САФИУЛЛИН Азат Рашитович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики производства
Казанский государственный финансово-экономический институт
420012, РФ, г. Казань, ул. Бутлерова, 4 Контактный телефон: (917) 239-94-24 e-mail: [email protected], [email protected]
Многоуровневый подход к управлению конкурентными преимуществами
Ключевые слова: конкурентоспособность; конкурентные преимущества; предприятия; отрасли; территории; стратегия.
Аннотация. Рассматриваются основные подходы к определению понятий «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества». Выделены ключевые позиции зарубежной и отечественной теории конкурентных преимуществ, обозначены их методологические особенности. Представлен многоуровневый подход к процессу управления конкурентными преимуществами, в котором выделены макро-, мезо- и микроуровни. Особое внимание уделено анализу взаимосвязи конкурентоспособности и конкурентных преимуществ.
Начало нового тысячелетия сопровождалось в России интенсивным экономическим ростом и благоприятными финансовыми тенденциями. Активная интеграция с выходом на международные рынки позволила обеспечить наращивание конкурентного потенциала отечественных предприятий, стимулировать структурную перестройку экономики и развитие инновационных инициатив. Однако глобальный экономический кризис и вызванная им неопределенность мирового развития, сопровождаемые сокращением платежеспособного спроса, обострением конкуренции и снижением доступности финансовых ресурсов, ограничивают возможности экстенсивного экспортного роста и повышают актуальность проблемы поиска новых источников конкурентоспособности. Особое значение сегодня приобретает задача сохранения и развития конкурентных преимуществ предприятий и отраслей на основе эффективной конкурентной политики. В рамках данной статьи предлагается рассмотреть многоуровневый подход к управлению конкурентными преимуществами, который позволяет сбалансировать экономические интересы на макро-, мезо- и микроуровне.
Анализ эволюции взглядов на методологию конкурентных отношений за почти вековую историю позволил выявить основополагающую роль конкуренции в совершенствовании производительных сил, ее уникальное воздействие на мирохозяйственные процессы в национальной и мировой экономике. Конкуренция выступает мощным инструментом реализации индивидуальных интересов экономических субъектов, выполняя двойственную роль: с одной стороны, как формы осуществления объективно обусловленных связей субъектов, а с другой - эффективного рыночного инструмента реализации личных экономических интересов субъектов (в условиях государственного регулирования - экономических интересов общества).
В процессе развития теории и практики конкуренция рассматривалась как универсальный феномен экономической активности, взаимодействия и функционирования индивидов, организаций и экономических систем. При этом особо выделялась роль данного феномена в формировании стимулов, факторов и критериев конкурентоспособности экономических единиц, которая выступает целью их становления, воспроизводства и развития.
© Сафиуллин А. Р., 2010
Рассмотрим подробнее основные подходы к определению понятия «конкурентоспособность» и проведем анализ ее содержательных аспектов, особо выделив роль и место управления конкурентными преимуществами при ее формировании.
Отечественными и зарубежными экономистами даются многочисленные определения конкурентоспособности, которые имеют общие теоретические предпосылки, но отличаются рядом конкретных формулировок (см. таблицу).
