Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / СТУДЕНТЫ ВУЗА / КАЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Трунов Николай Николаевич, Липилина Елена Юрьевна, Макрушина Инна Васильевна

Приведено обоснование нравственных характеристик личности как составляющих конкурентоспособности студентов. Посредством анализа структуры и содержания конкурентоспособности определены теоретические предпосылки правомерности данного утверждения, а именно зафиксированные факты включения нравственных характеристик личности в состав компонентов или факторов ее конкурентоспособности. На этой основе развитие конкурентоспособности студентов представлено как воспитательная задача вуза. Раскрыты группы нравственных конкурентных качеств, которые определены исходя из представленных в современных педагогических научных исследованиях авторских взглядов на структуру и содержание конкурентоспособности, значение нравственных качеств в успешности жизнедеятельности современного человека. Нравственные основы конкурентоспособности структурированы на когнитивные, ценностные, поведенческие и личностные (характерологические) качества. Представлено содержание указанных групп и методы их оценивания, в соответствии с которыми в дальнейшем возможно проектировать воспитательный процесс и определять его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Трунов Николай Николаевич, Липилина Елена Юрьевна, Макрушина Инна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS A MORAL PERSONAL QUALITY OF STUDENTS AND INDICATOR OF QUALITY OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ACTIVITY

The article substantiates personal moral characteristics as components of students’ competitiveness. Through the analysis of the structure and content of competitiveness, theoretical prerequisites of the validity of this statement are defined, namely, the recorded facts of including moral characteristics of a person in the components or factors of his competitiveness. Based on that, the development of students’ competitiveness is presented as an educational task of a university. The authors reveal groups of moral competitive qualities, which are determined on the basis of the views on the structure and content of competitiveness, the importance of moral qualities in the success of life of a modern person. Such views are presented in modern pedagogical scientific studies. Moral foundations of competitiveness are structured into cognitive, value, behavioral and personal (characteristic) qualities. The content of these groups and methods of their assessment are presented. Subsequently they will make it possible to design the educational process and to determine its effectiveness.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА»

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научная статья УДК 37.04

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СВОЙСТВО СТУДЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Людмила Александровна Саенко1^ Николай Николаевич Трунов2, Елена Юрьевна Липилина3, Инна Васильевна Макрушина4

1 3Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия

^Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С. М. Штеменко, Краснодар, Россия

4Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

1la-saenko@yandex.ruE, https://orcid.org/0000-0002-3423-4660

2 kvvu@meil.ru, https://orcid.org/0000-0003-4977-3664 3lipilina07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2105-5129 4makrinna@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3752-1478

Аннотация. Приведено обоснование нравственных характеристик личности как составляющих конкурентоспособности студентов. Посредством анализа структуры и содержания конкурентоспособности определены теоретические предпосылки правомерности данного утверждения, а именно

зафиксированные факты включения нравственных характеристик личности в

©Саенко Л. А., Трунов Н. Н., Липилина Е. Ю., Макрушина И. В., 2023

5

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

состав компонентов или факторов ее конкурентоспособности. На этой основе развитие конкурентоспособности студентов представлено как воспитательная задача вуза. Раскрыты группы нравственных конкурентных качеств, которые определены исходя из представленных в современных педагогических научных исследованиях авторских взглядов на структуру и содержание конкурентоспособности, значение нравственных качеств в успешности жизнедеятельности современного человека. Нравственные основы конкурентоспособности структурированы на когнитивные, ценностные, поведенческие и личностные (характерологические) качества. Представлено содержание указанных групп и методы их оценивания, в соответствии с которыми в дальнейшем возможно проектировать воспитательный процесс и определять его эффективность.

Ключевые слова: конкурентоспособность, нравственность, конкурентное преимущество, студенты вуза, качество воспитательной деятельности, нравственные основы конкурентоспособности

Для цитирования: Саенко Л. А., Трунов Н. Н., Липилина Е. Ю., Макрушина И. В. Конкурентоспособность как нравственное личностное свойство студентов и показатель качества воспитательной деятельности вуза // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23.

