конкурентоспособность предприятий, работающих в регионе, и выпускаемой ими продукции).

Обращаясь к современной действительности, необходимо отметить, что субъекты Российской

Федерации ведут себя одновременно и как квазигосударства, и как квазикорпорации, являясь непосредственными субъектами рынка и, как следствие, конкурентами в рыночном •пространстве [4].

Ю. А. Пчелинцева в своей статье «Конкурентоспособность муниципальных образований как объект управления социально-экономическим развитием региона» рассматривает несколько уровней конкурентоспособности муниципального образования [7], позволяющих построить схемы движения материальных, финансовых, человеческих, информационных и иных потоков и выявить желаемые потребительские предпочтения, что является одним из главных факторов усиления конкурентоспособности региона.

М. Портер, придавая большое значение географическому местоположению территории в повышении конкурентоспособности, развивает концепцию региональных кластеров [8]. Под кластером Портер понимает сконцентрированную по географическим признакам группу взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, конкурирующих друг с другом, но вместе с тем ведущих совместную работу и взаимодополняющих друг друга. Главным преимуществом кластеров Портер представляет интенсификацию инновационной деятельности, что служит предпосылкой к развитию высокотехнологичных производств.

Опираясь на вышесказанное, можно сформулировать основные факторы, влияющие на конкурентоспособность территории. К ним относят: уровень роста производства, приток или отток инвестиций, уровень достижения технологического прогресса, качество управления, внутренний и внешний спрос на продукцию, выпускаемую на территории региона, имидж территории, доля участия территории на внешних и внутренних рынках, социальная и политическая обстановка в регионе.

При анализе конкурентных преимуществ целесообразно опираться на теорию «конкурентного ромба» М. Портера [9]. Четыре атрибута территории, каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ:

1. Факторные условия производства, или ресурсное обеспечение территории (природные, людские, финансовые, инфраструктурные, интеллектуальные ресурсы).

2. Условия внутреннего спроса, или спрос на внутренних рынках данной территории на товары и услуги собственного производства

(структура и характер потребностей внутри территории, объёмы и механизмы передачи внутренних предпочтений на внешние рынки).

3. Конкурентоспособность на внешних рынках родственных и поддерживающих отраслей.

4. Конкурентоспособность на внешних рынках отдельных предприятий, прогрессивность их внутренних структур и уровень соперничества внутри территории. .

Отечественными специалистами данная теория принята двояко. Одни соглашаются и принимают её (например, Ю. Н. Старцев [15] в своей книге приводит данную теорию в качестве наиболее удобного метода анализа конкурентоспособности территории), другие считают теорию «конкурентного ромба» неполной [16], предлагая рассматривать конкурентоспособность территории через совокупность факторов, представляющих 5 основных групп потенциалов территории -ресурсы, качество жизни, финансы, экологический и организационный капитал; или проводить оценку социально-экономической конкурентоспособности региона на основе рангового метода [10].

Кроме того, в научной литературе встречаются и другие модели анализа конкурентной среды. Так например, Гельвановский М. И. [1] предлагает трёхуровневый анализ роста конкурентоспособности (рис. 1): микроуровень - конкурентоспособность по отдельным товарам и услугам, мезоуровень -конкурентоспособность по производительности труда, капиталоёмкости, наукоёмкости, информационным и технологическим заделам, т. д., макроуровень - конкурентоспособность по объёмам инвестиций в новое строительство, чновые технологии, человеческий фактор, сальдо внешнего баланса, договоры о социально-экономическом сотрудничестве с другими субъектами, т. д. Данная модель даёт возможность провести глубокий детальный анализ и выявить наиболее приоритетные направления развития конкурентспособности территории.

Исследуя конкурентные преимущества отдельных стран, М. Портер формулирует следующий вывод, соторый при детальном рассмотрении возможно применить и к отдельным территориальным единицам, входящим в состав страны. «Национальное процветание не наследуется - оно создаётся. Национальное процветание не вырастает из природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы национальной валюты, как это настойчиво

утверждается в классической экономике. Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности её промышленности вводить новшества и модернизироваться» [8].

макроуровень

(

мезоуровень

\

микроуровень

\

/

У

Рис. 1. Трёхуровневый анализ конкурентоспособности

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что конкурентоспособность региона выражается через совокупность определённых факторов, являющихся конкурентными преимуществами и значимыми для потребителя. При этом отсутствие какого-либо фактора, входящего в состав конкурентных преимуществ, может снизить уровень конкурентоспособности в данном направлении, не влияя при этом на остальные показатели.