Основные подходы к определению терминов «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества»
Автор Определение
П. Хейне Конкурентные преимущества определяет владение редкими экономическими благами (ресурсами)
Й. Шумпетер, П. Ромер Конкурентоспособность предприятия определяется способностью создавать новые технологии, рынки, идеи
И. Кирцнер Главное конкурентное преимущество - предпринимательские способности
А. Алчиян, Г. Демсец, Т. Эггертон Конкурентоспособность предприятия возможна при выполнении им требований конкурентной среды
П. Друкер, Ф. Хайек Основа конкурентного преимущества - человеческий фактор. Более конкурентоспособным предприятие может стать при наличии в его штате эффективных управляющих, при ориентации на знания
М. Эрлих, Дж. Хайн Конкурентоспособность - способность страны или фирмы продавать свои товары
Д. Мур Конкурентные преимущества предприятия зависят от степени коэволюции
М. Портер Конкурентоспособность - свойство товара, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений
Ж. Ламбен В основе конкурентного преимущества лежит более эффективное использование ресурсов
Б. Хендерсон, О. Уильямсон Конкурентоспособность основывается на низких издержках производства, получаемых в ходе применения более эффективных методов производства, в результате выпуска конкурентной продукции
Г. Хемел, К. Прахалад Конкурентоспособность основана на навыках, знаниях, опыте, способности предвидения, интеллектуальном лидерстве
Х. Траболт Главным конкурентным преимуществом является способность зарабатывать
А. Бранденбургер, Б. Нейлбафф Конкурентные преимущества определяются степенью соконкуренции
А. Гранберг Конкурентоспособность территории заключается в защите своей доли рынка (аналогично компаниям)
М. Гельвановский, В. Жуковская В самом общем смысле конкурентоспособность - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта рыночного соревнования
Ю. Б. Рубин Конкурентоспособность - реальная и потенциальная способность компаний, а также совокупность имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов
Р. Ф. Фатхутдинов Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке
На наш взгляд, следует согласиться с мнением ряда специалистов, отмечающих, что определения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ напрямую зависят от специфики предмета (области исследования, конкурентного поля), к которому
они относится [1. С. 63-77; 2. С. 20-32; 3; 4. С. 28-36]. В этом отношении конкурентоспособность и конкурентные преимущества могут концентрировать исследовательские интересы во многих областях науки.
Некоторые авторы предлагают ввести терминологическую регламентацию данной области. Без этого, как считает П. С. Завьялов, все попытки сформулировать определение конкурентоспособности как экономической категории сводятся к дефиниции качества [2]. При этом, по его мнению, изучение конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы выходит за рамки квалиметрии и требует обязательного учета следующих факторов:
1) необходимость количественной оценки экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего определение уровня конкурентоспособности носит субъективный характер;
2) отсутствие универсального, общепринятого определения понятия «конкурентоспособности»;
3) определение уровня конкурентоспособности с помощью таких основных параметров, как многослойность, относительность и конкретность;
4) определение конкурентоспособности посредством результатов сопоставлений;
5) сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности, удовлетворяющее требованиям полноты и корректности.
Несмотря на различия в подходах к определению конкурентоспособности и ее увязку с предметом исследования, данная категория имеет, на наш взгляд, достаточно четко выраженные единые сущностные характеристики, формируемые родственной категорией «конкуренция». Такие характеристики находят отражение в некоторых общих определениях конкурентоспособности, предлагаемых зарубежными и отечественными учеными. Например, по мнению основоположника теории конкурентных преимуществ М. Портера, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем - сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя предложение (через изменение способов и факторов производства) настолько быстро, чтобы конкуренты не имели возможности их опередить. Именно совершенствование и обновление - непрерывный процесс, который позволяет создать, по его мнению, конкурентные преимущества [5].
Как и в подходе Портера, в определении, предложенном Л. П. Кураковым, конкурентоспособность рассматривается через конкурентное преимущество, ограничиваясь при этом только уровнем товара и предприятия: «Конкурентоспособность - уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам - конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемым по таким параметрам, как „технология“, „квалификация персонала“, „качество“, „политика сбыта“ и т. п.» [6].
По мнению Р. А. Фатхутдинова, конкурентоспособность представляет собой «свойство объектов, характеризующих степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими объектами, представленными на данном рынке» [7]. С тех же позиций выступает Т. Г. Философова, определяя конкурентоспособность объекта как «экономическую категорию, отражающую положение объекта относительно объектов-конкурентов на рынке, выраженную через определенные показатели (индикаторы)» [8].
Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD) конкурентоспособность определена как «способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции» [9].