General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical

sciences)

Original article

COMPETITIVENESS AS A MORAL PERSONAL QUALITY OF STUDENTS AND INDICATOR OF QUALITY OF UNIVERSITY EDUCATIONAL

ACTIVITY

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

Ludmila A. Saenko11^ Nikolai N. Trunov2, Elena Yu. Lipilina3, Inna V. Makrushina4

1 3Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia

2Krasnodar Higher Military School named for Army General S.M. Shtemenko, Krasnodar, Russia

4Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia

1la-saenko@yandex.ruE, https://orcid.org/0000-0002-3423-4660

2 kvvu@mаil.ru, https://orcid.org/0000-0003-4977-3664 3lipilina07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2105-5129 4makrinna@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3752-1478

Abstract. The article substantiates personal moral characteristics as components of students' competitiveness. Through the analysis of the structure and content of competitiveness, theoretical prerequisites of the validity of this statement are defined, namely, the recorded facts of including moral characteristics of a person in the components or factors of his competitiveness. Based on that, the development of students' competitiveness is presented as an educational task of a university. The authors reveal groups of moral competitive qualities, which are determined on the basis of the views on the structure and content of competitiveness, the importance of moral qualities in the success of life of a modern person. Such views are presented in modern pedagogical scientific studies. Moral foundations of competitiveness are structured into cognitive, value, behavioral and personal (characteristic) qualities. The content of these groups and methods of their assessment are presented. Subsequently they will make it possible to design the educational process and to determine its effectiveness.

Keywords: competitiveness, morality, competitive advantage, university students, quality of educational activity, moral foundations of competitiveness

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

For citation: Saenko L. A., Trunov N. N., Lipilina E. Yu., Makrushina I. V.

Competitiveness as a moral personal quality of students and indicator of quality of university educational activity. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(1):5-23. (In Russ.).

Исследования конкурентоспособности личности в ракурсе педагогической проблематики активно осуществляются отечественными учеными в течение последних 20-30 лет. Если вначале данный феномен изучался преимущественно в профессиональном контексте, то в настоящий момент вектор изысканий с очевидностью смещается в предметную область внепрофессиональных детерминантов, индикаторов, факторов и компонентов конкурентоспособности. Одним из актуальных сегодня аспектов рассмотрения целостной проблемы педагогического обеспечения становления конкурентоспособной личности обучающегося является выявление и обоснование спектра конкурентных качеств морально-волевой, нравственной этимологии. Именно такие качества позволяют человеку в процессе функционирования в конкурентном мире, адаптируясь к специфическим условиям профессиональной конкуренции, сохранять свою индивидуальность и, возможно, саму «человеческую сущность» [1-3]. В этих условиях образование призвано формировать моральные основы поведения, которые не дадут игнорировать духовные ценности ради материальных идей. Заметим, что и государство демонстрирует устойчивую заинтересованность в развитии конкурентоспособности населения с опорой на сформированные нравственные качества. Многие ученые, во-первых, при определении содержания личностной конкурентоспособности человека в том или ином контексте касаются характеристик, прямо или косвенно относящихся к нравственной сфере; во-вторых, считают личностную конкурентоспособность (включая ее

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

нравственное содержание) базисом для формирования профессионально ориентированной конкурентоспособности [1-3].

Выведенный тезис о включенности нравственных характеристик личности в состав конкурентных качеств студентов позволяет утверждать, что формирование конкурентоспособности - цель не только образовательного, но и воспитательного процесса вуза. Безусловно, воспитательные задачи должны решаться в целостном образовательном процессе, однако именно его воспитательный компонент непосредственно предназначен для этого. Конкурентоспособность - интегративное качество, включающее как личностные черты и свойства мышления человека, так и его компетентностные характеристики. Традиционно в вузах при проектировании способов развития конкурентоспособности студентов акцент делается на компетентностном содержании данного личностного качества и, соответственно, на учебном компоненте образовательной деятельности.

В связи с этим представляется важным определение спектра нравственных качеств личности, являющихся компонентами ее конкурентоспособности как основания для уточнения целеполагания воспитательного процесса вуза, обоснования его ориентиров с позиции современных требований государства и общества. Такое уточнение, во-первых, позволит актуализировать в сознании студентов значимость воспитания и самовоспитания нравственных качеств, во-вторых, обеспечит новые основания для выбора и реализации воспитательных средств и методов, форм деятельности, в-третьих, задаст индикаторы для конструирования критериев и показателей качества воспитательной работы вуза.