В России вопрос о повышении уровня конкурентоспособности в качестве приоритетной задачи впервые прозвучал в Послании президента РФ к Федеральному Собранию в 1999 году. В документе отмечалось, что накануне нового тысячелетия основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики. В «Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», одобренных Правительством РФ в марте 2001 г., отмечается, что основной экономической проблемой предстоящего периода, на решение которой должны быть ориентированы все существующие и вновь создаваемые механизмы промышленной политики, является проблема конкурентоспособности как страны в целом, так и отдельно взятых регионов в частности. Повышение конкурентоспособности наряду с диверсификацией экономики было обозначено в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на период с 2003 по 2005 года. Данная программа была примечательна разработанными подходами к достижению конкурентоспособности

экономики России: во-первых, рост конкурентоспособности экономики должен был достигаться за счёт повышения уровня конкурентоспособности государственного управления, в том числе и на региональном уровне; во-вторых, за счёт повышения конкурентоспособности бизнеса (включая мелкий и средний); в-третьих, за счёт повышения конкурентоспособности «человеческого капитала». В 2009 году Правительство Российской Федерации одобрило .«Программу развития конкурентоспособности в РФ до 2012 г.» [13], которая предполагает смещение акцента с контроля, в том числе антимонопольного, за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля над действиями органов власти.

Принципиально валено то, что в современной экономической ситуации конкурентная борьба всё больше смещается в сторону создания и освоения новых технологических процессов. При этом наиболее значимым фактором выступает роль федерального правительства в отношении экономического развития муниципальных образований.

Адекватная роль правительства состоит в том, чтобы оно выступало в роли катализатора и искателя нового, оно должно вдохновлять или даже подталкивать компании к повышению своих стремлений и движению к более высоким уровням конкуренции. Ведущая к успеху политика правительства - это та политика, которая создаёт среду возможную для достижения конкурентных преимуществ, а не та, при которой правительство непосредственно вовлекается в сам процесс.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гельвановский, М. И. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, макроуровневом измерениях / М. И. Гельвановский // Российский экономический журнал. -1998. - №3. - С. 67-77.

2. Голубков, Е. П. Маркетиг : словарь-справочник / Е. П. Голубков. - М. : Дело, 2001.

3. Гранберг, А. Г. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ А. Г. Гранберг. - М. : Наука, 2004.

4. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. -

М. :ГУ ВЕШ,2001.

5. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие/ П. С. Завьялов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 496 с.

6. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/

Ф. Котлер; [общ. ред. и вступ. Е.М. Пеньковой].

- М.: Прогресс, 1999. - 736 с.

7. Пчелинцева, Ю. А. Конкурентоспособность муниципальных образований как объект управления социально-экономическим развитием региона / Ю. А. Пчелинцева // Вестник СГЭУ.

- 2008. - №6. - С. 87-90.

8. Портер, М. Э. Конкуренция: пер. с англ. /М. Э.Портер. - М. : Вильяме, 2002. - 496 с.

9. Портер, М. Э. Международная конкуренция/М. Э. Портер. -М.: Прогресс, 1993. - 896 с.

10. Поликарпова, С. А. Оценка социально-экономической конкурентоспособности региона на основе рангового метода / С. А. Поликарпов //Информационное издание программы ЕВРО-ГРАД-ХХ1. - 2003. -№16. - С. 47-54.

11. Президент России, послание Правительству Российской Федерации, 30 марта 1999г, доступный ресурс: http://www.oilru.com/news/147349/

12. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: текст выступления президента РФ В. Путина перед депутатами Федерального Собрания РФ в Кремле 26 мая 2004 г. // Российская газета. - 2004. - 27 мая. - С. 3-4.

13. Программа развития конкурентоспособности Российской Федерации до 2012 года// интернет ресурс: http://sci.informika.ru/text/magaz/

newpaper/messedll/courO 110/4400,Ь1т

14. Селезнёв, А. 3. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А. 3. Селезнёв. М.: Юрист, 1999.

15. Старцев, Ю. Н. Территориальный маркетинг: учебное пособие/ Ю. Н. Старцев. - Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2004.- 84 с.

16. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Эксклюзивные технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации: теория, методика, практика / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2004.

Мартынова Анна Юрьевна, ассистент кафедры «Информационные системы», аспирант кафедры «Экономика и менедэ/смент» УлГТУ. Качагин Евгений Александровичу кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менедэ/смент» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.