Таким образом, анализ категории «конкурентоспособность» по представленным в литературе теоретическим подходам к синтезу содержательных аспектов конкуренции позволяет предложить следующее определение: в широком смысле конкурентоспособность для социально-экономической сферы есть обладание возможностями, позволяющими противостоять конкурентам. При этом она имеет следующие основные характеристики:
1) является относительной величиной, получаемой только при сопоставлении с конкурентами-аналогами по соответствующим характеристикам за определенный период;
2) различается в зависимости от субъекта и объекта конкуренции;
3) обусловливается третьим субъектом, участвующим в конкурентной борьбе в качестве потребителя ценности (предмета конкуренции), создаваемой конкурентами;
4) выражается степенью соответствия (востребованности) создаваемой ценности требованиям потребности (степенью удовлетворения потребности);
5) оценивается набором качественных и количественных показателей;
6) по ее уровню судят об эффективности конкурентной борьбы.
Уровень конкурентоспособности меняется с помощью набора свойств, характерных для конкурентного проведения экономического субъекта. Если эти свойства обеспечивают положительную динамику конкурентоспособности и усиление конкурентного положения, то они становятся преимуществами. Соответственно, сущность конкурентного преимущества можно определить как совокупность (уникальное сочетание) реальных или потенциальных факторов, влияющих на рост конкурентоспособности и достижение успеха в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества в рыночной экономике, зависящие от конкурентных отношений, являются непосредственными характеристиками объекта или субъекта хозяйствования, признаками их дифференцирования и систематизации. В свою очередь, конкурентное преимущество и конкурентоспособность - это тесно взаимосвязанные и взаимно дополняющие понятия: конкурентные преимущества есть факторный признак, а конкурентоспособность - результирующий.
При анализе сущностных аспектов конкурентного преимущества можно выделить следующую интересную особенность. С одной стороны, состояние конкурентоспособности достигается за счет обладания (сохранения и развития) конкурентным преимуществом (преимущество выступает фактором конкурентоспособности). Так, доступность ресурсов или их стоимость, складывающаяся на данной территории, являются источником конкурентного преимущества по издержкам и способствуют росту ценовой привлекательности предложения. Вследствие влияния ценового фактора увеличивается платежеспособный спрос на предлагаемую продукцию (услугу), изменяется структура рынка в пользу данного производителя.
С другой стороны, конкурентное преимущество, являясь объектом конкуренции, может быть достигнуто в ходе конкурентной борьбы. В нашем примере снижению затрат будут способствовать также совершенствование технологии и эффективная организация процессов. Зависимость от стоимости и размещения ресурсов при этом компенсируется повышенной производительностью (при сохранении качества), которая позволит увеличить объем производства и расширить долю рынка. Полученный в каждом случае эффект масштаба обеспечит дополнительное ценовое преимущество. Таким образом, природа конкурентного преимущества выражается в том, что оно одновременно может выступать средством и результатом конкурентной борьбы. Соответственно, конкурентное преимущество (как и конкурентоспособность) проявляется только в конкурентной борьбе.
Конкурентные преимущества можно агрегировать по уровням - отдельным товарным группам, предприятиям и организациям; их группам, образующим отраслевые
и конгломератные объединения и комплексы; регионам, странам или их группировкам. Каждый предшествующий уровень дополняет конкурентные преимущества последующего. В конечном счете все конкурентные преимущества реализуются в географическом пространстве и образуют конкурентоспособность территории (региона или страны).
Каждый уровень агрегирования и их сегменты имеют конкурентные поля - области или сферы конкурентного сравнения. Между этими полями существуют определенные устойчивые связи, формирующие общий конкурентный фон, отражающий конкретные исторические, политические, социальные и экономические условия развития. Исследование главных составляющих конкурентного фона может служить основанием для построения стратегии повышения конкурентоспособности как национальной хозяйственной системы, так и конкретных отраслей (например, нефтехимии) и отдельных регионов (см. рисунок).