Конкурентоспособность как качество личности, актуализированное

конкурентными условиями жизнедеятельности и проявляющееся в этих

условиях, имеет изначально биологическое происхождение (т. н. «всеобщая

борьба за жизнь», о которой упоминал еще Ч. Дарвин). По мере развития

общества, экономических отношений именно социально-экономические

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

процессы определяют природу конкуренции и, как следствие, содержание конкурентоспособности. Современные экономисты, трактуя конкуренцию по большому счету как соперничество за рынки сбыта [4; 5], называют ее наиболее цивилизованным способом борьбы за выживание экономических (производственных) структур. Полагаем, что правомерность использования определения «цивилизованный» в данном случае обусловлена именно наличием этических норм и правил осуществления конкурентных взаимодействий, накладывающих отпечаток и на спектр конкурентных качеств.

Исследователи, раскрывающие конкурентоспособность специалистов (менеджеров) как профессиональное качество, характеризуют его тем не менее как социально-детерминированный комплекс личностных характеристик [5; 6]. В числе этих характеристик, естественно, значительное место занимают профессиональные качества (профессиональные компетенции, гибкость и адаптивность, деловые качества и пр.). При этом важное значение придается и общим, не относящимся к профессии, свойствам, включая нравственные: осмысленности жизни и ценностной ориентированности; искренности и коммуникабельности; природным физическим и характерологическим качествам как конкурентным преимуществам; интеллигентности, культуре; организованности и др. [5; 6].

Некоторые ученые не связывают конкурентоспособность только с

профессиональными свойствами, а включают в ее состав нравственные

компоненты [1; 3]. В частности, данное качество раскрывается: как базовая

творческая характеристика личности, объединяющая интеллектуальные и

деловые, морально-волевые свойства (уважительность и терпимость по

отношению к окружающим, способность делать этический выбор в условиях

состязательности, ответственность и др.); как элемент социально значимых

характеристик (порядочность, ответственность, толерантность и др.) и

ценностных ориентаций (ценностное отношение к человеку, законным

интересам окружающих, стремление к взаимопомощи и др.) [1; 3].

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

Примечательно, что нравственные характеристики в числе конкурентных

преимуществ Л. А. Емельянова называет дефицитными качествами и

обосновывает особую важность их формирования в процессе

профессиональной подготовки. Значимость данных характеристик автор

объясняет необходимостью для достижения конкурентоспособности:

выстраивать коммуникацию с социумом, включая коллег и потребителей,

на основе духовных ценностей, порядочности, гуманности и др.;

соблюдать этические нормы и правила, следовать общественно важным

целям с использованием при этом нравственно оправданных средств и др. [7, с.

80].

Вышеприведенные требования характеризуют больше личностные, чем узкопрофессиональные качества, тем более что автор указывает на зависимость конкурентоспособности субъекта от его профессионального, личностного, адаптационного, нравственного, мотивационного потенциалов.

О. С. Дейнека раскрывает конкурентоспособность личности как сочетание актуальности и потенциальности, причем актуальные способности задают потенциальные возможности успешно конкурировать. Детерминантами конкурентоспособности в этом случае выступают:

внутренние личностные факторы, включая креативность, коммуникабельность, этичность, целеустремленность и др.;

внешние личностные и социальные (знания, компетенции, личные связи, финансовое положение, правовое общество и др.) факторы [2, с. 51].

Интересно, что проведенное ученым эмпирическое исследование, в котором участвовали студенты вузов, выявило наличие отрицательной корреляционной связи между моральными качествами личности и успешностью в конкурентных взаимодействиях. Иными словами, респонденты считали, что нравственный императив практически является помехой для достижения конкурентного успеха [2, с. 54].

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

С. А. Пфейфер, формулируя классическое определение

конкурентоспособности, уточняет его такой характеристикой, как способность к цивилизованному разрешению возникающих противоречий. Автор отмечает, что указанную способность следует рассматривать в разряде ключевых компетенций, а ее формирование в значительной степени обусловлено воспитанием у студентов традиционных гуманистических ценностных ориентаций, нравственности, совестливости, правдивости и др. [8, с. 228].

Л. Н. Мотунова, рассматривая модель конкурентоспособного выпускника вуза с позиции факторов достижения жизненного/профессионального успеха, включает в нее волевые, деловые, коммуникативные качества личности, а также нравственные характеристики: справедливость, благородство, честность, заботу о людях. Конкурентные преимущества выпускника вуза, которые сделают его востребованным на рынке труда и будут способствовать его трудоустройству и дальнейшему профессиональному успеху, автор выражает через интегральное понятие «ресурс конкурентоспособности», включающий в числе прочего и личностный ресурс (качества социально зрелой личности, нравственные ценности и гуманистические ориентации, социально одобряемые интересы и др.) [9, с. 179].

Все вышесказанное позволяет рассматривать конкурентоспособность как личностное качество, имеющее и фундаментальное, и узкопрофессиональное содержание. Первое составляет базу дальнейшего развития специфических компонентов и включает нравственные качества различной этимологии.

Перейдем к определению структуры нравственного компонента конкурентоспособности как интегрального качества личности. Данная структура может быть выделена на основе результатов исследований, посвященных структурированию конкурентоспособности в целом. Перспективными в данном аспекте видятся мнения следующих ученых:

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

В. И. Шаповалова, включающего в состав конкурентоспособности

прогностические, когнитивные, технологические, ценностные и эмоциональные группы качеств;

B. И. Андреева, обосновывающего в роли конкурентных преимуществ креативные, нравственные и гражданские качества личности;

C. А. Хазовой, представляющей конкурентоспособность как интеграцию социально и профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций гуманистически-нравственного характера, ключевых и профессиональных компетенций, а также социально и профессионально значимых качеств, включая нравственные качества личности;

Л. А. Емельяновой, определяющей важными качествами конкурентоспособной личности (помимо деловых характеристик и умений, коммуникативных способностей) еще и нравственные качества, задающие ценностную нормативность поведения человека и др.

В рассмотренных выше структурах конкурентоспособности личности нетрудно заметить интегральные свойства и отдельные характеристики (качества) личности, которые мы отнесем к ее нравственной сфере: нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированную адекватность (В. И. Шаповалов); честность, справедливость, добросовестность, высокую ответственность перед потребителем (Л. А. Емельянова); нравственность, совесть, добродетель (С. А. Пфейфер); справедливость, благородство, честность, заботу о людях (Л. Н. Мотунова); ответственность, обязательность, толерантность, способность к временным компромиссам, самостоятельность в условиях нравственного выбора (В. И. Андреев).

Необходимость акцентировать внимание на нравственных ценностно-

целевых ориентирах/критериях при моделировании процесса формирования

конкурентоспособности личности студентов находим в исследовании Н. В.

Родионовой, которая в качестве альтернативы традиционной модели

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

«экономического человека» предлагает структуру «комплексной модели человека», центральное место в ней отводится внутренним регуляторам поведения (совесть и духовность) и внешним этическим регуляторам (идеалы и ценности общества). Таковыми регуляторами, по мнению автора, являются следующие механизмы:

идентификация собственных потребностей и их соотнесение с собственными возможностями (в смысле умений, компетенций, потенций и т. п.), что является основой становления ценностного фундамента личности;

контроль достижения личных целей и оценка соответствия результатов активности критериям справедливости и общественной пользы, обеспечивающие становление мотивационной сферы личности;

регуляция поведения личности в соответствии с моральными нормами, социальными ценностями и идеалами, на основе чего складываются стратегии социального поведения человека [10, с. 49].

Итак, в составе нравственного компонента конкурентоспособности личности можно ориентировочно выделить:

собственно характерологические качества личности; в их число, по мнению исследователей, входят добросовестность, порядочность, высокая ответственность, справедливость, честность, забота и др.; ценностные ориентации гуманистического характера; мотивы и потребности в области нравственно оправданного поведения, деятельности, взаимодействия;

морально оправданное жизненное и профессиональное целеполагание. Для уточнения содержания указанных групп нравственных характеристик личности обратимся к исследованию С. А. Хазовой. Анализ предлагаемой автором структуры конкурентоспособности позволяет заключить, что в той или иной форме нравственные качества представлены в таких компонентах конкурентоспособности специалиста, личности, как:

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

акмеологическая направленность - социально и профессионально

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ориентированная, раскрывающаяся в целях и ценностях, установках и мотивах

морально оправданного поведения, социального и профессионального

взаимодействия;

социальная компетентность - в виде ключевых компетенций

равноправного, гуманного взаимодействия в социальной среде;

социально значимых личностных качеств, включающих нравственные

черты личности, среди которых - порядочность, моральная чистоплотность,

толерантность, доброжелательность и др. [1, с. 254].