Многоуровневый подход к исследованию конкурентных преимуществ вытекает из общего положения о связи характеристик конкурентоспособности и конкурентного поля, а также уровня агрегирования, на котором ведется соревнование между отдельными субъектами конкурентной борьбы (см. [1]). В соответствии с этим подходом все многообразие конкурентных отношений, рассматриваемых в сфере экономики, разделяют на:
микроуровень - конкретные виды продукции, производства, предприятия; мезоуровень - регионы и отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа;
макроуровень - народнохозяйственные комплексы; мегауровень - мировая экономика в целом.
Микро- и мезоуровень конкурентного поля могут иметь как национальный, так и международный масштаб.
Исходные предпосылки многоуровневого принципа можно обнаружить в подходе, предложенном М. Портером (см. [6]), который предусматривает выделение конкурентных полей, возникающих в результате международной конкуренции предприятий
и фирм (микроуровень), отдельных регионов и отраслевых объединений (мезоуро-вень), а также между группами стран, объединенных по каким-либо причинам экономического или политического характера и осуществляющих согласованную политику, которая способствует повышению их общей конкурентоспособности по сравнению с третьими странами.
Соответственно, конкурентные преимущества условно можно разделить на: микроуровневые, отражающие потребительские характеристики - качество в широком смысле и стоимость продукции;
мезоуровневые, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей и социально-экономического потенциала регионов;
макроуровневые, воплощающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т. п.;
мегауровневые, отражающие характеристики глобального экономического ландшафта - распределение центров сил, конфигурация «зон качества жизни», локализация направлений «технологических прорывов» и т. д.
Вышеприведенное структурирование факторов и свойств конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать элементы этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к анализу конкурентных преимуществ в зависимости от конкретного конкурентного поля, что выявляет дополнительные возможности для раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений ее повышения на каждом уровне. Исследованию подлежат не только общие положения конкурентоспособности и конкурентные преимущества, но и четко выделяемые аспекты микро-, мезо-, макро- и мегаконкурентоспособности. Каждое из этих направлений предполагает использование специфических подходов, методов, набора показателей.
Указанная проблема носит явно выраженный стратегический характер. Во-первых, определение конкурентных факторов - долгосрочная, перспективная задача государственного регулирования. Приведенный тезис не противоречит принципу гибкости структурно-отраслевой политики. Выбор отраслевых приоритетов прежде всего связан с государственными решениями в области перераспределения инвестиционных ресурсов, а управленческие решения такого рода почти всегда носят долгосрочный характер.
Во-вторых, от обоснования факторов отраслевой конкурентоспособности и разработки конкретных мероприятий по ее достижению непосредственно зависят эффективность функционирования экономики и состояние социальной сферы территории. Промышленность, материальное производство - это сфера создания новой стоимости и основа экономического роста. Развитие промышленности, которое может быть достигнуто в результате взаимодействия естественных рыночных процессов и структурной политики государства, неизбежно влечет за собой улучшение социальной сферы, совершенствование производственной и коммерческой инфраструктур, повышение устойчивости функционирования денежно-кредитной и налоговой систем.
Таким образом, очевидна неразрывная связь конкурентоспособности на макро-, мезо- и микроуровне, а современные процессы глобализации обусловливают тот факт, что международная интеграция усиливает конкуренцию на национальном уровне, которая, в свою очередь, существенно влияет на конкурентоспособность территорий, отраслей и предприятий. Возможность интеграции представленных направлений в теории конкуренции и конкурентоспособности обусловлена существующей в современной науке концепцией пространственной организации, которая позволяет обосновать наличие в рассмотренных подходах общих проблем дифференциации социально-
экономического развития территорий, отраслей и предприятий с целью повышении эффективности региональной, структурной и конкурентной политики.
Источники
1. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в мик-ро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.
2. Завьялов П. С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. 1996. № 2.
3. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. М. : ЭКСМО, 2006.
4. Кормнов Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса // Экономист. 1999. № 7.
5. Кураков Л. П., Кураков В. Л. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. М. : Вуз и школа, 2003.
6. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2000.
7. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М. : ИНФРА-М, 2000.
8. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность / под ред. Т. Г. Философовой. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9. OECD: technology, productivity and job creation. Paris, 1996.