Относительно социально значимых качеств отметим следующее.

Определение «социально значимые», а также требование «социализации» и

«выполнения социальных ролей», «социального общения» естественным

образом помещают в эту группу качества личности, отражающие ее моральную

нормативность: социальную ответственность, добросовестность, честность,

справедливость, надежность, коллективизм, преданность «своим», здоровое

соперничество, самопрезентацию коллективистских ценностей и чувств и др.

Но тот же «субъективный фактор» позволяет нам говорить здесь и о таких

нравственных качествах личности, как милосердие, справедливость,

сострадание, забота, сочувствие, спасение жизни другого. Как мы уже

отмечали, большая часть указанных качеств составляют нравственный

императив (основы) личности.

Мотивационная сфера человека определяет акмеологическую

направленность личности и цели, которые он достигает или пытается достичь в

своей жизни, профессиональной деятельности. Как известно, все профессии

существуют для служения обществу, при этом в силу миссии профессий

группы «Человек - Человек» соответствующим специалистам важно уметь

сочетать рыночные и социальные принципы работы. Исходя из этого, рынком

(работодателями, потребителями) востребован социально ответственный

специалист, принципиальный, внимательный, доброжелательный и

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

неравнодушный к остальным субъектам деятельности (и к коллегам, и к потребителям профессиональных услуг), собранный и сосредоточенный, морально чистоплотный, обладающий профессиональной выдержкой, коммуникабельностью, контролем и высоким самоконтролем в различных ситуациях, терпеливый и тактичный, гуманный, отзывчивый по отношению к окружающим, умеющий проникнуться их интересами.

В результате можно представить перечень социально значимых качеств личности, которыми должен обладать конкурентоспособный специалист: образованность, компетентность, трудолюбие, работоспособность, исполнительность, собранность, сосредоточенность, аккуратность, чистоплотность, инициативность, коммуникабельность (общительность), контроль, самоконтроль, социальная ответственность, (само)ответственность, принципиальность, внимательность, доброжелательность, неравнодушие, терпение, терпимость, сдержанность, тактичность, гуманность, отзывчивость, доброта, человечность, честность, порядочность. Из указанного спектра выделим базовые (основные) качества, отражающие нравственную ориентацию личности в любой профессиональной деятельности, обыденной жизни и в идеале, и в действительности: ответственность (как социальная, так и в форме совести - внутренняя), доброжелательность, доброта, неравнодушие, отзывчивость, терпимость, гуманность, честность и порядочность.

Б. С. Братусь обращает внимание на то, что для характеристики личности,

ее нравственной ориентации необходимо представлять себе всю

соподчиненную систему или иерархию мотивов: главных и ведущих,

второстепенных и подчиненных [11]. С его точки зрения, именно категория

«мотива» расширяет сферу понимания и анализа нравственной организации

личности, а наличие у нее побуждения, направленного на решение общественно

значимых задач, помощь другим и т. п. (моральных мотивов), во многом

определяет нравственную позицию и нравственное поведение человека.

Сознательная, а потому особо прочная нравственная позиция возникает на

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

основе личностных ценностей как «осознанных общих смысловых образований», принятие которых «закрепляет единство и самотождество личности в значительных отрезках времени, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль» [11, с. 27].

В условиях либерализации экономики, насыщения потребительского рынка товарами и услугами, рекламой, а также ввиду необходимости социальной адаптации населения к кризисам и социальным невзгодам доминирующее значение в ценностной структуре массового сознания россиян приобрели ценности потребительского общества и прагматические установки жизнеобеспечения; обозначился приоритет терминальных социальных ценностей (личной безопасности, здоровья, семьи и детей, комфортной жизни и др.) над инструментальными (профессионализмом, образованностью, нравственностью, межэтнической толерантностью и др.) [12].

Однако именно ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом, всей совокупностью переживаний индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В связи с этим ценностные ориентации представляются важнейшим содержательным элементом нравственных конкурентных качеств личности:

на ценностных ориентациях базируются нравственные убеждения личности;

система ценностей личности определяет постановку морально оправданных целей деятельности, выбор и использование нравственно приемлемых средств их достижения;

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

характер личностных ценностей детерминирует становление

нравственных принципов поведения, общения, деятельности и др.

Очевидно, что именно на прочном ценностном фундаменте формируются

и становятся устойчивыми чертами личности такие характеристики, как

личностная надежность и порядочность в отношениях, приверженность

высоким идеалам (не приносящим утилитарной выгоды), способность

действовать в соответствии с этими идеалами и т. п.

Все вышесказанное позволяет в целом охарактеризовать доминирующую

устремленность личности, тенденции ее поведения и деятельности (в том числе

как субъекта нравственных отношений) через понятие «нравственные основы

конкурентоспособности». Представляется, что под нравственными основами

конкурентоспособности правомерно понимать фундаментальную, базовую

характеристику личности, интегрирующую:

этически обусловленные ценностные ориентации (свободы, равенства,

уважения, толерантности, блага личности и общества и др. );

нравственно приемлемые мотивы взаимодействия (не только личная

выгода, но и социальная польза; не победа ради победы или ради выгоды, но

победа ради наилучшего выполнения задачи и др.);

морально оправданные установки общения, поведения, деятельности

(сотрудничество в условиях соперничества, выбор нравственно обоснованных

типов конкурентного поведения и др.);

личностные черты, объединенные в понятие «нравственные качества»

(порядочность, честность, справедливость, терпимость, ответственность,

доброта, верность и др.).

Данная характеристика обеспечивает студентам конкурентные

преимущества благодаря положительному восприятию окружающими их

лучших гуманистических черт, проявляемых в ситуациях конкуренции.

Качество воспитательной деятельности вуза правомерно оценивать по

показателям сформированности нравственных основ конкурентоспособности

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

студентов. Для этого ориентировочно можно использовать методы диагностики, адекватные сущности и содержанию конкретной группы нравственных качеств (табл.).

Таблица - Компоненты и методы диагностики нравственных основ

конкурентоспособности студентов

Компонент (группа нравственных качеств) Содержание компонента Методы и инструменты диагностики

ценностный ориентация на ценности честного состязания, свободы, равенства, уважения, толерантности, блага личности и общества и др.; ориентация на выбор нравственно приемлемых целей и способов деятельности в конкурентных ситуациях метод: тестирование; инструмент: тест на выявление ценностных ориентаций

когнитивный знания относительно сущности и убежденность в значимости нравственных качеств для достижения устойчивой конкурентоспособности методы: опрос, анкетирование; инструменты: тематический опросник, анкета

потребностный мотивы конкурентного взаимодействия, связанные и с личной, и с общественной пользой, стремление к качеству деятельности, потребность оставаться «порядочным человеком» метод: тестирование; инструмент: тест на выявление мотивов конкурентного поведения

поведенческий сотрудничество в условиях соперничества, реализация морально оправданных типов конкурентного поведения и др. методы: педагогическое наблюдение, экспертная оценка, самооценка; инструменты: стимульный материал с описанием сущности сотрудничества/соперничества, типов конкурентного поведения, бланк (наблюдения, оценки)

личностный порядочность, честность, справедливость, терпимость, ответственность, доброта, верность и др. методы: педагогическое наблюдение, экспертная оценка, самооценка; инструменты: стимульный материал с описанием сущности и внешних проявлений качеств, бланк (наблюдения, оценки)

Дальнейшее исследование по данной проблематике предполагается в направлении разработки критериально-диагностического инструментария,

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

включающего описание уровневых индикаторов сформированности каждой группы нравственных качеств, комплекс конкретных методик оценки этих качеств, а также шкалы оценивания и алгоритм определения уровня сформированности нравственных основ конкурентоспособности студентов как показателя качества воспитательной деятельности вуза.

Список источников

1. Хазова С. А. Критерии развития конкурентоспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2011. Вып. № 2. С. 254-260.

2. Дейнека О. С. Представления о конкурентоспособной личности и конкурентоспособной стране // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Психология. Социология. Педагогика». 2011. Вып. № 1. С. 49-59.

3. Андреев В. И. О гарантированности качества высшего образования и саморазвития конкурентоспособной личности // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 149. Кн. 1 «Гуманитарные науки». 2007. С. 61-69.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2007. 495 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Изд-во Эксмо, 2008. 544 с.

6. Шаповалов В. И. Методологические и практические вопросы конкурентоспособности управленческого персонала // Философская школа. 2017. № 1. С. 92-100.

7. Емельянова Л. А. Интегральные характеристики конкурентоспособного специалиста: контекстный подход // Проблемы психологии управления. 2010. № 3. С. 76-85.

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

8. Пфейфер С. А. Педагогические основы исследования проблемы

развития конкурентоспособной личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 226-231.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мотунова Л. Н. Психофизиологические ресурсы личности как основа ее конкурентоспособности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2. С. 176-180.

10. Родионова Н. В. Комплексная модель человека в системе управления персоналом // Российское предпринимательство. 2004. Т. 5. № 3. С. 48-50.

11. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Изд-во Знание, 1985. 64 с.

12. Бойков В. Э. Эволюция ценностных ориентаций россиян - в каком направлении они формируются // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 3. С. 14-21.

References

1. Khazova S. A. Criteria for development of competitiveness of the person. Vestnik Adygheiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria «Pedagogika i psykhologia» = The Bulletin of Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011;(2):254-260. (In Russ.).

2. Deineka O. S. The representations of competitive personality and competitive country. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria «Psikhologia. Sotsiologia. Pedagogika» = Vestnik of Saint-Petersburg University. Series «Psychology. Sociology. Pedagogy». 2011;(1):49-59. (In Russ.).

3. Andreev V. I. On assurance of quality of higher education and self-education of competitive personality. Uchenye Zapiski Kazanskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Т. 1 «Gumanitarnie Nauki» = Proceedings of Kazan University. Book 1 «Humanities Series». 2007;(149):61-69. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

4. Raizberg B. A., Lozovskii L. Sh., Starodubtseva E. B. Modern

dictionary of Economics. Moscow: Publishing House INFRA-M; 2007. 495 p. (In Russ.).

5. Fatkhutdinov R. A. Management of organizational competitiveness. Moscow: Eksmo Publishing House; 2008. 544 p. (In Russ.).

6. Shapovalov V. I. Methodological and practical issues of competitiveness of a management personnel. Filosofskaya shkola = Philosophical School. 2017;(1):92-100. (In Russ.).

7. Emelyanova L. A. Integral Characteristics of a Competitive Specialist: Contextual Approach. Problemi psikhologii upravleniya = Psychology of Management Problems. 2010;(3):76-85. (In Russ.).

8. Pfeifer S. A. Development of the competitive ability of the personality. The pedogogical bases of the investigation of the problem. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University. 2012;(2(138)):226-231. (In Russ.).

9. Motunova L. N. Psychophysiological resources personality as the basis of its competitiveness. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Voronezh State Technical University. 2013;(9(3-2)):176-180. (In Russ.).

10. Rodionova N. V. Complex model of the man in a staff control system. Rossiiskoepredprinimatelstvo = Russian Business. 2004;(5(3)):48-50. (In Russ.).

11. Bratus B. S. Moral consciousness of the person (psychological study). Moscow: Znanie Publishing House; 1985. 64 p. (In Russ.).

12. Boikov V. E. Evolution of value orientations of the Russians - in which direction they are formed. Sotsialnaya politika i sotsialnoe partnerstvo = Social Politics and Social Partnership. 2010;(3): 14-21. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 5-23. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 5-23.

Информация об авторах

Л. А. Саенко - доктор социологических наук, профессор; профессор

кафедры общей педагогики и образовательных технологий;

Н. Н. Трунов - старший преподаватель учебного центра;

Е. Ю. Липилина - кандидат педагогических наук, доцент; доцент

кафедры общей педагогики и образовательных технологий;

И. В. Макрушина - кандидат педагогических наук, доцент; заведующий

кафедрой безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании.

Information about the authors Ludmila A. Saenko - Doctor of Science in Sociology, Professor of the Chair of General Pedagogics and Educational Technologies;

Nikolai N. Trunov - Senior Lecturer of the Training Center; Elena Yu. Lipilina - Candidate of Science in Pedagogics; Associate Professor of the Chair of General Pedagogics and Educational Technologies;

Inna V. Makrushina - Candidate of Science in Pedagogics; Head of the Chair of Life Safety and Drug Prevention.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.12.2022; одобрена после рецензирования 20.12.2022; принята к публикации 24.01.2023.

The article was published 19.12.2022; approved after reviewing 20.12.2022; accepted for publication 24.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.